25 февраля, в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, и день тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор совершили Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. В богослужении также принимали участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, архиепископы Костромской и Галичский Александр, Истринский Арсений, Верейский Евгений, епископы Красногорский Савва, Липецкий и Елецкий Никон, Видновский Тихон, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк, Гатчинский Амвросий, Троицкий Панкратий, Серпуховской Роман, Петергофский Маркелл, Бронницкий Феофилакт, Уссурийский Сергий, Орловский и Ливенский Иероним, а также находящиеся на покое епископы Илиан (Востриков), Серафим (Зализницкий), Никон (Миронов). За богослужением молились архиереи Поместных Православных Церквей, в частности, митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл (Болгарская Православная Церковь), настоятель Подворья Болгарской Церкви в Москве епископ Проватский Игнатий, епископ Диоклийский Иоанн (Сербская Православная Церковь), а также Президент Черногории Ф.Вуянович с супругой и губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Христофор совершили литию перед гробницей приснопоминаемого Патриарха Алексия II. Затем духовенство совершило славление святителю Алексию Московскому перед ракой с его святыми мощами. Также в этот день по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была открыта в выставочном зале музея Храма Христа Спасителя подготовленная Управлением делами Московской Патриархии и Издательским советом Русской Православной Церкви совместно с Музейным объединением «Музеи Москвы» выставка «Патриарх Алексий II. К 80-летию со дня рождения».

http://patriarchia.ru/db/text/600732.htm...

Заглавие: Списаниа о поучении от житий, от повестий преподобных и богоносных Отець. Впереди оглавление, припис. в XVII веке. Повестей в Патерике 40, порядок и надписи те же, что под 701 л. 1–36 об. Последняя о исповедавшим своа сгрешениа к св. старцу не докончена. Прибавления: л. 51. Житие препод. отца нашего Паисиа Великаго, списано Иоанномь Коловомь. См. 685 л. 347. л. 82. Препод. отца нашего Филимона ошелника слово зело полезно. Нач. Глаголааху о отци Филимоне ошелнице, яко вселися в некую пещеру. л. 93. Слово 2. Предесловие книгы и сказание божествным заповедемь Господним, имея вкратце вся вещи книгы сия, и яко не ведети нам божествнаа писаниа впадаемь в сети дияволи и погыбели предани бываемь, и проч. Никона черногорца. За сим еще 11 слов его же. (3–13) с теми же надписями, какие показаны под 14 л. 18–95. Конечное 13-е о прелюбодеани и блуде не дописано. На л. 92 внизу современным почерком полузамарано: Господи помози рабу Божию Ондрею. 709. (1891.) Патерик скитский неполный с прибавлениями, скороп., XVII века, в четверть, 305 листов. Для заглавий во всей рукописи оставлены пробелы, лист первый порожний. л. 2. Нач. Благодарю Тя Владыко мой Господи Исусе Христе Вседержителю, яко сподобил мя еси недостойнаго поведателя быти препод. твоего угодника Авраамия чудотворца. Житие препод. Авраамия галичского, соч. иноком Протасием; на конце 4 чуда. л. 52 об. Нач. Тайну цареву добро есть таити, а дела Божия проповедати преславно есть. Житие Марии египетской, соч. патр. Софронием. л. 89. В тойже день пение неседающее пресв. Владычице нашей Богородицы, празднуем вины ради сицевы: Ираклию Самодержьцу греческое царство содержащу. л. 96. Нач. Взлюблении, кто возглаголет силы и чудеса Господня? Слово в великий пяток. См. 142 л. 187. В конце два отрывка. л. 100. Нач. В един от дний потщание сотворих ити внутреннюю пустыню и видети, аще есть другий мних внутрьюду паче мене работая Господеви. Житие препод. Онуфрия пустынника, соч. Пафнутием. л. 105. Нач. Во дни Ликиния царя бе гонение велие на християны. Мучение 40 мучеников севастийских.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

21 — Ситхинская-Казанская 21 — Умиление в Новгороде 21 — Оковицкая (1539) 21 — Устюжская — Благовещение (1290) 22 — Колочская (1413) 22 — Коложская (1495) 22 — Кипрская (392) 22 — Ястребская 22 — Полыньковая 22 — Ножевая 22 — Чистительная 23 — Коневская (1393) 24 — Ржевская (1539) 24 — Шуйская-Смоленская (1654) 24 — Борколабовская 25 — Троеручица 25 — Троеручица в Белобережской пустыни 25 — Троеручица в Воронеже 25 — Троеручица в Сухотинском монастыре 26 — Достойно есть 29 — Чирская (Псковская) (1420) 30 — Святогорская Одигитрия (1563) АВГУСТ 2 — Абалацкая — Знамение (1636) 3 — Галичская (Чухломская) (1350) 5 — Почаевкая 5 — Всех скорбящих Радость 10 — Смоленская Одигитрия (Путеводительница) (1046) Ю — Гребневская (1380) 10 — Супрасльская (1500) 10 — Игрицкая-Песоченская (1624) 10 — Югская (1616) 10 — Шуйская Одигитрия (1654) 10 — Выдропусская (15 век) 10 — Одигитрия Воронина (1524) 10 — Одигитрия Христофорова (16 век) 10 — Смоленская-Сергиевская (1771) 10 — Смоленская-Костромская (1672) 10 — Смоленская-Кирилло-Белоезерская (15 век) 10 — Устюженская-Смоленская (17 век) 10 — Устьнедумская-Смоленская (1603) 10 — Святогорская-Смоленская (1569) 10 — Соловецкая-Смоленская (17 век) 10 — Одигитрия Мглинская 10 — Одигитрия во Пскове 10 — Смоленская-Полонская 10 — Смоленская-Иоасафовская 10 — Одигитрия в Вознесенском монастыре 10 — Одигитрия Сумельская 10 — Смоленская в Никитовке 10 — Смоленская в Свеаборге 10 — Смоленская-Белгородская 10 — Смоленская в Воронеже 12 — Оконская 12 — Воргольская 13 — Предвозвестительница (13 век) 14 — Силуанская (1158) 15 — Хиленская (1902) 21 — Толгская (1314) 21 — Толгская в Спасском 24 — Киккская 26 — Страстная (1641) 26 — Черногорская 26 — Страстная в Липецке 26 — Страстная в Зачатиевской церкви 26 — Страстная в селе Енкаеве 26 — И Тебе Самой душу пройдет оружие 26 — Семистрельная 26 — Минская (10 век) 26 — Явление Богоматери святому Тихону Задонскому 27 — Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию (1383) 27 — Беседная (1383) 27 — Нарвская (1558)

http://pravicon.com/text-34

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам ( Мф.28:1-7 ). Чем больше смотришь на Белого Ангела (так зовут его в Югославии), тем больше им восхищаешься. Без сомнения, это шедевр средневековой фресковой живописи. Здесь все совершенно: и поворот головы Ангела, и его глаза, и асимметричный размах крыльев, и движение руки, и его легкая, изящная, как бы невесомая фигура. Вид Ангела радостен, сияющ, трепетен — да и как же может быть иначе: ведь он возвестил людям самую восхитительную, самую жгучую, самую невероятную весть из всех вестей на свете, — что Христос воскрес из мертвых и Его нет больше во Гробе!!! Отойдешь немножко назад — взгляд Ангела с тобой, приблизишься к гробнице — он властно держит тебя, этот взгляд, и ты никак не можешь освободиться от него, ты во власти сообщенной Ангелом потрясающей, неземной вести. Таким увидел Божиего посланника средневековый безымянный мастер — и оставил его нам: для восхищения и благоговейного созерцания, чтобы мы остановились, пораженные, и простояли на одном месте и час, и другой, и третий, не замечая ни времени, ни пространства, ни самих себя… Белый Ангел стал духовным символом Югославии. Его изображение встречаешь везде: и в гостинице, и в салоне междугородного автобуса, и в студенческой аудитории, и в келлии монаха, и в кабинете министра. Югославская авиакомпания “ЮАТ” летает как бы на крыльях Белого Ангела, — взяв в руки авиабилет, каждый пассажир встречается с завораживающим взглядом Небесного посланника. Почему это произошло? Почему Белый Ангел начертан в книгах и журналах, а точнее, в сердце каждого серба? Потому что он возвещает Воскресение Иисуса Христа, а значит, и воскресение каждого верующего серба, каждого верного последователя Христа, воскресение всей прекрасной Сербии. Слободна вожня

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/belyj-an...

Бог всегда на стороне Своей Церкви и особенно радеет о Ней на землях Святой Руси, перед которой поставлены высшие апокалиптические цели. Сам же Господь и руководит Ею на пути к этой цели. И нерадение самог церковного священства и частично мирян – единственное, что мешает и может помешать Богу в её осуществлении. Впрочем, против их нерадения у Него также есть особые средства: мы видели их действии в 1917-1939 гг., 1941-1945 гг., видим сейчас их на Украине , в Греции, в Сербии. Получат ещё «своё», если не одумаются, ставшие на службу антихристианскому Западу из корыстного расчета или по своим националистическим пристрастиям Румыния, Кипр, Грузия, Черногория, Македония (особенно в лице их элит), поместным церквям которых также, по примеру Элладской, угрожает уход в раскол вслед за Стамбульской сектой Варфоломея Архондониса. Как известно из самого новозаветного Апокалипсиса, главной язвой Лаодикийской церкви, Церкви последнего времени (то есть, наших дней) является теплохладность (Откр.3:14-19), то есть, равнодушие, отстраненность, высокая степень безразличия её членов к происходящему как вокруг Церкви (в частности, в среде неверующего народа), так и даже в Ней самой. И мы явно видим воочию осуществление этого пророчества апостола Любви. Но Господь тут же и призывает свою блудную Лаодикийскую невесту: «Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр.3:18-19). И где, как не на Белой Руси Церкви услышать этот призыв прежде всех! Главное, что должны помнить белорусские иерархи и пастыри, – это то, что земная Церковь суть Церковь воинствующая! А не толерантная, улыбчивая, пацифистская, многовекторная, лепечущая, сюсюкающая, по-страусиному прячущая голову в песок, компромиссная, лукаво высокоумствующая, лицедейно острящая, прогрессивная – то есть, такая, какой её хотели бы видеть и пытаются сделать Её внешние враги, чиновники-атеисты и немногочисленные, но допущенные до власти в Церкви коржичи-лепины-кухты-шимбалевы.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/07/prizva...

Вся жизнь отца Василия была посвящена возлюбленному Отечеству — России, хотя он и жил вне ее. Он каждый день молился о ней, духовно окормлял русских людей, которые жили в столице Югославии, благоустраивал подворье. По отзывам людей, знавших его (а знали его очень многие), это был ревностный подвижник благочестия, пастырь, душу свою полагающий за овец ( Ин. 10, 11 ). Ему придверник отворяет двери, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его ( Ин.10:3-4 ). Настоятельскую “эстафету” протоиерей Василий принял от своего отца — Виталия Тарасьева, который (единственный из них троих) родился в России и эмигрировал на чужбину, спасаясь от большевиков. Как видим, на Сербской земле, в Белграде, существует целая священническая династия — явление не такое уж частое и в самой России. - Мы можем вам только позавидовать, — сказал отцу Виталию руководитель нашей группы, когда мы беседовали в тесном кругу. - Отчего же? - Да оттого, что вы жили и воспитывались в нормальной, естественной христианской среде, в которой сохранились и преемственность традиций, и уклад церковной жизни, и знание святоотеческих преданий. Мы были всего этого лишены, так как церковная жизнь в России была беспощадно изуродована. Знакомя нас с подворьем, отец Виталий остановился около двух надгробий, установленных у северной стены храма, под окном. - Это могилы моего отца и деда, — сказал он. — Местные власти любезно разрешили похоронить их внутри храма. Была совершена панихида по усопшим. Мы, русские люди, молились о других русских людях, о наших братьях во Христе, чья жизнь прошла вдали от родины, но они являлись (и являются!) ее частичкой, ее кровинкой, о людях, сердцем болевших о ней каждый час, каждое мгновение своей жизни, делавших все, что было в их силах, для ее скорейшего возрождения. Из церкви мы прошли в музей, который расположен в небольшом домике на территории подворья, посвященный истории русской эмиграции в Югославии.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/belyj-an...

Если бы в народе воспитывалась эта благодарная память о России, а Белград, повторим, украсил бы монумент русскому царю и его жертвенной армии], вряд ли сегодня мы видели бы на нем грязные ругательства и прочие безобразные надписи, какие опоясывают ныне памятник [ " Благодарности Франции " ] на Калемегдане. Русские цари всегда были покровителями и защитниками православных народов. Никогда ни над одним из балканских народов Россия не устанавливала своей власти, хотя ее вмешательство всегда трактовалось Австрией, Германией, Италией как преследование собственных эгоистических интересов и корысть. Черногория, например, " находилась на бюджете " России почти 200 лет [ 7 ], будто одна из губерний Великой Северной Империи. Ныне, конечно, ясно, что прежде Россия могла значительно эффективней помогать южным славянам. Но и за ту помощь, которую сербы получили от русских в прошлом, нужно испытывать вечную благодарность, [нужно помнить свою историю, чтобы остаться в истории. Напомним известные слова Пушкина : " Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим " [ 8 ] - сегодня они должны стать нашим девизом, защитой от неприятеля внутреннего, этого страшного врага сербства, который всегда воздвигает ложные ориентиры для народа. Н.М.], указывая на друзей наших как на врагов, а на врагов - как на друзей; и если бы мы были свободны от этих заблуждений, то не были бы теперь в таком плачевном состоянии. [Грязное орудие лжи безошибочно свидетельствует о принадлежности так называемых историков, которые сравнивают политику России на Балканах с политикой колониальных сил Запада, - ибо, как говорил Христос: " Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи " (Ин. 8, 44). Н.М.]. Если бы сербы следовали косовской памяти, этому путевождю в веках, так же верно, как служили тем, кто их бездушно уничтожал, мы бы были счастливым народом, которому дивились бы племена иные " .

http://ruskline.ru/analitika/2007/02/06/...

Еще скажите Вашим дочерям, что эти архиторговцы модой под именем культуры и просвещенности, красоты и эстетики рекламируют свои изобретения, думая только о прибыли и посмеиваясь в кулак. Эти слова, которые когда-то произносились с уважением, служат им теперь просто красочным торговым ярлыком для продажи товара. Некогда европейские царские дворы служили образцом красивой одежды, при этом они прежде всего заботились о том, что в устах Ваших дочерей звучит как пустословие, — о культуре, красоте и вкусе. Но сегодня, к сожалению, и королевские, и княжеские дворы подчинились модной тирании, которую навязывают лавочники. Эти красивые господские одежды еще можно иногда увидеть на некоторых благочестивых людях, особенно в Македонии и Черногории. Одна американка, преподаватель, недавно посетила Цетинье, и она мне рассказывала, что некое женское общество пригласило ее на чай. Черногорки пришли в своих прекрасных народных костюмах, а американка — в своем модном платье. «Мне было очень стыдно самой себя: я выглядела как цыганка среди цариц!» — говорила она. Еще вы можете прочитать Вашим дочерям предостережение пророка Исаии еврейским модницам: И сказал Гос­подь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, — оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла, и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи, и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои — на войне. И будут воздыхать и плакать… (Ис 3, 16–25), которое со временем вполне подтвердилось. От Господа мир Вам и здравия. Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича) в трех книгах , выпущенного издательством Сретенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/36038.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Два распятых разбойника – это всё человечество Пасхальное послание митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) 22.04.2020 1191 Время на чтение 7 минут Христос Воскресе! В эти святые дни, братья и вечные собратья, прославляя Христа Богочеловека, Распятого и Воскресшего, поем песнь веры, надежды и любви: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Согласно Павлу, апостолу народов, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». И действительно, вся история человечества, человека как разумного существа, и весь людской опыт, и наука подтверждают, что существовали и существуют только два типа людей: одни верят в Бога и тем самым в вечную жизнь и вечный смысл человека и мира, а другие – в смерть и тем самым в ничтожность мира и человека, в конечную бессмысленность всего сущего. Вся людская тоска по Богу, и тем самым по вечному смыслу бытия, [сама] вера в Бога обрела свою полноту и совершенство в личности Распятого «за жизнь мира» и Воскресшего из мертвых Христа Богочеловека. Он есть Тот, через Которого «все начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3), и Который есть «Альфа и Омега, Начало и Конец» – полнота всего – Своей смертью попирает смерть, открывается и даруется как «Хлеб живый, сшедший с небес; ядуший хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6:51). Он, Единый из земнородных, как Единородный Сын Божий, сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6); «Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме» (Ин. 8:12). Впрочем, всё, что существует, и то, каким образом существует, [пребывает] под знаком распятия и умирания и в то же время – под знаком рождения и воскресения. Эта тайна бытия и человека получает свою разгадку и смысл именно в Распятии и Воскресении Христовом. То Бог Отец дарением Сына Своего как вечной Любви отвечает на всечеловеческую и всекосмическую тоску и мольбы. Уже премудрый Соломон предуказал на эту истину словами: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2:23).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/22/dv...

И увидел я Ангела, сходящего с неба, (…) Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, (Откр. 20.1-3) Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откр. 20.6)   Второй Косовский бой произошел спустя 610 лет после первого, в 1999 году, когда Сербия выстояла против агрессии 19 членов альянса НАТО. Мощный НАТО разрушил Югославию, вел сначала прокси-войну, а затем и открытую войну против Республики Сербской, Республики Сербская Краина и Союзной Республики Югославии (состоящей из Сербии и Черногории) – частей исторической Сербии, но не сумел победить в этой своей первой войне, что стало предвестником его конца. Косовский завет подтвержден. Когда вечером 24 марта 1999 началась агрессия НАТО, мы, дипломаты, чувствовали большую ответственность и дискомфорт. А именно, план действий в случае войны, документ, хранившийся в сейфе, в надежде, что он никогда не будет применен, в качестве первого, обязательного шага в ответ на агрессию предусматривал разрыв дипломатических отношений с государством-агрессором. Но каково было приостановить дипломатические отношения с 19 странами, с большей частью Европы? По общей молчаливой оценке, это было бы нам во вред. Утром 25 марта на расширенной коллегии союзного министра по этой причине все пребывали не в духе и в основном молчали. Я взял слово и заявил, что это положение плана по сути должно быть соблюдено и эта суть обязывает нас на разрыв дипломатических отношений по крайней мере с ведущими странами НАТО, на которых ложится наибольшая ответственность: с США, Великобританией, Германией и Францией. Союзный министр Йованович передал это предложение президенту Милошевичу и уже в 15 часов Радио «Белград» объявило, что Союзное правительство приняло решение о разрыве дипломатических отношений с этими четырьмя государствами.

http://ruskline.ru/opp/2022/05/24/serbiy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010