Скачать epub pdf Пророк Елисей «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная, прежде всего, то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Второе соборное Послание апостола Петра (1, 19–21). Светильник, дающий свет, когда солнце еще не встало, – вот с чем сравнил ветхозаветные пророчества свидетель восхода Солнца, Симон Петр – камень, на котором утверждена новозаветная Церковь . В прошлом номере журнала мы с нашим постоянным собеседником и консультантом, библеистом Алексеем Кашкиным говорили о святом пророке Божием Илии. В этом номере наш рассказ – о его верном ученике и последователе Елисее. – Алексей Сергеевич, с Елисеем, сыном Сафатовым, простым земледельцем, мы знакомимся в 19-й главе 3-й книги Царств: Сам Бог говорит Илии: Елисея же, сына Сафатова, из Авел­Мехолы, помажь в пророка вместо себя (16), и вот, Илия видит Елисея, пашущего на своем поле, и бросает на него свою милоть. Елисей тотчас оставляет и поле, и своих родителей и идет за пророком. Почему Елисей поступает именно так, для чего он идет за пророком, чего ищет? – Елисей – молодой, неженатый еще человек из зажиточной земледельческой семьи – обратим внимание на то, что у него было двенадцать пар волов, и одну пару он пожертвовал, чтобы устроить прощальную трапезу для своих людей, возможно, для работников. Пророк Илия был хорошо известен в Израиле, и Елисей, скорее всего, знал, кто бросил на него милоть. Этот символический жест Илии Елисей воспринял как призыв последовать за ним. Это поразительно – то, что Елисей принимает окончательное – определяющее всю его дальнейшую жизнь – решение мгновенно. Он лишь просит у пророка разрешения поцеловать отца и мать, и ответ Илии – пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе? (20), по сути, означает «Разве ты мне чем-то обязан? Ты свободен». После этого Елисей считает возможным потратить еще сколько-то времени на устроение прощальной трапезы (21).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Елисей Елисей (Бог спасет) ( II Nap. XIX:16 ; 4Цap. II:1, 3, 11, IV:1, 8 и др.). – В Новом Завете означенное имя упоминается только однажды, именно у ев. Луки ( Лk.IV, 27 ). Известный пророк в Израиле, ученик и преемник пр. Илии в пророческом служении, к которому он был призван в то время, когда орал на волах землю. Он был сын Сафата из Авел-Мехолы ( III Цap. XIX, 16–21 ) и во время своего призвания к пророческому служению, вероятно, находился еще в годах цветущей юности; отец и мать его тогда еще были живы, и он жил вместе с ними. Семейство пр. Елисея, как кажется, принадлежало к классу зажиточных, так как мы видим из библейского повествования, что он орал землю двенадцатью парами волов, когда встретился с ним Илия и бросил на него милоть свою (ст. 19), что для Елисея было знаком оставить все и следовать за пророком. Елисей немедленно заколол пару волов и, зажарив их мясо тут же на поле, раздал людям, и они ели, а сам пошел за Илией и стал служить ему. Впрочем, так как пр. Елисей должен был сделаться непосредственным преемником Илии фесвитянина, то он, до взятия Илии на небо, является лицом, не особенно выдающимся в своей деятельности, доколе не восприял свыше сугубый дух Илии. Вот, читаем мы в Свящ. Писании, идет Илия с Елисеем из Галгалы, города, находившегося, как полагают, вблизи Иерихона; из Галгалы они пошли в Вефиль и из Вефиля в Иерихон. Во время означенного пути пр. Илия дважды просил Елисея оставить его одного, но Елисей не соглашался на это, и так они дошли до Иордана, который чудесно разделился пред ними от удара милотью Илии. После сего Елисей просил Илию пред взятием его на небо, чтобы дух его был вдвойне на нем ( 4Цap. II, 9 ). Трудного ты просишь, сказал Илия. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет (ст. 10). Вслед за сим последовало чудесное взятие пр. Илии на небо, в вихре, на колеснице и конях огненных. Отец мой, отец мой, восклицал Елисей, взирая на возносящегося на небо своего учителя, колесница Израиля и конница его! (ст. 12). Затем он поднял милоть Илии, упавшую с него, и повторил ударом оной по Иордану чудо разделения реки туда и сюда (ст. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Елисей отпустил его с миром. Слуга Елисея, Гиезий, пожалел, что господин его ничего не взял от Немана, догнал его и сказал: «К господину моему пришли двое учеников пророческих. Он просит тебя дать им талант серебра и две перемены одежд». Нееман дал ему два таланта и две перемены одежд. Спрятав эти подарки, Гиезий явился к Елисею. Елисей спросил его: «Откуда, Гиезий?» Гиезий отвечал: «Я никуда не ходил». Пророк обличил его во лжи и сказал: «Пусть же проказа Неемана пристанет к тебе и к потомству твоему навек». И вышел от него Гиезий белый от проказы, как снег ( 4Цар. 5 ). Однажды сыны пророчеств у Иордана рубили деревья для построения себе жилья. Один из них уронил топор в воду. Елисей бросил в воду кусок дерева, и топор всплыл ( 4Цар. 6:1–7 ). Нападение на израильтян сирийского царя. Елисей сообщает планы его Иораму, царю израильскому, приводит воинов сирийских в Самарию. Новое нападение сирийцев. Голод в Самарии. Бегство сирийцев. Голод. Воцарение Азаила в Сирии. Погибель Иорама и всего дома Ахава Царь сирийский пошел войною на израильтян. И вот, когда решит он на военном совете сделать засаду в том или другом месте, Елисей всякий раз посылал сказать Иораму: «Берегись проходить таким-то местом: там залегли сирийцы». Таким образом, Иорам сберег себя не раз и не два. Встревожился царь сирийский и спросил рабов своих: «Кто из наших в сношении с царем израильским?» Один из слуг сказал: «Никто, царь. У израильтян есть пророк Елисей; он пересказывает царю израильскому те слова, которые ты говоришь в спальной комнате своей». Царь сирийский послал войско в Дафаим, где был Елисей, схватить его. Служитель Елисея, увидев сирийское войско, испугался, но по молитве Елисея увидел, что вся гора занята конями и колесницами огненными кругом Елисея. Сирийцы пришли к Елисею. Он помолился Господу, и Бог поразил их ослеплением. Елисей сказал им: «Вы не туда пришли; идите за мной, я провожу вас к тому человеку, которого вы ищите». И привел их в Самарию. Здесь они увидели, что они в неприятельской столице. Иорам хотел убить их, но Елисей велел угостить их и отпустить. На этот раз царь сирийский удалился из земли Израильской.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

И бысть идущим им и глаголющим, и се колесница огненна, и кони огненни, и раздели между обема. И взятся Илия трусом, яко на небо. И Елиссей зряше, и той вопияше: отче, отче, колесница Израилева, и кони его, и не виде его ктому. И ятся Елиссей за ризы своя, и раздра я на двое, и взят милоть Илиину, падшую верху его. И обратися Елиссей, и ста на брезе Иордана. И прият Елиссей милоть Илиину, падшую верху его, и удари воды, и не разделишася. И рече Елиссей: где убо есть Бог Илиин Апфо? И удари Елиссей воды второе, и разделишася воды, и прейде по суху. И было, когда они шли и разговаривали: и вот – колесница огненная и кони огненные; и разделила их друг с другом, и вознесен был Илия при сотрясении всего вокруг как бы на небо. И Елисей смотрел и сам взывал: “Отец, отец, колесница Израиля и возничий его!” И не видел его более. И схватил Елисей плащ свой и разорвал его надвое. И поднял [Елисей] милоть Илии, упавшую сверху на него; и возвратился Елисей, и стал на берегах Иордана; и взял Елисей милоть Илии, упавшую сверху на него, и ударил воды, и они не разделились. И сказал Елисей: “Где (же) Бог Илии, – Он Самый?” И ударил Елисей воды во второй раз, и разделились воды, и перешел он посуху. 4 Цар 2:6–14 Царств четвертых чтение (глава 5): 6. Четвёртой книги Царств чтение Прииде Нееман, князь царя Ассирийскаго, с колесницами и коньми своими и ста при дверех храма Елиссеева. И посла Елиссей к нему вестника, глаголя: шед, измыйся во Иордане седмижды, и обратится плоть твоя к тебе, и очистишися. Прибыл Нееман, князь царя Ассирийского, с колесницами своими и конями своими, и остановился у двери дома Елисеева. И послал Елисей вестника к нему, говоря: “Пойди, омойся в Иордане семь раз, и изменится тело твоё у тебя, и ты очистишься”. И разгневася Нееман, и отыде, и рече: се рех, да изыдет ко мне, и призовет о имени Господа Бога своего, и положит руку свою на проказу, и отымет ю от плоти моея. Не добрейши ли суть Арвана и Фарфа, реце Дамаскове, паче Иордана и всех вод Израилевых? Не шед ли, измыюся в них и очищуся? И возвратися, и отыде с гневом.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Он обещал просить Бога об этом, а исполнить — дело Божие. Однако если Бог откроет ему способ восхождения, то и даст по его желанию. Пока они говорили, вихрем огненным, похожим на колесницу с конями, взят был Илия на небо. Разлука с учителем, каким был Илия для Елисея, так его огорчила, что Елисей разорвал свою одежду. Последним подарком Илии была упавшая его милоть. Елисей принял ее как знак исполнения обещанного. Ученики получили свидетельство того, что Елисей заменит им прор. Илию. Елисей спешит удостовериться в случившемся и ударяет милотью Илии по водам Иордана. Тот течет как прежде. Чуда не произошло. Почему? Вероятно потому, что Елисей связал в своем сознании силу Божию с предметом, забыв про Источник всех даров. Что это так, мы можем судить по обращению к Богу, с каким Елисей тут же воззвал: «Где Ты, Господи?» Этим он просил Бога явить ему знамение Своей близости. Еврейское слово «апфо», не переведенное греческими и славянскими переводчиками, означает труднопонимаемое состояние обращения к Богу из самых сердечных глубин (некоторые толкуют его как «сокровенный», что общего характера понимания не меняет). Помолившись, Елисей ударяет по водам второй раз и переходит Иордан по дну на другой берег. В навечерие Крещения вспомнить об этом призывает Церковь для того, чтобы увидеть прообраз другого чуда: явление в крещаемом на Иордане Спасителя мира, Который открывает всем новый путь ко спасению — путь веры в Него и исполнения Его заповедей, так как от дел закона не будет оправдана ни одна душа.     6 Четвертая книга Царств (V, 9—14)   И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе.

http://pravoslavie.ru/1572.html

При прохождении чрез Вефиль по-видимому великий пророк ни с кем не говорит; погруженный в небесные думы, предав душу свою Богу, идет он, куда ведет его Дух, не обращая внимание на все его окружающее. Он останавливается только, чтобы сказать еще раз Елисею, чтобы он остался в Вефиле, так как Господь приказывает ему идти в Иерихон. И во второй раз просвещенный Божественным откровением 880 Елисей не оставляет своего учителя и они вместе доходят до Иерихона. И здесь сыны пророчеств говорят Елисею: «сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею». И им говорит Елисей: «я также знаю, молчите». И в третий раз пророк Илия хочет оставить Елисея в Иерихоне, говоря, что Господь посылает его к Иордану; и в третий раз Елисей с клятвою, что он не оставит Илию, сопровождает его к Иордану. Между тем пятьдесят сынов пророческих из Иерихона, получившие откровение о грядущем событии, идут следом за двумя пророками и видят их издали, как они стоят на берегу Иордана. Пророк Илия свернутою милотью (т.е. плащом) ударяет по воде, которая расступается, и оба переходят по сухому руслу. «Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так; а если не увидишь, не будет» (II, 9–10). По поводу этого трудного места многие западные комментаторы согласны в том, что Елисей не просил и не мог просить духовной силы вдвое против той, которая действовала в Илии. Илия, как отец, оставляющей наследство своему сыну, не мог отдать ему более, чем сам он имел. Замечают еще, что слова, которыми Елисей просить о двойной части, совершенно одинаковы с теми словами, которые во Второзаконии XXI, 17 означают часть перворожденного сына, которая была вдвое более каждой отдельной части каждого из остальных сыновей 881 . При этом понимании текста Елисей не может быть обвинен в чрезмерности требования: он просит признать за ним лишь право первородства, сознавая, что великое духовное наследство после Илии есть наследство, принадлежащее всем пророкам Израиля, и он молит только, чтобы духовный дар, ему оставляемый, был вдвое более духовного дара каждого из других пророков страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Пророк Елисей I После разлучения с Илиею, Елисей пришел в город Иерихон. Здесь приняли его с почетом сыны пророческие. И они сказали ему: – Посмотри, местоположение нашего города хорошо. Но вода у нас нездоровая и земля бесплодна. Елисей сказал им: – Дайте мне новую чашку и насыпьте в нее соли. Они принесли ему чашку с солью. Он пошел к источнику вод и, взяв соль, бросил ее в воду, и сказал: – Так говорит Господь: вот Я сделал эту воду здоровою: и не будет от нее ни смерти, ни бесплодия. И с тех пор вода в Иерихоне сделалась целебною. Из Иерихона пошел пророк в город Вефиль. В поле, не доходя до города, встретил он толпу малых детей. Когда он прошел мимо них, они стали насмехаться над ним и кричали: – Иди, плешивец, иди! Пророк обернулся и проклял нечестивых детей именем Божиим. И вот, из соседнего леса выбежали две медведицы, бросились на детей и многих из них растерзали. II Из Вефиля пророк Елисей прошел далее, в Самарию, и здесь поселился. Однажды пришла к нему бедная вдова, и с плачем рассказала ему свое горе. Она говорила: Ты знаешь мужа моего: он боялся Господа. И вот, он умер. Теперь пришел ко мне заимодавец, требуя, чтоб я уплатила долги мужа; грозит взять двоих сыновей моих в рабы. Елисей, выслушав, сказал ей: – Что я могу тебе сделать? Есть ли у тебя что-нибудь в доме? Она сказала ему: – Ничего у меня нет... Только немного масла в сосуде… И сказал ей Елисей: – Ступай, выпроси у всех соседей побольше порожних сосудов для масла. Принеси сосуды домой, запри двери и наливай масло из своего сосуда в пустые сосуды, пока не наполнишь все. Она так и сделала. Набрала много сосудов; заперлась в своем доме. Сыновья подавали ей пустые сосуды, а она наполняла их маслом из своего сосуда. И когда наполнила последний сосуд, остановилось масло. После этого чуда, пошла она поспешно к пророку и все ему рассказала. Он же сказал ей: – Теперь пойди, продай масло: денег хватит тебе и уплатить долги, и прожить с сыновьями безбедно. III В городе Сонаме жили богатые люди, муж и жена. Детей у них не было. Пророк Елисей, бывая в этом городе, заходил в дом тех людей. Они рады были посещениям святого человека и устроили для него отдельную комнату. Поставили там стол, стул, и постель, и светильник, чтоб ему было удобно. Пророк был тронут заботами добрых людей и, по его молитве, родился у них сын. Мальчик вырос и был утешением родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Пророк Елисей, так же как и его учитель, святой пророк Илия, не оставил после себя книг, их проповедь была только устной 27 июня. ПРАВМИР. Святой пророк Елисей жил в IX веке до Рождества Христова, был родом из селения Авелмаум, близ Иордана. По повелению Господню был призван к пророческому служению святым пророком Божиим Илией (память 20 июля). Когда настало время взятия святого пророка Илии на Небо, он сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». Елисей дерзновенно испросил для дела Божия сугубую благодать: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Пророк Илия сказал: «Трудного ты просишь; если увидишь как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет» Когда они шли по дороге и беседовали, явились огненная колесница и кони и разлучили их обоих. Елисей воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница его!» Подняв упавшую с неба милоть (плащ) своего учителя, Елисей получил силу и пророческий дар Илии. Пророческое служение он проходил более 65 лет, при шести израильских царях (от Ахаза до Иоаса). «И во дни свои не трепетал перед князем, и никто не превозмог его» Святой пророк творил многочисленные чудеса. Разделил воды Иордана, ударив по ним милотию пророка Илии; сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника; обильным изведением воды молитвой спас от гибели стоявшие в безводной пустыне войска Израильского и Иудейского царей; избавил бедную вдову от голодной смерти, чудесным умножением масла в сосуде. Оказавшая пророку гостеприимство женщина-соманитянка была обрадована рождением сына по его молитве, когда же ребенок умер, то был воскрешен пророком. Сирийский военачальник Нееман был исцелен от проказы, а слуга пророка Гиезий поражен ею за то, что ослушался пророка и тайно от него взял деньги от Неемана. Елисей предсказал израильскому царю Иоасу победу над врагами и силой своей молитвы совершил много других чудес. Скончался святой пророк Елисей в глубокой старости в Самарии. Через год после его смерти мертвец, брошенный в пещеру, где лежали его останки, воскрес от прикосновения к его костям. Пророк Елисей, так же как и его учитель, святой пророк Илия, не оставил после себя книг, их проповедь была только устной. Иисус, сын Сирахов, написал похвалу обоим великим пророкам.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Хотя Елисей не мог любить сыновей Ахава, но он любил Бога Завета и братьев своих, и «посылал человек Божий к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли» (ст. 9). Царь Израильский Иорам послал тогда своих разведчиков, которые начали следить за Сириянами и таким образом он постоянно мог избегать внезапного их нападения. Такой неуспех задуманной царем Сирийским военной хитрости немало смутил этого последнего; он начал подозревать измену среди своих приближенных. Но тогда один из них сказал царю: «это Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате своей». Венадад знал конечно о Елисее и от Неемана, и вообще по народной молве; но он не понимал истинной силы рабов Божиих. Ему казалось совершенно простым и легким средством уничтожить вредное для него влияние Елисея, схватить пророка и держать его в плену. Поэтому, узнав от слуг своих, что Елисей в Дофаиме (Дофане), он посылает к этому укрепленному городу, много пешего войска, коней и колесниц, которые и окружают эту небольшую крепость, защищаемую по-видимому только местными жителями, годными для ношения оружия. Рано утром слуга Елисея, – вероятно заменивший отосланного Гиезия и по имени нам неизвестный, – увидел, что город Дофаим окружен со всех сторон Сирийскими войсками, и поспешил сообщить о том пророку. Елисей на это сказал ему замечательные слова: «не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» (ст. 16). «И молился Елисей, и говорил: Господи, открой ему глаза, чтоб он увидел». «И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (ст. 17). Последние слова «кругом Елисея», а также следующий стих 18-й, в котором «пошли к нему Сирияне»... и «Господь поразил их слепотою», и Елисей (ст. 19) ведет их дорогою на Самарию, – заставляют думать, что хотя Елисей жил временно в Дофаиме (ст. 13), но в день обложения города его не было в нем, а он по повелению Божию вышел из него и находился (ст. 15) в каком- либо жилище в окрестностях города 964 . Видение, бывшее слуге Елисея, надобно правильнее назвать просветлением очей его, потому что он по молитве пророка только увидел то, что до сих пор существовало, но было ему невидимо. Продолжая однако для краткости называть это видением, мы заметим, что оно объясняет восклицание Елисея в ту минуту, когда великий учитель его, пророк Илия, был взять на небо: «Отец мой, отец мой! колесница Израиля и конница его!» (4 Ц. II, 12)

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

13 И сказал ему: «Скажи ей: “Вот, ты лишилась ради нас всего того, что уступаешь нам. Что сделать для тебя? Может, есть у тебя просьба к царю или военачальнику?”» Она же сказала: «Нет, я живу среди народа моего». 14 И сказал Елисей: «Что надлежит мне сделать для неё?» Гиезий же, слуга его, сказал: «Ни одного сына нет у неё, а муж её стар». И сказал Елисей: «Позови её». 15 Он позвал её, и она встала у двери. 16 И сказал ей Елисей: «Около года ты проживёшь, и к этому времени обнимать будешь сына». Она же сказала: «О нет, господин мой, Божий человек, не обманывай рабу твою!» 17 И зачала во чреве женщина и, прожив около года,  родила сына к тому времени, как сказал ей Елисей. 18 И вырос мальчик, и случилось, что некогда он пошёл к отцу своему, работавшему со жнецами, 19 и сказал отцу своему: «Голова моя, голова моя!» И отец сказал слуге: «Отправь его к матери его». 20 И отправил тот его к матери, и он на коленях её пролежал до полудня, и умер. 21 И она отнесла его наверх, положила его на постель человека Божия, и закрыла его и вышла. 22 И позвав мужа своего, сказала: «Пришли ко мне одного из слуг с ослицей, и я поспешу к человеку Божию и вернусь». 23 И сказал он: «Отчего ты едешь к нему сегодня, когда не новомесячие и не суббота?» Она же сказала: «Мир тебе». 24 И оседлала ослицу и сказала слуге своему: «Скорей отправляйся и не задерживай меня в пути, пока я не укажу тебе. 25 Живей, ступай и приди к человеку Божию на гору Кармил!» И случилось, что увидел Елисей, как едет она, и сказал Гиезию, слуге своему: «Смотри, соманитянка!» 26 Сейчас же беги к ней навстречу и скажи: «Мир тебе! Мир мужу твоему, мир ребёнку!» И она сказала: «Мир!» 27 И пришла к Елисею на гору и схватила за ноги его. И подошёл Гиезий, чтобы отстранить её, и сказал Елисей: «Оставь её, ибо душа у неё страждет, и Господь скрыл от меня и не возвестил мне». 28 Она же сказала: «Разве просила я сына у господина моего? Ведь говорила я: “Не сбивай меня с толку!”» 29 И сказал Елисей Гиезию: «Опоясай бёдра твои, и возьми посох мой в руку твою и послушай: если встретишь человека, не благословляй его, и если благословит тебя человек, не отвечай ему.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010