Согласно житийному рассказу, хозяин принуждал И. принять ислам, однако не смог заставить его отречься от Православия, более того, святой «и Магомета их прокля... заплева лице их, и веру их прокля». Тогда И. отвели на гору (согласно позднейшим пересказам Жития, там находилось рус. кладбище), нанесли множество ран, мечом прокололи насквозь живот и нанесли удар по шее, после чего мучители удалились, считая И. мертвым. Однако поздним вечером страдалец очнулся, его веревки сами собой развязались. И., поддерживая руками голову, «иде к детем болярским великого князя», т. е., вероятно, туда, где жили российские послы. Предчувствуя близкую кончину, он попросил священника исповедать и причастить его. Остаток ночи И. провел в молитве и утром скончался, при этом дом наполнился благоуханием. И. был погребен «в Казани, в месте сокровенне, на лесе, на старом кладбищи русском» (РНБ. Q.XVII.64. Л. 254). В позднейшей традиции местом погребения называлась Зилантова гора, но в Казани ханских времен рус. кладбище находилось в др. месте, точное его расположение неизвестно. Почитание О мученичестве И. сообщил патриарху Московскому и всея Руси св. Иову Казанский митр. сщмч. Ермоген (впосл. патриарх Московский и всея Руси) грамотой от 9 янв. 1592 г. Митр. Ермоген ходатайствовал об установлении памяти И. и др. Казанским мученикам - Стефану и Петру († 1552), а также рус. воинам, погибшим под Казанью в 1552 г. В ответной грамоте патриарх Иов установил совершать поминовение Казанских мучеников в день кончины И.: «С собором митрополиту панихида и обедня служити самому, також и по всем церквам святым - и по монастырям и по мирским - написати их и поминати... на литиях и на обеднях» (цит. по: Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии. Каз., 1868. С. 67). Грамота сщмч. Ермогена вошла в нек-рые списки «Казанской истории» 2-го типа. Из «Казанской истории» Житие И. в позднейшей редакции было перенесено в 1692 г. в «Скифскую историю» А. Лызлова. Грамота сщмч. Ермогена была известна архиеп. Платону (Любарскому) по рукописному сборнику, составленному в кон. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/469724.html

5 сент. 1888 г. овдовел. После неск. лет «недоумений, сомнений, колебаний» (как И. признавался в речи при наречении во епископа) и долгих уговоров со стороны архиеп. Амвросия решил принять монашеский постриг. 6 марта 1893 г. пострижен в монахи, 7 марта того же года возведен в сан архимандрита. 26 марта назначен епископом Сумским, викарием Харьковской епархии, 25 апр. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония. 17 янв. 1895 г. И. был назначен епископом Елисаветградским, 2-м викарием Херсонской епархии. Возможно, перевод был вызван конфликтом с архиеп. Амвросием. 23 авг. 1895 г. стал епископом Нарвским, викарием С.-Петербургской епархии, а 31 авг. того же года - ректором СПбДА. По словам Н. Н. Глубоковского , «для нового ректора в новой академии все было ново. Тут легко было растеряться, но прекрасные личные качества характера и души преосвящ. Иоанна помогли ему с честию преодолеть все препятствия и с достоинством удержать за собою положение» ( Глубоковский. 1909. С. 434). 30 дек. 1895 г. И. совершил монашеский постриг Арсения (Стадницкого ; впосл. митрополит Ташкентский), 31 дек. рукоположил его во диакона, 1 янв. 1896 г.- во иерея. Помимо управления академией И. руководил неск. епархиальными комитетами, был наблюдателем за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях. В окт.-дек. 1898 г. И. временно управлял С.-Петербургской епархией (в связи с болезнью и со смертью митр. Палладия (Раева) ). 16 янв. 1899 г. И. был назначен епископом Саратовским и Царицынским. Первое время у него не было викарного архиерея, лишь в 1901 г. на Вольскую кафедру был определен еп. сщмч. Ермоген (Долганёв) . Труды по управлению большой епархией подорвали здоровье И. С 15 июня по 1 авг. 1901 г. он находился в отпуске, а епархией управлял еп. Ермоген. Осенью 1902 г. И. был вызван для участия в заседаниях сессии Синода, во время к-рой 12 марта 1903 г. был уволен от управления епархией и назначен членом Московской синодальной конторы и управляющим Симоновым Новым московским в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырем . И. не получил возможности проститься с саратовской паствой, у духовенства и паствы остались самые лучшие воспоминания о его пребывании на кафедре. И. К. Смолич связывал поспешное увольнение И. на покой с тем, что тот «проявлял явную оппозицию «синодальному духу»( Смолич. 1997. Примеч. 1230). Преемником И. на Саратовской кафедре стал еп. Ермоген. В 1912 г., когда он был уволен с кафедры, нек-рые публицисты отмечали, что, будучи викарием, он «выпирал» И. из Саратова (Русское слово. 1912. 25 февр.). Однако основной причиной того, что к осени 1902 г. главенствующая роль в Саратовском епархиальном управлении окончательно перешла к еп. Ермогену, было состояние здоровья И. Об этом писал еп. Ермогену обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев : «Саратов всегда был без викария, и Вас назначили только ради болезненного состояния Пр. Иоанна» (ГА Саратовской обл. Ф. 1132. Оп. 1. Д. 218. Л. 11).

http://pravenc.ru/text/469496.html

Будучи соловецким пострижеником, И. в 1591 г., возможно, присутствовал при принесении на Соловки из Твери мощей свт. Филиппа (Колычева) . В вышедшей при И. декабрьской богослужебной Минее помещена служба свт. Филиппу, что позволяет говорить о его общерусском почитании ( Рамазанова Н. В. «Русского светильника Филиппа премудраго восхвалим»: Служба святому в источниках XVII-XVIII вв.//Рукописные памятники: Публ. и исслед. СПб., 1997. Вып. 4. С. 7-18). И. прислал икону святителя старцу Паисию (Дворянинову), бывшему в 1639-1640 гг. соловецким настоятелем (см.: Сапожникова О. С. Записка об обретении и перенесении мощей митр. Филиппа (Колычева)//КЦДР. СПб., 2001. [Вып.]: Соловецкий мон-рь. С. 443). Иоасаф I. Фрагмент рисованного лубка «Патриархи Русской Церкви свт. Иов, сщмч. Ермоген, Филарет, Иоасаф I, Иосиф». 2-я пол. XIX в. (ГИМ) Иоасаф I. Фрагмент рисованного лубка «Патриархи Русской Церкви свт. Иов, сщмч. Ермоген, Филарет, Иоасаф I, Иосиф». 2-я пол. XIX в. (ГИМ) И. делал вклады в Успенский собор в Кремле: подсвечники, облачение, покровы на гробницы митрополитов Феогноста, Филиппа, Геронтия, Макария. При И. была возобновлена роспись в соборе кремлевского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря , был написан храмовый образ «Чудо арх. Михаила» ( Меняйло В. А. Храмовой образ собора во имя Чуда арх. Михаила в Хонех в Московском Кремле//Филимоновские чт. М., 2004. Вып. 1. С. 133). Во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря указаны 100 р., данных И. мон-рю в 1635 г. Патриарх послал шубу прп. Никодиму Кожеезерскому († 1640), узнав о его строгой жизни, сделал вклад в Кожеезерский в честь Богоявления монастырь , передал ризу, Требник и 5 р. ( Таушев Н. История Кожеозерского мужского монастыря. СПб., 1858. С. 65). И. благословил игумена Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря Пафнутия (1640-1642) освидетельствовать чудеса, совершавшиеся при гробе прп. Варнавы Ветлужского , после чего началось общерус. почитание святого. Ок. 1634 г. в Нерехте по благословению первосвятителя был освящен храм и при нем устроен Сретенский мон-рь. В 1636 г. по благословению И. в Нерехту принесли чудотворную икону Божией Матери из ростовского Успенского собора. Позднее была сделана копия этой иконы, на одном из 14 добавленных клейм изображены просители из Нерехты у И. Согласно «Повести о начале Оранского монастыря», боярский сын В. Потапов, собиравший архиерейскую дань в Нижегородской земле, сообщил главе Церкви о новоявленной чудотворной Оранской иконе Богоматери. По грамоте И. была создана комиссия по проверке чудотворений, в которую вошли архимандрит нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря Рафаил и протопоп кремлевского Архангельского собора Иосиф. После подтверждения комиссией чудес, совершенных от иконы, в 1635 г. последовало патриаршее благословение на открытие Оранского в честь Владимирской Божией Матери мужского монастыря В «Повести...» И. назван «тихосмиренным».

http://pravenc.ru/text/578112.html

Иван С. Вадиму 7 апреля 2019, 02:02 «Призываю своих оппонентов еще раз внимательно прочитать приведенный текст из 95-го правила Трулльского собора.» Ув. Вадим, вы думаете, что ваши оппоненты учившие крестить латинян, а именно: св. Симеон Солунский Мистагог сщмч. Косьма Этолийский преп. Никодим Святогорец св. Макарий Коринфский св. Афанасий Париос св. Симеон Мироточивый преп. Паисий Величковский сщмч. Ермоген, патриарх Московский св. Филарет патриарх Московский сщмч. Иларион Троицкий св. Лука Войне-Ясенецкий, а также св. Иоанн Дамаскин, по учению к-рого латинян нельзя считать крещенными, и многие другие святые и преп. отцы не читали 95-е правило Шестого Вселенского Собора (Трулльского), и вы единственный поняли это правило? Иван С. Вадиму 7 апреля 2019, 01:57 «Следовательно, крещение у некоторых признается действительной вещью. И эта действительность закреплена в правиле одного из Вселенских соборов.» Ни одно правило, ни одного Вселенского Собора не говорит о действительности крещения еретиков. Наоборот, Шестой Вселенский Собор запечатлел Святым Духом, что «Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Православной Церкви». Просто, вы путаете вопросы действительности «таинств» еретиков и домостроительства Церкви Христовой. Еще раз очень советую вам ознакомиться с учением Церкви о акривии и икономии преп. Никодима Святогорцв в Пидалион. Пидалион Никодима монаха (Святогорца). Апостольское правило 46. apologet.spb.ru/ru/богословие/3207 Вадим К. 6 апреля 2019, 13:29 И эта действительность закреплена в правиле одного из Вселенских соборов. Кто-то может с этим не соглашаться и быть более принципиальным, чем отцы того собора. Другие в свою очередь могут из соображений икономии не обращать внимания на эту принципиальность, ставя мир и единство выше разногласий в этом уж точно второстепенном вопросе, но факт останется фактом: не все крестятся Церковью при приеме в число ее верных чад, и это закреплено в правиле, а потому есть канон. Кстати, допускающий в качестве икономии и свое ужесточение. Если вернуться к патр. Досифею, у меня остается недоумение: зачем он обсуждает вопрос о перекрещивании еретиков, если подразумевается, что они уже крещены в Православии?

http://pravoslavie.ru/120312.html

Резкое неприятие встречали у И. К. религиозные искания Л. Н. Толстого (О душепагубном еретичестве гр. Л. Н. Толстого. СПб., 19074). Толстой знал об этом: 3 авг. 1890 г. в письме своему единомышленнику кн. Д. А. Хилкову он писал об И. К. и о его почитателях: «Между нами и ими, то есть их деятельностью и нашей... нет ничего общего» ( Толстой Л. Н. ПСС. М., 1992p. Т. 65. С. 134-135; Т. 79. С. 271). Для рус. общества рубежа XIX и XX вв. отношение к Толстому и его учению и к И. К. стало критерием отношения к Русской Церкви и Православию вообще, а также знаком общественно-политической позиции, своеобразной «партийной принадлежности». Иоанновский мон-рь на Карповке в С.-Петербурге. Фотография. 2007 г. Иоанновский мон-рь на Карповке в С.-Петербурге. Фотография. 2007 г. После разрешенной Манифестом 17 окт. 1905 г. свободы слова нападки на И. К. со страниц леворадикальной печати, имевшие место и ранее, усилились: его критиковали за выступления против Толстого, за резкое неприятие революционного движения и поддержку самодержавной формы правления. В газетах писали, что И. К. окружил себя недостойными людьми, разворовавшими значительную часть пожертвований, к-рые контролировали общение паломников с ним, допуская преимущественно тех, с кого можно было получить мзду; что особой статьей доходов стало распространение молитв, якобы составленных И. К., крестиков и др. предметов, «освященных» им (О. Иоанн Ильич Сергиев, прот. Андреевского собора в Кронштадте. СПб., 1890. С. 5, 6). На основе этих «разоблачительных» материалов бывш. епархиальный миссионер В. П. Протопопов написал и в дек. 1907 г. представил публике пьесу «Черные вороны», высмеивавшую И. К. и его окружение. Пастырь был изображен как псевдоцелитель, а его сторонники - как сектанты. Неск. иерархов, в т. ч. митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) , а также представители белого духовенства выступили в защиту И. К. 11 дек. 1907 г., во время аудиенции у имп. Николая II, еп. Саратовский сщмч. Ермоген (Долганёв) , сщмч. Серафим (Остроумов) и прот. св. Иоанн Восторгов подробно рассказали о травле пастыря. Царь отдал приказ П. А. Столыпину снять пьесу с репертуара ( [Артамонов]-Большаков. 1910 (1995). С. 766, 778-779; Дневники св. Николая Японского. 2004. Т. 5. C. 354-355).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Закрыть На память о светлом торжестве 25 мая - прославление сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913) 24.05.2022 1650 Время на чтение 6 минут Ко дню прославления священномученика Ермогена, патриарха Московского всея России   Исполнилось, наконец, сердечное желание православных русских людей, удовлетворена потребность их сердца, совершилось давно ожидаемое событие: еще раз разверзлось небо над Русью православной и оттуда в сиянии славы небесной благословил родную землю ее великий печальник, страдалец за нее, святейший патриарх Ермоген. Триста лет почивал безмолвно в благоухании святыни, под сводами первопрестольного храма Успения Владычицы, и вот, теперь будто живой встает он из своего гроба, чтобы во время благопотребно поддержать родную свою Русь в минуту трудную, во дни новой смуты, новой борьбы за святые идеалы Русской земли, за веру православную, за Русского Царя Самодержавного, и являет свое заступление в знамениях и чудесах многих. 12-го мая, когда Церковь празднует память его друга и сотрудника в служении Церкви и отечеству, преподобного Дионисия, Радонежского чудотворца, совершилось торжественное прославление памяти Патриарха Ермогена. Три-четыре дня во время этих торжеств священный Кремль Москвы был переполнен массами народа, со всех концов Руси православной стекшегося к гробнице новоявленного чудотворца. Канун, 11-е мая, был днем последнего поминовения святителя по чину поминовения усопших. В последний раз Церковь приносила имя его, яко единого от нас, в молитве ко Господу, да упокоит его душу Господь во Царствии небесном; в последний раз совершены по нем заупокойный парастас накануне и литургия сей день; после литургии сонм святителей и собор священнослужителей приблизились к месту его упокоения и совершили последнюю панихиду, которая скорее напомнила последование утрени великой субботы с ее торжественно-величавым предчувствием близкого воскресения, чем поминовение покойника. Гулко под сводами древнего собора раздалось последнее пение «вечной памяти» святейшему Ермогену, чтобы смениться пением до скончания веков: «святителю, отче Ермогене, моли Бога о нас!»

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛГОГРАДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Волгоградской миторополии), в Волгограде (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград), основан иером. Илиодором (см. Труфанов ) по благословению Саратовского еп. сщмч. Ермогена (Долганёва) . На приобретенном в 1903 г. еп. Ермогеном участке земли в заполотновской части Царицына по проекту, утвержденному в 1905 г., были построены небольшая летняя ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и дом пономаря, образовавшие Царицынское архиерейское подворье. В 1907 г. к церкви были пристроены трапезная, колокольня, а с сев. и юж. сторон - кирпичные помещения. 1 марта 1908 г. еп. Ермоген назначил заведующим архиерейским подворьем и епархиальным миссионером-проповедником иером. Илиодора, переведенного в Царицын из Житомирской епархии. Проповедническая, общественно-политическая деятельность, а также занятие «отчитками» (см. ст. Экзорцизм ) и «целительством» иером. Илиодора снискали ему большую популярность в городе. Свято-Духовская ц. не вмещала всех молящихся. Весной 1908 г. рядом с храмом был устроен высокий бревенчатый помост, на к-ром иером. Илиодор совершал богослужения. 28 июля - 3 авг. 1908 г. еп. Ермоген посетил Царицын и подарил Свято-Духовскому храму иконы прп. Серафима Саровского, вмч. Пантелеимона с частицами мощей, Казанский образ Божией Матери, а также благословил иером. Илиодора на строительство при храме муж. мон-ря. Одним из первых насельников архиерейского подворья стал в 1908 г. прмч. Софроний (Несмеянов) , служивший до 1910 г. экономом. Монастырь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Царицыне. Раскрашенная фотография. Нач. ХХ в. Монастырь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Царицыне. Раскрашенная фотография. Нач. ХХ в. В Царицыне Илиодор развернул агитационную борьбу против революционеров, местной администрации, подстрекал к евр. погромам. Пасхальные богослужения сопровождались фейерверками и сожжением соломенного чучела - «гидры революции». В 1909 г. указом Святейшего Синода иером. Илиодор был запрещен в служении, в 1910 г. за оскорбление полиции приговорен к месячному аресту. Саратовский губернатор С. С. Татищев направил П. А. Столыпину рапорт, в к-ром сообщал о недостойном поведении иеромонаха и его последователей и настаивал на выдворении его из губернии. Указом Синода 22 янв. 1911 г. иером. Илиодор был переведен в новосильковский Свято-Духов мон-рь Тульской епархии, однако в февр. 1911 г. самовольно вернулся в В. м. Братия и прихожане архиерейского подворья объявили голодовку с требованием оставить Илиодора настоятелем Свято-Духовского храма. По ходатайству еп. Ермогена, Г. Е. Распутина , нмц. имп. Александры Феодоровны 12 марта 1911 г. постановлением Синода иером. Илиодору было разрешено остаться в Царицыне.

http://pravenc.ru/text/155150.html

Тем не менее, согласно известию Летописного свода 1652 г. (отражающего особую редакцию «Нового летописца»), к-рое подтверждается свидетельствами иностранных авторов, патриарх приветствовал самозванца в Москве: «Лета 7113 вниде во град Москву… Гришка Отрепьев, патриарх же Иев изыде на Лобное место со кресты» (цит. по: Лаврентьев. 1982. C. 116-119). В грамоте в Соль Вычегодскую Лжедмитрий писал, что «Иев, патриарх Московский и всеа Русии… и весь освященный Собор… узнав прироженного государя своего… в своих винах добили челом» (ААЭ. Т. 2. С. 92, 35). Вероятно, оказавшись в изоляции после гибели Феодора Борисовича и не имея светских заступников, патриарх был вынужден пойти на соглашение с победителями. Возможно, поэтому за низложением И. последовала ссылка на относительно мягких условиях - патриарх был отправлен по собственному выбору в Успенский мон-рь в Старице. И. был сведен с престола П. Ф. Басмановым и др. советниками Лжедмитрия I, к-рые «приведоша его в соборную церковь и начаша снимати святительское платье». Лжедмитрий дважды требовал, чтобы И. благословил себе преемника - грека Игнатия , но патриарх отказался и «с поношением к розстриге говорил, яко по ватаге и атаман, по овцам и пастырь» (цит. по: Вовина-Лебедева В. Г. Новый летописец: История текста. СПб., 2004. С. 191). По свидетельству кн. И. М. Катырева-Ростовского, одновременно с патриархом было послано в заточение много иноков Чудова монастыря, которые помнили расстригу (РИБ. Т. 13. Стб. 578). В старицком монастыре И. был тепло принят настоятелем обители прп. Дионисием (Зобниновским). После убийства Лжедмитрия I и воцарения 1 июня 1606 г. Василия Иоанновича Шуйского, изгнавшего Игнатия, И. было предложено вернуться на Патриаршество, но святитель отказался, сославшись на слепоту и преклонный возраст. Патриархом был избран Казанский митр. сщмч. Ермоген. В февр. 1607 г. И. был приглашен царем Василием Иоанновичем, освященным Собором и всеми «чинами» рус. общества в Москву. В Старицу прибыла делегация во главе с Крутицким митр. Пафнутием, молившая И. «простити и разрешити всех православных крестьян». 20 февр. 1607 г. патриархи И. и Ермоген совершили богослужение в кремлевском Успенском соборе, народ просил у них прощения за нарушение крестного целования царю Феодору Борисовичу и за признание самозванца. В соборе была прочитана разрешительная грамота, составленная от имени 2 первосвятителей (ААЭ. Т. 2. С. 148-160, 67).

http://pravenc.ru/text/578144.html

В 1588 г. было установлено празднование 2 авг. св. Василию Блаженному († 1557), над гробницей к-рого по повелению царя Феодора Иоанновича был построен храм, ставший приделом Покровского собора. Были составлены Житие святого и канон ему. В 1591 г. совершилась канонизация к общерус. почитанию прп. Иосифа Волоцкого. И. дополнил службу святому и написал канон. 9 янв. 1592 г. Казанский митр. сщмч. Ермоген послал И. грамоту о дозволении праздновать память воинов-христиан, погибших в борьбе с татарами, и память христиан, замученных татарами за нежелание отказаться от своей веры,- Иоанна I , Петра и Стефана . Грамотой И. празднование памяти Казанских мучеников было установлено 24 янв., в день кончины мч. Иоанна. В 1592 г. в свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь были перенесены мощи Казанского архиеп. св. Германа, скончавшегося в 1567 г. в Москве. 4 окт. 1595 г. в Казани были открыты мощи Казанского свт. Гурия , а также Тверского еп. Варсонофия , скончавшегося в 1576 г. на покое в казанском в честь Преображения Господня мон-ре. В 1595 г. было совершено перенесение останков Московского митр. св. Филиппа (Колычева) († 1569) из Твери в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь, что явилось началом его местного почитания. По благословению И. в 1595 г. Казанский митр. Ермоген свидетельствовал мощи угличского кн. Романа Владимировича († 1285). По благословению патриарха воевода С. Р. Олферьев и инок переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря Сергий написали 2 службы, стихиры и каноны святому. В 1596 г. была установлена соборная память Московских святителей Петра , Алексия и Ионы , подобно празднованию святителям Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту ; в честь нового праздника была составлена служба. В Никольском храме патриаршего с. Селятина устроили придел Московских чудотворцев, к-рый И. освятил 13 мая 1596 г. 19 нояб. 1601 г. святитель дал вкладом в придел Трех Московских чудотворцев Служебник ( Горский, Невоструев.

http://pravenc.ru/text/578144.html

Представление к званию написали свящ. П. Флоренский (о Михаиле Новосёлове и Кожевникове) и свящ. Ф. Андреев (о Самарине). Эти избрания были свидетельством заслуг К. и. х. п. перед Церковью (Из академической жизни. 1912). В нек-рых вопросах члены Кружка противостояли синодальной власти. Они возмущались молчанием Синода по поводу деяний Г. Е. Распутина . 24 янв. 1912 г. в газ. «Московские ведомости» появилась петиция «Св. Синод и епископ Гермоген. Голос мирян», подписанная ведущими членами К. и. х. п. В петиции выражалось недоумение по поводу неясности обвинения, выдвинутого против сщмч. Ермогена (Долганёва) . Еп. Ермоген, повлиявший на продвижение Распутина в высшие круги петербургского общества, к 1912 г. открыто выступал против него. Еп. Ермоген был низведен с кафедры и удален на покой в мон-рь формально из-за неподчинения распоряжениям Синода и «голословное опорочение перед Государем Императором» его постановлений и суждений. Авторы петиции указывали на необычайную быстроту разбирательства этого дела и намекали на связь с делом Распутина. Синод ответил «москвичам» статьей, в к-рой объяснялись вина еп. Ермогена и правомерность наказания без упоминания имени Распутина (ПрибЦВед. 1912. 8). Также был высказан упрек в адрес «москвичей», устроивших «суд над церковной властью» через газету, что «вносит соблазн в умы», вредит Церкви. «Москвичам» напоминалось 64-е прав. Трулльского Собора, запрещающее мирянину «перед народом» рассуждать о вере или «учить как учителю». В ответ «москвичи» утверждали, что соборное установление, на к-рое ссылался Синод, запрещает мирянам учить в Церкви догматам веры, но не запрещает высказывать свое суждение о действиях представителей церковной власти (Моск. вед. 1912. 65, 66). Этой газетной шумихой была недовольна царская семья (см.: Никитина, Половинкин. 1998. С. 25-30). Столкновение К. и. х. п. и Синода состоялось также по поводу «Афонского дела». В Кружке «имяславцев» защищали Михаил Новосёлов, свящ. П. Флоренский, Кожевников, свящ. С. Булгаков, свящ.

http://pravenc.ru/text/2462055.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010