По окончании срока ссылки он временно поселился сначала в московском Даниловском монастыре, а затем в Борисоглебской Аносиной пустыни. Через год его вызвали на Лубянку и потребовали покинуть Москву. Получив назначение выехать на шесть месяцев в Дивеево или в Саров, 17 июля 1926 года владыка Серафим приехал в Дивеево. Ссыльному епископу разрешили служить раннюю Литургию в подвальном храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» под Тихвинской церковью. Чтобы успеть закончить богослужение прежде, чем начнется служба наверху, приходилось начинать Литургию в 4 часа утра. Священномученик Серафим (Звездинский) После службы владыка шел на Святую Канавку, обходя ее, по завету батюшки Серафима, с молитвой Богородице; заходил в ближнюю пустыньку преподобного, перевезенную в Дивеево из саровского леса. Зимой епископ Серафим жил в комнатах Елены Мотовиловой, в корпусе за Канавкой. Однажды ему явилась Сама Пречистая: он видел, как Божия Матерь шла по Канавке. Осенью 1927 года представители власти объявили о закрытии Дивеевской обители. В ночь на 22 сентября владыка вместе с епископом Зиновием, игуменией Александрой, старшими сестрами и духовенством был арестован и заключен в Арзамасскую тюрьму. 8 октября епископов и игумению освободили, но через несколько дней владык неожиданно вызвали в Москву. Чтобы не быть орудием в руках ОГПУ, отец Серафим подал митрополиту Сергию прошение об увольнении за штат. Священномученик Серафим обладал непоколебимой верой и силой духа. Он был непримирим к обновленческому расколу, к служителям так называемой «живой церкви». Но и к политическому курсу митрополита Сергия он относился строго. Не учиняя раскола и не примыкая к оппозиции, возглавляемой митрополитом Иосифом, владыка Серафим принадлежал, как и его друг епископ Арсений (Жадановский), к «непоминающим» митрополита Сергия за Литургией. В апреле 1932 года его вновь арестовали и приговорили к трем годам ссылки в Казахстане, позже перевели на жительство в Уральск, затем в Омск. После ссылки епископ Серафим поселился в Ишиме. Здесь 24 июня 1937 года в числе других духовных лиц он вновь был арестован и приговорен к расстрелу. 26 августа приговор был приведен в исполнение.

http://pravoslavie.ru/90295.html

Несмотря на судебные тяжбы по поводу нек-рых имений бывш. Вознесенского мон-ря, связанные в основном с приобретениями их в период гетманства Мазепы и игуменства его матери, объединение с мон-рем прибавило к флоровским владениям села Ходосовка, Бугаевка, Берков (Берковец), Русанов, Подгорцы и др. (всего до секуляризации 1786 г. К. м. принадлежало 12 сел и 8 хуторов). На территории К. м. в отличие от др. жен. мон-рей Киева развернулось каменное строительство. Из Вознесенского во Флоровский мон-рь перешли искусные мастерицы-златошвеи. Драгоценные церковные ткани пополнили его ризницу. Часть их сохранилась в музейных коллекциях, и в XXI в. изделия школы золотошвейного искусства обители представлены в экспозиции. Рака с мощами прп. Елены (Бехтеевой). Фотография. 2013 г. Рака с мощами прп. Елены (Бехтеевой). Фотография. 2013 г. Подчинение К. м. печерскому архимандриту имело большое значение для сестер, искавших монашеского пострига вблизи такой святыни, как Киево-Печерская лавра. До перемещения вознесенских насельниц на Подол самым территориально близким к лавре оставался Вознесенский мон-рь (располагался напротив ее св. ворот), где подвизались монахини из самых именитых родов. С 20-х гг. XVIII в. эту тенденцию следует отнести уже к К. м., состав к-рого пополнили вознесенские монахини. Со 2-й пол. XVIII в. состав К. м. увеличивался за счет поступления в обитель женщин знатного происхождения из Великороссии. Почти одновременно монахинями обители стали кнг. Наталия Долгорукова (в девичестве гр. Шереметева, в постриге Нектария; † 1771) и Татьяна Горчакова (в девичестве княжна Морткина, прапрабабушка Л. Н. Толстого , в постриге Афанасия; † 1781). Не позднее 1760 г. в К. м. приняла постриг прп. Александра Дивеевская (Мельгунова). После реформы 1786 г. в Киевской епархии осталось 4 жен. мон-ря, в т. ч. и К. м. По штату флоровским сестрам полагалось жалованье в 2409 р. 80 к. Из прежних земельных владений за монастырем остались ок. 100 дес. сеножатной земли, мельница в с. Хамбикове и пруд в с. Ходосовка. На рубеже XVIII и XIX вв. решилась судьба киевских Иоанно-Богословского и Иорданского Николаевского мон-рей. Часть монахинь была переведена в Красногорский в честь Покрова Пресв. Богородицы монастырь Золотоношского у. Однако многие, согласно рапорту митр. Киевского и Галицкого Серапиона (Александровского) от 22 авг. 1808 г., остались в К. м. (РГИА. Ф. 796. Оп. 79. Д. 642. Л. 1, 4). С 1808 г. до основания киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы женского мон-ря в 1889 г. К. м. был единственным действующим в Киеве жен. мон-рем.

http://pravenc.ru/text/1684559.html

     Результат жизни матушки Марии Ушаковой мы знаем. А что-то известно про то, как она жила? Какие-то подробности ее духовной жизни известны? Очень мало. Игумения Мария отличалась большой скромностью. Только из тетрадей, которые велись сестрами монастыря по благословению настоятельницы, кое-что известно. Например, до нашего времени сохранился переписанный матушкой Марией акафист Страстям Господним. Показательно, что именно этот акафист она сочла необходимым переписать и, по-видимому, часто читала, ведь наше спасение соделал Господь на Голгофе, все мы спасены страданиями Спасителя. Только через страдание может быть спасение. И переписан этот акафист был не просто рукой, он исходил из благодарного сердца, любящего Бога.      Преподобный Серафим говорил, что в храме Рождества Богородицы будет лежать со временем четверо мощей. Столько же столпов стоит в этом храме. Вот трое уже мощей лежат, а четвертых ещё нет. Можно предположить, что это будут мощи матушки Марии Ушаковой? Конечно, всё в руках Божиих. Мы надеемся, что это совершится и именно игумения Мария Ушакова будет почивать в этом храме четвертыми мощами. Господь дает время, чтобы мы молились. И мы видим сейчас, как все прореченное преподобным Серафимом воплощается в нашем монастыре. Я вот, например, раньше думала, что прославление первоначальниц наших преподобных Александры, Марфы и Елены будет уже не в наше время. Тем не менее, видите, это совершилось и мощи подняты. И блаженные прославлены. Сколько у нас теперь помощников и молитвенников в Небесном Дивееве!      Когда мы пришли сюда, мы даже предположить не могли, что будет такой Дивеевский монастырь, какой он сейчас. Местное руководство нам говорило: «Ну, отдали им два храма, чего им еще надо?» Остальные все здания были заняты организациями, жильцами. Казалось, что понадобится целое столетие, чтобы все это освободить. А невозможное человекам возможно Богу. Как только батюшка Серафим сюда пришел мощами, так все, действительно, удивительным образом исполнилось. Где это видано, чтобы село, такое как Дивеево, где всего-то 7–8 тысяч жителей, включено было в Федеральную программу по освобождению земли до реки?! А ведь это одно из пророчеств батюшки Серафима. Он говорил о том, что вся земля до реки должна быть монастырской. В его время там находились огороды, земля была в частном владении. А в советские годы построили прокуратуру, Центробанк, здание УВД, два здания администрации, ресторан и универмаг. Как их освободить?! И вот сейчас все эти здания переданы в собственность монастырю. Невозможное человеку возможно Богу и Царице Небесной.

http://pravoslavie.ru/136503.html

Пожар на Подоле 1811 г. погубил эту келью и подтвердил пророчество старца. Из-за слухов, что монастырь восстанавливаться не будет, сестры ушли в Воронеж, но, получив известия о восстановлении обители и приглашение в нее, вернулись в Киев и привезли с собой гроб свт. Тихона. По прошествии времени новая келья сестер сгорела, и им вновь довелось снять жилье за городом. Однажды в Лавре м. Елену встретил знакомый ей знатный житель Воронежа. Он уговорил Киевского митрополита Серапиона помочь двум инокиням получить новую келью в монастыре. Но прямым исполнителем просьбы стал уже преемник владыки Серапиона – митрополит Евгений (Болховитинов) , дальний родственник м. Елены. Так окончились многолетние испытания – клевета, скитания, нищета, голод, жизнь вдали от желанных обителей, – все, что подвижница претерпела со смирением и верой. В 1834 г. прп. Елена почила. Согласно завещанию, ее похоронили во гробе свт. Тихона. Этот примечательный факт был указан в эпитафии на надгробной плите. В 1890 г. со слов флоровской старицы-инокини Евгении Ткачевой было составлено и издано жизнеописание прп. Елены (недавно опубликованы и дополнительные данные о подвижнице). В 1913 г. над могилой прп. Елены установили застекленную сень. Память подвижницы почиталась служением заказных панихид. На стыке 80-90-х гг. ХХ в. внутри сени была установлена икона прп. Елены письма Алексея Суровикина. В 2009 г. мощи прп. Елены обретены и перенесены в Вознесенский собор монастыря. 9 июля 2009 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о канонизации прп. Елены, 17 авг. того же года мощи подвижницы были обретены и перенесены в Вознесенский собор монастыря, 8 окт. состоялось ее торжественное прославление в лике святых. В нач. XIX в. в обители приняла постриг и 9 лет подвязалась блаженная Ирина Зеленогорская (Лазарева, †22 апреля 1843 г.) – духовная дочь прп. Серафима Саровского, ставшая по его благословению основательницей женского монастыря в честь иконы Спаса Нерукотворного в Зеленых горах Нижегородской губернии (была из числа 1-х насельниц Дивеевской Мельничной девической общины, 3-й по счету ее настоятельницей).

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_(...

Вокруг личности Николая Александровича Мотовилова, да и вообще вокруг Дивеевского предания в последнее время развернулись дискуссии. Прежде всего подвергается ревизии «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» священномученика Серафима Чичагова , как не выдерживающая исторической критики. В ряду работ, которые подвергают сомнению Дивеевское предание, следует назвать прежде всего книгу О.В. Буковой «Женские обители преподобного Серафима Саровского » 1 , а также её статью «Правда и вымыслы о жизни схиигумена Серафима. По книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря " » 2 . Здесь же можно указать на статью доктора исторических наук Сергея Бычкова «Преподобный Серафим и его первый биограф» 3 . К сожалению, в книге О.В. Буковой мы не находим вытекающего из любви к предпринятому делу спокойствия. В ней наряду с фактами постоянно присутствует оценка, и оценка раздраженная. В своём увлечении автор книги не щадит никого. В статье «Правда и вымыслы о жизни схиигумена Серафима» она избирает совершенно недопустимый тон в отношении личности священномученика Серафима Чичагова . Ещё два «легендарных» человека попали в категорию разоблачаемых личностей. «Служка Божией Матери и Серафимов» Николай Александрович Мотовилов и кроткий брат преподобной Елены – Михаил Васильевич Мантуров. Их автор в своей книге зовет не иначе, как «эти господа». В книге нет ни малейшей попытки серьёзного анализа мотивов, которыми руководствовались оба подвижника в их столкновении с отцом Иоасафом. Более того, абсолютно проигнорированы все неблагоприятные для отца Иоасафа факты, всплывшие при разборе в начале 1860-х годов «Дивеевской смуты». Особенно хотелось бы сказать о тех, на кого падает едва ли не главный удар О.В. Буковой, – о Н.А. Мотовилове, чьи записки послужили одним из главных источников для «Летописи» Серафима Чичагова , и о М.В. Мантурове. Николай Александрович Мотовилов (1809–1879) известен ныне всему православному народу как «Служка Божией Матери и преподобного Серафима». Чем более возрастает по всему миру слава преподобного Серафима, тем более интереса вызывает и фигура Мотовилова.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Потом старец успоко­ил­ся и почувствовал облегчение от болезни и постепен­ное возвращение сил. Немного времени спустя, он уже встал с постели, начал немного ходить по кельи и вечером подкрепил­ся пищею. С того же самого дня он опять стал понемногу преда­ваться духовным подвигам. Преподобная Марфа Дивеевская - это третий Столп Дивеевского монастыря, по предсказанию преподобного Серафима Саровского. Покоятся ее святые мощи в храме Рождества Богородицы. В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, 14/27 сентября 2000 года, состоялось обретение святых мощей первоначальницы схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены. Работы начались в день отдания праздника Рождества Богородицы 13/26 сентября после Литургии и молебна на начало всякого дела в церкви Рождества Богородицы и литии, отслуженной на дорогих могилках. Сестры и рабочие монастыря выкопали цветы, убрали кресты, литую оградку и начали копать. Над раскопом установили навес от дождя и провели освещение. Работали очень дружно и быстро, и вскоре из-под песка стали появляться груды кирпича и камня и отдельные кладки. Когда уже начали раскопки, сестры рассказали, что один из приезжих священников рано утром увидел в окно гостиницы, выходящее на Казанскую церковь, три огненных столпа: над могилой матушки Александры, над могилой матушки Елены и правее могилы матушки Марфы. На следующий день выяснилось, что могила схимонахини Марфы действительно находилась правее того места, где стоял крест. К вечеру отрыли остатки фундаментов часовни на могиле матушки Александры и надгробных памятников на могилках матушки Марфы и матушки Елены, разрушенных после разгона монастыря в 1927 г. После разборки фундаментов открылись сами склепы. Было уже поздно, но никто не расходился. Священники поочередно служили панихиды, певчие сестры без устали пели. Был канун праздника Воскресения словущего. Заупокойные песнопения чередовались с пасхальными. Пасхальная радость согревала сердца всех, и каждый стремился хоть чем-то помочь, но к месту раскопок пропускали только духовенство и сестер монастыря.

http://elitsy.ru/holy/temple/14100/

Молитвенный дом находился на улице 2-я Кондукторская, д. 7. Его купили на пожертвования жителей Болотного. Нарекли новый храм именем Святителя Николая, Чудотворца. По воспоминаниям старожилов престол храма был освящён митрополитом Варфоломеем в 1948 г. В 1947 г. общиной был куплен дом с надворной постройкой за 25000 рублей по улице 1-ая Кондукторская, д. 8 для проживания священника (Договор от 8 октября 1947 г.). Первый священник, настоятель церкви, о. Стефан прослужил с 13 октября 1945 г. до 4 января 1948 г. Когда скончался о. Стефан, верующие установили на его могиле огромный металлический крест со сгоревшей церкви. Вторым священником был о. Михаил (Благовидов). После кончины о. Стефана он был назначен настоятелем храма. В конце 1949 г. настоятелем церкви был о. Пётр (Беляев). Он построил в церковной ограде причтовый жилой дом, сторожку - крестильню. 3 апреля 1952 г. Святейший Патриарх Алексий наградил о. Петра митрой. В последующие годы храм расширили, перестроили. Когда о. Николай (Чугайнов) был настоятелем Никольского храма, церковь стала двухэтажной. В 1980 г. установили новый иконостас, вырезанный мастером М. И. Селезнёвым из Рубцовска. Сейчас в храме служат три священника и диакон. Настоятель церкви - иерей Алексий (Матанцев). В храме есть старинные иконы. Многие иконы попали из других храмов, по большей части из разрушенных церквей. Чтимые иконы храма и святыни: иконы Архистратига Божия Михаила; икона святого великомученика и целителя Пантелеимона; икона Святителя Николая. Чудотворца; икона Преподобного Серафима Саровского; частица святых мощей Феодора Томского; частица святых мощей старца Амвросия Оптинского; частицы мощей преподобных Александры, Елены, Марфы -Дивеевских сестер. Частицы святых мощей Феодора Томского и Амвросия Оптинского были привезены настоятелем о. Алексием из паломнической поездки с прихожанами в г. Томск в августе 2002 г. А частицы мощей преподобных сестер Дивеевских были привезены о. Анатолием (Рублёвым) из Серафимо-Дивеевского монастыря в 2001 г. В алтаре находится образ Пресвятой Богородицы «Васнецовская». Её написал иеромонах Серафим, который раньше служил в этом храме.

http://sobory.ru/article/?object=33659

В разговоре со старицей Прасковьей Ивановной батюшка Серафим сказал, что в храме Рождества Богородицы будет матушка Александра почивать в мощах. И спросил: «Много ли их там, матушка?» Старица молчала, недоумевая. Склонил батюшка головку, минутку спустя сказал твердым голосом: «Там? Три». В 2000 году здесь действительно устроена усыпальница для святых мощей преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. Их обретение состоялось в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Первым был вскрыт склеп монахини Елены, где были обнаружены ее мощи. Во время Всенощного бдения под Воздвижение Креста Господня мощи были подняты из склепа и перенесены в храм Рождества Христова. Святые мощи первоначальницы матушки Александры были перенесены после праздничной Литургии 27 сентября, а схимонахини Марфы – вечером того же дня. Гроб с мощами торжественно внесли в храм Рождества Христова матушка игумения и сестры с пением «Святый Боже». Более чем через 170 лет после предсказания прп. Серафима церковь Рождества Богородицы стала усыпальницей святых мощей преподобных жен Дивеевских.Строительство церкви во имя Рождества Богородицы закончилось летом 1830 года. 8/21 сентября храм освятил настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Иоаким, приехавший по просьбе отца Серафима и по благословению Нижегородского епископа Афанасия в Дивеево, невзирая на эпидемию холеры. Получив указ о новом освящении, он в удивлении спросил: «Да ведь я недавно освятил вам церковь, где же еще-то освящать?!» – «Тут же и другую!» Когда М.В. Мантуров объяснил ему чудное устройство этой новой церкви по желанию батюшки Серафима, то в удивлении отец архимандрит воскликнул: «О, Серафим, Серафим! Сколь дивен ты в делах твоих, старец Божий!» После освящения церкви архимандрит Иоаким, протоиерей Василий Садовский и Михаил Васильевич Мантуров по приглашению батюшки отправились к нему в Саров и, не найдя его в монастыре, пошли в дальнюю пустынку. Батюшка был чрезвычайно рад гостям и благодарил отца архимандрита. Потом сказал: «Чем же угощать нам на радостях такого гостя?» Он повел отца Василия в угол своей пустынки. Неизвестно откуда и когда тут вдруг вырос из полу куст малины, и батюшка сказал, показывая на три крупные, спелые и прекрасные ягоды: «Сорви-ка их, батюшка, и угости наших гостей!» Он стал потчевать ими, говоря: «Кушайте, кушайте, чем убогий Серафим рад угостить вас! Это Сама Царица Небесная вас потчует, батюшки!»

http://sobory.ru/article/?object=16529

ЖУРНАЛ 64 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся почитания в различных епархиях Русской Православной Церкви преподобных Афанасия Высоцкого, Василиска Сибирского и Зосимы Верховского, Христа ради юродивого блаженного Андрея Симбирского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. СПРАВКА: Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховский чудотворец (+ 1395, память 12/25 сентября), издревле почитался, как местночтимый святой Московской епархии. Преподобный Василиск Сибирский (+ 1824, память 29 декабря/11 января) прославлен в лике местночтимых святых Екатеринбургской епархии в январе 2004 года, а преподобный Зосима (Верховский; 1768 - 1833, память 24 октября/6 ноября) в лике местночтимых святых Московской епархии в 2000 году. Христа ради юродивый блаженный Андрей (Огородников; + 1841; память 21 мая/3 июня и 27 ноября/10 декабря) прославлен в лике местночтимых святых Симбирской епархии в 1998 году. Преподобные жены Дивеевские схимонахиня Александра (Мельгунова; +1789; память 13/26 июня), а также схимонахиня Марфа (Милюкова; 1810 — 1829; память 21 августа/3 сентября) и монахиня Елена (Мантурова; 1805 — 1832; память 28 мая/10 июня) прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии в декабре 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении преподобных Афанасия Высоцкого, Василиска Сибирского и Зосимы Верховского, Христа ради юродивого блаженного Андрея Симбирского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. ЖУРНАЛ 65 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429541/

Батюшка Серафим обещал исполнить всякую просьбу, значит, и то, что владыка Серафим будет всегда в Царстве Небесном на тех же высоких сферах вместе с ним. Каким бы ни был владыка Серафим великим святителем, Божиим архиереем, но надо было еще дополнить чем-то таким, чтобы быть там, в Царстве Небесном, около преподобного Серафима, – и он пошел на подвиг священномученичества, чтобы со священномученическим венцом быть там около преподобного Серафима. Не об этом ли велел передать преподобный Серафим через матушку Евпраксию перед своей смертью: «Передай тому архимандриту Серафиму, который будет распорядителем во время моего прославления». На мой вопрос владыке – что же именно, владыка ответил: «Об этом буду знать только я». Владыка Серафим застал в живых некоторых стариц, современниц преподобного Серафима, как, например, Ксению Васильевну, назначенную им церковницей Рождественских храмов, она же была ближайшей келейницей великой госпожи дивеевской Елены Васильевны Мантуровой. В Дивеевском архиве хранилось много записей современников: 60 рукописных и 17 печатных. Все это было владыкой тщательно изучено и собрано воедино в его «Летописи», написанной за год до прославления преподобного Серафима. Молитвами священномученика Серафима помоги мне, Господи, продолжить Летопись, по его завещанию мне. 1978 г. США Торжества Прежде чем приступить к продолжению Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, хочу сказать коротко о том, что написано в «Летописи», изданной в 1903 году [второй раз], перед самым прославлением. Вся церковная Россия тогда ждала прославления преподобного Серафима, многие, многие. Сотни свидетельств об исцелениях, полученных людьми от батюшки Серафима, с запросами, когда же он будет причислен к лику святых, буквально стучались в Святейший Синод ускорить его канонизацию. Как ни бился совоспитанник благочестивейшего Государя, из знатного рода, Леонид Чичагов, накануне своего губернаторства оставивший все и принявший священный сан, доказывая, что Россия ждет такой канонизации, – решение о прославлении все откладывалось, пока Государь Николай II, ознакомившись с докладом протоиерея Чичагова, дал повеление: «Немедленно прославить!» Исполнилось предречение преподобного Серафима: «Того Царя, который меня прославит, – я прославлю». Об этом и я слышал десятки раз от дивеевских сестер, так как были еще живы при написании «Летописи» монахини, современницы батюшки Серафима.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010