Для наглядности, приведем здесь описание одного Елеосвящения, которое, в 1890 г., совершено было над архиепископом. Совершал викарный епископ с сонмом священнослужителей, при пении многочиеленного кафедрального хора. Священнодействе происходило в покоях недугующего архипастыря и длилось с 12-ти почти до 3-х часов пополудни. Архиепископ, облеченный в мантию, сидел в кресле, чтения же Евангелий выслушивал стоя, и каждый раз вставал, когда священнодействующий приближался к нему для елеопомазания. По окончании чина, архиепископ возложил на себя митру и, приблизившись к совершителям таинства, испросил у них, по указанию чина, прощение и сам преподал им благословение 366 . V) О совершении Елеосвящения. Таинство Елеосвящения совершается пресвитерами через помазание св. Елеем болящего. Посему, в настоящем отделе необходимо исследовать следующие частные предметы, входящие в состав сего священнодействия: 1) о веществе таинства, 2) об освящении его и 3) о помазании им. I. О веществе таинства Веществом для помазания болящих, по свидетельству св. Евангелиста Марка (6: 13) и св. ап. Иакова (5: 14), при установлении таинства Елеопомазания, был елей. Елей – греческое слово: λαιον          по-русски, значит: масло. Ныне известны разного рода масла: минеральные, растительные и животного царства. Какое же из масел тогда принято было? В св. Писании и даже в нашем «Последовании» св. Елея о сем ничего не сказано. Но, по непрерывному общему преданию и практике св. Церкви, известно, что то было масло, не минеральное и не животного царства, но растительное, а из растительных – собственно деревянное, оливковое, добываемое из плодов или маслин оливкового дерева (по-лат. oliva, по-греч. λια). На это указывает самое название масла: λαιον, oleum, елей. Ибо это: λαιον происходит от слова: λια 367 , по-латыни oliva, чем означается собственно оливковое дерево. Отсюда и произошли слова: λαιον, oleum, елей, означающие плод оливкового дерева, т. е., масло, из него добываемое. Далее, масло сие было в отличительном употреблении в Ветхозаветной Церкви. Оно употреблялось там для помазаний, состояло в числе приношений Богу и служило материалом священного огня в седмисвещнике скинии и храма ( Исх. 25:6 . Лев. 2:4 . Чис. 7:19 . Исх. 27:20 ). Сие то масло, составляющее совокупное произведение природы и искусства, от дней св. апостолов, всегда употреблялось, как существенный элемент, и ныне употребляется в таинстве Елеосвящения. Блаж. Симеон Фессалоникийский, XV в., масло, употреблявшееся в то время для Елеосвящения, называет елеем, заимствованным от масличного растения 368 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

После возглáса: «Мир всем. Главы ваша Господеви приклоните», священник дует трижды в сосуд с елеем и знáменует трижды крестным знáмением. После того, как вода освящена, она помазуется елеем. Так же, как и воде, елею издревле усвоялось глубокое религиозное значение, которое следовало из его практического значения и употребления. В древнем мире елей, прежде всего, употреблялся как лечебное средство. Милосердный самарянин, согласно евангельскому повествованию, возлил елей и вино на раны человека, которого он нашел на дороге. Елей возжигался в светильниках и, следовательно, знаменовал собою свет и радость. И сейчас наиболее торжественная и радостная часть праздничного всенощного богослужения называется полиелéем. Это слово связано как с греческим «éлеос» (милость), которое столь часто употребляется в псалме 135, так и со способом освящения церкви «многим елеем» (греч. елéон – масло). И наконец, елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» ( Быт. 8, 11 ). Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, ибо «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин. 1, 4–5 ). И снова совершается то же последование, что и при освящении воды. Сначала происходит изгнание дьявольских сил из елея, восстановление его истинного назначения: таково значение дуновения в сосуд с елеем и троекратного осенения его крестным знáмением. Затем следует анамнезис – воспоминание о значении елея в истории спасения – и благодарение. Мы благодарим Бога и этим претворяем елей в то, чем Бог его сотворил: в дар исцеления, мира, духовной силы и жизни: «... Сам благослови и сей елей силою, и действом, и наитием Святаго Твоего Духа, якоже быти тому помáзанию нетления, оружию правды, обновлению души и тела, всякаго диавольскаго действа отгнанию, во изменение всех зол, помазующимся верою или вкушающым от него в славу Твою, и Единороднаго Твоего Сына, и Пресвятаго, и Благаго, и Животворящаго Твоего Духа, ныне и присно, и во веки веков».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года выскопреосвященный Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский Таинство Елеосвящения: Богословские аспекты В Избранное Определения и предварительные замечания Согласно классическим догматическим определениям, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» 1 «Таинство Покаяния, как благодатное врачевство, предназначено для всех христиан, но только для исцеления одних болезней их духовных. Таинство Елеосвящения есть другое спасительное врачевство, предназначенное для христиан, больных по своему телу, и имеющее целью врачевать не одни болезни их духовные, но и телесные» 2 . Еще одно определение дает блж. Симеон Солунский († 1421): «Елей есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его» 3 . Из этих определений следует, что содержание таинства Елеосвящения имеет несколько аспектов. С одной стороны, Елеосвящение — таинство, «имеющее целью врачевать болезни… телесные». С другой стороны, оно «очищает от нечистоты греховной» и поэтому может рассматриваться как дополнение или альтернатива таинству Покаяния. Таинство Елеосвящения «укрепляет силы, как телесные, так и духовные». Наконец, оно подает принимающим его милость Божию. Рассмотрим эти аспекты подробнее. Елей и врачевание Как хорошо известно, елей в древности был не только одним из основных продуктов питания, но и широко распространенным медицинским и косметическим средством. Так, само греческое слово «елей», по данным корпуса классических греческих текстов (TLG), встречается в сочинениях медиков — Гиппократа, Аэция и Галена — намного чаще, чем у всех остальных античных авторов. В Ветхом Завете елей упоминается многократно; в Септуагинте слово употребляется для перевода еврейских слов шемен и, значительно реже, ицхар; первое из этих двух слов обозначает именно оливковое масло.

http://azbyka.ru/tainstvo-eleosvyashheni...

Но именно потому, что освящение есть всегда проявление конца всего, оно никогда не является замкнутым в себе. Хлеб и вино открываются человеку как истинное Тело и истинная Кровь Христовы для того, чтобы он мог достигнуть истинного единения с Богом. В православной Церкви не существует «поклонения» Святым Дарам самим по себе и ради них самих; свершение Евхаристии – в единении и в преобразовании участвующего в ней человека. Вода освящается для того, чтобы являть собою отпущение грехов, избавление, спасение, для того, чтобы быть тем, чем предназначена быть вся материя: путем к конечной цели – обожению человека, познанию Бога и соединению с Ним. Явися, Господи, на воде сей, и даждь претворитися в нем крещаемому во еже отложит убо ветхаго человека, тлеемаго по похотем прелести, облещися же в новаго, обновляемаго по образу Создавшего его, да быв срослен подобию смерти Твоея крещением, общник и воскресения будет, и сохранив дар Святаго Твоего Духа, и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания, и сопричтется перворожденным написанным на небеси, в Тебе Бозе и Господе нашем Иисусе Христе. Яко Тебе подобает слава, держава, честь и поклонение вкупе со безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Таково значение освящения воды при крещении. Это воссоздание материи и, тем самым, всего мира во Христе. Это дар этого мира человеку. Это дар мира как единения с Богом, как жизни, спасения и обожения. 5. Елей радования Мир всем, – говорит священник. – Главы ваша Господеви приклоните. И вдунет трижды в сосуд елея, и знаменает трижды сей, держимый от диакона. После того как вода освящена, она помазуется елеем. Так же, как и вода, елей всегда был одним из основных религиозных символов 35 , и его символический смысл, как и в случае воды, следует из его практического значения и употребления. В древнем мире елей, прежде всего, употреблялся как лечебное средство. Милосердный самарянин, согласно евангельскому повествованию, возлил елей и вино на раны человека, которого он нашел на дороге. Елей был также источником света и, следовательно, радости. И сейчас наиболее торжественная и радостная часть праздничного вечернего богослужения называется полиелеем. Последнее слово связано как с греческим словом λεος – «милость», встречающимся много раз в Псалме 135, так и с освещением церкви «многим елеем» (λαιον – «масло»). И, наконец, елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения и согласия: в ознаменование прощения и примирения Бога с человеком после Потопа голубь принес Ною масличную ветвь. Эта естественная символика, связанная с елеем, определила с самого начала его использование в литургической жизни Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Вот что следовало сказать о святом елее. 255. Что совершается через святой елей Всякий христианин должен стараться совершать елеопомазание над собой, и призывать иереев Божиих, и просить их, чтобы они молились за него и помазывали его елеем. Ибо известно, сколько величайших Божественных даров заключает в себе святой елей: в нем – избавление от болезней, отпущение грехов, он – орудие освящения, божественного укрепления и, наконец, он приводит в Царство Небесное. И никто из неблагомыслящих пусть не говорит: это , и какую силу может оно иметь, будучи взято от масличного растения? Да, это масло, но – облагодатствованное призыванием имени Божия, потому что там, где призывается Бог, всё Божественно и всё заключает силу Божию, а особенно там, где призывание Бога совершается людьми богоосвященными. А иереи и есть лица богоосвященные, получившие в рукоположении силу Божию. Посему елей, как благословлённый иереями через призывание Бога, – божествен, и свят, и исполнен Божественной благодати Святого Духа точно так же, как и вода крещения есть, конечно, вода, но такая, которая исполнена Духа, и очищает души, и преобразует человека, и усыновляет его Богу, и делает безгрешным. Простая вода по природе своей может только очищать тело от нечистоты и утолять жажду, но освящённая вода вместе с телом очищает и душу, освящает и преобразует её, и духовно орошает, и усыновляет Богу. Так и обычное миро благоухает и услаждает только чувство, когда им помазуются или держат его , но миро святое оживляет и обновляет в Духе, исполняет нас благоуханием даров Его и дарует нам печать и дыхание благодати во Христе, Который есть живое Миро. Дарует же не как простое миро, но как миро, через священнодействие сделавшееся миром святым, заключающим в себе благодать Духа. Подобно тому и елей есть елей святой, как священнодействуемый, и исполнен Божественной силы. Он, умащая чувственно, просвещает и освящает души, укрепляет как телесно, так и духовно, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его. 256. О том, что оставшийся после помазания святой елей должно сберегать

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

По непрерывному общему преданию и практике церкви это есть растительное масло, добываемое из плодов или маслин оливкового дерева ( λαα, oliva), а не какое-либо другое из растительных масел, тем более не минеральное и не животного царства. Это вещество, как известно, было в широком употреблении в ветхозаветной церкви. Оно употреблялось там, как символ даров Духа Божия при помазании царей и первосвященников, состояло в числе приношений Богу и служило для возжигания огня в седмисвещнике скинии и храма ( Исх. 25, 6 ; Лев. 2, 4 ; Числ. 7, 19 ; Исх. 27, 20 ). Различные благотворные, целебные действия издавна были усвояемы и естественной силе елея. Елей был признаваем полезным для утоления боли от ран и уврачевания их ( Лук. 10. 34 ; Ис. 1, 6 ). Употреблялся елей, как средство очищения проказы, по закону Моисееву ( Лев. 14, 14–19 ). Теме же елеем намащали главу в знак радости душевной ( Пс. 22, 5 ; ср. Втор. 33, 4 ; Прит. 21, 20 ), а тело помазывали для большей чистоты и свежести ( Есф. 2, 12 ; Пс. 103, 15 ). Как вещество, по своим свойствам целительное, оливковое масло употреблялось в болезнях и у всех народов языческих. Между прочим, елеем же намазывались борцы пред вступлением в состязание, чтобы легче высвобождаться из рук своих противников. Такие свойства елея соответствуют действиям благодати елеосвящения, исцеляющей, утешающей и укрепляющей болящего, и объясняют, почему оно избрано служить веществом для таинства. Само собою понятно, что для употребления в таинстве елей, соответственно своему назначении – быть символом и органом святыни, должен быть наилучшим по качеству, не бывшим в употреблении, без посторонних примесей (сн. Исх. 27, 20 ) 554 . Помазание больных в таинстве елеосвящения совершается елеем, не благословенным только иерархически с молитвою, каковым елеем помазуются, напр., на всенощных бдениях все верующие, но особо освященным. В молитвословиях этого таинства испрашивается ниспослание от Господа Иисуса и Бога Отца на елей Духа Святого, дабы елей, освященный «силою и действием и наитием Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Восприемники с младенцем становятся позади купели, обратившись лицом на восток (к купели), возрастный же оглашаемый стоит впереди своих восприемников, опустив руки долу (Чинопослед. принят. иноверц.). Если при крещении есть и восприемник, и восприемница, то последняя, обычно, держит младенца, до погружения его в воду. Предметы, необходимые при крещении Крещение должно совершаться в купели, нарочито для того устроенной из металла, с изображением внутри, на дне, креста; может быть купель употребляема и из дерева или иного материала, могущего содержать в себе воду. Купель всегда должна быть чиста и к иному делу не должна быть употребляема (Требн. Петр. Могил. указ. пред крещ.). Вода для крещения должна быть естественная, как то: ключевая, речная, также морская или полученная из снега, льда, росы, дождя и т.п. Священник должен наблюдать при этом, чтобы вода эта была всегда чиста и, кроме того, не была смешана с другой какой-либо жидкостью, как то: вином, спиртом, духами и т.п. (Прав. Исп. Мог. о крещ.). Совершать крещение в другой какой-либо жидкости, кроме воды, не дозволяется (Прав. богосл. Макар. §203 о крещ.). Подогревать воду холодную во время зимы и вообще для соответствующей теплоты не возбраняется (Инст. Благ. ст. 15). В случае крайности, можно крестить младенца и переваренною водою, также и водою нечистою из лужи (Требн. Петр. Могил. ук. пред. крещ.). При крещении также должна быть крестильница, т.е. ящик, в котором хранятся сосуды – один со святым миром, другой с елеем: для того и другого должны быть стручцы – особые кисточки; в крестильнице же должны быть также губка и ножницы (Инстр. Благ. ст. 1). Елей, употребляемый при крещении, всегда должен быть чистый, свежий и не смешанный ни с какой другой жидкостью. Нельзя для этого употреблять какое-либо масло, например, льняное, подсолнечное и даже лампадное и т.п. Всего лучше в этом случае приобретать масло прованское или оливу, которое, сообразно своему назначению, освящается молитвою, нарочито для того полагаемой в чинопоследовании крещения. Впрочем, раз освященный таким образом елей уже более не освящается, пока не окажется надобности употреблять другой – новый, свежий елей. Употреблять в крещении, без крайней надобности, елей, освященный на всенощном бдении, а тем более – елей, употребляемый в Таинстве Елеосвящения или при освящении домов и т.п. не дозволяется (Требн. Петр. Могил. о св. мире, елее и пр.). Обрядовый порядок

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

§ 12. Есть правило в «Номоканоне» что при большом Требнике, которое полагает, что «родшая в великую седмицу яст масло и вино пиет по осьмому правилу святаго Тимофея» (Номокан. пр. 65). В подлиннике самое это правило св. Тимофея читается так: «Больному, по причине изнеможения его, может быть разрешено употребление пищи и пития, смотря по тому, что он может понести, даже в великую четыредесятницу, пред наступлением Пасхи. Также разрешается и женам, находящимся в это время в болезнях рождения». По изъяснению канонистов, оба эти правила означают, что «женщине родившей, после родов, разрешается употреблять не только масло и вино, но и все, что она может или пожелает» (Сравн. «Номоканон при большом Требнике», А. Павлова . Одесса, 1872 г. стр. 83; также «Опыт курса церк. законоведения», арх. Иоанна, т. II, стр. 117). Следуя этим правилам, некоторые из священников безусловно разрешают пост родильницам по первому востребованию. Такого рода разрешение показывает явное непонимание церковных правил в разрешающих. По 8-му правилу св. Тимофея разрешается родильницам масло и вино в великую седмицу не в смысле совершенного разрешения от поста, а только в смысле разрешения от сухоядения, полагаемого в эту седмицу по уставу, тем более что под маслом здесь надобно разуметь не скоромное масло, а обыкновенный елей (ελαιον). Потому если священники и могут иногда, в крайних случаях, разрешать родильницам употреблять скоромную пищу в постное время, то должны делать это с строжайшей осмотрительностью, и при том именно только в крайних случаях, предоставляя в других случаях такое или другое употребление пищи собственной совести родильницы, чтобы потом они могли принести раскаяние пред Богом в своем грех , по обычаю. Отделение II. Лица крещаемые, вещество таинства, место и время крещения Какие именно лица должны быть безусловно крещаемы у нас православными священниками? Имеет ли право священник крестить кого-либо насильно? Какую воду надобно употреблять для крещения, и можно ли крестить когда без воды? Можно ли для крещения употреблять Богоявленскую воду? Можно ли в одной и той же освященной воде крестить по несколько человек вместе? Что делать с водой, остающейся после крещения? Какой именно елей надобно употреблять для крещения? И нужно ли елей, освященный однажды, освящать всякий раз для каждого нового крещения? О месте крещения и о крещальнях. Когда всего приличнее совершать крещение?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Что с собой брать? Брать с собой надо терпение, потому само чинопоследование длится как минимум час, а то и целых два. Можно, например, взять с собой текст чинопоследования и следить, чтобы глубже проникнуться смыслом Таинства. В Интернете есть переводы на русский язык, например, на сайте общества вертоград в разделе «Богослужения» сможете найти все последование. Некоторые люди приносят сосуды с растительным маслом (елеем). Желательно приносить с собой оливковое масло, потому что голубь во время всемирного потопа принес Ною именно оливковую ветвь, и елей символизирует собой примирение с Богом. Но так как оливковое масло у нас недешевое, то можно использовать любое другое, например, подсолнечное. В освященный елей священник вливает вино. В память о том, что милосердный самарянин возлил израненному елей и вино ( Лк.10:34 ). Поэтому не стоит приносить бутылки с жалюзи. По окончании можно забрать свое масло домой и помазывать им больные места. Чтобы не осталось жирных пятен на одежке, могут пригодиться бумажные салфетки. Можно втирать масло в кожу. Свечку, которую во время Таинства держат в руке, можно приобрести в храме. Поэтому надо не только не опаздывать, но прийти пораньше. Также необходимо записаться, так как во время молитвы поминаются поименно все, кто соборуется. Во что одеваться? Одеваться нужно в удобную одежду. Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обоих сторон. Конечно, неразумно будет надеть свитер с высоким воротником. Еще раз повторю, что помазывается верхняя часть груди, поэтому женщинам не нужно приходить с глубоким декольте. Кроме того, платок следует завязать таким образом, чтобы он тоже не мешал помазыванию. Можно ли собороваться детям? Если ребенок уже в сознательном возрасте, готов выслушать объяснения и понять, для чего нужно собороваться, тогда почему бы и нет. Только смотрите сами, чтобы вам не пришлось постоянно отвлекаться от молитвы и делать вашему малышу замечание, что он плохо себя ведет. Далеко не все дети смогут выдержать полтора-два часа ровно стоять.

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-il...

В нашем Отечестве Елеосвящение и в прежние времена и ныне совершается семью пресвитерами над лицами церковной иерархии: епископами, иереями и др., и в монастырях — над иноками. Над мирянами Елеопомазание семью священниками прежде совершалось часто, ныне же бывает весьма редко. Большей частью Елеосвящение совершается ныне одним священником даже в таких местах, где с удобством можно было бы призвать семь пресвитеров. Такая несообразность ясно изобличается древней практикой, постановлениями Церкви и самым " Последованием " таинства. Никак не следует допускать, чтобы исключения, дозволенные нужды ради, брали перевес над законом, отменяли его и тогда, когда такой нужды не имеется. Пресвитеры и миряне обязаны совокупными силами заботиться и друг другу способствовать в том, чтобы во всех возможных случаях Елеосвящение и над приходскими людьми совершалось установленным числом пресвитеров или, по крайней мере, тремя. Уважение и ревность к исполнению церковных правил найдут средства и там, где нет достаточного числа пресвитеров. Веществом для помазания болящих, по свидетельству св. евангелиста Марка (VI, 13) и св. апостола Иакова (V, 14), при установлении таинства Елеопомазания был елей, что в переводе с греческого означает " масло " . Ныне известны масла минеральные, растительные и животные. Какое же из масел было принято тогда? В Св. Писании и в нашем " Последовании св. елея " об этом не сказано ничего. Но по непрерывному общему преданию и практике Св. Церкви известно, что то было масло не минеральное и не животное, но растительное, а из растительных — деревянное, оливковое, добываемое из плодов или маслин оливкового дерева (по латыни " oliva " ). Таинство Елеосвящения установил Господь Иисус Христос, и Он же, конечно, назначил и оливковое масло веществом для сего таинства. Отсюда вытекает следующий прямой и простой ответ: воля Божия была первопричиной того, что не какое-либо другое вещество и не иное масло вошло в обряд мистириального помазания, а именно — оливковый елей. Ясно, что Господь Бог не случайно, а промыслительно благоизволил, чтобы елей масличного дерева употреблялся при совершении благодатных действий и таинств Его Св. Церкви, в том числе — и для таинства св. елея.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2102...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010