И. и А. представлена как единоличными изображениями, так и образами в композициях на сюжеты апокрифического «Протоевангелия Иакова». В греч. Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) об облике И. и А. сказано: «Праведный Иоаким, отец Богородицы, с проседью в круглой бороде», «Святая Анна, мать Богородицы, престарелая» (Ерминия ДФ. С. 81). Рус. иконописные подлинники сводной редакции XVIII в. также указывают на зрелый возраст святых, особо подчеркивая преклонные лета А.: «Иоаким средний, брада вчерне седина, аки Николина, риза верх вохра или дымчата, испод киноварь или лазорь, Анна верх риза киноварь, испод празелень или лазорь, Анна Пресвятую младенца держит в руках» (под 9 сент.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 28), «Анна… подобием стара» (под 9 дек.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 209) или «…подобием стара, лицем морщиновата» (под 25 июля; Там же. С. 398). Однако строгого следования указаниям иконописных подлинников в памятниках изобразительного искусства не наблюдается. Так, И. чаще изображается черноволосым средовеком или средовеком с начинающими седеть волосами, редко старцем. Еще более очевидными являются расхождения описаний подлинников с сохранившимися образами А., изображаемой в большинстве ранних памятников юной. Одежды И. составляют хитон (зеленого или голубого цвета) с клавом и гиматий (как правило, цвета темной охры); мафорий А., как правило, красного цвета, платье зеленое или голубое. Одним из атрибутов А. могут быть иногда встречающиеся изображения звезд (розеток или крестиков) на ее мафории, расположенные, подобно звездам на мафории Пресв. Богородицы, на челе и плечах, поскольку, сохранив целомудрие, А. родила Пречистую Деву, явившую миру Христа. А. изображают также с крестом в руке, что отмечено в иконописном подлиннике: «…рука молебна, в правой крест» ( Большаков. С. 123). Крест в руке, в христ. иконографии обычно указывающий на мученичество святого, в данном случае рассматривают как «символ Распятия и Воскресения», тем самым подчеркивается участие А. в спасении человечества ( Смирнова. 1995. С. 302). Обе отмеченные детали присутствуют в росписи ц. Спаса на Нередице (1199): образ А. помещен в медальоне в подкупольном кольце, на мафории 3 крупные розетки, в правой руке крест, левая перед грудью ладонью вовне. С крестом А. изображена на мозаике собора мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056) и в эмалевом медальоне на окладе Евангелия (кон. X - нач. XI в., б-ка св. Марка, Венеция). Единоличные изображения

http://pravenc.ru/text/468935.html

А. Н. Крюкова Иконография Сщмч. Патрикий, еп. Прусский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 114 об.) Сщмч. Патрикий, еп. Прусский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 114 об.) Иконография П. представлена 2 вариантами: единоличным образом святого и сценой мучения одного П. или с сомучениками. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в качестве предпочтительного определено изображение мученической кончины (под 21 мая): «Святые Патрикий, старец, Акакий и Менандр, с бородами едва показавшимися, и Полиен, без бороды, усечены мечом» (Ерминия ДФ. С. 211). Вне зависимости от типа изображения П. предстает в епископском облачении (фелонь, омофор); возрастная характеристика неустойчива и варьируется от образа средовека до образа старца. Наиболее значительной в иконографии святого является миниатюра с его изображением в Феодоровской Псалтири (Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 76v, 1066 г.). На правом поле листа П. показан в молении, седовласым старцем, к-рого из небесного сегмента благословляет десница Божия. Фигура (в развороте вправо; над нимбом надпись: « Πατρκιος») помещена на листе с Пс 61, у его начальных строк (2-3): «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более». Основное число памятников, куда вошел образ святого,- минейного характера, под 19 мая встречаются оба типа изображения. В мучении П. показан на миниатюре в минологии с циклами двунадесятых праздников, созданном для деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 40r, 1322-1340 гг.),- у ног П., над головой к-рого палач занес меч, лежат тела 2 его сомучеников. В настенных минологиях сцена усекновения глав П., Акакия и Полиена изображена в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18) и только П.- в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) и ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) (см.: Менолог. С. 279, 299, 338). В сильно фрагментированном цикле на май в росписи ц. Сорока мучеников Севастийских в Тырнове (ок. 1230) сохранился ростовой образ П. ( Менолог. С. 255). Так же, в рост, П. показан на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 120 об.), он - с сединой в темных волосах, по облику близок к ранним изображениям свт. Василия Великого, волосы также прикрывают лоб, борода недлинная, клиновидная, достаточно широкая у основания; облачен в синий подризник, светло-голубую фелонь, с омофором, в слегка отведенной в сторону левой руке держит Евангелие, правой рукой едва прикасается к кодексу (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 304).

http://pravenc.ru/text/2579768.html

a V. Fol. 64r, XI в.); в груз. Минеи из Давидгареджи (Tbilisi A 648. б/п, XI в.); в греко-груз. рукописи и др., а также в настенных минологиях ряда средневек. серб. храмов (в ц. св. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино (Македония), 1317; в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Косово и Метохия), 1561); в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718) и на рус. минейных иконах на январь (напр., кон. XVI в. (ЧерМО), минея годовая, нач. XIX в. (УКМ)). Иконы святителя встречаются редко и, как правило, обусловлены желанием заказчика иметь образ соименного святого, напр. икона работы царских мастеров «Григорий Нисский и прп. Ксения», 1-я пол. XVII в. (ГТГ) - обе фигуры в 3/4-ном повороте в молении к Спасителю, изображенному в небесном сегменте вверху. Согласно греч. иконописному подлиннику нач. XVIII в., его следует писать так: «Старец с остроконечною бородою, говорит: «Благодарим тя, Царю невидимый» (по иерусалимскому списку - Благословляяй благословящия Тя, Господи)» («Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота. Ч. 3. § 8. 14); рус. иконописные подлинники по спискам Г. Д. Филимонова и С. Т. Большакова (оба XVIII в.) совпадают в описании Г.: «Подобием стар, сед власы, брада мало подоле Власиевой (сщмч. Власия Севастийского.- Э. Ш.), риза святительская, на плечах омофор, в руках книга. Бяше же, по телесному воображению, подобен брату своему Василию, обаче в сединах, но яко понизок» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 246). Лит.: Ерминия ДФ. С. 160; Большаков. Подлинник иконописный. С. 64; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 859. С. 368; Ritter A. M.//LCI. Bd. 6. Sp. 450-451; Менолог. С. 193, 201, 236, 271, 283, 368, 383. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок.

http://pravenc.ru/text/166529.html

Д. Е. Афиногенов Иконография Л. изображают в соответствии с его епископским служением - в фелони, иногда крещатой (или с Нового времени - в саккосе), с омофором, в руках Евангелие. В отношении облика святого существуют разночтения: он либо седовласый старец (чаще), либо темноволосый средовек. Рекомендации к изображению Л. старцем зафиксированы в греч. и рус. иконописных подлинниках. В Ерминии афонского иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - «старец с широкой бородой» (разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания». 35; Ерминия ДФ. С. 161); в рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) его внешность уподобляется облику сщмч. Власия Севастийского: «Сед, власы мало взлиз, брада Власиева, риза лазорь, испод бел, амфор и Евангелие, правой рукой благословляет» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 74, то же: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 275). В ряде случаев во внешности Л. наблюдается характерная черта, встречающаяся у представителей Западной Церкви,- тонзура (гуменцо), а его облик в целом близок к изображениям Римских пап, во внешности к-рых отмечается общее типологическое подобие ап. Петру. Так, на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 416, 1-я четв. XI в.) Л. представлен как муж старше средних лет, фронтально в рост на фоне архитектурных колонок, он облачен в охристый подризник, светло-лиловую фелонь, обеими руками держит Евангелие; кудрявые светлые волосы лежат венцом, не скрывая тонзуру, борода короткая. В храмовой декорации образ Л. встречается с X в. в пространстве вимы: в росписи ряда церквей Каппадокии (Новой Токалы-килисе, кон. X в.; в капелле св. Варвары в Соганлы, нач. XI в.; предположительно в апсиде церкви Гёреме 4а, 1-я пол. X в., вероятнее, Леонтий Кесарии Каппадокийской; см.: Jolivet-L é vy. 1991. P. 89)). На фресках балканских храмов предпочтительным было изображение Л. в полиставрии - крещатой фелони (напр., в росписи ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия, 1314, в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, 1348-1350).

http://pravenc.ru/text/2463221.html

О. В. Л. Иконография В иконописных подлинниках о внешности К. говорится редко. В Строгановском лицевом иконописном подлиннике кон. XVI - нач. XVII в. К. изображен под 4 янв. ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 252) в рост, средовеком с короткими, слегка вьющимися волосами и недлинной бородой, правую руку он прижимает к груди, левой придерживает складки одеяния. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (1730-1733) К. предписано изображать молодым, без бороды (Ерминия ДФ. С. 157). Самое древнее дошедшее до наст. времени изображение К.- миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 231; 1-я четв. XI в.), где он представлен с омофором и со свитком в руке вместе с 5 учениками ап. Павла, апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой, Епафродитом и Онисифором. В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов) К. изображен под 29 марта в группе с апостолами от 70 Епафродитом, Сосфеном, Аполлосом и Кифой (РНБ. O.I.58. Л. 107). Он показан в облике старца с недлинной округлой бородой, в голубом хитоне и зеленом гиматии ( Евсеева. Афонская книга. С. 290). На иконе «Апостольские деяния» 1698 г. (частное собрание) К.- средовек с короткими, слегка вьющимися русыми волосами и недлинной округлой бородой. Он в красном хитоне и зеленом гиматии; левая рука с перекинутым через нее омофором в молении, правая прижата к груди. Лит.: LCI. Bd. 5. S. 475. Рубрики: Ключевые слова: АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня)

http://pravenc.ru/text/1684279.html

19-21) и омовение Неемана в Иордане (4 Цар 2. 9-14) - как Крещение, «о чем свидетельствует рекомендация этих сцен для украшения баптистерия» ( Осташенко. 2003. С. 25). Подобный житийный цикл Е., сохранившийся в ц. прор. Илии в Ярославле (1680-1681), включает: встречу пасущего волов Е. с прор. Илией, помазание Е. прор. Илией, переход Е. через Иордан с прор. Илией и в одиночку, вознесение прор. Илии, врачевание воды, проклятие детей, насмехавшихся над Е., благословение елея вдовицы, воскрешение сына сонамитянки, а также истории с Нееманом и Гиезием. Лит.: Софийский список подлинника новгородской ред. XVI в.//СбОДИ на 1873 г.; Подлинник иконописный/Изд. С. Т. Большакова под ред. А. И. Успенского. М., 1903; Ерминия ДФ. С. 82; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982. С. 275-276; Брюсова В. Г. Фрески Ярославля XVII - нач. XVIII в. М., 1983. С. 73-81; Худож. наследие сербов: (Из монастырских сокровищниц, частных и музейных собр.): Кат. выст. Белград, 1984. Ил. 39; Popovich L. D. Compositional and Theological Concepts in Four Prophet Cicles in Churches Selected from the Period of King Milutin (1282-1321)//Cyrillomethodianum. Thessal., 1984/1985. Т. 8/9. P. 286-294; eadem. Hitherto Unidentified Prophets from Nova Pavlica//Ibid. P. 30, 33, 35, 36; Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th Cent.//Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine/Ed. K. A. Manafis. Athens, 1990. P. 123-124. Il. p. 203; Осташенко Е. Я. Главный иконостас Успенского собора Моск. Кремля//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 2003. Вып. 16: Худож. памятники Моск. Кремля. С. 5-40; Шалина И. А. Икона «Огненное восхождение пророка Ильи»//«И по плодам узнается древо»: Рус. искусство XV-XVI вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 167-170; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-вост. Руси: Сер. XIII - сер. XIV в. М., 2004. С. 243-248. И. А. Журавлёва Рубрики: Ключевые слова: МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) ИОНА ветхозаветный пророк (пам. 22 сент.), именем которого названа книга в составе собрания книг 12 малых пророков ОСИЯ ветхозаветный прор. (пам. 17 окт.), согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг малых пророков

http://pravenc.ru/text/189853.html

По рукописям известен также дополнительный ексапостиларий М. Р. (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1942. Τ. 41. Σ. 144). Е. Е. Макаров Иконография Прп. Мелания Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 93) Прп. Мелания Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 93) Имя святой упомянуто среди имен 12 преподобных жен (все без описания) в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) (Ерминия ДФ. С. 178). В соответствии с чином прославления М. Р. изображают в монашеском облачении держащей в руке крест или свиток. Ее образ представлен в минейных циклах на дек. На миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 285, 1-я четв. XI в.) М. Р. показана на золотом фоне с зеленым поземом в рост, фронтально, в торжественной позе оранты, в центре композиции с архитектурными колонками, образующими над фигурой святой своеобразный киворий. Впечатление о кивории усиливают 2 лампады, висящие по сторонам центрального объема, и симметрично свисающие велумы. Облачение М. Р. составляют коричневое платье, черные мантия, схима и плат, повязанный так, что его конец свободно свисает слева чуть ниже линии плеча. М. Р. молода, у нее округлое лицо с румянцем, черты лица правильные. В месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 282v, кон. XI в.) святая представлена в паре со сщмч. Зотиком (пам. 30 дек.), фронтально в рост, в правой руке держит крест, левая - открыта ладонью вовне, облачена в светло-коричневое платье, темную мантию, в схиме и плате, с аналавом; характеристика возраста та же, что и на миниатюре в рукописи Vat. gr. 1613. Подобное изображение - в Минологии на дек. (Ath. Laur. Δ 51 (427). Fol. 220v, XI-XII вв.). Как оранта (полуфигура) святая представлена и в клейме 3-частной миниатюры в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 23r, 1322-1340 гг.). Дважды М. изображена на миниатюрах в греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58, кон. XV в.) - оглавно, в лилового цвета плате, в паре с прп. Матроной К-польской (Л. 59) и в рост, с крестом в руке (Л. 93), так же как в рукописи Vat. gr. 1156.

http://pravenc.ru/text/2562804.html

Ист.: SynCP. Col. 49-51; ActaSS. Sent. T. 5. Col. 29-30; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 157-159. Лит.: ЖСв. Сент. С. 318; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 381; Delehaye H. Les Saints des Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 272-273; Sauget J.-M. Melitina, santa, martire a Marcianopoli di Tracia//BiblSS. Vol. 9. Col. 306-307; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 331-332; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 277. О. Н. А. Иконография Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Имя святой упомянуто среди имен 12 преподобных жен (все без описания) в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) (Ерминия ДФ. С. 178). Миниатюра со сценой мученичества М. предваряет ее Житие в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 42, 1-я четв. XI в.). На фоне пейзажа с живописными горками воин замахивается мечом, чтобы отсечь голову святой, к-рая изображена в падении от толчка палача. М. молода, голова не покрыта, 2 вьющиеся пряди длинных каштановых волос спадают на спину; облачена в лилового цвета платье. В отдалении справа изображено строение, 2-й ярус к-рого представляет собой киворий, в его пространстве видна поверженная фигура кумира, еще одна падает на землю на уровне 1-го яруса здания. Предположительно святая изображена в Минологии на сент., созданном во 2-й пол. XI в. в скриптории к-польского мон-ря апостолов Петра и Павла в Пане (Bodl. Barocci 230; под 16 сент.), и в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 9v, 1322-1340 гг.) - ростовой образ вмц. Евфимии Всехвальной фланкируют 2 полуфигуры дев, одна из них, очевидно, М. (в красном мафории, с крестом в руке), другая - мц. Севастиана (в коричневом мафории). В настенных минеях ряда храмов представлена сцена мучения М., напр. в росписи притворов: ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18); ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия (ок. 1320).

http://pravenc.ru/text/2562896.html

М. и прп. Иоанна Дамаскина по сторонам от образа Богоматери Влахернитиссы). Вместе с прп. Иоанном Дамаскином К. М. также изображен пишущим на фреске мон-ря Хумор, Румыния (1530-1535). В росписях храмов, начиная с ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези, фигуры гимнографов, в т. ч. К. М., монаха лавры прп. Саввы Освященного, связаны с монашеской тематикой. Изображение К. М. работы Мануила Панселина сохранилось на Афоне в мон-ре Протат в Карее (ок. 1290) - в рост, с непокрытой головой, в левой руке свиток, правой благословляет; в парекклисионе прп. Евфимия Великого базилики вмч. Димитрия в Фессалонике (1303) его полуфигура помещена на арке колоннады в паре с прп. Иоанном Лествичником, еще одну пару составляют преподобные Иоанн Дамаскин и Феодор Студит. Монашеская тематика подчеркнута и в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, (1317-1318 ), в нартексе которой в сев.-зап. части зап. стены, в нижнем ярусе росписи, образы 3 монахов-гимнографов (К. М., Иоанна Дамаскина, Иосифа Песнописца) помещены рядом с традиционно монастырским сюжетом «Явление ангела прп. Пахомию Великому». В ряду преподобных К. М. изображен, напр., в ц. Честного Креста в Пелендри, Кипр (3-я четв. XIV в.), в ц. Пресв. Богородицы Хриселеусы в Эмбе, Кипр (кон. XV в.) и в др. Расположенный в нижнем ярусе росписи «чин» гимнографов в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1294/95) - преподобные К. М., Иоанн Дамаскин (сохр. нижняя часть фигуры) и Иосиф Песнописец (каждый держит развернутый свиток в правой руке, К. М. указывает перстом левой руки на текст в свитке) - обращает на себя внимание тем, что находится под композицией «Премудрость созда себе дом». Аналогичное размещение встречается и в рус. памятнике - ц. Успения на Волотовом поле близ Вел. Новгорода. Кроме того, в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота К. М. предпосланы слова: «…говорит: премудрость, слово и сила Сын, сый Отчий» (Ерминия ДФ. С. 175). Примеры изображения «чина» песнотворцев представлены и в миниатюрах лицевых рукописей: напр., в Октоихе кон. XII в. из университетской б-ки в Мессине (Италия; Mess. Salvad. 51) - К. М. входит в состав 4 гимнографов. " Слава Богородицы " . Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 6r)

http://pravenc.ru/text/2458835.html

Свт. Кирилл Александрийский. Фреска ц. Санта-Мария-Антиква в Риме. 757–772 гг. Предписания, как изображать К. наряду с др. святителями, известны издавна благодаря «иконописному подлиннику», к-рый атрибутируется Ульпию Римлянину (IX или X в.), но, возможно, повторяет еще более ранние: «…роста чуть ниже среднего, здоровой внешности, лоб отмечен широкими, пышными бровями, подобными аркам, длинный нос, ноздри разделены, впалые щеки, достаточно полные губы, лоб слегка плешивый, густая и длинная борода, кудрявые волосы с проседью» ( Χατζιδκης Μ. Εκ τν Ελπου το Ρωμαου//ΕΕΒΣ. 1938. Τ. 14. Σ. 404; Chatzinicolaou. 1971. Sp. 1039). В поздних руководствах указываются, как правило, возраст, детали облачения, текст на свитке: «С проседью в длинной раздвоенной бороде, в крещатой скуфье на голове, глаголет: «изрядно о пресвятей, пречистей…»» (Ерминия ДФ. С. 159). В сводном иконописном подлиннике XVIII в. подробно описана внешность и указано сходство («…скуд видом, лице, яко промождал, брови часты и вельми окружены, чело взлезно, ноздрями гугняв, долгими персты, устны надебелные, плешив, густою и долгою брадою и аки рус просед» (под 18 янв.), «…рус с проседью, брада аки Василия Великого, на конец мало раздвоилась, на главе шапка святительская, ризы на нем, саккос крестечной, в омофоре, в руках книга» (под 9 июня, см.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 252, 364)). В подлинниках новейшего образца подчеркивается этнический тип («египетский»), повторяются указания греческих подлинников («плешив, с проседью и с закрученной, длинноватой, разделенной на конце на две пряди бородой, в фелони и омофоре) и даются варианты текстов на свитках-«хартиях» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 311). В подлиннике из собрания С. Т. Большакова указываются особенности и цвет облачения: «…на главе шапка… риза кресты, испод лазорь, амфор и Евангелие» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 105. Лицевые святцы. С. 91); там же находится указание на то, как писать композицию Вселенского Третьего собора с участием К. (Там же. С. 118, 187).

http://pravenc.ru/text/1840255.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010