Он укрепит твое сердце, и мучение не коснется души твоей. Такими и многими подобными словами святая Екатерина укрепляла царицу Августу в предстоящем ей подвиге так, что сопровождавший царицу Порфирий, изумленный видом святой мученицы, и слушая ее духоносные слова, уверовал вместе с сопровождавшими их воинами в Господа Иисуса Христа и Его грядущее Царство Славы. И вот, когда все, исполнившись безмерной радости, простившись со святой Екатериной, оставили ее одну, ей было чудное явление. Сам Господь и Подвигоположник Иисус Христос со многими Небесными чинами Ангелов и Архангелов вошел в темницу к ней, и укреплял ее в мужестве и предстоящем подвиге. Наутро царь, воссев в судилище, приказал привести святую Екатерину. Она вошла к царю, сияя духовным светом, и каким-то особенным озарением Небесного блаженства так, что близ стоящие к ней, были озарены этим Божественным сиянием. Царь был весьма удивлен ее видом, и стал подозревать, что кто-то в темницу приносил ей пищу, и хотел было уже предать темничных стражей казни, но, святая Екатерина, поведала ему всю истину, сказав: — Знай, царь, что никакая рука человеческая не подавала пищу мне в темницу, но Отец Небесный, который промышляет и заботится о всем творении, невидимо питал меня. Царь же, дивясь необычайной и небесной красоте святой Екатерины, опять стал соблазнять ее к языческому нечестию, и говорил ей такие лестные слова: — Ты — дева, сияющая подобно солнцу, и красотой своей превосходишь саму Артемиду. Ты рождена владычествовать, дочь моя. Итак, приди, поклонись, и принеси жертву нашим богам, и тогда будешь царствовать с нами, и в радости проведешь свою жизнь. Прошу тебя, не губи своей солнечной красоты мучениями, уготованными для непокорных. — Я земля и прах, — отвечала святая. — Вся же красота мира сего, как цвет, увядает, и, как сон, исчезает. Итак, царь, не заботься о моей красоте. Во время этой беседы, один вельможа, по имени Хурсаден, желая своей жестокостью угодить своему зверовидному господину, предложил царю устроить четыре деревянных колеса, снабженных различными железными остриями.

http://pravmir.ru/svyataya-velikomucheni...

Сегодня в Церкви читается история о богатом юноше, который хотел стать учеником Иисуса Христа, но не решился расстаться со своим имением. Прочитав отрывок, я остановился на фразе: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». С удивлением я вспомнил, с каким недоверием, с какой болью я отказывался от своего «богатства» — алкоголя и той свободы, эйфории и драйва, которые он мне давал. Мне казалось, что Бог отбирает у меня самое ценное, то, что придает смысл и радость моей серой жизни. При этом пить я уже не мог, ведь я был на грани жизни и смерти. Но и не пить я не мог. Я отчетливо помню свой ужас от мысли, что если я откажусь от алкоголя, моя жизнь станет скучной и пресной. Мне кажется, в каком-то смысле я понимаю чувства того иудейского юноши. Но теперь-то я знаю, что обмен, который предложил мне Господь посредством программы АА, был для меня очень выгоден. Я выиграл от него многократно. Теперь, работая по 12 Шагу, я учусь делиться этим открытием, «отдавать, ничего не требуя взамен», «утешать, а не быть утешенным; понимать, а не быть понятым» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 112). У меня не очень получается, но меня утешает мысль: то, что я могу делать сейчас, раньше казалось мне чем-то запредельным. Сегодня праздник святой великомученицы Екатерины (IV в.). Она была дочерью правителя Александрии Египетской Конста. Обладая редкой красотой и умом, девушка получила блестящее образование, изучила произведения лучших античных философов и ученых. Хотя многие сватались к ней, она всем отказывала, объявив, что выйдет замуж только за того, кто превзойдет ее в знатности, красоте и мудрости. Однажды ей явился Христос, Он поразил ее своим великолепием, а еще тем, что Он не претендовал на ее свободу. Возжелав стать ближе к Тому, Кого она узнала в видении, Екатерина приняла святое крещение. Христос явился во второй раз святой деве и обручил ее Себе в невесты. Когда видение кончилось, на руке Екатерины светилось кольцо — дивный дар Небесного Жениха. Далее в житии рассказывается, как Екатерина пострадала за свою веру и была убита. Спасибо за эту историю! Благодаря ей я понял: Бог настолько великолепен, что когда мое сердце по-настоящему обращается к Нему, Он становится объектом моего желания, предметом моей любви. Как же это отличается от моих прежних плоских мыслей, когда я думал, что религиозная жизнь это строгое соблюдение моральных и обрядовых предписаний, постоянное переживание своей никчемности, чувство вины и страха, сдабриваемые смутной надеждой на загробную награду! Работа по Шагам открыла мне глаза на то, что духовная жизнь привлекательна и интересна, хотя и необычайно трудна. Господи, дай мне решимость все отринуть: честолюбие, сребролюбие, страх, гордыню, — чтобы нести весть о выздоровлении и о том, что Тебя можно полюбить. Святая великомученица Екатерина, помоги мне полюбить Христа всем сердцем. 8 декабря. Память священномученика Климента, папы Римского ( Еф.1:16-23 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Что двигало этой молодой девушкой? Зачем надо было идти к этому императору? Зачем ей нужно было говорить, что она христианка? Зачем нужно было переубеждать этого человека, который ни по образу жизни, ни по положению своему никогда не согласится с тобой? Но она сделала этот шаг. Затем последовали страшные мучения, пытки, и хрупкая девушка выдержала все эти пытки, страшные истязания, а затем была усечена мечом. С точки зрения прагматической логики жизни современных людей все то, что совершила Екатерина, это безумие. Молодость, красота, образование, карьера, наслаждение жизнью, счастье, деньги, – все лежало перед ней. Она не просто отвергла это, она избрала смерть вместе с теми, кто дымился в тех страшных кострах. Она исповедовала Христа. А почему она это сделала? Потому что она не могла этого не сделать. Какой же силой была движима святая великомученица? Никакая сила убеждений здесь помочь не может, перед лицом физической боли исчезают все убеждения. Святая Екатерина поступила так, потому что у нее были не только христианские взгляды на жизнь, у нее был реальный опыт общения с Богом. Она чувствовала присутствие Христа в своей жизни так реально, как мы реально ощущаем присутствие друг друга в нашей жизни. Именно Христос был для нее самой последней высочайшей ценностью, Он давал ей мир, радость, счастье, которые превыше всякого человеческого благополучия. И потому не могло быть и речи, чтобы отказаться от Христа или изменить Ему и разрушить тот внутренний богатый мир и подлинное счастье, которое Бог даровал Екатерине. И она, исполненная великой силы, обличив языческие заблуждения императора, кровью своей засвидетельствовала присутствие в ее жизни силы Божественной благодати. Жизнь святой великомученицы является для нас великим примером. Ведь и сегодняшняя жизнь так часто обольщает нас различного рода соблазнами, деньгами, карьерой, властью, положением, приобретением новых вещей, которые выгодно нас отличали бы от других, неким мнимым пониманием престижа. Какое множество соблазнов! И ведь соблазняемся, причем не отрекаясь своей веры, а совмещая ее с соблазном. Но ведь и св. Екатерина могла совместить, оставаясь тайной христианкой и улыбаясь язычнику императору. Она жила не в семье нищих, но в семье богатого человека, наместника императора. Значит богатство, которым она была окружена, не мешало ей иметь реальный опыт общения с Богом. И когда возник вопрос, где ее сердце, она ответила, где оно. В Священном Писании сказано: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Сокровищем св. Екатерины был Господь, а не те самые блага, которыми она была окружена. И сам Бог дал ей великую силу – силу духа. Вот почему мы вспоминаем и в XXI веке события начала IV века и вспоминаем святую великомученицу Екатерину как гения духа, как великую героиню, как святую Божию угодницу.

http://pravoslavie.ru/50173.html

Между тем в Александрию прибыл гонитель христиан, император Максимин, и звал весь народ на языческий праздник для участия в языческих жертвоприношениях. Явилась и Екатерина. Подойдя к царю, она сказала ему: «стыдно тебе, царь, молиться бездушным богам; не будь виновником погибели такого множества людей; познай единого истинного Бога, безначального и безконечнаго, Им же и цари царствуют и мир стоит». Царь не нашелся, что отвечать, и велел явиться ей во дворец. Во дворце он спросил ее: кто она, чья дочь и какое ее учение? – «Я, отвечала Екатерина, дочь царя Консты. Изучая мудрость земную, я познала слабость и заблуждения ума человеческого и, наученная одним старцем мудрости небесной, сделалась невестою Христа, Который еще чрез пророков Своих сказал: «погублю премудрость премудрых и разумь разумных отвергну». Познай и ты Бога истиннаго, и оставь бессмысленное поклонение гнусным кумирам». – Не говори оскорбительно о богах, сказал разгневанный царь, и, боясь обнаружить полное свое бессилие, призвал пятьдесят языческих философов состязаться с св. Екатериною о вере. Долго длился спор, и святая привела их к сознанию своих заблуждений: все они признали учение христианское истинным, уверовали во Иисуса Христа и приняли смерть мучеников. Тогда твердую исповедницу заключили в темницу и морили голодом. Августа, жена царя, в сопровождении военачальника Порфирия и нескольких воинов, посетила св. Екатерину в темнице. Пораженная величием лица святой и ее вдохновенною речью, она возвратилась домой с решимостию быть христианкою. Страдания в темнице не поколебали твердую веру святой. Тогда царь велел ее всенародно колесовать; но орудие разлетелось на части. Народ, видя чудо, кричал: «велик Бог христианский!» Царица вышла из дворца и, порицая своего супруга за его жестокость и слепоту душевную, объявила себя христианкою и, осужденная на смерть, с радостию пошла на казнь. Военачальник Порфирий похоронил тело царицы, и затем и сам с воинами был казнен за веру во Христа. Не помня себя от гнева, царь приказал привести св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Для современного человека жизнь великомученицы Екатерины – это что-то запредельное, трудно представимое, едва ли не сказочное. Почему так? Потому что современный человек живет иначе, он порабощен комфортом. Удовольствие и наслаждение стали главными стимулами в жизни. Жизнь по вере, отказ от наслаждений ради Христа стали достоянием как бы прошлого. В житии святой великомученицы Екатерины говорится, что когда ее вели на казнь, то александрийские женщины всячески уговаривали ее быть милосердной к самой себе и покориться языческому императору. Они явно не понимали причин ее упорства, они не могли представить, как можно отказаться от того моря удовольствия, которое предлагалось ей в обмен на ее отречение от Христа. Не понимали, потому что не имели истинной веры. Истинной не только в смысле правильной, но, прежде всего, глубокой, охватывающей всю душу, являющейся основанием и важнейшей ценностью человеческой жизни. Святая Екатерина попыталась им ответить и призвала их оставить бесполезный плач и лучше радоваться, потому что ныне она встретится со своим небесным женихом – Христом… Однако в жизни святой Екатерины перед нами открыта не только эта многострадальная сторона христианской жизни, но с гораздо большей силой открыта и другая тайна духовной жизни – тайна воздаяния… Святая Екатерина была из царского рода, и ей предлагали царскую славу, но от Христа она получила гораздо большее – Небесное Царство и божественную славу; она была мудрой и образованной девой, но, последовав за Христом, она получила премудрость свыше и воссоздала и приукрасила в самой себе образ Божий; она имела богатство и благородство, но, оставив все это, получила вечное блаженство и благодать навечно. Иерей Вадим Леонов Список литературы 1. Православная Энциклопедия: Т. XVIII. Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2008. – С. 100–115. 2. Православная Энциклопедия: Т. VI. Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2003. – С. 558–563. 3. Святая великомученица Екатерина. М.: Сибирская благозвонница, 2011. – 158 с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

к. оказалось в зоне действий морейского контингента османской армии, набранного из правосл. христиан. Бей, возглавлявший морейский отряд, выставил охрану вокруг подворья, а позже содействовал встрече делегации синайских монахов с султаном Селимом. Монахи предъявили султану апокрифическую грамоту Мухаммада о привилегиях мон-ря, на основании к-рой получили фирман о подтверждении всех своих прав и льгот. Если это предание соответствует действительности, то, возможно, сама грамота, приписываемая Мухаммаду, была изготовлена именно в это время. Ни одна из петиций синаитов айюбидского и мамлюкского времени, равно как и указы егип. султанов о привилегиях Е. в. м., не содержит упоминаний о грамоте Мухаммада. Впрочем, аналогичные фирманы османских султанов также ссылаются не на волю Мухаммада, а на положения мусульм. права и указы прежних правителей. Османы гарантировали мон-рю неприкосновенность его имущества на Синае, в Египте и др. местах, беспошлинный провоз монастырских грузов через все порты, беспрепятственный сбор милостыни и невмешательство в монастырские дела. Стена мон-ря вмц. Екатерины, востановленная по приказу Наполеона. Ок. 1800 г. Стена мон-ря вмц. Екатерины, востановленная по приказу Наполеона. Ок. 1800 г. К османскому времени Е. в. м. утратил многие из своих владений, упоминавшихся в булле Григория IX: Фейран, 10 миль красноморского побережья и др. земли. Однако во владении Е. в. м. еще оставались неск. садов в оазисах, прилегающих к мон-рю, и огромная финиковая роща в Эт-Туре. Авторы XVI-XIX вв. упоминают до 10 малых мон-рей, часовен и подворий, разбросанных вокруг Е. в. м. Почти все они были покинуты, за исключением мон-ря Сорока мучеников в долине Леджа. В 1-й пол. XVII в. мон-рь был на какое-то время заброшен, в 1676 г. восстановлен наряду с мон-рями св. Бессребреников и св. Онуфрия, однако наблюдатели нач. XIX в. снова называют мон-рь Сорока мучеников необитаемым ( Порфирий (Успенский). Синайская обитель. 1848. С. 137). Сады, находившиеся в этих подворьях, по большей части арендовали монастырские «рабы» за половину урожая.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

Крест архиеп. Иоасафа Синайского. Трансильвания. Ок. 1660 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Крест архиеп. Иоасафа Синайского. Трансильвания. Ок. 1660 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Изолированное положение Е. в. м. и опасности пути не способствовали развитию паломничества. В османскую эпоху путешествия на Синай совершались, как правило, из Каира через Суэц (ок. 12 дней на верблюдах). По свидетельству Вольнея (80-е гг. XVIII в.), организованное паломничество на Синай проходило раз в год. Местом сбора богомольцев - греков с Балкан и островов Эгейского м., а также арабов-христиан из Сирии - был Каир, где монахи Синайского подворья договаривались с бедуинами о проходе каравана и найме верблюдов. Известны расценки того времени на оплату каравана - ок. 150 ливров с человека - и приблизительная сумма милостыни, жертвовавшаяся в мон-рь,- свыше 300 ливров. Хотя монастырские источники содержат упоминания о приходе в Е. в. м. сотен арм. богомольцев из Иерусалима и коптских из Каира, подобные массовые паломничества были исключительным событием. По оценкам нач. XIX в., Синай посещало не более 60-80 чел. в год, гл. обр. егип. греков. Кроме того, каждое лето в мон-рь приходили христиане из Эт-Тура, размещавшиеся с семьями в монастырском саду. II. Статус мон-ря и его владения. Зимой 1517 г. Египет был завоеван султаном Селимом I и вошел в состав Османской империи. Политические потрясения не обошли стороной Е. в. м.- султан обязал братию выплатить 2 тыс. золотых на покрытие военных расходов. Иноки, разоренные прежними поборами и преследованиями мамлюков, не могли более удерживать мон-рь. В большинстве своем они покинули обитель и переселились на ее Каирское подворье, откуда в нояб. 1517 г. писали Московскому вел. кн. Василию III Иоанновичу , прося денежной помощи (Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 159-161). Эти сведения подтверждает один из европ. путешественников, заставший в 1518 г. Е. в. м. почти пустым ( Норов. 1878. С. 105). Само Каирское подворье не пострадало во время штурма города османами, т.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

Екатеринбуржцы отпраздновали церковный день города Екатеринбург, 8 декабря 2003 г. 7 декабря, в день памяти святой великомученицы Екатерины, покровительницы Екатеринбурга и Свердловской области, в храмах Екатеринбургской епархии прошли торжественные богослужения, сообщает Информационное агентство епархии. В народе этот день называют церковным днем города. Главные торжества состоялись, конечно, в Екатеринбурге. Жители уральской столицы смогли принять участие в целой череде праздничных мероприятий. Активное участие в празднике приняли дети. Для них одним из самых долгожданных событий стало подведение итогов конкурса детского рисунка " Мой город " , организованного епархиальным  Отделом культуры, региональным отделением Союза художников России и художественной школой имени Хожателева. Конкурс проводится уже несколько лет, но в этом году его работы впервые выставлялись в столь значимом для всей России месте, как Храм-на-Крови. Здесь развернулась целая экспозиция детских рисунков, посвященных святой великомученице Екатерине и родному городу. " Моя улица " , " Любимые уголки города " , " Екатеринбург в будущем " - все эти темы нашли отражение на полотнах совсем еще юных художников. В конкурсе приняли участие дети и подростки в возрасте от 5 до 16 лет, а также коллективы общеобразовательных, детских художественных и церковно-приходских школ, Домов и Дворцов творчества учащихся, кружков и объединений. Свою программу мероприятий ко дню святой Екатерины подготовил и Отдел церковно-приходских школ. Уже много лет подряд на праздник святой великомученицы Екатерины сотрудники отдела проводят детские утренники, посвященные дню небесной покровительницы города. Утренник под названием " Рождение города " начался в 12 часов дня и продлился около двух часов. Программа праздника состояла из нескольких частей. В фойе храма было развернуто сразу несколько экспозиций. Самая красочная из них - выставка работ воспитанников церковно-приходских школ: поделки, рисунки, игрушки. Кроме того, историческую экспозицию " Екатеринбург 1723-1900 " , посвященную основанию Екатеринбурга, подготовил к этому дню Областной краеведческий музей.

http://pravoslavie.ru/8370.html

Александра Поляк. 120 лет назад в Одессе торжественно открыли памятник Екатерине: история и легенды 09.11.2022 16:48:41 Екатерининская площадь в Одессе это по истине то место, которое пусто не бывает. Начиналась она с так и недостроенного Храма в честь св. Великомученицы Екатерины, от которого и получила название и улица и сама площадь, затем там был установлен городской фонтан. Но эстетическое восприятие требовало монумента, который бы завершил архитектурный ансамбль. И основание его было заложено в день 100-летия Одессы, 2 сентября 1894 года. А через 6 лет, 6 мая 1900 года, как раз на годовщину смерти Суворова, в Одессе был торжественно открыт памятник Екатерине и ее сподвижникам или как его еще называли — памятник Основателям Города. Памятник был сооружен по конкурсному проекту архитектора Ю.М. Дмитренко, фигуры самой Императрицы, князя Г.А. Потемкина-Таврического, И.М. Дерибаса, графа П.А. Зубова и Ф.П. Деволана были выполнены академиком М. Поповым и отлиты в бронзе в мастерской скульптора Б.В. Эдуардса. Круглый памятник отлично вписывался в треугольную по форме площадь, составленную зданиями замечательной архитектуры. Причем, до начала ХХ века улица Екатерининская начиналась от Приморского (Николаевского) бульвара, т.е. ее первыми номерами были полукруглые дома, окружающие памятник Дюку. Екатерининская площадь в это время собственной нумерации не имела и представляла собой красивый сквер с памятником. Позднее городская дума изменила такую нумерацию и дома, окружающие площадь, приобрели прописку по Екатерининской площади, а улица стала начинаться там, где площадь заканчивалась. Кстати, фонтан который находился ранее на месте памятника перенесли в Пале-Рояль, где он находится и по сей день. Уже через год после открытия памятника, в 1901, на Парижской архитектурной конференции Екатерининская площадь со стоящим монументом была признана лучшим цельным архитектурным комплексом в Европе. Памятник основателям Одессы простоял всего лишь 20 лет, после окончательного установления советской власти в Одессе его демонтировали.

http://radonezh.ru/2022/11/09/aleksandra...

Так что же — Екатерина была очень гордой?! Может, и так. Трудно сказать, слишком давно это было — считай, 1700 лет назад. Да и понять, чем на самом деле живет душа другого человека, дело непростое. Это до конца одному Богу известно. До нас дошли разные варианты жития святой. В одних прямо говорится, что Екатерина очень гордилась собой. Оно и понятно: трудно человеку, одаренному разнообразными талантами, удержаться от чувства превосходства. В других текстах сказано, что Екатерина полюбила целомудрие и потому решила не выходить замуж. Кстати, имя ее в переводе с греческого означает «всегда чистая». А может, ей просто хотелось быть счастливой? Хотелось, чтобы супруг был не только знатным человеком, но и личностью, интересной для нее. И главное — чтобы между ними возникли взаимная любовь и уважение. Ведь браки между наследниками знатных и царских родов обычно заключались не по любви, а ради государственной выгоды. Одаренная умом и красотой девушка понимала, что подобный брак вряд ли принесет ей счастье, вот и пыталась найти нечто по-настоящему значимое… Синайские горы — это место, где два великих святых человека — пророки Моисей и Илия — искали Бога и встретили Его. И кажется очень символичным, что сие священное место стало связано еще и с именем святой Екатерины. Ведь она искала не только Вечного Бога, как делали это Моисей и Илия. Она искала еще и совершенную Любовь, и нашла ее, только не среди людей — она стала невестой Христовой. И за свою любовь к всесовершенному Богу не пожалела самой жизни. Однако ясно: ее путь, ее выбор, ее мера — не по силам всем и каждому. И речь не о том, чтобы во всем подражать этой великомученице. Большинству из нас Господь предлагает иной и вполне реальный путь. Но он не менее трудный и гораздо более длинный… Большинство из нас выбирает любовь земную и создает семью. Но сколько ошибок, драм и трагедий случается на этом пути… И как часто мы заблуждаемся, называя любовью то, что совсем не является таковой — либо представляет собой ее болезненное искажение…

http://pravoslavie.ru/149831.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010