Довольно поразительны, хотя и не столь значимы, также и гностические отголоски в посланиях Павла, даже если не признавать его авторство за посланиями Ефесянам и Колоссянам. Части этих последних посланий (возможно, не без основания) были идентифицированы как цитаты из гностических гимнов. Впечатляет значительная общность терминологии между этими двумя посланиями и гностическими учителями, и, наверное, самым характерным примером является термин «полнота» [ πλρωμα] , который, хотя и появляется в других местах Нового Завета, только в этих двух посланиях приобретает, так сказать, онтологическое значение. Использование гностиками 1Кор 2:6 , о чем мы уже говорили, является дополнительным свидетельством родства между Павловым и гностическим пониманием избранных в Церкви. Также в послании Павла Коринфянам Сатана называется «богом века сего» и говорится о «властях века сего [ ρχοντες του αω νος τοτου]» в терминах, напоминающих терминологию гностических учителей. Однако в этих же посланиях проводится окончательная разделительная черта между подобным языком и гностической метафизикой: «Хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле – так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все. и мы для Него, и один Господь Иисус Христос , Которым все, а мы Им. Но не у всех такое знание». Каковы бы ни были экзистенциальные отношения между религиозными людьми и их «богами» или «господами», на самом деле существует один Бог и один Господь: это против всей гностической мифологии и многобожия. Действительно, если послания к Ефесянам, Колоссянам и пастырские послания – или любую часть этого позднейшего свода – можно по праву назвать Павловыми, то есть основания с достаточной уверенностью сказать, что «Павел» (будь то сам апостол или его ученики, которые чувствовали себя вправе пользоваться его именем) рассматривал зарождающийся гностицизм как действительную угрозу Евангелию, чтобы составить особые послания против него и призвать к защите сокровищницы веры в ответ на его вызовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еф.3:19 .  и ура­зу­меть пре­восходящую ра­зу­ме­ние любо­вь Христову, дабы вам исполниться всею по­лнотою Божиею. В этих двух стихах рисуются результаты «вселения Христа в ваши сердца». Русский перевод при этом берет в этот 18-й стих последние слова стиха 17-го (см. ст. Еф.3:17 по греч. и слав. тексту) и делает это совершенно основательно, потому что выражение греческое: εν αγπη ερριζωμνοι κα τεθμ. совершенно не согласуется с предшествующим: κατοικσαι Ι. Χριστν. В русском переводе, таким образом, дается мысль о том, что пребывание в христианской любви ( «укоренение» – указывает на образ растения, глубоко пускающего свои корни в почву, а «утверждение» – на образ строения на твердом фундаменте) даст Ефесянам, наравне с другими христианами ( «святыми»), постигнуть во всем его величии и со всех сторон ( «широта и долгота....)» главный предмет христианского познания, именно бесконечно возвышенную любовь Христову, по которой Христос отдал Себя в жертву за грехи людей, и вообще сделаться исполненными всеми божественными благодатными дарованиями ( «полнотою Божиею»). Еф.3:20 .  А Тому, Кто дей­с­т­ву­ющею в нас силою может сделать несравнен­но больше всего, чего мы про­сим, или о чем по­мышля­ем, Еф.3:21 .  Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь. Славословие Богу вполне здесь уместно, так как третьею главою Ап. заканчивает догматическую часть своего послания – изображение величия христианства. Бог здесь изображается как такой, Который может дать нам гораздо больше, чем мы просим у Него. – «Действующею в нас силою» – правильнее: «сообразно или согласно с тем, что сила Его уже делает в нас, христианах». Что сделано этою силою – об этом у Апостола можно читать выше, напр. в Еф.2:1–10 . – «В Церкви во Христе Иисусе». Первое выражение обозначает ту среду, в которой должно совершаться прославление Бога, а второе – побуждение к этому прославлению. Таким побуждением является дело нашего спасения, совершенное Христом. – «Во все роды» – в последующие поколения. – «От века и до века» – точнее: «века веков или самые отдаленные века, идущие в бесконечность» (проф. Богдашевский). Это – определение к выражению «во все роды».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ешь ли, пьешь ли, отправляешься ли в путь, — все делай во имя Божие, то есть Его призывай на помощь, к Нему прежде всего обращайся с молитвами, и таким образом принимайся за дела. Имя Божие прогоняет демонов, не облегчит ли и твои труды? Или вот что говорит: призывайте Господа Иисуса, а не вводите ангелов. Благодаря через Него Бога и Отца. Благодаря через Него Бога и Отца. Если призываем Сына, чрез Него призываем и Отца. Если благодаришь Сына, чрез Него благодаришь и Отца. Или, как нас самих Сын привел к Отцу, так и нашу благодарность приносит к Отцу, будучи посредником для нас во всех благах. Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Почему Павел повелевает это не во всех посланиях, а в этом и еще в посланиях к Ефесянам, к Тимофею и Титу? Вероятно потому, что в этих городах были разногласия такого рода. Или потому, что Церковь здесь была тверда, и все прочее было хорошо, а об этом спорили. В посланиях к другим церквам, нуждающимся в раскрытии более высоких догматов, необходимо было писать об этих догматах, этих же наставлений не было нужды касаться. Послание к Колоссянам в этом отношении весьма сходно с Посланием к Ефесянам. Что значит: в Господе? Это поставлено вместо: повинуйтесь ради Господа. Ибо я требую не одного только подчинения по природе (последнее ясно из слов: как прилично, то есть как и следует), но преимущественно ради Бога. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Смотри, как он внушает свойственное каждому полу: женам — подчинение, мужьям — любовь. Ибо любовь не так требуется от подчиненного к начальнику, как со стороны начальника к подчиненному. Жена, вследствие того, что ее любят, и сама взаимно отплачивает любовью. Когда же она подчиняется мужу, этим воздает ему должное. Но так как случается, что и при любви человек огорчается (вражда же с любимыми лицами особенно бывает горька), поэтому он и говорит: не будьте к ним суровы. Ибо в действительности от великого огорчения происходит то, что иной восстает против своего члена.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Здесь Апостол указал и градацию духов тьмы: у них существует иерархия по типу добрых ангелов, только в обратную сторону – по степени удаления от Бога и ожесточения во зле. «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите шит веры... и шлем спасения возьмите и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф.6:14–17 ) (два года кесарийских уз, конвоирование в Рим и два года заточения в Риме дали Апостолу повод со всей точностью изобразить христианина в духовном всеоружии по типу вооружения римского солдата). Как пояс дает свободу движению, так истина освобождает дух; как броня защищает от тяжелых ударов меча, так оправданный пред Богом неуязвим для нападений диавола. Воин носил особого рода обувь; так умиротворение души и примирение ее с Богом облегчает шествие христианина в мире. Главное оружие христианина, которое рекомендует взять Апостол, это вера: «паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (искушения лукавого уподобляются стрелам, обмотанным паклей, которые римские солдаты поджигали перед заправлением в лук), и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф.6:16–17 ). В качестве же особенного, всегда действующего источника силы Апостол рекомендует непрестанную молитву как за себя, так и за «всех святых», т. е. друг за друга ( Еф.6:18 ). Этот стих содержит учение Апостола о молитве. Как указывает еп. Феофан, здесь можно отметить пять свойств молитвы: 1 . разнообразие («всякою молитвою и прошением»); 2 . неотступность («во всякое время»); 3 . духовность («духом», т. е. молитва , совершается умом и сердцем); 4 . со всяким терпением («со всяким постоянством и молением»); 5 . общность (молитва «о всех святых», о Церкви). В заключение ( Еф.6:19–24 ) Апостол просит молиться о нем, зная, что самая сильная молитва – церковная, которая может освободить его от уз и вновь дать ему возможность проповедовать, что вскоре и исполнилось. Апостол извещает о посольстве к ефесянам Тихика с данным посланием ( Еф.6:22 ), преподает благопожелания мира и любви с верою и свое апостольское благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Много общего, но только короче, – и в Послании к Ефесянам , где существенно излагаются все основные христианские истины; это Послание называется «Апостольским катехизисом». Следовательно, здесь, как и во всяком «Катехизисе», должны быть выражены истины уже догматически – определенно и ясно, – хотя бы и без долгих доказательств. Что же видим? С самого же начала снова говорит апостол, что Бог Отец усыновляет нас; как? – чрез Иисуса Христа. Именно? – Благодатию Духа Святого Он облагодатствовал нас в Возлюбленном; значит, нечто за нас, для нас самое важное, совершилось в Нем Самом, в Сыне, в Богочеловеке... За что же Отец возвратил такое благоволение воли Своей 1526 к нам в Возлюбленном? – За то, что в Нем мы имеем Искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его ( Еф. 1:5–7 ). И все эти мысли высказаны очень сжато в трех лишь стихах: очевидно, все это уже очень хорошо известно было ефесянам, затвержено, усвоено, испытано, ибо апостол Павел там проповедовал три с половиной года. Конец же дела Христова – спосадение Его одесную, – а с Ним и верующих в Него (см.: Еф. 1:20–22; 2:6 ). Так теперь вы, прежде бывшие некогда далеко, стали близки Самому Богу! На Престоле Его! во Христе Иисусе (служба на Вознесение построена на этой основной мысли). И все это Кровию Христовою: ибо Он есть мир наш, разрушивший стоявшую посреди (то есть и между людьми и Богом, – и между иудеями и язычниками) преграду, упразднив вражду Плотию Своею; дабы в одном теле примирить обоих (иудеев и язычников) с Богом посредством Креста, убив вражду на нем, то есть отчуждение нас Богом. Теперь мы снова имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак, вы уже не чужие... а свои Богу (см.: Еф. 2:13–16,18–19 ). За эту истину-то я, Павел, и страдаю; мне чрез откровение возвещена тайна, о чем я выше писал кратко ( Еф. 3:1, 3 ). Молюсь, чтобы вы могли уразуметь превосходящую разумение (как прекрасно сказано! уразуметь сердцем превосходящую всякий ум) любовь Христову ( Еф. 3:19 ) и уже жить достойно ее, отложить ветхого человека (ср.: Гал. 4:22 ) и прочее. Истина – в Иисусе 1527 ( Еф. 4:21 ). Жить достойно Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день Искупления (то есть в день Искупления веры и крещения – ср.: Еф. 1:13 ) ( Еф. 4:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но для спасения недостаточно только веры в чудеса Христа, а нужны еще добрые дела, и спасительная благодать Божия, подающаяся в святых таинствах Церкви, т. е. нужно все то, что предложено нам и в письменном и в устном учении св. Апостолов. 15) Довольно для веры и спасения тех законов, уставов и заповедей, которые записаны в Писании: «О если бы направлять пути мои к соблюдению уставов Твоих, тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои... Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца... Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» ( Псал. 118:5–6; 33–35, 113 ). 15) Нужно сектантам помнить, что уставы, заповеди и законы даны были людям гораздо раньше Писания, и путям Господним научились люди еще до Моисея через св. Предание; так, напр., Сам Господь говорит об Аврааме: «Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» ( Быт. 18:19 ). «Благословятся в семени твоем, говорит Господь Исааку, все народы земные за то, что Авраам (отец твой) послушался гласа Моего и соблюдал что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» ( Быт. 26:4–5 ). Итак, в 118 псалме не отрицается, а утверждается необходимость св. Предания, бывшего руководством в вере еще раньше появления св. Писания. 16) Не нужно Предания, ибо в Писании возвещена вся воля Божия, о чем и говорит Апост. Павел пресвитерам эфесским: «я не упускал возвещать вам всю волю Божью... Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» ( Деян. 20:27–31 ). 16) Последнее возражение сектантов ясно говорит в пользу Предания, а не против него, ибо, во–первых, «три года» и «непрестанно», «днем и ночью» учил Апостол ефесян устно, так как послания к Эфесянам, которое заключало бы в себе трехлетнюю его проповедь, нет; во–вторых, ап. Павел учил ефесян, «три года день и ночь», а написал им послание всего в три листа; возвещал им «всю волю Божию», а не упомянул в послании о причащении, о рукоположены и о многом другом, чему, очевидно, ефесяне научены были Апостолом устно и хранили это устное учение его так же, как и писанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

…Ныне, по влечению Духа иду в Иерусалим, не зная, что там будет со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. Вы более не увидите лица моего. Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. После меня войдут к вам лютые волки, не щадящие стада и из вас самих восстанут люди суемудрые, которые будут отвлекать от истины. Бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас " (Деян. 20:18-31). После молитвы, они с плачем проводили Апостола до корабля и простились с ним (Деян. 20:36-38). Тем кончились личные сношения святого Павла с Ефесянами, но не кончились заботы его о них, как свидетельствует об этом его послание. Впоследствии епископскую кафедру в Ефесе занимал до самой своей смерти преданнейший ученик святого Апостола Павла святой Тимофей . Затем тут пребывал, управляя отсюда малоазийскими церквами возлюбленный ученик Христов святой Иоанн Богослов. В 431 г. в Ефесе происходил 3-ий Вселенский Собор. Повод к написанию В послании не видно никакого особенного повода к написанию его. Как видно из многих мест послания, оно написано святым Павлом в узах (3:1 [ 1 ]; 4:1 [ 2 ] и др.). Судя по воодушевлению и высокому тону всего послания, можно считать вероятным, что святого Павла расположило написать его желание сообщить Ефесянам те высокие созерцания, в которые введен он был Духом Божиим в его узничестве (еп. Феофан Затворник). Другим поводом могло быть желание Апостола утешить Ефесян, скорбевших о бедствиях, которые постигли их духовного отца и учителя (Ефес. 3:13 [ 3 ]). И, наконец, третьим поводом могло быть опасение за Ефесян и желание предостеречь их от иудействующих и иных лже-учителей. Из Ефес. 3:3-4 [ 4 ] видно, что Апостол желал раскрыть Ефесянам возвещенную ему чрез откровение " тайну спасения " о том, что и язычники, наравне с иудеями, призываются в Царствие Небесное (3:6-9 [ 5 ]).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

О немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом. Сказав, что Иисус Христос есть краеугольный камень, или главное основание, на котором Ефесяне утверждаются, чрез веру и любовь к Нему, Апостол раскрывает Его могущество и благодатные действия, и показывает, что Иисус Христос – такой краеугольный камень, «на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм – в Господе, или в храм посвященный Господу. На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». На котором все здание, т.-е. вся Церковь , или общество верующих в Иисуса Христа, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, – умножается числом верующих и преуспевает в духовных совершенствах, возрастает в храм Господень, достигая предопределенной полноты числа избранных, по предуведению предназначенных к наследию вечного царства Христова. Иисус Христос есть краеугольный камень или главное основание, «на котором и вы, Ефесяне, продолжает Апостол, каждый порознь, устрояетесь в жилище Божие Духом» – силою и действием Святого Духа. Как для всей Церкви, так и для каждого члена ее, или для каждого верующего Иисус Христос есть основание духовной жизни, деятельности и усовершенствования, по образу Его ( Кол.3:10 ). Не только вся Церковь , или все общество верующих во Христа есть храм Господень, но и каждый верующий есть также храм Божий. В первом послании к Коринфянам Апостол пишет: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм Божий свят есть, иже есте вы ( 1Кор.3:16–17 ). И каждый христианин постепенно более должен устрояться в жилище Божие или в храм Божий. Со дня возрождения в таинстве крещения Дух Святый обитает в возрожденном, всегда призывает и влечет его к высшему духовному усовершенствованию себя, по образу совершенств, верою созерцаемых во Христе Спасителе и в ближайших Его последователях. От нас зависит «не угашать Духа» ( 1Сол.5:17 ), но «исполняться Духом», по наставлению Апостола, назидая самих себя псалмами, и пением духовным, поя и воспевая в сердцах Господу, благодаря всегда за все, именем Господа нашего Иисуса Христа, Бога и Отца ( Еф.5:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

О свете Христовом много говорится также в начале Евангелия от Иоанна, см. Ин 1:4–11: жизнь (в Господе) была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его... был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир... и мир Его не познал... и свои Его не приняли. Тема света продолжается и в (Ин 3:19–21): . ..свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его... а поступающий по правде идет к свету. Вернувшись к Посланию к Ефесянам, мы находим в интересующем нас месте (Еф 5:8, 11) сходную последовательность мыслей: Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света... не участвуйте в бесплодных делах тьмы... Сопоставив тексты святых апостолов Иоанна и Павла, можно усмотреть сходство в описании духовного движения человека: сон во тьме, подобный смерти, — восстание ото сна, свет Христов, который есть жизнь. А далее — ситуация свободного выбора: к источнику света еще нужно идти, а при ненависти к нему можно от этого и уклониться и опять погрузиться во тьму. И здесь нужно вновь обратиться к тем стихам Послания к Ефесянам, которые были упомянуты в начале: поступайте осторожно... как мудрые, дорожа временем, ибо дни лукавы. Так возникает связь между описанием пути христианина (с недвусмысленным указанием, что тот, кто по этому пути не идет, пребывает во тьме) с характеристикой времени: дни лукавы. Что же это значит? Может быть, это сказано из-за необратимости времени и из-за непредсказуемости событий во времени? Такую возможность следует рассмотреть. Физик скажет, что необратимость (линейность) времени — это константа. Спору нет, но это константа падшего мира. Нам трудно представить себе отсутствие времени, но тем не менее в вечности времени нет вовсе, и об этом свидетельствует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (Откр 10:6: времени уже не будет). Наверное, в связи с этим можно вспомнить доктора Фауста: Мефистофель соблазнил его обещанием создать для него такую распрекрасную жизнь, что Фауст поневоле захочет остановить мгновение, ибо оно достигнет совершенства.

http://foma.ru/dni-lukavyi.html

Однако, в Кол, и Еф. Церковь как Тело Христово означает поместную общину лишь в исключительных случаях (напр. Кол. 4:15–16). Термин Церковь обозначает здесь чаще всего Церковь во вселенском смысле, понимаемую не как совокупность всех поместных Церквей, а как богословский феномен, Церковь как таковую, которая может быть отождествлена с любой поместной Церковью (Кол. 1:18; Еф.1:22 и др.). В Кол, и Еф. появляется один немаловажный нюанс. В обоих посланиях Христос предстает как « Глава Тела Церкви» (Кол. 1:18), «Глава Тела, которое есть Церковь Его» (Еф. 1:22), термин Глава является здесь переводом греческого κφαλ. Некоторые современные экзегеты истолковали образ Церкви в Кол. и Еф. в карикатурном смысле: взяв на вооружение тот факт, что в этих посланиях сделан особый акцент на теме небесного воцарения Христа, они решили, что земная Церковь предстает таким образом отделенной от своей небесной Главы; они даже употребляли по отношению к Церкви термин «туловища» («ein Rumpf», Holzmann). Подобное понимание, однако, противоречит текстам: в Кол. мы читаем, что от Главы «все тело составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2:19; то же в Еф. 4:15–16). Жизненные связи между Христом и Его Церковью не нарушены. Нужно заметить, что тот же термин κφαλ употребляется в Кол. по отношению к Христу для обозначения Его не только как главы Церкви, но и как главы ангельского мира: Христос «есть глава всякого начальства и власти» (Кол. 2:10). 22 В Послании к Ефесянам, а там идеи, высказанные в Кол., часто рассматриваются глубже, мы читаем следующий известный текст: «(Он) открыл нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф.1:10). «Все небесное и земное соединить под главою Христом» это довольно несовершенный перевод греческого глагола νακφαλαισασθαι, произведенного от κφαλ. В свете вышесказанного, мы понимаем, что в конце времен все будет подчинено Христу: люди Христу как главе Церкви, ангелы Христу как Победителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010