Наиболее авторитетными для Маркиона были евангелие от Луки и послания ап. Павла, которые он, однако, смело очищает от всех «искажений». «Во многом Маркион предвосхищает метод и подход многих из современных толкователей Нового Завета. Создав своё собственное понимание христианства, он им затем мерит и судит Писание, провозглашая „неподлинным“ всё, что не подходит под его взгляды» 141 . Это дало возможность подозревать, что на новозаветных текстах, переписанных в Египте, то есть на александрийском типе НЗ, лежит некий отпечаток гностицизма; новозаветные цитаты в сочинениях Маркиона сразу берутся ими, например, Генрихом фон Зоденом, под подозрение как испорченные. Тем не менее Маркион, которого св. Поликарп Смирнский , ученик апостола Иоанна, назвал первенцем сатаны, включён Брюсом Мецгером вместе с Афанасием Великим , Григорием Великим , Ефремом Сириным , Иоанном Златоустом , Иринеем Лионским , Иустином Мучеником , Кириллом Александрийским и другими в список «наиболее выдающихся Отцов Церкви, чьи произведения содержат многочисленные цитаты из новозаветного текста» 142 . Он пытается ослабить, без каких бы то ни было доказательств, отрицательное отношение к такому источнику, как сочинения Маркиона, со стороны фон Зодена: «Маркион и Татиан , несомненно, оказали определённое отрицательное влияние на распространение новозаветного текста, но фон Зоден всё же сильно преувеличил их роль в „загрязнении“ не только латинских и сирийских, но и греческих источников» 143 . Протестантизм, отвергший святоотеческое Предание, захотел основать сам себя на одном лишь Писании. Именно с этим связано повышенное внимание протестантов к истории новозаветных, вообще библейских текстов. Никто за последние два века не написал столько по библейской текстологии, сколько протестанты. Но, как видим, есть Писание, а есть писания; чтобы отделить Писание от писаний, нужна твёрдая почва, которой сами тексты в себе не имеют. Отвергнув таинства, и прежде всего таинство причастия, отвергнув Церковь как Тело Христово, созидающееся в таинствах, протестантизм лишил себя прочной литургической основы для понимания и различения Писания и писаний, зачастую испорченных, неверно перетолкованных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorij...

«Гряди, окаянная душе с плотью твоей, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее прежнего бессловесия, и принеси Богу в покаянии слезы» 27 . Располагая грешников к горячей слезной молитве, св. церковь дает им и прекрасный глубоко содержательный образец покаянной молитвы, составленный св. Ефремом Сириным : «Господи и Владыко живота моего», указывая в то же время для тайной молитвы краткую, но из глубины сердца излившуюся, молитву мытаря: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя». В так называемом «церковном законоположении» «умыслиша святые отцы», чтобы первая из этих молитв произносима была каждым «со умилением и страхом Божиим, аще ли имать и дарование слез», «стоя право и неуклонно зря к Богу душевно и телесно», и сопровождалась поклоном великим, «елико мощи главой до земли довести». Вторая молитва произносится при малых или «легких» поклонах, «не падая коленми, ниже главу преклоняя до земли». Но тоже «церковное законоположение» не ограничивается положительными предписаниями относительно молитвы и поклонов, но предусматривает и случаи уклонений от этих предписаний со стороны лиц, «не покоряющихся святых отец преданию, ниже ведущих сами искус святых поклонов, ниже святой молитвой добре разумеющих молиться». Весьма картинно и рельефно изображается здесь тип этих, «свою леность удобряющих» и «мнящихся с право трудившимися сравнятся во святых великих поклонах», богомольцев в храмах наших в дни покаяния. Такой молитвенник, по изображению церковного устава, «поклонився единой нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает, и тем своим бесчинием, аки чин наполняет преданных от отец поклонов: ниже молитвою умно и душевно к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетные свои поклоны, тако и молитву святого Ефрема, аки изумленный спешит проговорить. Такожде и вся молитвы поспешаем с поклоны управить, и от тех мнимых, бесчестных поклонов, и от безумного моления своего восстанет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкви, но ин иного предваряет, мятутся, аки трость ветром колеблеми, не смотря лучшего, ниже хотят научиться: но елико кто како составил свой нрав, тако и утверждается быти» 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Св. Василию Великому принадлежит составление чина литургии, заменившего прежний чин, составленный ап. Иаковом. Ему же принадлежит множество отдельных молитв и песнопений, умиляющих души молящихся и по сие время. Кто из нас, напр., не начинает усерднее молиться, слыша в храме всем известные слова: «Иже на всякое время и на всякий час на небеси и на земли покланяемый и славимый, Христе Боже, долготерпеливе, многомилостиве, многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению, обещания ради будущих благ, Сам Господи, приими и наша в час сей молитвы»?.. А они подсказаны им боговдохновенною душою св. Василия Великого . Или кого, напр., не умиляют и не трогают слова великопостной молитвы: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми“?.. Эта молитва написана современником св. Василия Великого св. Ефремом Сириным . Века 4-й, 5-й, 6-й и 7-й были чрезвычайно богаты песнотворцами. С одной стороны, эти века дали лиц, богато одаренных от природы, а с другой стороны – в эти века и просвещение процветало в христианских церквах. Нельзя не удивляться природным дарованиям св. Иоанна Златоустог о, Иоанна Дамаскина , но также нельзя не преклониться и пред их высокообразованностью. Впрочем, Дух Божий и некнижных, и неодаренных делал, подобно св. апостолам мудрыми и даровитыми. Таков, напр., св. Роман Сладкопевец , украсивший церковное богослужение многими песнопениями. Св. Иоанн Златоуст сократил чин литургии, составленный св. Василием Великим , и этот чин вошел во всеобщее употребление на Востоке, а также употребляется и у нас в ежедневном богослужении. Только 10 раз в году совершается теперь литургия св. Василия Великого , да в дни великого поста – литургия Преждеосвященных Даров, составленная вначале также св. Василием и лишь окончательно изложенная св. Григорием Двоесловом , папою Римским. Трогательны некоторые черты из жизни св. песнотворцев. Вот пред нами св. Роман Сладкопевец , живший в пятом веке по Р. Х. Он был некнижным простецом, а место, которое он занимал, была должность псаломщика, или, как она называлась тогда у греков, псалта (певца) в соборной церкви св. Софии Константинопольской. Св. Роман мало того, что был некнижен, но и не был даровит. А между тем в то время, когда круг церковных песнопений был далеко неполон, от псаломщика требовалось не только уметь исполнять готовые песнопения, но и самому составлять их на некоторые праздники. Св. Роман не обладал даром творчества, и это обстоятельство доставляло ему в жизни много горя. Сотоварищи по службе смеялись над его бездарностью, а иной раз и упрекали, что вот-де он получает доходы одинаково с ними, а между тем не трудится составлять песнопения для богослужения Горько приходилось св. Роману от этих насмешек и упреков!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О прообразовательном значении неизвестного происхождения Мелхиседека говорит святитель Иоанн Златоуст : «Так как Мелхиседек был прообразом Господа и носил образ Христа, подобно Ионе, то поэтому Писаниеумолчало об его отце, чтобы в нем, как в образе, мы созерцали Христа, Который поистине без отца и без родословия ( Евр. 7 , З) " 82 . «Как он (Мелхиседек), поскольку не помнил своих родителей, называется не имеющим ни отца, ни матери, и поскольку не имел родословной – безродословным, – так и Христос, поскольку не имел ни матери на небесах, ни отца на земле, называется и есть безродословным » 83 . «Мелхиседек представляется не имеющим ни начала дней своих, ни конца жизни не потому, что он действительно не имел их, но потому, что неизвестно его родословие, а Иисус Христос не имеет ни начала дней Своих, ни конца жизни не в том смысле, как Мелхиседек, но в том, что Он совершенно не имеет ни начала во времени, ни конца, то это потому, что то, что в Мелхиседеке было как тень, на Иисусе Христе исполнилось как истина» 84 . То, что Мелхиседек был одним из священников дозаконного времени, чтившим Творца под прамонотеистическим именем Эль-Эльбн («Бог богов»), видится блаженному Феодориту Кирскому прообразом спасения Христом не только иудеев – чад Авраама, но и всех народов земли: Мелхиседек приносит Богу не бессловесные жертвы, но хлеб и вино, ибо он «иерей не иудеев, но язычников; так и Владыка Христос не за иудеев только, но и за всех человеков принес Себя в жертву Богу» 85 . Особняком стоит видение личности Мелхиседека преподобным Ефремом Сириным , передающим иудейское предание, основанное на буквальном понимании хрононогии книги Бытия: «Сей Мелхиседек был Сим, он по величию своему был царь, как родоначальник четырнадцати племен, но также был он и первосвященник, потому что по преемству принял священство от отца своего Ноя. Сим жил не только до времени Аврама, как говорит Писание, но и до Иакова и Исава, сынов Аврамова сына. Его вопрошать ходила Ревекка, и Сим сказал ей, что два народа во чреве ее и старший поработает младшему (см.: Быт. 25:22 – 23 ). Но Ревекка мимо мужа своего, который так чудесно спасен от заклания, и мимо свекра своего, которому так часто были Божественные откровения, не пошла бы вопрошать его, если бы не знала о величии его от самого Аврама и сына его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Не желая растворения своих потомков среди иноплеменного населения Святой Земли, Авраам для своего сына Исаака берет жену из Харрана – Ревекку, о которой шла речь несколько ранее (см.: Быт. 22:23 ). За ней Авраам посылает своего домоправителя Елиезера, клянущегося Аврааму своим потомством (священный текст использует эвфемизм – стегно ( Быт. 24:2 )). О том, что в древности сохранялось понимание буквального значения этого выражения, говорит своеобразное понимание завета обрезания преподобным Ефремом Сириным : «На том, что люди осквернили в начале бытия своего прежде и после потопа, Бог положил знамение завета, и что было презрено в человеческом теле, тому сообщил преимущественную честь, положив на нем знамение завета, так что этим клялись дающие клятву и этим заставляли свидетельствоваться требующие клятвы» 118 . Прообразовательное значение брака Исаака и Ревекки, по мысли Оригена , заключалось в том, что Ревекка последовала за рабом и пришла к Исааку. Церковь следует за пророческими словами и приходит ко Христу 119 . Святитель Амвросий Медиоланский говорил об аллегорическом значении этого брака, отображавшем соединение человеческой души со Христом. Более поздние толкователи чаще всего обращали внимание на нравоучительный характер повествования: брак заключается по воле Божией, испрашиваемой в молитве (см.: Быт. 24:12 – 14 ), и подлинные чувства являются его следствием, а не причиной (см.: Быт. 24:67 ). Смерть и погребение Авраама (Быт. 25:1 – 11) Перечисляемые в начале этого раздела потомки Авраама от Хеттуры были отосланы им на восток ( Быт. 25:6 ) для того, чтобы никто из них не мог претендовать на первенство в ветхозаветной общине спасения, возглавить которую должен был Исаак. Зная мягкость и уступчивость своего сына, Авраам сам избавляет его от соперников. Историчность повествования подтверждается тем, что имена упоминаемых потомков Авраама являются географическими названиями в той части Аравии, что примыкает к Святой Земле. Своеобразное, основанное на иудейской традиции, истолкование этого места дает преподобный Ефрем Сирин : «Поскольку не было еще поставлено закона о девстве и целомудрии, чтобы вожделение не полагало какого-либо пятна на душу праведника, и поскольку Аврааму сказано было, что произойдут от него цари и народы, и засвидетельствовал о нем Бог: Знаю, что Авраам сынам своим и сынам сынов своих заповедует хранить Мои заповеди (ср.: Быт. 18:19 ), то по смерти Сарры Авраам взял наложницу с той целью, чтобы многочисленные сыны его, рассеявшись по многим странам всей земли, благочестием своим распространяли ведение и чествование Единородного Бога. И действительно, у Авраама были дети и от Хеттуры, и он, дав им дары, отпустил их на восток и умер ста семидесяти пяти лет и погребен с женою своей Саррою» 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Монашество исходило из другого, совершенно противоположного принципа, который формулирован преп. Ефремом Сириным : „вся церковь есть церковь кающихся, вся она есть церковь погибающих“ 1482 . Покаянное настроение есть нормальное настроение каждого верующего. Грех при этой системе рассматривается с точки зрения субъективно, без всякого отношения к церковному обществу. Грех – личная болезнь души верующего и потому заслуживает внимания во всех своих видах, на всех ступенях своего развития, не только тогда, когда человек готов умереть второю смертию, но и когда он только начал болеть, – в этом случае грех заслуживает может быть большего внимания потому, что легче возможно его исцеление. Вот почему монашеская исповедь охватывала все грехи всех верующих, не различая явных грехов от тайных, тяжких от легких, смертных от простительных. Всякий верующий должен каяться, потому что каждому грозить погибель. Стоя на пониженной точке зрения на силы человеческой природы, даже возрожденного Христе, монашество сделало еще важный шаг в развитии своей покаянной дисциплины. Оно создало дисциплину более легкую: тайную и всегда добровольную исповедь вместо явно и нередко принуди- —4— тельной и более краткое сроком покаяние. Оно обращало внимание не на покаянные подвиги, а на покаянное настроение. В общем дисциплина эта оказалась более жизненной, чем церковная 1483 . Мы сказали, что жизнь верующих была всегда ниже нормы, требуемой канонами и последние фактически никогда не имели полной силы в применении к жизни. Уже в этом обстоятельстве лежал залог расстройства древней покаянной дисциплины в восточной церкви. Но для этого были и другие условия. Главное из них – низкие нравы духовенства. Известия о расстройстве покаянной дисциплины в церкви начинаются рано. Кроме приведенного свидетельства у покаянного пресвитера) 1484 , интересные данные поэтому вопросу сообщает преп. Исидор. Полусиот, известный обличитель местной иерархии. Резко отмечая падение нравов среди современного ему духовенства, – симонию и любостяжательность, роскошь и расточительность, самоуправство, гордость, властолюбие, жестокость и угодливость сильным мира 1485 , – пороки, которые вызвали то, что царская власть принуждена была заботиться об исправлении иерархии, подвижник видит во всем этом причину падения покаянной дисциплины в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эта икона Торжествующей Церкви напоминает нам, что мы принадлежим к Церкви воинствующей, что мы здесь, на земле, ведем борьбу со злом и грехом, и прежде всего в своей личной жизни. Эта икона Торжествующей Церкви напоминает нам, что зло и грех можно преодолеть и победить. Эта икона напоминает нам о духовной борьбе и о победе. Никто из христиан не может быть безразличным к силам зла и греха. Каждый христианин должен быть воином Христовым и своей личной жизнью свидетельствовать свою веру. Аминь. Об иконах в нашем храме Церковь наша милостью Божией и трудами раба Божия Николая еще более разбогатела и украсилась. На входных дверях нашего храма – две новые большие иконы: преподобного Ефрема Сирина и святой равноапостольной Марии Магдалины. Пусть не будут эти новые иконы для нас мертвыми изображениями. Входя во храм, будем молитвенно останавливаться перед преподобным Ефремом Сириным и вспоминать его жизнь и наставления. Покаяние – вот чему нас учил преподобный. «Господи и Владыко живота моего...» Эта молитва им составлена, эта молитва и на свитке в его руке на иконе. А при выходе из храма посмотрим с молитвой на святую Марию Магдалину. Она первая возвестила о Воскресении Господа, она первая принесла императору Тиверию красное яичко с радостным приветствием: «Христос Воскресе!» Будем входить в наш храм с чувством раскаяния и будем выходить из него с радостным чувством близости ко Христу Спасителю, будем в пасхальные дни своею жизнью отсюда нести всем приветствие: «Христос Воскресе!»... На иконостасе у нас появилась новая икона Божией Матери. Есть много различных икон Божией Матери. Наша икона называется «Умиление». Есть разные иконы «Умиления». Называются они так, видимо, в воспоминание умиления Божией Матери от Младенца Христа и от ответного умиления Богомладенца в отношении Матери. Матерь Божия изображается на иконах не в ярких одеждах, а ради скромности и смирения в одежде темной, без складок, без теней и бликов в росписи. Простота и скромность. Как украшение на одежде только золото на звездах и на бахроме вокруг Ее главы, как Царицы Небесной. Звезды на одежде Матери Божией имеют особое значение. Их полагается три: две на плечах и одна на главе. Они говорят о Приснодевстве Девы Марии. Она была Девой до рождения, в рождении и после рождения Сына Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

В обоснование своей мысли о необходимости в песнопениях архиерейского погребения отразить личность погребаемого как личность епископа Преосвященный Мануил приводит ряд песней, воспетых преподобным Ефремом Сириным при гробах епископа, пресвитера, диакона, монаха и мирянина. Но характерно уже то, что Святая Церковь , при всем ее глубоком уважении к прп. Ефрему, – с такой любовью принявшая, например, его великопостную молитву, – с любовью сохраняющая все писания святого отца, – до сих пор не находила потребным внести в установленные ею погребальные чинопоследования ни одной из надгробных песней прп. Ефрема. Это, вероятно, и потому, что означенные песни и самим творцем их не предназначались для общего употребления. Они носят индивидуальный характер и, воспетые при гробе определенных лиц, хорошо известных преподобному, не всегда были бы соответствующими при гробе других лиц, хотя бы и проходивших при жизни такое же церковное служение. Так, например, песнь: «От юности еще понес ты на себе иго...» – едва ли можно воспевать при гробе всякого архиерея, едва ли, например, можно было бы воспеть при гробе святителя Григория Старшего, отца святителя Григория Богослова , о котором известно, что он лишь в зрелом возрасте оставил пути заблуждения. Нельзя бы было воспеть эту песнь и при гробе блаженного Августина , о котором известно, что юность его была далеко не безупречна. Никак не могу согласиться с утверждением Преосв[ященного] Мануила, что существующие чинопоследования погребения монахов и мирян одно нарочито отображает только личность монаха, другое только личность мирянина. Внимательное чтение обоих чинов не позволит сделать такого заключения. Характерно уже то, что в обоих этих чинопоследованиях почти нет молитвословий, составленных специально только для погребения. Таковы лишь стихиры, поемые при прощании, но они поются во всех чинах погребения, кроме младенческого. Нарочито составлены еще для того и другого погребения тропари для «блаженн»... Все остальное первоначально не предназначалось специально для погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Глава третья посвящена анализу «догматического учения о таинстве евхаристии в творениях святого Григория Нисского ». Св. Григорий Нисский , брат Василия Великого , в отношении к вопросу об евхаристии имеет то преимущество перед другими отцами и писателями IV века: Евсевием Кесарийским , Ефремом Сириным , Василием Великим , Григорием Богословом и др., что в его творениях мы встречаем целый трактат, специально посвящённый евхаристии, находим сравнительно полное, более или менее самостоятельное и систематически изложенное учение о сём таинстве. Этот замечательный трактат об евхаристии, на котором останавливаются все исследователи, находится в большом огласительном слове, разделенном на 40 глав. Св. отец назначает это слово «для руководителей к благочестивой жизни» – наставников, пастырей Церкви и имеет в виду, между прочим, распространение через него веры среди непросвещённых ещё христиан, а потому выраженные здесь взгляды получают особенную силу, особенное значение. В этой главе г. Кириллов останавливается на «большом огласительном слове», разбирает возражения учёных, утверждающих, что св. Григорий Нисский был далёк от понятия о пресуществлении в строгом, позднейшим смысле слова, и при этом так формулирует учение св. Григории Нисского о таинстве евхаристии: 1) св. отец верил несомненно в истинное присутствие Господа Иисуса Христа в евхаристии; 2) ясно учил о пресуществлении св. даров и стремился уяснить себе саму возможность этого, решая вопрос: каким образом возможно, что тело Иисуса Христа, разделённое бесчисленному множеству верующих во всей вселенной, само всегда остаётся целым и каждому преподаётся всецело; 3) весьма определённо утверждал тождество евхаристического тела с земным прославленным, в которое претворяются внешние элементы таинства, хотя этот предмет и не раскрыл с надлежащей полнотой; 4) развивал учение о чувственном вкушении верующими прославленного тела Иисуса Христа; 5) многократно проводил мысль, что через причащение верующий обожается, делается причастником бессмертия; 6) усвояя евхаристии особенное значение, признавал в ней жертву; 7) видимо разделял мысль, что действие пресуществления даров совершается всемогущей силой Слова, или Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Попытаемся теперь систематизировать учение Октоиха о том, на кого собственно распространялось спасительное дело Христа, к кому была обращена Его проповедь в аду, кого Он воскресил из мертвых, кого освободил от власти ада и кого ввел в рай. Как показал наш обзор патристических текстов II-VIII вв., Отцы Церкви отвечали на эти вопросы по-разному. Св. Григорий Богослов оставил без ответа вопрос о том, всех ли без изъятия спасает Христос или одних верующих 548 . Св. Амфилохий Иконийский считал, что за Христом последовали все обитатели ада 549 . Богословы александрийской традиции склонялись к тому, что Бог «всех нас, или, лучше сказать, весь род человеческий искупил от смерти и возвел из ада» 550 ; Климент даже включал язычников в число спасенных 551 . Преп. Роман Сладкопевец , вслед за Ефремом Сириным , утверждал, что после сошествия Христа во ад «отверзлись все гробницы, и все мертвые вышли из них и возликовали» 552 . Св. Ипполит Римский , напротив, утверждал, что Христос благовествовал в аду «душам святых« 553 , а св. Кирилл Иерусалимский считал, что Христом «искуплены все праведные, поглощенные смертью» 554 . Наконец, по учению св. Иоанна Дамаскина , Христос проповедовал всем мертвым, но для одних Его проповедь была причиной спасения, а для других – «обличением неверия» 555 . Дает ли Октоих какой-либо определенный ответ на поставленный вопрос? Так же как и в творениях восточных Отцов, в текстах Октоиха мы находим несколько вариантов ответа. Первый их них – Христос вывел из ада (воскресил, спас) всех ожидавших Его пришествия (всех благочестивых, праведных, святых). Этот вариант встречается в Октоихе достаточно редко (примерно в пяти случаях из ста 556 ): Умертвив ад непобедимою Твоею силою... души свободи благочестивых, и еже в нем осуждения... 557 Умертвив ад Своей непобедимой силой, Ты освободил от него и от его приговора души благочестивых... Животодавче Христе, волею страсть претерпевый смертных ради, во ад снизшел еси яко силен, тамо Твоего пришествия ожидающия, исхитив яко от зверя крепкаго, рай вместо ада даровал еси... 558

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010