Торжка), где и окончил свою жизнь на руках препод. Ефрема 1052 г. основателя Борисоглебской обители (Тверская Старина. - Торжок. С.-Петербург 1876 г.) Другое предположение о блаженном Константине Новоторжском, еще более фантастичное, неправдоподобное и, видимо, измышленное под влиянием былины о Косте Новоторжанине помещено в 22 Твер. Еп. Вед. за 1898 г. под заглавием " Краткие сведения о блаженном Константине, Новоторжском чудотворце " . В этой статье сообщается, что Константин родился в г. Торжке. Кто были его родители не известно, но известно только, что он отличался необыкновенной силой, вследствие чего в составе Новгородской рати и считался богатырем " Костею Новоторжанином”; (жил же блаженный Константин во времена Иоанна Грозного) и много помогал Новгородцам в борьбе с врагами; затем, оставив военную службу, переселился в родной город и стал проходить подвиг юродства;-скончался он в Торжке, где ныне стоит часовня на площади против здания Городской Думы. В этом сказании путаница до исторического периода в России с временами Грозного царя; смешение былинного героя " Кости Новоторжанина " с блаженным Константином... (О Косте Новоторжанине былина в издании Каспари в журнале Родина 1905 г. Краткий анализ былины в Месяцеслове русских святых. Июль. 339 стр.). Есть и другие предположения о блаженном Константине, но такие же неосновательные (Твер. Епарх. Вед. 1898 г. 24). На иконе, находящейся в Торжке, написанной как значится в подписи на ней, в 1797 г. " Святым Константин, Блаженный Новоторжский " , изображен в рост, с сложенными на персях руками, с молитвенным взором к Спасителю, благословляющему десницею в облаках, в верхней части иконы; блаженный Константин в одной одежде (в рубашке), с обнаженными по локоть руками, босой; на голове волосы короткие, курчавые, желтоватого (рыжего) цвета. Он изображен в таком виде, как пишут обычно Христа ради юродивых. Видно, что иконописец, изобразивший (в 1797 г.) блаженного Константина именно имел в виду написать юродивого Христа ради (блаженного, как обычно называют таковых в России).

http://pravicon.com/info-2710

Подробное жизнеописание отца Матфея составил его зять, Николай Грешищев, на основании собственных воспоминаний о нем, рассказов родственников, духовных чад и других лиц, знавших его жизнь, и поместил в журнале «Странник» (1860. 12); затем его переделал для своей книги «Русские подвижники 19-го века» (изд. 3-е. СПб., 1910) Евгений Поселянин. Помимо этого жизнеописания имеются воспоминания Тертия Ивановича Филиппова (в его статье о графе Александре Петровиче Толстом), опубликованные в «Гражданине» (1874. 4), а также воспоминания протоиерея Феодора Образцова, настоятеля Покровской церкви в Твери, близко знавших отца Матфея. Из других документальных источников можно назвать письма Гоголя к отцу Матфею и, кроме того, некоторые письма самого отца Матфея к разным лицам, напечатанные в журнале «Домашняя Беседа» (1861. Вып. 49-51). Отец Матфей родился 6 ноября 1791 года в семье диакона села Константинова Новоторжского уезда Тверской губернии Александра Андреева. Родители жили бедно, но благочестиво. Матфей был воспитан в строго христианских правилах и с ранних лет проявлял охоту к учению, любил посещать храм Божий и петь на клиросе. На пятом году жизни он сам упросил родителей научить его грамоте, а на седьмом уже бойко читал книги церковной печати, в основном Четьи Минеи. Восьми лет отрок был определен в Новоторжское Духовное училище (начальные классы Тверской семинарии) и, как не имевший фамилии, по обычаю того времени, получил ее по названию села. В документах отец Матфей именуется (да и сам иногда так пишет) то Константиновский, то Александров (по имени отца). В первые годы учебы он, вопреки ожиданиям, учился не бойко, но по прошествии некоторого времени память его укрепилась. С этих пор он стал успевать по всем предметам и среди товарищей оказался в числе первых. По словам самого отца Матфея, этой перемене с ним он обязан был небесному заступничеству преподобного Ефрема Новоторжского, которому он усердно молился. Однажды ночью во время молитвы, рассказывал позднее отец Матфей, он как бы забылся; вдруг предстал перед ним этот угодник Божий вместе с каким-то другим, благословил его, и в эту минуту некое покрывало снялось с его головы – он почувствовал в ней свежесть и легкость, и с той поры все в учении стало ему понятно.

http://pravoslavie.ru/36596.html

Локотцы. Церковь Казанской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1898. Год утраты:приблизительно 1999 (разобран) Адрес: Россия, Тверская область, Лихославльский район, с. Локотцы Координаты: 57.15412, 35.351804 Проезд:20 м на север от каменной церкви Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Локотцы ныне Лихославльского района, от Твери 50 верст, от Торжка 25 верст, от Лихославля 10 километров. Две церкви: Михаилоархангельская каменная церковь построена в 1873 году с двумя престолами: Архистратига Михаила и святого пророка Ильи. Вторая деревянная Казанская церковь построена в 1898 году, она перестроена из упраздненного храма. В приходе 12 деревень, 285 дворов, 976 мужчин и 1087 женщин, все карелы. Были построены две часовни: деревня Челновка - Знаменской Божьей Матери, деревня Некрасиха - семи мучеников Макковеев и Ефрема Новоторжского, построена в 1890 году в память о чудесном событии 13 октября 1888 года. Из исторической справки о церквях Новоторжского уезда можно узнать, что деревянная Михайловская церковь была основана в 1779 году, до нее была деревянная церковь, год основания которой неизвестен. Достопримечательностью этой церкви являлся образ мучеников епископа Симеона и царицы Александры. Надписи на этом образе свидетельствовали, что этим образом императрицы Екатерина Великая соизволила благословить при рождении великую княгиню Александру Павловну 29 июля 1787 года, и ее Величество перед своим бракосочетанием 1779 года благословила Александру Яковлевну Молчину, которая передала этот образ в Локатинскую церковь. В 70-е годы XVIII века село вместе с пустошами принадлежало братьям Ивану Ивановичу и Сергею Ивановичу Львовым, имевшим в селе свой дом. В те года действовала построенная на средства прихожан и братьев Львовых деревянная церковь в честь Архистратига Михаила, которая к едине XIX века пришла в ветхость.

http://sobory.ru/article/?object=32233

Г. И. П. Виноградовым в описании г. Вязьмы (стр. 101) помещено интересное дело об иконе преп. Аркадия. «В 1678 г. на Вознесенье приходил к нам, так доносил архимандрит Вяземского Предтечева монастыря Питирим (впоследствии Тамбовский епископ), в монастырь Троицкий протопоп (т. е. Вяземского собора протоиерей) со всеми градскими священниками, с крестами и иконами»; в числе последних была икона, принесенная от «Спасской церкви Нижняго» (это, по замечанию г. Виноградова, и есть нынешний Вяземский женский монастырь) с надписью: «Святый преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский»… — Икону эту (преп. Аркадия) архимандрит Питирим оставил у себя «для подлинного ведения». Видно, что Питирим обратил внимание на эту икону, как необычную и дотоле им не замеченную или, вероятно, обратившую его внимание своею подписью: «Аркадий Вяземский и Новоторжский». Последнее слово, нужно думать, самовольно было приписано причтом Спасской церкви, не без корыстной цели. Дело в том, что за два года до того, в 1677 г., были обретены мощи преп. Аркадия Новоторжского, от которых — в сказании о св. Аркадии сказано, — «подаются исцеления с верою приходящим». (Приложение к службе преп. Аркадию, СПБ, 1860). Молва об открытии в Торжке целебоносных мощей Аркадия, ученика Преп. Ефрема Новоторжского, достигла до Вязьмы и здесь пожелали воспользоваться благоприятным случаем приурочить его Аркадием не только Вяземским, но и Новоторжским, сделали на иконе преп. Аркадия Вяземского (на серебряном окладе) надпись с прибавлением слова «Новоторжский», в следствии чего усилился приток богомольцев в Спасскую церковь Вязьмы, увеличились доходы местного причта. На это и обратил внимание ревнитель благочестия и строгий блюститель церковного устава, архимандрит Питирим (в Тамбове местно почитаемый за святого и чудотворца). Замечателен ответ старца Спиридона на «расспросные речи» об иконе преп. Аркадия. По его словам, подпись на иконе преп. Аркадия будто бы «слиняла» вся «ничего не знать было», и что он, Спиридон, починил эту икону, обложил и подписал «Св.

http://pravicon.com/info-1814

Локотцы. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Михаила Архангела , Илии Пророка Год постройки:Между 1861 и 1873. Адрес: Россия, Тверская область, Лихославльский район, деревня Локотцы. Координаты: 57.15356, 35.351453 Проезд:Из Лихославля следовать по дороге на Калашниково до моста через ж/д между Чашково и Барановкой. За мостом свернуть направо, далее - 3 км грейдера и 2,5 км грунтовки. Изменить описание Добавить фотографии Автор: Pashkin Снято: 19 июля 2014 Добавлено: 27 июля 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Локотцы ныне Лихославльского района, от Твери 50 верст, от Торжка 25 верст, от Лихославля 10 километров. Две церкви: Михаилоархангельская каменная церковь построена в 1873 году с двумя престолами: Архистратига Михаила и святого пророка Ильи. Вторая деревянная Казанская церковь построена в 1898 году, она перестроена из упраздненного храма. В приходе 12 деревень, 285 дворов, 976 мужчин и 1087 женщин, все карелы. Были построены две часовни: деревня Челновка - Знаменской Божьей Матери, деревня Некрасиха - семи мучеников Макковеев и Ефрема Новоторжского, построена в 1890 году в память о чудесном событии 13 октября 1888 года. Из исторической справки о церквях Новоторжского уезда можно узнать, что деревянная Михайловская церковь была основана в 1779 году, до нее была деревянная церковь, год основания которой неизвестен. Достопримечательностью этой церкви являлся образ мучеников епископа Симеона и царицы Александры. Надписи на этом образе свидетельствовали, что этим образом императрицы Екатерина Великая соизволила благословить при рождении великую княгиню Александру Павловну 29 июля 1787 года, и ее Величество перед своим бракосочетанием 1779 года благословила Александру Яковлевну Молчину, которая передала этот образ в Локатинскую церковь. В 70-е годы XVIII века село вместе с пустошами принадлежало братьям Ивану Ивановичу и Сергею Ивановичу Львовым, имевшим в селе свой дом. В те года действовала построенная на средства прихожан и братьев Львовых деревянная церковь в честь Архистратига Михаила, которая к едине XIX века пришла в ветхость. В 1861 году было получено разрешение заменить деревянную церковь на каменную. Чертежи утвердил и подписал Тверской губернский архитектор И.Ф. Львов. Строительство каменной Михаилоархангельской церкви было закончено в 1873 году, внутренняя отделка храма велась до 1878 года.

http://sobory.ru/article/?object=30699

16 . Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского Новоторжского монастыря, который находится в городе Торжке Тверской губернии, скончавшийся (как принимается) 28-го Января 1053-го года. Местное празднование установлено при митр. Дионисии в 1584–1587-м году 217 . 17 . Аркадий, юродивый Вяземский и Новоторжский, сначала подвизавшийся в родном своем городе Вязьме, а потом у Ефрема Новоторжского в его монастыре, в котором и скончался. В 1594-м году в одной из церквей города Вязьмы устроен был придел в честь преп. Аркадия, из чего с вероятностью должно заключать, что празднование ему установлено одновременно с преп. Ефремом 218 . Преп. Аркадий Вяземско-Новоторжский есть в настоящее время не низведенный из местных святых почитаемый усопший (как мы ошибочно думали и почему он у нас дважды), а по-прежнему местный святой: в Аркадиевском (по его имени) Вяземском женском монастыре посвящен его имени один из престолов, см. Историко-статистическое описание Смоленской епархии, Спб. 1864, стр. 315 fin. (в Истории Иерархии монастыря нет, так как он существует только с 1832-го года, – история монастыря стр. 311 aqq). 18 . Василий Блаженный, юродивый Московский, скончавшийся 2-го Августа 1552-го года. Вследствие начавшихся при его гробе многих чудес было установлено празднование ему в 1588-м году 219 . Мощи Василия Блаженного, юродивого Московского, как будто обретенные в 1588-м, году, тотчас или вскоре после обретения (если таковое действительно имело место) опять сокрыты были под cnyдoм, cfr khury cbящ. Ио. Ковалевского Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви, М. 1895, стр. 226. – В Московских Ведомостях настоящего года, 211, 3 Августа, некто И. К-ов доказывает, что Блаженный Василий скончался 2-го Августа не 1552-го, а 1557-го года. 19 . Филипп митрополит, удушенный в Тверском Отрочем монастыре, месте его заключения, 23-го Декабря 1569-го года. В 1591-м году перенесены были его мощи из Отрочего монастыря в Соловецкий монастырь, и с сего времени началось в монастыре местное празднование его памяти 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В деле Евфимия видимо был не прав Тверской князь, человек энергичный, честолюбивый и настойчивый, что можно усматривать и из того, что понравившийся ему Арсений и весьма желательный для него на Тверской кафедре, как епископ, боялся принять «владычество» (епископство) в Твери «виде бо там брань и вражду многу и смутися и ужасеся», и за лучшее счёл, до окончания суда над Евфимием, удалиться в Москву. И когда Михаил Александрович настаивал пред собором на поставлении Арсения во епископа Тверского, то он, поражённый неожиданным предложением ему святительской кафедры, по глубокому своему смирению, заявил, что не способен и не достоин столь великого сана, и что у него никогда не было иного желания, кроме желания оплакивать свои грехи, и что он доныне отрекался и от священства (иеромонашества), а о епископстве и помышлять не смел. Угроза отлучения от церкви за непослушание Собору вынудила Арсения принять епископство. Киприан, вскоре по окончания в Твери Собора возвратился вместе с Евфимием в Москву. Через несколько времени (в начале августа того же 1390 года) он для возведения во епископа Тверского Арсения снова с прежними иерархами (к коим ещё присоединились двое – Даниил Звенигородский и Иеремия Рязанский) посетил Тверь и 15 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы в кафедральном Спасо-Преображенском соборе был им хиротонисан Арсений во епископа Тверского (см. о нём выше). Митрополит Киприан скончался 16 сентября 1406 г. О нём Никоновская Летопись делает такой отзыв: «Всякого любомудрия и разума исполнен и вельми книжен, и духовен зело, и книги своей рукой писаше» (V, стр. 2). Хронологический указатель кончины святых, упоминаемых в Тверском Патерике Годы Глеб, св. Муромский князь Юрий, отрок св. князя Бориса Ростовского до 1053 Аркадий, ученик пр. Ефрема Новоторжского Ефрем, основатель Новоторжского Борисоглебского монастыря Георгий, (Юрий) Всеволодович, Великий князь Василько (Василий) Константинович, Ростовский князь XIII в. Владимир, Ржевский князь XIII в. Агриппина, Ржевская княгиня Симеон, первый Тверской епископ Ксения, Тверская княгиня Михаил Ярославич, Великий князь Тверской Пётр, Московский и всея России митрополит Великая княгиня Анна Димитриевна (Кашинская) Феодор 1-й, епископ Тверской Моисей, архиепископ Новгородский Феодор 2-й, епископ Тверской Алексей, Московский и всея России митрополит Васса (Феодора) Нижегородская княгиня Михаил Александрович, Тверской князь Иулиания, Новоторжская княгиня Симеон Мстиславович, Новоторжский князь Арсений 1-й, епископ Тверской Киприан, Московский митрополит Савватий, основатель Савватьевского монастыря Ефросин, ученик Савватия Ксенофонт Тутанский Димитрий Юрьевич Красный, Бежецкий и Галичский князь Савва Вишерский Савва, основатель Сретенского Саввина монастыря Варсонофий, брат пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Антоний Заоникиевский, один из первых игуменов Владимирской Заоникиевской пустыни, находящейся в 12-ти верстах от Вологды, которая основана преп. Иосифом Заоникиевским во второй половине XVI века (Память его в одних святцах записана под 23-м Июля, в других – под 3-м Ноября), – Ист. Uep. IV, 134 , Верюжск. 607. Антоний, архиепископ Каменец-Подольский, до Каменца бывший некоторое время епископом Воронежским, скончавшийся на покое в Задонском Богородицком монастыре 29-го Марта 1827-го года. По словам преосв. Димитрия в Месяцеслове, – 1 изд. вып. IV, 2 отд., стр. 95, «о нем хранится в монастыре предание (?), как о нетленно почивающем угоднике Божием»; принадлежит к числу местно чтимых подвижников, -ibid. Антоний Краснохолмский, основатель Краснохолмского или Бежецкого Николаевского Антониева монастыря, который находится близ Красного Холма, заштатного города Тверской губернии, Бежецкого уезда, скончавшийся 17-го Января 1481-го года (Филарета Русские святые, 17 Января; о монастыре – Ист. Uep. IV, 807 ). Антоний, игумен Соловецкого монастыря с 1603-го по 1612-й год (Строева Списки иерархов) или с 1 (505-го по 1613-й год (Описание Соловецкого монастыря архим. Мелетия. О почитании см. у Ратшина, стр. 4 нач.; в Соловецким Патерике нет). Антоний Черноозерский, основатель упраздненной Антониевой на Черных озерках пустыни, которая находилась в Череповецком уезде Новгородской губернии, неизвестно когда живший (Ист. Uep. III, 103 ). Аркадий Новоторжский или Вяземский, ученик преп. Ефрема, основателя Новоторжского Борисо-Глебского монастыря (Ист. Uep. III, 420 , Филарета Русские святые, 28-го Января. Называется иначе Вяземским потому, что был родом из города Вязьмы Смоленской губернии и что первоначально подвизался подвигом юродства в родном своем городе, см. Историко-статистическое описание Смоленской епархии, Спб. 1864, стр. 309. У преосв. Сергия и за ним у Барсукова ошибочно-Вязниковский; у преосв. Димитрия ошибочно – погребенный в Вязьме; у архим. Леонида ошибочно разделенный на двоих – Новоторжского и особого Вяземского).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

13/26 Мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284–305). Преподобного Аркадия Новоторжского, Вяземского (XI). Преподобного Германа Аляскинского, равноапостола Алеутского (1837). Преподобного Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII). Преподобного Арсения Латрийского (VIII-IX). Неделя святых праотец (празднование бывает в Неделю предыдущую или приидущую). Тропарь мученикам Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту, глас 4 Мученик всечестных светлость,/пяточисленных страстотерпцев воспоем,/славу земных презревших,/солнца светлаго Евстратия,/премудраго со страдальцы,/на огнь и муки дерзнувших за всех Царя Христа/и от престола Того славы почестьми венцев обдаренных./Тех молитвами, Христе Боже,/спаси души наша. Кондак, глас 3 Витийствуя пред беззаконнующими Божественная,/биения претерпел еси мужественнейшим сердцем,/облистал еси богознаменьми, пречудне,/угасил еси возвышенный прелести пламень,/сего ради тя чествуем, всеблаженне мучениче Христов Евстратие. Ин кондак, глас 2 Светильник явился еси светлейший во тьме неведения селящим, страстотерпче./Верою бо, яко копием, обложився,/врагов шатания не убоялся еси, Евстратие,/риторов сый благоязычнейший. Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии Евстратие, Авксентие, Евгение, Мардарие и Оресте,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь преподобному Аркадию Новоторжскому, Вяземскому, глас 4 От духовнаго наставника, преподобнаго Ефрема, наставляем,/послушания добрый рачителю, отче Аркадие,/от мирскаго мятежа удалился еси,/и инок быв изрядный,/добрым подвигом ревнуяй,/от Христа Бога венец славы Небесныя приял еси,/и ныне вкупе с преподобным отцем Ефремом у престола Вышняго предстоя,/о нас молися, избавитися нам от всех бед и скорбей/и спастися душам нашим. Кондак, глас 2 К глубинам Божественнаго Разума вперив ум свой,/в Небесныя обители востекл еси/и равноангельное житие, отче Аркадие, на земли пожил еси,/и во всем повинулся еси духовному своему настоятелю и наставнику, преподобному отцу Ефрему,/и ныне, вкупе предстояще у престола Владыки Христа,/молися непрестанно о всех нас. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(Ист. б-ка Тверской епархии. Т. 1. С. 95). В новоторжском Борисоглебском мон-ре в качестве особой достопримечательности сохранялась икона Спасителя с помещенными на полях фигурами вмц. Параскевы, М. и 2 преподобных, к-рые подвизались на новгородских территориях, позднее вошедших в состав Тверской епархии,- Ефрема Новоторжского и Нила Столобенского. Образ считался вкладом царя Иоанна IV, о чем сообщала надпись на обороте: «Сему образу молился царь Иван Васильевич» ( Илиодор, иером. Ист.-стат. описание Новоторжского Борисоглебского монастыря. Тверь, 1861. С. 67-68). Однако эти данные скорее всего имели легендарное происхождение, т. к. местное почитание прп. Нила оформилось только к кон. XVI в. Одним из центров почитания М. был Углич, в ближайших окрестностях которого подвизался племянник М. и постриженик его обители прп. Паисий Угличский. Писцовая книга Углича 1674-1676 гг. не упоминает образы М. (Выпись с писцовых книг писма и меры стольника Михайла Феодоровича Самарина да подъячева Михайла Русинова 182 и 183 и 184 (1674, 1675 и 1676) гг.//Тр. Ярославской ГУАК. 1892. Кн. 2. Вып. 2. С. 30-412), однако следует учитывать, что в этом источнике не описан Паисиев монастырь. В XVII-XVIII вв. для местных храмов было создано несколько икон с изображениями М. и Угличских святых. Опись Паисиева мон-ря 1702 г. сообщает о находившейся в Покровском соборе запрестольной иконе Божией Матери «Одигитрия» с образами преподобных Сергия и Никона Радонежских, М., Паисия Угличского и композицией «Св. Троица» (Углич: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1887. С. 170); иконография этого произведения отражала традицию уподобления М. прп. Сергию Радонежскому и их общего почитания как служителей Св. Троицы. По-видимому, именно М. вместе с преподобными Паисием Угличским, Иаковом (Железноборовским?) и Петром, царевичем Ордынским (Ростовским), был представлен на иконе (или 2 иконах), упомянутой в описи угличского Алексиевского мон-ря 1764 г. (Там же. С. 272). Согласно описи 1702 г., пядничный образ М., «вверху Спасов образ», хранился в Кассиановой Учемской пуст., стоящей на Волге между Угличем и Мышкином (Там же.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010