вестник. М., 2000. 2–3. С. 2003. 108 Цит. по: Гайда Ф. А. Либеральная оппозиция на путях к власти (1914-весна 1917 г.) М., 2003. С. 235. 109 Жевахов Н. Д. Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н. Д. Жевахова. М., 1993. Т. 1. С. 288–289. 114 Сохранился интересный рассказ об этом историческом заседании Синода архиепископа Арсения (Стадницкого) . «4 марта, когда мы, члены Синода, пешком по грязи, старались проникнуть в здание Синода, охраняемое солдатами с ружьями... нас не хотели пускать. Явился обер-прокурор. И вот когда из зала заседания было вынесено кресло, как символ цезарепапизма в церкви Русской, я не мог сдержать себя и обратился с приветствием, что церковь свободна. Я предложил сложить нам свои полномочия. Но нам не позволили». Новгородские епархиальные ведомости. 1917. 1–15 июня. 115 РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Протоколы Синода 6–9 марта. Д. 2832. Л. 2. К вопросу о «поминовении» и связанными с ним проблемами. См.: Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть. К изучению политической культуры российской революции 1917 года СПб., 2001. С. 59–62. 116 Не понятно, что имеет в виду М. А. Бабкин, говоря, что члены Синода «в своих республиканских устремлениях в первые недели революции фактически оказались левее кадетов». См.: Бабкин М. А. Свержение монархии в России и православная церковь . Автореферат дисс. канд. ист. наук. М., 2003. С. 20. 120 Евлогий, митрополит. Путь моей жизни. М, 1994. С. 267. См. также: Латыпова В. В., Исхаков С. М. Андрей (Ухтомский)//Политические деятели России 1917: Биографический словарь. М., 1993. С. 20–22. 124 Так, например, 12 марта в Казанском соборе Андрей говорил: «Теперь началась... эпоха новой жизни, случилось почти невероятное. Наступили дни чистой народной жизни, свободною народного труда! Зажглась яркая звезда русского народною счастья». См.: Уфимские епархиальные ведомости. 1917. 1–15 апреля. 129 См.: Февральская революция: Сборник документов. М., 1997. С. 198–199. В тексте документа ошибочно стоит: «публикуется впервые»; в действительности, послание было опубликовано в 1917 году. См.: Енисейская церковная нива. 1917. 31 марта. Воззвание было также выпущено в виде листовки тиражом 25 тысяч экземпляров. Никон печатал в виде листовок и другие свои воззвания, например 18 марта, с красноречивым названием: «Не отдадим немцу и одной пяди земли». РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. ДЛМ. Л. 3–4 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постановили: Признавая необходимым приложить все заботы и меры к сохранению духовной школы в ведении Церкви: 1) предложить епархиальным Преосвященным всеми возможными способами выяснить православному населению особливую необходимость в настоящее время сохранения и поддержания духовной школы в виду её значения как единственного теперь, при запрещении преподавания Закона Божия в светских школах, рассадника христианского просвещения и призывать духовенство и мирян придти на помощь духовной школе в её тяжёлых обстоятельствах и, где представится возможность, созвать экстренные епархиальные собрания, там созвать таковые не позже мая сего года; 2) определить в пользу духовно-учебных заведений 6%-го сбора валового церковного дохода 1917 г. в дополнение к ныне взимаемому процентному сбору, каковой и представлять для последнего порядку и применительно к условиям денежной пересылки в переживаемое время; 3) разрешить епархиальным управлениям выдавать на содержание личного состава духовно-учебных заведений и на пенсии по 1 августа сего года потребные средства из свободных переходящих сумм свечных заводов в зачёт означенного 6%-го сбора и 4) просить Священный Синод определить положение духовной школы с начала будущего учебного года. Деяния. кн. 7, вып. 1. М., 1918. С. 54–55 08(21).02.1918. Слово Святейшего Патриарха Тихона к богомольцам при служении своём в храме Богоявления, что в Елохове Московские Церковные Ведомости. 1918. 3 Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о бытии митрополиту Тифлисскому и Бакинскому, Экзарху Кавказскому Платону [Рождественскому] Херсонским и Одесским Святейшим Патриархом и Священным Синодом 9(22) февраля 1918 г. за 1 постановлено: избранному свободным голосованием клира и мирян Херсонской епархии на кафедру Херсонского епархиального архиерея митрополиту Тифлисскому и Бакинскому, Экзарху Кавказскому Платону – быть митрополитом Херсонским и Одесским. Церковные Ведомости. 1918. 7/8 3. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о бытии епископу Алатырскому Назарию [Андрееву] Енисейским и Красноярским

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

После одного из моих пребываний в Перми при возвращении из столицы на Камчатку я задержался на своей родине, в г. Вятке. Я посетил здешнего епископа Филарета. Он обрадовал меня сообщением о том, что для оказания содействия в религиозно-просветительской работе на Камчатке в мое распоряжение командируется из г. Глазова протоиерей о. Даниил Шерстенников. По прибытии в Петропавловск он возглавил местное отделение Братства, а впоследствии был епископом Охотским, викарием Камчатской епархии. Каждое освящение вновь открываемых храмов или благотворительных учреждений привлекало огромное количество местных жителей. А освещение храма в Олюторске ознаменовалось массовым крещением коряков, а также вступлением в церковный брак, доселе ими презираемый. Бессильны здесь и бури и волненья, Мой челн уже на берегу ином. С 1911-го по 1917 год Камчатское благотворительное братство имело в своем распоряжении огромные суммы денег, исчислявшиеся сотнями тысяч рублей. В течение пяти лет было выстроено семь новых церквей и открыто восемь школ. Таким образом, в 1916 году в Камчатской области существовало 35 церквей, 38 часовен со святыми престолами и 42 школы. То, что создание Братства благоприятствовало успешному и широкому развитию моей пастырской деятельности, могут подтвердить следующие выдержки из авторитетных изданий тех времен. Так, например, еще задолго до моего прибытия на Камчатку «Церковные ведомости», издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, в 24 от 9 июня 1890 года сообщали: «В Камчатской епархии трудами православного духовенства обращено к христианской вере 388 человек». Эти итоговые данные за 1890 год интересно сравнить с цифрой, приведенной в следующем сообщении («Енисейские епархиальные ведомости», 5 от 1 марта 1913 года): «Из Петропавловска-Камчатского сообщают о том, что добровольно прибывшим туда иеромонахом о. Нестором освящена в бухте барона Корфа церковь в честь св. Иоасафа Белгородского . Богослужения и проповеди в ней проводятся на корякском языке. Вскоре по открытии церкви крестилось свыше 100 коряков. Они перестали сжигать умерших по языческому обряду и стали носить русское платье».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Книговедение «ЕНИСЕЙСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Енисейской и Красноярской епархии, выходившее с февр. 1884 по 1906 г. и с авг. 1908 по 1919 г. в Красноярске 2 раза в месяц ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ местные офиц. церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг. ЕРМИТИАН Иоанн [Иероним Иоанн, Гермоним Харитоним], визант. писатель XV в., ученик Плифона Георгия Гемиста, переписчик рукописей, учитель детей визант. деспота Фомы Палеолога «ЖУРНАЛ ДЛЯ ВСЕХ» иллюстрированный литературно-художественный и научно-популярный ж., выходивший в С.-Петербурге в 1895-1906 гг. ежемесячно ЖУРНАЛЫ ДУХОВНЫЕ христ. периодические издания, к-рые выпускаются церковными учреждениями или с их участием, научными или общественными орг-циями, фондами, а также частными лицами ЖУРНАЛЫ ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ рус. периодические издания кон. XIX - нач. XX в., преимущественно либо частично посвященные церковному пению «ЗАПАДНОРУССКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» ежемесячный педагогический ж., издававшийся в Киеве с янв. 1906 по май 1917 г. Киевским епархиальным училищным советом «ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ» сб. рассказов о чудесах Богородицы, получивший широкое распространение в России начиная со 2-й пол. XVII в. ЗЕНИН Никифор Дмитриевич (1869- 1922), старообрядческий издатель и публицист, принадлежал к белокриницкому согласию «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста ЗЛАТОУСТ древнерус. учительный сборник устойчивого состава, в к-рый входят дидактические и гомилетические сочинения, расположенные в соответствии с годовым кругом богослужения ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ -тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности ИЛОВИЦКАЯ КОРМЧАЯ [«Номоканон, или Законоправило», «Законникь»], древнейший список серб. (Святосавской, т. е. свт. Саввы I, архиеп. Сербского) редакции Кормчей книги, памятник серб. книгописания и русско-сербских культурных связей XIII в. «ИНОРОДЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ» офиц. издание Миссионерского отд-ния КазДА, выходившее с дек. 1912 по 1916 г. в качестве приложения к ж. «Православный собеседник» «ИСТИНА» газета и журнал старообрядцев-беспоповцев (1863-1868), единоверческий журнал (1868-1886) и ежегодник (1887, 1889)

http://pravenc.ru/rubrics/1865122_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЕЛИСЕЙ († 23.10.1250), прп. Лавришевский (пам. 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕЛИСЕЙ († после 1478), прп., Сумский, Соловецкий (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛИСЕЙ Федорович Штольдер (1883 -1937), диак., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИШЕ [Егише] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков ЕЛКЕСАИТЫ [елкесеи, елхасеи], иудеохрист. секта, существовавшая в III - X вв. в Средиземноморье и на Ближ. Востоке ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1931 - 2007), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991-1999) ЕМИЛИАН Антонович Гончаров (1882-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Алексеевич Киреев (1903-1941), свящ., сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Иванович Панасевич (1875-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН (Пиперкович Неделько; 1886 - 1970), еп. Тимокский Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1922-1970 гг. «ЕНИСЕЙСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Енисейской и Красноярской епархии, выходившее с февр. 1884 по 1906 г. и с авг. 1908 по 1919 г. в Красноярске 2 раза в месяц ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ местные офиц. церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг. ЕПАФРОДИТ ап. от 70 (пам. 8 дек. и 30 марта, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 марта, 17 и 18 мая; пам. зап. 22 марта) ЕПАФРОДИТ (V в.), еп. Тамасский, участник Вселенского IV Собора (451), подписавший его определения, свт. (без пам.) ЕПИСКОПСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ постоянный коллегиальный орган власти в Римско-католической Церкви, объединяющий епископов отдельной страны или определенной территории

http://pravenc.ru/rubrics/121236_105.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОЛЫНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный указом Святейшего Синода 16 дек. 1866 г., начал выходить 1 сент. 1867 г. С июля 1887 г. предполагалось издавать «В. е. в.» при Житомирском ДУ, но из-за недостатка в Житомире средств и условий для регулярного выпуска редакция была размещена в ДС в Кременце, где оставалась по 1907 г. Все это время «В. е. в.» печатались в типографии Почаевской лавры , причем за неимением гражданского шрифта первый год (до 22 за 1868) текст набирался церковнослав. шрифтом. В 1908-1917 гг. редакция располагалась в Житомире, журнал печатался там же в губ. типографии. «В. е. в.» выходили в 1867-1879 гг. 2 раза в месяц, в 1880-1907 гг. 3 раза в месяц, с 1908 г. еженедельно. В 1917 г. вышли 1/2-10/11 (за 1 апр.), после чего с 6 мая в Житомире стала выходить «Православная Волынь: Еженедельный орган духовенства и мирян Волынской епархии». Всего до конца года вышло 29 номеров, издание продолжалось в 1918 г. Каждый номер «В. е. в.» разделялся на офиц. и неофиц. части, но в последние годы они имели общую пагинацию. Первоначально редактирование «В. е. в.» было возложено на преподавателей ДС иером. Акакия (Заклинского; впосл. епископ Енисейский и Красноярский), Н. И. Петрова (буд. профессор КДА) и В. Г. Прозоровского. Предполагалось, что они будут редактировать обе части по очереди, по третям года. Но уже через полгода обе части подписывал преподаватель семинарии А. И. Соловьёв, с 3 за 1871 г. его сменил помощник инспектора ДС П. И. Беляев (с 1868 бывший помощником редактора). Он редактировал офиц. часть по 1903 г., неофиц.- по 1907 г., редактирование же офиц. части в 1904-1907 гг. было предоставлено архим. Виталию (Максименко ; впосл. архиепископ РПЦЗ), зав. типографией Почаевской лавры. В 1908-1909 гг. обе части редактировал Б. С. Давидович, в его отсутствие журнал подписывал П. К. Кибардин или свящ. В. В. Михалевич. С 1910 по 1917 г. офиц. часть подписывал секретарь консистории В. В. Добровольский (он же подписал офиц. часть всех номеров «Православной Волыни»), во время его отсутствия - И. П. Карпович. Неофиц. часть в 1910-1915 гг. редактировали архим. Митрофан (Абрамов; впосл. епископ Сумской) и свящ. Ф. П. Казанский, подписывая мн. номера вместе, но большинство номеров раздельно; в 1916-1917 гг. (включая все номера «Православной Волыни») - свящ. З. Т. Саплин.

http://pravenc.ru/text/155192.html

Биржевые ведомости. Вечерний выпуск. 1917. 16133. С. 1. Цит. по изд.: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви/сост. М. А. Бабкин. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2008. С. 476. Можно заметить, что архиепископ Андрей (Ухтомский) был канонизирован Русской Православной Церковью за рубежом в 1981 году. Протоиерей Философ Орнатский канонизирован Русской Православной Церковью в 2000 году. Ахеронт или Ахерон — в греческой мифологии название реки, через которую души мертвых безвозвратно попадали в подземное царство Аида. Адамович Г. В. Василий Алексеевич Маклаков. Париж, 1959. Цит. по изд.: Религия и Церковь в Сибири: Сб. науч. ст. и документальных материалов. Вып. 11. Тюмень, 1998. С. 60–63. Константин (Зайцев), архимандрит. Чудо Русской истории, 2002. С. 266. Цит. по изд.: Бабкин М. А. Священство и Царство (Россия, начало XX века — 1918 г.). Исследования и материалы. М., 2011. С. 606. Польской М., протопр. Новые мученики Российские. В 2 т. Джорданвилль, 1949–1957. 2-е репр. изд. М., 1994. Т. 1. С. 260. Мф. Гл. 10. Ст. 38–39. Дневники Императора. Т. 2. Ч. 1. С. 53; Ч. 2. С. 189. Древнерусские княжеские жития/подготовка текстов, пер. и коммент. В. В. Кускова. М. 2001. С. 65, 66. Мф. Гл. 26. Ст. 52–54. Подробнее см.: Федоров Г. П. Собр. соч. В 10 т. Т. 8. Святые Древней Руси. М., 2000. С. 16–27; Древнерусские княжеские жития/подготовка текстов, пер. и коммент. В. В. Кускова. М. 2001. С. 44–70, 91–131. Юсупов Ф. Ф. Конец Распутина. Воспоминания. Париж, 1927. Цит. по изд.: Григорий Распутин. Сб. исторических материалов. В 4 т. Т. 4. М., 1997. С. 213. Чтобы перечислить примеры оскорблений Императорской четы, потребуется отдельная книга. Приведем один пример. В марте 1917 года член Государственной думы от фракции правых (позднее беспартийных) епископ Енисейский и Красноярский Никон (Бессонов) в речах неоднократно именовал свергнутого Императора Николая II «Иродом, упивавшимся вином», а Императрицу, мать пятерых детей, ни много и ни мало как «беснующейся Иродиадой». Его речи были опубликованы в епархиальной прессе. С «зарей свободы» многие «потеряли голову». Пример владыки Никона — пример крайности, но по-своему показательный. В июле 1917 года владыка снял с себя сан и монашество, обвенчавшись с бывшей ученицей подведомственного ему духовного заведения, скандал об отношениях с которой разгорелся еще до революции. После свадьбы жена бывшего владыки была убита. После этого в конце 1917 года бывший архиерей возглавил Министерство исповеданий Украинской Рады и подрабатывал в газетах театральным критиком. См.: Енисейская церковная нива. 1917. 3. С. 20–22; Забайкальские епархиальные ведомости. 1917. 9/10. С. 309–310. Цит. по изд.: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви/сост. М. А. Бабкин. Изд. 2-е испр. и доп. М., 2008. С. 292–293.

http://pravmir.ru/posle-2-marta-romanovy...

Кроме аудиторных лекций, как преподаватель педагогики и дидактики, руководил практическими занятиями воспитанников сначала в воскресной школе при семинарии, затем в образцовой школе. По благословению епископа Томского Макария (Невского) проводил также практические занятия по дидактике в церковно-приходской школе при архиерейском доме. Не отличался отменным здоровьем, часто болел, особенно в начальный период своей службы, из-за чего часто пропускал уроки. В 1880 - 1897 годах преподавал по совместительству педагогику в Мариинской женской гимназии города Томска . С 1874 по 1879 год состоял членом педагогического собрания, в 1883 - 1884 годах - членом распорядительного собрания Правления семинарии. С 1884 по 1890 год был делопроизводителем Томского епархиального училищного совета. Составитель Устава Попечительства о нуждающихся воспитанниках Томской духовной семинарии, с 1887 по 1897 год - член Правления Попечительства. Руководил учителями церковно-приходских школ на педагогических курсах в Томске в ноябре 1895 года и в августе 1897 года. 2 июля 1897 года был избран почетным мировым судьей города Томска. Статский советник. Служение в Енисейской епархии Указом Св. Синода от 22 августа 1897 года назначен на должность ректора Красноярской духовной семинарии . 18 сентября этого же года был рукоположен во священника в безбрачном состоянии епископом Томским Макарием в домовой церкви Томской семинарии в честь иконы Божией Матери " Живоносный Источник " , 21 сентября возведен в сан протоиерея по должности в домовой архиерейской Крестовоздвиженской церкви. 25 октября 1897 года прибыл в Красноярск . 13 декабря 1897 года утвержден в должности председателя Енисейского епархиального училищного совета. 15 декабря назначен цензором " Енисейских епархиальных ведомостей " . Временно преподавал в семинарии библейскую историю в 1897- 1899 годах; основное богословие в 1898 -1899 годах; догматическое богословие в 1899- 1900 годах; Священное Писание в VI классе семинарии с 16 августа 1900 по крайней мере до 1906 года; немецкий язык в 1901 году; церковное пение в старших классах семинарии в 1900-1901 годах, во всех классах - с ноября 1903 по ноябрь 1904 года и с ноября 1905 года по сентябрь 1906 года. По выражению одного из семинарских воспитанников, " воистину любитель пения и любитель страстный " , отличный педагог, не признавал неспособности к пению, всегда говаривал: " разговаривать умеете, значит, можете и петь " . Руководитель занятий по церковному пению на краткосрочных педагогических курсах для учителей и учительниц церковно-приходских школ Енисейской епархии в 1901 году .

http://drevo-info.ru/articles/17740.html

В официальном отделе помещались документы, имевшие общецерковное значение, а также распоряжения епархиального начальства, регулярно печатались извлечения из отчетов о состоянии епархии, журналы общеепархиальных съездов духовенства и епархиального училищного совета, списки священно- и церковнослужителей епархии, вакантных мест, лиц, присоединенных из иноверия, инославия или из старообрядчества, разрядные списки учащихся ДС (до открытия в 1895 Красноярской ДС приводились сведения по Томской ДС) и духовных уч-щ. В отличие от большинства др. епархиальных журналов в «Е. е. в.» некоторые офиц. ежегодные отчеты (о состоянии Красноярского епархиального жен. уч-ща, о миссионерской деятельности в епархии, о состоянии церковноприходских школ и школ грамотности) и справочные материалы («Личный состав служащих в Красноярской ДС» в 1899 и 1901) помещались в неофиц. отделе. После 1900 г. наиболее объемные офиц. документы печатались в качестве приложений с отдельной пагинацией, иногда вместо неофиц. отдела. Единственный назидательный текст, помещенный в офиц. отделе,- «Напоминание пастырям енисейской паствы о пастырских их обязанностях и наставление о том, как они должны исполнять оные свои обязанности» еп. Евфимия (Счастнева) (1901. 2. С. 33-56). В неофиц. отделе печатались проповеди, поучения и речи, среди местных проповедников можно выделить еп. Исаакия (1884-1885), еп. Александра (Богданова) (более 30 проповедей и речей за 1892-1894), еп. Акакия (Заклинского) (1894-1898), цензора «Е. е. в.» прот. Василия Касьянова (1884-1888), свящ. Никандра Соловьёва («Катехизические поучения о молитве Господней» (1886) и др.), протоиереев Михаила Солодчина и Михаила Лотоцкого. Большой краеведческий интерес представляют подробные описания поездок правящих архиереев по епархии, простиравшейся от границы с Китаем до Сев. Ледовитого океана: «Поездка преосвященного Тихона [Донебина-Троицкого] в Туруханский край для обозрения церквей» (1890-1891), «Поездка епископа Александра для обозрения церквей» (1893), «Обозрение церквей епископом Александром в 1893 г.» (1894), многочисленные статьи о просвещении «инородцев» Туруханского края (тунгусов, якутов, долган, ненцев). Помимо текущих миссионерских отчетов публиковались описания миссионерских поездок прошлых лет, напр.: «Путевой журнал священника-миссионера Михаила Суслова при поездке к озеру Ессей» (1884), «Поездка миссионера священника Суслова к устью реки Енисея» (1886. 1), ст. «Миссионерская поездка Туруханского игумена Мисаила в 1788-1789 гг.» архим. Владимира (Петрова ; впосл. архиепископ Казанский) (1887. 2. С. 17-26; перепечатана из ж. «Христианское чтение» ). Публиковались этнографические материалы, напр. цикл статей Н. Орфеева об обычаях хакасов Минусинского окр. (1885-1887), статьи свящ. Н. Путилова «Усинский край» (1885. 1. С. 7-12; 5. С. 72-75; 16. С. 289-294; 19/20. С. 328-332) и «Урянхаи или сойоты» (1886-1887).

http://pravenc.ru/text/189967.html

В Красноярске открывается выставка " В начале было слово " Красноярск, 15 декабря 2003 г. Выставка " В начале было слово " , посвященная 120-летию Православного слова Сибири, открывается сегодня в филиале Красноярского краевого краеведческого музея - доме-музее П.А.Красикова, сообщает агентство Regions.ru. Зимой 1884 года в Красноярске начала выходить первая духовная газета " Енисейские епархиальные ведомости " . Экспонируемый материал очень богат и разнообразен. В основном это церковная архаика из фондов краеведческого музея. Интересные редкости также предоставили Краевая научная библиотека и Государственный архив Красноярского края. На выставке представлены иконы, письменные источники, подлинные документы, книги, статьи " Енисейских епархиальных ведомостей " , опубликованные с 1884 по 1919 гг., фотографии церковных памятников Сибири, резная церковная скульптура. Одним из раритетов являются подлинные дневники первого епископа Енисейской и Красноярской Епархии - Никодима. Епископ Никодим был просвещенным человеком, светским и духовным писателем, возглавлял несколько духовных семинарий. Красноярск стал последним местом его служения и здесь он оставил на попечение Собора свою уникальную библиотеку. Полностью она не сохранилась, остались лишь единичные экземпляры, которые составляют еще одну из достопримечательностей выставки. Старинные книги повествуют о Троицком монастыре, о св. Василие Мангазейском, о Христорождественском (Иверском) женском монастыре. Огромный исторический интерес представляет подлинная рукопись В.Д.Касьянова. Ученые называют ее " сибирской летописью " . Знаменитый протоиерей вел ее с 1869 года. Рядом представлена копия летописи, выполненная архимандритом Макарием (Сусловым) из Енисейского Спасского мужского монастыря. Эту копию отец Макарий сделал по просьбе мецената и букиниста Г.В.Юдина, в руки которому попал оригинал. Дело в том, что из-за ужасного почерка протоиерея Касьянова его рукопись была практически нечитаемой. Архимандрит Макарий стал не только копийщиком " Сибирской летописи " , но и ее переводчиком. Демонстрируются также и научные труды архимандрита Макария. Он был миссионером и просветителем, изучал быт инородцев, составил тунгусско-русский словарь. Но истинной " жемчужиной " выставки является старинная икона святителя Николая Чудотворца. Написанная на кедровой доске, она датируется концом XVII века и считается древнейшим из сохранившихся образцов енисейского письма и одной из древнейших икон Сибири. 15 декабря 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8440.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010