Но человек, как говорится в последнем месте, создан не из одного праха земного; он получил также душу, имеющую божественное происхождение и отличную от тела по своей сущности. Без сомнения, Адаму и Еве была известна эта истина 17 , и они не могли относить слова Господа: возвратишься в землю, из которой ты взят, к человеку в единстве его духовно-телесной природы, а только к одному телу. Относительно другой части человеческой природы – его души – в приведенных словах не говорится ничего, так что они, если и не дают полного понятия о смерти физической, как разделении души и тела, то не утверждают и материалистического воззрения на нее, как на совершенное уничтожение человека. Уже в следующих главах книги Бытия смерть телесная рассматривается решительно и ясно, как разлучение души и тела, что сказывается в употреблении для обозначения смерти выражения: «приложиться к отцам», или еще более ясных выражений: выходила из нея душа ( Быт.35:18 ), испустил дух ( Быт.35:29 ). Классическим же в рассматриваемом отношении местом нужно считать слова Екклезиаста: и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его ( Еккл.12:7 ). Здесь дано полное и точное определение существа телесной смерти, которое состоит в совершенном разделении души и тела, после чего первая продолжает существовать, хотя и при других условиях, а последнее разлагается на те элементы, из которых оно состоит. При этом определении сущности телесной смерти остаются все книги как Ветхого, так и Нового Завета. Согласно общему воззрению Писания, человек состоит из духа, души и тела. Не входя в точнейшее рассмотрение взаимоотношения между душею и духом, заметим только, что первая представляет нечто посредствующее между духом и телом, принадлежит тому и другому. В отношении к судьбе духа и души некоторые из немецких богословов утверждали, будто, по представлению Писания, при смерти человека дух возвращается к Богу, а душа вступает в царство смерти 18 . Подтверждение своему мнению они находили в приведенных словах Екклезиаста: и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его ( Еккл.12:7 ); также в возгласе Господана кресте: Отче, в руки Твои предаю дух Мой ( Лк.23:46 ) и первомученика Стефана: Господи Иисусе! приими дух мой ( Деян.7:59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Ни об одном еще иудейском царе священные историки ничего подобного не сообщают.    3) Внутренним доказательством происхождения книги Екклезиаст от Соломона служит общее ее содержание, тон, характер, и множество исторических указаний, объясняемых личностью и эпохою Соломона. В этом отношении исследователи, первее всего, обращают внимание на возраст и душевное состояние мудреца Екклезиаста и политическое состояние при нем иудейского царства. Из книги Екклезиаст несомненно видно, что писатель ее был, при написании ее, уже в старческом преклонном возрасте. Он уже всего насмотрелся и все испытал в «суетные дни свои» (Еккл.7:15); познал «суетность» увлечения земными благами: постройками, богатством, роскошью, увеселениями и чувственными увлечениями (2:1—15); он ожидает уже скорой передачи всего своего труда преемнику с ненадежными или неизвестными способностями (Еккл.2:18—19). Картинное описание старческой дряхлости с ее дрожанием ног, потерей зубов, помрачением зрения, бессонницей и прочими спутниками, предвещающими скорый отход в могилу в сопровождении плакальщиц (12:1—8), — по общему мнению беспристрастных толковников, взято с собственного жизненного опыта писателя, дожившего до значительных пределов старости.    Каково же было душевное состояние Соломона в старческие годы, а равно и политическое состояние иудейского царства в это время и есть ли соответствие между ними и Екклезиастом и его временем? Есть и очень близкое.    1) Правда, исторические ветхозаветные книги мало говорят о настроении и душевном состоянии Соломона в последние годы его жизни, но много дают оснований делать ясные заключения. Так, политическое состояние иудейского царства в это время не могло радовать престарелого знаменитого царя. Непосредственно за воцарением Ровоама последовавшее общее возмущение иудеев и отпадение десяти колен от иудейского царства, мотивированное «тяжким игом и жестокой работой,» наложенной на евреев Соломоном (3Цар.12:4), подтвержденное тогда же и Ровоамом, присоединившим к «тяжкому игу» своего отца и «наказание бичами» (3Цар.12:11), дает полное основание утверждать, что возмущение народное было ясно заметно еще и при Соломоне. Его, вероятно, имели в виду «старцы-советники» Ровоама, предлагавшие последнему «на сей день говорить ласково» снародом (3Цар.12:6—7). Иеровоам, ставший во главе возмутившихся израильтян при Ровоаме, неспокойно, без сомнения, вел себя и при Соломоне. Откровение пророка Ахии о царствовании его над 10 коленами (3Цар.11:29—39) не осталось тайной для многих его современников, страдавших от «тяжкого ига» Соломона. Гонение, воздвигнутое на него Соломоном, еще более делало известной в народе его личность и ставило в параллель Давиду, невинно гонимому Саулом (3Цар.11:40). Нет сомнения, что популярность Иеровоама среди еврейского народа, рядом с народным недовольством правлением самого Соломона, хорошо были известны последнему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Denique nec Adam de paradiso descendisset, nisi delectatione deceptus esset. Кто же может строго держаться верного пути при стольких страстях нашей плоти, при стольких соблазнах нашего века? Взглянул глаз – и отвратил чувство от ума; услышало ухо – и намерение поколебалось; повеял запах – и стал преградой для мысли; вкусили уста – и отрыгнули преступление; коснулся прикосновением – и вспыхнуло пламя. Смерть вошла через окно ( Иер.9:21 ), – сказал пророк. Твоё окно – это твоё око. Если смотришь на женщину с вожделением – вошла смерть 28 ; если слушаешь развратные речи – вошла смерть; если чувствами твоими овладела страсть к роскоши – вошла смерть. Итак, кто хочет восходить ввысь, пусть идёт не путём мирских радостей, прелестей и наслаждений, а путём полным боли и слез: Лучше идти в дом плача, нежели в дом веселия ( Еккл.7:2 ). И Адам не лишился бы рая, если бы не прельстился наслаждением. 4. Pulchre igitur Dauid, qui periculosos hominis etiam ipsos aspectus fuerat expertus, beatum ilium dicit cui spes omnis in dei nomine. Sic enim non respicit in uanitates et in insanias, si semper in Christum intendat, semper Christum interioribus oculis aspiciat. Vnde iterum ad ipsum conuersus ait: Auerte oculos meos, ne uideant uanitatem. Vanitas circus est, quia nihil prodest: uana est equorum uelocitas, quia mendax ad salutem est: uanitas theatrum est, uanitas ludus omnis. Omnia inquit uanitas dixit Ecclesiastes quae in isto saeculo sunt. Denique qui saluus esse uult supra mundum adscendat, quaerat uerbum apud deum, fugiat hunc mundum, terras relinquat; non enim potest percipere illud quod est et est semper, nisi prius hinc fugerit. Vnde et dominus uolens patri deo adpropinquare apostolos ait: Surgite, eamus hinc. Давид, по опыту знавший, сколь опасна внешняя видимость человека, правильно назвал блаженным того, у кого вся надежда на имя Господне 29 , – такой человек не обращает внимания на суетное и безрассудное, поскольку он всегда стремится ко Христу, всегда зрит Христа внутренними очами. И поэтому Давид снова обращается к Господу: Отврати очи мои, да не видят суеты ( Пс.118:37 ). Суета – конское ристалище, ибо бесполезна: тщетна быстрота конского бега, ибо для спасения она непригодна 30 ; театр – суета, всякое зрелище – суета. Сказал Екклесиаст, всё суета ( Еккл.1:2 ), что в мире этом. Итак, кто желает себе спасения, пусть стремится стать выше всего мирского, пусть ищет Слово Божье, пусть бежит от мира сего, пусть оставляет земное, ибо если не расстанется со всем этим, то не сможет постичь истинно сущее, сущее вечно. Посему и Господь, желая, чтобы апостолы приблизились к Богу Отцу, говорит: Встаньте, пойдём отсюда ( Ин.14:31 ) 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   [Теперь], когда мы расчистили и предуготовили путь к истинному вниманию, поговорим, если угодно, ясно и кратко и о свойствах его. Истинное и неложное внимание и молитва состоит в том, чтобы ум хранил сердце в молитве, всегда обращался внутри его [сердца] и из оной глубины воссылал ко Господу моления. Тогда, «вкусив..., яко благ Господь» (Пс. 33:9), ум более не извергается из обители сердечной, поскольку и сам он говорит вместе с апостолом: «Хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4), и, постоянно обозревая те места, на посеваемые [там] вражеские помыслы нападая, преследует . Конечно, несведущим такое жительство покажется слишком суровым жестоким и неудобным да и в самом деле оно трудно, так что от него захватывает дух не только у непосвященных, но и у крепко выдержавших искус, однако не восприявших и не пославших радость вглубь сердца. Вкусившие же сию радость и ощутившие эту сладость гортанью сердца могут и сами восклицать с Павлом: «Кто отлучит нас от любви» Христовой (Рим. 8:35), и следующее. Ведь святые наши отцы, услышав слова Господа: «Из сердца вашего исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства ,и это оскверняет человека» (Мф. 15:19—20) и увещание Его очищать внутренность чаши, дабы и снаружи стала она чистой (Мф. 23:26), подвизались в хранении сердца, не помышляя о всяком другом упражнении в добродетелях, точно зная, что вместе с этим деланием они без труда овладеют любым другим, но без него добродетель устоять не может. Это [делание] одни отцы прозвали «сердечным безмолвием», другие – «вниманием», иные «сердечным хранением», некоторые «трезвением и противоречием », остальные – «исследованием помыслов и блюдением ума», но все они одинаково возделывали землю своего сердца, благодаря чему получили в пищу божественную манну. Об этом говорит Екклезиаст: «Веселись, юноша, в юности твоей , и ходи в путях сердца твоего непорочен , и оставь гнев сердца твоего» (Еккл. 11:9—10). «Если дух владеющего восстанет на тебя,... места своего не оставь» (Еккл. 10:4). Сказав «место», он подразумевал сердце, как и Господь говорит: «Из сердца исходят злые помыслы» (Мф. 15:19), и еще: «Не возноситесь» (Лк. 12:29), и опять: «Сколь узки врата и узок путь, ведущий в жизнь» (Мф. 7:14), и: «Блаженны нищие духом» (Мф. 5:3), то есть не стяжавшие в себе никакого помышления о веке сем. И апостол Петр говорит:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3923...

«Из чего же Бог слепил человеческое тело? Что это за земля, о которой идет речь? В Библии мы не найдем определенного ответа, ведь на языке Библии землей называется все происшедшее из земли, и о человеческом теле также можно сказать, что это земля: земля еси и в землю отыдеши. Мы не можем однозначно ответить на вопрос о том, какова была степень внутренней организации той земли, материи, которой коснулся Господь, чтобы переоформить ее в человека» с. 28–29]. Подобные мнения трудно признать справедливыми. Из того утверждения, что животные произошли «из земли», логически никак не вытекает эволюционистский вывод о том, будто «из животных», а не из земли был создан Адам. Более того, и в Библии, и в святоотеческом церковном учении имеется вполне определенный ответ на это вопрос – причем противоположный тому, который предлагают эволюционисты. В контексте библейских слов о сотворении Адама из праха земного становятся понятны и слова Господа о наказании первого человека: В поте лица твоего снеси хлеб твой, дóндеже возвратишися в землю ( , аль-га-адама), от неяже взят еси: яко земля ( , афар, в синодальном переводе – прах) еси, и в землю ( , вэаль-афар, и в прах) отъидеши ( Быт.3:19 ). О возвращении в землю тела, созданного из праха земного, писали после Моисея другие пророки. Царь Давид воспевал: Отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отъимеши дух их, и изчезнут и в персть свою ( , вэаль-афарам) возвратятся ( Пс.103:29 ). Изыдет дух его, и возвратится в землю свою ( , лэадмато – от «адама», «земля»): в той день погибнут вся помышления его ( Пс.145:4 ). Так же писал премудрый царь Соломон: И возвратится персть ( , гэ-афар) в землю ( , аль-га-арэц), якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже даде его ( Еккл.12:7 ). И что излишше имать человек паче скота? Ничтоже, яко всяческая суета. Вся идут во едино место: вся быша от персти ( , мин-гэ-афар) и вся в персть ( , эль-га-афар) возвращаются ( Еккл.3:19–20 ). Созвучно учил Иисус, сын Сирахов: Господь созда от земли человека, и паки возврати его в ню ( Сирах.17:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

б) Спиритизм приглашает к сношениям с духами. Но апостол велит не дружиться с нечистыми духами, а бороться с ними ( Еф. 6:12 ). в) Всякая надежда, оскорбляющая надежду на промысл Божий, – нечестие 469 . Отделение третье. Бог творец и промыслитель человека § 120. Нужда и содержание учения о Творце и Промыслителе человека Если нужно для человека знать отношение божества к миру духов и к миру вообще: то еще более нужно знать отношения Его к человеку. Даже отношение верховного существа к миру человек узнает для того, чтобы лучше узнать, кто для него самого есть Бог. Бог явил любовь свою к человеку в различных видах. Самое первое отношение Его к человеку есть отношение Творца и Промыслителя. Творец создал человека совершенным. Промыслитель допустил первого человека до падения, но продолжает промышлять о роде человеческом. Вот первые действия любви Божией к человеку! Затем следуют действия Искупителя и Освятителя. В учении о творении человека должны быть решены следующие вопросы: что такое человек и как явился он? Откуда род человеческий? Откуда происходят души? С какими качествами был создан первый человек? § 121. Состав человека Св. писание различает в человеке две стороны – видимую и невидимую, душу и тело. Всего яснее состав человека показан таким в двух местах писания. Екклезиаст говорит: возвратится персть в землю, яко же бе, и дух возвратится к Богу, иже и даде его ( Еккл. 12:7 ), Спаситель поучает: не убайтеся от убивающих тело, души же не могущих убити ( Мф. 10:28 ). Как в том, так и в другом изречении показываются две части состава человеческого, разделяемые неодинаковой участью, – тленная персть или тело, подлежащее смерти и возвращающееся в землю – и душа или дух, неприкосновенный для переворотов земных. Ап. Павел в двух случаях ( 1Сол. 5:23 ; Евр. 4:12 ), по видимому, различает в человеке дух, душу и тело: но душою и духом означаются у него не две части человеческого состава, а две стороны жизни душевной. Под душою и в некоторых других местах писания ( 1Сол. 2:8 ; Фил. 2:30 ; Рим. 16:4 ; Лук. 6:9; 12:10 ) разумеется только низшая часть душевного организма, которою человек отличается от неодушевленной природы, но еще не возвышается над неразумным животным. Невидимое начало жизни человеческой называется в писании то душею – ψοχη, nefesch ( Иов. 13:14 ; Втор. 30: 2, 6:10 ; Мф. 10:28 ; Лук. 9:56 ; 1Кор. 6:20 ; Иак. 2:26; 5:20 ; Евр. 10:39; 13:17 ; Деян. 20:10 ), то духом πνενμα, ruach ( 1Кор. 2:11; 7:34 ; Лук. 9:55 ; Деян. 7:59 ; Быт. 45:27 ; Иов. 12:10 ; Езек. 37:10; Ис. 26:9 ; Прит. 25:28; 29:11 ). Дух, душа, по изображении писания, – существо личное ( Деян. 7:59 ; Рим. 8:10. 16 ; Иак. 12:21; 5:20 ), которое мыслит, чувствует, желает ( 1Кор. 2, 11: 6, 17 ; Фил. 1, 27 ; 1Петр. 1:9 ), существо духовное ( Ин. 10, 15 : Мф, 26, 36; 1Петр. З:19, 29), свободное ( Ис. 1:19, 20. 17 ; Мф. 19:17 ; 1Сол. 5:21 ), которое по своим свойствам противоположно веществу ( Мф. 10:28 ; Быт. 2:7 ) и произошло от Бога ( Быт. 2:7 , Зах. 19 Еккл. 12:7 , Иов. 33:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В общем, язык книги Иова составляет еще одну из ее загадок. Другая трудность связана с наличием в этом произведении комплекса внутренних противоречий, таких, к примеру, как несоответствие исторического «фона» книги ее содержанию. По множеству признаков описываемые в книге события разворачиваются в эпоху патриархов (от Авраама до переселения в Египет). Главные среди этих признаков — упоминание кеситы — металлического слитка, использовавшегося в качестве денежной меры (Иов 42:11), отсутствие священства (Иов. 1:5), древний способ письма вырезанием букв на камне (Иов. 19:23—24). В Септуагинте и церковно-славянской Библии содержится приписка к последним стихам книги Иова, взятая из «сирской книги». В ней Иов называется «пятым от Авраама» и отождествляется с Иовавом, царствовавшим в Эдеме во времена патриархов (Быт. 36:33).    С другой стороны, религиозно-этическая проблематика и литературный стиль книги ставят ее в один ряд с произведениями совсем другого периода — времени расцвета еврейской литературы и поэзии. Недаром она как в христианском, так и в иудейском каноне включена в один раздел с книгами, приписываемыми Давиду и Соломону (Притчи, Псалтырь, Песнь песней и др.), — в раздел, называемый «учительные книги» у христиан, кетубхим — у иудеев. Она не только обнаруживает близость с ними по дидактической своей форме и языку, но совершенно совпадает с ними в отдельных и характерных пунктах вероучения. Наблюдаются многочисленные параллели между этими книгами в учении о Премудрости Божией, участвующей в творении мира (Иов 28 — Прит. 8:9), о преисподней (Иов 26— Прит. 15:11) и загробной участи человека (Иов 7:9—10; Иов 14:2, 12 — Пс. 143:4, 145:4; Еккл. 3:19—20; Еккл. 12:7), о власти Божией над стихиями (Иов 38:8—11 — Пс. 103:9; Прит. 8:29) и т.п. Но наиболее очевидное сродство с произведениями, написанными в век Соломона и позже, проявляется в том, что в книге Иова полногласно звучит тема личной ответственности перед Богом и связанная с ней проблема мздовоздаяния — тема, чуждая эпохе патриархов и судей, но весьма часто встречающаяся, в той же постановке, что и в книге Иова, в учительных книгах и в книгах великих пророков. Подробнее об этом будет сказано в главе 4.    Лингвистический анализ текста не позволяет сколько-нибудь надежно утверждать, что книга Иова написана до Вавилонского плена, равно как и после него, в связи с чем сторонники допленного и послепленного происхождения книги вынуждены прибегать к косвенным и не слишком убедительным доводам для отстаивания своих позиций. Для первых главной опорой служит упоминание Иова пророком Иезекиилем в контексте, явно перекликающемся с речью Елифаза из книги Иова:     «...Если бы какая земля согрешила передо Мною, ...и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод,...     И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Я знаю, что мудрые мира сего склонны презирать тех, кто считает их безумцами, — но это истинно так: более мудрые этого мира являются и более безумными в Божьих очах, и чем более они упорствуют на своем пути, тем более они безрассудны. Когда Соломон стал вероотступником, он сказал впоследствии, что предал свое сердце безумию и глупости (Еккл.1:17; 2:12). И когда он обратился к тому, чтобы изучить, что же есть человек падший, он стал исследовать, что такое безумие, невежество и глупость (Еккл.7:25–29). Разве не сказано в Писании, что когда иудеи рассердились на Иисуса за то, что Он сделал доброе дело в субботу, их гнев проистекал от того, что они пришли в бешенство, (в английском оригинале — «безумие» — прим. ред.) (Лук.6:11)? Не говорит ли нам очень ясно также и апостол Павел о том времени в его жизни, когда он противился Христу, Евангелию и святым, что делал он это в состоянии наивысшей степени безумия? «…в чрезмерной против них ярости (в английском переводе — „безумии“ — от ред.), преследовал даже и в других городах» (Деян.26:11). Если эту ярость называть безумием, тогда как много людей в наши дни необходимо назвать такими же безумными, хотя они и считают себя трезвыми людьми? Они восстали против самих себя, положившись на свой собственный ум; они восстали против своего собственного счастья; они пригрели и вскормили василиска или ехидну на своей собственной груди. Они избрали для себя пути, на которых большими буквами начертано, что они ведут к смерти и проклятию, ибо «конец их путь к смерти» (Прит. 16:25). Они раздражаются, когда кто-то предпринимает усилия, чтобы вытащить их из греховного рва, и скорее предпочтут лежать и умирать там, чем идти к Богу через Христа ради того, чтобы спастись от грядущего на них гнева Божия. Да, они так безумны, что самого трезвого и здравомыслящего, самого богобоязненного, самого святого Человека называли бесноватым и безумным (Иоан. 10:20); более искреннего, чем они, и стремящегося к обретению вечной жизни, более духовного и более стремящегося привести к спасению других — они почитали безумствующим (Деян. 26:24). Не является ли все это признаком безумия, совершенного безумия? И, тем не менее, такими безумцами являются многие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Осуждая смех, писатель, очевидно, имеет в виду насмешку, которая возникает из превосходства и превозношения над другими, из зависти, тщеславия, гордости, осуждения, гнева и других греховных страстей. Добрый, чистый, открытый, не лукавый, радостный смех, который является выражением любви, непосредственной простоты и блаженной полноты райской жизни, Достоевский всячески восхваляет и ставит нам в пример для подражания. Смех и радость в Библии Притча о потерянной драхме Если мы обратимся к Священному Писанию, то увидим там те же два понимания смеха – отрицательное и положительное. Пример насмешливой реакции от недоверия мы встречаем в поведении Сарры, которая рассмеялась, когда Бог сказал, что она в своем преклонном возрасте станет матерью (Быт. 18: 12). Об издевательских насмешках иноплеменников по отношению к израильскому народу говорится в Пс. 79: 7, по отношению ко Христу – в Лк. 22: 63; Мк. 15: 17; Мф. 27: 28–29; Лк. 23: 11; Мк. 15: 29–32; Лк. 23: 36–39; Мф. 27: 42, где описываются издевательства над Господом во время Его осуждения и распятия. В книге Иова говорится о смехе как о выражении и проявлении земного человеческого благополучия и счастья: «Он [Бог. – Т.Б .] еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием» (Иов. 8: 21), – утешает один из друзей потерявшего все Иова. Премудрый Соломон рассуждает о праздном земном смехе и веселье с точки зрения его духовной пользы: «О смехе сказал я: “Безумие!”, а о веселье: “К чему оно?”» (Еккл. 2: 2). Он предпочитает человеческое горе такому безрассудному смеху: «Горести лучше смеха, печаль на лице – сердцу польза» (Еккл. 7: 3). Особое место в Ветхом Завете занимают смех и радость Самого Бога. Наш Бог – живой «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3: 6). Он не равнодушен к Своему творению, Своему народу, к каждому человеку. Он эмоционально отвечает, реагирует на отношение к Себе со стороны людей, в том числе и смехом. Согласно обетованиям пророков, Бог, с одной стороны, обязательно посмеется над Своими врагами и противниками: «Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы» (Пс. 58: 9; см. также Пс. 2: 4; Притч. 1: 26). Здесь смех является выражением торжества Божией справедливости над человеческой неправдой.

http://pravoslavie.ru/153880.html

29-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 85, гл. 17, ст. 12–19; Апостол к Колоссянам, зач. 257, гл. 3, ст. 4–11). 1) Пример Господа, повелевшего прокаженным показаться священ– > никам, учит нас повиноваться церковным уставам и служит указанием на прообраз устного исповедания грехов пред священником (ст. 14). 2) Напоминание слушателям о том, что никогда не следует судить о людях по наружности, ибо очень часто добрыми качествами души обладает такой человек, которого окружающие его люди считают неспособным к этому (ст. 16; Ин.7:24 ). 3) Обличение людей, которые помнят Бога только в нужде и забывают Его в благоприятных обстоятельствах (ст. 12–13, 18). 4) Оскорбляют Бога те люди, у которых сквернословие вошло в привычку (ст. 8; Мф.5:22, 12:36 ; Ефес.4:29 ; Иак.3:5–10 ; Пс.36:30 ; Притч.12:13, 17:20 ; Еккл.3:7 ; Сир.5:14, 28:29–30 ). Ваши уста принимают Кровь Господню. Можно ли осквернять их. Наши уста произносят молитву. Достойно ли сквернословить ими. Из нечистых уст неприемлема молитва. 5) Обличение людей, лживых языком (ст. 9 из Апостол, чтения). Что должно побуждать нас всегда говорить друг другу правду? Страх Божий, любовь к ближним, собственное благо ( Исх.20:16 ; Ефес.4:25 ; Притч.12:22 ; Сир.7:12, 13; 20:24–26 ). Нельзя говорить ложь даже в шутку. Следствия лжи: вред другим людям, нарушение уважения, согласия, спокойствия и довольствия, а для самых лжецов – потеря доверия и гнев Божий ( Пс.5:7 ; Прем.1:11 ). 6) Бегайте гнева! Да не зайдет солнце в гневе вашем. Не давайте гневу вырываться наружу. Когда загорается гнев – отвлекитесь, читайте молитву. Бойтесь гневных движений: они разжигают гнев. 30-я неделя по пятидесятнице (Евангелие см. 12-я неделя по Пятидесятнице; Апостол к Колосся-нам, зач. 258, гл. 3, ст. 12–16). 1) Наставление слушателям на основании слов Апостола о братской любви между собою и о взаимном прощении обид (ст. 12–16). См. неделю сыропустную. 2) К 16 стих. Старайтесь звать в храм ваших ближних. Не бойтесь говорить о Боге и Его правде забывшим Бога. Вы ответите за душу брата, если могли и не хотели удержать его от греха. Не стыдитесь исповедовать и проповедовать Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010