Последние 3 года жизни Г. тяжело болел, на большие праздники его приносили для молитвы в храм. Незадолго до кончины (2 дек.) Г. принял постриг в великую схиму от настоятеля Спасо-Преображенского мон-ря св. Варсонофия. Архим. Варсонофий совершил чин отпевания скончавшегося святителя. Г. был похоронен у алтаря монастырского Преображенского собора. Вскоре над его могилой усердием служившего ему боярина И. Застолбского была поставлена гробница и каменная часовня. Канонизация 4 окт. 1595 г. при перестройке и расширении собора могилы Г. и похороненного рядом свт. Варсонофия были вскрыты, обретены нетленные останки святых. Гроб Г. был наполнен благоухающим миром. Вскоре по решению патриарха свт. Иова Г. был канонизирован. 20 июня 1630 г. по инициативе Казанского митр. Матфея мощи Г. и свт. Варсонофия были перенесены в казанский Благовещенский собор, в 1633 г. кн. Б. И. Черкасский дал вкладом в собор шитый покров на раку святителя. В 1647 г. в московском Казанском соборе был освящен придел во имя Г. и свт. Варсонофия Тверского. Рака с мощами Г. пострадала во время пожара, опустошившего Казань в 1815 г., после чего была устроена новая, серебряная гробница. В Благовещенском соборе при раке хранились фелонь, в к-рой был похоронен святитель, посох, по преданию ему принадлежавший, часть гроба Г., крест с частицами св. мощей, кусочки ваты, к-рой Казанский митр. Ермоген обкладывал мироточащую главу чудотворца. Ковчежцы со св. мощами Г. и др. святыни выносились в собор для поклонения в Великую пятницу. В сент. 1918 г., после закрытия собора, мощи Г. переместили в собор казанского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря , а после его закрытия в 1929 г.- в ц. во имя блгв. князей Феодора Ярославского и чад его Давида и Константина на Арском кладбище Казани, где они в наст. время почивают в раке. В 2005 г. часть мощей перенесена в отреставрированный Благовещенский собор, частица мощей передана Иосифову волоколамскому мон-рю. До 1918 г. в казанском Благовещенском соборе хранились принадлежавшие Г. икона «Святцы» строгановского письма и седло для чина шествия на осляти во время праздника Входа Господня в Иерусалим, а также угловая часть гроба Г. Перед ракой находились облачение святителя, его посох (в наст. время в кладбищенском храме во имя Ярославских чудотворцев) и 3 иконы (икона Вседержителя, Смоленская икона Божией Матери и образ свт. Николая), принесенные Г. из Москвы в Казань. В Благовещенском соборе до 1918 г. также сохранялся оригинал Жития, написанного сщмч. Ермогеном. В Национальном музее Республики Татарстан хранится Ефремово Евангелие, переписанное в 1478 г. по заказу Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) . Возможно, Г. привез рукопись из Селижаровского мон-ря и пожертвовал Благовещенскому собору.

http://pravenc.ru/text/168357.html

Коваленко внес предложение о приглашении на заседание членов «Всеукраинской Церковной Рады» (ВЦР) - высшего органа УАПЦ - «для обмена мнениями по вопросу о взаимном примирении», однако большинство членов собрания высказалось за то, чтобы «послушать сначала обстоятельный доклад о появлении лжеиерархии, а затем уже высказать суждение по поводу сделанных предположений». Был заслушан доклад Н. Белгородского с изложением истории возникновения орг-ции Липковского, после чего делегаты обменялись мнениями о мерах по прекращению церковного раскола. Было решено создать комиссию из 5 представителей правосл. Церкви с приглашением и 5 представителей ВЦР для обсуждения вопроса о «прекращении раскола в Православной Украинской Церкви с целью представления о сем обстоятельного доклада Всеукраинскому Церковному Собору». В эту комиссию вошли епископы Николаевский сщмч. Прокопий (Титов ; впосл. архиепископ), Черниговский Пахомий (Кедров) и Белоцерковский Димитрий (Вербицкий ; впосл. архиепископ), а также профессора КДА Ф. И. Мищенко и прот. А. А. Глаголев . Кандидатами в комиссию были названы проф. прот. П. Я. Светлов и свящ. Коваленко. С докладом о «московских церковных событиях последнего времени» (т. е. об обновленческом расколе) на К. с. выступил епархиальный миссионер-проповедник Киевской епархии архим. Ермоген (Голубев ; впосл. архиепископ). После продолжительного обмена мнениями было сделано заявление о том, что Православная Церковь Украины не ведет контрреволюционной деятельности и всецело стоит «на почве декрета об отделении Церкви от государства», политической лояльности к существующей в СССР власти. Это было необходимо в связи с тем, что обновленцы обвиняли сторонников канонической Церкви в политической нелояльности. Делегаты также заявили, что не имеют никакого отношения к Карловацкому Собору 1921 г. Русской Православной Церкви за границей, принявшему политические декларации против советских властей. К. с. также отмежевалось и от руководящей в то время обновленчеством группы «Живая Церковь», заявив следующее: «Составляя автокефальную Украинскую Церковь и имея во главе Священный Собор епископов и Митрополита Михаила, мы стоим за оживление церковной жизни в смысле раскрытия внутреннего богатства нашего православия.

http://pravenc.ru/text/1684579.html

16 мая 1919 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон , Синод и Высший Церковный Совет заслушали сообщение Курского и Обоянского еп. Феофана (Гаврилова) о состоявшемся 2 дек. 1918 г. открытии в Курске при крестовой церкви Знаменского мон-ря пастырско-богословского уч-ща в составе 2 классов (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 23. Л. 25). К кон. 1919 г. уч-ще возглавил свящ. Иоанн Чеканов. В 1920 г. под его руководством при уч-ще было создано Курское епархиальное миссионерское братство. В 1922 г. Чеканов и большинство преподавателей и студентов школы уклонились в обновленчество . В. Г. Пидгайко 1917-1943 гг. Сразу же после Октябрьской революции 1917 г. стали массовыми случаи нападения на священнослужителей (отразились на страницах «Курского епархиального вестника» за 1918). В сер. дек. 1917 г. грабители напали на Белогорскую Николаевскую пуст., в монастырском храме был убит иером. Серапион и ранен инок Ермоген. В дек. 1917 г. был арестован и вскоре расстрелян служивший в с. Богоявленском Курского у. прот. Наркисс Егурнов. Его судьбу разделил свящ. Феодор Арбузов из с. Никольникова Рыльского у., расстрелянный 20 окт. 1918 г. В янв. 1919 г. в Белгороде был расстрелян викарий Курской епархии Белгородский еп. сщмч. Никодим (Кононов) . В 1918 г. в Курский епархиальный совет поступали прошения от духовных лиц разрешить им в общественных местах носить светскую одежду. Совет такое разрешение дал. Однако мн. клирики выражали готовность терпеть нападки. В 1919 г., ко времени установления контроля над Курской губ. Добровольческой Армией ген. А. И. Деникина, было расстреляно 22 священнослужителя Курско-Обоянской епархии. В ходе гражданской войны от рук большевиков погибли протоиереи Петр Сионский, Порфирий Амфитеатров, Василий Солодовников, Алексий Попов, Константин Ничкевич, иереи Константин Ефремов, Иоанн Тимофеев, Димитрий Софронов, иеромонахи Серафим (Кретов), Вонифатий и др. Нек-рые из них были взяты красноармейцами в качестве заложников в Белгороде и расстреляны в Курске при отступлении Красной Армии в 1919 г. Одной из форм борьбы с религией стала кампания по призыву священнослужителей в Красную Армию. 4 июля 1919 г. епархиальный совет ходатайствовал перед светской властью об освобождении от мобилизации 47-летнего Курского еп. Феофана (Гаврилова). Покои архиерея в епархиальном доме неоднократно подвергались обыску, вскоре епархиальный дом был реквизирован городскими властями.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Культура В начале ХХ века спрос на книги стал расти лавинообразно. Реформы сделали свое дело. В русском обществе отныне ценилась европейская образованность. Огромную роль стала играть литература. В 1908 году Россия вышла на третье место в мире по количеству издаваемых книг. Ее опережали лишь Германия и Япония. А ведь еще каких­то десять лет назад, по результатам переписи населения, лишь каждый пятый россиянин умел читать и писать. Это был гигантский скачок вперед. Русская классическая литература XIX — начала XX веков держит первенство в мире по многим показателям. Ф. М. Достоевский является самым читаемым в мире писателем из числа классиков. Роман Льва Толстого «Анна Каренина» и сегодня остается самым читаемым на Западе романом и излюбленным объектом экранизации. По частоте постановок на мировой сцене А. П. Чехов уступает лишь Шекспиру. Документальные кинематографические съемки, запечатлевшие торжества в честь коронации Николая II в 1894 году, признаны первым в мире фильмом-­репортажем, который положил начало российской и мировой кинодокументалистики. Религия В царствование императора Николая II Русской Церковью было канонизировано больше святых, чем в предшествовавшие 170 лет, что стало следствием личного благочестия государя, его желания возродить союз православной Церкви и православного самодержавного государства, а также уважения к широкому народному почитанию таких подвижников благочестия, как преп. Серафим Саровский, благ. кн. Анна Кашинская, свт. Иоасаф Белгородский, сщмч. Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Прославление святителя Иоасафа Белгородского. 1911. Фото С. М. Прокудина-­Горского. Во время царствования Дома Романовых Россия была самой большой восточно­христианской страной в мире, а в XIX веке стала единственной защитницей Вселенского православия и народов, его исповедующих. Защита православных святынь Востока и «восточный вопрос» в целом становятся для России главными в ее христианской политике со второй половины XIX века. Материал предоставлен Межрегиональной Общественной Организацией «Романовский Юбилей» 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Вход в храм располагался с запада, дверь в сев. стене вела в усыпальницу Московских архиереев Платона (Малиновского) и Тимофея (Щербацкого). Храм был освящен 13 мая 1913 г. Рака свщмч. Ермогена в Успенском соборе Московского Кремля. Фотография. 1913 г. Рака свщмч. Ермогена в Успенском соборе Московского Кремля. Фотография. 1913 г. В годы, предшествовавшие 300-летию кончины Е., Синод приступил к исследованию вопроса о канонизации патриарха. Была изучена книга записей исцелений, бывших по молитвам у мощей Е. (сообщалось об исцелениях хромых, слепых, больных ревматизмом, туберкулезом, страдающих сумасшествием, нервными расстройствами и т. д.; большая часть чудотворений относится к нач. XX в.). В 1912 г. отмечали память Е. в связи с 300-летием его кончины. На торжествах, которые возглавил митр. Московский Владимир (Богоявленский), присутствовала вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . 18 февр. состоялся крестный ход из Казанского собора в кремлевский Успенский собор с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, с иконами из московских церквей сщмч. Ермолая, Введенской на Лубянке - бывш. домовой церкви кн. Д. М. Пожарского , со стягом последнего, хранившимся в Оружейной палате. На обратном пути крестный ход прошел через Чудов мон-рь; в подземном храме, устроенном в темнице, где, как считалось, скончался патриарх, был отслужен молебен. Торжества и службы, посвященные Е., состоялись также в С.-Петербурге и в Казани. В 1912 г. появились многочисленные статьи о Е. и популярные брошюры с его жизнеописанием и с молитвами к патриарху-мученику. К этому времени были собраны тысячи подписей на прошениях о канонизации Е. 14 апр. 1913 г. вышло определение Святейшего Синода о причислении Е. к лику святых и о прославлении его 12 мая 1913 г. Для мощей Е. было решено устроить раку и поставить над ней медный шатер, созданный по повелению царя Михаила Феодоровича над ковчегом с частицей ризы Господней. Память Е. была установлена 17 февр. (день кончины) и 12 мая (день прославления). В торжествах прославления Е., прошедших 11-13 мая 1913 г., принял участие Антиохийский патриарх Григорий IV .

http://pravenc.ru/text/190175.html

1914 г. (ГММК) Известны изображения Е. на фоне Московского Кремля и храма Покрова Пресв. Богородицы на Рву, одно из них исполнено в 1913 г. в мастерской Гурьянова для прот. Н. А. Скворцова (частное собрание). Иногда фигура стоящего на орлеце Е. написана на фоне интерьера храма, по бокам - зажженные свечи, слева - аналой с раскрытой книгой; полукруглое обрамление с растительным «эмалевым» орнаментом имеет вид портала, выше, в углах, золотые серафимы на фоне звездного неба (образ из ц. Св. Троицы в Троицком-Голенищеве в Москве). В 10-х гг. XX в. бытовали парные иконы Е. и сщмч. Ермолая (предположительно тезоименитый святой Е. до принятия иночества). Е. писали вместе со святителями Петром, Алексием, Ионой и Филиппом, митр. Московскими. Редкий извод иконографии - на небольшой иконе в форме гробовой крышки с фигурой Е. в мантии, омофоре и митре, с закрытыми глазами и со скрещенными на груди руками, возле к-рых помещен мощевик (ГМИР). После прославления тиражировались и живописные композиции, цветные открытки (худож. Б. В. Зворыкин) с изображением заключенного в темницу Е. К торжественному открытию в 1914 г. св. мощей Е. царь мч. Николай II устроил на свое иждивение большую драгоценную серебряную раку, в ней находился кипарисовый гроб с серебряными чеканными ручками и крышкой на серебряных петлях, легко вынимавшийся для шествия во время крестных ходов ( Георгиевский. 1914. С. 12-13). Проект раки принадлежал худож. С. И. Вашкову, к-рый пользовался советами Васнецова. Наблюдение за исполнением работ было возложено на кн. М. С. Путятина. Кипарисовый гроб и рака изготовлены фирмой Оловянишникова. Боковые стенки раки были обиты чеканным серебром и украшены драгоценными камнями. Мотивы вьющихся растительных орнаментов и характер вязи надписи (текст тропаря на крышке: «Российския земли первопрестольниче…») напоминали панагию Е. 1603 г. (ГММК). На боковой стенке раки в центре было изображение Голгофского креста, над ним на крышке располагалась серебряная пластина с поясным изображением в технике перегородчатой эмали благословляющего святителя с Евангелием в левой руке.

http://pravenc.ru/text/190175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕГАРСКАЯ И САЛАМИНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Μεγρων κα Σαλαμνος], епархия Элладской Православной Церкви. Образована в 1974 г. путем разделения Аттикийской и Мегарской митрополии (см. в ст. Аттикийская митрополия ). Кафедра находится в г. Мегара, кафедральный собор освящен в честь Успения Пресв. Богородицы. Христианство стало распространяться в Мегариде с апостольских времен. В Мегаре проповедовал ап. Андрей Первозванный . Через этот город проходил путь ап. Павла из Афин в Коринф. Согласно спискам учеников Псевдо-Епифания и Псевдо-Дорофея, 1-м епископом Мегарским являлся апостол от 70 Ермоген (Vitae Prophetarum. 1907. S. 123, 137). В источниках Мегарский еп. Алипий впервые упоминается в 343 г., имена др. иерархов периодически встречаются до сер. VI в. (последним упом. еп. Дионисий в 553). Мегарская епископия подчинялась Афинской митрополии, в нотициях она находится на последнем месте в числе епископий, относившихся к Афинам ( Darrouzès . Notitiae. N 3, 13. Р. 244, 361), и впосл. была поглощена этим крупным религиозно-адм. центром. В наст. время в М. и С. м. действуют 32 приходских храма, 285 парекклисионов, 14 кладбищенских храмов, 5 муж. мон-рей (Св. Троицы, сщмч. Власия, св. Параскевы, Пресв. Богородицы «Млекопитательница», прор. Илии), 10 жен. мон-рей ( Иерофея святого монастырь , Осиос Мелетиос, св. Иоанна Предтечи, прор. Илии, Пресв. Богородицы «Скоропослушница», Пресв. Богородицы «Евангелистрия», Пресв. Богородицы «Фанеромени», св. Герасима, свт. Николая Чудотворца, вмц. Екатерины на о-ве Саламин) (Δπτυχα. 2016. Σ. 729, 731). В епархии открыты общая и 32 приходские благотворительные кассы, церковный дом престарелых «Святой Лаврентий» при мон-ре Пресв. Богородицы «Фанеромени» на о-ве Саламин, 4 бесплатные столовые для бедных, магазин «Взаимопомощь Мегары» для раздачи продуктов неимущим, пункт добровольной сдачи крови, 9 приходских центров молодежи, 95 катехизаторских школ, благотворительный фонд стипендий «Потоки любви», учрежденный по завещанию Драмского митр. Филиппа (Цорваса), ведется антиеретическая пропаганда, читаются лекции.

http://pravenc.ru/text/2562750.html

Не ранее 1447 г. территория К. е., по предположению И. М. Покровского, «успела перейти за Оку и расширилась за счет земель старой Чернигово-Северской области», что стало следствием заключения в 1483 г. московско-рязанского договора. В нач. XVII в. «все пространство от Упы, Осетра до Протвы состояло в Коломенской епархии» ( Покровский. 1897. С. 214-215). В 1622 г. к К. е. от Рязанской епархии были присоединены города Тула, Алексин (в 1625 отмечен как относящийся к Патриаршей обл.), Венёв (Городенск), Дедилов, Епифань и Гремячий. Территория К. е. в юж. части охватывала верховья Оки с городами Орлом и Кромами. События Смутного времени не миновали Коломну. В 1604 г. на борьбу с Лжедмитрием I были мобилизованы дети боярские владычных дворов и монастырские слуги. Согласно «росписи», в войско было привлечено 11 детей боярских Коломенского епископа, монастырские слуги Голутвина (7 чел.) и Белопесоцкого (7 чел.) монастырей (Боярские списки посл. четв. XVI - нач. XVII в. и роспись рус. войска 1604 г. М., 1979. Ч. 2. С. 89). На Соборе 1606 г., созванном из представителей духовенства и бояр для благословения брака Лжедмитрия с католичкой Мариной Мнишек, Коломенский еп. Иосиф вместе с Казанским митр. сщмч. Ермогеном и некоторыми протопопами выступил с требованием перекрестить Марину. Лжедмитрий ответил репрессиями: митр. Ермоген и еп. Иосиф были высланы в свои епархии. В 1608 г. отряд А. Лисовского-Яновича захватил Коломну, разорил город и увел в плен еп. Иосифа. Наряду с др. пленными архиерей был вскоре освобожден под Москвой войсками царя Василия Иоанновича Шуйского. В 1610 г. еп. Иосиф не смог помешать присяге жителей Коломны Лжедмитрию II . В 1-й пол. XVII в., после окончания Смуты, был перестроен архиерейский двор в Коломне. О его сооружениях можно судить по частично сохранившимся зданиям в составе более поздних построек коломенского Ново-Голутвина во имя Святой Троицы монастыря и по описанию архидиак. Павла Алеппского , к-рый сопровождал Антиохийского патриарха Макария III , находившегося в Коломне осенью 1654 - зимой 1655 г.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

В XV–XIX веках гонениям подвергались христиане, жившие на территории Османской империи. В историю христианства они вошли под именем балканских новомученико в 280 . Особое место среди них занимают христиане, принявшие ислам , раскаявшиеся и пожелавшие смыть кровью грех отречения от Христа. Описание такого рода подвига занимает значительное место в Афонском патерике 281 . В житиях преподобномучеников, пострадавших от турецких властей, много общего. Будущие святые в силу различных обстоятельств принимают ислам, затем раскаиваются, уходят на Афон, после суровых монашеских подвигов возвращаются в города и принимают мученическую кончину. В патерике подчеркивается добровольное искание прежними отступниками мученической смерти. Но делают они это не самовольно, а по благословению опытных старцев. И в течение всего времени их подвига, до самой мученической кончины, на Святой горе возносятся за них молитвы, дабы Господь укрепил их. См. Приложение к теме 3. Русские мученики XV-XIX вв. На Руси в период с XV по XIX вв. мучеников было немного. Нередко гонителями были лица, формально считающиеся христианами. При Иване Грозном претерпели мученическую кончину митр. Московский Филипп (9 января) и преподобный Корнилий Псково-Печерский (20 февраля) 282 . Святой Патриарх Ермоген (†1612, память 17 февраля и 5 октября) был замучен поляками и изменниками – боярами в Смутное время. Мученическая кончина сщмч. Иосифа , митрополита Астраханского (†1672, 11 мая), на совести казаков Степана Разина. Особой любовью и почитанием на Руси были окружены убиенные дети – страстотерпцы, жертвенная смерть которых была соединена с детской невинностью. Это 12-летний Артемий Веркольский (†1545, 20 октября), 10-летний царевич Димитрий (†1591, 15 мая), 6-летний Гавриил Слуцкий Белостокский (†1690, 11 апреля) и др. См. Приложение к теме 3. Были на Руси и мученики, в прямом смысле слова претерпевшие страдания за веру. Мученической кончиной увенчали свои миссионерские труды епископы, продолжавшие дело свт. Стефана Пермского. Это священномученики Герасим (†1430) и Питирим (†1456) Великопермские . Память этих святителей 29 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н е исполняя своего христианского долга во время литургий, панихид, мы тем самым показываем свое непочтение Небесному Царю, Который нам этих Царей дал и через них вел нас к Себе . 4. В поминовение усопших на панихидах вернуть формулировку « за Веру, Царя и Отечество живот положивших». Ведь именно за Веру, Царя и Отечество в течение многих веков русские воины отдавали свои жизни. Изъяв слова « за Царя», мы лишаем поминовения многих верных Царю, и не только воинов, но и других, от рук безбожных убиенных, православных христиан. Отдать жизнь за Царя-Богопомазанника всегда у русского народа было почетным. Думаем, что для того, чтобы сделать это в ближайшее время, непреодолимых препятствий нет. V . О ПРОВЕДЕНИИ ЧИНА ВСЕНАРОДНОГО СОБОРНОГО ПОКАЯНИЯ. Нельзя нам откладывать покаяние до будущих времен – уже нет времени. Все православные, кто сегодня способен его совершить за весь отступивший от Бога русский народ, – должны это делать. « Если не будет покаяния у русских людей – конец мира близок!» – пророчествовал святой праведный Иоанн Кронштадтский за несколько лет до Русской трагедии. Верим, что наше всенародное покаяние может остановить надвигающуюся катастрофу всемирного масштаба. Поэтому считаем, что необходимо в ближайшее время созвать Собор Русской Православной Церкви, обратиться к священству и народу с призывом к покаянию в грехах против Царской власти, установить Чин и провести всенародное коленопреклоненное Соборное покаяние для всей полноты РПЦ МП. Подобно Соборному Чину всенародного покаяния в грехах вероотступничества, клятвопреступления и попустительства цареубийству, проведенному свт. Иовом и сщмч. Гермогеном, патриархами Московскими и всея Руси, на Соборе 1607 года, созванном для этого Царем Василием Шуйским. Именно благодаря этому покаянию, где русский народ был разрешен от бремени грехов, даровал Господь России в 1612 г. освобождение от польского ига народным ополчением Минина и Пожарского, а так же смог собраться знаменитый Великий Московский Собор 1613 года, избравший на русский трон первого Царя из славной династии Романовых – Михаила Федоровича. Династии, мудро правившей Россией три века, превратившей ее в одну из самых мощных, процветающих и уважаемых мировых держав. На Соборе 1607 года тем же Чином патриархи Ермоген и Иов отпустили через покаяние живых эти грехи и уже умершим к тому времени людям. События тех лет – духовно-историческая аналогия нынешним.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/24/o_...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010