По этой причине фараон нанимает «начальников работ», чтобы они передавали нам свои умения с целью сделать нас искусными во зле, наставлять нас в злых делах. И таких учителей и наставников злобы, которых фараон поставил над нами, очень много, и великое множество подобных надсмотрщиков, которые призывают, побуждают и принуждают нас к земным делам. Поэтому когда приходит Господь Иисус Христос , Он ставит других учителей и наставников. Они борются с начальниками работ фараона и покоряют все «начальства, и власти, и силы, и господства» ( Еф.1:21 ). Они защищают сыновей Израилевых от насилия начальников работ и научают нас работе Израиля. Они учат нас снова видеть Бога умом своим, призывают оставить фараона и выйти из земли египетской, отбросить египетские и варварские привычки. Они наставляют нас «отложить прежний образ жизни ветхого человека» и «облечься в нового человека, созданного по Богу» ( Еф.4:22, 24 ), непрестанно, день за днем обновляться по образу Создавшего нас (ср. Кол.3:10 ), Господа нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия II. О повивальных бабках 1 . «Царь, который не знал Иосифа», измышлял все новые козни против народа Божьего и постоянно искал все новые способы навредить ему. Но на этот раз его изобретательность перешла все границы: он решил с помощью повивальных бабок, чьим умением поддерживалась жизнь, уничтожать детей этого народа. О чем здесь говорится? «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет» ( Исх.1:15–16 ). Однако прибавлено следующее утверждение: «Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых» ( Исх.1:17 ). Если воспринимать написанное как пересказ исторических событий, утверждение Писания «повивальные бабки не делали так, как говорил им царь египетский» не может быть верным.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Противопоставление “плоть-дух” встречается уже в Ветхом Завете: и Египтяне — люди, а не Бог; и кони их — плоть, а не дух (Ис 31:3, см. также Зах 4:6), но апостол Павел развивает это дальше, противопоставляя как два взаимоисключающих способа бытия: по Духу ( ™n pneЪmami) и по плоти ( ™n sark…). Бытие по Духу проистекает из постоянного пребывания Духа: но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас (Рим 8:9). “Место”, куда Бог послал Духа Своего, есть сердце (2 Кор 1:22), — не реальное место, но познавательный и волевой центр человеческого существа. Это также взято Апостолом из Ветхого Завета, где говорится о Моисее, что Бог вложил в сердце его Святаго Духа Своего (Ис 63:11). Познание Бога открывается жизнью в Духе (Еф 1:17); Дух подает человеку силу соответствовать замыслу Божию о нем: мы же все взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор 3:18). Ветхозаветное моление царя Давида: Духом владычественным утверди меня (Пс 50:14) продолжает пожелание апостола Павла: да даст вам крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке (Еф 3:16). Под утверждением во внутреннем человеке имеется в виду утверждение на пути добродетели, то есть, по-видимому, то, что сейчас входит в богословие таинства миропомазания. Также и Дух подкрепляет ( ‘помогать доставать, помогать’) нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует ( ‘обращаться за, просить’) за нас воздыханиями неизреченными (Рим 8:26). В этом стихе Апостол полнее раскрывает попечение Духа о верующих. Обитая в них и проникая их, Дух Святой молится за них и обогащает их надеждою (см. Рим 15:13). Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор 3:17); это выражение параллельно с иоанновским Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин 4:24); удивительно у столь разных Апостолов видеть одинаковый образ выражения мыслей. Эту и другие параллели между пневматологическими высказываниями апостолов Павла и Иоанна нельзя объяснить никакими влияниями или заимствованиями (хотя они и общались друг с другом — Гал 2:9), но лишь тем, что, движимые одним Духом, они имели один образ мыслей, или, лучше, личностное созерцание единой духовной реальности.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Противопоставление “плоть-дух” встречается уже в Ветхом Завете: и египтяне – люди, а не Бог; и кони их – плоть, а не дух ( Ис.31:3 , см. также Зах.4:6 ), но ап. Павел развивает это дальше, противопоставляя как два взаимоисключающих способа бытия: «по Духу» и " по плоти». Бытие «по Духу» проистекает из постоянного пребывания Духа: но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас ( Рим.8:9 ). «Место», куда Бог послал Духа Своего, есть «сердце» ( 2Кор.1:22 ), которое есть не реальное место, но познавательный и волевой центр человеческого существа. Это также взято апостолом из Ветхого Завета, где говорится о Моисее, что Бог вложил в сердце его Святаго Духа Своего ( Ис.63:11 ). Познание Бога открывается жизнью в Духе ( Еф.1:17 ). Дух подает человеку силу соответствовать замыслу Божию о нем: мы же все... взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа ( 2Кор.3:18 ). Ветхозаветное моление царя Давида: Духом владычественным утверди меня ( Пс.50:14 ) продолжает пожелание апостола Павла: да даст вам… крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке ( Еф.3:16 ). Под «утверждением во внутреннем человеке», имеется в виду утверждение на пути добродетели, то есть, по-видимому, то, что сейчас входит в богословие таинства миропомазания. Также и Дух подкрепляет (sunantilambanomai – помогать доставать, помогать) нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует (entunhano – обращаться за, просить) за нас воздыханиями неизреченными ( Рим.8:26 ). В этом стихе апостол полнее раскрывает попечение Духа о верующих. Обитая в них и проникая их, Дух Святой молится за них и обогащает их надеждою ( Рим.15:13 ). Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода ( 2Кор.3:17 ). Это выражение параллельно с иоанновским Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине ( Ин.4:24 ). Удивительно у столь разных апостолов видеть одинаковый образ выражения мыслей. Эту и другие параллели между пневматологическими высказываниями апостолов Павла и Иоанна нельзя объяснить никакими влияниями или заимствованиями (хотя они и общались друг с другом – Гал.2:9 ), но лишь тем, что, движимые одним Духом, они имели один образ мыслей, или, лучше, личностное созерцание единой духовной реальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

И третье измерение свободы - свобода духовная. Она, в отличие от внешней свободы, означает власть человека над своим эгоизмом, своими страстями, греховными чувствами, желаниями - над самим собой. Такая свобода приобретается лишь при правильной духовной жизни, делающей верующего способным к общению с Богом, Который один лишь обладает абсолютной духовной свободой. Великой свободы достигают святые, очистившиеся от страстей Относительной духовной свободой обладает каждый " обычный " человек (ср. Ин. 8:34). И лишь ожесточившиеся во зле, хулящие Духа Святого (Мф. 12:31-32) и ставшие неспособными к добру потеряли ее. Христианство, таким образом, идеал духовной свободы видит в Боге, и тем самым в принципе отрицает возможность существования какой-то абсолютной свободы ( " по ту сторону добра и зла " ) в человеке. Свобода человека относительна... Она стоит и падает, преодолевается и превосходится на путях тварной жизни к ее обожению. Свобода не есть самостоятельная мощь в себе, и она есть немощь в своем противоположении Божеству. Св. Исаак Сирин говорит: " Ибо в веке несовершенном нет совершенной свободы " Апостол Павел говорит: " Где Дух Господень, там свобода " (2Кор. 3:17). Он называет человека, достигшего духовной свободы, " новым " (Еф.4:24), подчеркивая этим обновленность его ума, сердца, воли и тела. Напротив, живущего греховно называет " ветхим " (Еф. 4:22), " рабом " (Рим. 6:6-17), как не имеющим силы следовать тому, о чем ему говорят и вера, и разум, и совесть, и о чем он хорошо знает, что оно несомненно является для него благом. Это состояние духовного рабства как антитезу истинной свободе апостол Павел описывает в следующих ярких словах: " Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю ... в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного " (Рим. 7:15-23). Отличие духовной свободы от свободы воли хорошо выразил Кант: " Под свободой в космологическом (метафизическом - А.О.) смысле я разумею способность самопроизвольно начинать состояние. Свобода в практическом (нравственном, духовном - А.О.) смысле есть независимость воли от принуждения чувственности "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

6 . При вступлении в Брак соблюдаются следующие условия: 1) желающие вступить в Брак должны быть в здравом уме; 2) не находиться в близком родстве; 3) иметь установленный законом возраст, а именно: жених не моложе 18-ти, а невеста 16-ти лет (нельзя вступать в Брак старше 80-ти лет); 4) должны иметь согласие родителей и пр. 7 . Брак, по заповеди Христовой что Бог сочетал, то человек да не разлучает ( Мф.19:6 ), должен оставаться нерасторгаемым до смерти. Только на один случай Господь указал, по которому может быть расторгнут брачный союз, это – нарушение обета супружеской верности ( Мф.5:32 ). После развода невинному из супругов, как равно и после смерти одного из них, разрешается вступить во 2-й и 3-й Брак (только священникам и диаконам, не дозволяется вступать во 2-й Брак), а виновному, по исполнении времени, определенного законом, также разрешается вступление в новый Брак. 8 . Об обязанностях супругов так учит святой Апостол: мужья, пишет он мужьям, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:25 ). Жены, учит он жен, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви ( Еф.5:22–23 ). О Таинстве Елеосвящения 1. Понятие о Таинстве Елеосвящения. – 2. Установление его. – 3. Число священников при совершении Таинства Елеосвящения. – 4. Важнейшее священное действие в нем. – 5. Отличие его от Таинства Миропомазания и помазания елеем за праздничной всенощной. – 6. Польза от него и для невыздоравливающих. – 7. Взгляд католиков и протестантов на Таинство Елеосвящения. 1 . Елеосвящение есть Таинство, в котором, при помазании тела освященным елеем 42 , призывается на больного благодать исцеляющая его от немощи телесной, т. е. болезни и немощи духовной т. е. грехов. 2 . Таинство сие установлено самим Иисусом Христом. Посылая Апостолов на проповедь , Он дал им власть исцелять всякую болезнь и всякую немощь в людях ( Мф.10:8 ). И Апостолы, получив этот дар, мазали маслом многих больных, и исцеляли ( Мк.6:13 ). Апостолы передали сие Таинство священнослужителям Церкви, как это видно из следующих слов Апостола Иакова: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и восставит его Господь; и если он сделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

С. И. Фудель. Записки о литургии и Церкви. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Москва, 1996 г. стр. 23. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 3. Москва, 1995 г., стр. 218 1 Тим. 2: 4. " Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви " (Деян. 2: 44-47). " ...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки " (Мф. 22: 37-40). С. И. Фудель. Записки о литургии и Церкви. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Москва, 1996 г. стр. 23. Кол. 1: 24 . Задачи приходов нашей Русской Православной Церкви Заграницей лаконично изложены во втором разделе общепринятого в нашей Церкви " Нормального приходского устава " : " 3. Назначение прихода состоит в том, чтобы входящие в состав его верующие, объединенные единством веры во Христа Спасителя, молитвами, таинствами, христианским учением и церковной дисциплиной, содействовали друг другу в достижении вечного спасения через участие в Таинствах, христианское просвещение, добрую жизнь и дела христианского благотворения " (Утвержденный определениями Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей 30 июня/13 июля 1951 г., 15/28 апреля 1955 г., и 14/27 сентября 1971 г. Полный текст Устава см. ). Еф. 4: 5-6. Еф.2: 14. Анафора св. Василия Великого. Слова иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. " Русский пастырь " . Сан-Франциско, 1994 г. стр. 266-267. От такого отношения предостерегает св. Иоанн Златоуст: " Не будем довольствоваться исканием собственного спасения; это означало бы погубить его. На войне и в строю, если солдат думает только о том, как бы спастись бегством, он губит себя и своих товарищей. Доблестный солдат, который сражается за других, вместе с другими, спасает и себя самого " ...

http://religare.ru/2_29356.html

О девятом члене Символа Веры 9 . (Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь . В девятом члене Символа Веры говорится о Церкви Христовой , которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших («ибо у Бога все живы» ( Лк.20:38 ), соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый же в отдельности православный христианин называется членом , или частью Церкви. Следовательно, когда мы говорим, что веруем во едину святую, соборную и апостольскую Церковь , то здесь под Церковью разумеются все в совокупности люди , которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться Богу и которое называется храмом Божиим. Иисус Христос поручил видимое устройство и управление Церковью святым апостолам, а затем их преемникам – епископам, и через них невидимо управляет Церковью. Господь Иисус Христос есть единый истинный Глава Церкви и никакой другой главы в истинной Церкви Христовой нет и быть не может. Иисус Христос Глава, а Церковь есть духовное тело Христово ( Еф.1:22–23; 5, 23 ). Св. апостол Павел говорит: «как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело , Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:12–13 ). Итак: «вы (т. е. истинные христиане) – тело Христово (т. е. Церковь ), а порознь – члены (Церкви)» ( 1Кор.12:27 ). «Он (Иисус Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (Церкви)» ( Еф.4:11–12 ). Иисус Христос сказал, что Церковь Его никем непобедима, она пребудет вечно: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18 ). «Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 20 ). Истина Божия – Божественное учение – хранится в единой Церкви Христовой: « Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (Тим. 3, 15). Иисус Христос сказал: «Утешитель же, Дух Святый (Дух истины), Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ). Дух Святый «пребудет с вами во век» ( Ин.14:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Лк.4:1–15 Еф.5:25–33 Господь Иисус Христос после Своего крещения был сорок дней в пустыне, «искушаем от диавола». Диавол попытался дать Ему три совета. Мы сегодня не будем касаться сущности этих советов. Обратим внимание только на один момент: какое одно слово говорил Господь перед каждым ответом. А говорил Он: «написано». Или – «сказано». Сам Бог, Чьим Духом через пророков было дано Священное Писание, подтверждает вечное значение этого Писания для успешной борьбы с диаволом. Диавол знает эту силу, и даже иногда пытается использовать ее, чтобы вернее погубить человека. Предложив Иисусу броситься с крыши храма, он ссылается на девяностый псалом: «…ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Но Господь отвечает этому лукавому «знатоку» Писания: «Сказано: «не искушай Господа Бога твоего». Бог, если что, – не даст преткнуться Своему избраннику; но специально бросаться с высоты, проверяя верность Божьего слова, недопустимо. И на все эти «написано» и «сказано» диаволу уже нечего отвечать, и он отлетает как пух от ветра. Итак, Господь Своими ответами показывает, в чем наша сила против диавола, против его заманчивых, лукавых предложений. У нас всегда должно быть наготове слово из Писания, на все случаи жизни. «Написано», и это – последний суд, последняя, высшая инстанция. Обратим внимание еще и на то, что Господь не говорит: «написано тебе». Все Его ответы имеют смысл: написано Мне, как единственному читателю; и я должен делать это, независимо от того, делают ли другие то, что написано им… Например в отношениях мужа и жены. Жене написано: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Потому что муж есть глава жены, как Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф.5:22–23 ). А мужу заповедано еще более трудное: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя, ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как Господь Церковь ». Поэтому как бы ни искушал диавол жену, дескать, муж твой не прав, сделай по-своему, – жена должна сказать: «написано: «повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Уступи ради Христа. Бог увидит твое желание выполнить заповедь, и не останешься посрамленной. И даже если от твоего послушания будет неудача в делах, все равно скажи: слава Богу, я сделала свое главное дело, выполнила заповедь, а удача или неудача, – все от Господа!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Она начинается вновь установленными понятиями о браке, как о таинстве, преобразующем союз Христа со Своей общиной, т. е. церковью. Моногамия навсегда признана и освящена. Муж, оставаясь главой семьи, подобно Христу – главе Церкви, – является в семье не владыкой, а защитником и попечителем: «мужья, возлюбите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь (собрание верующих) и предал Себя за нее» ( Еф.5:25 ). Отношение родителей к детям должно быть подобно отношению Бога к людям, т. е. основываться на любви и справедливости. Дети только поручаются от Бога на попечение родителей, которые поэтому ответственны за их душевное развитие. В обхождении с детьми, даже в самых наказаниях, предписывается кротость и любовь: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем ( Еф.6:4 ). За это дети обязываются повиновением и почтением к родителям, не из одного страха наказания; не из расчета только, – но из любви и страха Божия: «Вы, дети, почитайте родителей ваших, ибо это легко вам». «Воспитатель и учитель призван от Бога, ибо заповедь «паси овцы моя! относится и к нему». «Повинуйтесь наставникам вашим», говорится к обучаемым, «и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» ( Евр.13:17 ). Но истинный воспитатель должен прежде воспитать самого себя в истине и добродетели: «Ты учишь других, а не учишь себя самого; ты проповедуешь, что не должно красть, а сам крадешь». ( Рим.2:21–22 ). От учителя и воспитателя требуется самоотвержение и вера в свое дело и в высшую помощь. «Я потрудился более всех, говорит апостол Павел, – но не столько я, сколько благодать Божия, пребывающая во мне». ( 1Кор.15:10 ). Христианские апостолы и проповедники, подобно древним пророкам, ходили по селам и городам и, собирая вокруг себя тесный круг учеников, учили юношей и взрослых, образуя из них будущих учителей, и посылая их или во вновь образующиеся общины, или к иудеям и язычникам на дело проповеди. Таким образом, они практически осуществляли новозаветные принципы духовно–нравственного воспитания, и при том с тем успехом, который всюду сопровождал первоначальное распространение христианства и упрочил его в возраждающемся человечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Хотя в Священном Писании в. завета нет ясного и положительного учения о нетлении мощей святых угодников Божиих; но тем не менее в книгах нового завета мы находим очень возвышенное учение о теле христианина – человека возрожденного Духом Святым. Апостол Павел пишет Коринфским христианам: разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы ( 1Кор.6:15 )? Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога (ст. 19)? О незамужней женщине Апостол говорит, что она заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом ( 1Кор.7:34 ). О себе и других апостолах тот же Апостол говорит: мы всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем ( 2Кор.4:10 ). В посланиях к Ефесянам и Колоссяннам Апостол говорит о Христе Иисусе: Он есть глава тела Церкви – то есть общества верующих в Него – ( Кол.1:18 ), Бог поставил Его главою Церкви, которая есть тело Его ( Еф.1:22 и 23). В том же послании Апостол, называя Христа главою Церкви, называет Его Спасителем тела ( Еф.5:23 ). – Таково учение новозаветное о теле человека, вошедшего в новый союз с Богом кровию Иисуса Христа – человека возрожденного в новой жизни в Боге Духом Святым. Если же Церковь Христова, как общество святых, верующих во Христа, есть тело Господа Спасителя, если истинно верующие суть живые члены этого тела; то и тело Церкви должно быть исполнено теми же силами, какие истекали из тела Господа во дни Его плоти. Господь, Иисус Христос после смерти Своей не увидел тления. Что же удивительного или невозможного в том, если и человек, истинно верующий во Христа, освященный Духом Божиим по духу и телу своему, после смерти своей бывает прославлен Богом нетлением его смертных останков или мощей? Такое нетление вполне объяснимо из того учения новозаветного, по которому тела христиан суть члены тела Христова и храмы живущего в них Духа Святого. Но само собою понятно, что такое прославление Богом смертных останков угодников Божиих не везде и не во всякое время имеет место, а только там и тогда, где и когда этого хочет Бог. И Господь, Иисус Христос, не на всяком месте и не во всякое время совершал чудеса, а только тогда, когда приходил час Его, и только там, где чудо было на месте. В этом мы находим и ответ на вопрос, который не редко предлагают неверующие в нетление мощей святых, именно на тот вопрос, почему не все святые умершие прославлены нетлением их мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010