Исследование. Nestle E. ZNTW3 (1902). S. 16. § 23. Асуана Асуана был монахом в Эдессе в IV в. Филоксен (Ер. ad Patricim) рассказывает, что он из-за галлюцинаций упал и разбился. Он известен как составитель гимнов (сир. madrase), которые «поются вплоть до сего дня». Совершенно недостоверно, был ли Асуана учителем Ефрема и автором одного заупокойного гимна, который содержится среди сомнительных сочинений Ефрема в рукописи IX в. и авторство которого подтверждается единственно Антонием, ритором Тагритским, в 825 г., а также современной ему рукописью Vat. Syr. 92, датируемой 823 г. Издания. Гимн (с лат. переводом) среди сочинений Ефрема: AS. T. III. Р. 324; St. Syr. Vol. IV. P. XXVII – XXVIII, 74−75. Послание Филоксена: Lavenant R. PO 30, 1963 (об Асуане: Р. 854), с фр. переводом. Исследование. Baumstark. S. 29. § 24. Зиновий Гезиртский Мы знаем, что Зиновий был учеником св. Ефрема, диаконом Эдесским, и написал трактат против Маркиона. В то время как по-сирийски ничего из его сочинений не сохранилось, по-армянски имеются два слова о предательстве Иуды. Одно с похвалой Мелетию (то есть Мелетию Антиохийскому ), а второе о неком мученике. Поскольку Мелетий умер в 381 г., значит, Зиновий скончался после этого времени. Издание армянской версии. Händes Amsorya 35 (1921). P. 545−555; 36 (1922). P. 73−80. Итальянский перевод слов против Иуды. ОСР 26 (1960). Р. 301−306. Исследование. Baumstark. S. 66. § 25. Ава Ава, ученик св. Ефрема, составил толкование на «Диатессарон», «Слово о подвижнике Иове» и изъяснения псалмов. Сохранились несколько увещательных стихов пятисложным размером и другие малые фрагменты. Издания. Lamy Th. S. Ephraem I Syri hym in etserm ones. T. IV. P. 87−88; Nau F. ROC 17 (1912). P. 69−73; Harris J. R. Fragm. ents of the com M entary of Ephrem Syr upon the Diatessaron. P. 92−94 (цитаты из Диатессарона). Исследование. Baumstark. S. 66. § 26. Житие Евсевия Самосатского Анонимный сирийский автор составил это жизнеописание вскоре после смерти Евсевия, епископа Самосатского, который много претерпел за православие при императорах Констанции, Юлиане Отступнике и Валенте. Вернувшись, в конце концов, из изгнания, он умер в 380 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Woodbrooke Studies: Christian Documents Edited and Translated by A. Mingana. Vol. 5: Commentary of Theodore of Mopsuestia on the Nicene Creed and Vol. 6: Commentary of Theodore of Mopsuestia on the Lord’s Prayer and on the Sacraments of Baptism and the Eucharist. Cambridge: W. Heffer & Sons, 1932–33. (сир. вере, и англ. пер.) (Pecc. Orig.) Contra defensores peccati originalis – PG 66.1005–12 Theodori Episcopi Mopsuesteni in epistolas b. Pauli Commentarii. Vol 2. 332–7. (фрагменты текста, лат. и сир. вере.) (Frag. Gen.) Fragmenta in Genesim – PG 66.635–46 Феодорит Кирский : (Ер. 151) Epistola ad eos qui in Euphratesia et Osrhoena regione Syria, Phoenicia et Cilicia uitam monasticam degunt – PG 83.1416–40 NPNF (2) 3.325–32 (англ. пер.) Халкидонский собор: (Ges. Chai.) Gesta concilii Chalcedonensis ACO 2.1.1.55–196; 2.1.2.3–42,69–163 (текст) Festugière, éd. Ephèse et Chalcedoine. 659–895. (фр. пер.) Actes du concile de Chalcedoine: Sessions 3–6 (La définition de la Foi). Translated byA. J. Festugière. Cahiers d’orientalisme 4. Geneva: Patrick Cramer, 1983. (фр. пер.) 1. Здесь и далее – синодальный перевод, если нет оговорки. – Прим. пер. 2. За исключением тех случаев, где я буду употреблять слова «антиохийский» и «александрийский» со ссылкой на ученых, которые сами используют эти категории. 3. Loofs, Nestorius and His Place, 41 ; Schwartz, Cyrill und der Mönch Viktor, 3–6. 4. Loofs, Nestorius and His Place, 41. 5. Schwartz, Cyrill und der Mönch Viktor, 3. 6. Sellers, Two Ancient Christologies, 208–14, 233. 7. Prestige, Fathers and Heretics, 264. Cp. Mahé, ‘Les Anathématismes de Cyrille’, 542, который убеждает, что и Антиохия, и Александрия находились в рамках ортодоксии. Ср. также Guillet, ‘Les Exégèses d’Alexandrie et d’Antioche’, 297–8, который утверждает, что, несмотря на разницу в акцентах, обе позиции согласовывались друг с другом. 8. Эта идея более ясно сформулирована в: Sellers, Two Ancient Christologies, c. VII–VIII. 9. Raven, Apollinarianism, 231, 279–80, 297–8.

http://predanie.ru/book/220616-uchenie-o...

п., с.18; De his qui putant 8.125(134),138(150), ibid. 932A,948D,952B; с.43. 66,76); вместе с этим они б) истребляют грех (De lege spirituals 67, ibid. 913B. с.19–20) и ведут человека к исправлению (преп. Исихий, Cap. de temp. I,7, PG.93, 1484A; р. п., с.159; I,81(82), 1505A, с.174), a — главное — в) служат средством к освобождению от будущих мук (преп. Марк Подвижник, Disputatio cum causidico 18, PG.65, 1097A; р. п., с.237; преп. Нил, Cap. paraenetica 35, PG.79, 1252С; р. п. II,234; св. Григорий Богослов, Or.16. n.7, PG.35, 944ВС; р. п. II.3,46). Кто противится такому врачевству Божию, тот противится воле Божией (преп. Марк Подвижник, De his qui putant 184(197), PG.65, 960A; р. п., с.80). Нужно с благодарностью принимать страдания (De his qui putant 185(198), 960A, с.80; преп. Нил, Cap. paraenetica 35, PG.79, 1252С; р. п. II,234) и терпеливо переносить скорби (с покаянием и молитвой; преп. Марк, De lege spir. 95(92), 917А, с.24; De his qui putant 94(102), 944D, с.60). Терпение скорбей есть великая добродетель (преп. Марк, De poenitentia 6.7, PG.65, 976А, В; с.103,104; De his qui putant 45(47), 973A, с.51); в нем заключается истинное ведение (ibid. 53(56), 937С, с.52; 156(168), 953D, с.74); оно вменяется подвижнику во вюрое мученичество (блаж. Диадох, гл.94. с.500.2). 712 Сар. de charitate I,22 [р. п. I,98]. Ер.16, PG.91, 577А, p.334. Евагрий, Cap. pract. 10, PG.40, 1224C; р. п., с.572 [с.99, гл.19]. 713 Cap. de charitate IV,83; I,61 [р. п. I,143,102]. 714 Ibid. I,66 [р. п. I,103]; cp. IV, 89 [р. п. I, 144]. Liber ascet. 8, PG.90, 917B, p.370 [р. п. I,78]. Евагрий, Cap. pract.26, PG.40, 1228D; р. п., с.575 [с.102, гл.37–38]. 715 Сар. de charitate I,80 [р. п. I,104]. Евагрий, Cap. pract.11, PG.40, 1224C; р. п., с.572 [с.99, гл.20]. 716 Orat. Dom. expositio, PG.90, 885A-B, p.351 [р. п. I,190]. Ep.2, PG.91, 396A-B, p.220 Ambigua, PG.91, 1205B, f.180a. Cap. de charitate IV, 82 [р. п. I, 143]. Преп. Марк Подвижник, De his qui putant 156(168), PG.65, 953D; р. п., с.74; 45(47), ibid.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Примечания: 182. Согласно с Аф. Синтагмой (II,81-85), у автора в сербском подлиннике 64 пр.=65 Книги правил, 65 пр.=66, 66 пр.=64. (Ред.) 183. Ignat, ep. " Ad Philipp " [Migne, s.g., t.5, col.1005-1016]. - Epiphan., " Expos. Fidei " , 4, " Haeres. " , XLII, § 3 [Migne, s.g., t.42, col.780,781 и t.41, col.697-700]. - Socrat, " Hist eccl. " V,22 [Migne, s.g., t.67, col.625-645]. - Sozom., " Hist. eccl. " VII,19 [Migne, s.g., t.67, col.1473-1480]. - Tertull., " De jejun. adv. Psych. " c.14 [Migne, s.l., t.2, col.973, 974]. - Тот же Тертуллиан в сочинении " De corona militis " говорит об обычае, что по субботам нельзя поститься: harum et aliarum ejusmodi disciplinarum si legem expostules Scripturarum, nullam invenies: traditio tibi praetendetur auctrix, consuetudo confirmatrix, et fides observatrix (c.4). [Migne, s.l, t.2. col.80]. 184. Аф. Синт., II,84-85. Ср. Ignat., " Ер. ар Magnes... " [Migne, s.g., t.5, col.661-673]. - Euseb., " Hist. eccl. " III,27 (Migne, s.g., t.20, col.273]. - Socrat., " Hist. eccl. " V,20, VII,4 [Migne, s.g., t.67, col.620-621;745]. - Пост в субботу воспрещается (кроме Великой субботы) и в " Православном исповедании " , ч.I, отв.88. 185. В Книге правил это правило объясняется так: " Степень разрешения поста во дни воскресный и субботний определяется в церковном уставе, и состоит обыкновенно в том, что разрешается вино, елей и принятие пищи по литургии, без продолжения неядения до трех четвертей дня " (упом. изд., стр.33).  Правило 65. Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго (Ап. 7, 45, 70, 71; Трул. 11; Антиох. 1; Лаод. 6, 29, 33, 37, 38). В толковании 45-го Ап. правила мы видели, что православным духовным лицам возбраняется всякое религиозное общение с еретиками (communicatio in sacris). Возобновляяэто запрещение, 64-е Ап. правило относит к нему и иудейскую синагогу. Это правило так же, как и 45-е Ап. правило, выражает ту мысль Св. Писания, что не может быть согласия между Христом и Велиаром, или какое соучастие верного с неверным (2Кор.6:15). Если вообще духовное лицо не может иметь с еретиками никакого молитвенного общения, даже и частного, тем менее возможно для него такое общение с иудеями, в силу вполне понятной причины, проистекающей из самого отношения иудейства к христианству. Многие правила позднейших соборов (особенно Лаодикийского и Трулльского) решительно осуждают какое бы то ни было религиозное общение с иудеями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Так же и познание Бога человеком сопровождается поиском Божественных имен. Но ввиду того, что безграничное нельзя ни понять, ни познать, мы можем выразить только свой опыт общения с ним, т.е. его действия по отношению к нам, насколько мы способны его воспринять. Этим уже предполагается множественность Божественных имен, поскольку всякая попытка выражения, как и всякое познание, является лишь частичной. Григорий, который, по его собственному свидетельству, не был сторонником систематической апофатической теологии, развивает нескольких параллельных линий аргументации, по возможности учитывающих и отражающих непостижимость Божественной реальности. 914 W. Jaeger издал эти книги под названием Τν κδοθντων παρ Ενομου δο λγων μετ τν κομησιν το γου Βασιλεου ντιρρητικς ες τν πρτον λγον (I), Πρς τν Ενομου δετερον λγον (II), Κατ Ενομου το τρτου λγου τμος - (III), Λγος ντιρρητικς πρς τν Ενομου κθεσιν (Refut.). 915 Ранее нынешняя третья книга Опровержения Евномия делилась на десять самостоятельных книг, С. Eun. III-XII; вторая книга распространялась отдельно, а под ее титулом в корпусе следовало Опровержение исповедания Евномия, отвечающее на вторую книгу Евномия (С. Eun. XII В или XIII). Таков порядок в PG 45. См. об этом выше, гл. Издания трудов Григория. 916 См. Conciliorum oecumenicorum decreta, изд. J. Alberigo е. а., Bologna 3 1973, с. 31, строки 4–15 (об этом А. М. Ritter, Das Konzil с. 121 ff). В этом ключе исторический контекст полемики с Евномием представляет В. Studer, «Der geschichtliche Hintergrund des ersten Buches Contra Eunomium Gregors von Nyssa»//L.F. Mateo-Seco – J.L. Bastero (изд.), El «Contra Eunomium I» en la producción literaria de Gregorio de Nisa (VI Coloquio Internacional sobre Gregorio de Nisa), Pamplona 1988, c. 139–171, чего придерживаюсь далее и я. Об арианской теологии и антиарианской полемике см. также М. Simonetti, La crisi ariana nel IV secolo, Roma 1975. 918 Об этой группе см. также Т. A. Kopecek, History of Neo-arianism, I–II, Philadelphia 1979 (зачастую в этой работе приводятся датировки, разнящиеся от общепризнанных). 920 См. Василий, Ер. 100 а 125,1. См. об этом G. May, Gregor von Nyssa und die Kirchenpolitik, c. 107 ff; R. Hübner, Gregor von Nyssa und Markell von Ankyra, c. 201–205. См. об этом также выше, гл. Жизнь и труды Григория. 921 Адопционизм (от лат. adoptio – усыновление) – еретическое учение о природе Иисуса Христа, согласно которому Он был не Богом, а только человеком, «усыновленным» Богом Отцом. – Прим. ред. 923 Изд. R. Р. Vaggione, Eunomius, The Extant Works. Text and Translation, Oxford 1987, c. 33–75. 924 Изд. B. Sesboüé – G. M. Durand – L. Doutreleau, Basile de Césaréc, Contre Eunome, SC 299 a 305, Paris 1982–1983. См. об этом Μ. V. Anastos, «Basil’s Κατ Ενομου. A Critical Analysis»//P. J. Fedwick (изд.), Basil of Caesarea: Christian Humanist, Ascetic. A Sixteen-Hundredth Anniversary Symposium, Toronto 1981, c. 66–136.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

337. Davenson H. Traite de la musique. Neuchatel, 1940, p. 104. 338. Traditio apostolica, 16. См. также: Tertullien. De spectac- ulis, 4. 339. Cyprien. Ep. 2; Tatien. Orat., 22, 23- 340. De idolatr., 6. 341. Ibid., 7, 3. 342. См. трактат Тертуллиана «Contra Hermogenem». 343. Strabon. Geographie, 337, VII, 3,4. 344. Juvenal. Satires, IX, 22–26. 345. Cod. Justin., V, 1,6; Dig. L, 14, 3- 346. Одной из причин, по которым христиане враждебно относились к театральным представлениям, был показ распутных женщин, что создавало угрозу для супружеской верности. Добропорядочная женщина не казалась привлекательной. См. мою работу: HammanA. — G. Vie quoti- dienne en Afrique du Nord au temps de saint Augustin. Paris, 1979, chap. 6. 347. О реакции язычников на это см., например: Athenagore. Legatio, 11; Origene. Contra Celsum, III, 44. 348. См. превосходное введение Φρ. Кере–Жольма к тематическому сборнику «Женщина»: Ictys, п. 12, Paris, 1968. 349. Евсевий. Церковная история, V, 17. См. замечания в связи с этим: Nautin P. Lettres et ecrivains Chretiens. Paris, 1961, pp. 66–58. 350. Евсевий. Церковная история, V, 17, 2—4. См. также замечания: Peterson Ε. Friihkirche, Judentum und Gnosis. Freiburg, 1959. S. 214. 351. Евсевий. Церковная история, III, 16,4; Dion Cassius. Hist. Rom., LXVII, 14, 1. 352. Commodien SJJA Hist. August., 5,4. 353. Hippolyte. Philosophoumena, IX, 12. 354. Rossi de J. B. Roma sotteranea, I, pp. 309, 315; II, p. 366. 355. Прежде всего: Justin. Dial., 23; Clement d " Alexandrie. Paed., 1,4. 356. Diognete, 5,6. 357. Minutius Felix. Octavius, 30, 2. 358. Suetone. Domit., 22Pline. Ер., IV, 10,6. См. также статью: Abtreibung//RAC, I, 55–60. 359. Письмо опубликовано в следующих изданиях: GrenfeU, Hunt. The Oxyrhinchos Papyri, IV, n. 744; DeissmannA Licht vom Osten. Tubingen, 1923, S. 134. Другие свидетельства: Didache, 2, 2; Barnab., 19, 5; Justin. 1 Apol., 27—29; Minutius Felix. Octavius, 32, 2; Athenagore. Suppl., 35; Tertullien. Apologet., 9; Clement d " Alexandrie. Paed., II, 10,95—96. См. также: DdlgerF. J. Antike und Christentum, 4, 1930. S. 23–28.

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

(II.) Евсевий: Η. Ε. VI. 43, 44, 45. Иероним: De Vir. ill. 66, 70; Ep. 36 ad Damas. – , Apol. adv. Ruf. II. 19. Сократ: Η. Ε. IV. 28. Послания Киприана и Корнелия, касающиеся раскола Новациана (Киприан, Ер. 44, 45, 49, 52, 55, 59, 60, 68, 69, 73). Епифаний: Haer. 59; Сократ: Η. Ε. IV. 28. Феодорит: Haer. Fab. III. 5. Фотий: Biblioth. 182, 208, 280. (III.) Walch: Ketzerhistorie II. 185–288. Schoenemann: Biblioth. Hist. lit. Patr. Latinorum, I. 135–142. Lumper: Dissert, de Vita, Scriptis, et Doctrina Nov., в Migne, III. 861–884. Neander, I. 237–248, 687 (Am ed.). Caspari: Quellen zur Gesch. des Taufsymbols, III. 428–430, 437–439. Jos. Langen (старокатолик): Gesch. der röm. Kirche (Bonn 1881), p. 289–314. Harnack: Novatian в Herzog 2 X (1882), p. 652–670. Также труды о Киприане, особенно Fechtrup. См. список литературы в § 199. Об учении Новациана о Троице и личности Христа см. Dorner, Entwiclungsgesch. der L. v. d. Pers. Christi (1851), I. 601–604. («Dem Tertullian nahe stehend, von ihm abhängig, aber auch ihn verflachend ist Novatian».) Новациан, второй римский антипапа (первым, вероятно, был Ипполит), ортодокс в плане учения, но схизматик в плане дисциплины, в обоих отношениях весьма напоминавший Ипполита и Тертуллиана , жил в середине III века и стал основателем секты, носившей его имя 1604 . Это был человек безупречный, хотя и суровый, он прекрасно знал Библию и философию, обладал талантом теоретика и красноречием 1605 . Он, после Виктора и Минуция Феликса , входит в число первых римских богословов, писавших на латинском языке, причем писал он умело. Мы можем сделать вывод, что в его время латинский язык стал или быстро становился главным языком Римской церкви, особенно в переписке с Северной Африкой и Западом, однако к восточным епископам и Новациан, и его соперник Корнелий обращались по–гречески. Эпитафии пяти римских епископов III века, Урбана, Антера, Фабиана, Луция и Евтихиана (между 223 и 283 г.), на кладбище Каллиста, написаны на греческом, но эпитафия Корнелия (251 – 253), вероятно, принадлежавшего к знатной римской семье, – на латинском («Cornelius Martyr Ε. R. Χ.») 1606 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Это – моменты постепенного одухотворения человека, отрешения от страстей, от чувств, от самой мысли, и постепенного приближения к пучине Божественного бытия 659 . На пути уподобления Богу человек должен, прежде всего, отрешиться от страстей, этих извращений его естественных сил 660 . Понятно, почему. Нечистый не может приблизиться к Чистому, погрязший в страстях – к Бесстрастному, растлевающий естество – к Творцу естества 661 . Ничто так не отдаляет нас от Бога, как страсти. Мы – враги Божии, пока пребываем в страстях 662 . Предаваясь веществу (миру) и плоти, мы отделяемся от Бога, а вместе с тем отделяемся из-за мирских вещественных благ 663 также и друг от друга. Для спасения нам нужно оторваться от плоти и мира, чтобы объединиться друг с другом и с Богом 664 . Цель Промысла и всех заповедей в том и заключается, чтобы объединить всех в одном устремлении к Богу в вере и добродетели 665 . 643 Ер. 2, PG.91, 396А, р. 220, Св. Григорий Нисский , см. выше, гл. «Мистика...», прим. 26. Евагрий, Cap.practice 58,63, PG.40, 1233D-1236A. 1236С. 1237В; р.п., с.580,581 [с.109, гл.86]. Преп. Исихий, Cap.de temperantia II,24 (р.п., гл.126), PG.93, 1520А; р.п., с.184. 646 Mystagogia 24, PG.91, 709D-712A, p.523 [p.n.I, 178]. Quaest. ad Tahl. X, PG.90, 288B. C, p.26. 27 [p.n.II, 49] (cap.quing. I,68); XXXVI,381B, p.81 [p.n.II, 115]. 648 Cap.de charitate I,79; IV, 57. 86 [p.n.I, 104,140,143]; cp.III, 11,44; IV, 66 [p.n.I, 122,126,141] (писанный закон); IV, 44. 45; II,83. 98. 48; III,3. 1 [p.n.I, 138–139,118,121,114,121] (естественный закон); IV, 56; I,41. 42; III,51; II,49 [p.n.I, 140,100,127,114] (духовный закон). 649 Ambigua, PG.91, 1396А. 1397С, f.256a. 257b. Quaest. ad Tahl. LV, PG.90, 541B, p.168 [p.n.II, 198]; LXIII,685A, p.246. Quaest. et dubia 67, PG.90, 841C, p.327. Cap.de charitate II,79 [p.n.I, 118]. Ep.5, PG.91, 421B-C, p.236. – Св. Григорий Нисский , In Cant Cant. horn. XV, PG.44, 1096D; p.n.III, 383; De virginitate 18, PG.46, 392A; p.n.VII,365–366. Евагрий, Cap.practica 61, PG.40, 1236A-B; р.п., с.579–580 [с.109–110, гл.89].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

137. Монах. 22 (Творения... С. 100). 138. Монах. 40 (Творения... С. 102 и след.). 139. Ant I, 33/Притч 26:24. 140. Монах. 44, 45 (Творения... С. 103 и след.). 141. Мф 12:43 и след. 142. Быт 2:15. 143. См.: Быт 2:16–17. 144. См.: Быт 1:26. 145. Быт 3:1. 146. См.: Прем 2:24. 147. Ин 8:44. 148. Mysterium iniquitatis (лат.) – тайна беззакония. См.: 2Фес 2, 7–8: Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего. Речь идет о присут­ствии зла в мире в последние времена, предшествующие явлению антихриста и Второму Пришествию Христову. – Примеч. пер. 149. Слова Мефистофеля из трагедии «Фауст» И. В. Гёте (см.:Гёте И. В. Фауст: Трагедия: 4. 1/Пер. с нем. Б.Л. Пастернака. М.: Текст, 2003. С. 125. – Примеч. пер. 150. Быт 3:2–3. 151. См.: Рим 5:19. 152. Быт 3:4–5. 153. Быт 3: 6. 154. См.: Быт 4: 7. 155. Быт 2:17. 156. Быт 3:9. 157. Быт 3:17–19. 158. См.: Притч 4:23. 159. Умозрительные главы. VI, 52 (Творения... С. 122). 160. См.: Ер 1: 5. 161. Пс 34:11. – В пер. П. А. Юнгерова: Спрашивали меня о том, чего я не знал. 162. См.: Быт 4: 1. 163. 11 in Ps 34, 11. 164. Пс 139: 6. – В пер. П. А. Юнгерова: На пути поставили мне запад­ни. 165. 3 inPs 139,6. 166. 9 in Ps 37, 14. 167. Монах. 89 (Творения... С. 109 и след.). 168. Там же. 66 (Творения... С. 107). 169. Там же. 84 (Творения... С. 109). 170. KG VI, 84. 171. KG VI, 85. 172. 7 in Ps 29, 8. 173. Монах. 86 (Творения... С. 109). 174. Там же. 24 (Творения... С. 100). 175. Там же. 86. 176. Умозрительные главы. V, 27 (Творения... С. 121). 177. Монах. 6 (Творения... С. 96). 178. Послание о вере. II, 8 (Творения... С. 144). 179. Послание к Мелании. 63. 180. Монах. 24 (Творения... С. 100). 181. Мысли. 41 (Творения... С.126). 182. Изречения. 25 (Добротолюбие. Т.1. С.602). 183. Монах. 4 (Творения... С.96). 184. Монах. 6 185. 2 in Ps 145, 8. 186. Умозрительные главы. III, 59 (Творения... С. 120 и след.).

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

272 Festal Index for A.D. 363. Указ против епископа был доставлен в город 24 октября 362 года; праздничное послание было отправлено из Мемфиса. 297 G Mac. Aeg. 33. Серьезно вопрос о происхождении ДеирБарамус (ДеирэльБарамус) рассматривается в работе Evelyn White, History, с. VII. 3 (pp. 98107). 299 См. Studio Anselmiana 38 (Antonius Magnus Eremita), Garitte, Le Texte grec et les version anciennes (особенно pp. 56), и Chr. Mohrmann, Note sur la version latine la plus ancienne (pp. 35–44). 300 Sulpicius Sevems, Vita Martini c. 6 свидетельствует о том, что Марти н устроил monasterium в Милане еще до возвращения Илария. Евсевий Веркельский, ставший в 345 году епископом, установил в своем доме монашеские порядки еще до изгнания (355) Ambrose, Ер. LXIV. 66.9 301 Монашеское движение с самого начала подвергалось критике. См. ConsultationesZacchaeiet Apollonii, P. L. 20.10711166; ed. Morin, Florilegium Patristicum, fasc. 39 (1935). 312 S. Mazzarino, Aspetti SocialidelIVSecolo (1951), p. 429, n. 92 считает, что закон, о котором здесь идет речь, относится к 376 году и не должен ассоциироваться с приведенными выше датами. 315 С./. IV. 24, XII. 33. В первом цитируемом пассаже автор прямо обращается к монахам (μονζοντες). Ученые делали из этого вывод, что аудитория святого Кирилла не ограничивалась одними катехуменами и что здесь присутствовали и крещеные. Однако коптские Жития Пахомия свидетельствуют о том, что в ту пору монах мог быть и катехуменом КС. В°сс.81, 193. 320 P. G. 40, 1272–1274л (на деле, главы эти представляют собою гл. 614 его «Слова деятельного»). Кассиан меняет местами печаль (tristitiä) и гнев. 321 См. Guillaumont, Les " Kephalaia Gnosticá d " Evagre le Pontique (1962) и представленную в этой работе обширную библиографию (pp. 33947). 333 См. Butler, L. Η. vol. I, pp. 198203; App. I и vol. II, n. 37, где оспаривается теория Пройшена (Preuschen), представленная в его работе Palladius und Ruflnus. 334 Батлер (vol. I, p. 277) выдвигает это предположение, пытаясь объяснить Sozomen, Η. Ε. VI. 29. 2. Однако он добавляет, что Созомен «утверждает, что автором написанного был Тимофей, епископ Александрийский; здесь он явно ошибается, ибо Тимофей умер в 385 году». Может быть, Батлер использовал только латинский перевод Созомена ? В греческом тексте Тимофей назван никак не «епископом Александрийским», но τν λεξανδρων κκλησαν πιτροπεσας эти слова могут относиться как к архидиакону, так и к епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010