Народное восстание было готово вспыхнуть. Требовался только человек, призванный руководить ими. Восстание против царя тем больше угрожало быть страшным, чем менее можно было надеяться на поддержку со стороны тех, которых народ всегда считал провозвестниками воли Иеговы. Идолослужение Соломона, соблазнительное для народа, в особенности возмущало религиозное чувство священников и пророков. Они, как представители теократического правления, чувствовали себя глубоко оскорблёнными таким поведением Соломона, и если, умеряемые в своём негодовании особенною волей Иеговы, не агитировали народное восстание против царя, то и не могли возвышать громко свой голос за него. Ахия, пророк из Силома, встретив в поле Иеровоама, сына Наватова, от имени Иеговы возвестил ему, что он избран владычествовать над десятью коленами Израиля, которые Иегова, за отступление от Него Соломона, возьмёт из рук сына его, оставив ему только Иудино колено с Вениаминовым ( 3Цар. 11, 29–39 ). Этот Иеровоама и стал теперь во главе народного возмужания против Соломона (ст. 26). Здесь мы считаем нужным остановиться на время, чтобы прояснить настоящее обстоятельство. Об Иеровоаме, сыне Наватовом, 3 книга Царств, гл. 11, повествует, что он происходил из колена Ефремова, из местечка Цареды или Цартана, находившегося в долине Иорданской (7, 46); был сыном вдовы, лишившийся своего отца в раннем детстве (слч. 11, 26 с 28), чем указывается на бедное происхождение его; раб ()  Соломон , как его подданный ( Быт. 9, 26. 27. 27, 37 ) и как чиновник, поставленный им к известной должности (слч. Быт. 40, 20. 41, 10. 10, 7 . 1Цар. 16, 17. 18, 22. 28, 7 ). Он был человек – сильный, предприимчивый, энергетический (слч. Быт. 10, 8 . Неем 11, 14 . сн. Др. Иуд. 11. 7 . § 8), молодой юноша, (слч., Быт. 34, 19. 41, 12 . 3Цар. 3, 7 Иерем. 1, 6. 7). Соломон заметив, что этот молодой человек способен к отправлению царских поручений ( сн. Дан 8, 277 также Неем. 2, 16 . Есе. 3, 9. 9, 3), поставил его надзирателем над всеми рабочими из дома Иосифова при исправлении городских стен в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Представляя в такой связи ход главных идей в отделе 7, 23–8, 4, который при всяком другом изъяснении оказывается лишённым порядка и строя, можем открыть смысл и предыдущей прикровенной речи о том, чтобы не обращать внимание, когда слышишь поношение и злословие от раба своего (7, 20–22). Что эта речь о рабе () имеет какое-то близкое отношение к Соломону, видно из того, что после наставления, как надлежит поступать в подобном случае, Соломон тотчас обращается с замечанием к самому себе: все это испытал я со вниманием и сказал себе: буду я мудрым; но мудрость удалилась от меня (ст. 23). Соломон имеет в виду здесь собственный опыт жизни, когда его же раб () Иеровоам ( 3Цар. 11, 26 : раб Соломонов; ), возбуждая против него народ, позволяя себе говорить о нем много худого, чем, конечно, вызывал в Соломоне раздражение и не предусмотрительное повеление умертвить его. Можно полагать, что также прикровенно Соломон, с собственного опыта, говорит о себе в 9, 18–10, 1, что один погрешивший, разумеется обладающий внешней силой (слч. 10, 1), погубить много доброго, легко и в миг разрушает то, что мудрость приобретала с трудом и долго. С собственного опыта также Соломон высказывает в 8, 11–13 убеждение, что сколько бы грешнику ни удалось делать зло и наконец закоснеть в нем, рано или поздно Божие наказание постигнет его:  хотя грешника сто раз делает зло, и коснётся в нем; но я знаю – (не прошедшая форма, как в других местах – 3, 12. 14., а настоящая ), что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют перед лицом Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, не долго продержится тот, кто не благоговеет перед Богом .  Соломон мог говорить с таким твёрдым убеждением о суде Божьем а праведных и нечестивых, имея в виду определение Божие, какое постигло его самого за нечестие, за отступление от Бога ( 3Цар. 11, 9–13 ). Указывают ещё несколько мест в книге Екклесиаст, заключающих намёки на исторические факты, которые экзегеты не находят в истории Соломона, а только в позднейшей еврейской истории. Таковы: 7, 19. 9, 14. 15. 10, 16. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Еккл.7:4 . Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья. «Блажени», говорит Спаситель, «плачущие, яко тии утешатся» ( Мф.5:4 ). Оплакивал и Самуил царя Саула во все дни жизни своей ( 1Цар.16 ) и Павел говорит, что он плакал о тех, которые после различных грехов не хотели принести покаяние ( 2Кор.12:21 ). Итак, сердце мудрого пусть идёт в дом такого мужа, который, согрешив, укоряет себя; пусть идёт, чтобы он привёл его к слезам, возбудил его плакать о грехах своих, и пусть не идёт в дом веселия, где учитель льстит и обманывает, где он ищет не обращения слушателей, а рукоплесканий и похвалы. Такому учителю возвещается горе: богатый речью, обильный в слове, он, как пресыщенный уже, получает за это свое утешение ( Лк.6:24 ). Такому толкованию соответствуют и дальнейшие стихи. Ибо говорит: Еккл.7:5–6 . Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это – суета! Лучше слышать вразумление мудрого, нежели слушать песни глупых. Ибо, как треск терновника под котлом, так и смех глупого. Да и это суета. Лучше получать укоризны от мудрого, чем обольщаться ласками льстеца. С этим сходно и оное: «лучше раны друга, чем добровольные лобзания врага» ( Прит.27:6 ). Ибо, как треск терновника, горящего под котлом, издаёт звук неприятный, так не приносят пользы и слова льстивого учителя, внушающего своим слушателям мирские заботы (которые разумеются под словом «терновник») или приготовляющего их для будущего огня. Симмах, вместо поставленного нами: ибо, «как треск терновника под котлом, так смех глупого», передавая тот же смысл, какой вывели и мы, поставил: «ибо словами неопытных всякий связывается узами», то есть от слов таких учителей слушатель еще более опутывается, когда и без того каждый связан узами грехов своих. Еккл.7:7 . Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце. Обида возмущает мудрого, и потеряет сердце силы его. Здесь разумей мудрого усовершающегося, сообразно с оным: «обличай премудра, и возлюбит тя» ( Прит.9:8 ). Ибо мудрый сделавшийся совершенным уже не нуждается ни в каком обличении, не смущается никакою обидою. Будем пользоваться этим стихом, если иногда видим, что человек праведный и мудрый терпит обиду и смущается неправдою суда, а Бог не является тотчас на защиту его. Вместо поставленного у Семидесяти, у Акилы и Феодотиона: «теряет сердце» ευτονας αυτο, то есть «силы» или «бодрости» его. Симмах поставил: «и теряет сердце» «matthana», «то есть дар», ставя и еврейское слово и перевод его, и давая ту мысль, какая изложена в другом месте: «дары ослепляют очи мудрых» ( Втор.16:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга Товита примыкает к так наз. учительной литературе, которая у семитов была всегда в почете и от которой в библии мы имеем несколько чрезвычайно интересных образцов. Мы не будем говорить о всемирном произведении неизвестного гениального поэта – книге Иова – рассмотрение ее не может ограничиться несколькими словами, – а укажем на другое замечательное явление библейской литературы – Екклезиаст, книгу позднего происхождения, вероятно III в. до н. э. Ее безысходный пессимизм отражает время, когда многие стали разочаровываться в необычайных ожиданиях и обетованиях, когда противоположность ожидавшегося величия и действительного унижения становилась нестерпимой, и единственным утешением, кроме обычных утех жизни (3, 22, 5, 17, 8, 15, 9, 7, 9, 11, 9 ел.), оставалось полагать, что жалкое состояние своего народа – удел всего человечества. Совершенно другого типа возникшая в начале II в. книга Иисуса, с. Сирахова. По характеру она примыкает к тому более древнему собранию изречений, которое составлено из самых разнообразных частей и помещено в библии под именем Притчей. По содержанию она соответствует своему девизу – «начало премудрости – страх божий». Для автора страх божий и исполнение закона – понятия тожественные; они обнимают все стороны жизни. Поэтому он неистощим в житейских правилах и советах, и с этой стороны является важным источником для знакомства с культурным состоянием его времени. Советы его исходят из его житейского опыта и большею частью покоятся на серьезной нравственной основе, лишь изредка сбиваясь на внешнюю житейскую мудрость. Он преисполнен великого благоговения к прошлому своего народа (гл, 44–50, так наз. гимн предкам), но мало говорит о будущем; это – трезвая натура, несклонная к апокалиптике. Книга первоначально написана на еврейском языке, в Египте переведена внуком автора еще в 130 г. на греческий. Несколько моложе и выше по изложению книга Премудрости, влагаемая в уста Соломону и представляющая не собрание изречений, а связный, написанный прекрасным греческим языком и не чуждый греческих влияний трактат против безбожия и идолопоклонства. Тема книги: истинная премудрость (сильно ипостасируется в книге) – истинная религия, т. е. религия Израиля. Отсюда идет полемика против единоплеменников, увлекающихся материалистическим эпикуреизмом. При этом автор посвящает экскурс обличению идолопоклонства – можно назвать это место первой попыткой философского объяснения его происхождения и последствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

В любом случае христианин живет в свое время, в миру, среди других людей. И одно дело быть социальным человеком, а другое – человеком мирским. Коринфяне, неправильно поняв слова о том, что им не подобает участвовать в мирских делах, подумали, что им нужно бежать в горы (ср. 1 Кор. 5, 9–10). Но монашество – это нечто другое. Сейчас я говорю не о нем. В монашестве отсутствует не социальный, а только мирской элемент. И здесь нам надо провести четкое разграничение между социальным и мирским элементом. Социальным элементом будет «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» (Рим. 12, 15). Пойти в больницу, чтобы навестить больного. Пойти в дом, где скорбят, как говорит Екклезиаст (ср. Еккл. 7, 2). Это называется социальным элементом. Если же я хожу на танцы, развлечения и всякие мирские мероприятия, это уже называется мирским элементом. Социальный человек, если хотите, по сути не является мирским. И, если хотите, хуже того: мирской человек не социален. Мирской человек, который таскается по всяким светским мероприятиям, чтобы наслаждаться, не ходит в такие места, где есть скорбь, боль и болезнь, он говорит, что он, дескать, чувствительный, что у него сердце может этого не вынести… что он… И даже если допустить, что он отдаст какие-нибудь деньги на бедных, то отдаст он их только на так называемых балах с благотворительной целью; будет танцевать, чтобы отдать свои деньги! Но он не социальный человек. Он обманывает себя, если думает, что он социальный человек; он человек мирской. А христианин локально находится в миру, но тропосно (по способу своего существования) вне его. Поэтому святой апостол Павел в своем первом Послании и предостерегает коринфян от такого неверного понимания: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего » (1 Кор. 5, 9–10). То есть в послании я написал, чтобы вы не связывались с блудниками и безнравственными людьми, но я не имею в виду всех вообще блудников на свете. Потому что я пойду к мяснику, бакалейщику, пекарю. Эти люди могут изменять своим женам, может, они развратники, может, грабители, может, воры, может, идолопоклонники. Меня это не интересует, я пойду к пекарю за хлебом, а к зеленщику – за овощами. А если, говорит святой апостол Павел, вы не хотите общаться и с теми, кто в миру, тогда вам следовало бы выйти из мира, покинуть его, уйти в горы. Я не имею этого в виду, говорит апостол Павел, я имею в виду, что если у какого-нибудь брата сложилась репутация порочного, алчного или еще какого-нибудь дурного человека, тогда вам не следует с ним общаться.

http://pravoslavie.ru/159853.html

Это, как представляется здесь, страна, слишком отдаленная от жизни и Самого Подаятеля ее – Бога, страна тьмы и мрака, куда почти не проникает ни один луч величия и славы Божией, страна почти никогда ненарушимого покоя или сна, молчания или безмолвия, так что в ней не слышится даже и хвалы Господу ( Иов.14:10–12, 3:17, 18 ; Пс.30:18, 87:13, 93:17, 113:24, 25 ; Ис.29:4, 38:18 ; Иер.51:39 ). Жители же ее – это сознательно-разумные существа, но только удрученные самой крайней немощностью и слабостью своих душевных сил. Если они говорят или беседуют, то самым тихим и едва слышным голосом. Если их чувства иногда приходят в некоторое движение, при появлении к ним известных им на земле лиц, то скоро они утихают и потухают, уступая собой место ничем не трогающейся нечувствительности. Вообще же они настолько слабы и беспомощны, что оказываются даже бессильными познавать Бога и возносить Ему подобающие хвалы ( Иов.26:5, 6 ; Ис.14:9, 10 ; Иез. 31:16, 17 ; Пс.6:6, 48:15, 113:25 ; Ис.38:18 ). Естественно поэтому было, ввиду этого, Ветхозаветным праведникам желать того, чтобы Господь избавил их души от ада преисподнего, а также естественно было, при своих верованиях в благодетельное пришествие Мессии, веровать и надеяться, что некогда настанет и то время, когда, если не все, то души праведных будут освобождены из власти ада и войдут в ближайшее общение с Богом. Этой именно верой и надеждой проникнуты слова Псалмопевца: плоть моя вселится на уповании, яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети нетления ( Пс.15:9–10 ), обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя ( Пс.48:16 ), а также слова Екклезиаста: и возвратится перст в землю, яко же бе, и дух возвратится к Богу, иже даде его ( Еккл.12:7 ). Ею, конечно, одушевлялись и все благочестивые иудеи, подтверждением чему могут, между прочим, служить встречающиеся в Книге Премудрости Соломоновой такого рода отрадные по поводу смерти рассуждения, что «души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их, что тогда как для многих исход их кажется погибелью, отшествие их от нас уничтожением, они пребывают в мире ( Прем.3:1–3 ) и живут вовеки, имея награду в Господе и попечение у Вышнего ( Прем.5:15 ); потому-то знать Бога есть полная праведность, и признавать власть Его – корень бессмертия ( Прем.15:3 ), соблюдение же закона – залог бессмертия, а бессмертие приближает к Богу» ( Прем.6:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Отсюда употребляясь как существительное , подобно означает всякого рода благо, το αγαβος и τα αγαβος: здоровье, благодеяние, получаемое от других, успехов в делах, возможные роды и виды величественных совкровищ, также духовных и чувственных удовольствий, и вообще – спокойствие, счастие, блаженство и пр. (см. Гезен. Thesaur. Philol. Crit. p. 544–545; Штоккия Clavis linguau sanctae p. 337). Выражения: в продолжение всей своей жизни (2,3), и во все дни суетной жизни, которые как тень проходят (6, 12) 44 означают, что задача Екклесиаста не в том состоит, чтобы отличить в своём рассуждении все те разнообразные виды предметов из окружающего нас мира, которые доставляют нам приятность, удовольствие, пользу, когда ими обладаем ими, не всегда можем обладать ими, и, обладая ими, 6е всегда получаем от них удовольствие и пользу (слч. 5, 9–6, 9), – или те многоразличные душевные состояния, в минуты которые человек чувствует себя довольным, счастливым, так как эти состояния бывают только временными и случайными (слч. 7, 2. 3. 5 и др.), – а в том, чтобы показать, что именно в суетной жизни человека есть такое, что может быть благом для него всегда, во все дни жизни его, – благом таким, которое может оставаться при нем и которым может пользоваться при самых даже неблагоприятных обстоятельствах жизни (слч. 8, 15 с 14). Такое благо обыкновенно называется благом или счастием истинным, действительным, абсолютным, в отличие от всякого частного блага, имеющего значение только случайное, условное и относительное. Таким образом Екклесиаст в рассматриваемой нами книге рассуждает о том, в чем состоит истинное, действительное благо или счастие человека? Какое отношение этот вопрос имел к современникам Соломона, еврейскому народу, в последние годы правления этого государя? Время Соломонова царствования в истории еврейской нации представляет такую пору, когда народ, после умиротворения со всеми окрестными народами, под руководством своего государя, обратил свою деятельность на все стороннее развитие внутреннего благосостояния, чтобы достигнуть полного благоденствия и счастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Но как, по известным побуждениям, не все песни мудреца Соломона могли взойти в канон священных книг, так точно и притчи его не все могли занять в нем место. И вот из этого полного собрания притчей Соломоновых сам же Соломон позже мог выбрать по содержанию своему важнейшие, относящиеся к истинной мудрости жизни и благочестию, притчи, и составить из них собрание изречений для споспешествования религиозно-нравственному образованию своего народа, – собрание, от которого по тому самому, что оно есть выбор, нельзя требовать строгой связи и внутренней, даже внешней, последовательности. – Мы говорим это не потому, чтобы хотели во что бы то ни стало отстоять мысль, что сам Соломон – составитель этого второго собрания притчей, содержащихся во второй части книги, а для того, чтобы показать, что из таких данных, каковы – отсутствие последовательности и некоторые повторения, не следует выводить таких смелых заключений; при помощи других предположений можно те же самые данные обратить в противную сторону и притом с большей вероятностью. Притом же, продолжим свою речь, – собственно запутанности в расположении притчей, на которую указывают, здесь нет и не может быть о ней и речи; только нельзя приметить здесь внутренней связи между частными, отдельными изречениями, а равно и определенного начала, по которому расположены притчи так именно, а не иначе. Что же касается до повторения изречений, то: а) их немного в этой части, и притом б) подобные повторения находятся и в первой части, которую считают связным и последовательным целым ( Притч.2:16 в Притч.7:5 ; Притч.3:15 в Притч.8:11 ; Притч.9:4 в Притч.9:16 и прочее). Но что же из этого? Их нужно было повторить или потому, что в сопоставлении они получают особый оттенок мысли, или потому, что имеют отношение к предыдущему или последующему. Указывают на то еще, что эта вторая часть притчей едва ли могла быть собрана ранее последних лет жизни Соломона; а так как благочестивый сначала и мудрый царь этот под старость свою более и более уклонялся от пути Иеговы, пока, наконец, пристрастием к своим иноземным женам не был доведен до открытого идолослужения, то едва ли он сам мог составить собрание своих притчей, которое бы могло взойти в канон священных книг, а потому вероятнее, что это сделал не он сам, а кто-либо другой. Но нужно заметить, что предание говорит об его обращении к Богу Иегове в последние годы его жизни, когда он написал книгу, взошедшую в канон священных книг – Екклезиаст. Тогда же он мог составить и это собрание притчей, составляющих вторую часть канонической книги Притчей. – Если первое возможно, то последнее еще возможнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/u...

57 Не по природе животные, от которых они отличаются нравственным инстинктом, но по образу своей жизни и действиям, терял этот инстинкт. Мысль Соломона прекрасно выражена в Пс. 48 нечестивые и надменные богачи называют скотами () людей честных, но бедных и незнатных (ст. 13). Псалмопевец, изобразив ничтожество этих надменных богачей, в заключении говорит: человек, который в чести, но ничего не смыслит, он-то и похож на скот () закалываемый (ст. 21). 58 … В 12, 7 Соломон утвердительно говорит: и возвратиться прах в землю, что он и был; а дух возвратиться в Богу, который дал его. Вопросной формой речи в настоящем месте столько же не отрицается бессмертие человеческого духа, сколько не утверждается и бессмертие души животных, а выражается только, как этот предмет, не изведанный ещё опытом, стоит в живом (практическом) сознании людей, особенно тех, коих Соломон изображает (материалистов в жизни). Вопросная форма употреблена здесь в том же смысле, в каком она встречается в Пс. 89, 11 . кто знает ( ) силу гнева Твоего и Твою ярость, чтобы достойно благоговеть пред Тобою? – Под. обор. В Притч. 31, 10 . Исаи. 58, 1.8 .   60 Перифразом передаём мысль 8 стиха, весьма сжато выраженную в еврейском тексте. буквальный перевод его такой престояние же страны во всем – это (или есть) царь для обрабатываемого поля с означает превосходство, преимущество над чьим или пред чьим ( Еккл. 2, 13. 3. 19, 6, 8 ), с   означает прибыль, выгоду, пользу, успех (1, 3. 3. 9). Иегова, Бог твой, с избытком даст тебе успех () во всяком деле ( ) рук твоих, в () плоде чрева твоего, в () плоде скота твоего и пр. (Второз. 30, 9) успех, крестьяне страны во всем. вм. существ. глагола ( Ewald , Lehrb . D . hebr Sprache § 297. Ausg . 8 ) Царь для обрабатываемого поля – как бы принадлежащей обрабатываемому полю, или, для того, – чтобы обрабатывалось поле, т.е. покровительствующий земледелию. Этот же смысл еврейского выражения заключается в греч. Переводе LΧΧ: και περιοσεια γης επι παντι εςτι βασιλευς του αγρου ‘ειργασμενου. Шлейснер переводит это magna est terrae felicitas, cujus rex agriculturae favet (Nov. Thesaur. Phil. Crit. V. T. P. IV. P.312.)

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Из седми же народов сих, не оставляй никого из них имеющим дыхание: да не научат тебя согрешить предо Мною (Втор.20:16,18). Научая не малодушествовать тех из нас, которые говорят: скоро ли истребишь их, когда их столько, сказал: Не возможеши погубити их в один год, да не будет земля пуста, и умножатся зверие дивии на тя; но мало–помалу, пока умножишься и возрастешь… и умножит Бог пределы твои (Втор.7: 22). Много раз также заповедовал им Бог, говоря: Внимай, да не когда положишь завет с хананеями, которых Я намерен истребить от лица твоего (Втор.7:2). 20. Также, когда Иисус Навин пошел и окружил Иерихон и разрушил его, Бог сказал: Прокляни его, и все что его (Нав.6:16). Еще: когда Иисус хотел сразиться с (жителями) Гая, то Израиль побежал от лица их, не могши противостоять врагам, по причине малого нечего, находившегося под клятвою, что украл Ахар. Тогда Иисус, падши на лице, восплакал пред Богом, говоря: Отврати Израиль выю свою пред враги своими, и Я что сотворю? И сказал ему Архистратиг силы Господней: так как на тебе клятва, Израиль, то не можешь ты устоять против врагов своих (Нав.7:8–13). И (Иисус) не вышел уже на брань, пока не истребил Ахара. Видим также, что Бог отъял царство у Саула, по причине клятвы, какой подвергся он из–за Амалика. И еще: за то, что Ионафан омочил жезл свой (в соте медвене) и обратил во уста свои, Бог не услышал Израиля в день той (1 Цар.14:27–37). Опять Екклезиаст, научая нас, что и малейшая страсть уничтожает силу добродетелей, говорит: Мухи умершия сгнояют елея сладость (Еккл.10:1). Иезекииль также говорит: в какой день совратится праведник от пути правды своея и сотворит неправду, дам болезнь на лице его, и правды его не помяну (Иез.18:24). Опять апостол говорит: Мал квас все смешение квасит (Гал.5:9). Анания же и Сапфира, жена его, когда, взявши (себе) из цены села, солгали, тотчас пали у ног апостолов и испустили дух за малое дело сие. Опять Иаков говорит: Иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен (Иак.2:10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010