«Житие Феодосия Печерского ». Иной тип героя прославляет «Житие Феодосия Печерского », написанное Нестором. Феодосии – монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря, посвятивший свою жизнь не только нравственному совершенствованию своей души, но и воспитанию монастырской братии и мирян, в том числе и князей. Житие имеет характерную трехчастную композиционную структуру: авторское вступление-предисловие, центральная часть – повествование о деяниях героя и заключение. Основу повествовательной части составляет эпизод, связанный с деяниями не только главного героя, но и его сподвижников (Варлаама, Исайи, Ефрема, Никона Великого, Стефана). Факты Нестор черпает из устных источников, рассказов «древьних отец», келаря монастыря Федора, чернеца Илариона, «повозника», «некоего человека». В истинности этих рассказов Нестор не сомневается. Литературно обрабатывая их, располагая «по ряду», он подчиняет все повествование единой задаче «похваления» Феодосия, который «собою вьсемь образ дая». Во временной последовательности излагаемых событий обнаруживаются следы монастырской устной летописи. Большинство эпизодов жития имеют завершенный сюжет. Таково, например, описание отроческих лет Феодосия, связанное с его конфликтом с матерью. Мать чинит всевозможные препятствия отроку, чтобы помешать ему осуществить свое намерение – стать монахом. Аскетический христианский идеал, к которому стремится Феодосии, сталкивается с враждебным отношением общества и материнской любовью к сыну. Гиперболически изображает Нестор гнев и ярость любящей матери, избивающей непокорного отрока до изнеможения, накладывающей на его ноги железа. Столкновение с матерью завершается победой Феодосия, торжеством небесной любви над земной. Мать смиряется с поступком сына и сама становится монахиней, чтобы только видеть его. Эпизод с «повозником» свидетельствует об отношении к жизни монахов трудового народа, считающего, что черноризцы проводят свои дни в праздности. Этому представлению Нестор противопоставляет изображение «трудов» Феодосия и окружающих его черноризцев. Много внимания он уделяет хозяйственной деятельности игумена, его взаимоотношениям с братией и великим князем. Феодосии заставляет Изяслава считаться с монастырским уставом, обличает Святослава, захватившего великокняжеский престол и изгнавшего Изяслава.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(† после 1780), старообрядческий деятель, настоятель скита на Керженце , писатель и историограф. Сведения об И. К. приведены в трудах П. И. Мельникова (Андрея Печерского) : в исследовании «Очерки поповщины» и в романе «В лесах». Писатель располагал документами, относящимися к истории старообрядчества, в т. ч. утраченным соч. И. К. «Послание (письмо) соборного старца, первейшего во время собрания или соборования о нужнейших случаях заседателя», адресованным старообрядцам уральских демидовских заводов - Нижнетагильского и др. По сообщению Мельникова (Печерского), И. К. пришел на Керженец в 1771 г. из Зауралья, с демидовских заводов, и после смерти старца Ефрема возглавил Комаровский скит, один из старейших (основан в кон. XVII - нач. XVIII в.) и крупнейших на Керженце, позднее называвшийся Иониным. Настоятеля отличали ревностная вера, широкие познания и преданность старообрядчеству. И. К., как представитель керженских последователей «старой веры», был участником старообрядческого «перемазанского» собора в Москве в 1779-1780 гг., принимавшего решение о присоединении к старообрядчеству священников из правосл. Церкви (через миропомазание (2-й чин) или через отречение от ересей (3-й чин); см. в ст. Беглопоповцы ). На заседании собора 22 дек. 1779 г. было зачитано соч. И. К. «История о бегствующем священстве», в к-ром говорилось о необходимости миропомазывать «беглых попов». Сочинение вызвало критику противника «перемазывания» Никодима , усомнившегося в ряде заявлений И. К., в частности, в сообщении о том, что Коломенский еп. Павел якобы завещал применять по отношению к «беглым попам» 2-й чин приема. В ответ И. К. сказал, что он «списал сию «Историю» с готовыя; а кто тою историю писал, того не ведаю; а списал ее не в давних летах» ( Иоаннов. 1795. С. 63). Это заявление соответствует выводам П. С. Смирнова о том, что составитель «Истории...» «имел под руками записи о тех событиях и лицах, о которых он передает известия» ( Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898. С. CIX-CX). В «Послании (письме) соборного старца...» И. К. (известно по пересказу в «Очерках поповщины» Мельникова (Печерского)) повествуется о поисках беглопоповцами архиерея в 30-50-х гг. XVIII в., подробно описанные события разворачиваются в разных регионах: от Гуслицы до Польши. Информация, изложенная в данном сочинении И. К., была проверена писателем по архивным источникам и подтвердилась.

http://pravenc.ru/text/578346.html

Одновременно с расцветом Печерского монастыря появляются новые обители в Киеве и в других городах. Из помещенного в Патерике рассказа о ссоре наставников печерской братии, Антония и Никона, и князя Изяслава (из-за пострижения Варлаама и Ефрема, княжеских дружинников) мы узнаем, что в Киеве уже тогда был монастырь св. Мины. О том, как и когда возник этот монастырь, нет точных сведений. Возможно, что такого монастыря и вовсе не было в Киеве, а просто там жил черноризец-болгарин из византийского или болгарского монастыря св. Мины, ушедший вместе с Никоном из Киева . Никон оставил город, чтобы избежать княжеского гнева, и направился на юго-восток. Он пришел на берег Азовского моря и остановился в городе Тмутаракани, где правил князь Глеб Ростиславич, внук князя Ярослава (до 1064 года). В Тмутаракани, которая у византийцев известна была под именем Таматарха, Никон между 1061 и 1067 годами основал монастырь в честь Божией Матери и оставался в нем до 1068 года, до своего возвращения в Киев, в Печерский монастырь, где с 1077/78 по 1088 год он подвизался уже как настоятель … Первый расцвет монашества в Киевской Руси. Печерский монастырь и преподобный Феодосий Св. Феодосий снискал почитание и любовь уже у своих современников, ибо он поистине был «первоначальником общежития на Руси». Его житие и Патерик Печерского монастыря – главные источники, знакомящие нас с деятельностью этой выдающейся личности и с его влиянием на учеников. Патерик ценен тем, что он помогает составить целостное представление о древнерусском монашестве XI–XII веков, и в особенности о внутренней жизни монастырей в ту пору. По своему содержанию Печерский патерик – это агиографическое описание Печерской обители и подвигов ее насельников от возникновения монастыря до конца XII или начала XIII века. Еще важнее житие св. Феодосия. Его составителем был черноризец Печерского монастыря по имени Нестор; он написал житие в конце 80-х годов XI века, когда настоятелем монастыря был Великий Никон – то есть примерно через 15 лет после кончины святого игумена, так что еще были живы многие из братии, знавшие его при жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Интерес Паисия к святоотеческой книжности восходит к самым ранним годам жизни преподобного. Уже с детства, как мы узнаем из «Саморучной повести», в круг чтения отрока Петра входили, наравне с Библией , книги Ефрема Сирина , Аввы Дорофея и «Маргарит» Иоанна Златоуста . Позже, в киевские годы, в Богоявленском Братском монастыре он общается с иеросхимонахом Пахомием, который имел у себя в келейном собрании «неколико книг отеческих» и позволял Петру делать из них выписки. Равным образом, в Китаевском скиту молодой послушник постоянно слушал в храме и на трапезе Ефрема Сирина и других отцов. С этого же времени начинается, по свидетельству преподобного, его любовь «к благословенному молдавскому языку и народу». В Любечском монастыре Паисий приобщается уже и к книгопи- санию: переписывает «большую часть» Лествицы Иоанна Синайского. Отмечает старец в своей автобиографии и встречу со старцем Исихием, занимавшимся «преписанием книг отеческих», и совместную работу в Киево-Печерской лавре с иеросхимонахом Павлом, который давал ему «книги отеческие на прочтение». Последний эпизод «Саморучной повести», предшествующий уходу на Святую Гору, повествует о иеромонахе-отшельнике Рафаиле в скиту Долгоуцы (уже в Молдавии), который также «упражнялся в преписании книг отеческих». Сделавшись руководителем иноческой общины в Свято-Ильин- ском скиту на Афоне, Паисий начал собирать (переписывать или покупать) святоотеческие книги о внутренней жизни иноков и старческом руководстве ею первоначально из сугубо практических, пастырских соображений. «И во-первых, начах прилежно, Божиею по- мощию, книги отеческия, о послушании и трезвении, внимании же и молитве учащие, с немалым трудом и иждивением стяжавати, ово сам своею рукою преписуя, ово же и пенязьми купуя» 666 . По долговременном изучении приобретенных книг, в условиях их непосредственного, аскетического и старческого использования («неколико лет чтый тыя с прилежанием»), он убедился, что славянские списки книг содержат во многих местах «неисповедимую неясность», приводящую к утрате «самого грамматического разума». Он попробовал править тексты на основании других славянских списков: «возмнех, яко словенские отеческие книги с других словенских книг мощно есть поне мало исправити». Начав с рукописи, содержавшей сочинения Исихия, Филофея и Феодора Едесского, он сверял ее по четырем разным спискам. Попытка оказалась неудачной. Ошибки суммировались, «разума» не прибавлялось. Книгу любимого им Исаака Сирина , принесенную еще из Киева, «шесть недель день и ночь исправлял по другой такой книге, якобы во всем с греческою сходной, но со временем понял, что мою лучшую по той худшей испортил».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Издание Московской духовной академии – «Богословский Вестник», – продолжатель «Творений св. отцов», – предложил своим читателям толкование на Четвероевангелие св. Ефрема Сирина и на пророков: Софонию, Аггея и Захарию св. Кирилла Александрийского . Из многих самостоятельных трудов профессоров Московской академии, помещенных в нем, обратили на себя особенное внимание ученых-богословов обширные исследования В.Ф. Кипарисова : – «0 церковной дисциплине» и В. А. Соколова : «Об иерархии англиканской церкви». Читаются с живым интересом: биография покойного знаменитого ректора Московской духовной академии, протоиерея А. В. Горского, написанная С. Г. Поповым, а также статьи: «Современная Абиссиния» – Долганева, «На дальнем Востоке» – архим. Сергия, «Исторический очерк чина священного коронования» – К. М. Попова, «Материальное состояние Константинопольской патриархии под владычеством Порты» – А. П. Лебедева , «Критика эволюционной нравственности» – И. В. Попова , «Запретные идеи» – С. С. Глаголева , «Астрономия и богословие» – его же, «Значение Печерского монастыря в начальной истории Русской Церкви и общества» – С. И. Смирнова », «Отношение Св. Православной Церкви к миру и войне по учению кононического права» – Н. А. Заозерского , «Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях св. Ефрема Сирина » – А. Кириллова , «Древнерусский приход» – А. Папкова , «Происхождение, назначение и устройство римских катакомб» – А. П. Голубцова , «Св. Герман, патриарх Константинопольский» – И. Д. Андреева , «Господство греков в Иерусалимском патриархате» – Η. Ф. Каптерева, «Значение славянского перевода Нового Завета в труде святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и Всероссийского» – М. Д. Муретова . В приложении печатались автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского. В «Трудах Киевской духовной академии» переведены толкования блаж. Иеронима на малых пророков: Авдия, Иону, Михея, Наума, и Аввакума, и даны основательные очерки из истории гомилетики в новое время после реформации Лютера – В.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Ефрема; обитель не успела выкупить своего сокровища, как оно сгорело в тверском пожаре. 157 Так говорит «житие» 16 века, где описаны многие чудеса преподобного, происходившие при царе грозном. Из них самое замечательное следующее: Черемисин и Замятня-Завоплюцкий везли царскую казну в Новгород и на дороге грабили народ. Замятня строго потребовал от обители Ефремовой, чтобы ее люди везли казну водой. Иноки заняли в городе значительную сумму денег и ею купили у Замятии свободу от его насилий. Замятня, плывя Тверцею, уронил в воду деньги и затем сделался отчаянно болен. Товарищ его ужаснулся; вместе с больным отправился в обитель Ефремову и вознаградил пострадавшую обитель, а больному явился старец и, сделав выговор за неправды, возвратил здоровье. 158 Нетленные мощи пр. Ефрема почивают в богатой серебряной раке. – и при них глава брата его Георгия. 159 В тот же (28) день воспоминание о св. ЕФРЕМ митрополите переяславском Сын благородных родителей, Ефрем служил при в. князе Изяславе Ярославиче в должности казначея, заведывая всем хозяйством его. Соскучив шумной и суетливой жизнью, он пришел к преп. Антонию и умолял св. подвижника принять его в пещеру молитв. Преподобный, преподав ему наставление о пути ко спасению, передал его блаж. Никону, чтобы тот постриг его в иночество. Никон, исполняя волю св. старца, облек его в иноческие одежды. Это навлекло на пр. Антония и его пещеру сильный гнев в. князя. Блаж. Ефрем отправился в Константинополь изучать христианскую жизнь в примерах и памятниках его. 160 Благочестивое путешествие оказалось благодетельным не для одной души Ефрема. Блаженный принес с собой в Россию как знание устава монашеской жизни церковного благочиния, так и достаточные познания в церковной архитектуре. По поручению пр. Феодосия списал он в Константинополе устав и доставил его в печерскую обитель. Это было не раньше 1063 г. 161 Блаженный подвизался опять в печерской обители несколько лет. Когда скончался переяславский епископ Николай, также, как и Ефрем, постриженец пещеры: св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ефрем Новоторжский, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Ефрем Новоторжский, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Ефрем Новоторжский, прп. Преподобный Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского монастыря в городе Торжке, был родом из Венгрии. Вместе со своими братьями святыми Моисеем Угрином (память 26 июля) и святым Георгием он покинул родину, возможно, по причине преследования православных. Придя на Русь, братья поступили на службу к ростовскому князю святому Борису, сыну равноапостольного великого князя Владимира. В 1015 году на реке Альте вместе со святым князем Борисом погиб и брат Ефрема Георгий. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Моисею удалось спастись бегством, и он поступил в число монахов Киево-Печерского монастыря. Ефрем, находившийся в это время, очевидно, в Ростове, прибыв на место убийства, нашел голову брата и взял ее с собой. Оставив службу при княжеском дворе, преподобный Ефрем удалился на реку Тверцу с тем, чтобы там вести уединенную иноческую жизнь. После того как возле него поселилось несколько монашествующих, он в 1038 году построил монастырь в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Братия избрали его своим настоятелем. Близ монастыря, расположенного неподалеку от торгового пути к Новгороду, был устроен странноприимный дом, где бесплатно содержались бедные и странники. Скончался преподобный Ефрем в глубокой старости, его тело было погребено в устроенном им монастыре, а в гроб, согласно его завещанию, была положена голова его брата, святого Георгия. Мощи преподобного Ефрема были обретены в 1572 году. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Ефрем Новоторжский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2342

18. Понедельник. Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Леонтия. Аллилуия. Начало Петрова поста. Прп. Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах. Прмч. Никанора Морозкина, архим. Перервинского . Примечание. Определяя состав и порядок богослужения седмичных дней малых постов периода пения Октоиха (Рождественского, Петрова и Успенского), Типикон различает дни, когда поется «Бог Господь», и дни, когда поется «Аллилуия». В определенные дни пение «Аллилуия» заменяет собою «Бог Господь», предшествуя пению Троичнов Октоиха (см. Типикон, гл. 51; гл. 48, 14 ноября). В последованиях этих дней сказано: «Аллилуия или тропарь». Но если аллилуйная служба совпадет с субботой или Неделей, то она отменяется (вообще, когда аллилуйная служба совпадает с субботой, то согласно Типикону, гл. 12, 1-е «зри», если святой не имеет тропаря, должна совершаться заупокойная служба, по 13-й главе). Кроме того, аллилуйная служба назначается в первый день Рождественского и Петрова поста. Таким образом, в 2024 году в период Петрова поста аллилуйные службы (по великопостному чину) назначаются Типиконом на 18, 20 и 22 июня. В настоящее время, когда богослужение малых постов ничем не отличается от богослужений седмичных дней периода пения Октоиха, представляется уместным возродить древний устав аллилуйных служб, покаянное содержание которых подготовит молящихся к достойной встрече великих праздников. Пожелание возродить аллилуйные службы периода малых постов было высказано и на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Вот что говорил в своем докладе один из участников Собора, профессор-литургист священник В. Д. Прилуцкий: «Для усиления значения поста в жизни христианина наш богослужебный строй для постных дней назначает службы, выделяющиеся своими особенностями. Наиболее заметные из них – это пение Аллилуия и поклоны с молитвою Ефрема Сирина. На практике эти особенности блюдутся в отношении лишь великопостного богослужения. Службы других постов у нас ничем уже не отличаются от обычных, хотя по Уставу и эти службы имеют отличия, приближающие их к великопостному богослужению. Нам нигде не приходилось слышать богослужение с Аллилуия и молитвою Ефрема Сирина в будние дни Филиппова, Петровского (и Успенского. – Сост.) постов. Многие даже и не подозревают, почему на некоторые числа ноября и декабря положены первыми стихиры Богородице, и иногда поют эти стихиры, не применяя других положенных по Уставу особенностей для таких служб. И кто знает, не через это ли опущение уставных требований посты Филиппов и Петровский нарушаются у нас с большей легкостью, чем режим великопостный» (см.: Богословские труды. Сб. 34. С. 300).

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-01/

Двадцать восьмой день. Поучение 2-ое. Святый Ефрем Переяславский. (Польза созидания храмов и благотворительных учреждений). I. Святый Ефрем переяславский, память коего ныне, происходил из знатного рода. Он был казначеем великого князя киевского, Изяслава Ярославича, значит, заведывал всем его домом и хозяйством. Хлопотливая и шумная жизнь при дворе великокняжеском наконец стала ему в тягость, и он решился удалиться от мира. Пришел он однажды к преподобному Антонию печерскому, и стал умолять его принять к себе в пещеру. Преподобный Антоний принял и скоро Ефрем был пострижен в монашество. Так как Ефрем постригся без согласия князя, то преподобному Антонию из за него пришлось перенести много неприятностей, и на некоторое время он должен был даже удалиться из самой пещеры. Но вскоре все успокоилось, и св. Антоний по прежнему с своей братией стал подвизаться на прежнем месте. Ефрем во всем подражал своему духовному руководителю и всей братии Печерского монастыря, – но он желал видеть еще высшие образцы духовной монашеской жизни. И вот, с благословения святых отцев печерских, он отправляется в далекое путешествие на восток, обходит многие греческие монастыри, побывал и в Студийском монастыре, где жила братия по уставу св. Феодора Студита . Этот устав ему так понравился, что он решился принести его с собою в монастырь Печерский. С тех пор этот устав введен сначала в Печерском монастыре, а за тем и во всех других русских монастырях. Образование, опытность, строгая благочестивая жизнь отличали препод. Ефрема от всех других иноков, и он скоро был избран на святительскую кафедру в г. Переяславль. Тут для св. Ефрема открылось широкое поле деятельности к славе Божией, и ко спасению вверенной ему паствы. Он имел большие средства, принесенные из мира, и все употребил на дела благочестия и благотворительности. В продолжение 13 лет своего святительства он постоянно строил храмы, благотворительные учреждения, больницы, в которых бесплатно лечились больные, и город Переяславль так украсил подобными зданиями и учреждениями, что он стал неузнаваем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ефрем Новоторжский, прп. Описания иконы Ефрем Новоторжский, прп. - житие Преподобный Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского монастыря в городе Торжке, был родом из Венгрии. Вместе со своими братьями святыми Моисеем Угрином (память 26 июля) и святым Георгием он покинул родину, возможно, по причине преследования православных. Придя на Русь, братья поступили на службу к ростовскому князю святому Борису, сыну равноапостольного великого князя Владимира. В 1015 году на реке Альте вместе со святым князем Борисом погиб и брат Ефрема Георгий. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Моисею удалось спастись бегством, и он поступил в число монахов Киево-Печерского монастыря. Ефрем, находившийся в это время, очевидно, в Ростове, прибыв на место убийства, нашел голову брата и взял ее с собой. Оставив службу при княжеском дворе, преподобный Ефрем удалился на реку Тверцу с тем, чтобы там вести уединенную иноческую жизнь. После того как возле него поселилось несколько монашествующих, он в 1038 году построил монастырь[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. 1814.] Руссие святые (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 1814 год. Лист 4. Музей СпбДА, табл. 59. Ретушировано. Файл 6106.jpg:   Размер: 596x1023, 0.61 MPix, 65 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (124) , (2) . Описание: [Россия. XVIII.] Собор Новгородских святых (фрагмент). Рисунок (прорись с иконы/изображение, кроме подписей святых в нимбах, зеркальное). Россия. XVIII века. Постников, 1899, таб. LXIX. Ретушировано. Файл 6107.jpg:   Размер: 357x554, 0.2 MPix, 26 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (106) , (1) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 6108.jpg:   Размер: 601x669, 0.4 MPix, 74 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (136) , (2) . Описание: [Икона писана в XIX веке.] Св. Препод. Ефрем Новоторжский (Угрин) оснаватель Боросо-Глебски, Св.Препод.Аркадий Вязимский и Новоторжский, ученик Препод.Ефрема, Собор вчесть Св. Бориса и Глеба г.Торжок. Файл 11752.jpg:   Размер: 335x400, 0.13 MPix, 39 Kb. Дата: 2010-11-01, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (206) , (6) .

http://pravicon.com/icon-1811

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010