Это есть первый шаг к деятельной науке (жизни); ибо весь труд человека в устах его (Еккл 6, 7); нужно тебе постановления и наставления всех старцев принимать внимательным сердцем и как бы с немыми устами; и, прилежно сохраняя в своей груди, спеши лучше к выполнению их, нежели к научению других. Ибо от этого (учительства) происходит гибельное тщеславие; а от того (выполнения) произрастут плоды духовного знания. Итак, не осмеливайся ничего говорить при собеседовании старцев, разве только незнание, причиняющее вред, заставит тебя спросить что–нибудь или необходи- 522// мое познание, так как некоторые, увлекаясь любовью к пустой славе, для выказывания своей учености притворно спрашивают о том, что сами хорошо знают. Невозможно заслужить дар истинного знания тому, кто с намерением приобрести людскую похвалу занимается чтением. Ибо кто побежден этою страстью, тот обязательно будет связан и другими страстями, особенно гордостью, и таким образом пораженный в деятельном, нравственном отношении не достигнет духовного знания, которое рождается от деятельного. Итак, будь во всем скор на слышание и медлен на слова (Иак 1, 19), чтобы не пало на тебя замечание Соломона: видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него (Притч 29, 20). Не решайся учить кого–либо словами, если прежде ты не сделал делом. Держаться этого порядка научил нас Своим примером Господь наш, о Котором говорится: что Иисус делал, и чему учил от начала (Деян 1, 1). Итак, остерегайся, чтобы, прежде делания приступая к учительству, ты не оказался в числе тех, о которых в Евангелии Господь говорит Своим ученикам: все, что они (фарисеи) велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф 23, 3, 4). Ибо если кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном (Мф 5, 19); а кто, пренебрегая многими и большими (заповедями), возьмется учить других, тот должен считаться уже не малейшим в Царстве Небесном, а величайшим в муках геенны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Основное положение книги Екклезиаст — учение о суете (1—2 глл.) раскрыто подобным образом и в Притчах (13:11; 21:6; 31:30). Поведение мудрого и глупого, характеристика мудрости и глупости в обеих книгах вполне сходны. Общее направление мудрствования обеих книг вполне сходно. Даже многие частные советы и суждения дословно сходны, например о царе и царской власти (Притч.14­­ Еккл.4:15—16; Притч.16:10, 15; 19­­ Еккл.8:3—4; 5:8); о богатстве (Притч.22­­ Еккл.6:2); об увлечении женщинами и распутстве (Притч.5:18—22; 22­­ Еккл.7:26); о кроткой речи и ее значении в глазах гневного начальника (Еккл.9­­ Притч.16:13—14); об умных и глупых речах человека (Еккл.9­­ Притч.18:21—22); о чести глупых рабов (Еккл.10:6—7 ­­ Притч.19:10); о поспешных и необдуманных обетах (Еккл.5­­ Притч.29:25); о бессмертии и значении для него мудрости (Притч.12­­ Еккл.7:12). Мудрость есть источник силы (Еккл.7:19; 9­­ Притч.24:5); доброе имя лучше всяких вещественных благ (Еккл.7­­ Притч.22:1). Мудрость дороже золота и серебра и всякого богатства (Еккл.7:11—12 ­­ Притч.3:13—15). Она дает жизнь человеку (Еккл.7­­ Притч.12:28; 21:21). Мудрец владеет глазами и имеет свет, а глупец во тьме (Еккл.2­­ Притч.17:24). Распутная женщина — «силки» для неопытного мужчины (Еккл.7­­ Притч.7:23); кто роет яму другому, тот сам упадет в нее (Еккл.10­­ Притч.26:27). Есть сходство в словоупотреблении: слово — улица, площадь (Еккл.10­­ Притч.7:8; Песн.3:2-й более нигде в Библии не употребляется. Gesenius. Hebr. Handw. 842 s.); и — ленивый и леность (Еккл.10­­ Притч.6:6; 19:15; 31— также более нигде не употребляется. Gesenius. ibid. 651 s.); словосочетание — птица (Притч.1­­ Еккл.10:20), — обнимать (Еккл.3:5; 4­­ Притч.6:10; 24:33); — кротость, уступчивость (Еккл.10­­ Притч.14:30; 15:4); — сладость жизни (Еккл.2­­ Притч.19:10; Песн.7:7); и — (Еккл.7­­ Песн.1:З). Нельзя не привести, по этому поводу, резкого мнения ученого критического направления Нольдэкке: «стиль книги Екклезиаст полный страсти, независимость различных частей, выражение приточное и конкретное, напоминают поэзию Притчей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

В самом деле: в Книге Притчей немало говорится о мудрости царя, о правильном, справедливом и мудром управлении и собственным домом, и страной. Все это не могло не импонировать Екклесиасту: все, связанное с царской властью, с управлением, с тем, что сегодня мы назвали бы служебной этикой, было ему близко и понятно (Еккл 8:2–4). Впрочем, понимал он и другое: до тех пор, пока существует государство и его институты, настоящей справедливости в мире не будет, просто в силу ограничений самой государственной машины, которая не может быть иной, чем такой, какая она есть (Еккл 5:7), и многое зависит от конкретного человека, находящегося у власти (Еккл 5:8). И все же прочитанное не помогло Екклесиасту. Он не отрицает значения мудрости, не считает ее ненужной и бесполезной. Иногда она может даже помочь бедняку из низов стать царем — если очень повезет (Еккл 4:13–14). И все же в целом картина, которая предстала глазам Екклесиаста, оказалась вовсе не радостной, даже если смотреть на нее глазами мудреца. Впрочем, что касается мудрости, то она, по собственному признанию автора книги, осталась от него «далека» (Еккл 7:23–24). Да и точно ли искания человека идут ему на пользу (Еккл 7:29)? Правда, иногда мудрость может даже спасти город, вот только спасителя обычно быстро забывают (Еккл 9:13–15). Мудрость вообще лучше силы, но мудростью пренебрегают, а перед силой преклоняются (Еккл 9:16, 18). Иногда слова мудрых слышат лучше, чем крики властителей (Еккл 9:17), но власть все же остается в руках тех, кто ею обладает. Так зачем же нужна мудрость, что она может изменить в этом мире? Мудрость украшает человека, делает его более достойным (Еккл 8:1), но не дает ему силы изменить мир. Мудрый живет зрячим, а глупец — слепым (Еккл 2:13–14), но судьба у всех одна и конец один, а у сильных мира сего мудрость обычно не в чести; так зачем же тогда она нужна? Мудрость хороша, как украшение жизни, «с наследством» (Еккл 7:11–12): в таком случае она органично дополняет ту полноту, которая уже есть в наличии. Хорошо быть богатым, знатным и мудрым, тогда, при богатстве и знатности, мудрость не пропадет даром.

http://blog.predanie.ru/article/kniga-ek...

Вот что наблюдает проповедник: «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29). То есть изначально человек был праведен, а потом произошло грехопадение. Греховные помыслы стали настолько притягательными для людей, настолько опутали нас, что «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7: 20). Мы так или иначе умножаем зло. А ведь воздаяние за зло неизбежно, хотя и не всегда наступает мгновенно (см. Еккл. 8:11). «Задержка» воздаяния становится для грешной души стимулом к новым падениям. Это страшно, но если устрашиться грехов, убояться Бога (страх Божий считается признаком покаяния), то все может измениться к лучшему, «яко боящымся Бога поспешатся вся» (слав. перевод Еккл. 7:18 ). Человек, боящийся Бога, не станет рыть яму другому, он знает, что сам в нее попадет (см. Еккл. 10:8). Напротив, он будет помогать людям, не вдаваясь в расчеты о том, заслуживают ли они эту помощь: он пустит хлеб – плыть по воде (см. Еккл. 11:1). Надо делать добро сейчас, в преисподней уже ничего не изменишь, ничего не поделаешь (см. Еккл. 9:10). Поспешим делать добро, ведь мы не знаем, когда придет смерть. Будем помнить о смерти, и это научит нас добродетели. Мы видим, что в проповеди Екклезиаста есть покаянные чувства: страх Божий и печаль по Богу. Есть и память смертная. А само покаяние? Присутствует: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» (Еккл. 7:3) . Вот это покаянное сетование и печаль, сокрушение сердца, возводят Екклезиаста к мудрости. Екклезиаст смиряет свою душу, он понимает, что даже привилегированный социальный статус не дает ему самого главного. Нельзя сказать, что Екклезиасту просто смирять свою душу. Он сражается за смиренномудрие. Он упорно побуждает себя понять, что он всего лишь человек и умрет так же, как все люди, как все живые существа, – как животные, если уж говорить по большому счету. Екклезиаст в этом случае словно приравнивает себя к животному (см. Еккл. 3:19). Надо сказать, Екклезиаст не чувствует себя обладателем мудрости, он спрашивает: «Кто знает, что хорошо для человека?» (Еккл. 6:12). Он старается приобрести мудрость, но мудрость удаляется от него (см. Еккл. 7:23). Почему это? Мудрость не вещь, ее в карман не положишь, в любой момент из кармана не достанешь. Мы знаем, что Соломон просил у Бога единственно мудрости. Он получил ее, благодатную мудрость, и с нею все остальное приложилось. А в Екклезиасте что мы видим? В Екклезиасте мудрость – это дар Божий; человек мудрости не хозяин, но он доискивается ее – через смирение. В этом суть книги, это искание мудрости совершенно в духе святого царя Соломона.

http://pravoslavie.ru/58544.html

Третью речь ( Еккл.6:1–8 ) проповедник начинает развитием мысли, высказанной в предшествующей речи, что богатство – суета, потому что не сделает человека счастливым и показывает: а) что обладающий богатством, почетом, детьми и долголетием хуже выкидыша, если Бог не дарует ему силы пользоваться и наслаждаться всем этим ( Еккл.6:1–6 ). Следовательно, – выводит проповедник, – стремление к богатству суетно, тем более что пожелания глупого, который только и стремится к земным стяжаниям, ненасытимы, а между тем, человек не может ни считаться с Богом Всемогущим, который лучше знает, что ему нужно в немногие дни его суетной жизни, ни изменить Божественного порядка; причем мудрый, пользуясь тем, что у него есть, и сам наслаждается и Божественному порядку повинуется, не затевая ничего в будущем по тому простому расчету, что – кто ему скажет, что будет после него под солнцем ( Еккл.6:7–12 )? Из этого общего понятия проповедник выводит следующие частные наставления для устроения своего поведения, чтобы можно было быть счастливым своим настоящим среди этой суеты: а) презирая легкомысленные удовольствия глупцов, следовать строгой жизни мудрых ( Еккл.7:1–7 ), б) хладнокровно и с душевным спокойствием взирать на настоящее, в уме искать средств для земных стяжаний и считать и добрые и злые дни равно Божественным подаянием ( Еккл.7:8–14 ) и, наконец, в) при богобоязненности быть ровным в жизни ( Еккл.7:15–22 ). Такое мудрое поведение довольно редко встречается в жизни, и в стремлении к нему встречается много обольстительных пороков и искусительных мыслей; примеры этого проповедник показывает на себе, высказывая при этом: все это испытал я( Еккл.7:23–29 ). Но, оставляя эти препятствия, проповедник продолжает преподавать правила мудрого поведения: мудро поступает а) тот, кто, вследствие злоупотребления силы сильными, не доходит до возмущения, но выжидает времени ( Еккл.8:1–8 ); б) кто, при виде разных несообразностей, неправильных отношений и пр., питает убеждение, что Богобоязненным только будет добро, а безбожным только зло ( Еккл.8:9–13 ). Взгляд на суету, выражающуюся в том, что порочные пользуются иногда жребием добродетельных, приводит его опять к той же мысли, что счастье, благо для человека – наслаждаться плодами трудов своих как даром Божиим, это его доля ( Еккл.8:14–15 ). Этим оканчивается третья речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/u...

Перевод книги Притчей несомненно древний. Хотя в рассматриваемых списках Библейских язык её в своих формах представляется значительно изменённым, но встречаются многие слова и обороты речи, имеющие характер древности. Прит. 4:6. 13 . и иметс по т, 9. внцем же пнщномъ ( στεφν δ τρυφς); 6:27. надро – недро ( κλπος); 7:17. желтница – шафран ( κρκος); 8:16. велможа (мн. им. п.), 21. испълню блгыи – благ; 9:7. кажи ( παιδυων) злы; 10:4. 11:16. встанивыи – мужественный ( νδρεος); 10:9. препрость – просто ( πλς); 11:3. припрвъ (д.б. припьрвь) – удобный ( πρχειρος), 13. члкъ обоитникъ – двоязычный ( δγλωσσος); 12:23. утъкнетс клтва, 17:19. уткнетс блгыхъ – встретить клятвы, блага ( συναντσεται ρας, – γ αθος, тоже и 20:30.); 13:4. нетгъ – недеятельный, праздный ( εργος), 17. хдо – хитрый ( πανοργος); 15:5. подражае – ругается наставлению ( μυκτηρξει παιδεαν), 22. в срцахъ првающи – советных ( βουλευομνων); 18:4. вода въслеиле – исторгается (Ват. ναπηδει); 25:11. блоко злато на гривн ( ν ρμσκ σαρδου); 26:17. пашъ – хвост ( κρκος), 21. съжра – огнище (как Исх. 27:4. 5 . σχρα), 22. мккыи, 27. камы вм. мягкий, камень; 30:31. кокотъ ход въ кокошехъ – петух ( λκτωρ). Перевод книги Екклесиаста по языку представляется новее перевода Притчей. Впрочем, и в нём встречаются слова и обороты речи, в последствии вышедшие из употребления. Еккл. 1:2. 3. 2:9–11. 3:18 . въ всемь спшень своемъ, еже спшить – в труде, которым трудится ( ν μχθ, μοχθε); 2:16. забовныи вм. забвенный; 12:6. искса злана – νθμιον. В книге Притчей на поле не редко пишется ко, то есть, конец чтению паремии. В Острожском издании Библии удержан сей же самый текст, со многими его особенностями и даже ошибками. Притч. 8:29. 30 . егда же полагаше морю устрой его ( κριβασμν) бех к нему подобна ( μην πα ατ ρμζουσα); 25:18. не без греха, приб.; 26:7. отымет шествие его лестно и законопреступно, из уст безумных не ключится притча; 25. даяй вражду, по ркп., д.б. таяй ( κρπτων). Еккл. 1:4 . и заходит солнце, опущ.; 12:5. и разрушится всяк кипарис, ркп. вс капкарь ( διασκεδασθ). Но издатели сличали и исправляли текст с Греческим. Потому помянутые внесённые слова Прит. 1:11 ., также 3:6. 25:5. у них опущены, а опущения Притч. 10:28. 13:14. 18:7 . Еккл. 1:17. 3:2. 4:17 . восполнены; чтения по другим спискам Притч. 4:21. 8:1. 9 . исправлены по Ал. и Ват. 20:1. читается: невинно вино, и проклято есть пианство, и всяк ходяй буе, не будет премудр. – Еккл. 2:8 . ркп. створи поюща. мска пол и женска ( ποησ μοι δοντας κα δοσας), – Остр. сътворих же ми поющих и поющая; вм. стркало Прит. 26:3 . в Остр. остен; вм. пастхъ Еккл. 12:11 . пастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В третьей части Притчи Соломоновы, друзьями Езекии царя Иудейского собранные гл. 25 до 30 ( Притч.25–29 ) – где: Должность царя в рассуждении подданных, и сих в рассуждении царя; удаление от ссор. Притч.25 . Разные подобия, изображение лености. Притч.26 . О суетной надежде, о похвале самого себя, о явном обличении, о сытости. Притч.27 . О страхе, происходящем от худой совести; о наблюдении закона. Притч.28 . О презрении учения, о любви к премудрости, о правосудном царе, о человеке ласкателе. Притч.29 . В четвертой части Притчи под именем Агура, коего и самого Соломоном почитают – Притч.30 , где: Прошение Соломоново о трех ненасыщных, о трех скрытых, о трех землю движущих, о четырех кротких земли, и о трех добре шествующих. Притч.30 . В пятой части Притчи, под именем Самуиловым, или Соломоновым, от матери ему поднесенные – Притч.31 , где: Наставление царю, похвала и редкость жены тщательной. Притч.31 . VII. Места особливого примечания достойные Притч.1:10,20–33; 2:7,8; 3:3–7,11,12 ,27,33; 4:18,23,25; 6:21–23; 8:11,13,17; 9:7; 10:3,12,16,19,22,24,28; 11:2,7,15,20,23,28,30,31; 12:1,10,22; 13:12,24; 14:9,26,27,31,32,34; 15:8,15,16; 16:1–5,9,18,32,33; 17:5,13,15; 18:1,10; 19:5,17; 20:1,6,24; 21:1–3,12,13,27,31; 22:4,14,15,19,20; 23:17,26,29,30; 24:8,16,17,29; 27:1; 28:1,2,9,13, 20,26; 29:24,27; 30:7–9,17. § 26.О Екклесиасте I. Надписание У евреев надписывается, Когелет, а у греков ’Εκκλησιστης, Екклесиаст; означает же Когелет самого Соломона. Еккл.1:1; 12:9,10 , которой Когелетом назван или по своей премудрости, названной собирательницею, по привлечению или собиранию к ней как чужестранцев, так и единоземцев 3Цар.4:34 ; или потому, что он, созывая придворных вельмож и знатнейших из народа, учил премудрости Еккл.12:9 . 3Цар.10:8 ; или потому, что шатающихся людей желая привести к Богу и страху Его, написал сию книгу. Греческая надпись с еврейскою, по всему сходна; ибо Екклесиаст значит, собиратель и проповедник. II. Писатель Что Соломон сию книгу написал, видно из Еккл.1:1,12,16; 2:4–10; 12:9,10 . Сличи 3Цар.4:32 . Не без Божьего ж промысла пред прочими избран Соломон, для показания суеты во всех вещах века сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

«Горе тебе, земля, в нем же царь твой отрок», — говорит Соломон (Еккл.10:16). «Не будь скор в словах» (Притч.29:30), — слова того же Соломона, который говорит о скорости в словах, то есть о чем-то меньшем, нежели опрометчивость в делах. Кто же вопреки этому потребует поспешности предпочтительно безопасности и пользе? Кто возьмется, как глиняное какое-нибудь изделие, изготовляемое в один день, образовать защитника истины, который должен стоять с ангелами, славословить с архангелами, возносить жертвы на горний жертвенник, священнодействовать со Христом, воссозидать создание, восстановлять образ Божий, творить для горнего мира, и скажу более — быть богом и творить богами? Знаю, чьи мы служители, где сами поставлены, и куда готовим других. Знаю величие Божие, и человеческую немощь, а вместе и силу. «Небо высоко, земля же глубока» (Притч.25:3). И кто из низложенных грехом взойдет на небо? Кто, обложенный еще дольним мраком и грубой плотью, может целым умом ясно созерцать всецелый Ум, находясь среди непостоянного и видимого, вступить в общение с постоянным и невидимым? Даже из самых очищенных едва ли кто может видеть здесь хотя такой образ доброты, каково изображение солнца в водах. «Кто исчерпал горстью воду, и пядью измерил небо, и вместил в меру прах земли и взвесил на весах горы, и на чашах весовых холмы» (Ис.40:12)? «Где место покоя Его» (Ис.66:1), и чему из всего Он уподобится? Кто — сотворивший все словом, устроивший человека премудростью, соединивши разлученное, сочетавши плоть с духом, сложивший живое существо — видимое и невидимое, временное и вечное, земное и небесное, касающееся Бога, но не постигающее, приближающееся и далеко отстоящее? «Я сказал: «буду я мудрым», — говорит Соломон, — «но она», то есть, мудрость «далека от меня. Далеко то, что было» (Еккл.7:24-25). И действительно, «кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл.1:18). Он не столько радуется найденному, сколько скорбит о непостигнутом, как обыкновенно (представляю себе) случается с людьми, которых отвлекают от воды, прежде нежели они утолили жажду, или которые, надеясь что получить, не могут схватить того руками, или от которых мгновенно скрывается озарившее их блистание света.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

С ИМЕНАМИ ИХ: имена имъ И58 21 на месте τν κατανμησιν род. Б55 7 «место для поселения», «удел» (νμω в т. ч. «поселять»). Ср. νομα «имя». ОБЛАСТИ; в пер. в тви И58 23 в соот. с κλματα Б55 9 «ветви». Это ошибка Ко. В других кодексах есть κλματα «области». HA ВОСТОКЕ... НА ЮГЕ... HA СЕВЕРЕ – направление стран света указывается от Израиля; на месте πρς βορρν, как обычно, къ въстокоу И58 28 . Переводчик не заметил, что чуть выше къ въстокоу И58 26 было адекватным соответствием πρς νατολν B55 12 . См. комм. к И48 27 . И59 КЕЛЕСИРИЯ : коулии соури =Κολη Συρα «долинная Сирия» (κοιλς «долнна») – местность между горами Ливан и Антиливан. ЧЕРМНА: чермьна – перевод греч. названия реки Эритра: ’Ερυθρ «Красная». РЕКУ ГИОН: Γην; Это название в Библии соотносится со второй рекой Эдема (прочие реки рая: Фисон, Тигр и Евфрат): «она обтекает всю землю Куш» ( Быт. 2:13 ). По Септ и Острож, обходщи всю землю . Куш – земля потомков Хама, евр. наименование Эфиопии. Отсюда отождествление Гиона с Нилом. Связывают ее местонахождение и с долиной Сеннаар. РАГАВ... ВСЕХ ЛЕТ 330 И59 26 – см. комм. к И53 22 . И60 В ЧЕСТИ ПРИЗНАЛИ: въ ч с ти И60 5 в соот. с ες σβασμα Б58 4 . В Прем. 14:20 по Острож ба въм ниша. БОЛЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬНО: διεξοδικτερον зд. «более обстоятельно, более пространно» (διεξοδικς букв. «проходной», далее «обстоятельный, пространный»). Во Врем сходно И60 5 – передано букв. значение. В Лет крепчае ЛМ20об.. БЕЗЗАКОНИЕ: безакони на месте παρνοιαν вин. «безумие»; παρανομα «беззаконие» и παρνοια «безумие» постоянно взаимозаменяются в греч. кодексах по типу паронимической аттракции. В Лет также безакони . АФАНАСИЙ – далее до И64 почти без перерывов, с небольшими вставками от самого Амартола, из Нонноса и Феодорита, идут извлечения из Афан. Языч., главы 7–10, 15, 17–19, 23, 24. БЛАГИМ: блга И60 16 в соот. с εθ вин Б58 21 ; прил. εθς 3 скл. «прямой, искренний, без обмана»; смещение смысла в контексте библ. цитаты очень существенное. В Еккл. 7:29 (Септ εθ) противопоставлена прямота, искренность, полученные человеком от Бога при его создании, и ухищрения, «помыслы», отход от Бога всей последующей жизни человека. В Острож правымъ, то есть «прямым», в синод. пер. «правым», не совсем удачное для современного языка, воспринимаемое скорее как «невиновный». Афанасий (Языч. 7) приводит этот стих для подтверждения того, что душа человека придумала зло, пожелала темных дел. В таком контексте «прямота» из Еккл. 7:29 оказалась противопоставленной злу – тут автор Врем выигрывает против Афанасия, подогнав (случайно, взяв лишь ε от слова εθς) первый член противопоставления под второй: «человек сотворен благим – придумал зло».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, его разум хотя мог, по словам Премудрого, «пуститься в многие помыслы» ( Еккл.7:29 ), т. е. помыслы, рассеивающиеся по многим вещам, находящимся вне Бога, но пока удерживался от этого, сосредоточивая свои мысли на одном самом для себя важном, т. е. Боге. Так, далее, его сердце, хотя не чуждо было возможности допускать в себе чувственные беспорядочные влечения, но пока сохраняло свою чистоту и невинность, почему и не было в первых людях причины для стыда, несмотря на то, что они были наги ( Быт.2:25 ). Наконец, и воля первого человека, хотя не чужда была возможности уклониться от воли Божией, но пока с детской покорностью повиновалась всем Божественным внушениям и наставлениям, являясь правой в отношении к Богу ( Еккл.7:29 ). Но, находясь в таком состоянии, первый человек, понятно, был только в начале пути к своей цели, а не вблизи ее. От него требовалось не кратковременное только, а постоянное и неуклонное стремление к Богу, стремление до духовно-нравственного уподобления Ему через утверждение свое в добре или приобретение святости, что могло и должно было быть достигнуто не иначе, как путем испытания и подвига и повод чему представлен был Самим Богом в данной человеку заповеди. Тем не менее состояние первых людей, при чувстве их своей близости и правоты в отношении к Богу, при чувстве в себе гармонического соотношения и действования своих духовных и телесных сил, а также при чувстве совне со стороны видимой природы самого благоприятного, ничем вредным и разрушительным для тела не угрожающего положения, было состоянием самого возвышенного довольства или блаженства. И это блаженное состояние первых людей имело еще более увеличиться и сделаться их всегдашним достоянием, только бы они устояли в выполнении заповеди Божией и через это навсегда утвердились в добре и повиновении Богу. §57. Учение церковно-отеческое Так учили о первобытном состоянии человека, а также о соответствующем ему промыщлении Божием и древние Отцы и Учителя Церкви. По изображению их, первый человек – это начертание Божие, быв образован святыми и чистыми руками Божиими, явился тотчас по создании отличнейшим и превосходнейшим существом 690 , существом, обладающим ничем не поврежденным, вполне здоровым 691 и при некоторых условиях способным к бессмертию телом 692 , а также непорочной 693 , безгрешной 694 и восприимчивой к добру душой 695 , а потому вполне способной для нравственного уподобления Богу и вечной жизни в благодатном с Ним единении 696 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010