12:1); явно, что в книге жизни: «и мнози от спящих в земной персти востанут, сии в жизнь вечную, а сии во укоризну и в стыдение вечное» (Дан. 12:2). «И смыслящии просветятся, аки светлость тверди, и от праведных многие аки звезды во веки, и еще» (Дан. 12:3).    18. Посему укрепляй себя, человек! Известны тебе признаки пришествия антихристова. Не только один ты помни оные, но и всем сообщай с любовию. Если имеешь сына по плоти, и его вразуми. И если породил кого посредством наставления в истинах веры, и его предостереги, чтобы не принять ему лжи вместо истины. «Тайна бо уже деется беззакония» (2 Сол. 2:7). Устрашают меня брани народные, устрашают раздоры церковные, устрашает ненависть брата к брату. Пусть будет так только сказано; не дай Боже, чтобы это случилась при нас. Однако же должны мы быть осторожными. И сего довольно об антихристе.    19. Будем мы ожидать и надеяться, что Господь придет с небес на облаках. Трубы Ангельская возгласят тогда, «мертвии о Христе» первые «воскреснут» (1Сол. 4:16); благочестивые, находящиеся в живых, восхищены будут на облаках, в награду за труды свои получать честь, превышающую человека; поскольку и подвиги их превышали человека, как Апостол Павел в послании своем говорит: «яко сам Господь в повелении, .во гласе Архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее: потом же мы, живущии оставшии, купно с ними восхищены будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем» (1 Сол. 4:16—17).    20. Сие пришествие Господне и скончание мира предвидел Екклезиаст, который говорит: «веселися, юноше, в юности твоей» и проч. «и остави ярость от сердца твоего, и отрини лукавство от плоти твоея». (Еккл. 11:9—10). «И помяни сотворшаго тя, дондеже не приидут дние злобы: дондеже не померкнет солнце и свет, и луна, и звезды, и помрачатся зрящии в скважнях» (Еккл. 12:1—3): (силу зрения означая сими словами): «дондеже не превратится уже сребряное» (Еккл. 12:6), (разумея под сим расположение звезд, ибо они представляются сребровидными), «и сокрушится анфем златый», (означая тем златовидное солнце, ибо анфем есть известное растение, имеющее многие со всех сторон отпрыски с листьями, подобные лучам), и восстанут «на глас птицы» (Еккл. 12:4) (воробья), «и от высоты узрят, и ужас на пути» (Еккл. 12:5). Что узрят? «Тогда узрят Сына Человеческаго грядуща на облацех небесных, и восплачутся все племена» (Мф.24:30. Зах. 12:12). Что же будет но пришествии Господа? «Процветет амгидал, и отолстеют прузи, и разрушится каппарис» (Еккл. 12:5). Расцветающий амигдал показывает, как говорят толковники, что прошла зима. Тела наши, по прошествии зимы, будут цвесть тогда цветом небесным. «И отолстеют прузи», то есть, окрыленная душа облечется телом. «И разрушится каппарис», — рассыплются законопреступники, подобные тернию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3533...

Перевод книги Притчей несомненно древний. Хотя в рассматриваемых списках Библейских язык её в своих формах представляется значительно изменённым, но встречаются многие слова и обороты речи, имеющие характер древности. Прит. 4:6. 13 . и иметс по т, 9. внцем же пнщномъ ( στεφν δ τρυφς); 6:27. надро – недро ( κλπος); 7:17. желтница – шафран ( κρκος); 8:16. велможа (мн. им. п.), 21. испълню блгыи – благ; 9:7. кажи ( παιδυων) злы; 10:4. 11:16. встанивыи – мужественный ( νδρεος); 10:9. препрость – просто ( πλς); 11:3. припрвъ (д.б. припьрвь) – удобный ( πρχειρος), 13. члкъ обоитникъ – двоязычный ( δγλωσσος); 12:23. утъкнетс клтва, 17:19. уткнетс блгыхъ – встретить клятвы, блага ( συναντσεται ρας, – γ αθος, тоже и 20:30.); 13:4. нетгъ – недеятельный, праздный ( εργος), 17. хдо – хитрый ( πανοργος); 15:5. подражае – ругается наставлению ( μυκτηρξει παιδεαν), 22. в срцахъ првающи – советных ( βουλευομνων); 18:4. вода въслеиле – исторгается (Ват. ναπηδει); 25:11. блоко злато на гривн ( ν ρμσκ σαρδου); 26:17. пашъ – хвост ( κρκος), 21. съжра – огнище (как Исх. 27:4. 5 . σχρα), 22. мккыи, 27. камы вм. мягкий, камень; 30:31. кокотъ ход въ кокошехъ – петух ( λκτωρ). Перевод книги Екклесиаста по языку представляется новее перевода Притчей. Впрочем, и в нём встречаются слова и обороты речи, в последствии вышедшие из употребления. Еккл. 1:2. 3. 2:9–11. 3:18 . въ всемь спшень своемъ, еже спшить – в труде, которым трудится ( ν μχθ, μοχθε); 2:16. забовныи вм. забвенный; 12:6. искса злана – νθμιον. В книге Притчей на поле не редко пишется ко, то есть, конец чтению паремии. В Острожском издании Библии удержан сей же самый текст, со многими его особенностями и даже ошибками. Притч. 8:29. 30 . егда же полагаше морю устрой его ( κριβασμν) бех к нему подобна ( μην πα ατ ρμζουσα); 25:18. не без греха, приб.; 26:7. отымет шествие его лестно и законопреступно, из уст безумных не ключится притча; 25. даяй вражду, по ркп., д.б. таяй ( κρπτων). Еккл. 1:4 . и заходит солнце, опущ.; 12:5. и разрушится всяк кипарис, ркп. вс капкарь ( διασκεδασθ). Но издатели сличали и исправляли текст с Греческим. Потому помянутые внесённые слова Прит. 1:11 ., также 3:6. 25:5. у них опущены, а опущения Притч. 10:28. 13:14. 18:7 . Еккл. 1:17. 3:2. 4:17 . восполнены; чтения по другим спискам Притч. 4:21. 8:1. 9 . исправлены по Ал. и Ват. 20:1. читается: невинно вино, и проклято есть пианство, и всяк ходяй буе, не будет премудр. – Еккл. 2:8 . ркп. створи поюща. мска пол и женска ( ποησ μοι δοντας κα δοσας), – Остр. сътворих же ми поющих и поющая; вм. стркало Прит. 26:3 . в Остр. остен; вм. пастхъ Еккл. 12:11 . пастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Э. Г. Юнц идет по другому пути. В Еккл. 1:2 он использует три синонима: «Никчемно все … Напрасно все и бесцельно все». Но все эти слова передают только лишь общее значение еврейского термина, какое он приобретает в контексте книги, не отражая его частные смысловые оттенки. Вместе с тем, подход Э. Г. Юнца интересен тем, что, используя его, можно перевести выражения «суета сует», «суета сует», «все – суета» тремя разными выражениями, которые бы отражали конкретный смысловой оттенок еврейского слова . В качестве альтернативы можно предложить и еще один вариант перевода рассматриваемого сопряженного сочетания – «совершенная пустота». А Еккл. 1:2 может звучать так: «Совершенная пустота … Совершенная пустота. Все – пустое». Перевод слова зависит также от перевода сочетания, которое сопутствует этому слову, соединяясь с ним посредством союза «и». Речь идет о выражении / , которое звучит рефреном в Книге Екклезиаста 7 раз. Необходимость согласовывать перевод и / проистекает от того, что в данном случае мы имеем дело с синонимами, соединенными союзом «и». В Библии несколько раз встречаются подобные пары синонимов, включающие слово (см., например, Иерем. 16:19). В Книге пророка Исайи это пара («ни на что и вотще/впустую») (Ис. 49:4), а также пара («помощь Египта будет тщетна и напрасна/бесполезна») (Ис. 30:7). Смысловая близость слов и признавалась, например, М. И. Рижским, который термин в Еккл. 11:10 перевел как «дуновение ветра». Сочетание / в Синодальном тексте передается как «суета и томление духа». Однако все остальные переводы предпочитают иное прочтение данного выражения. Ш. Мидбари передает это выражение как «суета и погоня за ветром», «тщета и погоня за ветром» (единожды). Интересно, что фразу из Еккл. 1:17 Ш. Мидбари переводит как «томление духа». М. И. Рижский последовательно переводит рассматриваемое выражение как «лишено смысла и погоня за ветром», «бессмысленно и погоня за ветром» (единожды). А. Э. Графов также проявляет последовательность: «это – пустое, это – погоня за ветром», «все – пустое, все – погоня за ветром». У И. Дьяконова преобладает вариант «тщета и ловля ветра», однако встречается и вариант, близкий к прочтению Синодального перевода: «тщета и пустое томленье». Э. Г. Юнц предпочитает несколько вариантов перевода: «бессмысленно, как погоня за ветром», «бессмысленно, как ловля ветра», «бессмысленно, как гнаться за ветром». Интересно, что выражение из Еккл. 1:17 он передает как «никчемно». Все эти переводы подчеркивают конечную бесплодность, бессмысленность человеческих трудов, действий, которые напоминают погоню за ветром или ловлю ветра. Такое понимание оправдано общим содержанием Книги Екклезиаста.

http://bogoslov.ru/article/2007428

По поводу происходящего «под солнцем» у Екклесиаста не было никаких иллюзий (Еккл 4:1): кто-кто, а он-то знал, как и какие делаются дела в этом мире. Но, может быть, можно создать свой мир как альтернативу миру, погрязшему во зле и несправедливости, и этот совершенный мир станет тем, ради созидания и поддержания чего стоит жить? Может быть, такой мир, исполненный красоты и гармонии, станет смыслом сам по себе? У Екклесиаста были все возможности для такого эксперимента, и он сделал все, что мог (Еккл 2:4–10). Его мир казался ему прекрасным и исполненным мудрости — той практической мудрости, которая устраивает и украшает жизнь (Еккл 2:9). Цель казалось достигнутой: можно жить, наслаждаться красотой своего мира и его гармонией, забыв о мире внешнем, полном несправедливостей и жестокости. Но тут вдруг вновь оказалось, что созданный Екклесиастом мир хрупок, как и все, что он в себе несет. Появилась новое, неотвратимое зло: конечность всего в этой Богом сотворенной вселенной, в том числе и любой красоты, созданной человеком (Еккл 2:12–16). Смерть уравнивает всех, и перед ней смысл теряет вообще все, даже то, что, казалось бы, должно его иметь, а если так, то зачем же стараться? Лучше вообще не привязываться ни к чему в этом обреченном мире, включая то, чему посвятил свою жизнь и в чем видел ее смысл. Екклесиаст отрекается от того, в чем надеялся этот смысл найти и чем хотел жить (Еккл 2:17–21). Вывод вполне буддистский, и, живи Екклесиаст в Индии, он, наверное, стал бы последователем Пробужденного; но он жил там, где жил, и у него был свой путь и своя традиция. Пришло время обратиться к ней и поискать смысла там, раз уж его нигде больше не удалось найти. Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://blog.predanie.ru/article/kniga-ek...

1505] истинной Жизни, и наш ум не будет способен принять созерцание Божественного Света, мы не сможем ни стать причастниками премудрости, ни получить спасительные советы [дара духовного] различения, ни воспринять трезвым сердцем руководство праведности. Посему не подобает по какой бы то ни было причине подвигаться гневом против кого-либо единоверного, но лишь против своих страстей и дурных помыслов, которые стремятся совратить нас с истинного пути. Посему и Приточник повелевает, говоря: отстави гнев от себя, яко юность и безумие суета(Еккл. 11:10). И: помяни Сотворшаго тя во днех юности твоея (Еккл. 12:1). И вновь: Гнев губит и разумныя… а слово жестоко воздвизает гневы (Еккл. 15:1). И: Гнев отцу сын безумен (Притч. 17:25); Гнев мужа укрощает раб разумный (Притч. 18:14). И снова:Тяжек камень и неудобоносим песок, гнев же безумнаго тяжший обоего (Притч. 27:3). И опять-таки: Не отвещай безумному по безумию его, да не подобен ему будеши (Притч. 26:4). И еще: Безумный абие исповесть гнев свой, крыет же свое безчестие хитрый (Притч. 12:16).    И относительно ярости. «Когда приходит к тебе искушение: или спор, или раздражение подвигают против кого-то на ярость, то вспомни о молитве и о Суде, [Col. 1508] и тотчас беспорядочное движение в тебе успокоится». Потому что ярость обычно больше всех прочих страстей волнует и приводит в смятение душу. Ярость и гнев — оба они хуже своей матери, именуемой неразумием. Поскольку говорится: Весь гнев свой произносит безумный (Притч. 29:11) и: Безумный абие исповест гнев свой(Притч. 12:16). Посему желающий удалиться от дурной родительницы сих дурных да сдерживает себя во многом терпении, кротком сердце и молитве к Богу и через отвержение себя быстро освобождается от нее [то есть от этой дурной родительницы]. И становится сын Премудрости богобоязненным и боголюбивым, ведь начало премудрости — страх Господень (Пс. 110:10) и:любящии Господа, ненавидите злая (Пс. 96:10), — ибо любви к Богу достигает из страха. И Екклесиаст говорит: И отстави ярость от сердца твоего, и отрини лукавство от плоти твоея (Еккл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

10, 23). «И потому лукаво сердце человека и неизследимо, и кто узнает его» (Иерем. 17, 9)? В Притчах читаем: есть путь, иже мнится человеком прав бити, последняя же его приходят во дно ада ( Притч. 14, 12 ). Вот и здесь очевидно осуждается неведение, когда человек думает иное, а между тем под видом правоты ниспадает в ад. «Много»; говорит, «помышлений в сердце человека, а состоится» не его воля, которая не тверда, колебательна и изменчива, а «совет Божий» ( Притч. 19, 21 ). Кто, говорит, похвалится, чисто имети сердце, или кто дерзнет рещи чиста себе быти от грехов (20, 9)? Сладок есть человеку хлеб лжи: но потом исполнятся уста его камения (ст. 17). От Господа исправляются, стопы мужу: смертный же како уразумеет пути своя (ст. 24)? Всяк муж является себе праведен: управляет же сердца Господь. ( Притч. 21, 2 ). Чадо зло праведна себе судить, исхода же своего не измы. Чадо зло высоки очи имамть, веждома же своима возносится ( Притч. 30:12, 13 ). Ибо есть праведный погибаяй в свой правде ( Еккл. 7:16 ). Поэтому ему говорится: не буди правдив вельми, ни мудрися излише, да не когда изумишися ( Еккл. 7:17 ). Ибо елика аще потрудится человек обрести, и не обрящет: и елика аще речет мудрый уразумети, не возможет обрести ( Еккл. 8:17 ). Ибо сердце сынов человеческих исполнено лукавствия ( Еккл. 9:3 ). Книга вторая 1. Критовул. Много наговорил ты из св. Писания памятливо и изобильно, и как бы некоторым туманом постарался закрыть ясный свет истины; но идет ли это к делу? Всеми этими свидетельствами ты, кажется, обвиняешь природу человеческую и тем бросаешь укоризну на Бога, если Он создал людей такими, что они не могут избежать забвения или греха неведения. Из этого очевидно, что человек может, если захочет, не грешить. Ибо он сделал то, чего избежать не мог; а где уничтожается возможность, там уничтожается и вина, ибо никто не осуждается за то, чего исполнить не мог. Аттик. Я много раз говорил, что ты не понимаешь моих доводов и обращаешь внимание на свои умствования, а не на повеления Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В третьей части Притчи Соломоновы, друзьями Езекии царя Иудейского собранные гл. 25 до 30 ( Притч.25–29 ) – где: Должность царя в рассуждении подданных, и сих в рассуждении царя; удаление от ссор. Притч.25 . Разные подобия, изображение лености. Притч.26 . О суетной надежде, о похвале самого себя, о явном обличении, о сытости. Притч.27 . О страхе, происходящем от худой совести; о наблюдении закона. Притч.28 . О презрении учения, о любви к премудрости, о правосудном царе, о человеке ласкателе. Притч.29 . В четвертой части Притчи под именем Агура, коего и самого Соломоном почитают – Притч.30 , где: Прошение Соломоново о трех ненасыщных, о трех скрытых, о трех землю движущих, о четырех кротких земли, и о трех добре шествующих. Притч.30 . В пятой части Притчи, под именем Самуиловым, или Соломоновым, от матери ему поднесенные – Притч.31 , где: Наставление царю, похвала и редкость жены тщательной. Притч.31 . VII. Места особливого примечания достойные Притч.1:10,20–33; 2:7,8; 3:3–7,11,12 ,27,33; 4:18,23,25; 6:21–23; 8:11,13,17; 9:7; 10:3,12,16,19,22,24,28; 11:2,7,15,20,23,28,30,31; 12:1,10,22; 13:12,24; 14:9,26,27,31,32,34; 15:8,15,16; 16:1–5,9,18,32,33; 17:5,13,15; 18:1,10; 19:5,17; 20:1,6,24; 21:1–3,12,13,27,31; 22:4,14,15,19,20; 23:17,26,29,30; 24:8,16,17,29; 27:1; 28:1,2,9,13, 20,26; 29:24,27; 30:7–9,17. § 26.О Екклесиасте I. Надписание У евреев надписывается, Когелет, а у греков ’Εκκλησιστης, Екклесиаст; означает же Когелет самого Соломона. Еккл.1:1; 12:9,10 , которой Когелетом назван или по своей премудрости, названной собирательницею, по привлечению или собиранию к ней как чужестранцев, так и единоземцев 3Цар.4:34 ; или потому, что он, созывая придворных вельмож и знатнейших из народа, учил премудрости Еккл.12:9 . 3Цар.10:8 ; или потому, что шатающихся людей желая привести к Богу и страху Его, написал сию книгу. Греческая надпись с еврейскою, по всему сходна; ибо Екклесиаст значит, собиратель и проповедник. II. Писатель Что Соломон сию книгу написал, видно из Еккл.1:1,12,16; 2:4–10; 12:9,10 . Сличи 3Цар.4:32 . Не без Божьего ж промысла пред прочими избран Соломон, для показания суеты во всех вещах века сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

2) И о чём радуются нечестивые? Они радуются о том, когда видят ближних своих, впадших в несчастье. Так Флистимляне веселились, насмехались ослеплённому Самсону ( Суд.16:25 ). Так Семей радовался о несчастии Давида, бегающего от Авессалома, сына своего ( 2Цар.16:7 ). Так радовались Вавилоняне о пленении Иудеи и Иерусалима: восплескаша, – плачет Иеремия, – рукама о тебе вси минующии путем, позвиздаша и покиваша главою своею о дщери Иерусалимли ( Плч.2:15 ). Но таковая радость есть предосудительна; ибо α) непозволительна. Послушаем, какое в сем случае наставление подаёт Сирах: не ругайся человеку сущу в горести души его; есть бо смиряяй и возносяй ( Сир.7:11 ). β) поскольку всегда наказывается: ругаяйся, – говорит Соломон, – убогому раздражает сотворшаго его, радуяйся же о погибающем не обезвинится ( Притч.17:5 ). Так о Вавилонянах, радовавшихся о несчастии Иудеев, говорит Бог чрез Пророка Иеремию: и будет земля Халдейска в разграбление, вси грабителе ея наполнятся, глаголет Господь; зане веселистеся и велеречивасте, расхищающе наследие мое, скакасте бо яко телцы на траве и бодосте якоже волы ( Иер.50:10–11 ). 3) И о чём ещё радуются нечестивые? Они радуются о мире и прелестях его. Прелести же мирские суть: богатство, чести, сладострастие, по оному: все, еже в мире, похоть плотская и похоть очес и гордость житейская ( 1Ин.2:16 ). Но долговременна ли сия радость? Столько, сколько и мир; а мир? Слушай того же Богослова: и мир, – говорит, – преходит, и похоть его ( 1Ин.2:17 ). Итак: α) Кратка есть радость нечестивых, а посему и есть ложная: веселие нечестивых падение страшно, обрадование же беззаконных пагуба ( Иов.20:5 ). β) Кратка есть радость мира сего. Ежели рассмотрим естество радости, обрящем, что она есть ничто, и одна суета. Соломон о себе говорит: смеху рекох, погрешение; и веселию: что сие твориши? ( Еккл.2:2 ) Веруй Соломону. Искусивыйся вся весть. Он испытал все роды мирских весёлостей, но что сам о себе говорит? возвеличих творение мое, создах ми домы, насадих ми винограды ( Еккл.2:4 ); и призрех аз на вся творения моя, яже сотвориста руце мои, и на труд, имже трудихся творити, и се, вся суета и произволение духа, и несть изобилие под солнцем ( Еккл.2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

12, 1); явно, что в книге жизни: и мнози от спящих в земной персти востанут, сии в жизнь вечную, a сии во укоризну и в стыдение вечное (2). И смыслящии просветятся, аки светлость тверди, и от праведных многие аки звезды во веки, и еще (Дан. 12, 3). 18. Посему укрепляй себя, человек! Известны тебе признаки пришествия антихристова. Не только один ты помни оные, но и всем сообщай с любовию. Если имеешь сына по плоти, и его вразуми. И если породил кого посредством наставления в истинах веры, и его предостереги, чтобы не принять ему лжи вместо истины. Тайна бо уже деется беззакония (2 Сол. 2, 7). Устрашают меня брани народные, устрашают раздоры церковные, устрашает ненависть брата к брату. Пусть будет так только сказано; не дай Боже, чтобы это случилась при нас. Однако же должны мы быть осторожными. И сего довольно об антихристе. 19. Будем мы ожидать и надеяться, что Господь придет с небес на облаках. Трубы Ангельская возгласят тогда, мертвии о Христе первые воскреснут (1 Сол. 4, 16); благочестивые, находящиеся в живых, восхищены будут на облаках, в награду за труды свои получать честь, превышающую человека; поскольку и подвиги их превышали человека, как Апостол Павел в послании своем говорит: яко сам Господь в повелении,во гласе Архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее: потом же мы, живущии оставшии, купно с ними восхищены будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем (1 Сол. 4, 16, 17). 20. Сие пришествие Господне и скончание мира предвидел Екклезиаст, который говорить: веселися, юноше, в юности твоей и проч. и остави ярость от сердца твоего, и отрини лукавство от плоти твоея. (Еккл. 11, 9. 10). И помяни сотворшаго тя, дондеже не приидут дние злобы: дондеже не померкнет солнце и свет, и луна, и звезды, и помрачатся зрящии в скважнях (Еккл. 12, 13): (силу зрения означая сими словами): дондеже не превратится уже сребряное (6), (разумея под сим расположение звезд, ибо они представляются сребровидными), и сокрушится анфем златый, (означая тем златовидное солнце, ибо анфем есть известное растение, имеющее многие со всех сторон отпрыски с листьями, подобные лучам), и восстанут на глас птицы (4), (воробья), и от высоты узрят, и ужас на пути (5). Что узрят? Тогда узрят Сына Человеческаго грядуща на облацех небесных, и восплачутся все племена (Мф. 24, 30. Зах. 12, 12). Что же будет но пришествии Господа? Процветет амгидал, и отолстеют прузи, и разрушится каппарис (Еккл. 12, 5). Расцветающий амигдал показывает, как говорят толковники, что прошла зима. Тела наши, по прошествии зимы, будут цвесть тогда цветом небесным. И отолстеют прузи, то есть, окрыленная душа облечется телом. И разрушится каппарис, - рассыплются законопреступники, подобные тернию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

С другой стороны, если социалисты так негодуют на христианство за то, что оно, рассказывая известную историю грехопадения и наказания прародителей наших, объявило труд проклятым, а для них, социалистов, труд, напротив, есть сладость и святыня, – то почему же они наряду с этим так много хлопочут о сокращении часов труда и так глубоко возмущаются тем, что рядом с «трудящимися массами» и за их счёт существуют праздные и тунеядные богачи? Не сквозит ли в этом тщательно скрываемое, однако, невольно прорывающееся наружу желание уподобиться именно богачам и освободиться от труда? Да, несомненно, мы имеем совершенно ясное учение слова Божия об уважении к труду: «трудящийся достоин пропитания»; «сладок сон трудящемуся»; «не красть и не тунеядствовать нужно, а трудиться своими руками»; «много трудов предназначено человеку»; «нужно быть почтительным ко всякому трудящемуся»; «уважать трудящихся у вас»; «наипаче же достойны не только уважения и почтения, но и сугубой награды и чести трудящиеся в слове и в учении»... Всё это – наставления слова Божия о труде, и таковыми уроками полно Священное Писание ( Мф. 10:10 ; Лк. 10:7 ; 1Тим. 5:18 ; Еф. 4:28 ; Сир. 40:1 ; 1Кор. 16:16 : 1Сол. 5:12 ; 1Тим. 5:17 ). Но рядом с этим так же несомненно и учение о том, что труд дан и в наказание человеку за грех: человек в поте лица с того времени ест хлеб свой, пока не возвратится в землю, из которой взят, за то, что, сотворённый от земли, он восстал на небо и на Творца своего. И в том же Священном Писании слышим, как говорится иногда о труде с каким-то вздохом тяжёлого горя: всем трудам человека нет конца ( Еккл. 4:8 ), но ничего не возьмём мы от труда своего ( Еккл. 5:14 ; ср. Пс. 38:7 ); блажени мертвии, умирающие о Господе; ей, глаголет Дух, почиют от трудов своих ( Откр. 14:13 ), а здесь на земле, увы, «народы трудятся для огня» ( Авв. 2:13 ), и «труд человека для рта его, а душа его не насыщается!» ( Еккл. 6:7 ; ср. Прит. 5:10 ; Иов. 5:7 ). Всмотритесь и вдумайтесь в связь слов апостольских, которые мы взяли сегодня из литургийного чтения за основу собеседования: апостол поставляет труд свой среди других видов страдания за благовестие Христово. Даже доныне, говорит он, мы терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками... ( 1Кор. 4:12 ). Наконец, не напрасно и в нашем выразительном языке самое слово «труд» звучит, как сродное слову – страдание...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010