—305— почему вера и любовь одних членов Церкви может спасительно воздействовать на других, мы не в состоянии. Но во всяком случае это – истина, не подлежащая ни малейшему сомнению и засвидетельствованная во множестве мест Св. Писания. В слове Божием заповедуется нам молиться друг за друга ( Иак.5:16 ), молиться за всех людей ( 1Тим.2:1 ; сн. Еф.6:18–19 ), – говорится, что молитвы наши за ближних могут быть благотворны для них в нравственном отношении ( 2Фес.1:11–12 ; Еф.6:18–19 ), что особенно много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16 ). Разделять здесь умерших от живущих не согласно с духом Библии, где сказано: «Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Сам Спаситель наш, во время Своей земной жизни, не раз являл животворную помощь людям по вере и предстательству их ближних. Так, Он отпустил грехи и исцелил расслабленного за веру принесших его (Мф.9:2; Мк.2:5 ); исцелил слугу сотника капернаумского по вере господина его (Мф.8:13; Лк.7:9–10 ); исцелил бесноватую дочь хананеянки за веру матери ее ( Мф.15:28 ); воскресил дочь Иаира по вере отца ее ( Мк.5:36 ; Лк.8:50 ) и сына вдовы наинской – по состраданию к ней ( Лк.7:13 ). Ряд библейских свидетельств, подобных сейчас приведенным, можно было бы продолжить слишком далеко; но для утверждения той мысли, что вера и молитва одних может оказывать спасительное действие на других, вполне достаточно и сказанного. Молитва верующих содействует не телесному только и временному благосостоянию их ближних, но и духовному их совершенствованию, очищению от грехов и нравственному преспеянию. Ап. Павел свидетельствует перед филиппийцами: «молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве; чтобы познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (1:9–11). Но чтобы предстательство верующих друг за друга имело силу и действенность, необходимы известные условия со стороны тех, за кого это предстательство совер-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

15) В Церкви православной нет ныне ни апостолов, ни пророков, ни евангелистов, ни языков ( 1Кор.12:28, 14:26 ; Еф.4:11 ). «Апостолы», – «пророки», – «евангелисты» и «языки» составляют временные чрезвычайные служения и дарования Божии ( 1Кор.12:4–11, 18 ), свойственные апостольскому времени. Если теперь нет их в Церкви, то по Божиему изволению: «пророчества прекратятся, и языки умолкнут» ( 1Кор.13:8 ). Дар пастырства и учительства ( 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ), как необходимый для всегда пребывающих в Церкви служений слову проповеди и таинствам ( Еф.4:11–14 ; Мф.28:19–20 и др.), есть постоянный, и его имеет Церковь православная. 16) Корей, Дафан и др. наказаны Богом, как бунтовщики ( Числ. 16 гл.), а мы, видно, неповинны, если Бог не наказывает нас за отвержение священноначалия. «Не обманывайтесь, говорит апостол, … злоречивые … Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ). «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» ( 2Пет.2:9–10 ; ср. 3:9), а таковы и есть сектанты – лжеучителя. 17) Пастырей Господь осудил ( Ис.56:10–12 ; Иер.10:21, 50:6 ; Иез.22:26, 34:10 и др.). В указанных местах говорится о том, что Бог строго обличал израильских (ветхозаветных) пастырей за пороки, но за это их еще не устранял от служения, – они продолжали существовать до установления новозаветного священства, о котором Он ясно изрек обетование через тех же пророков ( Ис.66:21 ; Иер.3:15, 23:4, 33:18 ). 18) Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах ( Мк.12:38 ; Лк.20:46 ). Выражение «любят ходить» указывает на незаконное присваивание из тщеславия книжниками покроя одежд священства ветхозаветного. Священство новозаветное носит длинные одежды не из тщеславия, а как форму одеяния, установленную Церковью. Иисус Христос носил длинные одежды ( Ин.19:23 ; ср. Откр.1:13 ). Церковь как посредница в деле спасения человека

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Муж и жена совместно владеют имуществом, имущественные права супругов регулируются не церковным, а гражданским правом. Обязанности супругов взаимны, но взаимность эта неодинакова. Муж, по Божественному праву, является главой семьи. Ап. Павел учит: «...жене глава - муж...» (1 Кор 11. 3). «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол 3. 18-19). «...А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим 2. 12-15). Комментируя учение ап. Павла о Б. и семье, Архиерейский Собор 2000 г. подчеркнул: «Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. В частности, Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф 5. 22-23; Кол 3. 18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви, не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф 5. 21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога» (1 Кор 11. 11-12)» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Х 5). Мужу на основании учения, изложенного в Свящ. Писании, принадлежит право управлять семьей, но действовать при этом не с помощью жестоких и крутых мер, а посредством доброго совета и примера. Жена же обязана повиноваться мужу во всем и слушаться его, если только он не требует от нее чего-либо противного заповедям Божиим и нравственному закону Божию, ибо в таком случае справедливее более слушать Бога, нежели человека (ср.: Деян 4. 19).

http://pravenc.ru/text/Брак.html

Апостол Павел, сподобившийся особенной благодати Святого Духа ( 2Кор.12:1–5 ), хотя и был праведен пред Богом и людьми ( Евр.13:18 ; Флп.1:20 ), но признавал необходимыми для себя молитвы верующих и неоднократно просил своих благочестивых учеников молиться за него. «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу», – писал он римским христианам ( Рим.15:30 ). «Братия! молитесь о нас», – просит он и других христиан ( 1Сол.5:25 ; чит. Еф.6:18–19 ; 1Тим.2:1–3 ). Апостол и сам молится о верующих: «Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах своих ( Еф.1:16 ; чит. Флп.1:3–4 ; 2Сол.1:11–12 ). Но если молитвы праведников сильны пред Богом и спасительны для обращающихся к ним ещё при жизни праведников на земле, то тем более молитвы их должны быть плодотворны и угодны Богу, когда они (праведники), по переселении на небо, приходят в ближайшее общение со Христом и когда, следовательно, их предстательство пред Богом за людей может быть сильнее. На чём, однако, основывается вера, что святые могут ходатайствовать пред Богом и по отшествии своём на Небо? Да на том, что для Бога все (и умершие) живы: Лк.20:18 ; Рим.14:8 . На том ещё, что и по отшествии на небо святые состоят в общении с нами: «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» ( 2Пет.1:13–15 ). Нельзя забывать, конечно, того, что содействие святых угодников состоит не в том, будто они уделяют нам от своей праведности, но в том, что своими молитвами они умилостивляют Бога к нашим грехам и оказывают нам помощь в скорбях и нуждах: «Правда (же) праведного при нём и остаётся». А для успеха ходатайства святых за нас пред Богом с нашей стороны необходимо искреннее раскаяние в грехах. Пока «беззаконие беззаконного» будет оставаться с ним, – он не получит просимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

– Всякая неправда и проч.: мысль о грехах не к смерти могла повести кого-либо к тому, что могли бы к таковым грехам относиться равнодушно и ослабевать в строгости законных требований. Апостол потому научает строгому исполнению требований закона, так как всякое нарушение закона есть грех, всякая неправда есть грех, достойный наказания. Но не всякий грех угрожает опасностию духовной жизни грешника и подвергает осуждению на вечную смерть. 18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. 19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. 20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дол нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. 21 Дети! храните себя от идолов. Аминь. 18–21. Последние четыре стиха составляют как бы заключение всего послания. С нарочитым указанием – мы знаем апостол в трех стихах как бы повторяет сущность всего того, что он изложил пространно во всем послании и что верующие должны особенно напечатлеть в своем уме и памяти; последний стих с восклицанием – дети есть последнее краткое и сильное заключительное слово, имеющее, впрочем, связь с общим последним заключением, хотя афоризмом оканчивающее послание. Мы знаем (ст. 18): по вере во Христа Иисуса, просветившего нас светом Своего ведения тайн Божественных ( 1Ин. 2:27 ), из откровения и внутреннего свидетельства Духа, что всякий рожденный от Бога или возрожденный от Духа Святого ( 1Ин. 2:29, 3:1 ) не грешит (3, 6, 9); не предается греху, не обладается грехом, не препобеждается грехом; но рожденный от Бога хранит себя благодатию возрождения и полученных в нем духовных сил и дарований ( Иак. 1:27 ; 1Тим. 5:22 ), со всяким рачением от греха к смерти, и лукавый, сатана или диавол ( 1Ин. 2:14, 3:12 ; Еф. 6:16 ; 2Кор. 11:3 ), от падения своего ставший лукавым и лукавством соблазняющий и искушающий мир, не прикасается к нему, несмотря на всякие усилия и обольщения, не приближается к нему для искушения и соблазна грехом, чтобы он ниспал из благодатного состояния ( 1Пет. 5:8 ; Еф. 6:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Лк.11:17 . «Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падёт». Объясн. Эти слова относятся к тем, кто отделил себя от единства веры: Иуд.1:19 , и вопреки призыва Христа Спасителя: Ин.17:20–21 , и апостольского учения: 1Кор.12:12 ; Еф.4:5 , отпали от Церкви Христовой, запутавшись в собственных заблуждениях: Евр.6:4–6 ; 2Пет.2:20–22 . К разделу же имущественному притча эта не относится. 37) О смирении Мф.12:18 . «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд». Объясн. Эти пророческие слова Исаии ( Ис.42:1 ) относятся не к обыкновенному смертному человеку, а к Мессии: так как Он, благоволив себя умалить до раба: ср. Флп.2:7 , исполнил поручение Бога Отца: Ин.17:4 . Истинное смирение возвышает и людей смертных: Пс.146:6 ; Сир.3:18 , но против ложного и лицемерного смиренномудрия предостерегает апостол: Кол.2:18 . 38) Об истинных подвижниках Евр.13:13 . «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание». Объясн. Истинные соратники и сподвижники Христовы должны бывают на самом деле находиться вне стана (суетного мира), словно бы на военном положении, всегда готовые к ополчению против врагов тьмы века сего, духов злобы поднебесных: Еф.6:11–17 . 39) О христианском терпении Евр.12:2 . «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия». Объясн. Христос, после Своих страданий и крестной смерти, воскрес из мёртвых и вознёсся на небо, как и в другом месте говорит апостол: Флп.2:8–11 . И мы, если только будем по вере в Иисуса Христа терпеливо переносить свои страдания и скорби, удостоимся величайших наград за подвиги: 1Кор.2:9 . 40) О мире внутреннем и внешнем Ин.14:27 . «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». Объясн. Мир понимается здесь в смысле внутреннего в человеке умиротворения, а не внешнего: Рим.14:17 ; Флп.4:7 ; о мире с внешней стороны ученикам Своим Христос сказал: «в мире будете иметь скорбь»: Ин.16:33 , а в другом месте Господь ещё сильнее высказал о предстоящих скорбях исповедников учения Его: Мф.10:32–36:24:5–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Смотрю направо я, не узнают меня. К Тебе, Господь, Твой раб прибегнуть токмо может. В земле живых Ты часть моя, воскликнул я. К Тебе, Господь, мой Бог, глаза я обращаю. О, Боже! не отринь на век души моей. На одного Тебя надежду возлагаю: Не дай мне в сети пасть, в соблазны злых людей. (Из псалма 142) Внемли мне, Господи, прими мое моленье. По правде истине услыши голос мой. Не вниди в суд с рабом Твоим в его смятенье: Не оправдится всяк живущий пред Тобой. Враг душу истомил, жизнь в прах мою низвергнул, Во мрак низвел меня, как мертвеца во гроб. Томится дух во мне: я сердцем унываю; Дни вспомнив древние, делам Твоим дивлюсь, Изведав их, к Тебе я руки простираю: Как без воды земля, алкаю и крушусь. Потщись мне внять, Господь: мой дух изнемогает. Лица мне не сокрой, да с мертвым не сравнюсь. Важность молитвы «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Рим.10:13 ). «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Мф.26:41 ), – говорил Господь ученикам Своим. И из нас все те, которые не бодрствуют духом и не молятся, не свободны от того зла, в котором лежит весь мир ( 1Ин.5:19 ), то есть покоятся сыны века сего, о коих Господь говорит: «огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не… не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Мф.13:15 ). – Вот истинное бедствие, в котором находятся все люди, не обращающиеся с молитвой к Богу! «Ибо приходит гнев Божий на сынов противления» ( Еф.5:6 ), – и снизойдут «во ад все народы, – забывающие Бога» ( Пс.9:18 ). «Близок Господь, – как сказано, – к призывающим Его во истине» ( Пс.144:18 ); «прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» ( Еф.4:17–18 ). – Хотя и помышляет о себе каждый из них: в род и род не приключится мне зла; но истина говорит: «зато внезапно придет погибель его» ( Притч.6:15 ). «Обратитесь ко Мне… и Я обращусь к вам» ( Зах.1:3 ), – взывает Господь, пришедый спасти грешных.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Лица мне не сокрой, да с мертвым не сравнюсь. Важность молитвы Всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется ( Рим.10:13 ). Бдите и молитеся, да не внидете в напасть ( Мф.26:41 ), – говорил Господь ученикам Своим. И из нас все те, которые не бодрствуют духом и не молятся, не свободны от того зла, в котором лежит весь мир (Ср. 1Ин.5:19 ), то есть покоятся сыны века сего, о коих Господь говорит: огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не уразумеют и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Мф.13:15 ). – Вот истинное бедствие, в котором находятся все люди, не обращающиеся с молитвою к Богу! Ибо грядет гнев Божий на сынов противления ( Еф.5:6 ), – и снизойдут во ад все народы, забывающие Бога ( Пс.9:18 ). Близок Господь, как сказано, к призывающим Его во истине ( Пс.144:18 ); все же прочие ходят в суете ума их, помрачены смыслом, суще отчуждени от жизни Божией, за невежество и окаменение сердец их (Ср. Еф.4:18 ). – Хотя и помышляет о себе каждый из них: в род и род не приключится мне зла ( Пс.9:27 ); но истина говорит: сего ради внезапу приходит ему погибель ( Притч.6:15 ). Обратитеся ко Мне и обращуся к вам ( Зах.1:3 ), – взывает Господь, пришедый спасти грешных. И пророческое вещание учит: возьмите с собой словеса, и обратитеся ко Господу Богу, и поклонитеся Ему кийждо от места своего ( Ос.6:3 ). Ибо без Мене, – Господь еще говорит, – не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ). Если мы сами собою не способны и помыслить что-либо богоугодное, но способность наша от Бога ( 2Кор.3:5 ), как замечает апостол Павел, то потому и никто в разум истины прийти не может, если не будет, как Давид, просить Бога: доброму разумению и ведению научи меня ( Пс.118:66 ). Посему и Господь научает: просите, и дастся вам ( Мф.7:7 ). Если же у кого из вас, – говорит нам Писание, – не достает мудрости, да просит у Бога: и дастся ему ( Иак.1:5 ). Кто просит Бога уразуметь истину, тот со временем скажет: благословлю Господа, вразумившего меня, даже и ночью учит меня внутренность моя ( Пс.15:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Остановимся прежде всего на словах Авраама, блаженствовавшего в раю. Он сказал богачу, страдавшему в адском пламени: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:26 ). Из слов Авраама следует, что в Ветхом Завете между раем и адом находилась «пропасть великая». Этой пропасти умершие своими силами перейти не могли. – Такое положение продолжалось до пришествия Христа на землю. Но вот «явился Бог во плоти» ( Гал. 4, 4 ; 1Тим.3:16 ). Своими крестными страданиями Он связал силы адские ( Евр. 2,14–16 ; Кол. 2, 14,15 ). От Отца Он получил ключи от ада и рая, как написано в Откровении ( Откр.1:18 ). Теперь я спрошу вас, умные люди: зачем Христу даны ключи от ада, если из него нет перехода в рай? Что не отворяется, как бездверная каменная стена, от того и ключей не бывает. А раз у Господа есть ключи от ада, – ясно, что врата адовы могут отворяться. Так и свидетельствует нам Слово Божие. В 1 Послании Ап. Петра написано: Христос, «ожив духом, находящимся в темнице духам сошед проповедал» ( 1Пет.3:19 ; ср. Еф. 4, 9 ; Рим. 10, 6, 7 ). Сообразите сами: в Ветхом Завете, пока царил Моисей и пророки, была непроходимая пропасть между раем и адом. Но пришел Господь на землю; пострадал за наши грехи. И вот Он первый переходит пропасть, разделяющую ад от неба и земли. По своем переходе, как учат все христиане, Господь извел из ада души томившихся там праведников ( 1Пет.3:19–20 ; 1Пет.4:6 ; Еф.4:9 ). Значит, можно ли говорить, что после Христа нет перехода из ада в рай? – Это было бы заблуждением. Господь открыл этот переход. Он же имеет ключи от ада и рая. Имеет, без сомнения, для того, чтобы употреблять их в дело, по прошению верующих ( Ин.15:7 ). Вот почему мы с дерзновением молимся за умерших. Анатолий сказал: – Не ясно... На строке нет в Евангелии, чтобы было после смерти прощение грехов. Я ответил: – Ты, друг Анатолий, клевещешь на Слово Божие. В Ев. от Матфея читаем: «если кто скажет слово на Сына Человечееского, простится ему, если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сём веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ). Смотри: Христос отдельно говорит о прощении грехов в веке «будущем». Если бы там не было прощения грехов, Господь бы умолчал о том или прямо сказал, что в веке будущем совершенно нет прощения грехов. А то Он упомянул о прощении грехов в загробной жизни. Явно, что, вместе с прощением, Господь может перевести души людей из одного места в другое...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Праведный Иов говорит о своем отходе «в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» ( Иов. 10:21 ). Хотя состояние разных душ там, в аду, и было разным. Так, Исайя описывает вхождение в ад царя вавилонского. «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем... все они (умершие цари и вожди – Г. Ф.) будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордость твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви покров твой» ( Ис. 14:9–11 ). Но иначе видит свое схождение в ад Давид: «сойду ли в преисподнюю – и там Ты (Господи)» ( Пс. 138:8 ). Праведные там упокоевались. Вот мы видим Самуила, потревоженного через аэндорскую волшебницу Саулом. «Сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?» ( 1Цар. 28:15 ). То есть по смерти он нашел упокоение. На разное состояние в аду указал и Сам Спаситель, рассказывая о богаче и бедном Лазаре ( Лк. 16:19–31 ). Но участь у всех была одна, пока не явился Сокрушитель главы змиевой, Христос, который «нисходил... в преисподние места земли»; «пленил плен» ( Еф. 4:9,8 ), победил ад. Христос «был умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Пет. 3:19 ). О чем апостол Петр так говорит: «для того и мертвым было благовествуемо» ( 1Пет. 4:6 ). Но вот, слышим победный клич апостола Павла: «Поглощена смерть победою. Смерть, где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор. 15:54–55 ). А тайновидец Иоанн видит Христа, имеющего ключи «ада и смерти» (1,18). Так ад оказался плененным. Ныне праведные во Христе наследуют по обетованию жизнь в раю. «Ты сегодня же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ), – сказал Христос разбойнику на кресте. Для людей же нечестивых за смертью следует ад (6,8). Однако сейчас и в раю еще блаженство несовершенное, как говорит апостол Павел. И там еще не достигли совершенства ( Евр. 11:40 ), и в аду мучения не окончательны, ибо взятый в плен ад ( Еф. 4:8 ) будет еще ввержен в озеро огненное – геенну. Так от рая надо отличать новое небо и новую землю, вечное блаженство; а от ада, где ныне «некое страшное ожидание суда», надо отличать «ярость огня», геенну, куда ад будет ввержен ( Евр. 10:27 ; Откр. 20:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010