Мертвые в загробном мире могут слышать благовестие ( 1Пет.4:6 ), понимать проповедь ( 1Пет.3:18–20 ) и вообще сохраняют полную разумную самобытность: " Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» ( Откр.6:9–11 ). «Увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса» ( Откр.20:4 ). Итак, ясно, что все Писание совершенно согласно научает, что душа отличается от тела и что она безусловно не умирает, когда разлучается с телом, но сохраняет разумность и сознание. Адвентисты утверждают, что бессмертие души выдумал диавол, что душа не отличается от тела, но есть кровь человеческого организма, и когда умирает человек, то разумность его, помышления его, сознательность его и вообще вся жизнь совершенно прекращаются. Это явно противно Божию слову, хранящемуся в Церкви. Посему должно спрашивать сектантов: 1) Что вы за христиане, что отвергаете научение Писания ветхозаветного и новозаветного о бессмертии души? 2) Мы, христиане, приступили к горе Сиону, ко граду Бога живого ( Евр.12:22–23 ), а вы к чему приступили? К самим себе, или прогнившим трупам своих главарей? 3) Была ли у Христа душа? Умерла ли она? Если умерла, то что такое снисходило во ад и проповедало «духам» ( 1Пет.3:18–20; 4:6 ), чтобы они «жили по Богу»? Разбор возражений сектантов: Сектанты говорят: Душа – кровь: Втор.12:23 : душу можно есть. Православный ответ: Это душа животного, его жизнь – кровь. Человек создан не так, как животные: Быт.2:7 ; ср. Быт.1:20,24 . Сектанты говорят: Еккл.9:2,5,9 : после смерти нет никакой жизни. Православный ответ: В книге Екклезиаста изложены мнения двух лиц: безбожника и верующего. Суждения безбожника изложены в приводимой 9 гл. Еккл., но так Соломон не учит, но он верит в загробную жизнь, как и говорит в той же книге: Еккл.12:5, 7 , и о суде загробном Еккл.12:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Материальное Б. добродетелью, наилучшим благом или целью жизни человека не является: Бог «не предпочитает богатого бедному... все они - дело рук Его» (Иов 34. 19; ср.: Притч 22. 2). Земное Б. преходяще: «гибнет... от несчастных случаев» (Еккл. 5. 13; ср.: Пс 38. 7; Притч 23. 5); ограниченно: нельзя, напр., приобрести с помощью Б. избавление от смерти (Пс 48. 7-10), любовь (Песн 8. 7), оно бесполезно для человека после смерти («...где оставите богатство ваше?» - Ис 10. 3). Более того, Б., даже нажитое честным трудом, таит в себе большую опасность: злоупотребление им ведет к несправедливости, нравственным падениям, в конечном счете отвращает человека от Бога, ввергает в идолопоклонство (3 Цар 11. 1-8; 21. 1-26; Пс 51. 9). Б., приобретенное неправедно, «лживым языком» (Притч 21. 6), не является Божиим даром, поэтому не идет на пользу человеку. Приобретающий Б. неправдой не может и считаться богатым, ибо все равно Божия справедливость восторжествует: «ложится спать богачом и таким не встанет» (Иов 27.19), «он оставит его (богатство.- Авт.) на половине дней своих и глупцом останется при конце своем» (Иер 17. 11). И на долю богобоязненных людей выпадают бедность и несчастья (Иов 1. 1-3, 13-19; 2. 7; Еккл 7. 15; 8. 14), так что материальное Б. предстает ценностью низшей, временной, несущественной (Еккл 5. 12-16; 6. 7). Поэтому ВЗ призывает человека не уповать на земное Б.: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство» (Притч 23. 4), «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца» (Пс 61. 11), «кто любит богатство, тому нет пользы от того... это - суета» (Еккл 5. 9). Против злоупотребления материальным Б. направлены мн. Божественные установления ВЗ, к-рые предостерегают от воровства, алчности и зависти (Исх 20. 15, 17), запрещают ростовщичество среди соплеменников (Исх 22. 25; Лев 25. 36-37; Втор 23. 19-20), выдвигают ограничения, в т. ч. и препятствующие накоплению избыточного Б., напр. запрет на сбор остатков урожая, дабы ими могли питаться бедные и странники (Лев 19. 9-10; Втор 24. 19-22; ср.: Руфь 2. 4-16), предписывают давать взаймы бедным (Втор 15. 7-11), прощать долги в 7-й год (Втор 15. 1-4), милостиво относиться к рабам (Втор 15. 12-14, 18) и т. д. Пророки обличают грехи разбогатевших: чрезмерные накопления, развращающие человека (Ис 5. 11-14; Иер 5. 26-28; Ам 8. 4-7); притеснение бедных («горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места...» - Ис 5. 8; ср.: Иез 22. 29; Мих 2. 2); восхваление Б. (Иер 9. 23). Ветхозаветный идеал отношения к Б. выражен в прошении праведника к Богу в Книге Притчей Соломоновых: «...нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя... и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30. 8-9).

http://pravenc.ru/text/149445.html

Еккл.2:4 . Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, Увеличил я дела свои и пр. Увеличивает дела свои тот, кто по образу Творца возносится к горнему и созидает дома, дабы Отец, и Сын, и Дух Святый пришли и обитали в них, – и насаждает виноградники, к которым бы Иисус привязывал ослицу свою. Еккл.2:5 . устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; Сделал себе сады и огороды: насадил в них всякое дерево плодовитое. В доме богатого есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные. Для некоторых не совсем здоровых и слабых делаются и огороды, ибо кто нездоров, тот питается овощами ( Рим.14:2 ); насаждаются деревья, – не все «плодовитые», как стоит в латинских списках, но все «плоды», то есть деревья различных плодов и сортов, так как в церкви дары благодати различны, и один есть глаз, другой – рука, иной – нога, и менее совершенным из членов мы оказываем большее попечение ( 1Кор.12:24 ). Между этими плодовитыми деревьями первое место, думаю, занимает древо жизни, которое есть мудрость. Ибо, если оно не посажено в средине, то засохнут и прочие деревья. Еккл.2:6 . сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья Устроил себе водоемы для орошения из них рощей и растущих деревьев. Деревья рощей, деревья лесов, которые неплодовиты, не приносят плодов, питаются не небесным дождем, не водами, падающими сверху, а теми, которые собираются в водоемы из ручьев. Ибо равнинный и низменный Египет, как овощной огород, орошается водами земными и идущими из Эфиопии, а земля обетованная, как страна гористая и возвышенная, ожидает дождя раннего и позднего с неба. Еккл.2:7 . приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; Накупил слуг и служанок; и домочадцы были у меня, и имение вьючного скота и овец многое было у меня. Если и теперь, как и выше, в Екклезиасте мы хотим видеть образ Христа, то под рабами можем разуметь тех, кои имеют в рабстве дух страха и более желают духовного, чем обладают им; под служанками можем разуметь те души, кои еще преданы телу и земле; а под домочадцами тех, кои, хотя находятся в церкви и превосходят указанных рабов и служанок, но еще не одарены от Господа свободою и благородством. В имении Екклезиаста есть и иные члены, деятельностью и простотою своею уподобляющиеся волам и овцам: они, не имея разумения и знания Писаний, хотя и трудятся в церкви, но еще не достигли того, чтобы заслужить человеческое достоинство и возвыситься до образа Творца. Тщательно заметь, что относительно слуг, служанок и домочадцев не прибавляется, что их было много, а о волах и овцах говорится: «имение вьючного скота и овец многое было у меня». Ибо в церкви более скота, чем людей, более овец, чем слуг, служанок и домочадцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Из откровения Господня Соломон также знал, что большая часть его труда достанется Иеровоаму, вполне неизвестному, чужому и даже враждебному человеку… По указанным мотивам понятна скорбь Екклезиаста-Соломона. г) Довольно ясно указывают на Соломона, его эпоху и душевное настроение, часто высказываемые Екклезиастом следующие советы: «нашел я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы, добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею» (Еккл.7:26). Собственное падение через женщин слышится в этом наблюдении Соломона. Еще: «слово царское храни, ради клятвы пред Богом. Где слово царя, там власть, и кто скажет ему: что ты делаешь? (8:2—4). Если увидишь в какой стране притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся (или точнее: не смущайся, не теряйся), потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еше высший. Превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране (5:7—8). Поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба, злословящего тебя — господина (7:21). Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему… Не скоро совершается суд над худыми делами… но… хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога» (Еккл.8:9—12). Общий вывод: «даже и в мыслях твоих не злословь царя… потому что птица небесная может перенест слово твое и крылатая перенесть речь твою» (Еккл.10:20). — Все изложенные советы и наблюдения суть точные снимки с периода правления Соломона, множества чиновников и правителей, жадных и несправедливых, народного недовольства ими и царем, — и отражают желание Соломона убедить народ оставаться верным ему и его роду. Предсмертная прощальная когелетная речь Соломона в них очень ясно отразилась!    4) Заметно очень значительное сходство книги Екклезиаст с другими писаниями Соломона: Притчами и Песнью Песней. Например, описание мудрости и глупости, мудрого и глупого человека в их взаимном разностороннем противоположении, можно сказать, наполняют Притчи и Екклезиаст, в отличие от всех других ветхозаветных книг, причем в этих изображениях много дословного сходства между обеими книгами (напр., Бог дает мудрость и разум - Еккл.2­­ Притч.2:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Раши отмечал, что нельзя дерзить пред Богом, св. Григорий Нисский – что нельзя, богословски, дерзить пред Богом. Придержи слово, не износи его пред лицем Божиим. Блж. Иероним говорит согласно со св. Григорием Нисским «Этим внушается то, чтобы мы ни словом, ни мыслию не размышляли о Боге больше, чем сколько можно, но сознавали слабость свою, – что насколько отстоит небо от земли, настолько наша мысль далека от естества Его, и что поэтому слова наши должны быть сдержаны… желающий размышлять о Божестве слишком много впадает в неразумие» 5, 1–2.6]. Что касается сновидений, блж. Иероним, ссылаясь на еврейских толкователей, разъясняет так: «Когда во время ночного покоя будут представляться тебе различные видения, душа будет возмущаться различными страхами или волноваться мечтами: ты презирай эти сонные видения и только одного Бога бойся. Ибо кто будет верить сновидениям, тот предаст себя суетам и непотребствам» [там же]. Св. Григорий Двоеслов указывает шесть причин, от которых бывают сновидения. Среди этих причин есть такая – размышление и наваждение вместе: «Опять, если бы сны не происходили иногда от размышления и наваждения, то не сказал бы премудрый муж: приходит соние во множестве попечения ( Еккл. 5:2 )» кн. 4, гл. 48]. Скоропалительные обеты Философ порицает многословие и особенно праздные слова пред Богом. Не спеши произнести слово пред Богом. Обещания, обеты и клятвы, произнесённые впустую пред Богом, – нет ничего хуже! Еккл. 5:3 Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Еккл. 5:4 Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Еккл. 5:5 Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом (Божиим): «это – ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твоё и разрушил дело рук твоих? Обещающий Богу и не исполняющий – глупец, а Бог не благоволит к глупым . Зачем заниматься глупостями?! Мудрый человек не скоро будет давать обет Богу , а уж если дал, то спеши исполнить! Нет ничего хуже, как не держать слово. Такой человек ни к чему не надёжен. Скорые обеты и к тому же неисполненные – признак глупости и пустоты. Иисус говорит: Не клянись вовсе (или всяко)… Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф. 5:37 ). Христу, воплощённой Премудрости, крайне неприятна пустая болтовня многословов. Замечено – чем больше человек клянётся, тем больше врёт, чем больше обещает, тем меньше делает. Человек, говорящий правду и имеющий намерение исполнить сказанное, меньше всего прибегает к клятвам и обетам. Он просто делает.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

6 . Итак, хлеб и вино (в Евхаристии) не разумей простыми, ибо Тело суть и Кровь Христовы, по изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет это, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился Тела и Крови Христовых. 7 . И объясняет тебе Давид сего (Таинства) силу, говоря: Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих ( Пс.22:5 ). А слова его означают сие: прежде Твоего пришествия трапезу человекам бесы уготовляли, нечистую и скверную (см. Мал.1:7 ), исполненную диавольской силы; но по Твоем пришествии, о Владыко! Ты приготовил предо мною трапезу. Когда человек говорит Богу: уготовал еси предо мною трапезу, – что иное значит, если не таинственную и мысленную трапезу, которую Бог нам уготовал сопротив, то есть из противного противную и сопротив бесов? И весьма справедливо. Ибо та общение имела с демонами, а эта – общение с Богом. Умастил елеем голову мою ( Пс.22:5 ). Елеем умастил твою главу на челе, через печать, которую ты имеешь от Бога, чтобы ты был образом печати с надписью «Святыня Господня» ( Исх.28:36 ). Чаша моя преисполнена ( Пс.22:5 ). Видишь ли, что здесь говорится о той чаше, которую взял Иисус в руки, благодарил и сказал: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:28 ). 8 . Почему и Соломон, об этой гадательствуя благодати, в Екклесиасте говорит: иди, ешь с весельем хлеб твой ( Еккл.9:7 ) (то есть духовный хлеб. И через слово прииди именует спасительное и блаженнотворное призывание). И пей в радости сердца вино твое, т.е. вино духовное. И да не оскудевает елей на голове твоей ( Еккл.9:8 ) (видишь ли, как и таинственное назнаменовал Миропомазание?). Да будут во всякое время одежды твои светлы, ибо Бог благоволит к делам твоим ( Еккл.9:7–8 ). Ибо прежде, чем приступил ты к благодати, суета сует ( Еккл.1:2 ) были дела твои. Когда же совлекся ты ветхих одежд и облекся духовно в белые, то надлежит во всякое время носить белое. Совсем не то мы говорим, что якобы тебе надлежит во всякое время облачаться в белые одежды, но в белые в истинном смысле и светлые (т.е. духовные) нужно тебе одеваться, чтобы говорил ты с блаженным Исаией: возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня ( Ис.61:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Автор книги Екклезиаста (Соломон) представляет мироустройство как череду бесконечно повторяемых событий: «Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои» ( Еккл.1:6 ). Соответственно и человеческое существование — это неизбежная смена одного состояния, положения — другим. Екклезиаст видит проявление мудрости в том, чтобы спокойно принимать все происходящее, зная, что всему придет свой час: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» ( Еккл.3:1 ). Жизнь сменяется смертью, печаль — радостью, любовь — ненавистью, война — миром. Мудрый поступает так, как того требуют обстоятельства, зная, что есть «время разбрасывать камни, и время собирать камни» ( Еккл.3:5 ). Девять антитетических пар, раскрывающих тезис «всему свое время», содержат обозначения действий и состояний, из которых складывается обыденная жизнь: «Время насаждать, и время вырывать посаженное… время разрушать, и время строить… время раздирать, и время сшивать…» ( Еккл.3:2-3, 7 ). Возможно, «собирание и разбрасывание камней» имеет такой же житейский подтекст. Подобные действия упоминаются в Б ., так, в книге пророка Исайи, Израиль сравнивается с виноградником: Господь «обнес его оградою, и очистил от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы…» ( Ис.62:10 ). Желая же лишить землю плодородия, поступают противоположным образом: израильский царь Иорам, выступив против моавитян, не только разрушил укрепления врага, но воины его «на всякий лучший участок в поле бросили каждый по камню, и закидали его; и все протоки вод запрудили, и все деревья лучшие срубили, так что оставались только каменья…» ( 4Цар.3:25 ; ср. ст. 19). Всевидящее око ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО Иносказательная характеристика человека, от проницательности которого нельзя укрыться; нередко содержит ироническую оценку любопытствующего, излишне осведомленного о делах окружающих. В христианской символике (в русской иконографии XVIII в.) изображение ока Господня (глаза в треугольнике) служит знаком всеведения и всеприсутствия Господа.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Глава 12 1–8. Последнее увещание Екклезиаста. 9. Эпилог книги. Два главнейших условия человеческого счастья – делание добра и здоровое наслаждение жизнью возможны лишь тогда, когда соединяются с религиозным настроением, с чувством полной преданности Богу. Вне религиозного настроения наслаждение жизнью неизбежно принимает извращенный вид и приводит в конце концов к тяжелому разочарованию; точно также и нравственная деятельность человека теряет свою разумность, свою цель, как скоро в явлениях мира и жизни человек ничего не видит, кроме действия слепого случая. Вот почему Екклезиаст в своем последнем увещании призывает читателя к постоянному памятованию о Боге, как Творце мира, как Первопричины всего существующего, к памятованию в течение всей жизни, а не в пору лишь старости, когда и душа и тело ощущают уже быстрое наступление вечной ночи – смерти. Еккл.12:1 .  И по­мни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не при­шли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удоволь­ствия в них!» Доколе не пришли тяжелые дни, буквально: «дни зла», не дни загробного существования, как в Еккл 11.8 , а дни старости, дни физического и психического упадка. Еккл.12:2 .  доколе не по­меркли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. Наступление мрака и туч, т. е. зимы, – образ не самой смерти, а ее предвестницы – старости. Еккл.12:3 .  В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнут­ся мужи силы; и пере­станут молоть мелющие, по­тому что их немного осталось; и по­мрачат­ся смотрящие в окно; В этом и дальнейших стихах содержится образное описание старости. «Стерегущие дом» – руки, охраняющие человеческий организм от внешних опасностей. «Мужи силы» – ноги, силой мускулов поддерживающие туловище. «Мелющие» – зубы. «Смотрящие в окно» – глаза. Еккл.12:4 .  и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вста­вать человек по крику петуха и замолкнут дщери пе­ния; «Двери на улицу» – по мнению одних, уста, по мнению других – уши. Первое вернее (ср. Иов 41.6 : «кто может отворить двери лица его? (т. е. левиафана) круг зубов его ужас!»). «Жернов» – челюсти и зубы. «Будет вставать по крику петуха», т. е. страдать бессонницей. «Замолкнут дщери пения», т. е. ослабеет голос.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еккл.12:5 .  и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рас­сыплет­ся каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; – «Высоты будут им страшны», т. е. недоступны. «И на дороге ужасы», т. е. трудности и опасности, как действительные, так и воображаемые. «Зацветет миндаль», своим белым цветом на обнаженных ветвях зимою символизирующий старость. «Отяжелеет кузнечик», т. е. потеряет свою гибкость и подвижность туловище, спина. «И рассыплется каперс», т. е. не будет оказывать действия кипарис, ягоды и почки которого употреблялись на востоке, как возбуждающее средство. «Вечный дом», т. е. гроб (ср. Тов 3.9 ). Еккл.12:6 .  доколе не по­рвалась серебряная цепочка, и не разо­рвалась золотая по­вязка, и не раз­бил­ся кув­шин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. Образно описывается самая смерть. «Порвалась серебряная цепочка и разбилась золотая чашечка» (в русской Библии неправильно – повязка; еврейское слово означает предмет круглой формы, чашечку для елея, как Зах 4.2 ), т. е. порвалась нить жизни, не стало источника света и тепла; жизнь погасла. Следующие два образа дают другой символ смерти, именно: ломается колесо над колодцем и разбивается бадья у источника. Оба образа означают, вероятно, прекращение деятельности сердца, кровообращения и дыхания. Еккл.12:7 .  И воз­вратит­ся прах в землю, чем он и был; а дух воз­вратит­ся к Богу, Который дал его. Тело и дух возвращаются к своему первоисточнику: тело возвращается в прах, каким оно и было (ср. Быт 3.19 ; Пс 103.29 ), а дух возвращается к Богу, Который дал его. Это возвращение к Богу нельзя понимать в смысле уничтожения личного, самостоятельного существования духа, так как Екклезиаст ясно говорит о личном существовании человека и за гробом. Если в Еккл.3 он ставит скептический вопрос, имеет ли человек преимущество перед скотом, и восходит ли дух его вверх, то здесь на оба вопроса дается утвердительный ответ и, следовательно, признается продолжение личного существования человека и после смерти. Но, подобно другим священным мудрецам, Екклезиаст не мог представить более или менее полной жизни вне связи с телом, он не знал новозаветного учения о воскресении из мертвых и, потому, не мог возвыситься над обычным представлением о шеоле; он был еще далек от сознательной веры в блаженное состояние душ в общении с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 1 Само состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон, прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21). Вот что говорится о хорошем сне: «Бог послал царю крепкий сон, этот добрый дар, от века ниспосылаемый Им и в нощи и во дни всем, кому Он хочет» (3 Мак. 5: 6). На то, каков сон, оказывает влияние жизнь человека: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Еккл. 5: 11); также и в другом месте говорится: «Здоровый сон бывает при умеренности желудка» (Сир. 32: 22). Есть указания на то, что Бог использует сон людей или его отсутствие. Так, чтобы Давид мог выскользнуть из окружения, на Саула и всех, кто был с ним, напал «сон от Господа» (1 Цар. 26: 12); напротив, чтобы привести на память царю Артаксерксу благодеяние праведного Мардохея, «Господь отнял сон от царя» (Есф. 6: 1). Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» (Еккл. 5: 6). Это относится к обычным сновидениям. Но в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях. Сон Иакова Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6); видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12); посредством сна Бог вразумил Лавана (см.: Быт. 31: 24); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6–9), он же давал толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40), а затем и фараона (см.: Быт. 41: 15–32); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13); «в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (3 Цар. 3: 5); пророк Даниил толковал вещий сон Навуходоносора (см.: Дан. 2) и сам видел во сне «пророческие видения» (Дан. 7: 1).

http://pravoslavie.ru/4305.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010