11 июля 1677 г. по благословению Корнилия, митр. Новгородского и Великолукского, при архим. новоторжского мон-ря Евстафии состоялось торжественное обретение нетленных мощей А. Н., 14 июля мощи были положены на паперти Борисоглебского храма у сев. дверей. 14 авг. 1798 г., при строительстве нового соборного храма в Новоторжском мон-ре, мощи А. Н. были переложены в каменную раку, в к-рой до 1572 г. почивали мощи прп. Ефрема. В наст. время мощи А. Н. считаются утраченными. В 1841 г. в Борисоглебском соборе мон-ря был освящен придел во имя А. Н. В 1977 г. в Торжке состоялось празднование 300-летия со времени обретения св. мощей А. Н. Традиция объединять А. Н. и Аркадия Вяземского проявилась во включении имени Аркадия Новоторжского и Вяземского в Собор Смоленских святых, установленный в 1984 г. по инициативе архиеп. Смоленского и Вяземского Феодосия (Процюка) . Иконография. Вероятно, в связи с обретением мощей А. Н. иконописцами Оружейной палаты Симоном Ушаковым и его учеником Георгием Зиновьевым была создана икона, на к-рой преподобный изображен вместе с равноап. вел. кн. Владимиром и прп. Моисеем Угрином (ТКГ). В 1720 г. пономарь Филипповской ц. в Торжке иконописец Евфимий Недоносков написал икону преподобных Ефрема Новоторжского и А. Н. в молении Спасителю, на нижнем поле - план Борисоглебского мон-ря и пейзаж с видом Торжка ( Жизневский. С. 45, 46. 59). Сохранились 2 прориси с икон XVIII в., изображающие прп. Ефрема и А. Н. на фоне Новоторжского мон-ря, причем А. Н. представлен безбородым, с короткими волосами ( Маркелов. Т. 1. С. 239, 241). В иконописном подлиннике XVIII в. сказано, что А. Н. «подобием млад, аки Галактион, в схиме, ризы преподобническия» ( Филимонов. С. 41). Рисунок, изображающий А. Н. в монашеских одеждах, в куколе, со свитком в левой руке, имеется в лицевом иконописном подлиннике посл. трети XIX в. (РНБ. Вязем. Q. 154. Л. 61), воспроизводящем протограф XVII в. Поскольку в кон. XVII в. почитание А. Н. слилось с почитанием прп. Аркадия Вяземского, появились иконы с надписью «Преподобный Аркадий, Вяземский и Новоторжский чудотворец». Наряду с традицией изображать А. Н. как преподобного в схиме, что соответствует его монашескому подвигу (именно так святой обычно представлен на тверских иконах), возникла его иконография как юноши в мирской короткой одежде, с зеленой ветвью в руке (по образу прп. Аркадия Вяземского). На иконе «Святые Аркадий и Ефрем Новоторжские», созданной в Торжке ок. 1883 г. (ЦМиАР), А. Н.- юноша с длинными волосами, в длинной одежде, склонившийся над книгой, справа - вид мон-ря, над к-рым в облаках парят ангелы, поддерживая плат с образом Спаса Нерукотворного. На хромолитографии «Прп. Аркадий Вяземский Новоторжский» 1883 г. (РГБ), изданной в литографии ТСЛ, святой представлен в монашеской мантии и епитрахили, с длинными волосами, без бороды, со сложенными крестообразно руками, предстоящим Иисусу Христу на фоне храма или мон-ря.

http://pravenc.ru/text/76062.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ НОВОТОРЖСКИЙ († 1077?), прп. (пам. 13 дек., 14 авг.- перенесения мощей, в Соборе Смоленских святых и в Соборе Тверских святых), ученик и келейник прп. Ефрема Новоторжского († 1053?). Нек-рые исследователи в соответствии со сложившейся в кон. XVII в. традицией необоснованно отождествляли А. Н. с прп. Аркадием Вяземским (напр.: Голубинский. История канонизации. С. 118; М. В. Толстой в комментариях к «Описанию о российских святых» (С. 215)). Прп. Аркадий Новоторжский. Хромолитография. 1883 г. (РГБ) Прп. Аркадий Новоторжский. Хромолитография. 1883 г. (РГБ) Источники, сообщающие об А. Н.,- позднего происхождения. Это житие прп. Ефрема («Житие, и подвизи, и от части чюдес преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ефрема архимандрита, Новоторжскаго чюдотворца»; составлено, по мнению В. О. Ключевского , во 2-й пол. XVII в.), «Служба преподобнаго отца нашего Аркадия, ученика преподобнаго Ефрема, Новоторжскаго чюдотворца» (сохранилась в списках XVII-XVIII вв.) и сказание «О обретении и о принесении мощей преподобнаго отца нашего Аркадия Новоторжскаго» (РГБ. Тихонр. 264. Л. 137-138, XVIII в.). А. Н. как «ученик» и «келейник» прп. Ефрема упоминается в «Описании о российских святых» (известно в списках XVII-XVIII вв.). Все названные тексты содержат скудную информацию о жизни преподобного. После убийства Святополком св. мч. кн. Бориса (см. Борис и Глеб ), у к-рого служил прп. Ефрем Новоторжский, прп. Ефрем ушел на север Руси и там в г. Новый Торг (совр. Торжок) основал «храм на приятие странным». Позже на берегу р. Тверцы прп. Ефрем вместе с А. Н. воздвиг храм, а впосл. и мон-рь во имя святых мучеников князей Бориса и Глеба (см. Новоторжский во имя святых мучеников Бориса и Глеба мон-рь ). В службе А. Н. говорится, что он еще в юном возрасте принял иноческий постриг в обители прп. Ефрема от самого преподобного и здесь возрастал духовно, подражая своему наставнику. А. Н. был погребен на паперти у зап. дверей Борисоглебского собора Новоторжского мон-ря. Канонизация А. Н. к местному почитанию совершилась, очевидно, в те же годы, когда был канонизирован как местночтимый святой прп. Ефрем Новоторжский,- в 1584-1587 гг.

http://pravenc.ru/text/76062.html

(† 1592 или нач. XVII в.?), прп. (пам. 11 июля и в неделю перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых). История изучения жития и канонизации А. В. сложна и противоречива. Нек-рые агиографы XIX-XX вв., следуя сложившейся в кон. XVII в. в Вязьме традиции, необоснованно отождествляли А. В. с прп. Аркадием Новоторжским ( 1077). Вяземский краевед И. П. Виноградов, опираясь на рукописные записи о житии А. В., хранившиеся в XIX в. у жителей Вязьмы (фрагменты опубликованы в книге Виноградова и в «Историко-статистическом описании Смоленской епархии»), утверждал, что родившийся и почитавшийся в Вязьме прп. Аркадий Вяземский и Новоторжский подвизался в XI в., погребен в новоторжском во имя святых мучеников Бориса и Глеба мон-ре . Однако житие, ценное своей информацией о почитании прп. Аркадия в Вязьме, содержит много серьезных хронологических ошибок и, по мнению Тверского архиеп. Димитрия (Самбикина) , безусловно свидетельствует, что «Аркадий Вяземский - особое лицо от Аркадия Новоторжского». Н. П. Барсуков , основываясь на данных археографии, так же как и архиеп. Димитрий, писал о существовании 2 святых: прп. Аркадия Новоторжского, жившего в XI в., и местного вяземского святого - А. В., к-рый, по данным «Описания о российских святых» по списку Погодина (РНБ), преставился в 1592 г. Архим. Леонид (Кавелин) также отличал А. В. от прп. Аркадия Новоторжского, однако отождествил А. В. с прп. Аркадием Дорогобужским (Святая Русь. 497, 776). Архиеп. Сергий (Спасский) отметил сложность проблемы и объединил сведения о 3 рус. святых Аркадиях в одной статье. Определенную ясность в этот вопрос вносит «Описание о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.), в к-ром указаны 3 преподобных Аркадия: «преподобный отец Аркадий затворник, Дорогобужский чудотворец», среди «святых града Дорогобужа» (С. 86), преподобный Аркадий, келейник прп. Ефрема Новоторжского, среди «святых града Торжка» (С. 183) и «преподобный Аркадий затворник, Вязниковский чудотворец», среди «святых града Вязьмы» (С. 215). В совр. практике РПЦ А. В. отождествлен с прп. Аркадием Новоторжским.

http://pravenc.ru/text/76054.html

В 1833 году церковь была перестроена: бывший алтарь обратили в пономарскую комнату, часть церкви - в алтарь, а другую, с трапезной, в церковь. Тогда же здание было оштукатурено, белокаменный декор заменили гипсовым. В 1879 году на средства новоторжского купца Иоакима Карповича Штанковского с левой стороны церкви был устроен придел во имя святых праведников Иоакима и Анны. Тогда же появилось новое крыльцо с лестницей из дорогого тесаного камня. В 1887 году вызолочена главка храма и сооружена духовая печь. Печная труба из красного кирпича с флюгером и по сей день обращает на себя внимание. Безусловным украшением ансамбля Борисоглебского монастыря является каменная шатровая многоярусная колокольня. Первоначально колокольня была одноярусной с шатровым завершением, но в 1717 году надстроена. Оканчивается она восьмигранным шпилем с шаром из жести с небольшим железным крестом. Колокольня с ритмично убывающими восьмериками представляет собой традиционный для древнерусской архитектуры тип ярусной композиции. В 1930 г. Введенскую церковь закрыли. Ее убранство и иконы были утрачены. В 1997 г. храм возвращен монастырю. В нем сразу же начались восстановительные работы. 24 июня 1998 г., в день памяти Ефрема Новоторжского, во Введенской церкви была проведена первая литургия, и с того времени возобновились церковные службы в монастыре. Использованная литература: Димитрий (Самбикин), архиепископ. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. – Тверь, 1903. Илиодор. Историко-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 1861. Колосов И. Новоторжский Борисоглебский монастырь. – СПб., 1890. Лопатина Н.А. Краеведческий альманах 4: Материалы по истории Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 2004. Малыгин П. Д. Рисунки Н. Витсена как источник по древнерусской архитектуре.//Сборник научных трудов ВИЭМ: Вып. 2. – Торжок, 2002. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы расположена на территории Борисоглебского мужского монастыря. Каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с теплым приделом Иоакима и Анны, по разным источникам, возведена в 1620-1700 годах на месте деревянной одноименной обители, уничтоженной поляками в 1609 году вместе с ее настоятелями. Объемная храмовая композиция в стиле нарышкинского барокко представляет собой высокий одноглавый кубический объем, украшенный резными декоративными деталями из белого камня, с алтарной апсидой и трапезной, расположенной в нижнем этаже. Внутренняя роспись интерьера была выполнена в 1801 году, в 1833 году храм был перестроен. Придел во имя святых праведников Иоакима и Анны построен в 1879 году на средства местного купца И.К. Штанковского и отмечен луковичной главкой. Изначально одноярусная колокольня надстроена в 1717 году и обращена в тип ярусной композиции, состоящей из ритмично убывающих восьмериков, увенчанных восьмигранным шпилем с шаром из жести и железным крестом.

http://sobory.ru/article/?object=05515

Лит.: Илиодор, иером. Ист.-стат. описание г. Торжка. Тверь, 1860; он же. Ист.-стат. описание Новоторжского Борисоглебского мон-ря. Тверь, 1861. Торжок, 2006р; [Димитрий (Самбикин), архиеп.]. Мон-ри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. Тверь, 1903; Колосов И. М. Новоторжский Борисоглебский мон-рь. Тверь, 19133; Будовниц И. У. Повесть о разорении Торжка в 1315 г.//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 446-451; Будылина М. В., Брайцева О. И., Харламова А. М. Архитектор Н. А. Львов. М., 1961; Баталова А. Л., Касапенко А. Ф. Общественный водоем XVIII в. в Торжке//Архит. наследство. М., 1981. Вып. 29. С. 27-32; Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 148-150; Малыгин П. Д. Древний Торжок (ист.-археол. очерки). Калинин, 1990; он же. Из ранней истории распространения христианства на территории Тверской обл.//Вестн. ТвГУ. Сер.: История. 2007. Вып. 1. С. 117-133; он же. О Михаиле Тверском - политике и святом//Точка зрения. Тверь, 2010. 7. С. 44-50; он же. О времени основания Новоторжского Борисоглебского мон-ря//Русь в IX-XII веках: общество, государство, культура. М.; Вологда, 2014. С. 413-420; Малыгин П. Д., Салимов А. М. Архит.-археол. исследование собора Борисоглебского мон-ря в Торжке//Памятники истории и культуры В. Поволжья. Н. Новг., 1991. С. 243-255; Савельев В. Новоторжский иконостас В. Л. Боровиковского//Тверская старина. 1992. 1. С. 107-110; Раппопорт П. А. Строительное производство Др. Руси (X-XIII вв.). СПб., 1994; Поппэ А. О зарождении культа свв. Бориса и Глеба и о посвященных им произведениях//RM. 1995. Vol. 8. N 1. P. 21-68; он же. Митрополиты и князья Киевской Руси// Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 19962. С. 442-499. (Subs. Byzantinorossica; 1); Никаноров А. Б., Старостенков С. А. Из истории благовестников Новоторжского Борисоглебского мон-ря//Сб. науч. тр. ВИЭМ. Торжок, 1997. Вып. 1. С. 34-35; Петров О. В. Борисоглебский мон-рь в XX в.: История в устных восп.//Там же. С. 28-30; Чичкина И.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

Расспросы об иконе с вновь сделанной подписью архимандрит Питирим послал (в 1679 г.) к митрополиту на Крутицу (вероятно, к Варсонофию, впоследствии Тверскому митрополиту), в ведении коего тогда была Вязьма. Митрополит потребовал к себе икону пр. Аркадия для свидетельства, а также и икону Аркадия из Спасского Нижнего (Вяземского) монастыря, что, по заказу братии оного и граждан, была писана и прислана из Торжка (т. е. икону пр. Аркадия Новоторжского) да и «канун (службу) Аркадию, который прислан из Торжка, прислать с той же иконой». Видно, что в Вязьме был свой местный святой Аркадий, но он не был прославлен, хотя была и древняя его икона (по показанию старца Спиридона). Была попытка (в 1594 г.) при Спасском монастыре (в Вязьме) у церкви происхождения древ Честного Креста пристроить и придел ( церковь ) во имя Аркадия (своего, а не Новоторжского: см. История г. Вязьмы И. Виноградова , стр. 48). Жители Вязьмы верили в заступничество за них пред Богом пр. Аркадия (Вяземского); ему приписывали спасение города (Вязьмы) в 1661 г. от разорения Литвы. В житии Аркадия Вяземского об этом событии записано такое предание: «И видеша литовские вои едуща на сером коне от Вязьмы юношу», и когда он подъехал к литовским полкам, то многих литовских людей сёк мечем, так что никто с ним не мог сразиться, причём запретил им идти на Вязьму, угрожая, что если вы не послушаете меня, то все погибнете: «меч гнева пояст вы». На вопрос литовцев: кто он? Юноша ответил: «я Аркадий, град этот моё отечество» (там же, стр. 57). Но, несмотря на всё это, пр. Аркадий не был канонизован, и Вяземцы, воспользовавшись открытием в Торжке тезоименитого их Аркадию святого Аркадия, ученика пр. Ефрема Новоторжского, допустили фальсификацию подписи на иконе пр. Аркадия Вяземского. Вероятно, с того времени (с 1677 г.) стали писать иконы пр. Аркадия Вяземского с прибавлением и Новоторжского. А в Торжке стали изображать своего пр. Аркадия уже не по «Иконописному Подлиннику» (см. выше), а по изображению Аркадия Вяземского, т. е. не в клобуке и монашеском одеянии, а в мирской одежде (короткой) и с голыми ногами и даже с ветвью в руке. На иконе «Собор Тверских Святых» пр. Аркадий Новоторжский изображён юношей, в молитвенном положении, правая рука приложена к груди, а левая опущена вниз; в одежде, скорее мирской, чем иноческой (вроде короткого послушнического подрясника). Мощи пр. Аркадия закрыто покоятся в Борисоглебском Новоторжском монастыре, на левой стороне, в серебряной раке; внизу под собором (в подвале) устроена часовня, над местом, где был погребён пр. Аркадий по смерти. Во имя его устроен в монастырском соборе престол. Есть ему служба и акафист, с весьма скудными историческими сведениями о нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

После получения в декабре 1864 года разрешения крестный ход стал завершаться обнесением мощей преподобного Ефрема вокруг Борисоглебского собора. Для того чтобы как можно больше богомольцев могли приложиться к мощам преподобного, раку выносили из собора и устанавливали под специально построенным навесом. В 1874 году на средства новоторжских купцов и почетных граждан Василия, Акима и Николая Карповичей Штанковских известным художником-скульптором и ювелиром Сергеем Федоровичем Верховским была создана новая серебряная рака для мощей преподобного Ефрема. Ее украшали рельефные изображения из Жития, а также сцена чудесного спасения заступничеством святого некоего дворянина Якова Жеребцова, потерпевшего кораблекрушение на Тверце в 1709 году. Переложение мощей в новую раку состоялось 11 июня, и, таким образом, к памятным событиям, отмечаемым ежегодным крестным ходом в этот день, добавилось еще одно. Все ценности Борисоглебского монастыря, в том числе и раки преподобного Ефрема, были утрачены в советские годы. В 1931 году обитель обратили в общежитие льносовхоза им. Молотова. Мощи святого перенесли в Михайловскую (Благовещенскую) церковь, откуда они в 1936 году были вывезены в неизвестном направлении, а сам храм закрыт. В 1945 году власти разрешили открыть Михайловскую церковь и провести 11(24) июня традиционный крестный ход; правда, он был ограничен прилегающей к храму территорией. В 1994 году комплекс зданий Борисоглебского монастыря был возвращен Русской Православной Церкви. В 1995 году в нем поселилось пять иноков, в этом же году обитель преподобного Ефрема посетил Патриарх Алексий II . 11(24) июня 1998 года, в день обретения и перенесения мощей преподобного Ефрема, в Борисоглебском монастыре возобновилась литургическая жизнь. В июле 2015 года в городе Торжке был установлен памятник преподобному Ефрему Новоторжскому (скульптор — народный художник Российской Федерации, клирик храма в честь Казанской иконы Божией Матери п. Власьево г. Твери священник Евгений Антонов). 21 июля 2019 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещая с визитом город Торжок, совершил в монастыре Божественную литургию. В день памяти преподобного Аркадия Новоторжского, 26 декабря 2020 года, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий освятил Введенский монастырский каменный храм Борисоглебского монастыря, которому в том году исполнилось 400 лет. Архипастырь освятил икону Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая была специально написана по случаю 400-летия Введенского храма.

http://patriarchia.ru/db/text/5939499.ht...

К сожалению, до наших дней дошло только одно творение кисти Боровиковского из иконостаса Борисоглебского собора – икона «Притча о мудрых и неразумных девах», которая хранится в Тверской картинной галерее. В 1839-40 гг. в Борисоглебском соборе проводились ремонтные работы: чугунный пол в связи с сыростью разобрали, заменив его деревянным сосновым на каменных сводах. Стены и колонны в главном храме были оштукатурены под мрамор. По предписанию архиепископа Тверского и Кашинского соорудили новый, более грандиозный иконостас столярной работы резной с позолотой. Количество икон увеличилось, причем все они были написаны в манере Боровиковского. Главный престол был освящен во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, правый придел - во имя преподобного Ефрема, а левый придел — во имя преподобного Аркадия, ученика Ефрема (с 1796 г. по 1841 г. - во имя св. Екатерины). Для мощей Ефрема Новоторжского в соборе были устроены гробницы. В настоящее время внутри собора стоят старые строительные леса, роспись стен и купола почти полностью утрачена, собор нуждается в капитальном ремонте и реставрации. Лопатина Н.А. Краеведческий альманах 4: Материалы по истории Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 2004. Илиодор. Историко-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 1861 Собор Бориса и Глеба - это главный храм Борисоглебского мужского монастыря. Каменный собор Бориса и Глеба возведен по проекту знаменитого архитектора Н.А. Львова в 1785-1796 годах на средства, выделенные Екатериной II вместо древней Борисоглебской церкви, разобранной по решению Священного Синода. Объемный крестово-купольный храм в стиле классицизма представляет собой высокий кубический объем, длиной и шириной около 30 м, высотой почти 25,5 м, увенчанный традиционным пятиглавием, где центральный восьмигранный купол венчает неравносторонний барабан с палладиевыми окнами. Углы храма венчают полусферические купола с круглыми окнами. Двухколонными портиками, выполненными из старицкого белого камня, отмечены восточный и западный фасады, а шестиколонными - северный и южный. Снаружи и внутри собор оштукатурен и окрашен. Во времена советской власти он был закрыт, внутреннее убранство полностью утрачено.

http://sobory.ru/article/?object=05513

Для завершения портрета архиепископа следует упомянуть связанные с его именем рукописи. В Евангелии Андрейчины , замечательном образце староукраинского искусства, вкладная запись архиепископа Леонида вымарана. Возможно, также была опущена память об опальном архиепископе в Краткой редакции Жития Ефрема Новоторжского. Остается вопрос, в каком источнике она могла сохраняться (и кроме того – вопрос о том, когда архиепископ мог побывать в Борисоглебском монастыре). Известно, что в 1572 г. архиепископом Леонидом был канонизирован Иаков Боровичский. Тропарь Ефрему Новоторжскому был создан с ориентацией на тропарь Иакову Боровичскому, что устанавливает возможную связь между канонизациями этих святых: «Божественною свыше просвтився благодатию, преподобне, многимъ терпнием во временнй жизни подвигъ соврьшилъ еси, тм же источаеши чюдесъ благодать, иже врою приходящим к рац мощей твоихъ, Ефреме преблаженне. Да вси зовем ти: слава Давшему ти крпость, слава Внчавшему тя, слава Дйствующему тобою всмъ исцление» (Ефрему Новоторжскому, тропарь, глас 1, 28 января). И для сравнения: «Божественною благодатию просвтився, и по смерти даруеши исцление притекающим к рац мощей твоих, премудре Иакове. Тм же и мы нын чтем честных мощей принесение, веселяще вкуп душа и тлеса. Тм вси вопием ти: слава Давшему ти крпость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобою всм исцления (перенесение мощей Иакова Боровицкого, Новгородского чудотворца, тропарь, глас 1, 23 октября) . Почитание Ефрема Новоторжского в конце XVI в. отражается во включении тропаря и кондака в перечень тропарей и кондаков новым чудотворцам и службы святому в различные сборники. Службе Ефрему Новоторжскому посвящена статья В. Легких, которая ставит ее в контекст служб XVI в., показывая многочисленные заимствования из служб другим русским святым: Димитрию Прилуцкому, Феодору Смоленскому, Варлааму Хутынскому и другим . По замечанию Г. С. Гадаловой, в середине XVII в. служба Ефрему Новоторжскому сама становится образцом для службы на перенесение мощей Арсения Тверского .

http://bogoslov.ru/article/6192625

«Прославлять надобно того, кто – в устах всех христиан, Ефрема Сирина , того Ефрема, которого жизнь и наставления сияют в целом мире» – пишет о нём св. Григорий Нисский . Так оправдалось в жизни препод. Ефрема сновидение его родителей о нём, когда ещё он был дитём... Виделось им, что виноградная лоза разрастается из уст Ефрема и покрывается гроздьями; птицы небесные питаются ими, а плоды всё умножаются... И действительно, не одни только современные жители Сирии и Месопотамии питались словом препод. Ефрема, но и для отдалённого потомства всех христианских стран плоды слова его составляют неистощимую целебную пищу душевную. Между учениками препод. Ефрема многие 290 также прославились сочинениями и святостью жизни и содействовали распространению христианского просвещения в Сирии. † Преставление преп. Ефрема Новоторжского Св. преп. Ефрем Новоторжский Преп. Ефрем был родом из Венгров. Между этими поздними поселенцами Карпат семена христианской веры первоначально посеяны были Востоком. Князья их Булозуд и Гилас в половине X века крестились в Константинополе; последний посвящён был в сан епископа Венгерского 291 и успел много сделать для распространения чистой, святой веры между Венграми, особенно через брачный союз дочери своей с королём Гейзой 292 . Сын Гейзы, король (с 997 года) Стефан, крещённый ещё в юности, после того, как брачным союзом с Бургонской принцессой вступил в родственные связи со многими владетельными домами Запада, уклонился в суеверное уважение к папе 293 ; призвав толпы западных монахов, он дозволил им фанатически действовать как против язычников, так и против христиан восточного исповедания 294 . Без сомнения, эти-то насилия фанатизма всего более заставили Ефрема и его двух братьев, Георгия и Моисея, удалиться в Россию. Здесь вступили они в службу к святому князю Борису. Но и здесь пришлось им видеть жалкие происки папизма. При жизни Владимира, к Святополку прибыл с дочерью Болеслава Польского бискуп Рейнберг; он стал подучать Святополка восстать против отца, чтобы потом отторгнуть юную Русскую церковь от Восточной.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010