О рождестве Мессии пророчествовал и святой Михей, живший примерно за семь столетий до Христа. В своих словах о будущем Мессии, пророк говорит о месте Его рождения: «И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2). Здесь прямо назван город, где должен был родиться Мессия, – это Вифлеем. Целый ряд обетований о рождении Христа сделал святой пророк Исайя, который жил примерно в то же время, что и Михей. «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия… И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники…» ( Ис. 11, 1, 10) – в этом пророчестве раскрывается тема происхождения Спасителя – Он должен был родиться от Девы, Которая происходила бы из рода Иессеева и Давидова (Иессей – отец святого царя и пророка Давида). Во второй части пророчества говорится о приходе ко Христу язычников. Еще одно из пророчеств Исайи о Христе указывало на Его будущие чудеса, силу, духовную власть, исцеления: «Бог ваш … придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь…» (Ис. 35, 4–6). Самое же известное и яркое предсказание о рождении Спасителя, сделанное пророком Исайей, звучит так: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил » (Ис. 7, 14). В этих словах сказано не только о приходе Мессии, но, что гораздо важнее, открыта тайна Боговоплощения – Спаситель должен был родиться именно от Девы, таинственно «принявшей во чреве», имя же Его – Еммануил, что в переводе с греческого значит «С нами Бог». Помимо большого количества пророчеств о месте и самом факте рождения Спасителя в Ветхом Завете имеется немало и других – о Его земном пути, чудесах, страданиях, смерти на кресте и Воскресении. Все эти предсказания хорошо знал каждый иудей, и каждый происходивший из рода Давидова надеялся, что именно в его семье будет рожден Мессия. Тем печальнее то, что в своей основной массе иудеи не увидели ожидаемого Спасителя в Господе Иисусе Христе. Они просмотрели его – не поверили, или же, как Иуда Искариот, обманулись в своих ожиданиях, думая, что пришел именно земной царь и правитель, который сделает Израиль центром мира. В итоге от не принявшего Христа Израиля, по слову праведного Иакова, «отошел скипетр», и благая весть стала распространяться среди «языков», то есть других, еще языческих, народов.

http://pravoslavie.ru/76359.html

Вероятно, это было началом исполнения пророчества, но оно получило более разительное и буквальное исполнение в самом рождении Еммануила, потому что Ирод Великий был последним царем, имевшим право на титул царя иудейского и израильского, и хотя он дожил до времени рождения Еммануила, но умер, когда Господь Иисус был еще младенцем, и тогда исполнилось пророчество Иакова: не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель (Шилох) и Ему покорность народов ( Быm. XLIX, 10 ). Но, несмотря на все сии благодеяния и милости Божии, Ахаз, по-видимому, продолжал неотступно следовать нечестивым влечениям своего сердца. Он отправил послов к Феглаффелассару, царю ассирийскому, с великолепными дарами из золотых и серебряных вещей храма и просил его помощи против сириян, которые все еще продолжали теснить его. Царь ассирийский, согласно с его желаниями, осадил Дамаск, взял оный и умертвил царя. Ахаз отправился в Дамаск поздравить Феглаффелассара с победой и увидел здесь жертвенник, устройство которого особенно понравилось ему. Он приказал устроить себе такой же и поставить оный вместо алтаря Господня, отодвинутого им в темный угол храма ( Исх. ХХ ). На языческом жертвеннике он принес богам дамасским жертву с следующим восклицанием: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю, замечает свящ. дееписатель ( II Nap. XXVIII, 23 ). Этот всеобще преданный нечестию царь позволил себе кощунство над свящ. сосудами храма, разбив оные на куски; воздвиг языческим богам алтари во всех углах улиц Иерусалима и на вершинах домов для поклонения звездам. Он был поражен смертью в разгаре своего нечестия в раннем возрасте – 36 лет от роду, на 16-м году своего царствования. Хотя он был погребен в Иерусалиме, но тело его не было внесено в гробницу царей. Ему наследовал сын его Езекия ( II Nap. XXIX, 1 ). Имя Ахаза упоминается св. еванг. Матфеем в родословии Господа ( Mф.I, 9 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Не убеждает! Значит, пора обратиться к источникам. — Откуда этот текст? — Книга Исаии. Тут целый ряд предсказаний, в которых говорится о Божественном Младенце. Самое знаменитое мы помним благодаря евангелисту Матфею, который цитирует седьмую главу пророчества: «се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1: 23). В книге Исаии не даётся расшифровки имени Еммануил, но оно снова звучит в следующей главе, где мы и встречаем восклицание «с нами Бог!» (Ис 8:10). А в девятой главе – тот самый текст, который поют на повечерии: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела» (Ис 9:6-7). Исаия пророчествовал по конкретному поводу: Иерусалим находился под угрозой захвата и уничтожения со стороны царей, имена которых уже никому ничего не скажут. А вот имена, которыми называет пророк Младенца, точно свидетельствуют, что речь идёт не о наследнике престола или полководце, а о Боге Воплощённом и Его грядущем Царстве. Что это за Царство, которого так все ждут? Это царство покоя, мира и справедливости. Предсказание о наступлении этой эпохи были так важны, что сами по себе стали знаком Мессии. Вот почему пастухи на вифлеемском поле так легко и быстро поняли, о ком им говорят явившиеся ангелы, потому что малопонятный для нас гимн «Слава в вышних Богу» прославлял наступление Царства мира и безопасности, так что современный читатель может перевести его так: «Богу – хвала в небесах, а земле – покой, потому что людям Бог благоволит». Пророка Исаию многие знают благодаря его знаменитой фразе: «перекуют мечи на орала» (Ис 2:4) – это одно из предсказаний о грядущем Царстве Мессии, и я бы сказал, одно из изящнейших пророчеств, потому что книга Исаии это океан красоты и утешения. Одно из самых моих любимых мест этого шедевра тоже описывает Царство Спасителя: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком;

http://pravmir.ru/vestnik-rozhdestva-№-1...

А что отвечает Богу жена? То же самое: «Это не я, это змей». В общем, виноватых не найти. И сегодня люди так говорят. Вот постоянные вопросы: почему Бог допускает зло? почему в этом мире существует зло? почему Бог не наведет порядок? Но люди не хотят видеть в самих себе той расстроенности, которая произошла в результате их отпадения от Бога. Но, несмотря на то, что человек разрывает жизненно важную связь с Богом преступлением заповеди, Бог не оставляет человека. И далее мы читаем слова Господа к змею: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3: 15). Здесь звучит первое Евангелие. И это действительно Евангелие, это благая весть о том, что Бог не оставляет человека, о том, что придет Сын Божий и поразит диавола в голову; здесь весть и о Богородице, о непорочном зачатии, о чем впоследствии скажет и пророк Исаия: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14), а имя Еммануил значит: «С нами Бог». Это пророчество возвещено за 700 лет до Рождества Христова. И тут в Библии употреблено слово «Дева» – алма . Когда мы будем изучать другие тексты книг Священного Писания, мы увидим, что слово «алма» никогда не относится, как некоторые мудрствуют, просто к женщине или к молодой женщине, но всегда – к девственнице. Мы знаем историю этого текста. Она повествует, что праведный Симеон Богоприимец, когда был перевод книг Ветхого Завета с иврита на греческий язык, решил стереть это слово, рассудив по человеческому размышлению так: «Если дева, то как же она родит? Рождают только женщины». Но ангел Господень остановил его. И мы знаем, что этот праведный муж жил до тех пор, пока не увидел Христа, Которого принесли к нему. И тогда он воскликнул слова, нам всем очень хорошо известные: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Пророчество о Спасителе есть уже в книге Бытия Но впервые это пророчество звучит уже в книге Бытия, когда Господь говорит змею: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее…», но жена не может иметь семени, так что здесь говорится о непорочном зачатии; «будет поражать тебя в голову…» – и действительно, Христос поразил диавола в голову на кресте; «…а ты будешь жалить его в пяту» – тут говорится о том, что до Второго пришествия Христа в человеке остается удобопреклонность ко греху, то есть человеческая природа исцелена, но еще не пришел Страшный суд, и от веры человека, от его дел, которые он творит в этой временной жизни, зависит его вечная участь.

http://pravoslavie.ru/96070.html

Неверующим в возможность бессеменного зачатия можно заметить, что воскрешение Лазаря, тело которого в продолжении четырех дней разлагалось и издавало трупный запах, вызывает еще больше удивление; однако мы в нем не сомневаемся, а почему? Да потому, что не сомневаемся в том, что Кто создал вселенную и законы, ею управляющие, Тот не может быть рабом, этих законов, Тот вправе проявлять Свою творческую силу во всякое время, по Своему усмотрению; и если Он так наглядно проявлял эту силу в создании живого человека из разложившегося трупа, то нет ничего удивительного, что та же сила проявлена и в зачатии Марией без мужа. Повествуя об этом, Евангелист от себя добавляет: А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил ( Мф. 1, 22, 23 ; Ис. 7, 14 ). Евангелист Матфей писал свое Евангелие для евреев и потому не упуская ни одного случая, чтобы доказать им в рождении и дальнейшей жизни Иисуса исполнение пророчеств о Мессии; поэтому он и приводит тут пророчество Исайи о рождении Девой Сына, Которого назовут Еммануилом. Имя Еммануил означает с нами Бог , а имя Иисус – Спаситель. Если Исайя пророчествовал о Иисусе, Сыне Девы Марии, то почему же он называет Его не Иисусом, а Еммануилом? Он не называет рожденного Девой Еммануилом, а говорит, что так Его назовут. Кто же назовет? Не Иосиф и не Мария, а люди, народы, населяющие землю, так как в лице Его с нами будет Бог . Это не есть собственное имя Того Сына, о рождении Которого от Девы пророчествовал Исайя, а лишь пророческое указание на то, что в лице этого Сына как Человека будет Бог, – что Он будет Богочеловек. Перепись и путешествие в Вифлеем Евангелист Лука начинает повествование о рождении Иисуса пояснением, что в то время вышло от римского императора Августа повеление произвести перепись по всей земле, то есть во всех пределах обширной Римской империи, и что эта перепись была первая в правлении Квириния Сирией. Против достоверности этих исторических указаний возражают, говоря, что, по свидетельству Иосифа Флавия, перепись в Сирии была произведена после низложения Архелая, следовательно, после смерти Ирода лет через десять, когда Квириний был назначен правителем Сирии, а Иисус родился, как удостоверяет Евангелист Лука, в царствование Ирода.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

2. Но о чем же следует теперь говорить? «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит». Достойно чуда и достойно самого себя воскликнул ангел, говоря: «А все сие произошло». Он видел море и бездну человеколюбия Божия; видел явленным на деле то, осуществления чего никогда нельзя было и ожидать; видел, как законы природы нарушились, примирение совершилось, – Превысший всех нисходит к тому, кто всех ничтожнее, средостение рушится, преграды упраздняются; видел еще и больше того – и в немногих словах выразил чудо: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом». Не думай, говорит он, будто это ныне только определено; это в древности было предобразовано, – как то и Павел старался везде показать. Затем (ангел) отсылает Иосифа к Исайи, чтобы, пробудившись, если и забудет его слова, как совершенно новые, будучи вскормлен Писанием, вспомнил слова пророческие, а вместе с ними привел на память и его слова. Он не сказал этого жене, потому что она, как отроковица, была еще неопытна; а предлагает пророчество мужу, как человеку праведному, который углублялся в писания пророков. И сперва говорит он Иосифу: «Марию, жену твою»; а теперь, приводя слова пророка, вверяет ему тайну, что она Дева. Иосиф не так скоро успокоился бы мыслями, слыша от ангела, что она Дева, если бы прежде не услышал того от Исайи; от пророка же он должен был выслушать это не как что-либо странное, но как нечто известное и долго его занимавшее. Потому-то ангел, чтобы слова его удобнее были приняты, приводит пророчество Исайи; и не останавливается на том, но возводит пророчество к Богу, говоря, что это слова не пророка, но Бога всяческих. Потому и не сказал он: да сбудется реченное Исайею, но говорит: «Да сбудется реченное Господом». Уста были Исайи, но пророчество дано свыше. Какое же это пророчество? «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7:14 ). Почему же, скажешь, наречено Ему имя не Еммануил, а – Иисус Христос ? Потому, что не сказано «наречешь», но «нарекут», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Что же людям делать, чтобы примириться с небом? Господь призывает всех к примирению с Собой: «Очиститесь… перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1: 16–17). И вот это покаянное делание пророк называет – постом, а не только традиционное воздержание от пищи. Именно такой всеохватный пост угоден Богу. Начало у книги Исаии получилось постовое. А конец ее – страстной. 53-я глава книги повествует о страдающем Христе: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое… мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши… и ранами Его мы исцелились… род Его кто изъяснит?.. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха… когда же душа Его принесет жертву умилостивления… воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (Ис. 53: 3–10). Сперва разносится страшная весть о Христовых страданиях и смерти («погребен у богатого»). И за ней следует благая весть о Христовой победе над смертью («воля Господня… будет исполняться рукою Его»). Это уже Пасха! Пророк Исайя Между началом и концом книги, о которых выше было сказано, открывается изобилие других пророчеств. Есть среди них предельно знаменитые, есть и малоизвестные. Знаменитейшие слова записаны в книге пророка Исаии : «Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). Это ли не знамение? Сын Человеческий рождается от Девы без земного отца, а в вечности Сын Божий рождается от Отца без матери. И народ Божий радостно восклицает, глядя на Богочеловека Иисуса Христа: «С нами Бог». Это и значит в переводе имя «Еммануил». Другие знаменитые слова пророческой книги произносит священник во время церковного причастия, каждый раз: «Се, прикоснуся сие устнам твоим, и отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит» (Ис. 6: 7). Впервые эти слова услышал Исаия от огненного серафима. Кому интересно узнать точные обстоятельства, посмотрите, – главу я указал.

http://pravoslavie.ru/69970.html

Апостолы, что Мессия будет Богочеловек, Сын Божий и Сын человеческий ( Деян. 3:30–31; 34–35; 4:11; 13:33, 35 ) послание к Евреем, первая глава, разъясняет места из представленных псалмов, что они свидетельствуют о Мессии, как о Богочеловеке. Евфимий Зигабен , на основании учения Апостольского и отцов Церкви, объясняет приведенные выдержки из псалмов, что они относятся к Мессии, как к Богочеловеку (толкование Псалтири Евфимия Зигабена означен. псалмов). Св. Пророк Исаия свидетельствует, что Мессия будет Бог и человек в одном лице; он пишет о сем следующее: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7:14 ). Слово Еммануил значит «с нами Бог», и, следовательно, указывает на такое лицо, через Которое и в Котором Сам Бог поживет посреди людей. Также, и следующее место из пророчества Исаии относится к Мессии: «Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века» ( Ис. 9:6 ). О ком из людей можно выражаться так, кроме одного Мессии, в Котором ветхозаветные праведники ожидали себе Самого Бога. О Божестве Мессии свидетельствуют: 1) Те места ветхого завета, где Мессия называется прямо – Иеговой, именем, Которое, по сознанию всех Иудеев, принадлежит исключительно одному Богу, и Которое находилось у них в таком уважении, что только один раз в году произносимо было первосвященником в день очищения. Такого рода места читаем у пророка Иеремии: а) «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!» ( Иер. 23:5–6 ); б) «Вот, наступят дни, говорит Господь, когда Я выполню то доброе слово, которое изрек о доме Израилевом и о доме Иудином. В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010