«Лоно Авраамово». Миниатюра из Псалтири Барберини. 3-я четв. XI в. (Vat. gr. 372. Fol. 39) Название композиции с изображением ветхозаветного патриарха Авраама (одного или вместе с патриархами Исааком и Иаковом ), сидящего на троне в райском саду с душами праведников в виде отроков, находящихся на его коленях, за пазухой и стоящих вокруг трона. «Л. А.» обычно включается в сложную многосоставную картину Страшного Суда, символизируя блаженство праведных в раю в противоположность мучениям грешников в аду. В основе композиции «Л. А.» лежит иллюстрация евангельской притчи о богаче и бедном Лазаре, в которой говорится: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк 16. 22). Изображение встречается на миниатюрах лицевых Псалтирей и Евангелий. Самой ранней известной иллюстрацией притчи является миниатюра из Слов Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 149, 879-882 гг.), на которой изображен сидящий на троне Авраам с Лазарем (душой Лазаря) на коленях. В качестве изображения рая сцена «Л. А.» представлена в Псалтири Барберини, она иллюстрирует текст Пс 22 (Vat. gr. 372. Fol. 39, 3-я четв. XI в.). Авраам (надпись по-гречески: Αβρααμ) в голубом хитоне и розовом гиматии восседает под деревьями на золотом троне, у него на коленях - детская фигурка (душа Лазаря), перстом левой руки он указывает вверх. Рай омывается потоком воды, изливающимся из кувшина. Причем донце кувшина изображено в устах расположенной справа полуобнаженной мужской фигурки в голубом препоясании (греч. надпись: ποτε - никогда), символизирующей богача, оказавшегося после смерти в аду, где, мучаясь от нестерпимого жара, он тщетно просил Авраама прислать к нему Лазаря, чтобы тот омочил ему водой язык. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) об иллюстрации заключительной части притчи о богаче и бедном Лазаре сказано: «…богач горит в адском огне и говорит: отче Аврааме, помилуй мя. Напротив него в раю сидит Авраам, держа на лоне своем Лазаря, и отвечает ему: чадо, помяни яко приял еси благая в животе твоем» (Ерминия ДФ. С. 125).

http://pravenc.ru/text/2110720.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ап. Апеллий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) [греч. Απελλς] (пам. 31 окт., 4 янв. в Соборе 70 апостолов), ап. от 70, к-рому наряду с др. членами рим. Церкви ап. Павел посылает приветствие и называет его «испытанным во Христе» (Рим 16. 10). Не исключено, что по происхождению А. был иудей, т. к. имя Апеллий было распространено среди иудеев. Предание приписывает А. епископское служение в Смирне и Ираклии. В «Синаксаристе» Никодима Святогорца различаются два Апеллия: один - апостол, упомянутый в Послании ап. Павла к Римлянам (16) и ставший епископом в Смирне (пам. 10 сент.) (Μηναον. Σεπτμβριος. Σ. 135), др.- апостол от 70, впосл. епископ Ираклии (пам. 31 окт.) (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 318-319). В печатных месяцесловах XIX в. (митр. Евгения, прот. Д. Вершинского и др.) упоминается только один А. (пам. 31 окт.), 10 сент. отмечена память Аполлоса . Архиеп. Сергий (Спасский), ссылаясь на Никодима Святогорца, считает А., еп. Смирнского, и А., еп. Ираклийского, разными лицами ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 450): 31 окт. празднуется память А., еп. Ираклийского, а 10 сент.- упомянутого в Рим 16 А., еп. Смирнского. Что касается второго Апеллия (10 сент.), то среди епископов Смирны упоминается только Аполлос Александрийский (пам. 8 дек.), следов., здесь имеет место смешение имен А. и Аполлоса. Память А. отмечается дважды в году: в Соборе 70 апостолов (см. Апостолы , разд. «Гимнография») - 4 янв. и вместе с апостолами от 70 Стахием , Амплием , Урваном , Наркиссом и Аристовулом - 31 окт. с пением им общего последования. Отдельное последование А. неизвестно. А. С. Небольсин Иконография. В целом ряде визант. Минологиев А. обычно изображен с апостолами, чья память приходится на 31 окт. Сцена мучения апостолов представлена: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 151, 976-1025 гг.); в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Л. 259v). Изображен в рост в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 84, XV в.) - в руках свиток. Описание облика святого имеется в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., где его предписано изображать молодым, с короткой бородой (Ч. 3. § 7. 56).

http://pravenc.ru/text/75584.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Акакий. Фреска ц. Спаса на Ковалёве в Новгороде. 1380 г. (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля, 26 или 27, 29 нояб. и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных). Рассказ прп. Иоанна Савваита об А. С. передан в «Лествице» прп. Иоанна Лествичника (Слово 4 «О послушании»). Будучи послушником у одного сурового старца, юный А. С. подвергался постоянным поношениям и побоям, но со смирением принимал их и через 9 лет скончался после непродолжительной болезни. Спустя 5 дней старец поведал о смерти послушника др. старцу; тот усомнился в этом, и, когда они пришли в склеп, где был похоронен А. С., спросил лежащего во гробе святого: «Акакий, умер ли ты?» - на что А. С., оказывая послушание и после смерти, ответил: «Обязавшемуся творить послушание невозможно умереть». Старец, бывший наставником А. С., был вразумлен этим чудом и провел остаток дней затворником в келье при гробнице. Гимнография Согласно большинству визант. Месяцесловов, память А. С. совершается 7 июля и 29 нояб. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203, 370). В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) память А. С. отмечена 26 нояб. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 14-115). Согласно принятому ныне в РПЦ Уставу, служба А. С. с каноном (4-го гласа) Феофана Начертанного († 845) с акростихом «Акакия избраннаго послушателя песньми пою», стихирами и седальном (4-го гласа) «Светлостию веры» поется 29 нояб. на повечерии. В греч. печатных афинских Минеях это последование отсутствует. Сохранился лишь стишной синаксарь по 6-й песне канона утрени 26 нояб. (Νομβριος. Σ. ), во многих же греч. рукописях служба выписана 7 июля. По первому печатному рус. Типикону 1610 г. положено совершать службу с Аллилуия 7 июля. Иконография А. С. изображается молодым, с темными волосами и очень короткой темной бородой, в монашеском одеянии (ряса, мантия, кукуль на плечах, схима). Его облик соответствует описанию, данному в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в.: «Молодой, с бородою едва показавшеюся» (Ч. 3. § 13. 60). Изображения А. С. сохранились в юго-зап. капелле кафоликона мон-ря Осиос Лукас , 30-е гг. XI в., в ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде, 1380 г.,- в руке держит свиток с надписью «Чадо послушания не умирает николиже» (атрибуция Н. В. Квливидзе); на рус. минейной иконе на июль, нач. XVII в. (ЦАК МДА), изображен безбородым; в трапезной мон-ря Хиландар на Афоне, 1621 г.

http://pravenc.ru/text/63802.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 5 (250) , (11) . в этом году (за прошлые годы с 2015-11-09) Описание: Древо Иессеево - Успенский женский монастырь г. Александров http://alexandrov-obitel.ru/?p=2159 Монастырская икона «Древо Иессеево» XVIII в. Древо Иессеево — символическое наименование родословия Иисуса Христа, который, согласно ветхозаветным пророчествам, должен был родиться в колене Иудином из царского рода Давида, сына Иессея: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Исаия,11:1). В иконописном подлиннике XVII века «Ерминии», составленном Дионисием Фурноаграфиотом, дается такое описание композиции иконы: «Праведный Иессей спит. Из-под плеча его выходят три ствола с ветвями; из них два малые обвились около него, а третий, великий, растет вверх, и на нем в ветвистых кругах видны еврейские цари от Давида до Христа: — первый — Давид с арфою; выше его Соломон с книгою закрытою, выше Соломона прочие цари, по порядку, со скиптрами в руках; а на вершине ветвистого ствола — рождество Христово, и по обе стороны его, в ветвях, пророки с пророчествами взирают и указывают на Христа». Там же предлагается изображать «Древо Иессеево» в южном крыле паперти. Икона нашей обители, действительно, находится на южной паперти Троицкого собора. Изображенные на иконе «Древо Иессеево»: Внизу в центре — Иессей. Нижний ряд (слева направо): Царь Иосафат, Царь Асса, Праотец Авраам, Царь Давид, Царь Соломон, Царь Иосия, Царь Иофам. 2 ряд снизу: Праотец Исаак, Протец Иаков, Матерь Божия с Богомладенцем Иисусом Христом, Царь Манассия, Царь Езекия. 3 ряд снизу: Царь Ахим, Св. Иосиф Обручник, Праотец Иаков, Царь Елиаким. Вверху слева: Святые Иоаким и Анна. Справа: Прав. Елисавета и Захария. Текст на свитке Иессея Что древле обещал в Едеме Бог Адаму, Что после подтвердил изустно Аврааму, В кончине лета то свершить благоволил, И милости Свои над нами удивил. От Иессеева се корня ветвь явилась,

http://pravicon.com/image-25697

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНСЕЛИН Божия Матерь с Младенцем на троне. Фреска собора Протата. Нач. XIV в. Мастер Мануил Панселин Божия Матерь с Младенцем на троне. Фреска собора Протата. Нач. XIV в. Мастер Мануил Панселин [Греч. Πανσληνος] Мануил, визант. художник. Его имя известно из письменных источников, прежде всего из Ерминии (ок. 1730-1733) иером. Дионисия Фурноаграфиота. Во введении к своей работе он назвал П. образцом для подражания как для себя, так и для др. живописцев. Дионисий сообщал, что художник, «как солнце, возсиял в Солуни» (поэтому Фессалоники считают городом, где П. родился, работал и создал произведения высокого уровня). Также в Ерминии дважды упоминается, что П. писал иконы, к-рые Дионисий видел сам. О славе П. как художника свидетельствует то, что Дионисий решил написать Ерминию, чтобы ознакомить буд. художников с основными характеристиками именно его творчества: «…размеры… его очерки св. ликов, телесный колорит и состав красок» - т. е. пропорции фигур и ликов, особенности личного письма и живописную технологию П. в широком смысле. В XIX в. П. считался на Афоне автором едва ли не всех стенописей (отмечено Н. П. Кондаковым: Кондаков. 1902. С. 61), и прежде всего в Успенском кафоликоне Протата (о датировке и программе росписей см. ст.: Карея ). Прориси с фигур и композиций из этого храма делались афонскими или греч. монахами-художниками. Подобные образцы 1-й пол. XIX в. попадали в собрания рус. иконописцев, напр. Пешехоновых (в частном собрании сохранился «перевод» полуфигуры Христа Еммануила из композиции «Недреманное Око» за подписью «изографа» иером. Григория, ученика «изографа» иером. Макария (вероятно, работавшие вместе на Св. Горе мастера из с. Галатисты в Вост. Македонии), сделанный в сент. 1849 г.; Белик Е. Г. Собрание прорисей иконописцев Пешехоновых: Первые итоги исслед.//Тр. ЦМиАР (в печати). Ил. 6; о совр. состоянии композиции «Спас Недреманное Око» в Протате см.: Tsigaridas. 2003. Icon 63. P. 182-183).

http://pravenc.ru/text/2578831.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМПЛИЙ [Амплиат; греч. Αμπλιτος, Αμπλις, Αμπλας от лат. Ampliatus - широкий; распространенное имя рабов или вольноотпущенников; церковнослав.  ], ап. от 70 (см. Апостолы ), сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом). Из слов ап. Павла : «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе» (Рим 16. 8) - можно заключить, что А. прежде жил в вост. части Римской империи и был лично знаком с ап. Павлом, к-рый в момент написания послания еще не был в Риме. В Ап. Амплий. Миниатюра греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Ап. Амплий. Миниатюра греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) апостольских списках , приписываемых св. Ипполиту Римскому и прп. Дорофею Газскому , имя А. стоит на 21-м месте. По Псевдо-Дорофею и греч. минологиям , А. сопровождал ап. Андрея Первозванного и во время путешествия по Мисии был поставлен во епископа г. Одисс (совр. Варна). Синаксарь К-польской Церкви называет его епископом Одиссополя в Македонии, где он претерпел мученичество от язычников, а Минологий Василия II , повторяя это указание, добавляет, что мощи А. вместе с мощами святых апостолов Стахия и Урвана были перенесены в храм Живоносного Источника в Валукли . Рим. мартиролог не упоминает о епископстве А., отмечая лишь, что он был замучен иудеями и язычниками. В 1881 г. в рим. катакомбах св. Домитиллы итал. археологом Дж. Б. Росси обнаружено захоронение (кубикулум), датируемое I в., на к-ром отчетливо читается надпись «AMPLIATI». Многие исследователи долгое время считали, что эта находка подтверждает гипотезу о том, что А. скончался и захоронен в Риме. Однако первые погребения христиан в катакомбах датируются кон. II в., поэтому в сер. XX в. датировка этих захоронений «апостольским временем» была отвергнута (Р. Lampe). Иконография А. изображается с апостолами, чья память приходится на 31 окт. Сцена мучения апостолов представлена в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 151, 976-1025 гг.); в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Л. 259v); в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 248v, 3-я четв. XI в.); в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. Изображен в рост в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 263, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 84, XV в.) - в руках свиток. Описание облика святого имеется в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., где его предписано изображать молодым с едва показавшеюся бородой (Ч. 7. 57). В Строгановском лицевом подлиннике, посл. треть XVIII в., и в подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) А. изображен под 31 окт. безбородым вместе с апостолами Стахием и Урваном. А. предписано изображать «аки Димитрий млад, риза киноварь с белилом, испод лазорь, рука молебна».

http://pravenc.ru/text/114584.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ ФУРНОАГРАФИОТ [из Фурны; греч. ιονσιος του εκ Θουρν] (1670, Фурна, совр. ном Эвритания, Греция - после 1744, ?), иером., иконописец, известен гл. обр. как составитель «Ерминии» (1730-1733). Сведения, касающиеся биографии Д. Ф., записаны его учеником Феофаном из Аграфы (опубл.: ημαρς Κ. Θ. Θεοφνους του εξ Αϒρφων βος ιονυσου του εκ Θουρν//Ελληνικ. 1937/1938. Τ. 10. Σ. 273-279). Д. Ф. род. в семье священника, владевшего ремеслом медника. В 12-летнем возрасте пришел в К-поль, где прожил 4 года. В 1686 г. удалился на Афон. В сане иеромонаха жил и работал как иконописец в скиту Мелетия в Карее до 1734 г., имел учеников-иконописцев. К работам одного из них относят роспись храма св. Димитрия в мон-ре Ватопед (1721). По возвращении (1734) в Фурну в 1740-1741 гг. основал иконописную школу под покровительством К-польской Патриархии. В работах Д. Ф. часто ошибочно видят влияние манеры письма Мануила Панселина (XIV в.). Из монументальных произведений Д. Ф. известны: 2 сохранившихся фрагмента росписи - с неизвестным святым и святым в венце (царь Давид?) (1711, отреставрированы Д. Ф. в 1731; с 1915 в С.-Петербурге, в 1930 переданы в ГЭ), росписи маленькой часовни св. Иоанна Крестителя в скиту Мелетия, Карея (1711, отреставрированы Д. Ф. в 1731), зап. стены кафоликона монастыря Дохиар (1721) и ц. свт. Василия в Рендине в Фессалии (1721). Росписи церквей в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и в честь Преображения Господня в Фурне погибли. Иконописное наследие Д. Ф. составляют иконы Иисуса Христа, Божией Матери, св. Иоанна Крестителя (все 1711, часовня во имя св. Иоанна Крестителя в мон-ре в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Аграфе); св. Иоанна Крестителя (1711, часовня во имя св. Иоанна Крестителя в скиту Мелетия, Карея); «Успение Богородицы» (1711, Эвритания); «Двенадцать апостолов» (1722, иконостас кафоликона монастыря Каракал на Афоне); 6 икон, в т. ч. «Христос Великий Архиерей», «Богородица Живоносный Источник», «Св. Иоанн Креститель», «Апостолы Петр и Павел» (все в ц. в честь Преображения Господня в Фурне). Д. Ф.- автор 4 писем, 18 эпиграмм и 2 текстов литургического содержания. Соч.: Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, сост. иером. и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701-1733/Пер.: еп. Порфирий [Успенский]//ТКДА. 1867. 7; 1868. 2, 3, 6, 12. Отд. отт.: К., 1868. М., 1993р. Лит.: Афонские древности: Кат. выст. из фондов ГЭ. СПб., 1992. С. 56. Кат. 77-78; Bentchev I. Dionysios ek Phurna//Saur allgemeines Künstlerlexikon. Münch.; Lpz., 2000. Bd. 27. S. 516-518; idem. Griechische und bulgarische Malerbücher: Technologie. Recklinghausen, 2004. S. 66-68. И. Бенчев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/Дионисий ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД [Греч. Λεωνδης], сщмч. (пам. греч. 15 апр.), еп. Афинский. Время и обстоятельства жизни неизвестны. Память Л. и посвященное ему двустишие («Тьма объять Афины внезапу, в них зашедшу солнцу Леониду») содержатся в визант. стишных Синаксарях и слав. стишных Прологах, где из биографических сведений указывается только то, что он «миром скончался» ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. T. 8. С. 37). В посвященном Л. Слове Афинского митр. Михаила Хониата (Акомината) (кон. XII в.) сообщается, что прах от мощей Л. находился в базилике св. Леонида (IV-V вв.) в Афинах, на р. Илис. Однако из упоминаний пострадавших вместе с ним жен, утопленных в море, становится ясно, что автор путает этого святого с мч. Леонидом Коринфским, память которого отмечается 16 апр., на следующий день после памяти Л. В Синаксарях Л. назван святым, в Слове Афинского митр. Михаила Хониата (Акомината) - священномучеником, в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца - мучеником, в совр. календаре Греческих Церквей - мучеником (Δπτυχα. 2014. Σ. 166). Хотя большинство исследователей связывают появление имени Л. в агиографических источниках с трансформацией культа мч. Леонида Коринфского ( Halkin. 1953. S. 220; Janin. 1966. Col. 1310 и др.), тем не менее почитание Л. нашло широкое отражение в новогреч. иконографии и гимнографии (в т. ч. службы, составленные в 1955 мон. Герасимом Микраяннанитом и в 1956 архим. Никодимом (Валлиндрасом; впосл. митрополит Патрский)), а также в почитании его мощей (напр., во 2-й пол. ХХ в. часть их хранилась в ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Перистери (в 4 км к северо-западу от центра Афин) - Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 207). Память Л. была включена в ВМЧ, но не указана в современном календаре РПЦ (ВМЧ. Апр. Дни 8-21. Стб. 460). В греч. Ерминии афонского иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания» имеется описание облика Л.: «старец с короткой бородой» (Ерминия ДФ. С. 162. 66). Ист.: BHG, N 984; Μιχαλ Ακομιντος Χωνιτης. Τ σωζμενα. Αθναι, 1879. Τ. 1. Σ. 150-156; SynCP. Col. 604-605; Νικδημος. Συναξαριστς. 1998. Τ. 4. Σ. 224. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 109; Halkin F. Saint Léonide et ses sept compagnes à Corinthe//ΕΕΒΣ. 1953. Τ. 23. Σ. 217-223; Janin R. Leonida e VII donne, santi, martiri a Corinto//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 1309-1310; Χρυσστομος (Δεληγιαννπουλος), μητρ. Λεωνδης//ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 278-281; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 275; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 7: Απρλιος. Σ. 138. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель

http://pravenc.ru/text/2463405.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АСИНКРИТ Асинкрит [греч. Ασγκριτος - несравнимый], ап. от 70 (пам. 8 апр., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов). Ап. Павел приветствует его вместе с др. рим. христианами в Послании к Римлянам (16. 14). В древности имя А. не было распространено в Риме (согласно эпиграфическим и лит. источникам Рима, оно встречается лишь дважды (Р. Lampe)), возможно, А. прибыл в Рим с востока империи. О жизни А. сообщается в греч. Минее: «Подобно другим, и Флегонт, и Асинкрит проповедовали Евангелие в разных странах мира, многих неверующих обратили в веру истинную, и, подвергнутые различным мукам от иудеев, скончались в один и тот же день, и таким образом от Господа получили царство небесное» (Μηναον. Απρλιον. Σ. 255). Его иногда отождествляют со сщмч. Асинкритом (пам. 19 июня), о к-ром только известно, что мощи его, вероятно, находились в К-поле, в ц. св. Ирины (R. Janin). По церковному Преданию, А. был первым епископом Гиркании в М. Азии (у Псевдо-Дорофея - в Урвании), служение его воспевается в тропаре 6-й песни канона утрени «                                  ». Отдельное последование А. неизвестно. Лит.: ActaSS. Iun. T. 5. P. 6; Apr. T. 1. P. 738-739; Собор св. 70 Апостолов. Каз., 1907. С. 103-104; Janin R. Asynkritos//DHGE. Т. 4. Col. 1271; Lampe P. Die stadtrömischen Christen in den ersten beiden Jh. Tüb., 1987. S. 140-142, 148. (WUNT; 2/18). О. В. Титова Иконография В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об А. сказано: «старец с бородою, разделенною на три пряди» (Ч. 3. § 7. 35); в др. месте указано, что «святые апостолы от 70-ти: Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт и Ерма, скончались в разных муках» (Ч. 3. § 22. Апрель. 8). Изображение А. в Соборе 70 апостолов имеется, напр., на минейной иконе на февраль, сер. XVII в. (НГХМ), как средовека с русыми, немного кудрявыми волосами, небольшой бородой, в зеленом хитоне и красном гиматии, со свитком в руке. Лит.: Ерминия ДФ. С. 157, 210. Рубрики: Ключевые слова: АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/76606.html

Мои заметки о карейской стенописи Панселина изложены особо 70 . А мое сказание об афонских зографах помещено в «Истории св. горы» 71 . О кладбище же карейском пишу несколько строк в настоящей «Книге бытия моего». Против входа во двор протатского собора, под колокольней его, на противоположной ему стороне главной карейской улицы, видится калитка с навесом, устроенная в 1839 г. Когда пройдешь через нее, очутишься на монашеском кладбище. Это Святое поле, Божие поле, очень мало. На самой середине его стоит малая, приземистая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Я молился в ней. Но не знаю, когда она построена была, и никто не знает сего, а расписал ее монах Макарий в 1787 году, 24 августа, как это доказывает надпись на косяке окна, освещающего левый клирос: στορθη τν παρν παρεκκλσιον δι συνδρομς τν πανοσιοττων ν ερομονχοις κυρου Νικηφρου κα κυρου Τιμοθου. Χερ Μακαρου μοναχο. 1787, αγοστου 24 72 . Эта церковь есть не что иное, как четвероугольный, равносторонний домик, с куполом. Стенопись в ней весьма посредственна. Краски, особенно красная, так ярки, что глазам больно. Иконостас позолочен. Старинных икон нет. Март. День 1. Ясно и тепло на Афоне. Я в подворье Русика на Карее, перевожу по-русски конец «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота о церковной живописи. День 3. Из афонской Кареи отправлено мое письмо к Толстому со следующими напоминаниями ему: «Благоволите уведомить меня заблаговременно: будет ли дано денежное пособие состоящему при мне воспитаннику Благовещенскому, отсрочат ли пребывание мое с ним на Востоке на пять месяцев, решитесь ли вы докладывать Государю Императору о беспошлинном ввозе в Одессу библиотеки моей и при ней старые иконы, помимо тамошнего цензурного комитета и, наконец, было ли и будет ли какое-либо слово о мне в св. Синоде. Ваши предварительные уведомления о всем этом, каковы бы они ни были, поощрят меня повелевать моими обстоятельствами с полным самоотвержением и с совершенной преданностью воле Бога». День 4. Сегодня кончено мною исправление русского перевода с греческого подлинника «Ерминии о живописном искусстве» Дионисия Фурноаграфиота, в семь часов и 50 минут пополудни, в карейском подворье Афоноруссика. Слава и благодарение Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010