РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 5 (18) июля Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (Яковлева) П реподобномученица Елисавета [a] (Элизабет-Александра-Луиза-Алиса, принцесса Гессен-Дармштадтская) родилась 20 октября 1864 года в семье принца Гессенского Людвига [b] и принцессы Гессенской Алисы, дочери королевы Английской Виктории, имя которой тесно связано с эпохой расцвета Британской империи. Королева Виктория показала себя в своем политическом прагматизме истинной патриоткой своего отечества; браки ее детей и внуков воспринимались ею исключительно как составляющая часть строительства Британской империи. Она считала делом первостепенной государственной важности выгодно выдавать своих дочерей и внучек за императоров других государств, хотя бы при этом и пришлось поступаться конфессиональными или религиозными принципами. Елизавета была названа в честь Елизаветы Тюрингской, одной из родоначальниц Гессенского дома, которая отличалась милосердием, сострадательностью к бедным и щедрой благотворительностью. В семье ее звали по-домашнему – Эллой. После ее рождения принцесса Алиса писала своей матери королеве Виктории: «Мы любим Елизавету, потому что святая Елизавета была родоначальницей Гессенского дома так же, как и Саксонского». Детство Эллы пришлось на время очень значимых для Европы событий. «Летом 1866 года совершилось событие огромной исторической важности. Германия, раздробленная в течение столетий, начала сплачиваться под руководством гениального прусского министра в одно сильное целое». Этим министром был Отто Бисмарк, а начало объединению положила Австро-прусская война, продолжавшаяся семь недель и закончившаяся победой Пруссии. Гессен-Дармштадт выступал на стороне Австрии, и после ее поражения прусские войска оккупировали его. Все политические силы при этом остались на своих местах, но побежденным пришлось платить дань победителям, что существенно отразилось на материальном положении семьи принца Людвига, воевавшего на стороне Австрии. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН ФОН ЗАЛЬЦА [нем. Hermann von Salza] (ок. 1179 - 20.03.1239, Салерно), 4-й вел. магистр (гроссмейстер) Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (1209-1239), при нем было образовано орденское гос-во в Пруссии. Г. З. род. предположительно в Тюрингии, близ совр. г. Бад-Лангензальца, в семье министериалов (служилых людей) и принадлежал к одному из родов Лангензальцы. Дата вступления Г. З. в Тевтонский орден неизвестна. Впервые он упомянут уже как вел. магистр в 1209 г. В 1-й пол. XIII в. орден шел по пути превращения в «тюрингский орден династии Штауфенов» (Х. Бокман). Родные для Г. З. Тюрингия и Гессен в бытность его вел. магистром имели важное значение для Тевтонского ордена, т. к. с нач. XIII в. пополнение ордена осуществлялось выходцами из этих земель. Сразу после основания в Св. земле Тевтонского ордена (1198) его руководители стремились создать автономное орденское гос-во. Сохраняя свои позиции в Св. земле и расширяя владения в Зап. Европе, орден начал изыскивать возможности для решения стоявшей перед ним задачи в землях язычников, граничивших с христ. миром. Первые решительные шаги были сделаны при Г. З. В 1211 г. венг. кор. Эндре II пригласил орден для защиты своих вост. владений от набегов куманов (язычников из Валахии), дав ему за это земли в Бурценланде и Семиградье. Попытка создания автономного орденского гос-ва в Венгрии не удалась: в 1235 г. король потребовал возвращения предоставленных ордену владений. Г. З. проявил себя как искусный дипломат, использовав в интересах ордена конфликтную ситуацию между папой Римским Гонорием III и герм. имп. Фридрихом II Штауфеном. Как посредник в спорах он всегда выступал на стороне императора, напр. в конфликте между Фридрихом II и ломбардскими городами, был противником отлучения императора от Церкви, вместе с Фридрихом II участвовал в крестовом походе и захвате Иерусалима, присутствовал при самовольной его коронации императором в 1229 г. Г. З. считал себя человеком, «радеющим о славе Церкви и империи и о возвышении обеих». Каждое посещение имп. двора или папской курии приносило ордену новые пожалования и привилегии, в т. ч. помогавшие обеспечить правовую и территориальную основы буд. гос-ва. Особенно важными являются папская экземпция 1216 г., освободившая орден от подчинения епископам, получение Тевтонским орденом в 1221 г. статуса, уравнявшего его с орденами тамплиеров и госпитальеров, и пожалование ордену герм. имп. Фридрихом II Пруссии («Золотая булла», 1226), куда орден вторгся в нач. 30-х гг. XIII в. при поддержке кн. Конрада Мазовецкого, возлагавшего надежды на военную помощь рыцарей в распространении своей власти на землях пруссов (Крушвицкий договор, 1230). В 1234 г. стараниями Г. З. Тевтонскому ордену перешел основанный св. Елизаветой Тюрингской госпиталь в Марбурге. В 1239 г. деверь св. Елизаветы Конрад Тюрингский, незадолго до того вступивший в орден, стал преемником Г. З. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (пустынь) (Подольской епархии Московской митрополии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл. ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположен на вершине Елеонской горы, примерно в 200 м от места Вознесения Господня ЕЛЕЦКАЯ АРГАМАЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Видение Божией Матери Темир-Аксаку), чтимый образ в г. Ельце Липецкой обл. (Липецкая и Елецкая епархия РПЦ) ЕЛИЗАВЕТА [Елисавета; Елизавета Тюрингская, Венгерская] (1207 - 1231), ландграфиня Тюрингии, св. католич. Церкви (пам. 17 нояб.) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУНИГУНДА [Кунигунда Польская, Венгерская; лат. Kinga, Kynga, Cunegundis; венг. Kinga; польск. Kinga, Cunegunda] (5.03.1224, Эстергом, Венгрия - 24.07.1292, Стары-Сонч, Польша), св. Римско-католической Церкви (пам. 24 июля), супруга вел. кн. польск. Болеслава V Стыдливого (1243-1279). Основными источниками сведений о К. являются 2 ее Жития (одно из них было составлено польским историком каноником Яном Длугошем († 1480), автор 2-го Жития (нач. XV в.) неизвестен), а также описание посмертных чудес святой (1-я пол. XIV в.) (BHL, N 4666-4668). К.- дочь короля Венгрии и Хорватии Белы IV (1235-1270) и его жены Марии, дочери никейского имп. Феодора I Ласкаря ; племянница католической св. Елизаветы Тюрингской. Как сообщается в Житии, с детских лет К. отличалась религиозностью и склонностью к молитвенному уединению, проводила много времени в часовне в Вишеграде (Vita S. Kyngae. 1884. P. 688). В 1239 г. К. вышла замуж за сандомирского кн. Болеслава, регентом при к-ром был вел. кн. польский Генрих II Благочестивый (1238-1241). К. убедила мужа дать обет целомудренной жизни в браке. В 1241 г. К., кн. Болеслав и его мать кнг. Гремислава бежали от нашествия монголов в Краков, а затем, после падения Кракова, Люблина и Завихоста,- в Венгрию, где их приняли старшая сестра Болеслава католическая блж. Саломея и ее супруг князь Славонии Коломан (1226-1241), который был дядей К. 11 апр. 1241 г. кн. Коломан погиб в ходе сражения с монголами на р. Шайо. Члены семьи Болеслава, в т. ч. Саломея, прибыли в Моравию, а затем вернулись в Польшу. После гибели вел. кн. Генриха II в битве при Легнице (9 апр. 1241) в стране началась междоусобная борьба, в результате которой Болеслав стал великим князем. В Житиях сообщается о помощи К. прокаженным и нищим: она раздавала им пищу и одежду (Vita S. Kyngae. 1884. P. 695-696, 703-704), а также о совершённых ею многочисленных чудесах, в т. ч. об изгнании беса из одержимого (Ibid. P. 697, 703-708). К. являлась одним из инициаторов канонизационного процесса Станислава , еп. Краковского (канонизирован в 1253 папой Римским Иннокентием IV ) (Ibid. XXXV). После смерти мужа (1279) К. отказалась от своего имущества в пользу бедных и поселилась в построенном при ее содействии мон-ре кларисс в г. Стары-Сонч. В 1287 г. из-за нашествия монголов К. и монахини были вынуждены временно покинуть обитель и переселиться в Пениньский замок на территории горного массива Тши-Короны ( Joannes Dlugossius. Vita beatae Kunegundis. 1887. P. 268-272). 24 апр. 1289 г. К. принесла монашеские обеты. Уступив уговорам насельниц, она согласилась стать настоятельницей монастыря. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРГАРИТА [Маргарита Венгерская; лат. Margarita; венг. Margit] (27.01.1242, Клис (?), Хорватия - 18.01.1270, Заячий о-в (ныне Маргит в пределах Будапешта, Венгрия)), св. Римско-католической Церкви (пам. 18 янв.). М.- дочь короля Венгрии и Хорватии Белы IV (1235-1270) и его жены Марии, дочери никейского имп. Феодора I Ласкаря ; родная сестра католич. св. Кунигунды и племянница св. Елизаветы Тюрингской. Основным источником сведений о М. является ее Житие (Legenda vetus), составленное на лат. языке духовником М., доминиканцем Марцеллом, вскоре после смерти святой (BHL, N 5330). В 1276 г. текст Жития был дополнен сведениями, взятыми из протоколов опроса лиц, к-рые знали М. лично, прежде всего насельниц доминиканского аббатства Пресв. Девы Марии на Заячьем о-ве. Протоколы велись специальной комиссией, назначенной Римской курией для рассмотрения вопроса о канонизации М. В нач. XIV в. Житие было переведено на венг. язык, что было большой редкостью для данного периода. Окончательная редакция Жития была подготовлена монахиней-доминиканкой Леей Рашкаи, насельницей мон-ря на Заячьем о-ве (1510). Еще до рождения М., во время бегства от войск хана Батыя, предпринявшего в 1241-1242 гг. нашествие на Венгрию, родители дали обет посвятить своего ребенка Богу, во исполнение к-рого М. в 1246 г. была отдана в доминиканский мон-рь св. Екатерины в г. Веспрем. В 1252 г. М. перешла в доминиканский мон-рь Пресв. Девы Марии на Заячьем о-ве, к-рый был основан кор. Белой IV специально для дочери. В 1254 г. М. принесла временные обеты, а в 1261 г.- торжественные обеты. Неск. раз М. отклоняла предложения вступить в брак с представителями европ. королевских семей (в т. ч. с королем Чехии Пржемыслом II Отакаром (1251-1278)), хотя это и вошло в противоречие с политико-династическими планами Белы IV. В мон-ре М. вела аскетический образ жизни, посвятив себя молитве, строгому посту и заботе о больных; настоятельница мон-ря и даже духовник М. считали ее аскезу чрезмерной. Созданный в Венгрии образ М. соответствовал распространившемуся в XIII в. мистическому направлению религ. мысли в католич. Церкви. Так, считалось, что по причине глубокого переживания страстей Спасителя на руках М. появились стигматы. М. способствовала разрешению конфликта между кор. Белой IV и его сыном Иштваном (буд. кор. Иштван V (1270-1272)), к-рые встретились в мон-ре Пресв. Девы Марии (1266) и подтвердили условия мирного договора, заключенного годом ранее (согласно договору, Бела IV передал под управление сына вост. часть страны). |
«Преподобный Серафим предсказал о ней, что она будет благодатной матерью для России» Памяти Императрицы Марии Александровны (1824–1880) Ксения Гринькова 22 мая (4 июня н.ст.) 1880 года в Российской Империи скончалась Царица, которую еще при жизни называли праведной. В ее роду были святые предки, она близко общалась со святыми современниками и личным подвигом своей жизни вдохновляла потомков идти за Христом. Узнаем немного о духовной жизни Императрицы Марии Александровны Романовой. Мария Александровна. Художник: Франца Винтерхальтера, 1857 г. Урожденная Гессен-Дармштадтская принцесса Мария появилась на свет в 1824-м году. Девочка рано потеряла мать и росла вдали от отца, что наложило отпечаток на ее тонкую ранимую душу. С раннего детства она вдохновлялась примером католической святой из Гессенского рода, Елизаветы Тюрингской. Елизавета Тюрингская, или Венгерская, жившая в XIII веке, посвятила свою недолгую жизнь милосердию, скрывая помощь бедным и больным от жестокого мужа. Подвигами этой святой руководствовались в своей благотворительной деятельности и другие ее потомки: Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна , которую и назвали в честь этой святой. В 16 лет принцесса Мария по взаимной любви вышла замуж за наследника Российского престола, будущего Императора Александра II. Вот что писала о ней сестра Цесаревича Ольга Николаевна: «Мари завоевала сердца всех тех русских, которые могли познакомиться с ней. Саша с каждым днем привязывался к ней все больше, чувствуя, что его выбор пал на Богом данную. Их взаимное доверие росло по мере того, как они узнавали друг друга. Папа [Николай I] всегда начинал свои письма к ней словами: Благословенно твое имя, Мария”». Обращаясь в Православие, она словно возвращалась домой По обычаю, все иноверные принцессы перед Венчанием совершали переход в Православие. Принцессе Мари этот шаг дался легко: обращаясь в Православие, она словно возвращалась домой. Будучи серьезной, глубоко вдумчивой личностью, к этому дню она тщательно готовилась, стараясь перенять не только внешнюю форму своей новой веры, но вникнуть в самую ее суть. В Православии принцессу нарекли Великой княжной Марией Александровной. Ее восприемницей стала игуменья Спасо-Бородинского монастыря Мария (Тучкова), вдова героя Отечественной войны 1812 года, почитаемая как святая уже при жизни. Таинство Миропомазания над невестой Наследника совершил Митрополит Филарет (Дроздов) , будущий Московский святитель. Приняв Причастие, Мария Александровна вся светилась радостью. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛИЗАВЕТА Св. Елизавета Тюрингская. Роспись Нижней ц. Сан-Франциско в Ассизи. Ок. 1325 г. Мастер Симоне Мартини Св. Елизавета Тюрингская. Роспись Нижней ц. Сан-Франциско в Ассизи. Ок. 1325 г. Мастер Симоне Мартини [Елисавета; Елизавета Тюрингская, Венгерская; лат. Elisabeth, Elyzabeth; нем. Elisabeth von Thüringen; венг. Türingiai Erzsébet; англ. Elizabeth of Hungary] (7.07.1207, Шарошпатак, ныне Венгрия - 17.11.1231, Марбург, ныне Марбург-ан-дер-Лан, Германия), св. католич. Церкви (пам. 17 нояб.), ландграфиня Тюрингии. Источники К 30-м гг. XIII в. относится краткое описание чудес и исцелений, к-рые совершались у гробницы Е. (BHL, N 2488b). В 1232 г. в рамках подготовительного этапа процесса канонизации были собраны показания 60 свидетелей подобных чудес (BHL, N 2489). В качестве приложения к этому документу духовник Е. Конрад Марбургский составил краткое описание последних лет ее жизни (ок. 1226-1231), известное как «Summa vitae» или «Brevis narratio de vita» (BHL, N 2490). В ходе работы первой комиссии, рассматривавшей вопрос о канонизации тюрингской ландграфини, Римскому папе Григорию IX было направлено обширное описание чудес Е. (Epistola examinatorum miraculorum S. Elyzabeth ad dominum papam - BHL, N 2491). В 1235 г. была создана новая комиссия, к-рая полностью пересмотрела материалы о Е. и послала в Римскую курию дополненный список чудес (Miracula felicis Elyzabeth - BHL, N 2491d). Тогда же был проведен опрос служанок Е., чьи рассказы легли в основу наиболее известных легенд о жизни святой. Более ранняя, краткая версия рассказов - «Dicta quattor ancillarum» (Показания четырех служанок) и позднейшая, более пространная - «Libellus de dictis quattor ancillarum» (Книжица о том, что сказали четыре служанки) сохранились в ряде рукописей XIII в. (BHL, N 2493). Повествование о жизни Е. делится на 4 части (рассказ о детстве, семейной жизни, вдовстве и деятельности в основанном ею госпитале в Марбурге) и изобилует цитатами из высказываний Е. в форме прямой речи. Составитель «Libellus...» распределил описанные в «Dicta...» события в хронологическом порядке, снабдил повествование прологом и эпилогом, а также богословским комментарием и рассуждениями личного характера. Благодаря этому «Libellus...» стала одним из образцов средневек. лат. агиографии. |
176. ГРИГОРИЙ IX Римские Папы. Список 176. ГРИГОРИЙ IX. 1227—1241. Уголино из графов Сеньи, родился в Ананьи. Был дядей Иннокентия III. В момент его избрания на папский престол ему было почти 80 лет, но, несмотря на престарелый возраст, он правил церковью 14 лет. Наступил период усиления борьбы за сохранение папского господства в христианской Европе. Наряду с традиционной системой церковных наказаний стали применять физическое насилие и войну. Во времена Григория IX была усовершенствована деятельность инквизиции, руководство которой папа доверил ордену доминиканцев. Во главе этого ордена стоял тогда превосходный знаток церковного права Раймунд Пеннафорте. Инквизиторы были выведены из-под власти епископов и находились под непосредственным контролем апостольской столицы. Не менее острая борьба велась и с Фридрихом II, который защищал императорские права от посягательств папы. Григорий IX неоднократно анафемствовал императора, обвиняя его в ереси и приписывая ему известное изречение о «трех обманщиках (Иисусе, Моисее и Мухаммеде), которые ввели человечество в заблуждение». Когда папа созвал собор, чтобы торжественно осудить Фридриха, последний задержал корабли, которые везли церковных иерархов в Италию. В конфликте участвовали также итальянские города, не всегда стоящие на стороне римского епископа. Смерть Григория IX император воспринял как знамение своей победы, В период понтификата Григория IX Парижский университет попал под протекторат папы. На Западе развивалась также юридическая наука. Папа, который закрепил за собой исключительное право канонизации, признал святыми: Франциска Ассизского (он знал его лично), Доминика, Антония Падуанского и Елизавету Тюрингскую. Культ этих святых пользовался в средневековье необычайной популярностью. За несколько месяцев до смерти Григория IX произошла битва под Легницей, в которой героическое сопротивление польских рыцарей задержало продвижение монгольских орд в Европу. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 |
Имя Марии Александровны в России крепко связано с историей дворянской благотворительности, корни которой имеют прямое отношение к традициям Дармштадта. В становлении духовного облика Марии Александровны, как и других Дармштадтских принцесс, особую роль сыграли две замечательные женщины, жившие в Гессене b XII–XIII веках — Хильдегард из Бингена, настоятельница монастыря в Рупертсберге, видевшая в христианской церкви место, где «лечатся народы», и св. Елизавета Тюрингская, основавшая первый госпиталь в Марбурге. В благотворительной деятельности Марии Александровны соединились социальное служение протестантизма и глубокая духовность православия. Первая председательница российского Общества Красного Креста, основанного Александром II после Крымской войны, она лично учредила в России 5 больниц, 8 богаделен, 36 приютов, 38 гимназий, 156 профессиональных училищ. С исключительным достоинством вела себя Мария Александровна в трудных, порой критических обстоятельствах последних лет царствования Александра II. После рождения восьмого ребенка император завел вторую семью. Екатерина Долгорукова, родившая ему четырех детей, жила в Зимнем дворце этажом выше Марии Александровны. Через три месяца после смерти императрицы в 1880 г. она добилась от императора официального оформления брака. Только смерть Александра II от бомбы террориста 1 марта 1881 г. помешала осуществить план коронации светлейшей княгини Юрьевской. После смерти Марии Александровны ее сыновья, включая императора Александра III, построили в память о ней храм св. Марии Магдалины в иерусалимской Гефсимании. Сейчас там русский женский монастырь, хранящий память о двух дармштадтских принцессах — Марии Александровне и Елизавете Федоровне, останки которой покоятся у правого клироса. Мария Александровна, воспринявшая всем сердцем православие, не канонизирована, но сестры молятся ей наравне с Елизаветой Федоровной. Они верят, что Мария Александровна отмолила мужа от шести покушений на его жизнь, седьмое, произошедшее после ее смерти, стало для него фатальным. Александра и Елизавета: накануне катастрофы |
Почитание Исцеления, происходившие у могилы Е., стали поводом для начала процесса ее канонизации. Вероятно, инициатором процесса был Конрад Марбургский. Он пригласил Майнцского архиеп. Зигфрида III на освящение 2 алтарей новой капеллы при Марбургском госпитале (авг. 1232). Во время торжеств архиепископ и др. присутствовавшие прелаты выслушали показания свидетелей об исцелениях у гробницы Е., записав наиболее достоверные и заверив их печатями. Тогда же был составлен отчет о 60 чудесных исцелениях с приложением краткого жизнеописания Е., к-рый иерархи отправили папе Римскому Григорию IX. Папа поручил архиеп. Зигфриду III Майнцскому, Раймунду, аббату мон-ря Эбербах, и Конраду Марбургскому провести новый опрос свидетелей. К папскому письму от 13 окт. 1232 г. был приложен формуляр для сбора свидетельств. В др. папском послании содержалось распоряжение подробно изучить жизнь Е. и проверить все чудеса с выяснением имен и мест рождения исцелившихся, когда и в чьем присутствии произошли чудеса, а также к кому и в каких словах были обращены их молитвы. Записанные свидетельства надлежало хранить в запечатанном виде до нового распоряжения из Рима. Рождение Елизаветы. 1474-1477 гг. Неизв. художник (собор св. Елизаветы в Кошице, Словакия) Рождение Елизаветы. 1474-1477 гг. Неизв. художник (собор св. Елизаветы в Кошице, Словакия) К нач. 1233 г. члены комиссии выслушали ок. 700 свидетелей. Каждое сообщение о чуде записывалось на особом листке пергамена и заверялось членами комиссии. Частично сохранились протоколы, записанные аббатом Раймундом (из 106 зафиксированных исцелений 43 заверены им), который исцелился от боли в спине у гробницы Е. Протоколы должны были храниться у членов комиссии до востребования Римской курией, однако вопреки папскому указанию Конрад Марбургский сразу после окончания опроса свидетелей отсылал в Рим копии протоколов. Комиссия подготовила последовательное описание чудес, к которому Конрад приложил краткое жизнеописание Е., ставшее основой позднейших компиляций. В 1233 г. подготовка к канонизации была приостановлена (возможно, из-за убийства Конрада 30 июля того же года). В 1234 г. хранителем гробницы Е. стал Тевтонский орден, чему способствовал деверь Е., Конрад Тюрингский (вступил в орден в 1234, вел. магистр ордена в 1239-1240). |
| |