31:24), лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа (Пс. 36:16). Свидетельствует же и Павел, что корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6:10). Ибо сребролюбец несострадателен и немилостив. Спаситель же наш и Господь, ведая, что страсть сребролюбия есть погибель для души, предлагает подобающее лекарство, говоря: Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои (Мф. 10:9), и продолжает: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19:23), [Col. 1460] поскольку нестяжание дешево и легко на небо воспаряет. Ему же слава во веки веков. Аминь.    Приниматель даров, многостяжатель, сребролюбец и ростовщик — одна телега с четырьмя лошадьми, в которой возница и начальник — гордость. Господом низвержен тот, кто следует за ними, [устремившись] к собственной погибели. Посему непозволительно для благомыслящих управляться неприязненным, чтобы не свалиться вместе с ним в пропасть мучения, но [должно] руководиться в жизни скорее Апостолом, говорящим: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть диавольскую (1 Тим. 6:8). Посему убоимся заповеди Апостола, особенно же Самого Господа, говорящего: Не берите с собою ни золота, ни серебра (Мф. 10:9), не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить(Мф. 6:25), ибо такого возницу [вышеупомянутая четверка лошадей] сбросит под ноги свои и растопчет. Прекрасно же и Приточник увещает приемлющих дары, говоря: не разгневай мужа в нищете его (Сир. 4:2). И опять-таки: Любяй сребро не насытится сребра (Еккл. 5:9). Посему нищий позна ходити противу живота (Еккл. 6:8). И не буди рука твоя простерта на взятие, а на отдаяние согбена (Сир. 4:31). И Апостол: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20:35). И Закон говорит: не оправдиши нечестиваго даров ради (Исх. 23:7). И еще: да не возмеши даров: дары бо ослепляют очи видящим (Исх. 23:8). И Самуил, соблюдая заповедь Закона, сказал народу: еда у кого… приях мзду, или обущу? Се Свидетель Господь (1 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

«Мертвыми он называет здесь не скончавшихся, но умерших в нечестии или истлевающих во грехах, – пишет святой Иоанн Златоуст . – Авраам, Исаак и Иаков и после кончины так живы, что и живущие приводят их на память. Так Моисей, молясь об управляемом им народе, их именем умоляет Бога, упоминая о них в молитве ( Исх.32:13 ). Также три отрока их именем молятся о спасении ( Дан.3:35 ). Если же они имели такую силу, то как они мертвы? И Христос сказал: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» ( Мф.8:22 ). Праведник, и скончавшись, не умер... а кого ожидает бесконечная смерть, тот и при жизни умер, и при жизни – мертвец. Эти последние нисходят во ад, а первые взойдут на небо и будут со Христом. Потому то и пророк не сказал просто: живые, – но: мы живые, – указывая на себя самого... и на подобных ему, живущих добродетельно... отныне и вовек. Видишь ли, что и это прибавление означает тоже самое? То, что пророк говорит о живущих добродетельно. Подлинно, никто из живущих в этой жизни не живет вечно, кроме только тех, кто живет всегда славною жизнью. И грешники живут, но живут в наказании, мучении, скрежете зубов, а те – во свете и славе, занимаясь с бесплотными силами возношением таинственных песнопений Богу». 770 г) «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовек ни в чем, что делается подо солнцем» ( Еккл.9:5–6 ). Екклесиаст признавал бессмертие душ ( Еккл.12:7 ) и в приведенном месте выражает взгляд с точки зрения земной жизни на состояние душ умерших людей, как на состояние полу жизни, с ничтожными признаками сознания и чувства. В других местах ветхозаветного Откровения имеются свидетельства о сознательной жизни умерших, которые представляются способными отличать себя от других подобных душ, беседовать с ними ( Ис.14:9–10 ), 771 утешаться ( Иез.32:31 ), молиться ( 2Мак.15:12–14 ). Вообще, нужно иметь в виду, что ветхозаветно библейское учение о загробном состоянии души, в сравнение с новозаветным, когда Бог говорил нам в Сыне ( Евр.1:2 ), есть только начатки учения об этом предмете, не всегда ясные и определенные.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Виденное Иоанном может быть истолковано и иносказательно. Падение с неба звезды на землю – это образ падения сатаны. «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» ( Ис. 14:12 ). Утренняя звезда, сверкающий херувим, Люцифер – ангел света низвергается с неба за восстание на Бога. Звезда это большая , ибо велика сила лукавого, он сохранил те задатки могущества, которые имел в прославленном состоянии. Но теперь обращает все это во вред. Низвергнутый с небес, он, как звезда, горящая подобно светильнику , он горит огнем злобы и греха, желая испепелить творение Божие. Падая на воды, на многие народы, он делает их горькими , как полынь , ибо и самому ему имя полынь . Это – горечь и отвратительность греха. Сатана поит людей бурным и горьким развращением, утехами ада. Прекрасные, светлые и чистые источники вод делаются горькими и смертоносными. Вот разум – источник светлой реки познания. «Источник премудрости – слово Бога Всевышнего, и шествие ее – вечные заповеди» ( Сир. 1:5 ). Но горькая полынь греха отравила воды познания. И воздыхает теперь Соломон: «предал я сердце тому, чтобы познать мудрость... узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» ( Еккл. 1:17–18 ). Потому и говорит Соломон: «берегись: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела» ( Еккл. 12:12 ). Горечь, полынь лжи и заблуждений, отравила воды познаний. Пившие эту воду лжепознания, припадавшие к мутным горьким потокам атеизма, различной греховной светской литературы, сектантских извращений Священного Писания умирают духовно. Таковых «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» ( 2Тим. 3:7 ) теперь полон мир. Непивший, жаждущий может утолить жажду чистой водой. Пивший горькую воду – отравлен и умирает. Излечить его удается редко. Возьмём, к примеру, труд, прекрасное Богом благословленное служение человека! А во что превратила его «полынь»? «Проклята земля за тебя... в поте лица твоего будешь есть хлеб» ( Быт. 3:17,19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Не сказал: «чтобы вы более не поступали» вы ходите, — так как это могло бы уязвить их, — но указал на других, хотя выразил то же самое. Также поступает он и в послании к Фессалоникийцам, когда говорит: « а не в страсти похотения, как и » прочие « язычники » (1 Фес. 4:5). Вы оставили, говорит он, их (языческие) верования; но это всецело зависло от Бога; а я требую того, что зависит от вас, — именно: жизни и хождения по Богу. Это ваш долг; а я призываю Господа в свидетели своих слов, — что я не умолчал, но сказал, как вам должно вести себя. « По суетности », — говорит, — « ума своего ». Что такое суета ума? Занятие суетными предметами. А что суетно, как не все настоящее, о чем говорит Екклесиаст: « Суета сует, — все суета! » (Еккл. 1:2)? Но скажет кто–нибудь: если (то или другое) суетно и ведет к суете, то для чего же оно существует? Если притом это — дело Божие, то как же оно может быть суетно? И много возражений касательно этого предмета. Но послушай, возлюбленный! Не дела Божии назвал (Екклесиаст) суетными, — нет; не небо суетно, не земля суетна, — нет; не солнце, не луна, не звезды, не тело наше. Все это — « очень хорошо ». Что же суетно? Послушаем, что говорит сам Екклесиаст: « Посадил себе виноградники, сделал себе водоемы, приобрел себе крупного и мелкого скота, собрал себе серебра и золота, завел у себя певцов и певиц. И сказал я в сердце моем, что и это — суета » (Еккл. 2:6–11); опять: « Суета сует, — все суета! ». Послушай, что говорит и пророк: « Собирает (человек) «и не знает, кому достанется то » (Пс. 38:7). Поэтому суета сует — великолепные здания, обилие и избыток золота, толпы слуг, шумно бегущих по площади, гордость и тщеславие, высокомерие и надменность. Все это — суета, потому что произошло не от Бога, но произведено людьми. Почему, однако же, это суетно? Потому, что не имеет никакой доброй цели. Суетны деньги, когда их расточают на удовольствия; но не суетны они, когда их употребляют на вспомоществования бедным. Когда ты тратишь их на удовольствия, — посмотрим, какое отсюда происходит следствие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Андрей Чичигин 24 июня 2016, 09:09 " И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. " (Быт.2:7) Если " душа " возникает (начинает быть) в момент когда Бог " вдунул " " дыхания жизни " в " прах " в форме тела, то не логично, что при разлуки дыхания жизни и тела, душа исчезает (перестаёт быть)? " Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь. " (Иов.33:4) " Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости " .(Еккл.9:10) " потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! " (Еккл.3:19) Darina 23 июня 2016, 21:34 Кровь человека (и животных) постоянно обновляется, вызревая из клеток-предшественниц – стволовых клеток. Место нахождения стволовых клеток – костный мозг. Наиболее активное кроветворение происходит в плоских костях, в т.ч. в ребрах. Так что выбор кости для сотворения жены может иметь значение, отличное от фольклорного «объяснения». Хорошо бы этот интереснейший вопрос и вопрос о душе и крови осветил еще и верующий гематолог. С выбором консультанта, мне кажется, мог бы помочь отец Андрей (Битюков), настоятель храма при Институте детской гематологии. Интервью с о.Андреем публиковалось на Православие.ru 18.09.2015. Владислав 23 июня 2016, 15:45 Иван, Вы правильно заметили, что значение ивритских слов со смыслом " душа " нераскрыто, поэтому некоторые утверждения статьи как бы повисают. Но в одной из лекций Солодков как раз и говорит, что одно из этих слов применяется только по отношению к животным, в том числе и в книге Левит в 17 главе 14 стихе. Насчет крови Авеля, согласно толкованиям святых отцов на книгу Бытия, она вопиет также, как и вопили к Богу грехи строителей Вавилонской башни. Или как вопиет плата, удержанная у работников. (Смотрите послание от Иакова 5:4).

http://pravoslavie.ru/94542.html

Относительно состояния душ, перешедших в шеол, так называемые психопаннихиты утверждали, что, по воззрению Ветхого Завета, они лишены сознания и чувства, находятся как бы во сне или оцепенении 162 . Основанием для такого утверждения служат частое название смерти сном ( Втор.31:16 ; 3Цар.2:10 ; Иов.7:21 ; Иов.14:12 и др.) и прямые будто бы указания на то, что души умерших лишены в шеоле всякого сознания и деятельности. Сюда относятся горькие сетования священных писателей на то, что души умерших уже не могут ни помнить Бога, ни хвалить Его ( Пс.6:6 ; Пс.29:10 ; Ис.38:18 и др.), и особенно два места в кн. Екклезиаст. В первом из них говорится: Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, чем мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния ( Еккл.9:4–5 ); в другом же: Все что может рука твоя делать, по силам делай: потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости ( Еккл.9:10 ). Не смотря, однако, на столь веские, по-видимому, доказательства в пользу существования в Ветхом Завете представления о загробном существовании как сне, это мнение оказывается решительно несостоятельным. Сравнение смерти со сном, весьма естественное по внешнему сходству этих двух явлений, относится к телу человека, которое покоится в земле, а не к душе, которая, как дух, не может нуждаться в отдыхе, как замечает еще Тертуллиан 163 . Те места, где говорится, что мертвые не прославляют и даже не вспоминают Бога, могут быть легко объясняемы, как следствие общего мрачного взгляда на шеол, и не могут служить решительным доказательством сна душ умерших. Что же касается мест из Екклезиаста, то они, сами по себе будучи решительными свидетельствами в пользу разбираемого мнения, теряют свою силу, если мы обратим внимание на то, что в конце своей книги Екклезиаст приходит к признанию загробного воздаяния, а это было бы решительно невозможно, если бы он утверждал за умершими душами существование, лишенное всякого чувства и сознания 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

19). Если он делает то, чего не хочет, то как может статься, что говорят, будто человек может быть без греха, если захочет? Каким образом может он быть тем, чем хочет, когда апостол утверждает, что он не может исполнить того, что желает? А когда мы спрашиваем у них, кто эти люди, которых они считают безгрешными, – хотят увернутся от истины посредством новой уловки: мы-де говорим не о тех, которые есть ли были, а о тех, которые могут быть. Отличнейшие учители, говорят они, доказывают, что может быть и то, чего никогда не было, хотя и говорит Писание: то и будет, но это было уже в веках, бывших прежде нас ( Еккл. 1:9–10 ). Мне нет необходимости в настоящем случае перебирать каждого из святых и как бы на прекраснейшем теле указывать некоторые морщинки и пятна. Так по простосердечию делают очень многие из наших, хотя могли бы опровергнуть доводы еретиков, а чрез них и философов, несколькими изреченьицами Писаний. Ибо что говорит сосуд избранный? Ибо всех заключил Бог в грехе, чтобы всех помиловать ( Рим. 11:32 ), и в другом месте: потому что все согрешили и лишены славы Божией (там же, 3:23). Равно и Екклезиаст, устами которого говорила сама мудрость, заявляет откровенно, и говорит: нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы ( Еккл. 7:21 ). И опять: если согрешит народ твой, ибо нет человека, который не грешил бы ( 3Цар. 8:46 ) И еще: кто может сказать: «я очистил мое сердце?» ( Притч. 20:9 ). И – никтоже чист от скверны, áще и един дéнь жumié егó на земли ( Иов. 14:4–5 ). Потому и Давид говорит: вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя ( Пс. 50:7 ). И в другом псалме: не оправдается пред Тобой ни один из живущих ( Пс. 142:2 ). Над последним свидетельством они подшучивают, под видом благочестия, нового рода умствования. Говорят, что никто не совершенен по сравнению с Богом. Как будто Писание в таком смысле выразилось? Ведь оно не говорит: не оправдается по сравнению с тобой ни один из живущих; а – не оправдается пред Тобой ни один из живущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

После этих предварительных замечаний укажем теперь те следы этой истины, которые мы встречаем в священных книгах. Первый заключается в истории Еноха. «Енох», говорит священный бытописатель, «ходил пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт. 5:24 ). Взятие Еноха, несомненно, выставляется как награда за его благочестие. Слова, правда, весьма неясные, произнесенные Богом после потопа, по-видимому представляют запрещение убийства и содержат угрозу наказаний в загробной жизни: «Я взыщу за вашу кровь, в которой жизнь ваша; взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от рук человека, от руки брата его» ( Быт. 9:5 ). Минуя многие другие места, смысл которых довольно ясен, в подтверждение рассматриваемой истины, мы прямо перейдем к книге Екклесиаст. Иудейское и христианское предания составление Екклесиаста приписывают Соломону, и Рейш, в специальном труде, доказал, что нет никакого основания отвергать это древнее мнение. Вот несколько учений Екклесиаста. В этой книге бессмертие души и будущий суд Божий суть предметы умственного доказательства, и автор представляет их как заключение, выведенное из изучения нравов мира. Другими словами, Екклесиаст старается установить и подтвердить умозрением уже существующее в народе верование. Как человек может удовлетворить непреодолимую потребность, которую он испытывает в установлении постоянной гармонии между своими способностями? Как может он следовать своему сердцу и своим страстям, и в то же время слушать своего разума и своих лучших инстинктов? Увы! решение этой трудной проблемы невозможно для человека здесь, на земле. Удовольствия производят пресыщение; часто они худы, и добродетель осуждает их. Добродетель в свою очередь не защищает от страдания и несчастья; нечестивый, по-видимому, часто бывает даже счастливее, чем праведный, попираемый им; нечестие торжествует даже пред судьями. Что может служить объяснением этого беспорядка, столь противного благости и правде Божией? А вот что: «видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. И сказал я в сердце своем: праведного и нечестивого будет судить Бог, потому что время для всякой вещи и суда над всяким делом там» ( Еккл. 3:16, 17 ). Следовательно, именно там, пред судилищем Бога, в загробной жизни, будут разрешены все загадки настоящей жизни. Из этой мысли именно автор Екклесиаста делает общий вывод всей своей книги: «знай же, что за все это Бог приведет тебя на суд... и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, который дал его. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякое дело Бог приведет на суд и все тайное, хорошо ли оно или худо» ( Еккл. 11:11; 12:7, 13, 14 )

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Лев. 3,7). Этот закон против нас (Кол. 2:14). Дан до пришествия семени (Гал. 3:19). Закон этот " не по вере " (Гал. 3:12). В этот закон входили всесожжения, жертвы за грех от физиологических истечений, человеческого организма, нечистые животные. Объявлен Самим Богом (Втор. 4:12-13). Написан на двух скрижалях (Исх. 24:12). Скрижали положены в Ковчег (Исх. 40:20. 3. Евр. 9:4). Этот закон совершенен (Пс. 18:8). Не отменен Иисусом Христом (Мф. 5:17). Был возвеличен и прославлен Христом (Ис. 42:2). Законом познается грех (Рим. 3:20, 7:7). Закон добр и дан для человека (Рим. 7:12. Еккл. 12:13). Закон вечен (Пс. 110:7-8). Закон утверждается верой (Рим. 3:31). Иисус Спаситель говорит на основании чего Он примет людей в Свое Царство: " Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! Войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного... " , " ...И тогда объявлю им: ... отойдите от Меня, делающие беззаконие " (Мф. 7:23). Апостол Павел спрашивает: " Итак, мы уничтожаем Закон верою? Никак, но Закон утверждаем " (Рим. 3:31). И если вера, говорят АСД, утверждает Закон, то она не может отменить или уничтожить его. Поэтому Иисус Христос сказал: " Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или черта не прейдет из закона " (Мф. 5:18). " Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь... тогда из месяца в месяц и, из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь " (Ис. 66:23). Исходя из всего вышеизложенного, которое взято из живой полемики и приведено в довольно стройную систему адвентистами, надо помнить, что умелая компоновка нужных мест Писания создает иллюзию правильности такого толкования текста. При этом следует ссылка на то, что, нарушая одну любую заповедь, мы становимся виновными перед всем Законом (Иак. 2:10), поэтому, не храня субботы (т.е. 4 заповеди), нет смысла исполнять остальные девять, ибо мы уже беззаконники. Празднование воскресного дня в полемике с адвентистами

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДАМ [Евр.    ,   - букв. красный, связано с   - земля, первоначально, по-видимому, краснозем]. В Библии слово «А.» используется в разных смыслах: «человек» (Быт 5. 2), «мужчина» (Еккл 7. 28), «всякий» (Числ 19. 14), «каждый» (Зах 13. 5), «люди» (Суд 16. 7), «первый человек» (Иов 15. 7), а также как имя собственное. Оно входит в выражение «сыны Адамовы», к-рое никогда не означает непосредственных потомков первого человека. Им могут быть названы «люди» (в синодальном переводе «сыны человеческие») (Притч 8. 31; Пс 44. 3). Употребленное в ед. ч. (букв. «сын Адамов»), оно обозначает конкретного человека (Иезек 2. 1) или любого (Иер 49. 18). А. создан «из праха земного» (Быт 2. 7), поэтому он - «перстный» (1 Кор 15. 47). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2. 7). А. сотворен как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт 1. 27) (см. Образ Божий ). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт 1. 26). Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни. Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. О создании жены кн. Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» (1. 27), и более подробно: «...для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (2. 20-23). Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевр.  ,   - это не только «ребро» (как в синодальном пер.), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр.  ,  ) от слова «муж» (  ,  ) (Быт 2. 23). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2. 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей. Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, к-рая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4. 16).

http://pravenc.ru/text/63452.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010