В XV в. в Е. в. м. сокращается число монахов: Перо Тафур в 1435 г. говорит о 50-60 иноках, авторы 70-80-х гг.- о 30-40, в 1497 г. А. фон Харф застал в мон-ре 8 чел. ( Порфирий (Успенский). Синайская обитель. 1848. С. 185-186; Норов. 1878. С. 105-106; Eckenstein. 1921. P. 166-167; Mouton, Popesku-Belis. 2006. Р. 31). Паломники пишут об убогости мон-ря. По нек-рым данным, монахи на время покидали мон-рь, как, напр., в 1479 г. Серебрянная рака для мощей вмц. Екатерины. Дар царевны Екатерины Алексеевны. Россия. 1689 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Серебрянная рака для мощей вмц. Екатерины. Дар царевны Екатерины Алексеевны. Россия. 1689 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Одной из наиболее сложных проблем для Е. в. м. были отношения с окрестными бедуинскими племенами. Помимо монастырских «рабов» среди синайских бедуинов существовала группа «благородных» племен - аль-Аиз (XIII-XVI вв.), Аулад Али (упом. в XV в.) и ряд др., считавших себя «стражами» или «покровителями» мон-ря и требовавших за это дань с монахов и паломников. По обычаю, Е. в. м. ежедневно кормил сотни бедуинов, выдавая им хлеб и др. продукты. Эта практика описана в источниках мамлюкской и османской эпох, однако, несомненно, сложилась значительно раньше. Также давнюю историю имели конфликты мон-ря с его бедуинским окружением. Уже в декретах айюбидских султанов 90-х гг. XII в. говорится о защите монастырского имущества от посягательств бедуинов. Прошения синайских монахов, адресованные правителям Египта на протяжении свыше полутысячи лет, отличаются исключительным однообразием - это жалобы на захват бедуинами тех или иных монастырских подворий-оазисов, на грабежи бедуинами караванов, доставляющих припасы в мон-рь, споры с бедуинскими шейхами о владении пальмовыми рощами. Издавались десятки султанских указов в подтверждение владельческих прав Е. в. м., однако обилие подобных документов свидетельствует об их низкой эффективности. Мамлюкские власти фактически не контролировали пустынные районы Синая, остававшиеся во владении воинственных бедуинов.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Украинские политики выступили против установки памятника великомученице Екатерине в Днепропетровске Киев, 3 августа 2005 г . Скульптор Юрий Павлов с макетом памятника К сентябрю 2005 года в украинском городе Днепропетровск, который в прошлом именовался Екатеринославом, планируется установить памятник святой Екатерине. Создатель памятника – известный днепропетровский скульптор Юрий Павлов, сообщает корреспондент Православия.Ru Сергей Степанов . Идея создания памятника, по словам скульптора, изначально принадлежит митрополиту Днепропетровскому и Павлоградскому Иринею. Ожидается, что фигура святой Екатерины украсит нишу на фронтоне Епархиального центра. Однако, эта инициатива вызвала протест со стороны националистически настроенных политиков: «Речь идет о замаскированной попытке поставить памятник Екатерине», – заявил представитель партии " Народный Рух Украины " Евгений Шульга. Против установки памятника святой Екатерине выступили также представители партии " Наша Украина " : «Если будут и дальше настаивать на идее поставить памятник, то мы предлагаем заодно поставить и памятник Чингисхану от благодарного украинского и других народов бывшей Золотой Орды», – говорит Андрей Денисенко, председатель днепропетровской организации партии " Наша Украина " . Между тем, инициаторы установки памятника отвергают обвинения оппонентов. Так, скульптор Ю. Павлов говорит, что речь идет об установке памятника именно святой Екатерине, которая является покровительницей Днепропетровск, а не российской императрице. «Существует заблуждение, что в XVIII веке наш город был назван в честь российской императрицы. На самом деле его назвали в честь святой великомученицы Екатерины, точно так же, как Петербург, в честь апостола Петра», – говорит Ю. Павлов. Перед тем, как воплотить свой замысел, Ю. Павлов, по его признанию, обстоятельно знакомится с историческими материалами: " Я перечитал о святой великомученице Екатерине, рассказывает он, все, что было в библиотеках. Она жила в IV веке, во времена римского императора Максимилиана, когда на христиан обрушились гонения " . " Меня часто спрашивают, продолжает Ю. Павлов, почему у святой на голове царская корона. Однако этому есть простое объяснение: Екатерина была знатного происхождения и дочерью правителя Александрии Египетской " . Мастер говорит, что переосмыслил образ святой и постарался воплотить в ее скульптуре все лучшее, что есть в украинских женщинах их доброту, верность и совесть. 3 августа 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14159.html

В Фонде социально-культурных инициатив пройдет пресс-конференция, посвященная презентации фильма о русском православном храме в Риме 21 февраля 2011 г. 18:35 22 февраля 2011 года в Москве в Фонде социально-культурных инициатив (ул. Б. Ордынка, д. 70) состоится пресс-конференция, посвященная презентации документального фильма «Русский дом на берегах Тибра». Фильм создан Московской студией документального кино «Единая медиа группа» в 2010 г. Автор и режиссер — В. Гасанов. Картина «Русский дом на берегах Тибра» рассказывает о появлении православного храма в честь святой великомученицы Екатерины в Риме. История строительства храма неразрывно связана с историей России, с судьбами великих русских людей. Об истории христианства и судьбе Православия в Италии рассказывает в фильме известный историк М. Талалай. Строительство храма стало возможным благодаря различным формам участия простых людей, видных государственных и религиозных деятелей, деятелей культуры и искусства, бизнесменов. Одной из организаций, поддержавших строительство храма, стал Фонд социально-культурных инициатив, который и сегодня принимает активное участие в культурно-просветительской деятельности храма св. вмц. Екатерины. В пресс-конференции примут участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в РФ Антонио Дзанарди Ланди, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк , вице-президент Фонда социально-культурных инициатив Т.В. Шумова, благотворитель проекта В.С. Геворкян, члены попечительского совета храма святой великомученицы Екатерины, а также представители Министерства культуры РФ . Ожидается участие представителя Ватикана. Фонд социально-культурных инициатив — некоммерческая организация, целью которой является поддержка государственных и общественных инициатив в социальной, культурной и благотворительной сферах. Президентом Фонда является супруга Президента Российской Федерации, попечитель национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». С.В. Медведева. Телефон для аккредитации журналистов: (495) 627-57-32. Начало в 14.00. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1413875.ht...

На выставке представлены тематические фотографии, подобранные Россотрудничеством и Государственным историческим музеем, собрание книг, посвященных истории христианского просвещения на Руси, а также живописные полотна Натальи Царьковой — официального художника-портретиста Ватикана, прихожанки Екатерининского храма. 1 октября. ПРАВМИР. В Российском центре науки и культуры в Риме проходит выставка, посвященная 1025-летию Крещения Руси, сообщает  сайт Екатерининского прихода в Риме . В организации приняли участие Посольство Российской Федерации в Ватикане, Федеральное агентство по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и приход храма святой великомученицы Екатерины в Риме. На выставке представлены тематические фотографии, подобранные Россотрудничеством и Государственным историческим музеем, собрание книг, посвященных истории христианского просвещения на Руси, а также живописные полотна Натальи Царьковой — официального художника-портретиста Ватикана, прихожанки Екатерининского храма. В ходе церемонии открытия выставки к собравшимся обратились Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Ватикане А.А. Авдеев и настоятель храма святой великомученицы Екатерины архимандрит Антоний (Севрюк). Выступавшие напомнили о значении события Крещения Руси для истории Русского мира, о влиянии Православия на формирование языка, письменности, культуры славянских народов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/vystavka-posvyashhenna...

Мать Екатерины, тайная христианка, привела ее к своему духовному отцу, сирийскому монаху. Побеседовав с девушкой, старец решил открыть ей веру во Христа. Он рассказал Екатерине, что знает Юношу, превосходящего ее во всем. Старец дал ей икону, изображающую Богородицу с Младенцем Иисусом на руках, и научил молитве, в которой Екатерина должна была попросить Деву Марию показать ей чудесного Юношу – Ее Сына. Просьба девушки была исполнена: в ту же ночь Екатерина увидела во сне Богородицу с Младенцем на руках. Однако Младенец отворачивался от Екатерины, не желая смотреть на особу, по Его словам, нищую, худородную, безобразную и безумную – как и любой человек, не омытый водами святого крещения . Проснувшись, опечаленная Екатерина пошла за советом к старцу. Просветив ее в вере, монах совершил над Екатериной таинство крещения. Поздние редакции жития святой рассказывают, что после этого она снова увидела во сне Богоматерь с Младенцем, Который теперь смотрел на Екатерину ласково и вручил ей перстень в знак обручения с Небесным Женихом. После пробуждения девушка обнаружила перстень у себя на пальце. Свидетельница веры Через некоторое время в Александрию на языческое празднество прибыл император. Какой именно – точно неизвестно. Это было время тетрархии – правления четырех императоров одновременно, и за период с 305 по 312 гг. Римской империей управляли ни много ни мало девять императоров. Чаще других называют Максимина, Максимиана и Максенция (возможно, эта путаница происходит из-за сходства имен), но наиболее вероятно, что это был Максимин II Даза (или Дайа). Во-первых, он был цезарем, а позднее августом восточной части империи, куда входил и Египет, во-вторых, вошел в историю прежде всего как необузданный и жестокий гонитель христиан. Екатерина решила убедить императора в ложности языческой веры и донести до него правду о Христе. С этим она явилась во дворец – для знатной особы это было возможно. Император был поражен ее красотой и умными речами, а поскольку сам был не готов к подобному спору, пригласил во дворец пятьдесят мудрейших философов и риторов, которые должны были убедить девушку отречься от христианства. Однако Екатерина с легкостью победила их, доказав ничтожество римских богов. После поражения в диспуте ученые были приговорены к сожжению на костре. Перед казнью они приняли христианскую веру, и останки их были обнаружены не тронутыми огнем, после чего еще многие уверовали во Христа. Мученичество

http://pravmir.ru/svyataya-velikomucheni...

А откровенно пошлые и, прямо скажем, отдающие сексизмом слова царя-мучителя — дескать, не заставляй твою земную красоту уродовать — она обрывает твердым заявлением: «Вся же красота, как цвет, увядает и, как сон, исчезает от самой небольшой болезни или от старости, а по смерти предается совершенному тлению; итак, не заботься, царь, о моей красоте». Я — не тело, говорит сквозь века великомученица Екатерина. Я — человек. Мои убеждения шире сценариев, предлагаемых социумом. Я верна только Одному — Тому, Кто принял меня с моим свободным выбором. «Ты любишь мою красоту, а не меня» Биография преподобной Мастридии умещается в несколько предложений. Жила благочестивая девушка, занималась рукоделием и предавалась молитве. Однажды в нее влюбился молодой человек. И ладно просто влюбился — буквально не давал ей проходу. Мастридия терпела это, но очень скорбела: все-таки из-за нее человек гибнет.  Как-то она пригласила его в гости и спросила, чем так ему полюбилась. «Прекрасными твоими очами!» — пафосно ответил юноша, и Мастридия веретеном выколола себе глаза. Потрясенный молодой человек принял монашество, а Мастридия продолжила спасаться, но уже слепой. Кто-нибудь наверняка скажет, что история какая-то нелепая да еще и гностицизмом отдает: кому было нужно такое членовредительство? Нельзя было как-то иначе остудить пыл влюбленного? Наверное, можно. Но Мастридия своим диким (не пытайтесь это повторить!) поступком тоже кричит сквозь века: я — не тело! Я — человек. Ты любишь мою красоту, а не меня, потому что если бы ты любил меня, ты бы с уважением относился к моему выбору и не мучил своим навязчивым вниманием. И вот тебе урок: я легко откажусь от своей красоты ради возможности идти своим путем. Конечно, ни одна из этих святых нисколько не собиралась бороться с объективацией женщины и неравноправным ее положением в обществе. Боролись они исключительно за свою веру, за право быть со Христом. Но в этом-то и дело — они опередили свое время, они сообщили миру нечто важное, что засвидетельствовало духовную силу женщины-христианки — независимой, исполненной чувства собственного достоинства, готовой разрушать стереотипы.

http://pravmir.ru/simvoly-hristianskogo-...

Произнесено в Киево-Сретенской церкви, на торжественной вечерне, 24 ноября, при собрании членов Киевского религиозно-просветительного общества. Да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе; яко в том живет всяко исполнение Божества телесне ( Кол. 2, 8 ). Наш век считается веком образования и умственного просвещения как на Западе, так и у нас в России. Все сословия стремятся к тому, чтобы дать детям своим возможно широкое и всестороннее образование. Жажда к приобретению познаний доходит у нас до того, что теперь лица, получившия высшее, университетское образование, нередко не удовлетворяются этим образованием, а стремятся еще учиться или в столицах, или чаще всего в заграничных школах. Лица, получившия среднее образование, почти все поголовно поступают в высшия школы, не взирая ни на какие препятствия и затруднения. Наконец, дети простого, рабочего люда, получившия порвоначальное, повидимому для них достаточное, образование, в большинстве случаев также не удовлетворяются своею школою и мечтают о том, как бы перейти в среднюю и окончить высшую школу. Такое стремление к образованию, конечно, весьма похвальное и всякого поощрения достойное. Но мы, братие-христиане, должны разсуждать о том, – при каких условиях образование и книжное учение может вести нас к животу и вечному блаженству? Ответом на это служит житие святой великомученицы Екатерины. Она представляет пример редкого сочетания ума и телесной красоты, образования и святости. Происходя из знатного княжеского рода и воспитанная в язычестве, она, 18-ти лет, в совершенстве изучила греческих и римских писателей и могла читать сочинения на очень многих (по словам одного биографа 1 – на 72) языках. Словом, вся древняя языческая мудрость была вполне ею усвоена и постигнута. Неудивительно, что богатая и знатная, умная и красивейшая девица Екатерина имела весьма много женихов, желавших разделить свою судьбу с такою выдающеюся женщиною. Но все искания их оставались тщетными: Екатерина никому из них не решалась отдать своего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Слышав нечестивый царь свободный и мудрый ответ твой о вере Христовой, убоявся, да не будет побежден от тебе, собра от пределов державы своея мудрецов, числом пятдесят, на прение. Ты же, Архангелом Михаилом утвержденная и о победе уверенная, возрадовалася еси вступити в прение с ними. (Акафист св. вмц. Екатерине, икос 4) Святая Екатерина. Боровиковский В. Л. Воодушевленная, Екатерина идет на языческий праздник, проповедовать Христа императору Максимиану. По приказу пораженного красотой девицы Максимиана, устраивается диспут, и Екатерина побеждает придворных мудрецов в философском споре. Стоит еще вспомнить, что начало IV века — это не дикое уже язычество, в это время уже имеют популярность философские течения, такие, как неоплатонизм. И, вероятно, мудрецы пытались сначала спорить с Екатериной с академическими улыбками на устах: да что ты, милая девушка, мы почти одинаково верим, тоже вот Единое почитаем, аскезу практикуем… оставь ты свои христианские глупости. Но любящее сердце не обмануть, и Екатерина, должно быть, снова и снова втолковывала им, что речь идет не о далеком Едином, что Бог — Живой и близкий, и ее Он призвал к Себе, а значит, любого может призвать… Что мир — не продукт бессознательной «эманации», а сознательное творение Всевышнего — место встречи Любящего и Любимого Творца и любящей и любимой души. Новую показа царь ярость и безчеловечие, повелев епарху колесами растерзати девственное, чистое и святое тело твое, но чудесно рукою Ангела абие разрешена была еси безвредна и колеса на части сокрушены, имиже многи от неверных убиены, яко удивися сам царь и предстоящий народ, иже и взываше: “Велик Бог христианский”. (Акафист св. вмц. Екатерине, икос 7) Побежденных мудрецов император велит сжечь (зло упрямо и настойчиво), а Екатерину, избив воловьими жилами, должны казнить зверским способом — тело ее дробят двумя шипованными колесами — устройство было продуктом злого гения царского вельможи, не то выслуживающегося перед царем, не то лично возненавидевшего упорную и бесконечно недоступную красавицу-христианку… Однако колесо разламывается и давит озверевших язычников…

http://pravmir.ru/svyataya-velikomucheni...

Так Екатерина возвратилась в дом свой, и всю ночь провела в молитве, пока не заснула. И вот, снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Младенец же теперь взирал на Екатерину с великой благостью и кротостью. Тогда, Божия Матерь спросила Своего Сына: — Угодна ли теперь Тебе эта девица? Господь отвечал Пречистой Матери Своей: — Весьма угодна, ибо теперь она и прекрасна, и славна, и богата, и премудра, и так она угодна Мне, что хочу обручить ее Себе в нетленную невесту. От сияния Божественной славы, исходившего от лика Богомладенца, Екатерина пришла в трепет и умиление, и смиренно ответила: — Недостойна я, преславный Владыка, войти Царствие Твое, но сподоби меня быть хотя бы с рабами Твоими. Когда она это говорила, Пресвятая Богородица взяла ее правую руку, и сказала Богомладенцу: — Дай ей, Чадо Мое, обручальный перстень в знак Твоего обручения с нею, уневести ее Себе, дабы сподобить ее будущего Царствия Твоего. Тогда Господь дал Екатерине прекраснейший перстень и сказал: — Вот, Я ныне избираю тебя Моею невестой, нетленной и вечной. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и не избирай себе никакого земного жениха. После этих слов Спасителя видение закончилось. Екатерина пробудилась, и ясно увидела на правой руке своей чудный перстень. Она почувствовала в сердце своем такое веселие и такую радость, что с того самого дня сердце ее совершенно предалось Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она уже не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно, днем и ночью, размышляла о Господе и Царстве будущего века. Вскоре, после того, как Екатерина обратилась в христианство, в Александрию прибыл нечестивый царь Максимин, который был ревностным идолопоклонником. Желая устроить в честь богов Римской империи торжественный праздник, он разослал по окрестным городам приглашение собраться всем подданным для принесения жертв, чтобы почтить богов всенародно. Когда наступил день языческого торжества, царь заклал в жертву сто тридцать тельцов, князья и вельможи — меньше, и каждый приносил в жертву, что мог. Весь город наполнился криками закалываемых животных, повсюду была страшная теснота и смятение, и воздух был пропитан смрадным дымом.

http://pravmir.ru/svyataya-velikomucheni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010