Рим.16:20 . «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь». Объясн. Апостол видит истинных последователей Христа уже борющимися со лжеучителями, производящими разделения и соблазны: ст.17–18, и пророчествует, что Бог мира скоро сокрушит учителя всякой лжи – сатану, под ноги их. Этим пророчеством апостол воодушевляет их мужество противостоять врагам истины, о которых подробнее говорится в других местах Писания: 2Пет.2:1–2 ; Деян.20:30 ; Тит.1:11 ; 1Тим.1:7 ; 2Тим.3:5 . 2Кор.10:4 . «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы». Объясн. Как прежде христиан апостол сравнивал с храмами Божиими: 1Кор.3:16–17 , так ныне лжеучителей и нечестивых сравнивает с твердынями дьявола: Еф.6:11–12 : 1Пет.5:8–9 , на разорение которых он имеет духовное оружие: Еф.6:14–17 . Гал.1:4 . «Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего». Объясн. Под «лукавым веком» может разуметься такое препровождение настоящей жизни, в котором открываются случаи к лукавству: Еф.5:10–13 , а также и «дни лукавства»: Еф.5:15–16 . Лукавство происходит от лукавых делателей: 2Кор.11:13–15 , от которых Сам Господь предостерегает: Мф.24:4–5 ; к таковым же лукавым делателям относятся и все лжеучители, вводящие пагубные ереси: 2Пет.2:1–2 ; 1Тим.4:3–4 . Еф.3:18–19 . «Чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». Объясн. Вот плод вселения Христа Господа в сердца, – совершенство разумения! – Где Христос, там и ум Христов, как и апостол говорит о себе: мы имеем ум Христов; 1Кор.2:16 . Но могут ли иметь ум Христов те, которые здравого учения евангельского не принимают: 2Тим.4:3 , не почитают за святыню Кровь завета: Евр.10:29 и, желая быть законоучителями, не разумеют того, о чём говорят: Тит.1:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Еф.3:19 .  и ура­зу­меть пре­восходящую ра­зу­ме­ние любо­вь Христову, дабы вам исполниться всею по­лнотою Божиею. В этих двух стихах рисуются результаты «вселения Христа в ваши сердца». Русский перевод при этом берет в этот 18-й стих последние слова стиха 17-го (см. ст. Еф.3:17 по греч. и слав. тексту) и делает это совершенно основательно, потому что выражение греческое: εν αγπη ερριζωμνοι κα τεθμ. совершенно не согласуется с предшествующим: κατοικσαι Ι. Χριστν. В русском переводе, таким образом, дается мысль о том, что пребывание в христианской любви ( «укоренение» – указывает на образ растения, глубоко пускающего свои корни в почву, а «утверждение» – на образ строения на твердом фундаменте) даст Ефесянам, наравне с другими христианами ( «святыми»), постигнуть во всем его величии и со всех сторон ( «широта и долгота....)» главный предмет христианского познания, именно бесконечно возвышенную любовь Христову, по которой Христос отдал Себя в жертву за грехи людей, и вообще сделаться исполненными всеми божественными благодатными дарованиями ( «полнотою Божиею»). Еф.3:20 .  А Тому, Кто дей­с­т­ву­ющею в нас силою может сделать несравнен­но больше всего, чего мы про­сим, или о чем по­мышля­ем, Еф.3:21 .  Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь. Славословие Богу вполне здесь уместно, так как третьею главою Ап. заканчивает догматическую часть своего послания – изображение величия христианства. Бог здесь изображается как такой, Который может дать нам гораздо больше, чем мы просим у Него. – «Действующею в нас силою» – правильнее: «сообразно или согласно с тем, что сила Его уже делает в нас, христианах». Что сделано этою силою – об этом у Апостола можно читать выше, напр. в Еф.2:1–10 . – «В Церкви во Христе Иисусе». Первое выражение обозначает ту среду, в которой должно совершаться прославление Бога, а второе – побуждение к этому прославлению. Таким побуждением является дело нашего спасения, совершенное Христом. – «Во все роды» – в последующие поколения. – «От века и до века» – точнее: «века веков или самые отдаленные века, идущие в бесконечность» (проф. Богдашевский). Это – определение к выражению «во все роды».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еф.6:17 .  и шлем спасе­ния возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие. «Паче всего» – точнее: «на все то, что ранее упомянуто, надо взять или прикрыться щитом веры» – конечно, «веры», как уверенности в истине христианства. Это щит очень большой ( θυρες), покрывавший все туловище воина, в который могли попасть, без вреда для носителя этого щита, и стрелы, которые иногда метались зажженными. – «Шлем спасения», т. е. уверенность в том, что мы спасены заслугами Христа. – «Меч духовный», т. е. подаваемый Духом Божиим. – «Слово Божие» – т. е. Евангелие (ср. Рим.1:16 и Мф.4:4 ). Еф.6:18 .  Всякою молитвою и про­ше­нием молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким по­стоян­ством и моле­нием о всех святых Духовная борьба непременно должна сопровождаться молитвою к Богу. Эта молитва – «всякая», т. е. принимает различный характер по мере нужды, какую чувствует духовный воин. Молитва должна совершаться в Духе Божием, Который помогает нам в молитвах (ср. Рим. 8:26 ). При этом духовный воин должен постоянно молиться и о всех христианах ( «святых»), так как и все они ведут духовную борьбу с духами злобы ( «постоянством и молением» – постоянно молясь). «Никогда не будет того, чтобы ты, во время молитвы, имея в виду одного себя, таким образом, привлек к себе милость Божию» (Златоуст). Еф.6:19 .  и о мне, дабы мне дано было слово – устами мо­ими открыто с дерзнове­нием воз­вещать тайну бла­го­ве­с­т­вования, Еф.6:20 .  для которого я исполняю по­соль­ство в узах, дабы я смело про­поведовал, кáк мне должно. В частности, Ап. просит у ефесян молитв о нем самом, чтобы ему было дано свободно высказать все, что нужно, пред римскими судьями, чтобы на него смотрели как на посланника Христа и предоставили ему свободно высказать повеления его Господина, Царя-Христа, как позволяется другим посланникам выражать желания приславших их царей. Еф.6:21 .  А дабы и вы знали о мо­их обстоя­тель­ствах и делах, обо всем известит вас Тихик, воз­люблен­ный брат и верный в Го­с­по­де служитель,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еф.2:18 .  потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Здесь Ап. подтверждает мысль о том, что Христос возвестил весть о примирении людей с Богом, тем именно, что в настоящее время такое примирение – уже совершившийся факт. Один и тот же Св. Дух приводит чрез Христа всех нас к Отцу. Еф.2:19 .  Итак вы уже не чужие и не при­шельцы, но сограждане святым и свои Богу, Еф.2:20 .  быв утверждены на основании Апостолов и про­роков, имея Самого Иисуса Христа крае­угольным камнем, Из того, что все люди примирены с Богом, следует, что и язычники теперь «не чужие», т. е. не представляются в Церкви какими-то чужестранцами, и не «пришельцы» ( προικοι), т. е. не лишены прав гражданства. Они стали «согражданами святым», т. е. избранному иудейскому народу, и «своими», т. е. близкими Богу ( οικεοι ­ домашние), как бывают близки члены одного семейства к отцу этого семейства. – «Бывши утверждены..». Здесь Апостол изображает Церковь под видом строящегося дома, в котором все верующие представляют собою камни. Эти камни кладутся на фундамент, который представляют собою Апостолы и пророки (пророки, очевидно, новозаветные, потому что они поставлены после Апостолов) 7 . Впрочем Апостолы и пророки сами, как и все христиане, утверждаются на краеугольном камне – Христе, Который поддерживает все здание Церкви (ср. Мф.21:42 ; 1Пет.2:7 ). Еф.2:21 .  на котором все здание, слагаясь стройно, воз­растает в святый храм в Го­с­по­де, Еф.2:22 .  на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. Благодаря тому, что у Церкви есть такое надежное основание как краеугольный камень – Христос, «все здание» или, как правильнее, все строение ( πσα οικοδομ) идет вполне успешно: во Христе все слагается вполне гармонично, всему отводится надлежащее место. В конце концов Церковь , постоянно возрастая, должна стать истинным храмом, который «в Господе», т. е. во Христе станет «святым» (в настоящее время в Церкви есть еще и грешники). Под возрастанием Церкви можно разуметь и увеличение числа членов Церкви, и духовное их усовершенствование. – «На котором» – т. е. на краеугольном камне. – «И вы устрояетесь» – точнее: соустрояетесь ( συνοικοδομεσθε), т. е. вместе со многими другими церквами христиане ефесские становятся жилищем Божиим, благодаря действию в них Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Здесь Апостол указал и градацию духов тьмы: у них существует иерархия по типу добрых ангелов, только в обратную сторону – по степени удаления от Бога и ожесточения во зле. «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите шит веры... и шлем спасения возьмите и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф.6:14–17 ) (два года кесарийских уз, конвоирование в Рим и два года заточения в Риме дали Апостолу повод со всей точностью изобразить христианина в духовном всеоружии по типу вооружения римского солдата). Как пояс дает свободу движению, так истина освобождает дух; как броня защищает от тяжелых ударов меча, так оправданный пред Богом неуязвим для нападений диавола. Воин носил особого рода обувь; так умиротворение души и примирение ее с Богом облегчает шествие христианина в мире. Главное оружие христианина, которое рекомендует взять Апостол, это вера: «паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (искушения лукавого уподобляются стрелам, обмотанным паклей, которые римские солдаты поджигали перед заправлением в лук), и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф.6:16–17 ). В качестве же особенного, всегда действующего источника силы Апостол рекомендует непрестанную молитву как за себя, так и за «всех святых», т. е. друг за друга ( Еф.6:18 ). Этот стих содержит учение Апостола о молитве. Как указывает еп. Феофан, здесь можно отметить пять свойств молитвы: 1 . разнообразие («всякою молитвою и прошением»); 2 . неотступность («во всякое время»); 3 . духовность («духом», т. е. молитва , совершается умом и сердцем); 4 . со всяким терпением («со всяким постоянством и молением»); 5 . общность (молитва «о всех святых», о Церкви). В заключение ( Еф.6:19–24 ) Апостол просит молиться о нем, зная, что самая сильная молитва – церковная, которая может освободить его от уз и вновь дать ему возможность проповедовать, что вскоре и исполнилось. Апостол извещает о посольстве к ефесянам Тихика с данным посланием ( Еф.6:22 ), преподает благопожелания мира и любви с верою и свое апостольское благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Отчего это? Оттого, что тело Богочеловека Христа – это, прежде всего, безгрешное тело человеческое; поэтому оно одно и поэтому бессмертно. И оно, в своей таинственной Богочеловечности, сделалось «одним телом» Церкви. А мы лишь как члены Христовой Церкви, благодатью Святого Духа, воспринимаем и переживаем это единство безгрешного Богочеловеческого тела как единство свое собственное – по любви Спасителя к нам и по вере нашей в Него. Лишь в Господе Иисусе Христе, Богочеловеке, человек впервые ощутил себя совершенно единым по существу, триединым. И в этом богоподобном триединстве он обрел и единство своего бытия, и богоподобное бессмертие, и вечную жизнь; поэтому вечная жизнь – в познании Триединого Бога (см. Ин.17:3 ). Уподобиться Триединому Господу, исполниться «всею полнотою Божиею» ( Кол.2:9–10 ; Еф.3:19 ), стать «совершенным» как Бог ( Мф.5:48 ) – вот призыв к нам, в этом – надежда нашего призвания: «звания святого» ( 2Тим.1:9 ), «звания небесного» ( Евр.3:1 ), «звания Божия» ( Флп.3:14 ; Еф.1:18 ; Рим.11:29 ). Лишь в Христовой Церкви мы живо и бессмертно ощущаем, что [мы] «призваны к одной надежде нашего звания» ( Еф.4:4 ). Одно «звание» для всех людей; и одна для всех людей «надежда». Это звание осознаётся и живут им Церковью и в Церкви – «со всеми святыми», через Святые Таинства и святые добродетели ( Еф.3:18–19 ). Тогда мы и чувствуем, что мы – «одно тело и один дух со всеми святыми: Так мы, многие, составляем одно тело во Христе» ( Рим.12:5 ), «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом... Членов много, а тело одно... Вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор.12:13, 14, 20, 27 ). Надежда, наставляемая верой и евангельской любовью, возводит нас к осуществлению и достижению нашего звания, нашей цели, нашего призвания – к богосовершенству. Совершается же это лишь в границах Богочеловеческого тела Христова при содействии Его Богочеловеческих сил, которыми и живут все члены этого святого и «единого тела», в котором «один дух», Дух Святой как Объединитель душ всех христиан в одну душу – в соборную душу, и всех сердец в одно сердце – в соборное сердце, и всех духов в один дух – в соборный дух Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

70. Вера во Христа всегда сопровождается и любовью ко Христу. В подвиге веры и любви Христовой человек никогда не одинок, но всегда в общности со всеми святыми ( Еф.3:18 ). Ибо и вера, и любовь приводят ко Христу Богочеловеку, и к тем, которые с Ним и в Нем, в Его соборном Теле, в Церкви. Вместе со всеми святыми будучи исполнен этой Божественной верой и любовью, человек в действительности вместе с ними соборно исполнен во Христе всею полнотою Божиею ( Еф.3:19 ). Принадлежащее Христу становится его собственностью. Христос – Богочеловек, и в Нем обитает вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ); эта полнота переходит теперь в собственность человека, который становится причастником Божеского естества (ср.: 2Пет.1:4 ). В нем как бы воплощается весь чудесный Богочеловек. Он в нем на самом деле воплощается через Таинство Святого Причащения, Он – Который есть все и вся в Богочеловеческом Теле Церкви. И человек, пребывающий в любви Христовой, переживает полноту Церкви как нечто свое собственное, ибо со всеми святыми он стал ее составной частью, частью Тела Христова. А в теле каждая его частичка ощущает себя целым телом. Так и подвижник любви: все Тело Церкви – его, и он – весь в Теле Церкви; вся полнота Церкви принадлежит ему, и он весь принадлежит ей. Таким образом, он лично и действенно переживает со всеми святыми осуществление вечного замысла и цели Божией о мире: переживает Господа Христа как Церковь , которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем ( Еф.1:23 ). А это и есть цель, поставленная Богом перед всеми людьми во главе с христианами: исполниться всею полнотою Божиею ( Еф.3:19 ). Жительствуя в Богочеловеческом Теле Церкви, мы, христиане, приемлем все благое от этой полноты Божией и исполняемся ею (см.: Ин.1:16 ). Ибо, воплотившись, Господь Христос воспринятое Им на Себя человеческое естество без остатка исполнил всею полнотою Божиею; и как Таковой основал Церковь и непреложно остался в Церкви как в Своем Богочеловеческом Теле, Главой которого Он является, чтобы дать возможность и людям исполниться всею полнотою Божиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Раскроем Евангелие. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными», говорит Господь Иисус Христос ( Ин.8:32 ). «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа», говорит Он в молитве Отцу ( Ин.17:3 ). «Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 )». «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это всё (внешнее благоустроение жизни) приложится вам», завещавал Он Своим последователям ( Мф.6:33 ). Мысль о том, что познание и вера «оправдывают», т. е. делают человека святым, добродетельным, ярко выражена и в писаниях св. Апостолов. Св. Иоанн Богослов пишет: «что мы познали Его (Иисуса Христа), узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот – лжец ( 1Ин.2:3, 4 ): всякий согрешающий не видел Его и не познал Его ( 1Ин.3:6 )». Апостол Павел также утверждает, что человек «обновляется в познании по образу Создавшего его ( Кол.3:10 )», что нужно «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, чтобы исполниться всею полнотою Божиею ( Еф.3:16–19 )», что сам он «всё почитает тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса ( Флп.3:8–11 )». По учению его, человек оправдывается верою, а не делами закона ( Рим.3:20, 28 ); не чрез дела закона, а чрез наставление в вере мы получаем Духа ( Гал.3:2 ), а плод Духа – во всякой благости, праведности и истине ( Еф.5:9 ). Только так можно оправдаться, т. е. действительно и животворно исполнить и осуществить заповеди и идеалы закона ( Гал.5:22, 23 ; Рим.2:13 ). Чтобы быть исполненным, закон, таким образом, должен стать верою, т. е. живым и свободным разумением сущности и смысла бытия ( Еф.3:18 ; Евр.11:1 ). Это разумение делает нас солидарными с Духом Божиим ( Еф.3:19 : 1Кор.2:16 ), наполняет наше сердце Божиею лю- —61— бовью ( Рим.5:5 ), а в этой любви – весь закон и всё совершенство. Исполнение же закона без этой любви, разумения, свободы и одушевления, без сочувствия и солидарности, есть рабство, иго, буквализм, умирание ( Рим.7:6 ; 2Кор.3:6 ; Гал.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Словом, это значит – быть христианином. Только в Господе Иисусе Христе человек впервые проявился полностью единым по существу, триединым. И в этом богоподобном триединстве он обрел и единство своего существа, и бессмертную богоподобность, и жизнь вечную, – поэтому вечная жизнь заключается в познании Триединого Бога ( Ин. 17, 3 ). Уподобиться Триединому Господу, исполниться «всякой полнотой Божией» ( Кол. 2, 9–10 ; Еф. 3, 19 ), стать совершенным, как Бог ( Мф. 5, 48 ), – вот наше призвание, и в нем надежда нашего знания – «знания святого» ( 2Тим. 1, 9 ), «знания небесного» ( Евр. 3, 1 ), «знания Божия» ( Флп. 3,14 ; Еф. 1,18 ; Рим. 11, 29 ). Только в Церкви Христовой мы ощущаем живо и бессмертно, что мы «призваны к одной надежде нашего звания» ( Еф. 4,4 ). Одно звание для всех людей, и одна надежда для всех людей. Это звание живет и непосредственно переживается Церковью и в Церкви «со всеми святыми через святые таинства и святые добродетели» ( Еф. 3,18–19 ). И мы тогда ощущаем «одно тело и один дух» «со всеми святыми». «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе» ( Рим. 12, 5 ), «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело,... и все напоены одним духом. Тело же не из одного члена, но из многих... Членов много, а тело одно. И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12, 13–14, 20, 27 ). Надежда, ведомая верой и любовью евангельской, приводит нас к осуществлению и осознанию нашего звания, нашей цели, нашего призвания – богосовершенства. А все это может происходить только в Богочеловеческом Теле Христовом (Церкви) посредством Его Богочеловеческих сил, которыми живут все члены этого единого святого тела, в котором один дух – Дух Святый. «Дух Истины» ( Ин. 15, 26 ) – это Соединитель всех душ христиан в одну душу – соборную душу, и всех сердец – в соборное сердце, и всех духов – в один дух – соборный дух Церкви, в одну веру – соборную веру Церкви. Это и есть то соединение и единство тел, и единство духа, в котором все происходит от Отца через Сына в Духе Святом, ибо «один Бог , ... производящий все во всех» ( 1Кор. 12,6 ; Рим. 11, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

17. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется для нас в будущем ( Рим.8:18 ). Гл. 5. Ст. 3. Со страхом и трепетом спасение свое соделывайте ( 1Пет.1:17 – 2Пет.2:22 сл.). Господь Искупитель облек нас в ризу спасения, – как на жениха, возложив на нас венец славы и как невесту, украсил нас небесной красотой ( Ис.61:10 ): блажен бдящий и соблюдающий одежду свою, дабы не ходить нагим, и не увидели срамоты его ( Откр.16:15 ). 4. Тяжко нам под бременем греховного тела; не смотря на то мы не хотим раздеться (оставаться без тела), но приодеться (новым, лучшим, небесным телом). 4–5. Бог для того нас создал и дал нам залог Духа Святаго (благодать Свою), чтобы мы отложили ветхого человека с прежним образом жизни, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22–23 ). 9–10. Кто рывностно старается благоугождать Богу, зная, что всем нам должно явиться пред судилище Христово: для того жизнь Христос, а смерть приобретение ( Флп.1:21 ). Кто живет в теле, тот доброе и худое делает посредством тела: все мы явимся пред судилище Христово в теле ( 1Кор.15:44, 46 ). 16. Кто не советуется с плотью и кровью, умерщвляя в себе греховные страсти ( Гал.1:16 ); тот знает Христа не по плоти, но по духу. 15–16. Кто живет не для себя, но для Умершего за всех и Воскресшего; тот никого не знает по плоти, но со всеми живет по духу ( Еф.5:9–11 ). Если Христос за всех умер, то никто не обязан плоти жить по плоти ( Рим.8:13 ). 17. Кто живет для Христа ( Флп.1:21 ), тот новое творение; древнее для того прошло, и наступило все новое ( 1Пет.4:2, 3 ). l7–18. Все новое в нас от Бога; ибо мы Его творение, созданное во Христе Иисусе на добрые дела ( Еф.2:10 ). Гл. 6. Ст. 10. В ком обитает благодать Божия, тот ничего не имея, всем обладает и всех обогащает ( Мф.13:45, 46 ). 11. У любви сердце расширено, и уста отверсты ( Мф.5:2 сл.) для назидания ближнего ( Еф.4:29 ). 12–13. Кто тебя любит от сердца, не помещай того в сердце твоем тесно, но за любовь плати любовью. Гл. 7. Ст. 1. Человек оскверняется плотскими делами и злыми помышлениями. Плотские дела суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласие, ереси, ненависть, убийство, пьянство и тому подобное ( Гал.5:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010