Известны еще чудотворные местночтимые иконы «Взыскание погибших»: в Москве, в храме Рождества Христова, что в Палашах, и в храме святителя Николая в Звонарях; в городе Волхове, в Георгиевской церкви («первообраз Борской иконы»); в селе Красном Конотопского уезда Черниговской губернии; в городе Воронеже и в г. Козлове Тамбовской губернии. С 1835 года при Московском Александровском Сиротском институте существует церковь во имя этой иконы. Икона Елецкая-Черниговская Относительно обретения этого св. образа известно следующее. Когда прп. Антоний Печерский (скон. 1072 г.) в 1060 году был изгнан из Киева великим князем Изяславом (1054—1073), он тайно удалился в пределы Чернигова. Там он ископал себе на горах Болдиных пещеру и стал вести уединенную подвижническую жизнь. В это именно время им и была обретена икона Божией Матери. Он увидел ее на ели сияющей светлыми лучами, так что она казалась окруженной огнем. Благодаря содействию Черниговского князя Святослава прп. Антоний на месте обретения иконы основал обитель и построил каменную церковь во имя Успения Богоматери. Как обитель, так и явленная икона, которая была поставлена в этой обители, были названы Елецкими. Елецкая обитель существовала до времен нашествия на Русь татар. В 1238 году татарские полчища Батыя вторглись в пределы русских владений и разрушили как церковь, так и обитель, основанные прп. Антонием. Елецкая икона, однако, сохранилась во внутренности монастырской стены. После этого там, где подвизался прп. Антоний, более двух столетий виднелись лишь одни развалины. Только в 1470 году благочестивый Киевский князь Симеон Олелькович возобновил Елецкий монастырь. Св. икона опять была поставлена в храме. Однако в начале XVII столетия Елецкий монастырь постигла та же участь, что и в XIII веке: он вторично был разрушен полководцем Польского короля Сигизмунда III Горностаем. В это тяжелое время чудотворный образ Елецкой иконы Божией Матери совершенно утратился, и дальнейшая история его совершенно неизвестна христианскому миру.

http://sedmitza.ru/lib/text/440278/

Икона не сохранилась, известна по фотографиям. Иконографически соответствовала гравюре 1676 г. из книги архим. Иоанникия, с к-рой, очевидно, и была написана. В отличие от черниговской иконы скругленного верха не имела. Размеры иконы 59×46 см. В 1724 г., как зафиксировано в соборной описи, икона уже имела серебряную ризу, вложенную жителем Курска Финогеном Безходарным. Не исключено, что со временем произошла замена чтимого харьковского образа его списком. По описаниям нач. XX в., икона имела характерный для времени создания (не ранее 2-й четв. XVIII в.) темно-синий небесный фон с розовым горизонтом и ее оклад, судя по принципам орнаментики, был выполнен в кон. XVIII в. Ист.: Иоанникий (Галятовский), архим. Скарбница потребная и пожиточная всему свету. Новгород-Северский, 1676. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Кафедральные черниговские мон-ри: Ильинский, Елецкий и Борисоглебский. Чернигов, 1861; он же. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 3. Отд. 2. С. 10-13; Добровольский П. М. Чудотворная икона Богоматери Елецкая-Черниговская. Чернигов, 1899; он же. Черниговский Елецкий Успенский 1-кл. мон-рь: Ист. описание. Чернигов, 1900. С. 10-12, 101-103; Ефимов А. Н., свящ. Черниговский Елецкий мон-рь Успения Пресв. Богородицы, со времени основания и до наших дней (1060-1902): Святыни и достопримечательности обители. Чернигов, 1903; Багалей Д. И., Миллер Д. П. История города Харькова за 250 лет его существования (с 1655-го по 1905-й г.). Х., 1905. Т. 1. С. 354-356. Ил. на с. 355; Поселянин Е. Богоматерь. С. 399-400; Лужницький Г. Словник чудотворних богородичних ikoh Украïни//Intrepido pastori: Наук. зб. на честь блаж. патр. Йосифа Cлinoro. Рим, 1984. С. 154, 187; Адруг А. К. Чephiribcьka чудотворна ikoha Бoroмamepi//Poдobiд. 1996. 14. С. 106-111; он же. Визначна пам " ятка давнього украïнського малярства. Чephirib, 2001; Черниговский Елецкий Св.-Успенский жен. мон-рь: Ист. очерк (от основания до 1998), описание святынь и достопримечательностей мон-ря с прил. док-тов, относящихся к новейшей его истории/Сост.: мон. Вероника (Терехова). К., 1999; Пуцко В. Г. Ренессансные схемы рус. икон Богоматери: Елецкая и Казанская//Н. П. Кондаков, 1844-1925: Личность, науч. наследие, архив. СПб., 2001. С. 91-99; Емельянова Е. А. «Сказание о чудотворной иконе Елецкой Богоматери» в книге Иоанникия Галятовского «Скарбница потребная»//Книга в пространстве культуры. М., 2007. Вып. 1(3). С. 135-142.

http://pravenc.ru/text/189785.html

На Елецкой Черниговской иконе изображена ель, среди зеленых ветвей которой помещается сам образ Богоматери с Предвечным Младенцем на коленях. Величина всего изображения — 1 аршин и 14 вершков в вышину (если измерять посередине, так как вверху икона полукругла) и 1 аршин 1 вершок в ширину. Длина же самой иконы, находящейся в ветвях дерева, составляет 10 3/4 вершка, а ширина — 51/2 вершков. Вся лицевая сторона образа покрыта серебряной вызолоченной ризой, а венец Божией Матери украшен дорогими камнями. Елецкая икона Богородицы в летнее время находится в главном Успенском соборном храме обители, а на зимнее время переносится в теплый Петровский, где и занимает особое место в киоте, с правой стороны за клиросом. Перенесение это совершается с особенной торжественностью, при соборном участии братии в священных облачениях, с пением тропаря Богоматери и при колокольном звоне. В Черниговском Елецком монастыре с очень давних времен существует обычай каждую среду пред литургией служить молебен Богоматери с акафистом. К этому молебному пению и акафисту, совершаемым пред чудотворной иконой, усердные богомольцы, несмотря ни на какую погоду, всегда стекаются в значительном числе. Жители Чернигова имеют обыкновение брать этот чудотворный образ в свои дома. Икона Богоматери, называемая Елецкая-Черниговская, имеется также в Харьковском Успенском соборе. Окольничий князь Даниил Барятинский, находившийся под начальством князя Василия Голицына и командовавший новгородскими полками, в 1687 году возвращался из похода в Крым. В Харькове он сильно заболел и, находясь уже при смерти, отдал бывшую при нем в походе Елецкую икону Богоматери в харьковский Успенский собор, где она и находится до сего дня. Этот образ Божией Матери прославился многочисленными чудесами. На нем имеется весьма древняя надпись, сделанная киноварью: «Образ Пресвятая Богородица Елецкая-Черниговская», а в древнейшей описи Успенского собора, сделанной в 1724 году, значится: «Образ чудотворной Пресвятыя Богородицы Елецкой; риза серебряная, позолоченная, подана курченином Финогеном Безходарным, а подсвещник позолоченный полковником Григорием Кветкою». Таким образом, древность этой иконы вне всякого сомнения.

http://sedmitza.ru/lib/text/440278/

Достойно есть или Милостивая, на Афоне, в Карее, 980г., Июня 11; прославленная с 1864г. копия в селе Юрьевском, Котельничского уезда, Вятской епархии; в погосте Торопецкого уезда, Псковской епархии. Дубенская, в г. Дубно, Волынской епархии; эта икона – фамильный образ князей Острожских (Русский Паломник 1889, стр.65) Дубовичская (сходная с Ченстоховской), с конца XV в., в местечке Дубовичах, Глуховского уезда, и в Городище, Стародубского уезда; празднование в 1-ю пятницу после Пасхи; с 1861г. крестный ход в Кролевец, в Сентябре. Дубоемская, в Дубоемцах. Смоленской епархии Египетская, Января 11, 1060г. (Кормчий 1896, Едесская, пред которой молился святой Алексий, человек Божий, прославлена 12 Марта 411 года; с X века в Риме. Елеоточивая (Келарница) на Афоне в Ватопеде, названа так по чудесному умножению елея в обители; празднование 17 Ноября. Елецкая-Черниговская, явилась на ели в Чернигове 1060г. 11 Января; в 1611г. после нашествия поляков утрачена; список с неё 1571 в Черниговском Елецком монастыре, другой 1676г. в Харьковском Успенском соборе (Кормчий 1896, Празднование в Чернигове Февраль 5 Елецкая, в г. Ельце, Орловской епархии, в соборной церкви Смоленской Божьей Матери; 11 Января (Кормчий 1896, Елецкая, в другом виде, в Иерусалиме, в Сретенском монастыре, занесена сюда русской монахиней из дворян, из г. Ельца. Елпида (т. е. Надежда), в Константинополе, в местности называемой Кум-Капи, в церкви Успения Божьей Матери; икона Московского письма. Ерманская или Германовская, явилась 7 Апреля 732г. в Царьграде; празднование Октября 12 Ефесская (Корсунская), 989г., в России с 1173 года, в Полоцке; потом в Торопце, Псковской епархии с1239г.; празднование 9 Октября Жадовская (Душеполезное Чтение 1880, Живоносный источник, 450, Апрель 5, в Константинополе; списки: в Саровской пустыни; в Астрахани, в Уржуме, Вятской епархии; в часовне близ Соловецкого монастыря; в Липецке, Тамбовской епархии Превосходный образ в Московском Новодевичьем монастыре. Празднование в Пасхальную пятницу (Русский Паломник 1893,

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

По какому случаю князь Святослав основал монастырь? Галятовский пишет: монастырь Елецкий, построенный князем Святославом, называют «Богородицей Елецкой» от того, что на том месте монастыря «од людей идучих образ Пресвятой Богородицы променями (лучами) светлыми, як огнем оточеный, есть виденный и знайденный на дереве еловом». Такое известие, говорит он, подтверждается видом Богоматери, изображаемой на Елецкой иконе: «намалиовано дерево еловое з галузями (ветвями) зелеными; межи тыми галузями зелеными высоко сидячая, на своих коленах дитятко Христа сидячаго под пахи левою держачая, правою рукою Христа за ноги держит, а Христос в левой руке держит хартию звитую». Далее пишет, что посланным от него в Москву старцам престарелый князь Никита Иванович Одоевский объявил: «Мы слышали от дедов и прадедов наших, что близ Чернигова на еловом дереве найден образ Пресвятой Богородицы, потому и построенная там церковь называется: Богородица Елецкая». В самом деле, если главный храм обители постоянно был посвящён славе Успения Богоматери и, однако, монастырь постоянно назывался, как и называется, монастырём Елецким или даже Богородицей Елецкой, то очевидно, что такое название одолжено особенному событию, тому самому событию, которое изображено на Елецкой иконе Богоматери. Таким образом, если святая икона явилась в лучах светлых на том месте, где поставлен потом храм обители, то очевидно, что, по древнему преданию, обитель основалась именно по случаю явления Богоматери на ели. По древней надписи на древней Елецкой иконе, ныне хранящейся в Харьковском Успенском соборе, святая икона явилась 3 февраля 1060 года 6 , и третий день февраля поныне празднуется в Елецком монастыре. Галятовский так был тщателен в своём исследовании о древности Елецкого монастыря, что выставляет основательные известия о виде храма, построенного князем Святославом: «Як в Киеве Печерская, так в Чернигове Елецкая церковь докола каплицами была оточена, що давняя од початку ей форма и диспозиция на муре учиненая показует» 7 . Сказав, что с несколькими мурованными куполами видели Елецкий храм ещё живые очевидцы, продолжает: «Пред Батыем церковь Елецкая оловяными таблицами была покрытая, що дается оттоль ведати, же и теперь ходячи коло церкви люде шукают в песку олова и штуки великие знаходят, иншии познаходили в песку великие таблицы оловяныи, которыми церковь была покрытая» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(об. 8) Икон на болших тяблех, у деисуса над царьскыми дверми, пядниць, обложеных серебром и золочены, на нижнем тябле: икона Иван Богослов, икона святых седмь отроков, икона явление пречистые Богородици Сергию чюдотворцу, икона пречистые Богородици, да у ней три гривны серебрены. Икона пречистые Богородици к лицу же, Феодосей поставил, да у ней три гривны серебрены, да круг её жемчюгом осажено, да в венце три камени да два жемчюга; да у Младенца гривна маленка да в венце жемчюжек, а венци оба сканные. Икона пречистые Одигитриа, в венце у Пречистые три камени, да у Младенца три ж камени, да гривна не велика басмянная, да цатка маленка с каменем. Икона образ Спасов седячей. Икона Спасов же образ, ве (л. 9) нец у него сканьной. Икона Спасов же образ на престоле, с сторону Пречистая, а з другую Прдтечя, письмо старое. Да две иконы: распятие Христово да въскресение Христово, обе Дионисьева письма. Икона образ Спасов Нерукотворенной. Икона Никола чудотворец седячей. Да на середнем тябле обложеных же икон серебром пядниц и золочены: икона Иван Предтечя седячей, икона образ Пречистые Рублева письма, да у ней гривна серебрена, а другая золо (об. 9) тая, на лице сель. Икона образ Спасов Нерукотворенной, да у него в венце два жемчюга да камень. Икона преображение Христово. Икона Спас на престоле, с сторону Пречистая да Предотечя, да за ними архааггелы. Икона образ Пречистые Владимерская, да у нее в венце пять каменей. Икона образ Пречистые ж. Икона О тебе радуется. Икона Феодор да Андрей Стратилаты, венци у них у обеих сканные: поставил тое икону княз Феодор Борисович. Да туто ж поставил икону, образ пречистые Богородици, Герман Слепушкин, обложена серебром и золочена. И по лета 7055 маиа 16 всех пядниц икон, обложенных серебром и золочены, 39. (л. 10) Да на правом столпе обложеных же икон серебром и золочены, что ставил Марко старець, в верхней ряду: икона об- —191— раз Пречистые, Тихвиньской образец: икона-образ Спасов седячей; икона-образ Спасов Еммануил, манастырская, а Марков оклад; икона въскресение Христово; икона Иван Предтечя седячей, а вверху Троица святая, а поставил и обложил тое икону Тит Кандратовской. Да в другом ряду обложеных же икон, Марко ставил: икона Макарей чюдотворец Калязинской; икона пречистые Богородици, Тихвиньской образец, болшая пядница, манастырская, а Марков оклад, венци у Пречистые и у Младенца сканные. Икона-образ Пречистые, болшая ж пядница; икона Ни (об. 10) кола чюдотворец стоячей; икона Варламей, чюдотворец Футыньской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Галатская-Кафская или Кафатиани 137 Галичская или Чухломская или Городецкая Умиление 20 июл., 28 мая. 1470. Гелатская или Пицундская 15 авг. 1451. Гемынская. Гербовецкая 1 окт. 1459, 1535. Германовская или Ерманская (явившаяся в 732 г. в Константинополе св. патр. Герману) 12 окт. Геронтисса 4 апр. 1486. Гефсиманская 17 авг. 1496. Гидлянская 138 3 мрт. Гиспальская. – См. об Испанской. Гликофилусса, или Сладкое лобзание 139 , в понедельник Пасхи. Глинская Рождество Богородицы 8 снт. 1473. Говезнянская 140 . Голубинская 141 12 июн. Голубицная (вероятно, то же, что Голубинская или Коневская). Горбаневская 30 июн. 1501. Горбацевицкая 142 Городецкая – См. Галичская . Городищенская или Шкаплерная. 1437. Горудиская 143 Гребневская 28 июл. 283. Греческая Андронникова. – См. Андроникова. Григориатская 144 30 нбр. Груздовская (к с. Груздове, Олончанского y., Виленской губ.) 2 июн. Густынская или Ярмарковая Смоленская 28 июл. 1521. Грузинская 22 авг. 323, 1420, 1424 1498 1555, 1562. Далматская Успение 15 фвр. 1448. Дамаскинская 4 дек. 1496. Двинская 145 25 нбр. Девпетерувская 146 29 фвр. Дектоурская (по изображению подобная Амартийской) в нед. Всех Святых. Дермонская Казанская 8 июл. 1434. Дехтяровская 147 в 10-ю пятницу по Пасхе. Дивногорская или Сицилийская 5 фвр. 1441. Димьова 148 15 авг. Долинская 149 13 фвр. Домницкая или Думницкая 8 снт. 1559. Домостроительница . – См. Экономисса. Донская 19 авг. 319, 1475, 1485. Достойно есть или Милующая 11 июн. 1543. Дубенская . 1435. Дубовичская 150 13 снт. Дубоемская (в с. Дубоемцах, Смоленск. еп.). Дудичская или Дудзицкая 151 1 окт. Думницкая . – См. Домницкая. Дуниловская Казанская 152 29 июн. Евстратьевская . Египетская 153 11 янв. Едесская 154 12 мрт. Елеоточивая 155 17 нбр. Елецкая 156 11 янв. Елецкая Черниговская 5 фвр. 1559. Елецкая Казанская 8 июл. 254. Еллинская (в Харьковском кафедр. соборе). Елпида (т. е. Надежда, в Константинополе, в церкви Успения, в местности, называемой Кум-Капи). Ерманская. – См. Германовская. Ефесская или Корсунская. – См. Корсунская.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

создать елецкий аналог Киево-Печерского патерика и др. патериков «знаменитых монастыров руских». Так, в 1-м «чуде» повествуется о Крещении Руси, о постройке первых храмов, проводится параллель: кн. Ярослав Владимирович в Киеве построил церкви Св. Софии и Благовещения, а его сын Святослав возле Чернигова на горах Болдиных создал ц. Успения Пресв. Богородицы. Тут же представлены собранные И. в 1676 г. версии происхождения названия монастыря (преимущественно устного бытования): «Поведают в Чернегове обиватели давнии, же на том месцу… образ Пресвятой Богородицы знайденый за давних часов на дереве еловом» (на поле помета: «Григорий Яхимов, войт чернеговский, и старший брат его Исаак тое поведали»); «Никита Иванович князь Одоевский поведал такии слова: близко Чернегова на дереве еловом знайденый образ Пресвятои Богородицы; для того збудованая там церков ся называет Богородица Елецкая, зачим од елины, альбо елю, ест названа». Из письменных источников 1-го «чуда» в маргиналиях указаны: Матвей Стрыйковский, «Синодик, албо поминник Пресвятои Богородицы Елецкои» Черниговского еп. Зосимы (Прокоповича) , Киево-Печерский патерик в редакции Сильвестра (Косова) . Мн. использованные И. легенды - фольклорного происхождения. «Чудо» 2 охватывает большой период в истории Елецкого мон-ря: от его основания при кн. Святославе Ярославиче до реконструкции при И. Автор проводит параллели между Киево-Печерским и Елецким монастырями: устройство прп. Антонием Печерским на склонах Болдиных гор возле Чернигова пещеры способствовало тому, что он «приоздобил и прославил» не только Печерский монастырь, но и Елецкий. Похожим был архитектурный облик главных храмов названных обителей: «...як в Киеве Печерская, так в Чернегове Елецкая церков докола каплицами была оточена». Оба мон-ря были разрушены и опустели во времена нашествия хана Батыя, потом восстанавливались князьями: «...церков Печерскую Симеон Олелкович, князь восстановил, а Елецкая церковь была «направлена од кого з великих князей московских». Кроме разорения Елецкого мон-ря монголами упоминаются также разрушения, нанесенные войсками кн.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Но кто из них был основателем «Емецкого волока, Благовещенские пустыни» – прямо указать нет никакой возможности. Основателей же известных нам 11 монастырей мы означили в скобках. Однако в 7070–1562 году пустынь эта уже существовала, ибо была записана в Сотной книге Никиты Яхонтова: «А... пашня – говорится в грамоте Благовещенской обители – под монастырем в денежных доходах обелена, по Сотной книге Микиты Яхонтова с товарищи, в 70 году» 57 . Следовательно монастырь этот относительно древний, особенно в сравнении с Кодлозерской, Хергозерскою, Юрьегорской и другими молодыми обителями нашего севера!.. В 1584–1598 гг. он уже делается владельцем царской жалованной грамоты: «Была де у них, – рассказывали емецкие старцы, – блаженные памяти Государя Царя и Великого Князя Федора Ивановича всеа Руссии жаловальная грамота. А по той грамоте велено им владеть землею и всякими угодьи и промыслы вверх по Онеге реке до речки до Пяленги на четыре версты, а вниз до Каркуса порога на пять верст (всего на 9 верст в одну сторону...), да в Емце реке до мосту, ниже Оленья броду на версту. Да по той же грамоте Новгородского Митрополита десятильником к ним в пустыню въезжати, и кормов и подвод с них имать, и никаких обид им чинить – не велено» 58 . Затем в 7123–1615 г. монастырь попал в «приправочную книгу письма Семена Языкова, да подъячего Семена Осокина» 59 , описывавших земли... Наконец подвергся и разорению Литвы, как надо полагать в 1619 году: «И в разоренье-де, – сказывали монахи, – Литовские люди в той их пустыне старцев посекли, а жалованную грамоту сожгли...» 60 . Но сожгли-ли еще что (кроме грамоты), чернецы не говорят; церковь же, вероятно, была пощажена врагами, ибо через 2–3 года после «разоренья», едва-ли мог построить ее единственный тогда монах Осия 61 , тем более, что окольным крестьянам тогда было не до того, чтоб церкви строить. Вот в каком состоянии описывается эта обитель в 1621– 22 гг., т. е. спустя 2–3 года после «разоренья». В новгородской четверти, в каргопольских писцевых книгах письма Ивана Воейкова да дьяка Третьяка Копнина, 129, и 130 году, написано: «В каргопольском уезде, в тур-часовском стану, на Онеге реке, на Емецком волоку, монастырек убогий, Благовещенский; а в нем церков Благовещения Пречистые Богородицы древяна, стоит без пения, и церковного строенья нет ничего. А в том монастыре живет в келье старец Осей. – Пашни паханые худые земли около монастыря осмина, да перелогом три четверти в поле, а в дву потомуж; в живущем пол-пол-пол-четверть выти, впусте полчетверти и полполчетверти выти, сена на живущее и на пусто, против Каркуса по горе 15 копен; да того ж монастыря пустошь Гора, а в ней место дворовое: пашни – перелогом худые земли осмина, да лесом поросло 7 четвертей в поле, а в дву – потому ж; в пусте подвыти и пол-пол- пол-четверть выти; сена нет; обоего – пашни паханые и перелогом 12 четей; в живущем пол-пол-пол-четверти выти, впусте пол выти и пол четверти и пол-пол-четверти и пол- пол-пол-четверти выти; сена 15 копен» 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

153 Египетская св. икона явилась в 1060 г. Богомладенец на ней изображен сидящим на правой руке Богоматери и держащим в левой руке развернутый список. Есть еще я другая икона Богоматери, именуемая Египетской, с изображением на ней также и св. Саввы, архиеп. Сербского (воспоминаемого 12 янв.). 154 Едесская св. икона находится в храме св. Алексия, человека Божия, в Риме, будучи перенесена сюда в X в. из г. Едессы (ныне Урфа, на севере Месопотамии), где она пребывала в той церкви, на паперти которой 17 лет подвизался св. Алексий. После того, как св. Алексий своим житием снискал себе любовь Божию, от этой св. иконы пономарем Едесской церкви был слышан чудесный голос, свидетельствовавший, что сидящий у ворот церковной паперти нищий – „человек Божий, достойный царствия небесного“, и что „молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Божий почивает на нем, подобно венцу на главе царской“. 155 Елеоточивая св. икона, называемая некоторыми «Келарницею», находится на Афоне, в Ватопедском монастыре, где она по молитвам иноков и прославилась чудесным наполнением пустого сосуда елеем; изображение на ней весьма сходно с изображением на Григориатской св. иконе. 156 Елецкая св. икона, представляющая собою список с Черниговской – Елецкой св. иконы, находится в соборе г. Ельца, Орловской губ. С наименованием тоже «Елецкая», но написанная в другом виде, известна св. икона Богоматери, которая находится в Иерусалиме, в Сретенской церкви, будучи принесена сюда русской монахиней из дворян г. Ельца. 157 Живоприятная св. икона, именуемая также «Предвозвестительницею», изображена на наружной северной стене храма св. Димитрия Солунского в Афонском Ватопедском монастыре. Храм этот был сооружен усердием Плакидии, дочери имп. Феодосия Великого. Во время своего путешествия из Рима в Константинополь, она решила посетить Ватопедскую обитель, вопреки иноческому уставу, запрещающему женщинам доступ на св. гору. Хотя Плакидия из смирения хотела пройти в соборный храм обители меньшими северными дверями, но вдруг услышала голос, воспрещавший ей, под страхом наказания, идти далее. Со слезами, павши на землю, Плакидия просила прощения за свой грех и в благодарность за то, что не была наказана смертию (как это случалось с некоторыми другими женщинами), она велела соорудить в обители храм во имя ев. вел.-муч. Димитрия, а на том месте, где она слышала голос, – написать икону Божией Матери. Эта св. икона, и поныне сохраняющаяся в обители, во изображению сходна с Иверской иконой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010