Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вмч. Екатерина. Византийская мозаика (XI в.). Монастырь Осиос Лукас, Фокида, Греция Екатерина Александрийская (+ ок. 305 - 313 ), великомученица Память 24 ноября , 25 ноября (Греч. ) Была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимина (305-313). Живя в столице - центре эллинской учёности, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и учёных. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал её избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет её в знатности, богатстве, красоте и мудрости. Мать Екатерины, тайная христианка, повела её за советом к своему духовному отцу, святому старцу, творившему молитвенный подвиг в уединении в пещере недалеко от города. Выслушав Екатерину, старец сказал, что он знает Юношу, Который превосходит её во всем, ибо " красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает его, а умножает, высота рода Его - неизреченна " . Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Истина, к которой рвалась её душа, открылась ей. На прощание старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и велел с верой молиться Царице Небесной - Матери Небесного Жениха о даровании видения Её Сына. Великомученица Екатерина Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Пресвятую Деву, Которая просила Своего Божественного Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвращал Свой лик, говоря, что не может смотреть на неё, потому что она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и не запечатлённый печатью Духа Святого.

http://drevo-info.ru/articles/7997.html

Как брак начинается с таинства венчания, так и девство с некоего таинственного сочетания Христу. Мы имеем в житиях святых много чудных образов этого события. Вот как сочеталась Христу и стала девой Христовой святая великомученица Екатерина. Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимана Максимина (305–313 гг.). Еще будучи в язычестве, «Екатерина, как мудрая девица, твердо решила в своем сердце сохранить во всю жизнь чистоту девства и крайне не хотела замужества. Когда же родные начали усиленно уговаривать Екатерину вступить в брак, она сказала им: – Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги. И так, поищите повсюду, не найдете ли такого юношу, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя бы одного из сих дарований, недостоин меня. После многих тщетных попыток выдать Екатерину замуж мать повела ее к своему духовному отцу, жившему в сокровенном месте за городом. – Знаю я, – сказал он ей, – одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но, по мере раздаяния, все более и более увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему. Внимая сим словам старца, Екатерина подумала, что он говорит ей о каком-нибудь земном князе, – она смутилась, изменилась в лице и спросила старца: правда ли все то, что он ей говорит? Он ответил, что все это правда, и прибавил, что тот Юноша обладает еще другими большими дарованиями, которых невозможно и перечислить. Отроковица спросила его: – Чей же сын восхваляемый тобою Юноша?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Всякое сокращение Богослужения, если таковое теперь, по человеческой немощи, лености, отсутствию молитвенного горения и должного духовного подъёма, неофициально допускается, должно быть разумным – таким, чтобы при этом не страдала целостность и полнота того назидания, которое Св. Церковь , как наша заботливая Мать, в этом богослужебном чинопоследовании нам предлагает. 191. ВОПРОС: Почему у нас память св. Великомученицы Екатерины празднуется 24 ноября, а у греков – 25 ноября? ОТВЕТ : Известны три жития св. великомученицы Екатерины. Одно из них, принадлежащее Метафрасту, указывает днём мученической кончины св. Екатерины 25 ноября, что и принято греками. 192. ВОПРОС: Как Православная Церковь рассматривает обряд обрезания у иудеев? В связи с тенденцией, которая наблюдается в американских госпиталях, из соображений, якобы, гигиены, обрезывать новорожденных младенцев, вопрос этот ныне становится весьма актуальным. 1 . Допустимо ли обрезание с религиозной точки зрения? 2 . Какие могут быть последствия с физиологической точки зрения? 3 . Может ли отразиться эта операция на психике ребенка? ОТВЕТ : Обряд обрезания у иудеев в своё время – в эпоху Ветхого Завета имел великое значение и совершался над всеми младенцами мужеского пола в 8-ой день по рождении их, В ЗНАМЕНИЕ ЗАВЕТА БОГА С АВРААМОМ, как с родоначальником избранного народа Божия, каковым были иудеи в Ветхом Завете. «Авраам был девяносто девяти лет, и Господь явился Аврааму и сказал ему: Я БОГ ВСЕМОГУЩИЙ: ХОДИ ПРЕДО МНОЮ И БУДЬ НЕПОРОЧЕН, И ПОСТАВЛЮ ЗАВЕТ МОЙ МЕЖДУ МНОЮ И ТОБОЮ... ЗАВЕТ ВЕЧНЫЙ В ТОМ, ЧТО Я БУДУ БОГОМ ТВОИМ И ПОТОМКОВ ТВОИХ ПОСЛЕ ТЕБЯ... ТЫ ЖЕ СОБЛЮДИ ЗАВЕТ МОЙ, ТЫ И ПОТОМКИ ТВОИ ПОСЛЕ ТЕБЯ В РОДЫ ИХ... ДА БУДЕТ У ВАС ОБРЕЗАН ВЕСЬ МУЖЕСКИЙ ПОЛ... И СИЕ БУДЕТ ЗНАМЕНИЕМ ЗАВЕТА МЕЖДУ МНОЮ И ВАМИ " (см. Быт.17:1–14 ). Это повеление об обрезании было повторено затем Моисею, как вождю избранного народа Божия, что видно из кн. Исх.12:44 и кн. Лев.12:3 . С тех пор иудеи с особой точностью и тщательностью соблюдали этот обряд обрезания. Обрезание стало главным посвятительным актом, обязательным для каждого мужчины-израильтянина, желающего быть полноправным членом избранного народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вот как, — сказал языческий мудрец, кончая свою речь, — самые первые и славнейшие стихотворцы почитали богов, и ясно называли их бессмертными. Почему и тебе не должно заблуждаться, и поклоняться Распятому, как Богу, ибо никто из древних мудрецов не только не называл Его Богом, но даже и не знал о Нем. На что святая Екатерина воодушевившись возразила: — Но, ведь Гомер же сам, в других стихах о Зевсе говорит,    что он был лживый, и лукавый, и обманщик, и что другие боги — Гера, Посейдон, Афина    хотели связать его, но он успел от них сокрыться. Подобных дел, внушающих презрение к тем, кого вы называете богами, описано немало в ваших книгах, но так, как ты сказал, что ни один из древних не знал о Боге Распятом, то слушай, что говорят о Нем мудрейшие Сивиллы, прорицательницы ваши, чьи книги хранятся вами как святыня в Капитолийском храме Зевса, и в храме Аполлона на Палатинском холме:  «Во времена позднейшие придет на эту землю Некий, и примет на себя Он нашу плоть греха, но беспредельным всемогуществом Творца и Бога    разрушит тление страстей в Своем творении. Но, позавидуют Ему неверующие люди, и будет Он повешен на высоком месте, как злодей, среди злодеев достойных смерти». Так, святая Екатерина, воодушевившись, доблестно отвечала языческим мудрецам перед всем народом. И сбылось на ней слово Господне, которое нам передает Божественный Евангелист Лука: «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить; ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лук.12,11-12). «Ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам» (Лук.21,15). И продолжала святая Екатерина говорить к собранию языческих философов: — Вспомните, что и ваш мудрец Аполлоний, чьи изречения, записанные в книгу, хранятся в священном месте его храма, столь почитаемый вами в нашем граде Александрии, помимо своей воли, принуждаемый Богом, исповедует Христа, и говорит: «Один Он, Небесный, побуждает меня исповедать Его.

http://pravmir.ru/svyataya-velikomucheni...

крещения. Возвратившись домой и став на молитву пред иконою, она заснула и увидела, что Младенец смотрел на нее милостиво и сказал Матери: «теперь она столь же богата и премудра, сколько прежде была бедна и неразумна. Хочу, чтобы она была Моя нетленная и вечная невеста». Потом Младенец надел на ее руку чудный перстен. Проснувшись, Екатерина увидела перстень на руке своей и воспламенилась любовию к небесному Жениху. В это время в Александрию прибыл царь Максентий, жестокий гонитель церкви, и устроил всенародное языческое торжество. Святая Екатерина, явясь на это празднество, обличала царя в служении бездушным идолам и увещевала его познать истинного Бога. Царь позвал философов, чтобы они защитили язычество. Екатерина победила их в споре, убедительно доказав превосходство христианства пред язычеством. Разгневанный царь приказнл казнить философов, а Екатерину предать жесточайшим мучениям, которые она перенесла с дивным «терпением», и заключить в темницу. Здесь Сам Господь явился к ней с ликами св. ангелов и сказал: «Я всегда с тобою! Терпением своим ты многих обратишь ко Мне». В отсутствии Максентия, жена его Августа (Василисса), в сопровождении стратилата Порфирия и 200 воинов, посетили Екатерину в темнице, и мученица своею беседою всех их обратила ко Христу. Возвратившийся царь приказал казнить сперва обращенных Екатериною а потом и ее. Она была обезглавлена в 310 году. II. а) Из повествования о жизни св. великомученицы Екатерины вы, братие, видите, прежде всего, что внешния достоинства наши, как-то: ум, красота, богатство, без внутренних достоинств – твердой христианской веры и любви, мало имеют значения у Бога. Научитесь же из сего, братие, ценить достоинства человека не по внешности, красоте, богатству и другим отличиям, но по внутренним – вере, любви и благочестию. Научитесь из сего и вы, христианские девицы, украшать себя твердою верою, преданностию Богу и любовию к Нему. Скромность и целомудрие да будет всегда с вами. Св. апостол говорит: да будет украшением вашим не плетение волос, не золотые уборы, или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом ( 1Nemp. III, 3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тех, кто приступил к добродетельной жизни, святой отец предупреждает о возможных опасностях и учит: «Во всех деяниях, которыми стараемся угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы. Во-первых, борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу. Во-вторых, когда они в сем первом покушении бывают побеждены, то стараются, чтобы сделанное не было по воле Божией. А если тати оные и в сем умышлении не получают успеха: тогда уже тихим образом приступивши к душе нашей, ублажают нас, как живущих во всем Богоугодно» (Сл. 26, 8,). Поэтому ни перед добрым дело, ни во время его совершения, ни после нельзя предаваться духовной беспечности, ибо не дремлют, желающие расхитить наши духовные плоды. Конечно, нет возможности в кратком слове даже упомянуть о всех полезных наставлениях святого отца. Жаждущий может сам напиться из этого благодатного источника живой воды, который много веков струится в ограде Православной Церкви. Не ошибемся, если скажем, что для нас, молящихся в храме св. Екатерины чтение «Лествицы» будет особенно благотворным, ибо пр. Иоанн Лествичник был игуменом горы Синайской – того самого монастыря, где покоятся нетленные мощи небесной покровительницы нашего храма. Так что он особенно духовно близок к нам и по его молитвам и святой великомученицы Екатерины Господь поможет нам обогатиться духовным сокровищем, содержащемся в этой замечательной книге. В прошлый воскресный день Церковь призывала нас взять на плечи свой крест и безропотно нести его, а сегодня нам открылось, что нести его придется не по ровной дороге, а возносить по лестнице вверх, поднимаясь со ступени на ступень. Узнав об этом никто да не унывает, ибо Тот, Кто повелел нам безропотно принять крест свой – Господь наш Иисус Христос , – Он же и сказал нам в подкрепления: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф. 11, 29–30 ). Аминь. Москва, храм св. вмц. Екатерины на Всполье. 18 марта 2007 года Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/m...

В это время в Александрию прибыл царь Максентий, жестокий гонитель Церкви, и устроил всенародное языческое торжество. Святая Екатерина, явясь на это празднество, обличила царя в служении бездушным идолам и увещевала его познать истинного Бога. Царь позвал философов, чтобы они защитили язычество. Екатерина победила их в споре, убедительно доказав превосходство христианства пред язычеством. Разгневанный царь приказал казнить философов, а Екатерину предать жестоким мучениям, которыя она перенесла с дивным терпением, и заключить в темницу. Здесь Сам Господь явился к ней с ликами св. ангелов и сказал: «Я всегда с тобою! Терпением своим ты многих обратишь ко Мне». В отсутствии Максентия, жена его Августа (Василисса), в сопровождении стратилата Порфирия и 200 воинов, посетила Екатерину в темнице, и мученица своею беседою всех их обратила ко Христу. Возвратившийся царь приказал казнить сперва обращенных Екатериною, а потом и ее. Она была обезглавлена в 310-м году. 1) Из повествования о жизни св. великомученицы Екатерины вы, братия, видите, прежде всего, что внешния достоинства наши, какъ-то ум, красота, богатство, без внутренних достоинств – твердой христианской веры и любви, мало имеют значения у Бога. Научитесь же из этого, братия, ценить достоинства человека не по внешности, красоте, богатству и другим отличиям, но по внутренним – вере, любви и благочестию. Научитесь из этого и вы, христианския девицы, украшать себя твердою верою, преданностию Богу и любовию к Нему. Скромность и целомудрие да будут всегда с вами. Святый апостол говорит: «да будет украшением вашим не плетение волос, не золотые уборы, или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» ( 1Петр. 3, 3. 4 ). Ходите всегда в приличном одеянии со стыдливостию и целомудрием, украшайте себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами ( 1Тим. 2, 9 ). Внешния украшения ваши, равно и красота ваша тогда только будут ценны у Господа Бога, когда вы будете украшать себя твердою верою в Бога, любовию и страхом Божиим. Без этого вам никогда не снискать себе милости и благословения Божия, и украшения ваши и красота ваша, чрез которыя могут быть прельщены ко греху многия души, послужат вам еще в большее осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЕТХИЙ ДЕНМИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Христос Ветхий Денми. Фреска XIV в. из Убиси, Грузия. Ветхий денми (греч. παλαιος ημερϖν) - древний днями, именование Бога у пророков. Ветхий денми - название одного типа иконографии Иисуса Христа , где Господь изображён седовласым долгобородым старцем. Нередко Его пишут с восьмиконечным нимбом . Иногда образ ошибочно осмыслялся как изображение Бога Отца . В основе иконографии - текст Книги пророка Даниила , описывающий видение Ветхого денми, одеяние Которого " было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна " ( Дан 7, 9 ), и Откровения апостола Иоанна Богослова : " глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег " ( Откр 1, 14 ). Святые отцы связывали этот образ с темой Воплощения Предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиепископ Андрей Кесарийский в толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: " Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он однако древний, точнее - Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы " . Так же понимает этот образ Михаил Хониат, митрополит Афинский : " Белые волосы означают вечность. Говорят, они появились с Ним, Который был с начала, с Ветхим Деньми; и однако Он, принес " нный за нас в жертву, - Младенец в Воплощении " . Тема Воплощения звучит и в текстах службы на Сретение: " Ветхий Деньми, иже закон древле в Синае дав Моисею, днесь Младенец видится " (1-я стихира на литии); " Ветхий Деньми младенствовав плотию, Материю Девою в церковь приносится " (литийная стихира на " И ныне " ). Ветхий денми. Энкаустическая икона (VII в.). Монастырь Святой Екатерины на Синае Самое раннее из известных изображений Ветхого денми - икона VII века из монастыря великомученицы Екатерины на Синае , представляющая Ветхого денми во славе. Надпись " Эммануил " соответствует святоотеческому толкованию этого образа.

http://drevo-info.ru/articles/13843.html

Исходу предшествовало одно из самых важных за всю историю избранного народа богоявлений. Моисей пас овец своего тестя в пустыне. Он дошел до горы Хорив и увидел, что терновый куст охвачен пламенем, но не сгорает. Моисей стал приближаться к нему. Но Бог воззвал к нему из среды куста: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3, 5–6). Неопалимая купина. Монастырь Св. Екатерины, Синай, Египет      Внешняя сторона видения — горящий, но не сгорающий терновный куст — изображал бедственное положение евреев в Египте. Огонь, как сила истребляющая, указывал на тяжесть страданий. Как куст горел и не сгорал, так и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий. Это является прообразом Боговоплощения. Святая Церковь усвоила символ Неопалимой Купины Божией Матери. Чудо заключается и в том, что этот терновый куст, в котором Господь явился Моисею, сохранился до наших дней. Он находится в ограде синайского монастыря Святой великомученицы Екатерины. Явившийся Моисею Господь сказал, что вопль страдающих от египтян сынов Израиля дошел до Него. Бог посылает Моисея совершить великую миссию: выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3, 10). Моисей смиренно говорит о своей немощи. На эту нерешительность Бог отвечает ясными и полными всепобеждающей силы словами: Я буду с тобою (Исх 3, 12). Моисей, принявший от Господа высокое послушание, спрашивает имя Пославшего. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Исх 3, 14). Словом Сущий в синодальной Библии передается сокровенное имя Божие, начертанное в еврейском тексте четырьмя согласными (тетраграмма): YHWH. Приведенное место показывает, что запрет произносить это сокровенное имя появился гораздо позже времени исхода (может быть, после вавилонского плена). Во время чтения вслух священных текстов в скинии, храме, а позже в синагогах произносилось вместо тетраграммы другое имя Божие — Адонаи. В славянском и русском текстах тетраграмма передается именем Господь. На библейском языке Сущий выражает личностное начало абсолютного самодостаточного бытия, от которого зависит существование всего тварного мира.

http://pravoslavie.ru/103661.html

Мусульманку отличить легко. У нее всегда покрыта голова. Правда, покрывают голову замужние женщины. Это как у апостола: «Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа… и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею…» ( 1 Кор. 11, 7-10 ). То есть, покровение головы – знак, что жена принадлежит мужу. Но и девушка, когда появляется одна, также надевает покрывало на голову – чтобы к ней не приставали мужчины (а они невероятно навязчивы). Наверное, это знак, что она принадлежит семье, предположили мы. Как правило, девушки одеваются скромно, но иногда, при желании, – и очень раскованно. Почему женщины здесь такие полные? – размышляли мы… Скорее всего, виной тому – их образ жизни. Они мечтают выйти замуж и, когда это состоится, принадлежат отныне и навсегда мужу. Обнажаться в присутствии кого-либо постороннего запрещено, развод практически невозможен. Брак – это своего рода крест на всю жизнь. Замужняя женщина не работает, а ведет хозяйство, воспитывает детей. Ее жизнь ограничена рамками дома, семьи. И единственным развлечением тут становится пища. Едят арабы много. Мы дивились, глядя на их тарелки, нам казалось, что съесть это невозможно, но они расправлялись с этим очень быстро. Полноте способствует и сама пища: много жирного, мучного и сладостей.   14 февраля. Монастырь св. Екатерины Сегодняшнюю поездку к Неопалимой купине, горе Синай и в монастырь св. великомученицы Екатерины мы воспринимали как паломничество. Но, прибыв на место, были немало смущены тем, что святое место превращено в туристическую мекку. Больше десятка огромных автобусов, иностранцы, отовсюду хлынувшие в монастырь. Все заполнено людьми. Курят, громко разговаривают, кричат гиды, стараясь перекричать других, назойливые арабы, пристающие к туристам. Не тронул храм, оформленный не в древнем, а в традиционном греческом стиле: безвкусные иконы, стандартные паникадила. Как ни странно, оставила равнодушной и Купина (может быть, из-за множества толпящихся, курящих, разговаривающих людей). Пытались молиться, чтобы шум не допустить во внутренние покои души, и это получалось. Само место, видимо, способствовало этому.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010