В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разделе «Преподобные отцы наши отшельники» он описан как «старец с редкой бородою, в куколе, говорит: дерзновение, со смехом смешанное, легко ниспровергает души» (Ерминия ДФ. М., 1993р. Ч. 3. § 13. 37). В раннее время Е. С. преимущественно изображался в монашеской мантии с непокрытой головой (в зап. части наоса кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.); в нартексе кафоликона Неа-Мони на Хиосе (1049-1055); в ц. Успения мон-ря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343); в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348)), впосл. утвердился тип изображения с куколем на голове. В левой руке Е. С. нередко держит свиток, правая - в жесте благословения. Иногда вместо свитка в его в руках книга, напр., один из ранних известных образов Е. С., представленный на створке триптиха с изображениями ап. Фаддея, преподобных Павла Фивейского и Антония Великого, царя Авгаря, свт. Василия Великого (сер. X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/6) Е. С. изображен с крестом в руке. В куколе, со свитком и с посохом Е. С. изображен в пареклиссионе св. Архангелов собора мон-ря св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634). Среди ранних памятников - образ Е. С. на миниатюрах Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 354, 976-1025 гг., К-поль), Лондонской (Феодоровской) псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 97r, 1066 г.) и в рукописи XI в., где святой представлен вместе с сир. поэтом Иаковом Саругским (Дамаск, Патриархия Сиро-яковитской Церкви). В визант. время изображение Е. С. входило в состав храмовых декораций - обычно его образ находился среди преподобных в зап. части наоса или в нартексе. Известны изображения святого в вост. части (роспись каппадокийских храмов - ц. Цистерны близ Авджылара, 1-я пол. XI в.; ц. 29а в Гёреме, 1-я пол. XI в.) и в центральном пространстве храма (фреска ц. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, 1164). В Каппадокии помимо названных памятников образ Е.

http://pravenc.ru/text/376984.html

Памятник иного рода, содержащий пояснения, связанные с технологией – типикон епископа Нектария (до 1584 г.) [Православная энциклопедия XVIII: 629-631]. Это довольно небольшое по объему произведение (состоит из 28 параграфов) целиком посвящено технологии живописи (настенной, иконописи, живописи на стекле и ткани), составлению красок и золочению – без какого-либо описания или даже перечисления сюжетов. Непосредственно «Ерминии» Дионисия Фурноагрфиота предшествуют лишь два памятника: «Ерминия из 1-й Иерусалимской рукописи» и «Ерминия священника Даниила из 2-й Иерусалимской рукописи». Первая из них – сочинение XVI в. (после 1566 г.), дошедшее до нас в списке XVII в. Она состоит из 3-х парентем (частей); в первой части автор ссылается на технологии Мануила Панселина и Феофана Критского, приводит рецепты отделки нимбов и ассиста, которые совпадают с техникой мастеров Западной Европы, одна глава посвящена западноевропейской живописи на холсте. Вторая часть посвящена технологии настенной живописи; в третьей части описывается система росписи храма. Воскресение не упоминается в числе описанных сюжетов [Ерминия, 1867]. Ерминия священника Даниила из 2-й Иерусалимской рукописи (1674) в дополнение к предыдущей посвящена иконографии праздников и святых. Полное название: «Книга о живописном искусстве, указывающая господские и богородичные праздники, имена пророков и их прорицания, возраст, лица и волосы апостолов и другое необходимое и полезное для живописцев» [Книга о живописном искусстве, 1868]. Иконография самих праздников здесь также еще не описывается, указываются лишь цитаты из Ветхого и Нового Заветов, относящиеся к ним. К Воскресению приведены следующие изречения: «Осия: Где твое, смерте, жало; где твоя, аде, победа? (13, 14) Аввакум: На стражи моей стану, и взыду на камень, и посмотрю, и узнаю, яко идый придет и не умедлит (2, 1.3) Давид: Да воскресет Бог, и расточатся врази Его (Пс. 67, 1). Он же: Сей день, его же сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь» [там же: 8].

http://bogoslov.ru/article/1641783

К этой анонимной Ерминии примыкает (в качестве 4–й части) Ерминия священника Даниила (1674) из 2–й Иерусалимской рукописи (Hieros. Patr. 214. Fol. 135–175). См.: Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, написанное неизвестно кем, вскоре после 1566 г. (1–я Иерусалимская ркп.)/Пер. с новогреч.: архим. Порфирий (Успенский) /Тр. Киевской духовн. академии. 1867. 7. С. 139–192; Книга о живописном искусстве Даниила священника 1674 г. (2–я Иерусалимская ркп.)/Пер. с новогреч.: архим. Порфирий (Успенский) /Там же. 12. С. 463–508. Наиболее известна греческая компилятивная Ерминия иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота или Дионисия из Фурны (ок. 1670–1744), написанная около 1730–1733 гг. Над текстом Ерминии Дионисий работал совместно со своим учеником Кириллом с Хиоса, который активно использовал фрагменты обеих иерусалимских анонимных Ерминий (Διονσιος ο εκ Θουρν και το ργο του: Καρπενσιον, 11–14 Οκτωβρου, 1996. Αθναι, 2003). Оригинал трактата не сохранился, но имеется около 60 списков и редакций. Сборник, посвященный Богородице, включает 72 параграфа с технологическими наставлениями по иконописи (из них 66 заимствованы из анонимной Ерминии 1–й Иерусалимской рукописи) и около 560 параграфов с описанием иконографии. Первый славянский перевод Ерминии Дионисия был выполнен в конце 18 в. монахом Иларионом; он до нас не дошел. Имеется болгарская редакция 1832 г.; одна из рукописей хранится на Афоне в русском Пантелеймоновом монастыре (Ath. Pantel. gr. 258). Эта Ерминия была введена в научный оборот французским исследователем Адольфом Наполеоном Дидроном (1845), который отыскал рукопись в 1839 г. у афонских иконописцев. Дидрон издал ее французский перевод, Годехард Шефер перевел на немецкий язык (1865), преосвященный Порфирий (Успенский) выполнил русский перевод (1868) [см.: Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701–1755 год, Порфирия, епископа Чигиринского. М., 1993 (репр. изд. Киево–Печерской лавры, 1868; 1–е изд.: Тр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киевской духовн. академии. 1868. 2. С. 269–315; 3. С. 526–570; 6. С. 494–563; 12. С. 355–445)]. Греческий текст (по рукописи РНБ) издал Пападопуло–Керамевс – см.: Papadopoulo–Kerameus А. Denys de Fouma: Manuel d’iconographie chretienne. St.–Pb., 1909; англ, пер.: The «Painter’s Manual» of Dionysius of Fouma/Trans., comm. P. Hetherington. London, 1974 (repr.: Torrance, 1996). Известны также Ерминия («О живописи») Панайотиса Доксараса(1726), рукопись которой хранится в библиотеке Историко–этнологического общества в Афинах, представляющая собой похвальное слово итальянским живописцам, особенно венецианцам Тинторетто и Якопо Бассано (Παναγιτου Δοξαρ, Περ ζωγραφας, χειργραφον το, αψκστ/Νν τ πρτον μετ προλγου κδιδμενον π Σπυρδωνος Π. Λμπρου. θναι, 1871; repr.: 1996); Ерминия Христофора Жефаровича (1726 – до 1740), известная в двух греческих списках: из Библиотеки Румынской АН (BAR. gr. 886 в, 1776–1777 гг.) и из коллекции софийского Центра византийско–славянских исследований «Проф. Иван Дуйчев» (D. gr. 381, ок. 1807–1836 гг.); теоретическая часть этой Ерминии (BAR. gr. 886. fol. 1–12v) основывается на переводе «Трактата о живописи» Леонардо да Винчи, сделанном П. Доксарасом в 1720–1724 гг., а вторая часть (Ibid. fol. 12v–74) превосходит в технологических подробностях все другие известные Ерминии и включает пояснительные рисунки; Ерминия Захария Петровича из Самокова, рукопись которой (117 fol.) хранится в крипте собора Св. Александра Невского в Софии; в том же Самокове в 30–х гг. 19 в. были написаны Ерминии Христо Йовевича (1836–1838), рукопись которой хранится в Самоковском девичьем монастыре в честь Покрова Богородицы (Slavo. 23), анонимная рукописная болгарская Ерминия (ок. 1836–1838) из Центра «Проф. Иван Дуйчев» в Софии (D. Slavo. 39), а также переводная (перевод – ок. 1831 г.) Ерминия И. Константиновича из Янины (Центр, архив, София. Ф. 1510. On. 1. Арх.ед. 182). Две Ерминии условно называют именем иконописца Дичо Зографа, известного также как Дичо Крыстевич (1810–1872) из с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O. I. 58), изображение Д. встречается дважды: среди мучеников в цикле святых, представленных по чину святости (Л. 55 об.),- оглавно и в минейном цикле под 7 авг. (Л. 124) - в рост. На обеих миниатюрах он изображен как мученик - молодой, безбородый юноша, с короткими волосами, в красном гиматии, на 2-й миниатюре - в правой руке держит крест. Однако, следуя описаниям иконописных подлинников XVIII в., как греч., так и рус., святого надлежит изображать старцем: «Святой Дометий, старец, и два ученика его, с бородами едва показавшимися, были побиты камнями» («Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота. Ч. 3. § 22. 7 авг.); «Подобием сед, власы с ушей, но не долги, брада аки Афанасия великаго поуже, в руках свиток, ризы преподобническия, ряска вохряная, чрез плечо перекинут оларь диаконской» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 410-411). Указаниям иконописных подлинников следуют поздние изображения Д. П. в рус. Минеях: икона «Минея годовая», нач. XIX в. (УКМ); гравированные святцы на авг., 1722 г., гравер Г. П. Тепчегорский (РГБ),- преподобный старец, в мантии, с куколем, в правой руке - развернутый свиток, левая прижата к груди. Лит.: Ерминия ДФ. М., 1993р. С. 214; Менолог. 1973. С. 256, 284, 303, 375, 390; Возрожденные шедевры Рус. Севера: Исслед. и реставрация памятников худож. культуры Вологодской обл.: Кат. выст. М., 1998. Кат. 140. С. 63; Евсеева. Афонская книга. Кат. 56(8). С. 216; 175. С. 322. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/178835.html

Изображение И. включается в сцену «Успение Пресв. Богородицы» согласно свидетельству, приписываемому очевидцу события сщмч. Дионисию Ареопагиту, к-рый также упоминает о присутствии у одра Богоматери и И. Описание иконографии «Успения Пресв. Богородицы» вошло в Ерминию иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «Вокруг (одра Богородицы.- Авт.)… апостолы, святые иерархи - Дионисий Ареопагит, Иерофей и Тимофей, держащие евангелия, и жены плачущие» (Ерминия ДФ. С. 147). На новгородской иконе из ц. Рождества Пресв. Богородицы Десятинного монастыря (кон. XII - нач. XIII в., ГТГ), относящейся к развитому, т. н. облачному изводу «Успения Пресв. Богородицы», И. изображен у одра Богоматери справа, воскуряющим благовония - с кадильницей (кацеей) в правой руке, рядом с ним сщмч. Дионисий Ареопагит ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 74. Кат. 11). На И. темная, коричного оттенка фелонь, на фоне которой контрастно выделяется белый омофор. Святой представлен темноволосым средовеком с клиновидной бородой средней длины. Изображение на этой иконе И. как средовека противоречит указаниям греческих и русских иконописных подлинников, единообразно предписывающих изображать святого старцем. Так, в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота в разд. «Святые иерархи» о внешнем виде И. сказано: «старец с длинною бородою» (Ерминия ДФ. С. 160. 23). Русские иконописные подлинники XVIII - 40-х гг. XIX в. под 4 окт. подчеркивают уподобление И. внешности сщмч. Власия Севастийского: «… аки Власий, у брады на концы космачки, риза крестовая, испод дичь» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 36); «…подобием сед аки Власий…» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 356). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова (1910) отмечен ставший традиционным для иконографии святого тип бороды, «разделенной на концах на пряди», в остальном описание более произвольно: «...типа греческаго, со среднею, с проседью круглой бородой» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 36). На большинстве других изображений И. в сцене «Успение Пресв. Богородицы» (где его образ узнаваем) - старец с сужающейся книзу бородой средней длины, как правило, с Евангелием в руках. Одна из ранних сцен «Успения Пресв. Богородицы» в монументальной живописи, где среди святителей, очевидно, изображен И., представлена в ц. Св. Софии в Охриде, Македония (сер. XI в.).

http://pravenc.ru/text/293742.html

1730-1733) И. упоминается дважды: в части «Как изображается Ветхий Завет» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 120-123) с надписью на свитке: «Иона, убежавший от лица Господня, ввергается в море» и т. д. (Там же. С. 74-75); в части о св. пророках, об их внешнем виде и о пророчествах (Там же. § 132. 15), надпись на свитке: «Пророк Иона, старец плешивый, с круглою бородою, говорит: Возопих в скорби моей ко Господу» (Там же. С. 82). В иконописном подлиннике новгородской редакции кон. XVI в. под 22 сент. дано следующее описание И.: «Сед, плешив, брада Николина, риза вохра в пробеле». На полях приписка: «...в руце свиток, а среди их шар» (Иконописный подлинник. 1873. С. 8). В подлиннике С. Т. Большакова описание образа И. находится между описаниями изображений пророков Даниила и Иеремии: «...сед, плешив, брада Николина, риза вохра, испод лазорь, в свитке пишет. Возопих в печали моей к Господу моему» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 12). В подлиннике Г. Д. Филимонова И. охарактеризован следующим образом: «...подобием сед, плешив, брада невелика, кругловата и курчевата, риза пророческая, вохра с пробелом, испод лазорь, в руке свиток; а в нем написано: Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя из чрева адова вопль мой, и да придет к тебе молитва моя ко храму святому Твоему» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 157). Лит.: Ерминия ДФ. С. 74-75, 82; Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в.: С вариантами из списков Забелина и Филимонова//Сб. на 1873 г. Об-ва древнерус. искусства при Моск. публ. музее. М., 1873. Отд. 2; Mango C. Materials for the Study of St. Sophia at Istanbul. Wash., 1962. (DOS; 8); Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. С. 59; Gravgaard A.-M. Inscriptions of OT Prophecies in Byzant. Churches: Cat. Copenhagen, 1977. P. 69-70; Belting H., Mango C., Mouriki D. The Mosaics and Frescoes of St. Mary Pammakaristos (Fethiye Camii) at Istanbul. Wash., 1978. (DOS; 15); Малков Ю. Г. Фрески ц. Рождества «на поле» в Новгороде и их «пророческий чин»//Древний Новгород: История, искусство, археология: Новые исслед./Сост.

http://pravenc.ru/text/578248.html

В «Притче о лицемере» предлагается нарисовать «человека, имеющего у глаза сучек; напротив его стоит фарисей, имеющий у глаза бревно, и говорит ему: брате остави, да изъиму сучец из очесе твоего» [Ерминия, 1868: 130]. Ряд подобных примеров можно продолжить, причем это касается именно евангельских притч, а не новых учительных сюжетов: «Признаюсь, что я по своему переделал изображение сей притчи < «О добрых и худых деревах», к словам «по плодам их узнаете их» – С.И.> , потому что оно в подлиннике – нелепо» [Ерминия, 1868: 131, сноска 1], – пишет епископ Порфирий, переводчик этой рукописи на русский. По заключению А.П. Голубцова, «Ерминия» представляет нам «греческую живопись в позднейший период ее развития и во многом уклоняется не только от образцов древнехристианской живописи в катакомбах, на саркофагах и мозаиках, но даже отличается и от позднейших миниатюр. Составитель часто отправляется не от готовых образцов древней живописи, но стоит на почве исторического рассказа, дополняя его по местам апокрифическими деталями и вообще старается представить более или менее подробную картину и обстоятельства известного события» [Голубцов, 1917: 258]. «Ориентация на поствизантийское искусство» [Православная энциклопедия XVIII: 629-631]. Поэтому представляется неправомерным использование «Ерминии» в качестве справочника сюжетов композиций «просто» православного искусства, и тем более для древней византийской иконописи. Созданная в период турецкого владычества, она является памятником состояния христианского общества в определенный момент времени и отражает различные процессы в нем, явления упадка после уничтожения Византийской империи, выразившиеся в стиле изображений, а также разнородные влияния на него как западной культуры, так и античной. Что также является важным в русле нашего исследования, образ Анастасис не находится в центре внимания автора. Он упомянут в числе почти полутысячи рассмотренных образов, и объем сведений о нем не превышает средний объем сведений о любом другом образе. Кроме того, Пасха и относящаяся к ней икона никак не выделена – она просто упомянута в череде других образов.

http://bogoslov.ru/article/1641783

куполе (§ 4. 1). Существуют 2 сходных и нуждающихся в различении изображения крылатого ангела: 1-й - как образ 2-й ипостаси Св. Троицы в виде А. В. С. и 2-й - Софии Премудрости Божией. Так, изображение крылатого ангела, имеющего обычно 8-угольный нимб и надпись Ic XC в композиции «Премудрость созда себе дом», напр. в нартексе ц. Богородицы Перивлепты, в циклах «Бытие Св. Троицы» и др., нельзя трактовать как А. В. С. Ист.: Василий Великий, свт. Толкование на пророка Исаию. 9. 27//Творения. М., 1891; 1993р. Т. 2; Григорий Богослов, свт. Слово 45, на св. Пасху//Собр. творений. ТСЛ, 1994р. Т. 1. С. 661. Лит.: Ерминия ДФ. С. 224; Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греч. и русских//Тр. VII Археол. съезда в Ярославле. М., 1890. Т. 1. С. 234, 239; Флоровский Г. В. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси//Альфа и Омега. М., 1995. 1 (4). С. 145-161; Ammann A. M. Slawische Christus-Engel Darstellungen//OCP. 1940. 6. S. 467-494; Meyendorff I. L " iconographie de la Sagesse divine dans la tradition byzantine//Cah. Arch. 1959. Vol. 10. P. 268; Der Nersessian S. Notes sur quelques images se rattachant au thème du Christ-ange//Cah. Arch. 1962. Vol. 13. P. 209, 213-214; Hamman-MacLean, Hallensleben. S. 19. Plan 9; Galavaris G. The Illustrations of the Liturgical Hominies of Gregory Nazianzenus. Princeton (N. J.), 1969. P. 205. Fig. 357; P. 255. Fig. 379; P. 240. Fig. 455; Αχειμστου-Ποταμινου Μ. Η Μον των Θιλανθρπων και η πρτη φση της μεταβυζαντινς ζωγραφικς. Αθνα, 1983. Σ. 79; Πλλας Δ. Ι. Ο Χριστς ως η θεα Σοφα: Η εικονογραφικ περιπτεια μιας θεολογικς ννοιας//ΔΧΑΕ. Σ. 128, 137; Желтов М. С. Паремии праздника Рождества Христова//Ежегодная богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы 1999 г. М., 1999. С. 71-92. Е . А . Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения

http://pravenc.ru/text/115048.html

А. Н. Крюкова Иконография Как правило, Д. изображается юным мучеником с едва заметной бородой, с темными недлинными волосами, вьющимися на концах; одет в хитон и гиматий, обычно красного цвета, в руках крест. Такого типа единоличное изображение представлено на эмалевом медальоне (XI в.) Пала д " Оро (собор Сан-Марко, Венеция) - погрудно, в руке крест. Как правило, Д. изображается в минейных циклах. В миниатюрах его образ сохранился в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов) - юный, с короткой бородой, необычно то, что, подобно др. св. целителям (Пантелеимону, Косме и Дамиану), Д. изображен в одеждах, схожих со священническими фелонью (красная) и подризником (голубой), с узкой полоской ораря, в руках не крест, а орудия его служения как целителя (не различимы) (РНБ. O. I. 58. Л. 125). Образ святого устойчиво встречается в настенных минологиях ряда балканских храмов: в нартексе церкви в Пече (1561, прописи 1667) - полуфигура; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост; под 11 авг. изображен вместе с мч. Зеноном в ц. вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- полуфигура. В рус. минеях, несмотря на предпочтительное изображение под 16 авг. Нерукотворного образа Спасителя, Д. также представлен, напр., в гравированных святцах на август гравера Г. П. Тепчегорского, 1722 г. (РГБ). В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в., «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , описание Д. дано в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 16 авг.: «…молодой с остроконечною бородою, был обезглавлен во время сна» (Ч. 3. § 22); в рус. традиции, согласно описаниям иконописных подлинников XVIII в., он «рус аки Флор (мч. Флор Иллирийский.- Авт.), власы с ушей кратки, брада невелика, в трех ризах, верхняя киноварная, средняя вохряная, исподняя празеленная, в руке крест, в другой сосуд, на ногах сапоги» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 121). Лит.: Ерминия ДФ. М., 1993р. С. 214; Менолог. 1973. С. 376, 390; Евсеева. Афонская книга. Кат. 177. С. 324.

http://pravenc.ru/text/178291.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010