Изображение И. включается в сцену «Успение Пресв. Богородицы» согласно свидетельству, приписываемому очевидцу события сщмч. Дионисию Ареопагиту, к-рый также упоминает о присутствии у одра Богоматери и И. Описание иконографии «Успения Пресв. Богородицы» вошло в Ерминию иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «Вокруг (одра Богородицы.- Авт.)… апостолы, святые иерархи - Дионисий Ареопагит, Иерофей и Тимофей, держащие евангелия, и жены плачущие» (Ерминия ДФ. С. 147). На новгородской иконе из ц. Рождества Пресв. Богородицы Десятинного монастыря (кон. XII - нач. XIII в., ГТГ), относящейся к развитому, т. н. облачному изводу «Успения Пресв. Богородицы», И. изображен у одра Богоматери справа, воскуряющим благовония - с кадильницей (кацеей) в правой руке, рядом с ним сщмч. Дионисий Ареопагит ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 74. Кат. 11). На И. темная, коричного оттенка фелонь, на фоне которой контрастно выделяется белый омофор. Святой представлен темноволосым средовеком с клиновидной бородой средней длины. Изображение на этой иконе И. как средовека противоречит указаниям греческих и русских иконописных подлинников, единообразно предписывающих изображать святого старцем. Так, в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота в разд. «Святые иерархи» о внешнем виде И. сказано: «старец с длинною бородою» (Ерминия ДФ. С. 160. 23). Русские иконописные подлинники XVIII - 40-х гг. XIX в. под 4 окт. подчеркивают уподобление И. внешности сщмч. Власия Севастийского: «… аки Власий, у брады на концы космачки, риза крестовая, испод дичь» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 36); «…подобием сед аки Власий…» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 356). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова (1910) отмечен ставший традиционным для иконографии святого тип бороды, «разделенной на концах на пряди», в остальном описание более произвольно: «...типа греческаго, со среднею, с проседью круглой бородой» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 36). На большинстве других изображений И. в сцене «Успение Пресв. Богородицы» (где его образ узнаваем) - старец с сужающейся книзу бородой средней длины, как правило, с Евангелием в руках. Одна из ранних сцен «Успения Пресв. Богородицы» в монументальной живописи, где среди святителей, очевидно, изображен И., представлена в ц. Св. Софии в Охриде, Македония (сер. XI в.).

http://pravenc.ru/text/293742.html

F. The Sources of the Gideon Stories//VT. 1957. Vol. 7. P. 157-164; Auld A. G. Gideon: Hacking at the Heart of the Old Testament//Ibid. 1959. Vol. 19. P. 257-267; Emerton J. A. Gideon and Jerubbaal//JThSt. 1976. Vol. 27. P. 289-312; Boling R. Gideon//ABD. Vol. 2. P. 1013-1015; Tanner J. P. The Gideon Narrative as the Focal Point of Judges//Bibliotheca Sacra. Andover (Mass.); Dallas, 1992. Vol. 149. P. 146-161. Иконография Большинство изображений Г. встречается в визант. книжной миниатюре. Один из самых ранних известных образов Г. сохранился в миниатюрах Кодекса Григория Назианзина 867/886 гг. (Parisin. NB. 510. Fol. 347v). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., Г. описан следующим образом: «...старец плешивый с круглою бородою» (Ч. 2. § 132. 23). Однако в сохранившихся памятниках образ Г. варьируется от средовека с короткими вьющимися волосами и небольшой округлой бородой (фреска в ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Каленич, Сербия, ок. 1413; клеймо «Пророчество Гедеона» на сев. медных вратах в Благовещенском соборе Московского Кремля, кон. XVI - нач. XVII в., ГММК; икона «Богоматерь с Младенцем, два ангела и пророки», 1-я пол. XV в., Галерея Академии художеств во Флоренции) до пышноволосого седого старца (в росписи ц. Благовещения в мон-ре Градац (Сербия), ок. 1275) или плешивого старца, как сказано в «Ерминии» (клеймо «Ангел призывает Гедеона на борьбу с агарянами» на Суздальских золотых вратах, кон. XII в.; в медальоне среди пророков на миниатюре из греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 48 об., XV в.)). Иконография Г. представлена 2 основными вариантами: «воитель» в ветхозаветной истории и ветхозаветный сюжет чуда с руном как символ Боговоплощения. Первый вариант встречается в развитых циклах порталов западноевроп. соборов XIII в., где Г. изображен с руном, в воинских одеждах, иногда с кувшином в руках. Этот же образ представлен в сюжете «Гедеон посекает войско мадианитян» в росписи юж. стены Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666) и диаконника Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (кон.

http://pravenc.ru/text/161851.html

Рахиль, сидящая на земле с воздетыми руками, окружена спеленутыми мертвыми младенцами. Избиение младенцев. Фрагмент иконы «Рождество Христово». Сер. XVII в. (ЯХМ) Избиение младенцев. Фрагмент иконы «Рождество Христово». Сер. XVII в. (ЯХМ) В поствизант. искусстве (росписи XVI-XVII вв. соборов афонских монастырей: Великой Лавры свт. Афанасия, Иверского, Кутлумуша, Каракала, Филофеевского скита) сцена представлена в точном соответствии с рекомендацией Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «Рисуется крепость. Тут в чертоге царь Ирод сидит на престоле. За ним стоят два воина с копьями, а пред ним другие воины со знаменем. Вдали на горах видны селения: среди них женщины с младенцами, одни бегут, другие таят их в сумах за спинами своими и руками препятствуют воинам убивать их, иные сидят и оплакивают лежащих пред ними убитых детей; а воины, одни исторгают младенцев из объятий матерей их, другие пронзают их мечами, некоторые обезглавливают. Многие младенцы убитые лежат на земле, некоторые в пеленах, некоторые в рубашечках. Елисавета держит на руках своих младенца Предтечу, ее преследует воин с обнаженным мечем: но пред нею разверзлась скала, чтобы принять ее в свою расселину» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 217). В русских иконописных подлинниках под 29 дек. дается описание композиции, близкое греч. Ерминии: «Святых мученик иже Христа ради избиенных от Ирода в Вифлееме 14 тысящ. Ирод царь седит на престоле, за ним мучители младенцов биют и секут мечи и на копиях подымают пред царем, а жены из загорья видет плачут, простовласы, а за царем град стоит и башни, а у воинов под ногама много младенцов побитых лежат, мертвы в крови» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 61). Однако на прорисях и минейных иконах обычно опускается изображение Ирода, а иногда и воинов, и представлены лишь стоящие младенцы с нимбами. Чаще «И. м.» и сопутствующие апокрифические сцены включаются в состав сложных многочастных композиций «Рождество Христово» и в качестве клейм на житийных иконах св. Иоанна Предтечи.

http://pravenc.ru/text/293832.html

Прп. Давид Солунский. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1546 г. Прп. Давид Солунский. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1546 г. Последование Д. С. 26 июня, помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает тропарь 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа Εν σο πτερ κριβς (        ); кондак 1-го гласа на подобен «Лик ангельский»       с икосом; канон 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа, творение Иосифа, акростих: Υμν μκαρ σου τν βον θεοις λγοις. Ιωσφ (            .  ), ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Υμνοις τν φωτοφρον, κα θεαν μνμην σου (            ); стихиры; седален и светилен. В рукописях встречается иной канон Д. С., 4-го гласа, акростих: Δαυδ γεραρω τν βον τν φωσφρον. Ιωσφ (Давида почитаю светоносную жизнь. Иосифовы), ирмос: Ανοξω τ στμα μο (      ), нач.: Δυνμει το Πνεματος τ σθενς μου ωννμενος (Силой Духа безвольное мое укрепляя) (Ταμεον. Σ. 227). А . А . Лукашевич Иконография Д. С., как правило, изображается в коричневой рясе, седовласым, с длинной бородой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (XVIII в.) о нем сказано: «Старец с длинными волосами и с бородою до ступней». Одно из ранних сохранившихся изображений Д. С.- найденный в Фессалонике в 1944 г. рельеф с ростовым изображением святого в позе оранта, с небольшой бородой (XIII в., Визант. музей в Фессалонике). Преподобные Симеон Столпник и Давид Солунский. Икона. Сер. XV в. (мон-рь Ватопед) Преподобные Симеон Столпник и Давид Солунский. Икона. Сер. XV в. (мон-рь Ватопед) В палеологовскую эпоху появился особый иконографический тип - полуфигура или фигура Д. с раскрытыми перед грудью руками, в кроне миндального дерева. Вероятно, на эту иконографию повлияли изображения столпников. Самый ранний пример «древесного» изображения представлен в росписи сев.-зап. части парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321): полуфигура Д. С. в светлой рясе с синим параманом помещена, словно в чашу, в крону дерева. В «древесных» изображениях борода святого намного короче, чем в традиц. варианте иконографии. Аналогичные полуфигурные изображения представлены на иконе «Святые Симеон Столпник и Давид Солунский» (сер. XV в., мон-рь Ватопед), в ц. Панагии Кумбелидики в Касторье в слое живописи XVI в. (с поздней ошибочной надписью: «Св. Онуфрий»). Фигура Д. С. в кроне дерева изображена в ряде памятников XIV-XVI вв.: в нартексе ц. прор. Илии в Фессалонике (1360-1370), в старом кафоликоне мон-ря Преображения Господня в Метеорах (1484), на иконе критской школы «Святые Давид Солунский и царь Давид» (XVI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Совр. изображение (1981) той же иконографии выполнено над мощами святого в храме св. Феодоры в Фессалонике.

http://pravenc.ru/text/168586.html

XVI в. ц. Успения Богородицы в Свияжске; в росписи кон. XVI в. Смоленского собора Новодевичьего мон-ря в Москве (на юж. грани сев.-вост. столпа, во 2-м регистре) - с копьем, луком и щитом; в росписи Успенского собора Московского Кремля, 1642-1643 гг. (на сев.-вост. столпе в нижнем регистре). Его изображения имеются в диаконнике ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Новгороде кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; на иконе «Мученики Андрей Стратилат, Флор и Лавр» 1-й пол. XVI в. (ГМЗРК); на иконе «Прп. Евдокия и мч. Андрей Стратилат» нач. XVIII в. (ГИМ); в Строгановском иконописном подлиннике посл. трети XVIII в.; на иконе «Мч. Андрей Стратилат, с клеймами жития и историей Донской иконы Божией Матери», вероятно написанной к 500-летию Куликовской битвы в 1880 г. (ГМЗРК); на мозаике Н. П. Шаховского в храме Воскресения Христова (Спаса на крови) в С.-Петербурге 1894-1907 гг. вместе с вмч. Пантелеимоном и мц. Феклой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об облике А. С. сказано: «старец кудрявый» (Ч. 3. § 10. 69); в описании мученичества святого и с ним пострадавших отмечено, что последние были «различны видом» (Ч. 3. § 22. 19 авг.). Рус. иконописный подлинник С. Т. Большакова, XVIII в., сообщает, что он «сед, власы курчеваты, брада Иоанна Богослова, во бронях, приволока празелень, доспех клетчат, риза празелень, испод лазорь, нагавицы багор, в правой руке крест, а в левой копие, за левую щит» ( Большаков. С. 129). В Москве сохранилась каменная ц. во имя Андрея Стратилата (1675/89) над вост. вратами Андреевского мон-ря в Пленницах , где имеется икона мученика кон. XX в. Во имя А. С. в 1818 г. был освящен придел ц. Воскресения Словущего в Монетчиках (1750); в 1892 г. церковь при Учительском ин-те на Б. Полянке (архит. А. А. Никифоров). Лит.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 129; Kaster K. G.//LCI. Bd. 5. Sp. 159; Евсеева. Афонская книга. С. 324; Менолог. С. 257, 281, 284, 307, 342, 361, 376, 390; Ерминия ДФ. С. 65, 214; Сорок сороков. Т. 1. С. 380. Т. 2. С. 606, 620-621. Е. А. Л. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/115324.html

Comment. P. 258, 607). Упоминание под 27 июня о том, что К. принял мученическую смерть в Галатии при имп. Траяне, является необоснованным предположением кард. Цезаря Барония . В действующей редакции Римского Мартиролога поминовение К. отсутствует. Под 21 бармуда (16 апр.) память К. как мученика упоминается в календаре копто-арабского писателя Абу-ль-Бараката († 1324; Le calendrier d " Abou " l-Barakât/Éd., trad. E. Tisserant. P., 1915. P. 269. (PO; T. 10. Fasc. 3)). Память К. вместе с памятью апостолов Силы, Силуана, Епенета, Аристарха, Аристовула и Иуды представлена под 24 хротицем (30 июля) в армянском Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) (PO. Vol. 21. Fasc. 6. P. 799). Примечательно, что в издании Житий свт. Димитрия Ростовского под 4 янв. и под 30 июля воспроизводятся сведения о К., представленные в Римских Мартирологах (ЖСв. Янв. С. 160; Июль. С. 666). Именно зап. агиографическая традиция почитания К. как 1-го епископа г. Вьенна в Галлии в большей степени соответствует содержанию библейского текста и отражает древнее предание; на фоне остальных версий она кажется наиболее правдоподобной. Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 Апостолов. Каз., 1907. C. 76-78; Lattanzi U. Crescente//BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 283; Dibelius M., Conzelmann H. The Pastoral Epistles: A Commentary on the Pastoral Epistles. Phil., 1972; Gillman F. M. Crescens//ABD. 1992. Vol. 1. P. 1206; Mounce W. D. Pastoral Epistles. Dallas, 2000. (WBC; 46); Johnson L. T. The First and Second Letters to Timothy. N. Y., 2001. А. Е. Петров Иконография В греческом руководстве для живописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - К. (назван Криск) упоминается предпоследним в числе апостолов от 70 с рекомендацией изображать его старцем с остроконечной бородой (Ерминия ДФ. Ч. 3. § 7. С. 158. 69). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова описание облика К. содержится под 30 июля и 4 янв. В первом случае о К. сказано: «...подобием надсед, власы с ушей, брада гораздо короче Иоанна Богослова, ризы апостольские, в руках книга и омофор, ноги в сандалиях» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 402. 24), во втором - возрастная характеристика отсутствует, перечень одежд и атрибутов тот же (Там же. С. 236). В составленном В. Д. Фартусовым руководстве для иконописцев (СПб., 1910) К.- «типом римлянин… со средней величины бородой, с проседью, волосы коротки; в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 134, под 4 янв.).

http://pravenc.ru/text/2459071.html

А. Е. Петров Иконография Ап. Никанор. Роспись ц. св. Николая Чудотворца в Печской Патриархии, Сербия. XIV в. Ап. Никанор. Роспись ц. св. Николая Чудотворца в Печской Патриархии, Сербия. XIV в. В иконописных подлинниках о Н. говорится преимущественно как о человеке молодом или средовеке. Так, в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии, составленной иером. Дионисием Фурноаграфиотом (ок. 1730-1733), об облике Н. в перечне «Семьдесят Святых апостолов и внешний вид их» сказано: «…молод, с бородою едва показавшеюся» (Ерминия ДФ. С. 156. 10). В происходящем из Палеха иконописном подлиннике сводной редакции нач. XVIII в. описание Н. представлено под 4 янв., в день празднования Собору апостолов от 70: «…един от семи диаконов; подобием рус, брада невелика, аки Иакова Зеведеова, власы просты, мало повились, риза диаконская лазоревая, в руке кадило и фимиамница» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 234). В лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) образ Н. показан в числе изображений др. апостолов от 70 под 4 янв., 14-м по счету (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. С. 70, 2-я паг.): это средовек с недлинной округлой бородой, облачен в хитон, на плечах лежит омофор, на левом плече поверх омофора накинут гиматий; в левой руке он держит закрытый свиток, правая перед грудью в молении. Акад. В. Д. Фартусов в составленном им и изданном в 1910 г. пособии для иконописцев счел возможным при описании облика святого учесть его диаконское служение и указал изображать Н. не в омофоре, а с орарем: «…типом еврей, молод, около 30 лет, с небольшой, продолговатой бородой и короткими, немного кудреватыми волосами, в хитоне и ораре, как диакон. Можно писать ему хартию с надписью, по житию: От Иудей, аки овча, заклан, пожре Христу» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 131-132). Ап. Никанор. Икона. 1685 г. (Смоленский собор Новодевичьего мон-ря, Москва) Ап. Никанор. Икона. 1685 г. (Смоленский собор Новодевичьего мон-ря, Москва) В монументальной живописи Н.

http://pravenc.ru/text/2565292.html

А. Е. Петров Иконография Впервые сведения об описании облика П. даны в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии, составленной афонским иером. Дионисием Фурноаграфиотом (ок. 1730-1733). В составе списка 70 апостолов с описанием их внешнего вида П. фигурирует с именем Патровасий, он «молод, с закрученною бородою» (Ерминия ДФ. § 7. С. 158. 58). В рус. иконописных подлинниках память П. и апостолов Ермы, Лина, Гаия и Филолога указана под 5 нояб. (второй чередой, после имен преподобномучеников Галактиона и Епистимии) в подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 185-186), с описанием облика под 4 янв. (память апостолов от 70): «…подобием сед, власы с ушей, брада аки Матфея Евангелиста, риза апостольская вохра, исподняя празелень, в омофоре, в руках книга» (Там же. С. 238. 40). В иконописном подлиннике сводной редакции XVIII в. (по спискам Строгановского и Софийского подлинников XVII в.) память П. отсутствует ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 45). В обобщенном на основании житий и изображений пособии для иконописцев (1910) акад. В. Д. Фартусова П. описан «с короткими седыми волосами и с большою, окладистою широкою бородой», «риза апостольская» (хитон, гиматий, омофор) заменена фелонью и омофором ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 136). Наиболее раннее сохранившееся изображение П. относится к памятникам минейного типа. На миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 160, 1-я четв. XI в.) П.- 3-й в группе апостолов вместе с Лином, Филологом, Ермой и Гаием; все представлены в рост, в хитонах, гиматиях, с омофором на плечах, в руке у каждого - свиток. Первым вместе с ап. Гаием П. изображен в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов) - апостол показан в рост, средовеком, с недлинной клиновидной бородой, на нем синий хитон (РНБ. O.I.58. Л. 86, под 5 нояб.; образы празднуемых в том же Соборе апостолов Лина, Филолога и Ермы перенесены на Л. 85 об.) (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 250). Но нередко в минейных циклах образ П. вытесняется изображениями др. святых, чья память приходится на 5 нояб. (напр., на иконе «Минея годовая» под этим числом размещен образ прмч. Галактиона (нач. XIX в., УКМ; см.: Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 64. Кат. 140)).

http://pravenc.ru/text/2579782.html

А. Н. Крюкова Иконография В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота, созданной ок. 1730-1733 г. на Афоне, описание мучения святых содержится в минейном разделе под 17 дек.: «Святые Патермуфий и Коприй, старцы, а Александр с бородою, едва показавшеюся, были обезглавлены мечом» (Ерминия ДФ. С. 205). Полуфигуры седоволосых П. и К. (оба в монашеских мантиях, головы не покрыты, у П. в руках свиток) входят в состав июльского цикла настенных миней в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18; Менолог. С. 283. Слик. 102). В Минологии на год с циклами двунадесятых праздников, созданном для деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 46v, 1322-1340 гг.), под 9 июля (левое нижнее клеймо 4-частной миниатюры) размещена сцена усекновения голов 2 мужам (оба темноволосые), облаченным в хитоны; идентифицируются по надписи на поле миниатюры. В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 120 об.) П. изображен вместе с К.; голова П. обращена в полуобороте к сомученику, но взгляд направлен прямо, в правой руке он держит свиток, ладонь левой развернута вовне; К. стоит позади своего наставника и смотрит на него; оба седобородые, в монашеском облачении, со схимой, головы не покрыты (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 315). Одно из первых описаний облика святых П. и К. в рус. иконописных подлинниках представлено в подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова (под 9 июля). Этим, вероятно, объясняется стремление составителей текста заострить внимание на составе одежд в «египетских странах жительствовавших», т. е. воспринимаемых как аскетов П. и К.; причем на изображение К. оказал влияние текст «Лавсаика» Павсания: «…Патермуфий подобием сед изчерна, брада продолговата, на главе куколь, ризы монашеския; иноческое одеяние еже бе левитонар власян и куколь и козия кожа, яже обычно милоть или милотарь нарицашеся; Коприй, саном пресвитер, подобием надсед, брада доле Николины гораздо, но проста, власы с ушей, ризы монашеския и епитрахиль, в руках книга» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 386). Сведения о том, как нужно изображать святых, были значительно откорректированы в труде акад. В. Д. Фартусова, изданном в 1910 г. Составитель называет П. и К. пустынножителями («одежды монашеские, пустынножительския, убогия»), указывает на их возрастную разницу как учителя (П.- 75 лет) и ученика (К.- 45 лет) и описывает облик А.: «…воин, римского типа, молод, с пробивающейся бородкой» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 342-343; ниже автор упом. «других» Патермуфия и Коприя, информация о к-рых основана на тексте «Истории монахов»).

http://pravenc.ru/text/2579744.html

А. Ю. Никифорова Прор. Аггей. Миниатюра из греко-грузинской рукописи. XV в. (РНБ) Иконография А. отвечает общей типологии изображения пророков - А. облачен в хитон и гиматий, в левой руке свиток (текст на развернутом свитке Агг 1. 7, 8), правая рука либо благословляет, либо в жесте приятия благодати (обращена раскрытой ладонью вовне). Устоявшейся иконографии А. не существовало. Одно из первых известных изображений - в мозаиках алтаря кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае , 550-565 гг. (погрудное изображение средовека с темными короткими волосами). В миниатюрах из Толкований на Книги пророков (Кон. Х - нач. XI в. Torino. В 12) А.- молодой, безбородый, с темными короткими волосами, со свитком в руках. В миниатюре из Книги пророков (XIII в. Vat. Gr. 1153) А. представлен в образе величавого старца с длинными волосами с проседью, прядями спускающимися на грудь и плечи. Предположительно изображение А. было в росписи нач. XV в. ц. арх. Михаила в Сковородском мон-ре . В Книге пророков 1489 г. (РГБ.) А. представлен в полный рост седым старцем с короткими волнистыми волосами. Хитон серо-голубой, гиматий цвета разбеленного санкиря. Правая рука в жесте именословного благословения, в левой - развернутый свиток. Одно из ранних изображений А. в пророческом ряду иконостаса сохранилось на иконе 1497 г. из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ). А. представлен по пояс в центре трехчастной композиции (вместе с пророками Нафаном и Самуилом) седым старцем с клиновидной бородой. На нем синий хитон и малиновый гиматий. Правая рука скрыта в складках, в левой - свернутый свиток. В иконописном подлиннике новгородской редакции, XVI в., А. описан «аки Илья пророкъ. Ризы санкирь сь бълилы. Исподъ лазорь»; в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVШ в., «как старец с круглою бородою», произносящий: «Положите сердца ваши в пути ваши» (Ч. 2. § 132. 20). Лит.: Ерминия ДФ. С. 83; Иконописный подлинник новгородской редакции XVI в.//Сб. на 1873 г. Об-во древнерус. искусства при Моск. публ. музее. М., 1873. (под 16 дек.); Bardtke H.//LCI. Bd. 1. Sp. 80-81.

http://pravenc.ru/text/63282.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010