Они назначались им для народного употребления, а частью и для пения в храме, и написаны стихами. Святой Ефрем оставил также много умилительных молитв и молитвенных песнопений. Таковы его песнопения на Рождество Христово, отличающиеся особенною торжественностью; ему же принадлежат глубоко-трогательные стихиры, поемые при погребении; из молитв, составленных им, особенно известна умилительно-трогательная молитва, читаемая в дни Великого поста: «Господи и владыка жизни моей! Не дай духу праздности, любоначалия, празнословия овладеть мной. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. О, Господи, Владыка, даруй мне возможность видеть прегрешения мои, и не осуждать брата моего, благословен будь во веки веков. Аминь». ( < < back) Ефрем мирно скончался в городе Эдессе в 373 году. ( < < back) Житие святого Ефрема Печерского, епископа Переяславского первый игумен Печерский, непосредственный ученик преп. Антония Печерского, первоначальника русского иночества; память его — ноября 19-го. ( < < back) Ярославич — великий князь Киевский; княжил с 1054–1068 г. ( < < back) игумен Печерский, первый ученик и сотрудник преп. Антония; память его — 23-го марта. ( < < back) устав был составлен преп. Феодором Студитом, игуменом Студийского монастыря в Константинополе в начале IX века. В конце XI века он был введен в руководство Русскою Церковью и держался в ней до половины XIV b., когда начинает уступать иерусалимскому, но по местам оставался в силе гораздо дольше и в некоторых монастырях русских действовал даже до последнего времени. ( < < back) Ярославич — князь Переяславский (Переяславля-Южного; переяславское княжество граничило с Киевским), — впоследствии великий князь Киевский (1078–1093 г.). ( < < back) того, в отдаленном, но подведомом переяславскому князю, Суздале св. Ефрем также построил две церкви. ( < < back) хан Батый — внук Чингиз-Хана. Нашествие Батыя началось в 1237 и закончилось в 1240 г. взятием Киева и покорением русской земли. ( < < back) мощей преп. Феодосия Печерского было в 1091 году. ( < < back) Ефрем Переяславский скончался в 1096 году. Мощи его почивают в пещерах преподобного Антония. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Память преподобного Палладия Пустынника Палладий пустынник подвизался в Антиохии Сирийской в конце IV века. ( < < back) Перенесение мощей святого священномученика Игнатия Богоносца 107 году, 20-го декабря. ( < < back) перенесение мощей св. Игнатия Богоносца было в 108 году, второе из предградия в саму Антиохию в 438 году. Впоследствии (в VII b.) мощи его перенесены были в Рим, где находятся ныне в церкви св. Климента. ( < < back) Житие преподобного отца нашего Лаврентия, затворника Печерского преп. Исаакия, затворника Печерского, — 14-го февраля; память Никиты затворника, скончавшегося епископом Новгородским, 31-го января. Оба они прельщены были видением искусителя в светлом образе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И постави им игумена именем Варлама... – Β Житии Феодосия Печерского Нестора говорится, что Варлаам был поставлен игуменом монастыря при Изяславе Ярославиче, то есть после 1054 года. Варлаам был сыном боярина Иоанка. Β одно время с Варлаамом в монастыре был пострижен «каженик» (скопец) Ефрем, также знатного происхождения, близкий κ князю Изяславу Ярославичу человек. Эти пострижения вызвали такое недовольство Изяслава, что Антоний с частью монахов был вынужден на время покинуть монастырь, а Никон, постригавший Варлаама и Ефрема, – бежать в Тмутаракань. При игумене Варлааме произошло примирение монастыря с князем Изяславом, который подарил землю для монастырского строительства, был возведен деревянный Успенский собор, построены хозяйственные службы и монастырская «ограда». Β 1062 году Изяслав Ярославич основал Дмитровский монастырь и сделал его игуменом Варлаама (надеясь, что в делах религиозно-политического и культурного развития Руси княжеский монастырь станет авторитетнее Киево-Печерского). Β конце 60-х – начале 70-х годов Варлаам совершил два путешествия в Иерусалим и Константинополь. Возможно, что в первом «хождении по святым местам» его сопровождал «каженик» Ефрем, ο котором известно как об ушедшем в Царьград после основания Никоном монастыря в Тмутаракани (1061–1068). Одна из главных задач путешествия Варлаама – изучение греческих монастырских уставов. Как игумен Дмитровского монастыря, где постригались богатые и знатные люди, он, видимо, был недоволен строгим Студийским уставом, предполагавшим общежительство, обязательный физический труд, отказ от личной собственности. На обратном пути из Константинополя в Святогорском монастыре близ Владимира Волынского Варлаам «впаде в недуг лют» и скончался. Это произошло после смерти Антония Печерского (1073 г.) и до кончины Феодосия Печерского (1074 г.): в завещании он не упоминает Антония, а привезенные из Константинополя церковную утварь, книги и иконы просит передать Феодосию. Β XVII веке Варлаам был причислен κ местночтимым киевским святым (1643), было создано его Житие, входящее в состав печатных редакций Киево-Печерского патерика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ефрмь Переаславьский, Стефанъ Владимерьский, Маринъ Юрьевьский, Иоанъ Черниговьский, Антоней Порьский. – Ефрем Переяславский – приближенный киевского князя Изяслава Ярославича, его домоправитель. Β 1060/61 году постригся в Киево-Печерском монастыре и вызвал этим поступком гнев князя. По благословению Антония Печерского в начале 60-х годов Ефрем отправился в Константинополь, где жил в одном из монастырей. Здесь он списал и, видимо, перевел Устав Студийского монастыря, который послал Феодосию Печерскому в Киев. На Русь вернулся, скорее всего, в начале 80-х годов и был рукоположен в митрополиты Переяславля (между 1073 и 1077 годами). При князе Всеволоде Ярославиче Переяславская митрополия была упразднена: в 1091 году Ефрем упоминается как епископ. По свидетельству В. Н. Татищева, в 1095 году Ефрем ездил в Константинополь; в 1096 году участвовал в поставлении новгородского епископа Никиты и в этом же году скончался. Владимиро-суздальский епископ Симон, один из авторов Патерика, называл Ефрема в числе самых знаменитых постриженников Киево-Печерского монастыря. При митрополите Петре Могиле Ефрем был причислен κ местночтимым киевским святым, было создано Житие Ефрема, которое с XVII века входит в состав печатных редакций Патерика. Марин Юрьевский, другой участник перенесения мощей Феодосия Печерского , был поставлен в епископы в 1091 году киевским митрополитом Иоанном III. Β 1093 году встречал в Киеве вступавшего на великокняжеский престол Святополка Изяславича. Β 1095 году этот князь построил около Киева город Святополч (Витичев) и переселил туда юрьевского епископа вместе с другими юрьевцами. Антоний «Порьский» возглавлял юрьевскую епископскую кафедру в 1089 году, в 1090 году был перемещен в Белгородскую епархию. Носил титул Поросского, так как в его ведении находилась территория по реке Рось и ее притокам южнее Киева. Ο Стефане Владимирском см. коммент. (сноска 27). Об Иоанне Черниговском см. коммент. (сноска 33). 827 ...Фектистъ-игуменъ...– Феоктист был игуменом Киево-Печерского монастыря после Иоанна, по одним источникам с 1103 года, по другим с 1108 по 1112/1113 годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ УГРИН († 1015, после 15 июля), св. страстотерпец (пам. 24 июля, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), отрок (член младшей дружины) ростовского кн. мч. Бориса Владимировича (см. Борис и Глеб ). Сведения о мученической кончине и почитании Г. У. содержатся в ранних древнерус. памятниках - летописной повести «О убьеньи Борисове», читающейся в «Повести временных лет» под 6523 (1015) г., анонимном «Сказании, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба» (нач.: «Род правых благословиться, рече пророк»), «Сказании чудес святою страстотерпцу Христову Романа и Давида» (нач.: «Не възможеть человек глаголати и не насытиться око зьрети»), «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» (нач.: «Владыко Господи, Вседержителю. Створивый небо и землю»), созданном прп. Нестором , мон. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, а также в рассказе черноризца того же мон-ря Поликарпа (впосл. архимандрит) о прп. Моисее Угрине в составе Киево-Печерского патерика . Время и место рождения Г. У. неизвестны. Основываясь на его прозвище, можно думать, что святой был венгром или славянином, жившим в венг. землях. Однако не исключено, что Г. У., как предполагал, напр., Э. Иглои, мог родиться «уже на русской земле», являясь потомком одного из венгров, служивших при киевских князьях Святославе или равноап. Владимире (Василии) Святославиче . Согласно более поздним свидетельствам, историческая достоверность к-рых не может считаться бесспорной, Г. У. имел 2 братьев. Об одном из них, прп. Моисее Угрине, мон. Киево-Печерского мон-ря, подробно рассказывается в Киево-Печерском патерике. О 2-м брате - прп. Ефреме , основателе новоторжского во имя св. мучеников Бориса и Глеба муж. мон-ря ,- сообщает Житие прп. Ефрема, созданное в XVII в. на основе житийного текста кон. XVI в.; автором последнего принято считать иером. Юрьева новгородского муж. мон-ря Иоасафа, к-рый, вероятно, воспользовался несохранившимся текстом, созданным к нач. XIV в. ( Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского//СККДР. Вып. 1. С. 148-150).

http://pravenc.ru/text/164445.html

26 . Прпп. Ксенофонта и дружины его Марии и сынов их Аркадия и Иоанна; прп. Симеона, нарицаемого Ветхого; мчч. Анании пресвитера и Петра темничного ключаря и с ними семи воинов. Перенесение мощей прп. Феодора, игумена Студийского (из Акритского Херсонеса в Константинополь) и память брата его Иосифа, еп. Солунского. Свв. Феодор и Иосиф, жившие после VII Всел Соб., «книгу Триодь написаста» (Кн. о вер. гл.16), а раскольники говорят, что после вселенских соборов ничего изменять нельзя. 27 . Перенесение мощей свт. Иоанна Златоустог о (из Коман в Константинополь). 28 . Прпп. Ефрема Сирина , Феодосия Тотемского, нового чудотворца; Ефрема, архим. Борисоглебского монастыря, Новоторжского чудотворца; Ефрема Печерского, еп. Переяславского; Палладия пустынника. Прп. Ефрему Сирину принадлежат 112 слов, которые вместе с его житием и 22 словами св. аввы Дорофея , ученика его, и словом Исаака Сирина «о чину новоначальных и уставе» составляют книгу, известную под его именем. Эта книга 2-жды издана в 1652 г. и уважается раскольниками. Впрочем, последние ссылаются преимущественно на 105 слово (об антихристе), но и в этом слов есть не мало свидетельств, приводимых православными в опровержение их учения об антихристе. В 107 сл. св. Ефрем так рассуждает о таинстве причащения: однажды Господь сказал: да прорастит земля былие травное, и вот уже несколько тысяч лет после этого слово Господне исполняется. Ежегодно земля, орошаемая дождем, производит траву и др. свои растения: никакая сила человеческая не в состоянии воспрепятствовать этому повелению Божию. Точно так же и о причащении однажды на Тайной Вечери Господь сказал: “сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя”, “сие творите в Мое воспоминание”. И это слово Господне «всемощным Его повелением бывает, дондеже приидет” (л. 319 об.) 29 . Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца (из Антиохии в Рим); прп. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского; мчч. Романа, Иакова, Филофея, Ииерихия, Авива, Иулиана, Паригория и Сильвана еп., Луки диакона и Мокия чтеца.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Блаженный Ефрем отправился в Константинополь изучать христианскую жизнь в примерах и памятниках его 304 . Благочестивое путешествие оказалось благодетельным не для одной души Ефрема. Блаженный принёс с собой в Россию как знание устава монашеской жизни церковного благочиния, так и достаточные познания в церковной архитектуре. По поручению преп. Феодосия, списал он в Константинополе Студийский устав и доставил его в Печерскую обитель. Это было не раньше 1063 г. 305 . Блаженный подвизался опять в Печерской обители несколько лет. Когда скончался Переяславский епископ Николай, так же, как и Ефрем, постриженец пещеры, – святой митрополит Иоанн 2-й удостоил Ефрема сана епископа Переяславского. Слабое здоровье митрополита Иоанна 3 -го, не дозволявшее много заниматься делами, и личные высокие качества Ефрема, известные и в Константинополе, достаточны были для того, чтобы доверить блаж. Ефрему управление делами митрополии. В 1090 г. он называется в летописи митрополитом, хотя жил тогда в любимом Переяславле 306 . В 1091 г. установлено им в Русской церкви празднование перенесения мощей святителя Николая 307 . Самым приятным занятием для него было строить храмы к славе имени Божия и в пользу душ христианских. В Переяславле построен им обширный каменный храм архангела Михаила, бывший потом кафедральным, и потом другой храм при воротах, в честь Апостола Андрея. Он оградил Переяславль каменной стеной, а это очень нужно было для города, открытого нападениям хищных Половцев. И в отдалённом Суздале, но подведомом Переяславскому князю, построены им два храма, и один, в честь великомученика Димитрия, снабжён сёлами. Нестор говорит ещё, что блаж. Ефрем устроил «каменное строение банное, чего дотоле не было в России» 308 . По другим известиям, блаж. Ефрем открыл в разных местах больницы, где безвозмездно пользовались больные 309 . Средства для такого числа построек и заведений могли доставить ему происхождение и служба при великом князе; но без искренней любви Евангельской в сердце средства эти употреблены были бы иначе. Блаж. Ефрем за свою любовь к Господу получил от Христа дар творить чудеса при жизни и по смерти. В 1096 году он посвятил преп. Никиту в епископа Новгородского и в том же году скончался 310 . Древняя летопись называет его преблаженным, а последующие – чудотворцем и святым 311 . Мощи его почивают в пещерах преподобного Антония 312 . † Преставление преп. Феодосия Тотемского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Новости 11 января, 2012 Патриарх Кирилл о коммерциализации празднования Рождества (+ ВИДЕО) Смысл праздника утонул, очень многие о нем не думают и не желают думать, потому что вся энергия людей, особенно в предпраздничные дни, направлена на то, чтобы посетить магазины. Это время распродаж, а коммерция, используя естественное желание людей купить подарки, принести радость своим близким, делает все для того, чтобы этот период времени был самым успешным в торговле. 11 января, 2012 Русской Церкви не следует вмешиваться в дело архимандрита Ефрема, заявляет Константинопольский патриархат Константинопольский патриархат, в юрисдикции которого находятся афонские монастыри, обратился с просьбой к Русской и другим православным Церквям не вмешиваться в дело с арестом настоятеля Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема 11 января, 2012 Реставрацию колокольни Киево-Печерской лавры завершат весной 2012 года В декабре 2011 года под куполом лаврской колокольни была обнаружена 60-сантиметровая фигура ангела, покрытая сусальным золотом. О ее существовании было известно лишь из архивных документов. 11 января, 2012 Опубликован протест афонских монахов против ареста игумена Ефрема Решение членов апелляционного суда названо в документе несправедливым и неприемлемым, оно также характеризуется как враждебное действие по отношению ко всей Церкви, монашеству и Святой Горе Афон. 11 января, 2012 Православный рождественский праздник в Гамбурге посетило более 1000 человек Усилиями детей и художественного руководителя Веры Владимировны Печатниковой была подготовлена театральная постановка, которую с радостью посмотрели все прихожане. 11 января, 2012 Традицию освящения вод Терека на Крещение возродят в Северной Осетии в этом году Традиция освящения Терека в праздник Крещения существовала в Осетии до революции. С приходом советской власти и ликвидацией Владикавказской и Моздокской епархии она была утрачена. 11 января, 2012 Копты благодарят мусульман за участие в Рождественских торжествах в Египте Хотя мусульмане всегда присутствовали на Рождественских торжествах 7 января, в этом году их было больше, чем обычно.

http://pravmir.ru/category/news/page/517...

Следующий автор, от которого также сохранилось единственное сочинение, это Георгий Зарубский , т.е. из Печерского монастыря в Зарубе 502 . Его Поучение дошло в четырех списках, самый ранний из которых относится к XIII в. и наряду с Поучением содержит главным образом творения Ефрема Сирина . Поэтому возможно, что Георгий был также и переписчиком Ефрема, работавшим при князе Владимире Васильковиче Волынском (1269–12 88) 503 . К сожалению, критическое (третье по счету) издание его Поучения также нельзя признать удовлетворительным 504 . Издания: Бычков И. Новый список поучения Зарубского черноризца Георгия//БиблЛет. 1917. Т.З. С. 101–105 (Поучение к духовному чаду); оба предыдущих издания, И.И. Срезневского (прим. 502) и П. Владимирова [см.: Владимиров П. Обзор южно-русских и западно-русских памятников письменности от XI до XVII столетия//ЧОНЛ. 1890. Кн.4. Отд.2. С. 135, 140–142. – Прим. изд. (А.Н.)], воспроизводят текст по одному из списков [Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси (прим. 208). С. 152–153 (впервые по всем четырем известным спискам). – Прим. изд. (А.Н.)]. Автор, монах и душеводитель, намеренно противопоставляет свою “грубость” и необразованность внешнему блеску “философа”. Обращаясь к своему “чаду духовному”, он рисует страждущего Христа, оставившего нам образ Своего лика 505 , чтобы и мы возлюбили бедность. Смерть часто приходит внезапно, и это должно напоминать нам о Страшном Суде и адских мучениях, побуждая искать спасения в молитве и добрых делах, к которым прежде всего относится помощь бедным, вдовицам и сиротам. Особо предостерегает Георгий от общения со скоморохами и музыкантами, языческим игрищам которых противопоставлены “христианские гусли” – Псалтирь. Использовано здесь и традиционное для монашеской литературы (начиная с творения Василия Великого К юношеству) и встречающееся также и в Житии Авраамия Смоленского сравнение с пчелами, собирающими нектар со всевозможных цветов: им уподобляется монах, который из различных светских и духовных писаний, особенно из житий святых, собирает себе душеполезную пищу. В целом же упор на страх Божий живо напоминает гомилии Ефрема.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тесной связи с этим житием стоит биография Ефрема Перекомского. Трудно представить себе более внешнее или бессильное отношение биографа к своему делу. Автор почти целиком переписал житие Александра Свирского , поставив только другие имена лиц и мест и кой-где легко изменив ход рассказа Это, конечно, делало неизбежным искажение действительных событий, чем объясняется множество противоречий, которые легко здметить при чтении жития 376 . Так, читаем, будто Ефрем, умирая, предоставил выбор игумена из назначенных им кандидатов архиепископу Пимену (1552– 1570); отсюда можно только заключить, что житие написано не раньше 1552 года В таком случае автором его едва ли мог быть обозначаемый во всех списках жития ученик Ефрема Роман, которого святой уже в 1486 году избрал одним из кандидатов на игуменство; притом ученик не мог так плохо знать жизнь своего учителя и наполнить его биографию такими ошибками. Житие говорит о праздновании памяти святого, которое, как известно из другого источника, установлено было в 1549 году. Есть известие, что перенесение мощен Ефрема произошло в 1545 году, 22 года спустя по смерти его, при иг. Романе. В сатот житии можно заметить, что его хронологические показания вообще раньше обозначаемых ими событий; притом и по его рассказу каменная церковь построена Ефремом в княжение Василия Ивановича Из этого, по-видимому, можно заключить, что житие написано каким-нибудь простодушным монахом второй половины XVI века, которого поздние списки назвали игуменом Романом, а Ефрем преставился не в I486 году, а в начале XVI века чем устраняются основные несообразности в рассказе жития 377 . Неизвестно, где жил инок Маркелл около 1550 года, когда писал житие Саввы Сторожевского. В начале 1555 года он присутствовал на Московском церковном соборе уже в качестве игумена Хутынского. Новгородская летопись, говоря о приезде его в Новгород в 1555-м с архиепископом Пименом после собора, делает неясную заметку, из которой можно заключить, что Маркелл жил прежде в Пафнутьевом борове ком монастыре. Но уже в конце 1557 года он оставил игуменство, поселился в Антониевом монастыре, «да сотворил житие Никите, епископу новгородскому, и канун» и уехал в Москву незадолго до открытия мощей Никиты, которое совершилось 30 апреля 1558 года 378 . Ясно, что эти житие и канон ничего не говорили об открытии мощей и были написаны на память преставления святого. Встречается в рукописях канон такого содержания, в котором но начальным буквам стихов 9-й песни можно прочитать имя Маркелла. Но между известными редакциями жития Никиты, кроме статьи Поликарпа в послании к архим. Акиндину, нет ни одной, которая не знала бы о обретении мощен святого; есть только похвальное слово, которое в некоторых рукописях помещено рядом с упомянутой службой и подобно ей написано на память святого 30 января. Это слово делает краткий очерк жизни Никиты по Поликарпу, опуская рассказ последнего об искушении печерского затворника, и его, по всей вероятности, разумел новгородский летописец 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

киевским митрополитом Иоанном Он участвовал в перенесении мощей Феодосия Печерского , в 1093 г. встречал в Киеве вступавшего на великокняжеский престол Святополка Изяславича. В 1095 г. этот князь построил около Киева город Святополч (Витичев) и переселил туда юрьевского епископа вместе с другими юрьевцами. Ефрем Переяславский был приближенным киевского князя Изяслава Ярославича, его домоправителем. В 1060/1061 г. Ефрем постригся в Киево-Печерском монастыре, чем вызвал гнев князя. По благословению Антония Печерского в начале 60-х годов Ефрем отправился в Константинополь, где жил в одном из монастырей. Здесь он списал и, видимо, перевел Устав Студийского монастыря, который послал Феодосию Печерскому в Киев. На Русь Ефрем вернулся, скорее всего, в начале 70-х годов и был рукоположен в митрополиты Переяславля (между 1073 и 1077 годами). При митрополите Ефреме в Переяславле возводится каменный кафедральный собор в честь архангела Михаила (1090), создаются надвратные церкви в честь Феодора и Андрея Первозванного; в конце XI в. в Суздале, находившемся под юрисдикцией переяславского митрополита, строится Дмитровская церковь . При князе Всеволоде Ярославиче переяславская митрополия была упразднена: в 1091 г. Ефрем упоминается как епископ. По свидетельству В.Н. Татищева, в 1095 г. Ефрем ездил в Константинополь; в 1096 г. участвовал в поставлении новгородского епископа Никиты и в этом же году скончался. Владимиро-суздальский епископ Симон, один из авторов Патерика, называл Ефрема в числе самых знаменитых постриженников Киево-Печерского монастыря. При митрополите Петре Могиле Ефрем был причислен к местночтимым киевским святым, было создано Житие Ефрема, которое с XVII в. входит в состав печатных редакций Патерика. Нифонт Новгородский принял постриг в Киево-Печерском монастыре при игумене Тимофее (1124–1131). В 1130 г. он был посвящен в новгородские епископы киевским митрополитом Михаилом. Выполнял миссию посредника в примирении киевлян с черниговцами (1135), новгородцев с суздальцами (1148).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010