и. и Елецкой Черниговской иконе с разными датами празднования, принятыми в совр. «Православном церковном календаре»: день празднования Е. и. зафиксирован под 11 янв., Елецкой Черниговской - под 5 февр. Уже в нач. XIX в. на листовой гравюре «Двенадцать икон Богородицы, с перечислением прочих явлений ей по месяцам и числам» под 11 янв. указано празднование Е. и. с надписью: «Явление иконы пртыя Бцы Елецкои», а явление Елецкой Черниговской - под 6 февр. (РНБ ОЭ. Собр. В. И. Даля. РНК III. 474. 1212; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 472). Поскольку древняя история Е. и. неизвестна, были попытки связать ее с соименным черниговским образом. Наличие 2 икон одного названия и с одной датой явления (1060) объяснялось, в частности, Е. Поселянином тем, что «одна из этих двух икон, именно, Черниговская Елецкая икона… признается подлинником, а другая - Елецкая, находящаяся в городе Ельце…- списком» ( Поселянин. 1909. С. 115). Однако здесь же в противоречие сказанному приведены разной иконографии литографические изображения обеих икон (Там же. Ил. на с. 115, 155), входившие в гравированные своды чудотворных икон Богородицы, которые создавались со 2-й пол. XVIII в. В этом же сборнике даны неверные сведения, повторявшиеся в изданиях с кон. XIX в., о местонахождении Е. и. в Ельце в соборной ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери - храма с таким освящением в городе не существовало. Елецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер., Москва) Елецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер., Москва) Мнение о связи 2 икон может рассматриваться, поскольку разделение образов по иконографии и датам празднования зафиксировано позднее в сравнении с легендарной датой их явления. Известно, что в 1146 г., когда Елец впервые упоминается в Никоновской летописи, он являлся центром удела Черниговского княжества и входил в состав Черниговской епархии. Дата празднования, установленная Е. и.,- 11 янв.- соотносится с датой появления в XVII в.

http://pravenc.ru/text/189783.html

Эти чудеса единственные, где речь идет об имевшихся в мон-ре изображениях Пресв. Богородицы, но они не соотносятся с древней Е. Ч. и.; сведений о них недостаточно, чтобы говорить о существовании в Успенском монастыре до 1676 г. к.-л. чудотворной иконы Богородицы типа ростового или поясного «Знамения». Сегодня в Успенском соборе Елецкого мон-ря у правого клироса в киоте находится Е. Ч. и., прославившаяся в Новое время: в кн. «Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия», хранившейся в монастырской ризнице, зафиксированы чудеса от нее, случившиеся во 2-й пол. XIX в. Икона имела много драгоценных привесов, была украшена серебряным позолоченным окладом и венцом с драгоценными камнями, выполненными, судя по характеру орнаментики, во 2-й пол. XIX в. (оклад не сохр., известен по фотографиям). В летнее время образ находился в Успенском соборе, на зиму его переносили в теплую ц. апостолов Петра и Павла, где он стоял в особом киоте справа у клироса (киот был выполнен в 1880 надворным советником Герасимом Ивановичем Галузевским в благодарность за исцеление от гангрены). Каждую среду перед иконой совершался молебен с чтением акафиста; ее носили по домам черниговских жителей. Не исключено, что этот образ не является первоначальным, а был одним из ранних его списков и входил в состав икон местного ряда соборного иконостаса (известен по описаниям и старым фотографиям, размеры и форма доски Е. Ч. и. совпадают с др. иконами местного ряда). В таком случае он уже до сер. XIX в. мог заменить подаренную монастырю Мезопетой икону, исчезнувшую из обители при неизвестных обстоятельствах. Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Посл. треть XVII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Посл. треть XVII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) В 1930 г. икону передали в Черниговский исторический музей им. В. В. Тарновского. В период Великой Отечественной войны она не была эвакуирована, но чудом спаслась во время бомбардировок Чернигова в авг. 1941 г.: на пепелище сгоревшего музея ее обрела некая женщина и принесла в Троицкий Ильинский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/189785.html

Иконография Е. и. близка к Владимирской иконе Божией Матери , ставшей прототипом мн. рус. изводов типа «Умиление». В гравированных и иконописных сводах икон Божией Матери Пресв. Богородица представлена с Младенцем Христом на правой руке, левая - в молитвенном жесте. Христос, приникнув к щеке Богоматери, обнимает Ее левой ручкой (скрыта). Он облачен в хитон, обе ножки обнажены от колен. В отличие от литографического изображения ножки Богомладенца не перекрещиваются (левая за правой), правая рука расположена на уровне груди, а не выше. Е. и. изображена: в ряду произвольно расположенных 130 явленных икон Божией Матери на гравюре 2-й пол. XVIII в. (РНБ ОЭ. Собр. А. В. Олсуфьева. РНК. T. 3. 479. 1216; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 477-479); в минейном порядке на иконе «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Божией Матери (кон. XVIII - нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве; на 4-листовой гравюре «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847, предположительно гравера Е. Н. Долгова; под 11 янв. изображена Е. и., под 5 февр.- Елецкая Черниговская; Там же. С. 483) и на иконе «Неопалимая Купина» со 156 образами Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в. (?), частное собрание). В ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер. в Москве находится больших размеров икона 2-й пол. XVIII в. в бисерном окладе, изготовленном, очевидно, елецкими мастерицами (мастерская елецкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Знамение»?). К особеностям извода относится изображение ангелов, венчающих Богородицу короной. В елецком соборе Вознесения Господня в киот у правого клироса помещена икона, написанная по литографии кон. XIX в. (см.: Поселянин. 1909. Ил. на с. 115), ее иконография имеет отличия по сравнению с более ранней иконографией, представленной на гравюрах и иконах свода чудотворных икон Божией Матери. Появление в Ельце начиная со 2-й пол. XIX в. посвящений Е. и. храмов и престолов связано, очевидно, с прославлением Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери, написанной в 1735 г.

http://pravenc.ru/text/189783.html

Там она была сохранена от передачи в военную комендатуру, о чем распорядились нацистские власти в отношении уцелевших музейных экспонатов. По окончании войны икона вновь оказалась в музейном хранении. 1 апр. 1999 г. выдана во временное пользование в Елецкий Успенский мон-рь. Икона написана в смешанной технике (размеры 135×76 см), стиль живописи однозначно указывает на то, что она была создана местным укр. мастером в посл. трети XVII в. По иконографии относится к особой типологической группе изображений чудесных явлений икон на деревьях, к-рые появляются в рус. иконографии не ранее 2-й пол. XVII в. ( Оковецкая-Ржевская , Жировицкая иконы Божией Матери др.). На ней представлен стоящий на ели и выделенный резной рамкой образ Богоматери с Младенцем (размеры 49×33 см) на фоне пейзажа с изображениями монастырского собора, окруженного крепостной стеной Чернигова, и протекающей за ними Десны. Архим. Иоанникий дал описание образа, на к-ром «изображено дерево еловое или ель с ветками зелеными, между теми ветками зелеными высоко сидящая изображена Матерь Божия, на Своих коленях Дитя Христа сидящего под мышки левой рукой, (а правой.- Ред.) за ноги держит, а Христос в левой руке держит хартию свитую» (Л. 1-2). Несмотря на то что автором отмечены наиболее типичные черты иконографии, под это описание попадают 2 разных извода, представленные на иконе из Елецкого монастыря и на гравюре в «Скарбнице...». Они отличаются гл. обр. положением Младенца Христа. Для типа, известного по гравюре, характерно фронтальное изображение сидящего на коленях Богоматери Младенца, Его голова в легком повороте вправо, руки разведены в стороны, правая двуперстно благословляет, в левой - хартия в виде полураскрытого листа; Богородица кистью опущенной вниз правой руки касается кончиков пальцев правой ноги Младенца, левой - поддерживает Его под левой рукой. Изображение сидящей на кроне дерева Богородицы окружено сиянием, границ явленного образа не видно, т. е. в этом изводе представлено явление не столько иконы, сколько Самой Богоматери.

http://pravenc.ru/text/189785.html

Список Е. А. и. упоминается среди святынь ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери ( Клоков, Найдёнов, Новосельцев. 2007. С. 236). По сведениям настоятеля Вознесенского собора прот. Василия Романова, полного извода икона живописного письма была найдена «в груде старых икон» в 2006 г. и помещена в Великокняжеской ц. Ельца. Появившиеся со 2-й пол. XIX в. в Ельце посвящения храмов и престолов в честь Елецкой иконы, очевидно, связаны с прославлением Е. А. и. В Вознесенском соборе Ельца, построенном по проекту К. А. Тона (1845-1889), в честь Елецкой иконы был освящен придел. К храму Рождества Пресв. Богородицы в Аргамаченской слободе (1789) было пристроено 2 придела, один из к-рых освящен в честь Елецкой иконы (1871-1875). В окт. 1890 г. в городскую думу ельчанами было подано прошение о возведении в преддверии 500-летия со дня явления в 1395 г. в Ельце Богородицы храма с главным престолом в честь Елецкой иконы. В 1892 г. архит. А. С. Каминским был создан проект храма. Его возведение в районе устья р. Лучок началось в 1893 г. и окончено только в 1913 г. (в 1929 закрыт, в 1989 передан РПЦ, в 1991 возобновились богослужения, в 1992 присвоен статус памятника регионального значения). Главный престол в расхождение с первоначальным замыслом был освящен 26 нояб. 1915 г. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, а правый - в честь Елецкой иконы и прор. Осии. Тем не менее для ельчан храм, 2-й по величине в городе, до сего дня остается ц. в честь Елецкой иконы. В сер. 90-х гг. XX в., после возобновления богослужений в храме, главный престол был освящен иерейским чином в честь Елецкой иконы. Лит.: Шубин Н., прот. Ист. описание нового соборного храма во имя Вознесения Господня в г. Ельце, Орловской губ. Орел, 1889. С. 69-79; Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Елецкого Св.-Троицкого муж. 3-кл. мон-ря. Спб., 1894; он же. Ист.-стат. описание Елецкого Знаменского девичьего мон-ря, что на Каменной горе. Елец, 1895; Назаров Е. И. История ц. во имя Елецкой иконы Божией Матери в г. Ельце Орловской губ., сооружаемой в память чудесного избавления России от нашествия Тамерлана. СПб., 1896; Ридингер Н. А. Мат-лы для истории и статистики г. Ельца. Елец, 1993; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом: Опыт ист. очерка//Елецкая быль. Елец, 1999. Вып. 8. С. 94, 151-152; Клоков А. Ю., Найдёнов А. А., Новосельцев А. В. Храмы и мон-ри Липецкой и Елецкой епархии: Елец. Липецк, 2006. С. 79, 94, 211-213, 299-307. Ил. на с. 80, 93.

http://pravenc.ru/text/189781.html

СПб., 1902. С. 143-144). На нек-рых рус. иконах XV в. с оплечным изображением Богоматери Младенец изображен стоящим (ГИМ). Образы Богоматери со стоящим Младенцем (поколенно и в полный рост) XIII-XIV вв. известны в храмах Италии. Н. П. Кондаков в заметках к неизданному тому «Лицевого иконописного подлинника», посвященному иконографии Божией Матери, высказал мнение о влиянии на иконографию Казанской иконы итал. образов Богоматери со стоящим Младенцем эпохи Возрождения (ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 1. 95. Л. 1, 189; Оп. 1. 96. Л. 73, 91). Это отмечалось исследователями и позднее ( Пуцко В. Г. Ренессансные схемы рус. икон Богоматери: Елецкая и Казанская//Н. П. Кондаков, 1844-1925: Личность, науч. наследие, архив. СПб., 2001. С. 97, 98; Чугреева. Об иконографии. 2003. С. 53). На Руси иконографические изводы зап. христ. искусства, имевшие влияние на рус. иконопись, получали содержание, обусловленное правосл. догматикой. Новгород XVI в., имевший широкие культурные связи, мог быть той художественной средой, где новшество иконографии было переработано в соответствии с каноном иконного образа. Наиболее ранний сохранившийся оклад на Казанскую икону относится к новгородской культуре и датируется кон. XVI - нач. XVII в. (СПГИАХМЗ) (Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. Кат. 327. С. 547). «Греческий» тип ликов Я. К. и. характерен для московской и новгородской иконописи сер.- 2-й пол. XVI в. Я. К. и. помещалась в киоте в 2 рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме, видимо рубежа XVI и XVII вв., размещалось 11 клейм с изображениями праздников («Зачатие Пресв. Богородицы» («Встреча Иоакима и Анны»), «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благовещение», «Рождество Христово», «Собор Пресв. Богородицы», «Сретение Господне», «Успение Пресв. Богородицы», «О Тебе радуется», «Похвала Пресв. Богородицы», «Покров Пресв. Богородицы»), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение Я.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Лит.: История Орловской епархии и описание церквей, приходов и мон-рей. Орел, 1899; Ист. описание церквей, приходов и мон-рей Орловской епархии. Орел, 1905. Т. 1; [Электр. ресурс]. В Знаменском монастыре на Каменной горе в Ельце В Знаменском монастыре на Каменной горе в Ельце, основанном в 1683 г. на месте скита Троицкого мон-ря, находилась считавшаяся чудотворной К. и. Скит был устроен братией Свято-Троицкой обители в 1628-1629 гг. и впервые упоминается в перечне мон-рей Елецкого у. в 1657 г. как «монастырь Курская Богородица» (Воронежская старина. Воронеж, 1905. Вып. 5. С. 96). В XVII в. скит также фигурирует как «монастырь Рождества Пресвятыя Богородицы». Оба упоминания обусловлены двойным посвящением 1-й деревянной скитской церкви, построенной мон. Савватием до 1630 г.,- в честь «Рождества Богородицы и Ея честныя иконы Знамения Курския» ( Клоков и др. 2006. С. 421). Таким посвящением основатели скита, очевидно, соотносили свою новообразованную пустыньку и Курскую Коренную пуст. с ее прославленной иконой и главным храмом, также в честь Рождества Пресв. Богородицы. Связь с Курской Коренной пуст. прослеживается и в предании, согласно которому именно оттуда происходит елецкая икона ( Геронтий (Кургановский). 1895. С. 83). Т. о., скитская церковь изначально задумывалась как «ковчег» для К. и.- храмового образа, к-рый может быть датирован не позже 1628-1629 гг. Скит был преобразован в жен. «Рождественский монастырь Курския Богородицы» (указ от 3 авг. 1685, см.: Там же. С. 24), но уже в писцовых книгах 1691 г. мон-рь встречается с названием «Пресвятые Богородицы Курские, что на речке Елце на Каменной горе девичей» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 137. Л. 15). К этому времени в монастыре сохранялась деревянная ц. «Рождества Пресвятыя Богородицы старого строения»; чудотворная К. и. в описи не упоминается. Усиление почитания иконы приходится на 2-ю пол. XVIII в. 12 апр. 1769 г., во время пожара в Ельце, сгорели все постройки мон-ря, в т. ч. и деревянная церковь, где находилась К.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Елецкая икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни, с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII - нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Елецкая икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни, с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII - нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) (празд. 11 янв.), чудотворный образ, сведения о котором запутанны и противоречивы. Согласно преданию, перед нашествием в 1395 г. Темир-Аксака (Тамерлана) Е. и. была перенесена в Елец со сторожевого пограничного поста, впосл. известного как Талицкий острог (построен в 1636; ныне с. Талица Елецкого р-на Липецкой обл.). «Икона эта весьма древняя, к сожалению, нет никаких источников для указания, откуда и задолго ли до 1395 года доставлен был этот образ в село Талец» ( Стахович М. А. Елецкий уезд в ист., этногр. и стат. отношениях//Вестн. РГО. 1859. Ч. 25. Кн. 1. Отд. 2. С. 27-58). Нет достоверных сведений и об иконографии. На период составления основных сборников, содержащих информацию о Богородичных иконах ( Иоанникий (Галятовский), иером. Небо Новое. Львов, 1665; Рукописный сб. «Солнце Пресветлое», составленный Симеоном Моховиковым (НБ МГУ. Ф. 293. 10536-22-71, 1715-1716 гг.)), сведения о Е. и., очевидно, отсутствовали. О соименной Е. и. Елецкой Черниговской иконе Божией Матери известно из кн. архим. Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676), впосл. рассказ о ней вошел в «Солнце Пресветлое». Архиеп. Сергий (Спасский) в списке икон «святых славянских, грузинских, и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» приводит память «Елецкия иконы Божией Матери» с 2 датами празднования: 5 февр. и 11 янв. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659). В кон. XIX в. появились раздельные публикации о Е.

http://pravenc.ru/text/189783.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЦКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Гравюра из «Скарбницы...» архим. Иоанникия (Галятовского). 1676 г. Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Гравюра из «Скарбницы...» архим. Иоанникия (Галятовского). 1676 г. (празд. 5 февр.), чудотворный образ, первые письменные свидетельства о к-ром относятся к 1676 г. История Е. Ч. и. была изложена наместником Елецкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в Чернигове архим. Иоанникием (Галятовским) в кн. «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676). В этом сочинении приведено предание о наличии в мон-ре еще до монг. нашествия чудотворной иконы Божией Матери, впосл. утраченной. Архим. Иоанникий, опираясь на местное изустное предание о явлении прп. Антонию Печерскому на еловом дереве иконы и летописные сведения о пребывании прп. Антония на черниговских землях (Ипатьевская летопись, 1074), представил древнюю историю Е. Ч. и. в 2 вариантах. В одном он, следуя тексту летописи, сообщает о прп. Антонии, к-рый ископал себе пещеру на Болдиной горе «и ту вселися и есть монастырь Святой Богородицы» (ПСРЛ. Т. 2. Л. 72), и далее от себя добавляет: «Любо тут (в тексте летописи.- Ред.) не придано и не приписано: Елецкой, еднак мается разумети монастырь Богородицы Елецкой» - его и благословил иконой преподобный. В др.- говорит о явлении иконы прп. Антонию и об основании затем на этом месте кн. Святославом Ярославичем Черниговским мон-ря во имя Богородицы. Поскольку в «Скарбнице...» о дальнейшей судьбе древнего образа сказано туманно, впосл. возникло неск. версий о времени и об обстоятельствах его исчезновения из Чернигова, нашедших отражение в лит-ре XIX в.: в 1237/38 г. (при нашествии Батыя), в 1579 г. (вывезен в Москву князьями Барятинскими), в 1611 г. (при нашествии на Чернигов войск польск. кор. Сигизмунда III). Версия о древнем происхождении Е. Ч. и., изложенная архим.

http://pravenc.ru/text/189785.html

Страшный Суд придти? Как мне, Господи, ответ дать за мои дела? Царица Небесная, помози мне!» 10 января Чудесное исцеление Симона расслабленного Событие, о котором идет речь, совершилось около 1540 года. Некто Симон лежал больной в своей хижине. Болезнь, несколько лет приковывавшая его к одру, заключалась в расслаблении всех членов тела. Хижина Симона была расположена за оградой обители, именуемой, в честь ее основателя, преподобного Павла Обнорского и Комельского, — Троицким Павло-Обнорским монастырем (в 15 верстах от г. Грязовца Вологодской губернии). Положение больного было безнадежное. Уже никакие человеческие усилия не могли разорвать цепей, приковавших расслабленного Симона к постели, и заставить страдальца ходить. Помощи неоткуда было ждать. Но расслабленный Симон и не ждал ее от людей: он все свои надежды возложил на Господа и на Пречистую Его Матерь. Не раз он обращал свои взоры в сторону обители, как бы оттуда ожидая себе помощи и избавления. И было ему по вере его. Однажды явилась ему Пречистая Богородица. Она была окружена солнечными лучами, и ризы, покрывашие Ее, блистали, как молния. Она явилась не одна: за Ней шел старец, держащий рукой клобук. Очень может быть, что этот старец был никто иной, как Павел Обнорский, основатель соседней с хижиной больного обители. Богоматерь подошла к одру Симона и сказала: — Что ты лежишь? Иди в церковь и молись: здесь не следует лежать, а надобно молиться и работать. Преподобный же старец сказал Ей: — Подними его, Владычица, и пусть идет в церковь. Тогда Пресвятая Дева взяла расслабленного за два пальца правой руки и потянула. Больной Симон тотчас же почувствовал силу и крепость в своем теле, вскочил и побежал совершенно здоровый. 11 января Елецкая икона В книге «Изображение икон Пресвятой Богородицы» указываются две иконы Богоматери, известные под одним и тем же названием «Елецкой». Под 11-м числом января там помещены следующие сведения: «Сия святая икона («Елецкая») находится в Орловской губернии, в городе Ельце, в соборной церкви во имя Смоленской Пресвятой Богородицы, где и празднество в честь ее совершается. Она явилась в 1060 году». Под 5-м же февраля об Елецкой Черниговской иконе Богоматери сказано: «Она явилась близ Чернигова, на горе Болдиной, на ели, в 1060 году и прославилась многими чудотворениями». В этих двух известиях сомнительным может казаться то, что икона одного и того же имени явилась в один и тот же год в различных местах. Недоразумение это разрешается таким образом, что одна из этих двух икон, именно, Черниговская Елецкая икона (празднование которой совершается 5 февраля) признается подлинником, а другая — Елецкая, находящаяся в городе Ельце Орловской губернии, в соборной церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери, — списком с первой иконы.

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010