Конференция, посвященная 1000-летию русского монашества на Афоне, организована Ейской епархией 9 июня 2016 г. 16:27 7 июня 2016 года в Екатерино-Лебяжском Николаевском мужском монастыре Ейской епархии состоялась межъепархиальная научно-практическая конференция «Русское монашество на Святой горе Афон: связь времен», посвященная 1000-летию русского монашества на Афоне. Конференцию предварил молебен у икон, написанных на Святой Горе Афон, во время которого  над монастырем прошел воздушный крестный ход с иконой «Благодатное небо». Икону написали сестры Марие-Магдалининского женского монастыря епархии. Далее епархиальное и приглашенное духовенство отслужили Божественную литургию с участием сводного хора священников Ейской епархии. В адрес конференции направили свои поздравления митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор , губернатор Краснодарского края В.И. Кондратьев, схиархимандрит Иеримия (Алехин), игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. В работе конференции под председательством епископа Ейского и Тимашевского Германа приняли участие руководитель общественной организации «Региональная национально-культурная автономия греков Краснодарского края» А.Н. Попандопуло, настоятель  Свято-Духова монастыря г. Тимашевска архимандрит Иоанн (Коновалов), настоятель Екатерино-Лебяжского Николаевского мужского монастыря игумен Никон (Примаков), настоятель храма-часовни благоверного князя Александра Невского г. Краснодара архимандрит Амвросий (Диденко), директор Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова А.Ф. Иванов, насельник Екатерино-Лебяжского Николаевского мужского монастыря игумен Григорий (Хоркин). Участниками конференции стали монашествующие, духовенство, представители краевой власти, казачество, научная общественность, православная молодежь, паломники. Для гостей были организованы фотовыставка «Жизнь монастырей Ейской епархии», общее фотографирование, экскурсия по музею истории монастыря и подворью, братская трапеза. Ейская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

2. Утвердить епископа Енисейского и Лесосибирского Никанора в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского мужского монастыря города Енисейска.   ЖУРНАЛ 55 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии и переносе монастырей, о назначении на должность и освобождении от должности игуменов, наместников и игумений монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Воронежского и Лискинского Сергия освободить игумению Михаилу (Сафонову) от должности игумении Спасо-Преображенского Толшевского женского монастыря города Воронежа. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия назначить иеромонаха Серафима (Краснова) на должность наместника Абалакского Знаменского мужского монастыря села Абалак Тобольского района Тюменской области. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия назначить иеромонаха Михея (Селякова) на должность наместника Троицкого мужского монастыря города Тюмени. 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла открыть женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Умиление» города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Георгию (Алгинину). 5. В связи с прошением Преосвященного митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима назначить монахиню Александру (Макову) на должность игумении Троицкого женского монастыря города Пензы. 6. В связи с прошением Преосвященного епископа Ейского и Тимашевского Германа освободить игумена Григория (Хоркина) от должности игумена Екатерино-Лебяжского Николаевского мужского монастыря поселка Лебяжий остров Брюховецкого района Краснодарского края и назначить на эту должность иеромонаха Никона (Примакова). 7. В связи с прошением Преосвященного епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила перенести Казанский женский монастырь из города Кара-Балта Жаильского района Чуйской области в город Балыкчи Иссык-Кульской области Кыргызской Республики.

http://patriarchia.ru/db/text/4158601.ht...

Постановили: 1. Утвердить епископа Благовещенского и Тындинского Лукиана в должности священноархимандрита Свято-Троицкого мужского монастыря в селе Троицкое Ивановского района Амурской области. 2. Утвердить епископа Енисейского и Лесосибирского Никанора в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского мужского монастыря города Енисейска. 55 Слушали: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии и переносе монастырей, о назначении на должность и освобождении от должности игуменов, наместников и игумений монастырей. Постановили: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Воронежского и Лискинского Сергия освободить игумению Михаилу (Сафонову) от должности игумении Спасо-Преображенского Толшевского женского монастыря города Воронежа. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия назначить иеромонаха Серафима (Краснова) на должность наместника Абалакского Знаменского мужского монастыря села Абалак Тобольского района Тюменской области. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия назначить иеромонаха Михея (Селякова) на должность наместника Троицкого мужского монастыря города Тюмени. 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла открыть женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Умиление» города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Георгию (Алгинину). 5. В связи с прошением Преосвященного митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима назначить монахиню Александру (Макову) на должность игумении Троицкого женского монастыря города Пензы. 6. В связи с прошением Преосвященного епископа Ейского и Тимашевского Германа освободить игумена Григория (Хоркина) от должности игумена Екатерино-Лебяжского Николаевского мужского монастыря поселка Лебяжий остров Брюховецкого района Краснодарского края и назначить на эту должность иеромонаха Никона (Примакова).

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Воронежского и Лискинского Сергия решено освободить игумению Михаилу (Сафонову) от должности игумении Спасо-Преображенского Толшевского женского монастыря города Воронежа. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия решено назначить иеромонаха Серафима (Краснова) на должность наместника Абалакского Знаменского мужского монастыря села Абалак Тобольского района Тюменской области. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия решено назначить иеромонаха Михея (Селякова) на должность наместника Троицкого мужского монастыря города Тюмени. 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла решено открыть женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Умиление» города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Георгию (Алгинину). 5. В связи с прошением Преосвященного митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима решено назначить монахиню Александру (Макову) на должность игумении Троицкого женского монастыря города Пензы. 6. В связи с прошением Преосвященного епископа Ейского и Тимашевского Германа решено освободить игумена Григория (Хоркина) от должности игумена Екатерино-Лебяжского Николаевского мужского монастыря поселка Лебяжий остров Брюховецкого района Краснодарского края и назначить на эту должность иеромонаха Никона (Примакова). 7. В связи с прошением Преосвященного епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила решено перенести Казанский женский монастырь из города Кара-Балта Жаильского района Чуйской области в город Балыкчи Иссык-Кульской области Кыргызской Республики. 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Североморского и Умбского Митрофана решено освободить игумена Даниила (Топоева) от должности наместника Свято-Троицкого Трифонов Печенгского мужского монастыря поселка Луостари Печенгского района Мурманской области и назначить на эту должность иеромонаха Давида (Дубинина).

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/14/v_...

Состоялась встреча митрополита Екатеринодарского Григория с членами Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих 6 сентября 2021 г. 17:50 6 сентября 2021 года в епархиальном управлении Екатеринодарской епархии состоялась встреча митрополита Екатеринодарского и Кубанского Григория с членами Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви. Выездная экспертная комиссия прибыла в Кубанскую митрополию  с цнлью подготовки к реализации программы курсов для насельников монастырей. В состав комиссии вошли: архимандрит Феофилакт (Безукладников) , заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря , — председатель выездной комиссии; монахиня Анувия (Виноградова), секретарь Межведомственной комиссии, казначея  Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря ; монахиня Феонилла (Харченко), помощница секретаря Межведомственной комиссии, насельница Иоанно-Предтеченского монастыря. Митрополит Григорий и архимандрит Феофилакт (Безукладников) обсудили организационные вопросы, связанные с открытием базовых учебных площадок для обучения монашествующих Кубанской митрополии, методику преподавания богословских предметов. «Мы приложим все усилия, чтобы курсы для обучения монашествующих в нашей митрополии открылись и принесли добрый плод», — сказал архиерей. Продолжительность богословских курсов — три года, первые занятия на учебных площадках должны начаться уже в сентябре. Кубанская митрополия — 42-я в Русской Православной Церкви, где будут открыты богословские курсы для образования монашествующих. Члены комиссии посетили основную базовую площадку в Екатеринодарской духовной семинарии, где встретились с руководством и преподавателями, ознакомились с материально-техническим обеспечением, библиотечным фондом, в котором представлена вся необходимая богословская литература. В планах двухдневного рабочего визита выездной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви — посещение женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица» города Краснодара, монастырского подворья в станице Пластуновской, посещение женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» в городе Апшеронске. Также члены комиссии побывают в Ейской епархии , в Марие-Магдалинском женском монастыре станицы Роговской и Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни. На всех учебных площадках пройдут встречи с игумениями и игуменами, насельницами и насельниками обителей — слушателями богословских курсов, будут проверены техническое обеспечение и библиотечный фонд.

http://patriarchia.ru/db/text/5840875.ht...

1803 г. 2803), разослано по всем церквам Черномории. Межигорская библиотека передана была в войсковое училище, а из него поступила в войсковую гимназию, по упразднении которой находится во временном пользовании Екатеринодарской городской мужской гимназии». В связи с выходом книги «Черноморская Николаевская пустынь при Лебяжьем лимане» (Харьков, в университетской типографии, 1856), содержащей главу «Книги межигорские», наказной атаман войска и первый писатель Кубани, ровесник А.С. Пушкина Яков Герасимович Кухаренко писал украинскому историку А.А. Скальковскому: «Посылаю недавно вышедшее описание Черноморской Николаевской (Екатерино-Лебяжской) пустыни. В ней замечательные по своей древности книги, которых только часть в пустыни, прочие в Войсковом соборе и нашей гиназии». Впрочем, все эти факты содержатся в последних по времени публикациях о книгах межигорских. К примеру, в обстоятельной обзорной статье – «Судьба реликвий Межигорского монастыря», А.И. Слуцкий, О.В. Кирьянова («Кубань- Украина ». Выпуск 3, ООО Картика, Краснодар, 2008). Ранее выходила статья А. Слуцкого и Б. Фролова «Судьба реликвий Межигорского монастыря» («Родная Кубань», 3, 2004). Их же статья («Станица 1 (44), 2005). Наконец, к двухсотлетию Краснодарской краевой научной библиотеки им. А.С. Пушкина выпущен каталог «Книжные памятники Кубани», в котором говорится о сохранившихся на сей день межигорских книгах: «Самой старинной частью этой группы изданий в редком фонде библиотеки являются книги из Межигорского монастыря, который находился в Запорожской Сечи и был вторым по значению на Украине после Киево-Печерской Лавры. Путём полистного просмотра сотрудниками отдела было обнаружено восемь книг из Межигорья. Их можно считать первыми книгами на Кубани…» (Краснодар, 2000). Я видел эти книги, поразившие меня кроме самого факта их существования, высочайшим качеством их реставрации. А потому повторять известные факты нет никакой надобности. Следует отметить обстоятельства более важные. В этих постоянных обзорных пересказах о судьбе книг межигорских, не отдаётся что ли полного отчёта в том, что после революции начала ХХ века и Гражданской войны, в условиях революционного анархизма, развязанной в обществе борьбы с «мракобесием» веры, эти книги могли оказаться где угодно… С этого времени начинается их новая история и новая судьба.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/19/...

564. Чагринский – Покровский , женский, общежительный, Самарской губ., Николаевского у., Колокольцовской волости, при селе Покровском, в 105 вер. к сев.-вост. от Николаевска и в 12 вер. от села Колокольцовки. Учрежден под именем женской общины в 1874 г. на средства помещицы Васильевой и купца Головачева, из коих первая пожертвовала 12 тыс. р., а второй 1.420 дес. земли, со всеми постройками, возведенными для помещения общины и при ней богадельни. В 1884 г. община переименована в общежительный монастырь. С 1879 г. здесь существует училище. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1875 г., 14, ст. 185; 1885 г., 15, ст. 126; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1874 г., 82; 1884 г., 234, 253. 565. Черкасский – Покровский , женский, заштатный, на южной оконечности гор. Черкас, Киевской губ. Основан в 1818 г. инокинею Афанасиею на купленной ею земле. Здесь помещается богадельня для старух. Похилевич, “Сказ. о насел. мест. Киев. губ.”, 614. 566. Черкасский – Успенский , мужской, заштатный, Киевской губ., Черкасского у., в 5 вер. от Черкас, на возвышенном берегу р. Днепра. Основан в 1810 г. иноком Пименом. Здесь помещается богадельня для стариков. Похилевич, “Сказ. о насел. мест. Киев. губ.”, 613. 567. Черноморская – ЕкатериноЛебяжскаяНиколаевская , мужская пустынь, заштатная, Кубанской области, Екатеринодарского округа, в 100 вер. к сев. от Екатеринодара, на зап. берегу Лебяжского лимана, близ Бейсугского гирла. Основана в 1794 г., и до 1872 г. пользовалась содержанием от Черномор. казач. войска, управление которого принимало участие в делах обители. В 1872 г. она поступила в полное и исключительное ведение Кавказ. епарх. начальства, при чем в видах обеспечения в средствах ей предоставлено в собственность 522 десят. войсковой земли, все движимое и недвижимое имущество, в том числе вод. муком. мельницы, 2 рыболов. завода и капитал единовременно в 50.000 руб. При м-ре есть школа для мальчиков. “Ист. Рос. Иер.”, VI, 699; “Полн. Собр. Зак.”, 1847 г., XXIII, 17235; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1872 г., 91 (принятие в епарх. вед.); 1884 г., 235 (школа); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 492; “Известия Археолог. Общ.”, 1868 г., VI, 27 (церковн. древности); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1875 г., II, смесь, 65–67 (письма еписк. Игнатия Брянчанинова) ; Григорович, “Обозр. учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 699; Филарет (Гумилевский), архим. Черноморская Николаевская пуст. при Лебяжьем лимане. Х., 1856; Григорович Н. И. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей, со времени введения штатов по Духовному ведомству: 1764-1869 гг. СПб., 1869. С. 10-14; Самуил (Сардовский), архим. Екатерино-Лебяжская Николаевская общежит. пуст. Кубанской обл.//Кавказские ЕВ. 1878. 11. С. 382-390; 12. С. 413-423; 13. С. 440-464 (отд. изд.: М., 1890); Зверинский. Т. 1. 567; Короленко П. П. Церковные древности кубанских казаков. М., 1905; Денисов. С. 340-341; Воскресенский А. Черноморская Екатерино-Лебяжеская Николаевская общежит. пуст. Кубанской обл.: (Из путевых заметок паломника). Н. Новг., 1909; Описание Екатерино-Лебяжской Николаевской войска Черноморских казаков пуст.//Ставропольские ЕВ. 1909. 1. С. 16-25; Кияшко И. И. Екатерино-Лебяжская св. Николая пуст.//Кубанский сб. Екатеринодар, 1910. Т. 15. С. 209-230; Памяти прп. Сергия Радонежского: Сб./Сост.: А. И. Слуцкий. Краснодар, 1992; Раздольский С. А. Черноморская Екатерино-Лебяжская Николаевская пуст.//Сб. работ преподавателей гуманит. наук. Краснодар, 1994. С. 145-150; он же. Монастырские обители юга России, их роль в религ. и культурном развитии края в XIX - нач. XX вв. Майкоп, 2003. С. 7-18; Матвеев О. В. Слово о Кубанском казачестве. Краснодар, 1995; Шептун С. В. Из истории правосл. Церкви на Кубани. Краснодар, 1995; Бороденко В. Е. Землевладение и доходы мон-рей Предкавказья: (кон. XVIII - нач. XX вв.)//Проблемы истории Сев. Кавказа. Краснодар, 2000. С. 68-73; она же. Мон-ри и монашество//Дело мира и любви: Очерки истории культуры и православия на Кубани/Ред.: О. В. Матвеев. Краснодар, 2009. С. 218-229; Из положения о Черноморском казачьем войске о духовенстве, церквах и богоугодных заведениях//Правосл. Церковь на Кубани: Сб. док-тов. Краснодар, 2001. С. 45-46; Указ имп. Екатерины II об учреждении Екатерино-Лебяжской Николаевской пуст.//Там же. С. 333; Бондаренко В., свящ. По страницам летописи Екатерино-Лебяжской Св.-Николаевской пуст.//Отрадненские ист.-краевед. чт.: Мат-лы регион. науч. конф. Армавир; Отрадная, 2013. Вып. 1. С. 184-189; Терещенко К. Возвращение к св. обители//Кубанские новости: Газ. Краснодар, 2014. 129.

http://pravenc.ru/text/2463219.html

Территория Предкавказья включает две большие административно-географические области – Ставрополье и Кубань, входившие с 1843 года в Кавказскую и Черноморскую епархию, выделенную из Астраханской, а затем (относительно недолго – в 1829–1842 гг.) из Донской епархии. С образованием новой епархии на плечи ее архипастырей и всего духовенства легло множество трудных забот по христианизации прежде малодоступного края, обескровленного материально и духовно Кавказской войной. Разнообразие природных условий этой территории, простирающейся от зоны полупустынных степей до влажных лесистых предгорий Большого Кавказа, исторически накладывало глубокий отпечаток на уклад жизни кочевого и оседлого населения региона. А как следствие – и их вероисповеданий, степени религиозности, предрасположенности к исповеданию православной «греко-российской» веры… В наше время Россия, включая и регион Предкавказья, переживает во многом сходную ситуацию. Это связано с необходимостью новой проповеди православия на атеистически выхолощенной территории «Красного пояса», как эти земли называли в советский период. Возможно, знание истории христианской жизни и проповеди, звучавшей здесь 120 лет назад, поможет христианам XXI века, возрождать благочестие родного края… Важной заботой епископов Кавказской и Черноморской епархии, как и всех ее клириков и монашествующих, по мере освоения территории Предкавказья Россией становится миссионерство среди местного и пришлого населения, в том числе создание и увеличение числа монастырей. Известно, что монастыри на Руси – исстари хранители христианского благочестия и разнообразных знаний, как в области религии и мировой культуры, так и ремесел, ведения крестьянского хозяйства. Именно они становились в новообразованной епархии центрами православия, к которым тянулись души верующих и благочестивых людей всех сословий и национальностей, населявших теперь эти места, прежде именовавшиеся Диким Полем. Если на первом году существования епархии мы находим упоминания только о трех монастырях: Кизлярском Крестовоздвиженском монастыре, Екатерино-Лебяжской Черноморской Николаевской пустыни и Кавказском Архиерейском Доме – об отводах и пожертвованиях им земель и прочих материальных средств , то через 40 лет (в частности, к 1884 году) в епархии существовало уже 7 монастырей: Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь, Иоанно-Мариинский женский монастырь, Кизлярский Крестовоздвиженский общежительный мужской монастырь, Свято-Михайло-Афонская Закубанская общежительная пустынь, Черноморская Марии-Магадинская женская пустынь, Екатерино-Лебяжская Николаевская общежительная пустынь и Архиерейский Кавказский Дом .

http://bogoslov.ru/article/2558080

45 Троицкий Гледенский муж. монастырь находится на правой стороне реки Сухоны, ниже города Устюга в 2,5 верстах, на высокой горе, исстари называемой Гледеном. От этой-то горы и соборной монастырской церкви во имя Св. Троицы и сам монастырь получил свое название. Судя по древности города, бывшего на Гледенской горе, надобно полагать, что и монастырь основан там не позже, по крайней мере, XII столетия, и, следовательно, есть самый древний из всех, находившихся в Двинской области. См.: Описание Велико-Устюжского Архангельского и приписного к нему Троицкого Гледенского монастырей. Сост. П.И.Савваитов . СПб. 1848, с. 35. 47 Монастырь освящен в 1844 г. 9 мая, в присутствии всех местных властей и многочисленного стечения лиц разных исповеданий. Извлеч. из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1844 г. С. 11. 48 В ведомости о монастырях и монашествующем духовенства по Харьковской епархии за 1866 год, монастырь этот назван: «Верхохарьковская Николаевская обитель». 49 2-е Полн. Собр. Законодательства. Т. XVI, 14100. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1841 г., с. 41. 50 Хорошевский Вознесенский женский II-ro класса монастырь находится в 15 верстах от г. Харькова, близ села Хорошева. Основан в XVII веке. Дело Архива Святейшего Синода 1844 года, 2432. 2-е Полн. Собр. Закон, т. ХХ, 18881. 51 История учреждения Екатерино-Лебяжской Николаевской мужской пустыни изложена под III, с. 10. 52 Ладинский или Ладонский-Пушкарский Покровский, Полтавской епархии 3-го класса женский монастырь находится в Прилуцком уезде, на правой стороне реки Удая, в селе Ладыне. Время основания его неизвестно. Существование его относят к XVI веку, а в 1619 году, по желанию княгини Ирины Михайловны Вишневецкой, обращен в женский. Ист. Росс. Иерархии, ч. V, с. с. 2–3. 53 Одесский Михайло-Архангельский женский монастырь основан в 1841 г., с училищем для малолетних девочек. История учреждения его помещена под XII, с. с. 59–66. 55 Тихвинская община существует со времени открыли города Кирсанова, т. е. с 1783 года. Учредительницей ее была девица Марфа Апарина. Дело архива Святейшего Синода 2450, 1845 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007