Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо Гл. 2, 12 И Елиссéй не увиде егó ктомý Елисей же не видел его более В том, что Илия взят живым на небо в глазах Елисея, св. Епифаний Кипрский видит прообраз того, что Иисус Христос вознёсся на небо в глазах учеников Своих ( Деян.1:9, 10 ) (у о. Смирнова стр. 129). И Церковь на Вознесение Господне поёт: «...Странно и страшно Твое, Жизнодавче, еже от горы Божественное вознесение, еже изобразуя Илия четвероконный восхождаше...» «...Чудно и изумительно Твоё, Жизнодавче, Божественное с горы вознесение, которое изображая Илия, возносился на четырёх конях...» (2 кан. п. 5, т. 2). Гл. 2, 23 И взыде оттýду во Вефиль. И восходящу емý путéм, и дети мáлы изыдóша из грáда, и ругáхуся емý, и реша емý: гряди, плешиве, гряди И пошёл он оттуда в Вефиль. Когда он шёл дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый Мальчики из Вефиля (каковое название означает „дом Божий”, Быт.28, 17–19 ), смеявшиеся над безобразием пророка Елисея, – по мнению св. Ефрема Сирина , – предызобразили Первосвященников, книжников и фарисеев, этих как бы обитателей дома Божьего, которые поругались Господу, особенно когда Он во время страданий не имел ни вида, ни доброты ( Мф.27, 39–43 ; Мк.15, 29–32 ) (у о. Смирнова стр. 131). Гл. 4, 34 И взыде, и ляже на óтрочищи, и положи устá своя на устех егó, и óчи свои на óчи егó, и рýце свои на рýце егó, и плесне свои на плеснý егó: и слячéся над ним, и дýну на негó, и согреся плóть óтрочища И поднялся и лёг над ребёнком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простёрся на нём, и согрелось тело ребёнка Гл. 4, 35 и отвéрзе óтрочищ óчи свои и открыл ребёнок глаза свои По мнению святых Ефрема Сирина и Амвросия Медиоланского , пророк Елисей, некоторым образом смиривший свой стан при возложении своих членов на члены умершего отрока для воскресения его, предызобразил Иисуса Христа, Который возложил тело Своё на крест, дабы воскресить умершего Адама (ibid, стр. 132).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 11, 23 И взя Иисýс всю зéмлю, якоже заповеда Госпóдь Моисéю: и дадé ю Иисýс в наследие Изрáилю, разделéнием по племенóм их Таким образом, взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал её Иисусу в удел Израильтянам, по разделению между коленами их «Иисус Навин некогда разделил Израильтянам страны язычников, – замечает св. Кирилл Александрийский , – явившийся же в мире Христос, образом Которого был древний Иисус, Своим священнослужителям отдал не одну только Иудею, но и всю землю» (тв. ч. 8, стр. 425). Гл. 19, 49 И совершиша разделяти зéмлю в пределех ея: и дáша сынове Изрáилевы жрéбий Иисýсу, сыну Навину, повелением Госпóдним среде себé Когда окончили разделение земли по пределам её, тогда сыны Израилевы дали среди себя удел Иисусу, сыну Навину По этому поводу бл. Феодорит замечает: «Поскольку соимённый с Ним (Иисусом Христом) Иисус Навин был образом Его, то не уделил себе жребия, подражая смирению Владыки ( Мф.11, 29 ), пребывавшему в крайней нищете (8, 20)» (тв. т. 1, стр. 284). Книга Судей Гл. 2, 16 И возстáви [им] Госпóдь судии, и избáви их Госпóдь от руки пленяющих я И воздвигал [им] Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их Св. Ефрем Сирин, вероятно, руководясь словами ап. Павла ( Евр.11:32, 33, 39 ), говорит, что «все бывшие спасителями Израиля (т. е. судии) служили только образами истинного Спасителя» (тв. ч. 6, стр. 445). Гл. 6, 14 И воззре на негó áнгел Госпóдень и речé емý: иди в крепости твоéй сéй, и спасéши Изрáиля от руки Мадиáмли: и сé, послáх тя Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя На другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды По объяснению св. Епифания Кипрского , в этом испрошенном Гедеоном от Бога чудесном знамении с руном (ср. Пс.71, 6 ) он пророчески видел образ чудесного зачатия Мессии по человечеству (тв. ч. 5, стр. 9–10), ибо и «утроба Девы подобно руну прияла в себя дождь с небесе – Христа» (С. К. Смирнов – цитов. соч. стр. 111).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

А Св. Иоанн Златоуст находит, что «после воскресения Христа в Нём восстанавливается древний образ Адама, ибо Он был наг и нагим не казался» ( Ин.20, 6–7, 14 ) (тв. т. 6, стр. 797). Гл. 3, 8 И услышаста глáс Гóспода Бóга ходяща в раи по полýдни: и скрыстася Адáм же и женá егó от лицá Гóспода Бóга посреде дрéва рáйскаго И услышали голос Господа Бога, ходящего во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая Св. Ириней Лионский : «Писание, обозначая имевшее быть, говорит, что когда Адам скрылся вследствие непослушания, Бог пришёл к нему вечером (славянское «пополудни»; русский перевод «во время прохлады дня»), воззвал его и сказал ему: «Где ты?» Это значит, что в последние времена то же Слово Божье пришло воззвать человека, напоминая ему о деяниях, живя в которых, он скрылся от Господа. Ибо как тогда Бог говорил Адаму вечером, ища его, так в последние времена тем же голосом взыскал и посетил род его» (кн. V, гл. XV, 4; стр. 622) 65 . А «глас стоп, предшествовавший Богу и возвещавший осуждение Адамово , – по мнению св. Ефрема Сирина , – изображал тот глас Иоаннов, который должен предшествовать Сыну Божьему» ( Мф.3, 11 ) (тв. ч. 6, стр. 327). Гл. 3, 15 и враждý положý междý тобóю и междý женóю, и междý семенем твоим и междý семенем тоя: тóй твою блюсти бýдет главý, и ты блюсти бýдеши егó пяту и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту В смысле «первоевангелия» объясняют эти слова святые Климент Александрийский («Увещание к Эллинам» гл. 10, стр. 164), Киприан Карфагенский («Против Иудеев» кн. 2, 9: стр. 39–40), а также св. Епифаний Кипрский , по словам которого «тогда Он впервые предвозвещён был» (тв. ч. 5, стр. 264–265), «ибо Семени жены нигде не оказывается, поэтому не иначе, как иносказательно, к Еве относится вражда между рождаемым от неё и змием и бывшим в змии дьяволом и завистью. Но всё в совершенстве не может быть исполнено в Еве, а истинно имело быть исполненным в Семени святом, избранном, единственнейшем, явленном только от Марии, а не от сопряжения с мужем. Ибо Сын Её пришёл сокрушить силу дракона и извивающегося змия, бегущего и говорящего, что он овладел всей вселенной».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 31, 25 и заповеда левитом воздвижущым ковчéг завета Госпóдня, глагóля: тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: Гл. 31, 25 взéмше книгу закóна сегó, положите ю от страны ковчéга завета Гóспода Бóга вáшего, и бýдет тáмо вáм во свидетелство возьмите сию книгу закона и положите её одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя По объяснению того же св. Отца, сими словами «Моисей прикровенно указал на то, что в определённое время должна была упраздниться сила служения в прообразах и сени» (ibid, стр. 323). Гл. 32, 2 да чáется яко дóждь вещáние моé, и да снидут яко росá глагóли мои, яко тýча на трóскот и яко иней на сено Польётся как дождь учение моё, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву Св. Епифаний Кипрский в этих словах, по-видимому, усматривает пророчество о сверхъестественном рождении Иисуса Христа от Девы, почему и замечает: «И Мария восприемлет Слово в зачатии, как земля – дождь», так что Иисус Христос «произошёл из Девы подобно земле и руну, восприявшей Его» (тв. ч. 5, стр. 9–10). Гл. 32, 6 сия ли Гóсподеви воздаетé, сии людие бýии и не мýдри Сие ли воздаёте вы Господу, народ глупый и несмысленный По мнению св. Кирилла Иерусалимского , так восклицал Моисей, как бы видя Иисуса Христа, подверженного оскорблению, оплеванию, злословио, бесчестию и бичеванию от рабов во дворе первосвященников Анны и Каиафы и от воинов – во дворе Пилата («Огласительное поучение» XIII, 29; стр. 205). Гл. 32, 13 возведé я на силу земли, насыти их жит сéлных: ссáша мéд из кáмене и елéй от твéрда кáмене Он вознёс его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его мёдом из камня и елеем из твёрдой скалы Всё это «таинственно, – по мнению св. Ефрема Сирина , – означало Христа. Он истинный краеугольный камень, для целого мира источник жизни, для всякого, приходящего к Нему, Он есть, чего желает каждый: для одного свет, для другого дверь, для иного путь, для иного же премудрость. Он есть для всякого всё и всякому на пользу» (тв. ч. 6, стр. 597).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра Бог повелел „не оставлять манны на утрие”, – по мнению св. Кирилла Александрийского , – для того, «чтобы под утром ты разумел время, в которое явилось пришествие Христово» (тв. ч. 5, стр. 87). Гл. 16, 33 И речé Моисéй ко Аарóну: возми стáмну златýю едину и вложи в ню гомóр пóлный от мáнны, и положиши тýю пред Бóгом в соблюдéние в рóды вáша И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши «Златая стамна, заключавшая в себе чувственную манну, – по объяснению того же св. Отца, – являет нам свыше, т. е, от Отца, сошедшее и животворящее Слово как бы в священном и нескверном теле», причём в прообраз того, что „в Том живет всяко исполнение Божества телесне” ( Кол.2, 9 ), стамна была полна манны (тв. ч. 2, стр. 205–206). Гл. 16, 35 Сынове же Изрáилевы ядóша мáнну лет четыредесять, дóндеже приидóша в зéмлю обитáемую, и ядóша мáнну, дóндеже приидóша во странý Финикийскую Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской Как Моисей, так и все израильтяне, когда вкушали небесную манну, предварительно научаемы были через сие, – по мнениюсв. Григория Нисского , – «таинству Девы, ибо тело хлеба сего не возделывало ни орание, ни сеяние, но земля, оставаясь такою, какова она есть, оказывалась исполненной сей Божественной пищи» (тв. ч. 1, стр. 306), по образу чего и Дева Мария „без Семене зачала Сына” (9 п. кан. Вел. Суб.), „давшего нам есть плоть Свою” ( Ин.6, 52 ). Прообраз Иисуса Христа в манне видят также св. Василий Великий (тв. т. 7, стр. 278), Киприан Карфагенский (тв. ч. 1, стр. 322), Епифаний Кипрский (тв. ч. 4, стр. 155) и св. Иоанн Златоуст , который потому-то и говорит, что «мы получили вместо манны тело Господне» («Толкование на 2 Кор.» стр. 157–158; ср. «Беседы на Евангелие от Иоанна», ч. 1, стр. 532). В этом смысле и бл. Феодорит говорит, что «ветхозаветное было образом новозаветного... манна – божественной пищи» (тв. т. 1, стр. 124). Изведение воды из скалы в Хориве

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

и кто-нибудь чистый пусть соберёт пепел телицы и положит вне стана на чистом месте, и будет он сохраняться для общества сынов Израилевых, для воды очистительной: это жертва за грех «Бог узаконил приносить рыжую юницу за грех всего народа, – продолжает тот же Учитель Церкви, – прообразует же она спасительное страдание, вземшее грех целого мира» (ibid.). Св. Иоанн Златоуст лишь вкратце замечает: «Некоторые думают, что эта юница была образом страданий Господа нашего Иисуса Христа» (тв. т. 1, стр. 457). А «под „пеплом юнчим” будем разуметь не иное что, – говорит св. Кирилл Александрийский , – как очищение, совершаемое через Христа» (тв. ч. 5, стр. 175). Гл. 19, 12 сéй да очистится [сéю водóю] в дéнь трéтий и в дéнь седмый, и чист бýдет: áще же не очистится éю в дéнь трéтий и в дéнь седмый, нечист бýдет он должен очистить себя сею [водою] в третий день и в седьмой день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и седьмой день, то не будет чист По мнению св. Епифания Кипрского , здесь загадочно сказал закон «о тех, которые наложат руки на Христа и предадут Его кресту, как об имевших нужду в очищении» 98 . A «третий день, в который назначалось очищение водою прикоснувшемуся к мертвецу, – по мнению св. Кирилла Александрийского , – означает время воскресения Единородного» (тв. ч. 5, стр. 279). Гл. 19, 14 И сéй закóн: человек áще ýмрет в домý, всяк входяй в дóм, и елика сýть в домý, нечиста бýдут сéдмь дний Вот закон: если человек умрёт в шатре, то всякий, кто придёт в шатёр, и всё, что в шатре, нечисто будет семь дней Гл. 19, 15 И всяк сосýд непокровéн, и елики обвязáнием не обвязаны, нечисти сýть всякий открытый сосуд, который не обвязан и не покрыт, нечист «Домом осквернённым от мертвеца, посудой, в нём находящейся, и сосудом неприкрытым в этом случай Законодатель, кажется, указует нам, – говорит тот же св. Отец, – на убившее Господа сонмище иудеев, которое совокупно разумеется под всем, что в доме. А по отдельности – под каждым из сосудов, потому что человек есть как бы сосуд на земле» (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И, по мнению св. Кирилла Александрийского , «сеннописуемо было древним таинство Христово в то время, когда приносим был в жертву агнец, по образу которого и Сам Еммануил истинно претерпел заклание ради жизни всех. Так и Божественный Павел пишет: „Пасха наша за ны пожрен бысть Христос” ( 1Кор.5, 7 )» (тв. ч. 3, стр. 252). Гл. 12, 2 мéсяц сéй вáм начáло мéсяцей, пéрвый бýдет вáм в мéсяцех лета месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года «В начале года и в первом месяце является таинство Христово, – говорит тот же св. Отец, разумея пасхального агнца, как прообраз Его. Потому что для нас служит новым веком время пришествия Спасителя нашего, изменившее всё к лучшему, а обветшающее, и стареющее, и близкое к исчезновению, пременяющее в обновление твари ( 2Кор. 5, 17 )» (тв. ч. 3, стр. 238–239). Гл. 12, 3 рцы ко всемý сóнму сынóв Изрáилевых, глагóля: в десятый мéсяца сегó да вóзмет кийждо овчá по домóм отéчеств, кийждо овчá по дóму Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство «Агнец пасхальный есть образ Господа нашего, Который в десятый день месяца Низана нисшёл в утробу Девы, – замечает св. Ефрем Сирин по поводу поведения Божьего об избрании в этот день пасхального агнца и разъясняет, – поскольку от 10 дня 7 месяца, в который Захария приял благовествование о рождении Иоанна, до 10 дня 1 месяца, в который ангел благовествовал Марии, протекло шесть месяцев, то ангел сказал Марии: „Сей месяц шестый есть ей нарицаемый неплоды” ( Лк.1, 36 ). Итак, в 10 день агнец заключён, а Господь зачат» (ч. 6, стр. 483). А св. Епифаний Кипрский говорит, что «вземлем овча с 10 дня, по йоте (которой изображается греческая цифра 10) узнавая имя Иисусово» (тв. ч. 2, стр. 336). Гл. 12, 5 овчá совершéнно, мýжеск пóл, непорóчно и единолетно бýдет вáм, от áгнец и от кóзлищ приимете Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Но Он хотел показать, что между тем как Он все это делал, еще никто не веровал в Него совершенно, дабы тем явить великое человеколюбие снисхождения Его к нам. Ибо не должно было бы сестрам Лазаря говорить: «четверодневен есть: уже смердит» ( Ин. 11:39 ), ни приходить и показывать, а сказать: «Ты все ведаешь, и если хочешь, он оживет». Посему-то и восплакал Он о окаменении сердец людей. Итак не неведая спрашивал, но искушая обличает и человеколюбствует. И еще говорит: «кто есть коснувыйся Мне?», не потому, что не знал, кто прикоснулся к Нему, но дабы не им самим объявлено было совершившееся чудо, но чтобы сама услышавшая вопрос сей, пришедши, сказала о ниспосланной к ней благодати и, исповедав сие, услышала: «вера твоя спасе тя» ( Лк. 8:48 ), чтобы она и других обратила к вере, дабы они исцелились. " Кого Мя, – говорит, – глаголят быти, Сына человеческаго?», как и в Ветхом Завете от лица Отца говорится: «Адаме, где еси?» ( Быт. 3, 9 ). А Бог знал, где он; посему и обличает его, говоря: «от древа ял еси» ( Быт. 3, 11 ). И Каину: «где Авель брат твой?» ( Быт. 4, 9 ). И не неведая спрашивал сие; ибо говорит: «проклят ты на земли, яже разверзе (уста своя) прияти кровь брата твоего от руки твоея». Се " кровь его вопиет ко Мне» ( Быт. 4, 10–11 ). Итак не неведал говорящий, что «кровь вопиет», но для того спрашивал, чтобы дать ему место раскаяния к защищению себя. 40. И не удивляйся, если Он сказал: «Мною приходят ко Отцу» ( Ин. 14, 6 ), и не предполагай изменяемость существа Отца; ибо Сам Он опять учит: " никтоже приходит ко Мне, аще не Отец привлечет его» ( Ин. 6, 44 ). Посему как Отец посылает к Сыну, так и Сын приводит к Отцу, чтобы показать, что Божество есть одно и тоже. А если написано: «преспеваше возрастом и премудростию» ( Лк. 2, 52 ), то это значит, что Он есть Божия Премудрость (ср. 1Кор. 1, 24 ) и не нуждается в премудрости. Но когда говорится: «Себе умалил, зрак раба приим» ( Флп. 2, 7 ), то это не значит, что полнота (Божества) уменьшилась, но сказано это, дабы показать, что Он с неба низшел в человечество, то есть, в утробу Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010