Виновником зла, по свидетельству Божественного Откровения, был не Бог, а созданный им человек, как свободно-разумное существо, злоупотребившее дарованной ему свободой. Вот что повествует нам об этом книга бытия: « И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдул в лицо его дыхание жизни , и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Эдеме не востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее (доброе) для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Далее Бытописатель рассказывает о том, как Господь из ребра Адама создал жену – Еву, потому что не хорошо было бы человеку быть одному, не имея среди всех живых существ ни одного подобного ему. Райское состояние человека изображается блаженным и невинным. Адам не был создан как существо вполне совершенное и добродетельное, для которого падение было бы невозможным; но он был одарен от начала такими способностями, при помощи которых мог достигать высшего совершенства. Он имел разум чистый и непомраченный, так что мог дать имена животным 27 , познал происхождение своей жизни, понимал откровение Самого Бога, мог «постигать истину, различать правду от неправды, узнавать и восхвалять творца своего» (Августин). При всем том разум первых людей не был вполне совершенным, если мог быть побежден хитростью змея, а что он нуждался в развитии, это видно уже из того, что Ева решилась вкусить запрещенного плода наиболее «потому, что оно дает знание» ( Быт. 3:6 ). Воля первых людей была свободна от греха и греховной плоти, но она еще не находилась в состоянии полной добродетели, к которой могла только стремиться. «Адам, по изъяснению Климента Александрийского , при сотворении не был вполне совершенным, но был способен к принятию всего доброго; ибо добродетель и способность к совершению её – не одно и тоже». Невинное состояние первых людей Бытописатель изображает следующими краткими словами: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» ( Быт. 2:25 ). Кроме того они наслаждались в раю миром и покоем, воодушевляемые благодарною радостью и сыновней преданностью к Богу. По отношению к внешней природе и животным Адам представляется как неприкосновенный и полновластный владыка и обладатель. Наконец, по своему телу, он был свободен от утомления, болезней и смерти. Впрочем, бессмертным он был не по природе своей, а единственно по благодати и милости своего Творца: его состояние не заключало в себе невозможности умереть, а возможность не умереть (Августин); он был свободен от необходимости умереть ( Ефрем Сирин , Василий Великий , Мефодий и д.р.) 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Послушай, возлюбленный, блаженный Глас, Который говорит ежедневно: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь, потому что Я безмолвен, кроток, милостив и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф. 11, 2829 ). Он возвещает тебе упокоение и со дня на день обещает жизнь. Приступи, не бойся. Владыка благ, ни в чем не имеет нужды, не требует рукописания всех грехов. Он – прибежище от всех зол, врачует язвы и жизнь дарует в изобилии как Благой, охотно приемлет припадающих к Нему, потому что Он, великий Бог и Предведец 36 , знает все наши помышления и, если кто приходит к Нему для исцеления, видит сердце и все усердие его. Когда приступающий имеет неизменную благочестивую жизнь, тогда Сам благой Бог, по Своей благости, тотчас обретается ищущим Его, и прежде нежели воззрит человек к Богу, Он говорит ему: «Здесь Я!», – прежде нежели приблизится к Нему, отверзает сокровище перед ищущим, прежде нежели прольет слезы, источает сокровища, прежде нежели попросит, примиряется с ним, прежде нежели помолится, удостаивает милости. Ибо этого требует и хочет любовь Божия. Не медлит выслушивать приходящих к Богу истинно. И не упрекает приходящего в который раз нечестивца: «Для чего столько времени служил ты врагу и добровольно презирал Меня, Владыку?» Не разыскивает, сколько прошло времени, а только на смирение, слезы и воздыхания припадающего к Нему взирает Владыка, потому что Он, Предведец, как Бог и Создатель наш вдруг прощает все грехи, все ошибки в мыслях и делах и говорит, чтобы принесли ему одежду первую и еще перстень на правую руку, и всем Ангелам повелевает радоваться обретению этой души грешника. Благодарение Тому, Кто, по написанному, вместе с Ангелами Своими радуется нашему обращению, ибо не хочет, чтобы погиб созданный по образу Его. Любит Он человека, которого создали руки Его, и подает руку кающимся. Примирись с Ним [с Христом] в лице оскорбленных, возвесели Его в лице опечаленных, посети Его в лице больных, напитай Его в лице алчущих. В лице утомленного путника уготовь Ему мягкое ложе, омой ноги Его, посади на первом месте за трапезой своей, преломи хлеб свой и удели Ему, подай Ему и чашу свою. Он оказал уже тебе гораздо большую любовь: почерпнул воды, освятил ее и омыл ею неправду твою; раздробил для тебя Тело Свое и Кровь Свою дал тебе в питие.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

А разбойник на кресте? Ты видел, что говорит святой Ефрем в «Слове о разбойнике в Великий Пяток» ? Сначала он и другой разбойник хулили Иисуса на Кресте и говорили Ему: если Ты Христос, сойди с Креста и спаси Себя и нас. Потом увидели, что Спаситель, когда Ему вбивали гвозди в руки и ноги и глумились над Ним, молился о распинавших беззлобно: Отче! прости им, ибо не знают, что делают! (ср.: Лк. 23: 39, 34). Тогда разбойник, висевший справа, был потрясен Его кротостью и говорил: «Ты посмотри! Мы так проклинаем и браним этих распявших нас тут, а Он говорит: Отче! прости им, ибо не знают, что делают!» Благоразумный разбойник И тогда он поверил в сердце своем, что Распятый рядом с ними – не пророк, а Бог. Разбойник, который начал верить, что Спаситель – Бог, видя, что Он терпит с такой кротостью, стал смотреть на Него снизу вверх, ибо Крест Спасителя был выше их крестов, и думал: «Что плохого сделал Этот Человек? Мертвых воскрешал, больных исцелял, людей насыщал, учил словом кротости, он не был грешен, Его не коснулось ничего… Воистину Он Бог!» Это говорит и апостол: сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10: 10). Ибо недостаточно верить в Бога в душе, а нужно и исповедовать Его устами, потому что у нас имеются две части. Душой я верю, что Он Бог, но нужно исповедовать Его и устами. Поэтому Спаситель сказал: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10: 33). Всем существом своим нужно исповедовать Его: и словом, и сердцем, верой. Тогда разбойник, который поверил в сердце своем, что Спаситель – Бог, что он подумал? «Простит ли Бог меня, я ведь сначала хулил, как и этот слева?» Он думал: «Этот Иисус, Который молится за тех, которые распинают Его, если Он не держит зла на тех, которые Его распяли, то насколько же скорее Он простит меня, хотя я и совершил столько разврата, и убийств, и грабежей, и сквернословий, и пьянств!» И он вспоминал свою разбойническую жизнь и говорил сам себе: «Какое же мне теперь покаяние совершить? Если бы ноги мои были свободны, я бил бы земные поклоны, но они связаны. Если бы руки мои были свободны, я влепил бы пару пощечин тому, что слева, который хулит, и сказал бы ему: “Почему ты хулишь Этого кроткого Иисуса?” Но и руки мои тоже распяты». Он думал: «Какое же покаяние принести мне теперь, на кресте?» И Дух Святой подал ему мысль: «А знаешь, что я еще вполне могу? У меня есть язык! Он не распят. Я закричу изо всего сердца языком моим: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»

http://pravoslavie.ru/50311.html

Ни в одном волосе не окажется недостатка. Как снесем это, братья, когда увидим огненную реку, текущую с яростью, подобно свирепому морю, поедающую горы и дебри, поджигающую всю землю и дела, которые на ней! Тогда, возлюбленные, от такого огня реки оскудеют, источники исчезнут, звезды спадут, солнце померкнет, луна мимо идет, по написанному, небеса свернутся, как свиток книжный ( Ис. 34, 4 ). Тогда посланные Ангелы потекут, собирая избранных Его от четырех ветров, как сказал Господь, от края небес до края их ( Мф. 24, 31 ); тогда увидим, по обетованию Его, новое небо и новую землю ( Ис. 65, 17 ). Как стерпим тогда, христолюбцы, когда увидим уготованный страшный Престол и явившееся знамение Креста, на котором Христос волей за нас пригвоздился? Тогда все увидят на высоте явившийся страшный и святой скипетр Великого Царя, каждый, наконец, уразумеет и вспомнит слово предрекшего Господа, что явится знамение Сына Человеческого на небе (Мф. 24, 30), и для всех сделается известным, что вслед за этим явится Царь. В час сей, братья мои, каждый подумает, как встретить ему страшного Царя, и станет поверять все дела свои; потом увидит, что дела его – и добрые, и худые – стоят перед ним. Тогда все милостивые и искренно покаявшиеся возрадуются, увидев предпосланные ими молитвы; сострадательные увидят, что нищие и убогие, которым здесь оказывали они милость, умоляют за них и возвещают благодеяния их перед Ангелами и человеками. Другие также увидят слезы и труды покаянные, и они предстанут радостными, светлыми, славными, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2, 13 ). Когда услышим сей великий глас и страшный вопль, который с высот небесных скажет: Вот, жених идет ( Мф. 25, 6 ), вот, приближается Судия, вот, является Царь, вот, открывается Судия судей, вот, Бог всяческих грядет судить живых и мертвых! – тогда, христолюбцы, от вопля того содрогнутся основания и утроба земли от пределов и до пределов ее, и море, и все бездны, тогда на всякого человека, братья, придут теснота и страх, и исступление от вопля и звука трубы, от страха и чаяния того, что грядет на вселенную, ибо, по написанному, силы небесные поколеблются ( Мф. 24, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Тогда потекут Ангелы, соберутся лики Архангелов, Херувимы и Серафимы, и все многоочитые 13 с крепостью и силой воскликнут: Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет ( Откр. 4, 8 ). Тогда всякая тварь на небе, и на земле, и под землей с трепетом и крепостью возопиет: Благословен Грядущий Царь во имя Господне! ( Мф. 21, 9 ). Тогда раздерутся небеса, и откроется Царь царствующих, Пречистый и славный Бог наш, подобно страшной молнии, с силой многой и несравнимой славой, как проповедал и Иоанн Богослов, говоря: Се, грядет с облаками небесными, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные ( Откр. 1, 7 ). Какая душа сможет тогда найти в себе столько сил, чтобы стерпеть это? Ибо небо и земля предадутся бегству, как говорит опять Богослов: И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места ( Откр. 20, 11 ). Видел ли ты когда подобный страх? Видел ли подобные необычайные и страшные дела? Небо и земля побегут: кто же после того в состоянии будет устоять? Куда убежим мы, грешные, когда увидим Престолы поставленные и сидящего Владыку всех веков, когда увидим бесчисленные воинства, со страхом стоящие окрест Престола? Вот, постигнет нас, братия, тот день, в который омрачится свет солнечный, и спадут звезды, в который небо совьется, как свиток, загремит великая труба и страшным звуком пробудит всех от века мертвецов; тот день, в который, по гласу Судии, опустеют таибницы 14 ада, в который явится Христос на облаках со святыми Ангелами судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его. Действительно, страшно Христово во славе пришествие! Чудное дело, христолюбцы, увидеть, что небо внезапно раздирается, земля изменяет свой вид, мертвые восстают. Земля представит все тела человеческие, какими приняла их, хотя бы растерзали их звери, пожрали птицы, раздробили рыбы; не окажется недостатка даже и в волосе человеческом пред Судией, потому что каждого преложит Бог в нетление.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Не будем, возлюбленные, ничего предпочитать нелицемерной любви, потому что многократно падаем всякий день и час. Приобретем любовь, ибо она покрывает множество грехов. Что пользы, братья, если имеем все, но не имеем спасающей нас любви? Что пользы, если кто учредит великий обед, позовет царя и князей, все приготовит к угощению без всякого недостатка, но не будет у него соли? Невозможно и вкусить такого обеда. Не только траты звавшего будут напрасны и труды погибнут, но и его самого осмеют позванные. Так и здесь, братья мои, что пользы трудиться нам на ветер, если нет в нас любви? Без любви всякое дело нечисто. Если хранит кто девство, если постится или пребывает во бдении, если молится или дает у себя приют бедным, если в дар Богу приносит начатки либо и все плоды, если строит церкви или иное что большее делает – но все это без любви, – ни во что не вменится перед Богом, потому что не благоугодно Ему. Итак, ничего не предпринимай делать без любви. Если же скажешь: «Хотя и ненавижу брата своего, однако ж люблю Христа», – то окажешься лжецом. Обличает тебя Иоанн Богослов, говоря: Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин. 4, 20 ). Потому явно, что если кто имеет ненависть к брату своему и думает о себе, что любит он Бога, – то он лжец и сам себя прельщает. Ибо еще говорит Иоанн: Мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего ( 1Ин. 4, 21 ). И Господь также говорит: На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22, 40 ). Какое великое и необычайное чудо! Кто имеет любовь, тот исполняет весь закон, любовь есть исполнение закона ( Рим. 13, 10 ). О, несравненная сила любви! О, безмерная сила любви! Ни на небе, ни на земле нет ничего драгоценнее любви. Она – божественная любовь, есть возглавление добродетелей, любовь – причина всех благ, любовь – соль добродетелей, любовь – конец закона. Она вселялась в сердце Авелевом, она была содейственницей патриархов, она охраняла Моисея, она обитала в пророках, она сделала Давида жилищем Святого Духа, она укрепляла Иова. И почему не сказать важнейшего? – Она низвела к нам с небес Сына Божия! Любовью явлены нам все блага: разрушена смерть, пленен ад, воззван Адам; любовью составлена из Ангелов и человеков единая паства; любовью отверст рай, обещано нам Небесное Царство. Она умудряла рыбарей, она укрепляла мучеников, она пустыни преобразовала в общежития, она горы и вертепы наполнила псалмопениями, она мужей и жен научила идти узким и тесным путем. Но долго ли не положу конца слову о любви? Кто в состоянии пересказать все заслуги любви? Даже и Ангелы не перескажут их как должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Сегодня Бутовский полигон представляет собой большое поле, огороженное забором, в центре которого находится деревянный храм, недалеко стоит поклонный крест, вокруг храма — расстрельные рвы, около храма стоят доски с именами святых пострадавших здесь. Во рвах находятся останки более двадцати тысяч людей, которых здесь убили и мощи сотен святых, пострадавших здесь. С начала 90-х годов, когда открылась история Бутовского полигона, это место стало одним из самых почитаемых святых мест Русской Православной Церкви. Пасхальное настроение Воспоминания от одной из служб в память Новомучеников настоятеля храма в Бутово о. Кирилла Каледы. — Древние святые, которых мы глубоко почитаем, к которым мы прибегаем в молитвах, такие как преподобный Серафим Саровский , преподобный Макарий Великий, Иоанн Дамаскин, Ефрем Сирин, это великие святые и нам трудно представить величие их подвигов. И совершенно очевидно, что как бы мы не старались, мы не можем достигнуть их вершин, потому что им изначально были даны великие духовные дарования, (но вместе с тем, им пришлось, в меру их дарований, преодолевать и большие искушения). Но вот те святые, которые лежат здесь, это простые люди. Естественно, у них, как у всех нас, были какие-то таланты, но их таланты сопоставимы с нашими. Мы похожи на них. Но они смогли сохранить веру. Вера в воскресение Христово у них была такая, что их жизнь была для них ничто, по сравнению с той вечной жизнью, которую Бог уготовал любящим Его. И вот сегодня совершается богослужение в этом великом храме, освященном в честь Воскресения Христова. И каждый из новомучеников верил в воскресение, верил, что есть Бог. Они не думали, что они будут святыми, но верили, что, претерпев страдания за веру, они будут со Христом. И не отреклись от веры. Это пример для подражания для всех нас. То есть они, с одной стороны, по своему величию подобны великим древним святым, а с другой они похожи на нас! Небесная литургия Двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, глаголя: «Достоин Ты, Господи и Боже наш, приять славу и честь и силу — ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено».

http://pravmir.ru/nebesnaya-liturgiya-v-...

Итак, люди именно не способны ни заслужить и ни заработать божественную благодать, благодать «оправдывающую» и «освящающую», посему и сказано в Писании: «правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» ( Рим.3:22–24 ). Получающий благодать Божию должен испытывать страх и трепет, осознавая, что ничем не заслужил такой милости от Бога и навсегда остается Его должником. Об этом писал священномученик Петр Дамаскин : «Как согрешающие суть должники, ибо прогневляют Бога, так и покрываемые благодатью Его, ради своей немощи и близости к отчаянию, должны более трепетать, как великие должники» . Благодать Божия посылается тем, которые не думают о себе высоко и ничем, не кичатся. Святитель Василий Великий писал: «… благодать Божия наипаче просияла, действуя в младенцах и в невысоких умом» . Благодать от Бога подается грешникам, ищущим спасения не в себе самих, а в Боге и с Богом. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Сколько блаженны мы, грешники, потому, что самая благодать восстает на помощь нашу! Если принесем одну каплю слез, она изгладит и уничтожит все рукописание наших долгов» . Именно о сознающих свою нравственную и духовную (религиозную) несостоятельность сказано в Писании: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф.5:3 ); и еще: «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ). И еще ошибочное мнение, которое существует в современном «школьном богословии», – что якобы благодать оправдывающая действует только в момент обращения человека к Богу и только в день его крещения. Подобная гипотеза не имеет никакого основания под собою. Если бы после крещения христиане совершенно бы удалялись от греха, то сторонники этой теории были бы правы. Но мы знаем, что грех продолжает жить в душах наших как склонность и поврежденность нашей природы и после крещения. Именно для сего мы имеем не одно Таинство крещения, но есть еще и Таинство исповеди, и Таинство евхаристии и соборования. Таинство исповеди, или покаяния, называется «вторым крещением»; Таинство евхаристии попаляет грех как закон греха, живущего в нас; Таинство соборования освобождает нас от ответственности за забытые грехи. Во всех этих таинствах действует благодать оправдывающая, она же – и освящающая. Преподобный Макарий Египетский учит: «благодать действует в человеке непрестанно, подобно тому, как и глаз в теле» . Та же мысль встречается и у святителя Иоанна Златоуста , он пишет: «Благодать не истощается и не оскудевает. Этот источник струится беспрестанно, и от полноты его мы можем исцелить и души, и тела наши» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И во всем этом благодать Божия, утешение, бесконечное ликование. Потому что бы ни происходило в жизни, какие бы трудности и невзгоды ни встречались на пути, христианин, исповедующий Господа, всегда имеет Божие заступление, помощь и уверенность в том, что ему в этом мире не грозит одиночество. И вообще ничего не грозит! Ведь Господь никогда не оставит верного Своего последователя – ни в печали, ни в радости, щедро наградит и от всех бед оградит. А богоугодные дела проистекают из любви к Богу и смиренного повиновения Его неизреченной воле. Во всем, что с нами происходит в жизни, виден Промысл Божий. В Господе нашем – основание всего доброго, чистого, светлого! Как солнце освещает землю, так и Спас наш Иисус Христос является источником и началом всякой добродетели и чистоты. И сегодня, в Великий Вторник, мы молим в церковном песнопении Господа: «и одеждею славы украсив Твоея красоты, сообедника светла мя покажи Твоего Царствия, яко Милосерд». За труды наши, за веру, дела милосердия и любви, за молитвенные подвиги и пост Бог возвеличит одеждею славы, пошлет высшую красоту – не телесную, а духовную. Господь спасает нас тем, что дает силу удержаться от совершения зла, хранить себя в нестяжании и смирении, дарует возможность молитвенного общения с Ним. Если бы этого не было, человек бы просто погряз в собственной греховной нечистоте. И то, что мы воздаем Богу за величайшие Его милости, несравнимо по значимости с тем, что Он предоставляет нам! Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Из Твоих сокровищ, Господи, принял я то, что могу принести Тебе. И то, что я хочу воспевать Тебя, Господи, – Твой же дар. Если и малое добро, какое есть в нас, умножается так обильно, то во сколько раз обильно умножаются в нас дары Твои!» И разве не чудо, что Бог, по бесконечному Своему и изобильному милосердию, готов сделать каждого верного Ему человека сообедником светлым в Царствии Своем, призывая: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ). Аминь. Другие проповеди Самое популярное Сейчас в разделе 31  чел. Всего просмотров 5.9 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Этот «смертоносный яд» может привести к болезни, а потом и к смерти человека. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3, 15). Только ненависть, зависть, желание возвыситься над кем-то заставляют нас передавать чужие вести, клеветать, обесславливать ближнего. Но разве, сказав нечто порочащее о другом человеке, сможем мы сами стать или хотя бы выглядеть от этого лучшее. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего вы- носит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6, 45), — эти слова Спасителя обличают злословящего. Злые слова оскверняют нас, лишают славы, чести: «…а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф. 15, 18 — 20), — читаем в Евангелии. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36 — 37),— предупреждает нас Спаситель. А преподобный Ефрем Сирин объясняет: «Плохой отзыв о другом — праздное слово». Эти словесные, почти бесплотные грехи, считаются у нас легкими, неважными, на самом деле не так безобидны и не хуже «больших злодейств» смогут привести нас к гибели. «Злословие есть смерть души», — учат отцы Церкви. Под бесчисленными песчинками этих мелких ежедневных сплетен, укоров, злоречий душа мертвеет. Совесть, оглушенная нашими клеветами и сплетнями, становится неспособной слышать глас Божий. Кроме того, «за какие грехи телесные или душевные осудим ближнего, в те впадем сами, и иначе не бывает» (преподобный Иоанн Лествичник). Поэтому так важно хранить свой слух и уста от худых речей. «Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой,— учит преподобный Антоний Великий и продолжает: — Не приклони слуха, чтобы услышать зло о ближнем, будь другом человеков и стяжаешь жизнь». Конечно, нелегко обуздать язык свой.

http://pravmir.ru/o-grexax-yazyka/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010