Стих 1. Непорочен и справедлив. 2 . Непорочность и справедливость Иова. И то и другое необходимо и важно. Ибо некоторые столь просты, что пренебрегают справедливым. Они потому оставляют непорочность истинной простоты, что не устремляются к добродетели справедливости. Ибо поскольку они не знают, как посредством справедливости быть осмотрительными, они никоим образом не могут пребывать из-за простоты невинными. Так Павел увещевал своих учеников, говоря: «Желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло» ( Рим. 16:19 ). Подобно и в другом месте сказано : «Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы» ( 1Кор. 14:20 ). Также Сама Истина говорит своим ученикам: «Будьте мудры, как змии и просты, как голуби» ( Мф. 10:16 ). В наставлении по необходимости сочетается как одно, так и другое: хитрость змея, которая умудряет голубиную простоту, и простота голубя, которая умеряет змеиное лукавство. Равным образом, Дух Святой в явлении Своем людям открылся не только в виде голубя, но так же был подобным огню ( Мф. 3:11, 16 ). Под образом голубя, конечно же, подразумевается простота, а под видом огня ревность. Итак, Он показался голубем и огнем, потому что все исполненные Им так покоряются кротости простоты, что возгораются против беззаконий грешников ревностью справедливости. Далее следует: 3 Стих 1. Был богобоязнен и удалялся от зла. 3 . Что значит бояться Бога? Добро , смешанное со злом, отвергается. Бояться Бога означает то, чтобы всякое доброе дело, которое необходимо совершить, не оставлять без должного внимания. Об этом говорил еще Соломон: «Кто Бога чтит, тот ничем не пренебрегает» ( Еккл. 7:19 ). Но многие хотя и делают нечто хорошее, все же запинаются, хоть и весьма редко, некоторыми прегрешениями, вследствие чего Иов верно именуется боящимся Бога и удаляющимся от зла. Ибо сказано: «Уклоняйся от зла и делай добро» ( Пс. 36:27 ). Бог не принимает добрых дел, которые пред очами Его осквернены были примесью злого. Ибо премудрый Соломон говорил: «Кто согрешит в одном, тот погубит много доброго» ( Еккл. 9:18 ). И Иаков свидетельствует об этом, говоря: «Кто соблюдает весь Закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак. 2:10 ). О том же пишет Павел: «Малая закваска квасит все тесто» ( 1Кор. 5:6 ). Итак, блажен Иов, поскольку указано, насколько он был чист в добре, и искусно показывается, насколько он был чужд злу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Поддавшись соблазнам страсти греха, он ведет себя к болезням, неустройствам бытия: будут есть и не насытятся; будут блудить и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их ( Ос.4:10: 11 ). Святые отцы указывают: причины греха, поводы к нему нижеследующие – вино, жены, богатство, здравие (излишнее) тела, власть и почести. Соблазн сначала может быть и незаметен; но когда он разовьется и усилится в человеке, тогда возобладает над ним и может поставить на край погибели. Иногда искушение соблазна действует весьма быстро, не давая человеку опомниться или одуматься: мгновенно омрачает ум, изменяет расположение сердца: но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью ( Иак.1:14 ). Собственно, источник искушений один – падшее естество человека. Если б естество не находилось в состоянии падения, то зло не возникало бы в человеке, соблазны мира не имели бы на него никакого влияния. Люди не восставали бы друг против друга, а падшие духи не имели бы повода и права приближаться к ним 172 . Все материальное конечно, кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того ( Еккл.5:9 ). Попав в сети греха, стремясь увеличить дозу удовольствий, человек сталкивается с духовной пустотой. Невозможно конечному заполнить бесконечное, то есть душу: все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается ( Еккл.6:7 ). Удовольствия и соблазны посланы человеку для выявления в нем склонности ко греху: горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам ( Мф.18:7 ). Как Господь старается спасти человека, так дьявол – погубить. Нравственное бедствие от соблазнов есть попущение Божие, и особенно широко распространяются соблазны в последние времена. Научная теория. Основатель австрийской экономической школы Карл Менгер (1840–1921) считал, что ценность имеет субъективный характер и не существует вне сознания человека, а труд, затраченный на производство блага, не является ни источником, ни мерилом его ценности.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

Андрей Чичигин 24 июня 2016, 09:09 " И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. " (Быт.2:7) Если " душа " возникает (начинает быть) в момент когда Бог " вдунул " " дыхания жизни " в " прах " в форме тела, то не логично, что при разлуки дыхания жизни и тела, душа исчезает (перестаёт быть)? " Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь. " (Иов.33:4) " Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости " .(Еккл.9:10) " потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! " (Еккл.3:19) Darina 23 июня 2016, 21:34 Кровь человека (и животных) постоянно обновляется, вызревая из клеток-предшественниц – стволовых клеток. Место нахождения стволовых клеток – костный мозг. Наиболее активное кроветворение происходит в плоских костях, в т.ч. в ребрах. Так что выбор кости для сотворения жены может иметь значение, отличное от фольклорного «объяснения». Хорошо бы этот интереснейший вопрос и вопрос о душе и крови осветил еще и верующий гематолог. С выбором консультанта, мне кажется, мог бы помочь отец Андрей (Битюков), настоятель храма при Институте детской гематологии. Интервью с о.Андреем публиковалось на Православие.ru 18.09.2015. Владислав 23 июня 2016, 15:45 Иван, Вы правильно заметили, что значение ивритских слов со смыслом " душа " нераскрыто, поэтому некоторые утверждения статьи как бы повисают. Но в одной из лекций Солодков как раз и говорит, что одно из этих слов применяется только по отношению к животным, в том числе и в книге Левит в 17 главе 14 стихе. Насчет крови Авеля, согласно толкованиям святых отцов на книгу Бытия, она вопиет также, как и вопили к Богу грехи строителей Вавилонской башни. Или как вопиет плата, удержанная у работников. (Смотрите послание от Иакова 5:4).

http://pravoslavie.ru/94542.html

2. Отвергнем же плотские мудрования. А какие – плотские? Те, которые утучняют и услаждают тело, но причиняют вред душе, каковы например: богатство, роскошь, слава, любовь плотская; всё это относится к плоти. Не будем же любить приращение богатства, но будем всегда искать бедности; она – вели­кое благо. Но, скажешь, она делает человека уничиженным и жалким? Это нам и нужно, потому что приносит нам вели­кую пользу. " Нищета, – говорит Премудрый, – смиряет мужа» ( Притч.10:4 ); также Христос (говорит): «блаженны нищие духом...» ( Мф.5:3 ). О том ли ты скорбишь, что стоишь на пути, ведущем к добродетели? Разве ты не знаешь, что она (бедность) доставляет нам великое дерзновение? Но, скажешь, «мудрость бедняка пренебрегается» ( Еккл.9:16 ); и в другом месте сказано: «нищеты и богатства не давай мне» ( Притч.30:8 ); и ещё: изьми меня из «горнила страдания» ( Ис.48:10 ), Может ли быть злом, бедность или богатство, если «бедность и богатство – от Господа» ( Сир.11:14 )? Почему же так сказано? Это было сказано в ветхом завете, когда богатство считалось весьма важным, а бед­ность была презираема, одно было проклятием, а другое – благословением. А теперь не так. Хочешь ли слышать похвалу бед­ности? Её переносил Христос: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф.8:20 ); также ученикам Он говорил: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои» ( Мф.10:9 ). И Павел говорит в послании: «мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор.6:10 ). И Пётр сказал хромому от рождения: «серебра и золота нет у меня» ( Деян.3:6 ). И в самом ветхом завете, – когда удивлялись богатству, – кто, скажи мне были чудные мужи? Не Илия ли, не имевший ничего, кроме милости? Не Елисей ли? Не Иоанн ли? Потому никто не должен считаться низким за бедность; не бедность унижает, а богат­ство, заставляющее нуждаться во многом и побуждающее уго­ждать многим. Кто, скажи мне, был беднее Иакова, который го­ворил: «если Бог будет со мною, ...даст мне хлеб есть и одежду одеться» ( Быт.28:20 )? Не имели ли дерзновения Илия и Иоанн и им по­добные? Не обличал ли один Ахаава, а другой Ирода? Этот говорил: «не должно тебе иметь жену брата твоего» ( Мк.6:18 ); а Илия с дерзновением говорил Ахааву: «не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего» ( 3Цар.18:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Трудными к объяснению считаются слова: и отделил (Бог) воду, которая под твердью, от воды, которая над твердию. Многие толковники Св. Писания: римские, протестантские и еврейские объясняют это место так: древние евреи думали, что видимый свод небесный есть нечто твердое; Елиуй, один из друзей Иова, вопрошает его: ты ли с Ним (с Богом) распростер небеса твердыя, как литое зеркало ( Иов.37:18 ); потому и 70 толковников назвали этот свод твердию. Над этим сводом или твердью и находится вода, которая отделена от вод земных во второй день творения; потому и псалмопевец говорит: хвалите Его (Бога) небеса небес и воды, которыя превыше небес ( Пс. 148:4 ). Евреи думали, что во время сильных дождей на тверди открываются отверстия, чрез которые вода изливается на землю: потому о потопе говорится, разверзлись все источники великой бездны и окна небесныя отворились ( Быт.7:11 ; Мал.3:10 ). Но другие толковники думают, что под водой, которая над твердью или которая превыше небес, разумеются облака или облачные воды, так как облака в Писании называются небесными 158 . В таком случае под твердью должно разуметь не только видимый свод небесный, но и пространство, под ним находящееся, а под отверзением окон небесных только образное выражение излияния воды из облаков. Не невозможно думать, что в сказании о сотворении мира древние под водами над твердью разумели воды, находящиеся будто выше облаков и тверди. В Писании многое допущено в изображении явлений видимого мира соответственно мнениям о них древних народов, а не соответственно действительности; так говорится в одном псалме, что Бог утвердил землю на водах ( Пс. 135:6 ) а в другом, что Он поставил землю на твердых основах ( Пс. 103:5 ) или на столпах ( Пс.74:4 ) и не поколеблется она в веки и веки ( Пс. 103:5, 118:90 ). В одном месте книги Иова говорится, что Бог повесил землю ни на чем ( Иов.26:7 ), в другом месте говорится о землетрясениях, что Бог в гневе своем сдвигает землю с места ея и столбы ея дрожат ( Иов.9:6 ), в третьем месте написано, что неизвестно, на чем утверждены основания земли, неизвестна и широта земли ( Иов.38:6,18 ). Древние думали, что земля неподвижна, но что солнце восходит и заходит и спешит к месту своему, где оно восходит ( Еккл.1:5 ); если Бог повелит, оно останавливается на пути своем ( Нав.10:12 ), или даже возвращается назад ( Ис.38:8 ), скажет солнцу и не взойдет ( Иов.9:7 ). Древние евреи знали только, что солнце и луна и звезды назначены светить земле ( Быт.1:14–18 ; Иер.31:35 ; Сир.43:1–11 ) и возвещать славу Божию живущим на ней ( Пс.18:2–7 ; Ис.40:26 ), а что такое на самом деле светила небесные, о том древние понятия не имели. Вообще сведения и понятия древних евреев о небе и земле и явлениях природы были очень ограничены. Несомненно, что дух Святой в откровениях Своих не имел целью сообщать людям древних времен точных познаний о природе, о чем будем говорить еще ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Подобным же образом учил и Соломон, написав следующее: «Нечестивый делает дело ненадежное, а, сеющему правду – награда верная ( Притч.11:18 ); за зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду ( Притч.14:32 . Снес. Притч.15:24 ; Еккл.8:12,13 ). По изображению пророка Исаии, «праведник (умирающий) восхищается от зла; он отходит к миру; ходящии прямым путем будут покоиться на ложах своих... (тогда как) нет мира нечестивым ( Ис.57:1, 2, 21 . Снес. Ис.66:24 ). Пророк же Иезекииль ясно отличает в преисподней, куда нисходили души умерших, особые места, назначаемые для обрезанных и необрезанных, и между этими местами, – одни – более низменные ( Иез.32:18–23 ), причем, само собою предполагалось, что во аде и для душ праведных, равно, как грешных – определялись места особые и разные, для первых лучшие, а для последних худшие. С подобной и, даже, сравнительно, большей ясностью определяется загробная участь душ праведных и грешных в позднейших неканонических книгах Ветхого Завета. Так, напр., в книге Премудрости Соломона об участи душ праведных говорится следующее: «Души праведных, – в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия ( Прем.3:1–4 ). Участь же за гробом душ грешных изображается так: «Как скоро они умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда; ибо ужасен конец неправедного рода ( Прем.3:18, 19 ). Подобным образом, учил и Иисус, сын Сирахов, говоря о загробной участи праведных: «Боящемуся Господа, благо будет напоследок, и в день смерти своей получит благословение» ( Сир.1:13 ), – а об участи грешных: «Гнев (Божий) не замедлит, – наказание нечестивому огонь и червь ( Сир.1:18, 19 ); конец нечестивых – пламень огненный, – путь грешников вымощен камнями, но на конце его пропасть ада» ( Сир.21:10, 11 ). В книгах же маккавейских есть довольно ясное свидетельство о веровании ветхозаветной Церкви и в разные степени загробного мздовоздаяния, как душам праведным, так и грешным.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Наталия Ростова - Евгении 10 июля 2020, 08:22 А почему женщина должна стыдиться, что её и детей обеспечивает муж? Вот уж, действительно, мир меняется..Александр говорит, что женщины обабили мужчин ( и я с ним согласна отчасти ), некоторые участники этого сайта из мужчин, наоборот сами добровольно готовы оказаться под женским каблуком и ничего не хотят менять в своей жизни...Есть женщины, здесь же, которые смеются над самой ситуацией - как это, мужчина главный? что за бред, нашли дурочку...Когда моя дочь пытается дуть губы на своего мужа, я почти всегда на его стороне. Не лезу к ним, дочь сама всё рассказывает, но я вижу, что зять - разумный, надёжный мужчина. Осаживаю дочь и учу слушать своего мужа. И у нас зятем прекрасные отношения! Алла 10 июля 2020, 00:28 Наталия Ростова, вы готовы отдать себя во власть мужчины только потому, что он мужчина? Ваше дело, но не навязывайте такую позицию другим мужчинам и женщинам. Я за равноправие в отношениях. А чтобы было НЕравноправие, пусть мужчина будет превосходить свою женщину в чем-то помимо того, что он мужчина. Выдающийся ум, выдающиеся способности в какой-то сфере, выдающееся состояние, в конце-концов. Я не знаю, что за силу вы чувствуете в Александре, я чувствую желание самоутверждаться. С какой стати вы решили, что Гавриил не будет защищать свою женщину? Полагаю, вы и Александр из старшего поколения просто. Такую точку зрения у людей моложе 35 или даже 40 почти не встретишь сейчас. Евгения 9 июля 2020, 23:11 Наталия Ростова, вообще-то ценность не в силе, а в правде. И от кого защищать? Кругом враги? И у детей тоже надо тренировать быструю реакцию? Вообще, система ценностей некоторых посетителей сайта (я не о Вас персонально, Наталия) удручает: чтобы " мамонт " обязательно... Материальная часть, конечно, имеет значение (я и сама вовлечена), но в глубине души этого надо стыдиться, а не выпячивать. Денис 9 июля 2020, 18:14 18 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; 19 потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! 20 Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. 21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3:18-21).

http://pravoslavie.ru/132264.html

Это же самое и Екклезиаст выражает следующими словами: «время плакать» о грехе, и «время смеяться» о спасении ( Еккл.3:4 ). Смейся, но не насмехайся: нужно различать смех безрассудный и смех полезный. А что я не лгу, утверждая это, я могу сослаться на само Божественное Писание. Послушай, что говорит мудрость о том, кто смеется безрассудно: «Смехом безумный творит злое»; «Для глупого преступное деяние как бы забава» ( Притч.10:23 ); о смеющемся же разумно и с пользой вот что говорит Иов: «Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием» ( Иов.8:21 ). Значит, хорошо сказал Екклезиаст: «время плакать и время смеяться». Время плача о грехе, и время радости о правде, потому что «Господь праведен, любит правду» ( Псал.10:7 ). Время прекращения вражды, и время служения любви, во исполнение слов блаженного Павла: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» ( Ефес.4:26 ). Время искоренения нечестия и время насаждения благочестия. Так именно и Господь наш, в откровении пророку Иеремии о поросшей тернием стране иудейской, говорил ему: «поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иерем. 1:10), – т. е., чтобы он искоренял многобожие и насаждал почитание единого Бога; «разорял и созидал»: разорял языческие требища и воздвигал молитвенные дома мучеников. А что сказано: «поставил тебя в сей день», то не какой-либо определенный день тут нужно ра­зуметь, но всякое вообще время, как говорит блаженный Павел: «когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота» ( Евр.3:7–8 ), т. е., когда бы вы ни услышали Го­спода, проповедующего: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф..3:2), не ожесточите сердец ваших подобно так называемым кафарам (чистым). Но это имело силу не только в подзаконное время и до крещения, но и после крещения – под благодатью. Это самое Владыка Христос преподал Своим ученикам иными сло­вами: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» (Мф..18:18).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле, как она трудолюбива... ее труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины» ( Притч. 6:6–10 . Ср. Притч. 10:5; 19:15 . Ср. Быт. 31:42 ; Пс. 77:2 ; Еккл. 5:18, 10:18 ; Иер.31:16  и др.). Сам Господь Иисус Христос учит о громадном нравственном значении труда: «Трудящийся, – говорит Он, – достоин пропитания» ( Мф. 10:10 ), «достоин награды за труды свои» ( Лк. 10:7 ); к таким именно трудящимся в буквальном смысле может относиться Его утешительное призвание: «прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11:28 ). О том же великом достоинстве труда наглядным образом учит Спаситель и в притче Своей о талантах ( Мф. 25:14–30 ). По учению ап. Павла, труд обязателен для каждого человека не только как естественное, но и как нравственное требование. »Умоляем вас, братия, – убеждает он верующих, – делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам« ( 1Фес. 4:10–11 ). »Кто крал, – говорит тот же апостол, – впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное« ( Ефес. 4:28 ). Здесь апостол выставляет труд как обязанность всякого христианина, и заповедь о труде он выводит из запрещения воровства. Не работать – значит то же, что воровать. Ведь кто сам деятельно не участвует в производстве земных благ, тот живет так или иначе на счет своих трудящихся ближних. Еще определеннее обязанность труда выступает во 2 посл. к фессалоникийцам ( 2Фес. 3:12 ), где апостол прямо во имя Господа Иисуса Христа постановляет заповедь «работать в безмолвии». Следовательно, к доказательствам христианской жизни относится и то, чтобы христианин трудился. Вот почему апостол велел исключить из христианской Церкви тех празднолюбцев, которые беспорядочно бродили повсюду ( 2Фес. 3:6 ). Он обещает каждому верующему соответственную «награду по труду его» ( 1Кор. 3:8 ), убеждает «уважать труждающихся» (1 Фесс.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

1. Раннее благочестие. а) Если с ранней юности заботятся о религиозном настроении и закладывают прочное основание своим религиозным познаниям. Посещают храм Божий (Лук. 21:38). Читают книги Священного Писания (2 Тим. 3:14–15; Сир. 51:18 ). б) Если заблаговременно обращаются к Богу. Чем дальше откладывают свое обращение, тем хуже (Сир. 18:22). в) Если рано умирают для греха. Плох тот христианин, который оставляет грех только потому, что рука и нога более не действуют. 2. Великие и несомненные плоды. а) Преимущество благочестия обнаруживается уже в делах вещественных (Пс.127:1–4; 1 Тим. 6:6 ). Иосиф. б) Спокойная совесть — награда благочестия; она вносит небесный мир в сердце человеку (Еккл. 11:9). в) Всякий крест становится легче (Пс.70:5). г) Для благочестивого христианина физическая смерть не страшна. Какова жизнь, такова и награда « А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все желающие жить благочестиво в Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь » Ст. 10–13. Эта истина, основанная на правде Божией, открывается: 1. Как над благочестивыми людьми, которых Господь избавляет от бедствий, постигающих их ради благочестия (ст.10:11), поскольку без креста нет общения с Христом (ст.12); 2. Так и над нечестивыми, потому что их грехи постоянно возрастают, а с грехом неразлучна и их погибель (ст.13). Образцы церковной проповеди Слово на Неделю о Мытаре и Фарисее 10. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи; или как этот мытарь. 12. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010