59 Babcock W. S. Grace, Freedom and Justice: Augustine and the Christian Tradition//Per-kins Journal, 27 (1973). P. 1–15. В этой весьма полезной статье прослеживается, как в ходе спора Августин переходит от схемы: «свобода воли заслуга Божий Суд» к другой схеме, в которой эти три элемента сохраняются, однако затемняются первичным судом Божиим, совершаемым в предвечном предопределении. Это предопределение совершенно не зависит от человеческих заслуг. Я обязана г-ну Бэбкоку пониманием этой схемы и ее развития и на протяжении своего исследования буду обращать внимание на использование этой схемы в ее различных вариациях Августином, его последователями и оппонентами. 60 De gr. et lib. arb., 9.21. См. также мою статью: Augustine’s Use of Scriptural Admoni-tions against Boasting in His Final Arguments on Grace//Studia Patristica, 27. Louvain, 1993. P. 424–430. 61 Более ранние места, касающиеся закона: Prop, ad Rom., 13–18, 45–46; Ad Simpl., 1.1; De spir. et litt., 6–9, 13–17, 30–34. 66 De gr. et lib. arb., 15.31.CM. Ad Simpl., 1.2, где Августин впервые развивает идею о том, что человек не может контролировать или направлять свои желания. 67 De gr. et lib. arb., 17.33. Относительно учения Августина о внешнем и внутреннем действии благодати см. Bums J. Р. The Development of Augustine’s Doctrine of Operative Grace. Paris, 1980. P. 166, 175, 181, 185–186. Бернс подробно рассматривает различение между предопределением к благодати, благодаря которому человек получает доступ к благодати, и предопределением к славе, в соответствии с которым некоторые христиане, независимо от заслуг, получают дар пребывания в добре (perseverantia). 68 De gr. et lib. arb., 20.41; 23.45; ср. Исх.7:3, 10:1 . Это толкование случая с фараоном есть результат развития мысли Августина. Ранее, в своем трактате De diversis quaestionibus octoginta tribus, он говорил о том, что Бог делает различие между теми, кто должен быть оправдан, и теми, кто не должен. Поскольку Бог не может быть несправедлив, Августин предлагает в качестве основания для этого различия предшествующее достоинство, ведущее первых к спасению, и предшествующее недостоинство, ведущее вторых к погибели. Одна группа – это те, кто признал Бога, другая – те, кто не признал. Как следствие, представителей этой второй группы Бог предал превратному уму делать непотребства ( Рим.1:28 ). Darentur in reprobum sensum «преданы превратному уму» – это то, что Августин ранее имел в виду, говоря об ожесточении Богом сердца фараона (De div. quaest., 68. 5). См. также толкование этого места в Prop, ad Rom. и в Exp. ер. ad Rom. inch. Толкование, данное в De gr. et lib. arb., представляет собой значительное изменение позиции, что уже проявилось в Ad Simpl. Исчезли какие-либо указания на предшествующее достоинство или недостоинство людей. Не может быть никаких заслуг, на основании которых благодать избирает одних и не избирает других.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

58. Церковно–богословская система Августина неоднократно встречала в работах Федотова достаточно критическую оценку. В особенности это касалось его учения о предопределении. 59. См.: Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991, с. 210–211. 60. BECKER. Augustin. Studien zu seiner geistigen Entwickelung. 61. THIMME. Augustins geistige Entwickelung in den ersten Jahren nach seiner Bekehrung. 62. «Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского» — одно из самых известных произведений Аврелия Августина, его духовная автобиография, в которой с потрясающей психологической глубиной раскрывается путь человека от сомнений и греховных помыслов к вере и успокоению в Боге. 63. MlGNE. Patrologia latina, t.33. 64. Имеется в виду издание: Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. I. P. Migne. Paris, 1841. Сочинения Августина занимают в нем 32–46 тт. 65. S. Aur. Augustini epistulae (Corpus scriptorum eccles. latin. Vol. ХХХШ, sectio П). 66. Thimme. L с., стр. 10. 67. Мы не в состоянии указать более точные даты. К счастью, это не представляется необходимым для реконструкции эволюции Августина. 68. Которого он называет Тригецием: L. с., стр. 10, 240–243. 69. Soliloquia П, 31. 70. Ибо что еще я хочу найти, если не истину? 71. Sol. I, 8. 72. Contra Academicos Ш, 43: «quoquo modo se habeat humana sapientia, eam me video nondum percepisse» (Вижу, что я еще не понял, что такое человеческая мудрость). Cp. также: С. Ас. П, 22, De beata vita, 5. 73. Epistula I, 3: «Ut scribis, quod Academicos vicerim» (как ты пишешь, что я победил академиков). 74. Ер. I, 1: «excogitatam occultandi veri artem» (выдуманное искусство тайной истины ) 75. Ibidem: «quid sincerum de fonte Platonico flueret» (что проистекло без изменений из платоновского источника ) 76. Contra Acad. Ш, 38, 39. 77. Диоген Лаэртский отмечает, что, согласно стоикам, «душа— это дыхание, врожденное в нас, поэтому она телесна и остается жить после смерти; однако же она подвержена разрушению, и неразрушима только душа целого, частицами которой являются души живых существ…» (УИ, 156–157).

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

В Писании употребляется almah иногда и в первом значении, – девы по возрасту, молодой девицы (у LXX – νενις, как в Пс.67:26 ), но преимущественно в значении девы по состоянию, – чистой, непорочной ( Быт.24:43 ; Исх.2:8 ; Песн.1:2; 6:7 ; сн. Быт.24:16 ; 2Цар.13:2 ), исключение – Притч.30:19 . Но, в последнем месте не произошло ли повреждение текста? Делают догадку, что здесь вместо almah следует читать alamof , т. е. так: и следов человека (игрока) на аламофе (так назывались в десятиструнной псалтири пять верхних, дискантовых струн). См. о сем проф. Некрасова А. Предсказания О Мессии в книгах пророческих. (Пр. Собес. 1902 г. янв. 6 – 7 стр). Перетолкование позднейшими иудеями, равно и рационалистами, будто под almah у пр. Исаии разумеется молодая, замужняя женщина, но оправдывается ни этимологическим значением этого слова, ни употреблением оного в подлинном еврейском тексте. Нигде в Писании словом almah не называется замужняя молодая женщина. Нет оснований для такого понимания и в древних переводах, в которых под almah в пророчеств Исаин разумеется дева чистая, непорочная. То же и в халдейских парафрастах. 413 Объяснение пророчества Исаии только в прообразовательно-мессианском смысле с отнесением оного ближайшим образом к какому-либо тогдашнему событию –позднейшего происхождения и принадлежит преимущественно западному богословию. Все древнее отцы церкви усвояли оному прямо мессианское значение. До половины XVIII в. против такого понимания возражали только иудеи, но были обличаемы еще древними отцами церкви: напр. Иустином – Разг. с Триф 43:66–84, Иринеем – Прот. ер. 3 кн. XXVII, 7, Тертуллианом – Прот. иуд. 9, Златоустом – Бес. на Мф.5:2–3 ; Толк. на Ис.7:5 , Феодоритом, Кириллом Алекс., Иеронимом в толк, на кн. пр. Исаии, и другими. 414 Подобное же предъуказание содержится в видении четырех зверей, олицетворявших имеющие преемственно следовать четыре земные царства, по разрушении которых Ветхий днями Тому, Который подведен был к Нему и по виду – как Сын человеческий, дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему, – и открылось вечное царство святых (VII гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Однако в последние годы царствования Коммода это положение смягчилось. В первый раз неумолимая строгость римского правосудия ослабела под новым веянием. Рим не оказал чести доводам апологетов (и не обратил на них внимания), и чувство справедливости и человеколюбия не пробудилось у владык мира: одно только влияние, которое оказали на Коммода его христианские слуги, в особенности же одна любимая женщина 106 , – только это влияние повернуло течение вещей ко благу верных. Коммод относился слишком равнодушно к политике и не оказывал сопротивления: он помиловал множество христиан так же легко, как раньше казнил других. Так были возвращены исповедники, которые работали в рудниках Сардинии, и список которых был истребован любимицею Марциею у папы Виктора 107 . В этом действии нужно видеть не начало лучшей политики, а счастливый каприз неограниченной власти. Однако оно предвещает новую эпоху, показывая, что враждебные христианству законы перестают быть непреложными, и что императорская власть, перед которой так» часто ходатайствовали о смягчении участи верующих, не может навсегда оставаться неумолимой. 66 По преданию,это было в 107 году (Евсевий, Chron.,Ruinart,Acta sincera,1689 г., р.606,707. Сравн. De Rossi,Inscr.chrism.,m.I,p. 6)Lightfoot,S.Ignatius and S. Polycarp,1889r.,m.II,p.472,noмeщaem это событие между 100 и 118 годами. 70 Плиний, Ер. X,97,98. – В подлинности Плиниева письма и рескрипта Траяна, которую недавно оспаривали некоторые ученые, в настоящее время никто серьезно не сомневается. 73 В настоящее время критика единогласно признает подлинность рескрипта к Минуцию Фундану, который (рескрипт) приложен св. Иустином вслед за его первой Апологией. 76 Funk,Opera patrum apostolicorum, t.I, р.282–308; Lightfoot, S.Ignatius and S.Polycarp, t.III, 363–403. 77 Цифра года – 155, установленная вычислением, М.Ваддингтона, в настоящее время принимается почти везде. См.новые доказательства, приводимые Лайтфутом, t.I, р.646–715. 78 Мелитон, у Евсевия, в Hist. Eccl. IV, 26, 10 . – Не следует смешивать этих писем Антонина, несомненно исторических, с рескриптом к Азийскому собору, гораздо более благоприятным для христиан, который издан Евсевием, IV, 13, но который вообще считается подложным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

712 Сар. de charitate I,22 [p.n.I,98]. Ер.16, PG.91, 577А, p.334. Евагрий, Cap.pract. 10, PG.40, 1224C; р.п., с.572 [с.99, гл.19]. 714 Ibid.I,66 [p.n.I,103]; cp.IV, 89 [p.n.I, 144]. Liber ascet. 8, PG.90, 917B, p.370 [p.n.I,78]. Евагрий, Cap.pract.26, PG.40, 1228D; р.п., с.575 [с.102,гл.37–38]. 715 Сар. de charitate I,80 [p.n.I,104]. Евагрий, Cap.pract.11, PG.40, 1224C; р.п., с.572 [с.99,гл.20]. 716 Orat. Dom. expositio, PG.90, 885A-B, p.351 [p.n.I,190]. Ep.2, PG.91, 396A-B, p.220 Ambigua, PG.91, 1205B, f.180a. Cap.de charitate IV, 82 [p.n.I, 143]. Преп. Марк Подвижник , De his qui putant 156(168), PG.65, 953D; р.п., с.74; 45(47), ibid. 937A с.51. Так как гнев питается гордостью, то в борьбе с ним необходимо стяжание смирения: Praecepta salutaria 8, PG.65, 1041А-В, р.п., с.284. 718 Cap.de charitate I,63,91; II,72; IV,50 [p.n.I,102,106,117,139]. Евагрий, Cap.pract. 5.48, PG.40, 1224A. 1245C; р.п., с.571. 585 [с.96, гл.5]. Преп. Исихий, Cap.de temperantia I,70, PG.93, 1504В; р.п., с.173 (« Cap.de charitate IV,50 [p.n.I,139]). 719 Cap.de charitate I,91; II,20.71 [p.n.I,106,109–110,117]. – В помыслах – главное искушение для монаха. Евагрий Cap.pract. 46, PG.40, 1233А; р.п.,с.577 [с.108,гл.74]; 32, 1229C-D, с.576 [с.105,гл.51]. 722 Ibid. IV,48; II.47 [p.n.I,139,113–114]. Евагрий, Cap.pract.6, PG.40, 1224A; р.п., с.571 [с.99, гл.15]. 723 Сар. de charitate IV,48; III,64,3 [p.n.I,139,129]. Преп. Марк Подвижник , De baptizmo, PG.65, 1021B; De lege spiritual! 108 (106), 917D; р.п., с.173–174. 26; De his qui putant 111(114),119(122),158(170), ibid. 945D,948C,956A, с.64,74. Преп. Исихий, Cap.de temperantia 44, PG.93, 1496A; р.п., с.168. Авва Дорофей , Doctrina X,5. XII,5. PG.88, 1729В,1756С; р.п., с.124–125,149. 724 Liber ascet. 18, PG.90, 925B, p.375 [p.n.I,81]. См. о трезвлении у преп. Исихия, Cap.de temperantia I,1. 3, PG.93, 1480D. 1481C; р.п., с.157,158. 725 Cap.de charitate II,19; III,43 [p.n.I,109,126]. Ep.14, PG.91, 537D-540A, p.309–310. Преп. Исихий, Cap.de temperantia I,21, PG.93, 1488A, с.161; преп. Марк Подвижник , De his qui putant 87,88 (94,95), PG.65, 944A; р.п.,с.59. Преп. Максим (как это ни странно) ничего не говорит о молитве Иисусовой, о чем так много говорят уже преп. Исихий и блаж. Диадох.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

1369 Greg. Magn. Ер. XI, 37, 11. 19−25: «Sic enim Costantinus quondam piissimus imperator Romanam rempublicam a perversis idolorum cultibus revocans omnipotenti Deo Domino nostro Iesu Christo secum tota ad eum mente convertit. Unde factum est ut antiquorum principum nomen suis vir ille Iaudibus vinceret et tanto in opinione praecessores suos, quanto et in bono opère superaret». 1370 Rufin. Hist. eccl. 1, 8, 20; Sozom. Hist. eccl. 1, 17, 5; ср.: Saitta B. Gregorio Magno e la primazia della sede romana//Politica retorica e simbolismo del primato: Roma e Costantinopoli, cit. (сн. 49). 1. 252s.; Rizzo F. Ρ. Aspetti nell’epistolario siciliano di Gregorio Magno nel contesto della tensione romano-bizantina//La Sicilia nella tarda antichità e nell’alto medioevo: Religione e società: Atti del Convegno di Studi. Catania-Paternö, 24−27 settembre 1997. Soveria Mannelli, 1999. P. 66. 1372 Greg. Magn. Ep. XI, 35, U. 11−15 (anno 601): «Nam sicut per recordandae memoriae Helenam matrem püssimi Constantini imperatoris ad christianam fidem corda Romanorum accendit, ita et per gloriae vestrae Studium in Anglorum gentem eius misericordiam confldimus operari». Ср.: Linder. The Myth of Constantine the Great in the West, cit. (сн. 3). 88 ss.; Markus X. Gregorio Magno e il suo mondo. Milano, 2001. P. 189; Lizzi Testa R. II cristianesimo neue citta, il cristianesimo nelle campagne: evangelizzatori ed evangelizzati in Italia (IV–VI secolo d. C.)//Quid sit christianum esse: Le problème de la christianisation du monde antique: Colloque organisé par H. Inglebert, Bruno Dumézil et Sylvain Destephen à l’Université de Paris X-Nanterre, les 26−28 mai 2008, in с di s. 1373 Greg. Magn. Ep. XIII, 32 Phocae Augusto; XIII, 40 Leontiae Augustae: «Sed dat nobis in vestra pietate Pulcheriae Augustae clementiam, quae pro zelo catholicae fidei in sancta synodo Helena nova vocata est». Сходство с франкскими государями в письмах не упоминается. О почитании св. Елены, первоначально связанном с почитанием Святого Креста, а потом св. Константина, см.: Sordi M. La tradizione dell’ inventio crucis in Ambrogio e in Rufino//Rivista di Storia della Chiesa in Italia. 1990. Vol. 44. 1 ss.; Drijvers J.W. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross. Leiden; New York, 1992. P. 79; 84 ss.; Consolino F.E. La ‘santa’ regina da Elena a Galla Placidia, cit. (сн. 55). 471 ss.; Piredda A.M. La santità di Elena in occidente tra Tardoantico e Altomedioevo//Poteri religiosi e istituzioni, cit. (сн. 11). Р. 305−323; Pitsakis. L’idéologie impériale et le culte de Saint Constantin, cit. (сн. 13). 274 ss.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

191 В начале данного акта находится продолжение ДВС 337 (см. с. 122:12–25). В ACO ему соответствует следующий текст: ACO II, 1, 3. P. 66 7–9). 192 В конце данного акта находится продолжение ДВС 337 (см. с. 124:36–42). В ACO ему соответствует следующий текст: ACO II, 1, 3. P. 68–69 12–14). 195 Роспись опубликованных в составе ДВС переводов правил Вселенских Соборов будет помещена в отдельном приложении. 196 Данный акт сохранился только в переводах – латинском (издан у Mansi и в ACO) и сирийском (Die syrischen Kanones der Synoden von Nicaea bis Chalcedon/Hrsg. v. F. Schulthess. Berlin, 1908. S. 130–144). В отличие от ДВС 315 здесь приводится меньшее количество подписей. Кроме того, подписи разделены на группы в соответствии с принадлежностью епископских кафедр к определенным провинциям. 197 В ДВС (в соответствии с греч. текстом, изданным у Mansi) говорится, что на заседание собрались «прежде сказанные… сановники… и почтеннейшие епископы» (с. 149:15–17). В ACO приводится подробный список участников заседания (ACO II, 1, 3. P. 86.6–87.38 1]). 205 Из 68 актов в CPG переведено в составе ДВС 12 актов, вне ДВС – 8 (см.: БУ ТСО 1263 [письма 177,178], 1265 [письма 234–239]). 210 Theodoreti ер. Cyri Epistula ad lohannem Antiochenum (CPG 6266). Рус. пер.: ТСО 1263 (письмо 171). 211 Cyrilli Alcxandrini Epistula XLV: Ad Succe(n)sum episc. Diocaesareae (CPGS 5345; cl. CPGadd 5345); Idem Epistula XLV1: Ad eundern (CPGS 5346; cf. CP-Gadd 5346). 212 Pauli Einesmi Homilia de pace Alexandriae habita (CPG 6367). Этот акт входит в состав т. наз. «Collectio НХ» (АСО 1,1, 7, 2 [р. 173–174]). 214 Подложность указана в CPG на основании статьи J. Make (Cyrille (Saint), patr. d " Alexandrie//DThC. Т. 3. Col. 2500), который считает это произведение позднейшей компиляцией из подлинных сочинений свт. Кирилла. 215 В АСО приводится в качестве отдельного акта, однако в CPG рассматривается в качестве составной части ДВС 150. 216 В действительности это анонимный текст, обращавшийся и аполлинаристских кругах; возможно, он восходит к постановлению одного из Антиохийских соборов против Павла Самосатского. См. критич. издание греч. текста; Lietzmann H. Apollinans von Laodicea and seine Schule. Tubingen, 1904. (Texte und Untersuchungen 1). S. 293–294 (S. 158 – о происхождении текста).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Этой линии придерживается Климент Александрийский . В четвертой книге «Стромат» Климент детально рассматривает вопрос о мученичестве. Он обращается к самому слову «мученичество» (μαρτυρα) и показывает, что мученичество заключается в исповедании Бога. «А если это так, то и каждая душа, проводящая свою жизнь согласно с познанием о Боге и исполняющая его заповеди, есть уже исповедница, делом и словом» (Strom., IV, 15, 3). В дальнейшем он раскрывает учение об истинном исповедании Бога в себе: человек не должен отрекаться от Христа, иначе и тот он него отречется на Страшном Суде, но и не должен сам добровольно предаваться в руки римских властей. В то время среди христиан не имелось единого мнения о границе между мученичеством и самоубийством 295 . Мы не будем вдаваться в дальнейшее рассмотрение данного сюжета – он требует особого обсуждения, – но, так или иначе, положительное отношение к добровольному мученичеству и добровольной смерти сначала вытесняется на периферию церковной жизни, а потом и объявляется незаконным. Спустя пол столетия Киприан Карфагенский напишет: «Никто из вас да не производит тревоги между братьями и никто да не выдает себя добровольно перед язычниками» (Ер., 66). Издания Aubé В. Un texte inédit d’actes de martyrs du IIIe siècle//Revue archéologique. T. 42.1881. P. 348–360. Franchi de’Cavalieri P. Note agiografiche 6//Studi e Testi. Vol. 33. 1920. P. 3–45. Harnack A ., von. Die Akten des Karpus, des Papylus und der Agathonike. Eine Urkunde aus der Zeit M. Aurel’s. Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Bd. 3, Heft 4. Leipzig, 1888. Delehaye H. Les actes des martyrs de Pergame//Analecta Bollandiana. Vol. 58.1940. P. 150–176. Halkin F. Une nouvelle passion des martyrs de Pergame//Mullus. Festschrift für Th. Klauser/Hrsg. von A. Stuiber. Münster, 1964. S. 150–154=Recherches et Documents d’Hagiographie byzantine. Subsidia Hagiographica 51. Brussels, 1971. P. 246–250. Ausgewählte Märtyrerakten/Hrsg. R. Knopf, G. Krüger, G.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

206 Св. Кирилл только однажды отмечает ту нечистоту, которая заражает человеческую природу, распространяясь через плотское наслаждение (De ador., PG 68, 1008:3–4 [Рус. пер.: Творения 2000. С. 657]). Обыкновенно он лишь подчеркивает превосходство безбрачия (De ador., PG 68, 960:22– 30 [Рус. пер.: Творения 2000. С. 629]; Comm, in Is. 5, 3 , PG 1248:42–47 [Рус. пер.: T C O 57. С. 300]). Кроме того, Христос Своим присутствием в Кане отменил данное Еве проклятие «в болезни будешь рождать детей» ( Быт. 3 ,1 6 ) , освятил «переход в бытие» возглавленной Им человеческой природы (Comm, in Joan. 1, 201:3–17 [Рус. пер.: Творения 2001. С. 578–579]; Ер. 17, ACO 1, 1, 1, 40:10–16 [Рус. пер.: Деяния 1996 . С. 197]) (Durand 1964. Р. 272. Примеч. 1). 208 RF: неслиянно (συγχτως) сплелось (66:4). Очевидно, добавление сделано с целью устранить всякую интерпретацию этого глагола в «синусиастском» смысле (Durand 1964. Р. 273. Примеч. 2). 214 RF: поскольку Он в собственной своей природе не лишен Божественных свойств (67:16–17). То есть в RF речь идет о Христе уже не как о человеке, но как о Боге, Который даже в воплощении не утратил свойств Своей природы. Видимо, и здесь св. Кирилл стремился к тому, чтобы исключить какую бы то ни было возможность понимания человечества во Христе как существующего обособленно (Durand 1964. Р. 278. Примеч. 1). 219 Преимущественно сотериологический подход св. Кирилла к вопросам христологии особенно отчетливо проявляется в данном рассуждении о Евхаристии, которая рассматривается главным образом как средство нашего обожения: именно единение плоти со Словом, Жизнью по природе, делает ее способной сообщать жизнь. Совсем иначе рассуждают об этом таинстве антиохийские богословы: для них это в первую очередь вопрос не о конечной цели таинства, но о его «структуре». Согласно им, Евхаристия установлена посредством одного духовного элемента и другого – материального, причем каждый сохраняет свою природу (так что у них, по-видимому, исключается то, что много позднее было названо «пресуществлением»).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

256 Евсевий. Церк. ист. VI. 43. 1—2. 257 Там же. 21—22. 258 Свидетельство Иеронима в 66-й главе книги «О знаменитых мужах» не дает ничего нового и всецело зависит от Евсевия. 259 Там же. 6. 260 Ер. 55 (52). 24. 261 На этом страница обрывается. Написано только: «Моя статья…» Очевидно ссылка на статью «Две идеи вселенской Церкви». Впоследствии учение Киприана развито во многих статьях отца Николая. - МЛ. 262 Ер. 19 (14). 2. 263 Ер. 64 (59). 11. 264 Ibid. 1. 265 Ер. 59 (55). 14. 266 Ер. 55 (52). 267 Ер. 59 (55). 14. 268 Ibid. 269 …Post ista adhuc insuper pseudoepiscopo sibi ab haereticis constituto, navigare audent, et ad Petri Cathedram atque ad Ecclesiam princi palem, unde unitas sacerdotalis exorta est, a schismaticis et profanis litteras ferre, nec cogitare eos esse Romanos, quorum fides (Ibid.). 270 Ер. 67 (68). В этом письме, написанном от имени собора, дан полный список имен епископов. Однако сравнение этих имен с именами, приведенными в «Sententiae episcoporum», легко вскрывает, что большинство кафедр принадлежало Проконсульской Африке. Я опускаю этот анализ и отсылаю читателя к Покровскому (Соборы древней Церкви… Приложение 3. С. 767). 271 Cyprianus. Ер. 70 (70). 272 Idem. Ер. 69 (76). 273 Quod quidem et Agrippinus.bonae memoriae vir, cum caeteris coepiscopis suis qui illo in tempore in provincia Africa et Numidia Ecclesiam Domini gubernabant, statuii et librato consilii communis examine firmavit (Ep. 71 (71). 4). 274 Ep. 72 (72). 275 Sententiae episcoporum. 276 Покровский А.И. Соборы древней церкви… С. 576. 277 см. прим. к стр. 146. 278 Ер. 72 (72). 279 Ibid. 3. 280 Наес ad conscientiam tuam frater chiarissime, et pro honore communi et pro simplici dilectione pertulimus, credentes etiam tibi pro religionis tuae et fidei veritate piacere, quae et religiosa pariter et vera sunt (Ibid.). 281 Ibid. 282 Cyprianus. Ер. 75 (75). 283 Cyprianus. Ер. 74 (74). 2. 284 См. Ер. 72. 3; Sententiae episcoporum. 285 Ер. 35 (29). 1. 286 Cyprianus. Ер. 75 (75). 4. 287 Tantus est numerus Prophetarum, ut multi plex et divina sapientia per multos distribuantur (Ibid.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3729...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010