священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Если нет верующих, живущих церковно, крёстных родителей, то не должны отказывать в таинстве крещения. Восприемничество должно быть не формальным, а реальным. Крёстные родители должны вместе с родителями участвовать в духовном воспитании новопросвещенного члена Церкви. Для чего во время вечерней службы совершают помазание маслом? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря С самых древних библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» ( Пс. 51:10 ). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем, голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист: «и Ной узнал, что вода сошла с земли» ( Быт. 8:11 ). Это было знаком примирения с Богом. Освященным елеем в Ветхом Завете помазывались священники, цари и пророки. Через это подавались им дары Святого Духа. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» ( 1Цар. 16:1 ). Искупительная жертва Господа нашего Иисуса Христа устранила завесу, отделявшую верующих от Святого святых, куда мог только раз в год входить первосвященник. Врата в Царствие Небесное отверзлись всем уверовавшим во Спасителя. Св. апостол, обращаясь ко всем ученикам Христовым, говорит: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ). Поэтому в Новозаветной Церкви помазание совершается над всеми христианами. Они получают печать дара Святого Духа в таинстве миропомазания. В таинстве святого елея (соборования) через семикратное помазание врачуется душа и тело. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14 ). Кроме этого многообразную благодать Святого Духа православные христиане принимают во время полиелейной праздничной утрени после чтения Святого Евангелия, когда священник или епископ изображает на челе освященным елеем крестное знамение. Как относится Православная Церковь к Евангелию от Фомы?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сектант (молокане и духоборы): Мы не признаем таинства Елеосвящения, ибо под «елеем“ в словах ап. Иакова нужно разуметь духовный елей, то есть молитву о больных, а не масло; почему за больных мы молимся, но маслом их не мажем. Объяснения православного: Что в словах ап. Иакова под елеем должно разуметь молитву, а не масло, это – чистейшая выдумка, ничем неподтверждаемая, ибо в Св. Писании нигде молитва не называется елеем. Сам ап. Иаков отличает помазание елеем от молитв пресвитеров, что ясно видно из слов его: «пусть помолится над ним (это – одно действие пресвитеров), помазав его елеем во имя Господне (это – уже другое их действие). Если слово «елей“ толковать в смысле «молитвы», то получится полная бессмыслица: «пусть помолятся над ним, помолившись над ним“... Понятно, почему молокане и духоборы отвергают Елеопомазание: потому что его должны совершать пресвитеры Церкви, которых у них нет и по названию. 2) Сектант (штундобаптисты и «евангельские христиане“): Мы тоже, не признаем Елеосвящения и помазания больных елеем, хотя о них молимся, – не признаем потому, что под словом «елей“ нужно разуметь учение, или слово Божие. Объяснения православного: Цена этому учению штундобаптистов об Елеосвящении такая же, как и предыдущему о нем учению молокан и духоборов, ибо нигде учение, или слово Божие не называется в Писании елеем. Затем, если под «елеем» разуметь «учение», как мудрствуют штундобаптисты, то опять выйдет бессмыслица, выйдет, что в учении, или слове Божием нуждаются только больные, а здоровым людям оно совсем не нужно, с чем и сами сектанты не согласятся. 3) Сектант: Мы не признаем Елеосвящение за таинство, говорят иные из сектантов, ибо нет прямого указания в Писании, что Сам Христос его установил. Объяснения православного: Довольно того, что есть прямое указание на это таинство у св. Апостола Христова. Кто не верит Апостолам, тот не верит и Христу, ибо все учение Апостолов было проповедано ими по внушению Св. Духа, что видно, из слов Самого Христа: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам“ ( Иоан. 16: 13–15 ). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается» ( Лук. 10: 16 ), сказал Христос св. Апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Слушаем Слово Божие. Евангелие от Матфея. Все встали. Слава Тебе Господи, слава Тебе! И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил ии, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благословив, подав им и сказал: пийте из нея вси, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. ( Мф. 26, 26-28 ) Сам Господь под видом вина и хлеба входит в очищенную покаянием душу, питает ее благодатью, укрепляет ее, делает подобной Себе бессмертной. Кто не вкушает тела Христова и не пьет крови Его, тот не будет иметь в себе жизнь вечную. А что бывает с теми, кто не очистил свою душу покаянием и в грязную душу принял Причастие? Что стало с Иудой, который думал предать Господа и при этом принял Святое Причастие? Вошел в него сатана. Вот как страшно причащаются в осуждение. Повторите мне, какие мы с вами перечислили спасительные Таинства, которые устроил Господь для нашего спасения в Православной Церкви (показываем рисунки): 1. Таинство крещения. 2. Миропомазание. 3. Покаяние. 4. Причащение. Здесь мы видим свадьбу, венчание. Правильно таинство венчания — Господь благославляет Духом Святым пару, жениха и невесту, соединяет навечно мужа и жену; Таинство священства. Святитель возлагает руки — рукополагает достойного человека, читает особую молитву и Дух Святой сходит на этого человека, и с этой минуты этот человек становится священником. Он слуга Божий в доме Божием, в храме он служит божественные службы, совершает таинства крещения, миропомазания, покаяния, причащения, венчания, елеосвящения. Сам священник, как и мы человек грешный. Один Господь без греха. Но когда он совершает божественную службу — сам Святой Дух через него совершает все таинства и службу Богу; Таинство елеосвящения, если кто заболеет, то призывает священника, и он помазывает его с молитвами святым маслом. Через святое маслоелей — и призывание благодати Божией исцеляется больной от болезней тела и души. Вот эти 7 столбов — 7 таинств: крещение, миропомазание, покаяние, Причащение, венчание, елеосвящение, священство. На них утверждена наша Церковь. Семь таинств даны Господом для нашего спасения. Не будет этих столбов, рухнет дом. Так и у человека. Душа, как дом, держится на 7 столбах. Нет покаяния — рухнул один столб, нет причащения — рухнул второй столб; не ходит в храм, где совершает таинства священник — третий столб рухнул; живут муж и жена без венчания — еще один столб рухнул. Так все столбы рухнут и останутся одни развалины в душе человека, и ждет его вечная погибель, оторвется он от корабля спасения, могучего непобедимого корабля Единой Святой Соборной нашей Церкви и утонет в бушующем море зла, среди сетей, расставленных сатаной.

http://azbyka.ru/deti/15-urokov-po-tradi...

Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит Бога и людей  , и пойду ли скитаться по деревам? Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами. Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею: если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские (Суд. 9:8–15). Очевидно, что это сказано не о деревьях, растущих из земли. Деревья бездушные и корнями прикрепленные к земле не могли сами собою собираться для избрания царя, но конечно это говорится о душах, которые прежде вочеловечения Христова, изобилуя грехопадениями, с мольбою приступали к Богу, чтобы склонить Его на снисхождение к ним и царствовать (над ними) с милостью (ελεος) и кротостью, которую Писание представило под образом маслины (ελαα); потому что масло полезно для тела, облегчает страдания и болезни и служит для освещения. Всякий свет в светильниках увеличивается от подливаемого масла; так и милосердие Божие избавляет от смерти и помогает человечеству и питает свет сердца. Рассудите же, не обозначает ли этим Писание заповеди, которые были даны со времени первозданного до Христа, и в подражание которым коварный диавол своими вымыслами обольщал род человеческий: смоковнице оно уподобило заповедь, данную человеку в раю, так как после обольщения он тотчас прикрыл свою наготу листьями смоковницы (Быт. 3:7); а виноградной лозе — заповедь, данную Ною при потопе, так как он был осмеян (Быт. 9:22), уснув от вина; маслине же — заповеди, данные Моисею в пустыне, так как пророческий дар, этот святый елей, оскудевал в наследии (Божием — Иудеях), когда они предавались беззакониям; а терновнику — заповеди, данные Апостолам для спасения мира, так как чрез них мы научились девству, которому одному диавол не мог противопоставить какое–либо обольстительное подобие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Ст. 18–22. «И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей наверх его. И нарек (Иаков) имя месту тому: Вефиль, а прежде имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если (Господь) Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, то этот камень, который я поставил памятником, будет (у меня) домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Ст. 18–22. Иаков в благодарность Богу за чудесное, успокоительное сновидение принес в жертву то, что у него только было, именно – масло, чтобы восстановлять его силы. Но этим его благодарное сердце не могло успокоиться. Он хотел увековечить память об этом величайшем событии в своей жизни, а потому поставил здесь из камней небольшой памятник, и определил навсегда называться этому месту «Домом Божиим», или по-еврейски Вефилем, и дал обет в случае приобретения имущества при помощи Божией, принести Богу в жертву десятую часть всего своего имущества. Он готов был пожертвовать Богу всем и теперь, но он уже раньше оставил для Бога все, так что теперь он ничем не мог пожертвовать. Такой человек, как Иаков мог также, как Авраам быть отцом верующих, и Евреи одинаково любили называться детьми как Авраама, так и Иакова, иначе Израиля – Израильтянами. От Иакова истинная вера перешла к его 12 сыновьям, из которых носителем Божиих обетований сделался, вследствие благословения Иакова, четвертый его сын – Иуда. Глава 49. (Пророчественное благословение Иаковом сыновей своих. Завещание Иакова о погребении его, и смерть его) Ст. 1 и 2. «И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте Израиля, отца вашего». Ст. 1–2. В чудной боговдохновенной предсмертной речи умиравший Иаков, проникая пророческим взором в будущее, предсказал каждому из сыновей своих судьбу его рода. Жизнь в Египте, где произносил эту речь Иаков, как бы не существовала для него. Он провидел жизнь своего потомства в земле обетованной, и потому говорил только о том положении, которое займет каждое из колен в общей народной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Таинство брака совершается только в церкви. Елеосвящение (соборование) Апостолы многих больных мазали маслом, и исцеляли ( Мк.6:13 ) Таинство елеосвящения совершается над тяжело больным человеком, который всю надежду возложил на Господа – «Врача душ и телес». В этом таинстве и подается благодать Божия, врачующая недуги телесные и душевные (грехи), как о том пишет св. ап. Иаков: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и воздвигнет его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). По правилам церкви елеосвящение совершается семью священниками – собором, потому и елеосвящение часто называется «соборованием». По нужде таинство это нередко совершается одним священником, но в таком случае он должен читать все семь молитв от лица собора пресвитеров и вычитать все семь евангелий. Предварительно в пшеницу на отдельно поставленном столике ставят семь горящих свечей, означающих семь даров Св. Духа, а в особый сосуд наливаются чистый елей (масло) и вино в воспоминание евангельского милосердного самарянина ( Лк.10:34 ). Этой освященной смесью (соединением вина и елея) помазует священник чело, ноздри, щеки, уста, руки и грудь больного, чтобы освятить все его тело, все чувства и силы. Таинство елеосвящения, как врачевство духовное, или воздвигает по вере болящего от одра смерти, или служит средством «для безболезненной, непостыдной, мирной кончины» нашей, т.е. самого дорогого венца жизни христианской, о чем благочестивый христианин молится всю жизнь и что ублажает Сам Господь Бог: «блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей! говорит Дух, они успокоятся от трудов своих» ( Откр.14:13 ). Как врачевство духовное, соборование может быть совершено несколько раз над одним и тем же человеком в случае повторения тяжелой болезни. Некоторые неразумные люди боятся приступать к соборованию, так как думают, что в случае выздоровления они должны будут вести жизнь монашескую, не есть мяса, не сообщаться с женой, ходить босиком… Но это выдумка людская.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Таинство восходит к апостолам, которые, получив власть от Спасителя, «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). Впоследствии апостолы передали обычай совершать елеопомазание священникам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). В древности Таинство называлось различными наименованиями: елеем, святым елеем, елеопомазанием, молитвомаслием (греч. ευχε λαιον). В просторечии Таинство называют Соборованием, поскольку оно совершается собором священников. В таинстве употребляется елей – жидкое масло, обычно оливковое 32 . Совершение того или иного Таинства приобретает свою внешнюю форму именно через обряды. Так, например, Таинство Брака совершается в обряде венчания, а Таинство Крещения – в обряде крещения. К числу обрядов относятся, в частности, монашеский постриг, отпевание усопших, панихиды, освящения воды, продуктов и различных предметов, молебны и молебные пения и др. Устройство храма В современном православном словоупотреблении храмом, или церковью 33 , называется здание, предназначенное для совершения богослужений, таинств и обрядов. Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма всегда следует определенному канону, сложившемуся в Византии приблизительно к началу второго тысячелетия и не претерпевшему существенных изменений. Традиционный православный храм разделен на три части: алтарь, среднюю часть (собственно храм) и притвор-нартекс. В древних храмах притвор был местом, где во время богослужения молились оглашенные и кающиеся – те, кто не причащались за Евхаристией. По уставу, в притворе положено совершать некоторые части богослужения, в частности, литию за всенощным бдением. Панихиды (краткие заупокойные богослужения) тоже должны совершаться в притворе, хотя на практике их чаще всего совершают в одном из боковых приделов храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Те со страхом убедились, что священные лица на иконе Богоматери изменили своё положение и выражение. После этого, поблагодарив Пресвятую Богородицу за Ее спасительный Промысл, иноки поднялись на стены. Тем временем пираты с лестницами и топорами уже готовились к штурму монастыря. Игумен, стоя на бойнице, позволил им сначала приблизиться, а затем, возвышая Честный Крест, дал сигнал к отражению атаки. В одночасье десять пиратов пали замертво, многие были ранены, а остальные бежали и затем уплыли прочь. Растроганные монахи спустились в храм и ещё раз от всего сердца поблагодарили Богородицу. С тех пор икона, сохраняемая и ныне в Ватопедском монастыре, стала называться «Парамифия» (т. е. «Отрада и Утешение») и до сих пор остаётся видоизменённой как напоминание об удивительном происшествии. В память чудесного избавления монастыря от разграбления пред иконой «Отрада» была возжжена неугасимая лампада, а также зажигается большая свеча. В приделе, где находится икона, издавна совершается пострижение всех поступающих в число братии обители и ежедневно поётся молебен Божией Матери. (обратно) 148 «Элеовритисса» («Елеоточивая») — чудотворная икона Пресвятой Богородицы прославилась и получила своё название по следующему случаю. Однажды в Ватопедской обители случился недостаток масла — оставался всего один сосуд, и дохиар (заведующий хозяйством) не стал давать братии масла. Но игумен, твёрдо надеясь на помощь Пресвятой Богородицы, приказал ему елей выдавать. Однажды, войдя в дохиарную (кладовую), он подумал, что масло кончилось. Но что же оказалось? Сосуд был наполнен маслом до краев, так что оно переливалось через край горлышка. Тогда все прославили и возблагодарили Царицу Небесную. (обратно) 149 «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:1–2). (обратно) 150 На самом деле ближе всего к границе с миром расположены Хиландар и Эсфимген. (обратно) 151 «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: " не ешь от него " , проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей.

http://isihazm.ru/1/?id=2079

Тогда один обнажил меч, чтобы обрушить его на голову затворника, но при взмахе рука его застыла, и он не мог ее опустить. Затем меч, выскользнув из руки, упал на землю. При виде этого его спутники подняли вопль до самого неба, прося святого о том, чтобы он милостиво научил их, что им делать. Госпиций же, сотворив крестное знамение, излечил руку. А тот, тотчас же обратясь в правую веру, постригся и теперь считается самым набожным монахом. Двое вождей, которые его послушались, возвратились на родину невредимыми; те же, кто пренебрег его наставлением, окончили жизнь несчастным образом в этой самой области. Многие же из них, одержимые злым духом, кричали: «О благочестивейший святой отче, за что ты нас так мучаешь и жжешь?» А Госпиций возлагал на их [голову] руку и очищал их. После этого один человек, житель Анжера, из-за сильной лихорадки лишился дара речи и слуха. Хотя он и выздоровел от лихорадки, однако оставался глухим и немым. Так вот, из этой области послали в Рим диакона за мощами блаженных апостолов и других святых, покровительствующих тому городу. Когда диакон пришел к родителям того больного, они попросили его взять их сына себе в спутники в надежде, что если он придет к могилам блаженнейших апостолов, он тотчас может найти там исцеление. Они отправились в путь и пришли к тому месту, где жил блаженный Госпиций. Поприветствовав и облобызав Госпиция, диакон поведал ему о причине путешествия, сказав, что он направляется в Рим, и попросил свести его с теми хозяевами кораблей, которые находились в дружбе со святым мужем. И в то время, когда диакон еще находился там, блаженный муж по наитию духа Господнего почувствовал, что ему явилось чудо, и он сказал диакону: «Прошу тебя, приведи ко мне больного, который путешествует с тобой, чтобы я взглянул на него». И тот, не теряя времени, быстро отправился на подворье и нашел больного в приступе лихорадки, который знаками дал понять, что у него в ушах звон. Взяв его, диакон привел его к святому Божию. Схватив рукой его за волосы, Госпиций притянул голову больного к окну, затем взял освященный благословением елей и, держа левой рукой его за язык, возлил ему масло на уста и на темя со словами: «Во имя Господа моего Иисуса Христа, да отверзнутся уши твои, да отомкнет уста твои сила сия, которая некогда изгнала нечистого духа из человека глухого и немого».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. В Деяниях говорится о том, что Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, «ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» ( Деян. 8:16 ). Сошествие Святого Духа сопровождалось иногда видимыми и ощутимыми проявлениями благодати: люди начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать, совершать чудеса, как это случилось с апостолами в праздник Пятидесятницы. Возложение рук являлось продолжением Пятидесятницы, так как сообщало дары Святого Духа. Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием. В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом. Миро варится из различных элементов (насчитывается до 64-х элементов: елей, бальзам, смолы, благовонные вещества), и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит). В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения один раз в несколько лет и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви. В апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием» ( 1Ин. 2:20 , 2Кор. 1:21 ). В Ветхом Завете через помазание совершалось поставление человека на царство: «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его (Саула) и поцеловал его, и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего» ( 1Цар. 10:1 ). Поставление на священническое служение совершалось тоже через миропомазание: «Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны... корицы... тростника благовонного... касии и масла оливкового... и сделай из сего миро для священного помазания... И помажь... Аарона и сынов его, и посвяти их, чтобы они были священниками Мне... тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте ... подобного ему; оно – святыня» ( Исх. 30:23–26, 30, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010