Закрыть itemscope itemtype="" > Сплачивая ряды православных трезвенников Паломничество на престольный праздник в деревню Высокий Остров Новгородской области 31.08.2021 1556 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены автором 10 августа, в праздник Смоленской иконы Божией Матери, слушатели «Школы трезвения» при храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ совершили паломническую поездку в деревню Высокий Остров Боровенковского сельского поселения Окуловского района Новгородской области. Отправились паломники из Санкт-Петербурга рано утром, чтобы успеть на Божественную литургию в престольный праздник храма во имя Смоленской иконы Божией Матери в деревне Высокий Остров. В дороге читали Акафист Святителю Николаю. Храм, расположенный на высокой точке отрогов Валдайской возвышенности, имеет богатую историю. Основанный еще при Екатерине II , в 1788 г., усилиями крестецкого помещика Гавриила Андреевича Котова, он получил широкую известность в дореволюционное время. Несколько ранее, в 1757 г., в деревне, на высоком холме, была возведена деревянная Никольская церковь, возле которой расположилось кладбище. В 1976 г. храм был перевезен в Музей деревянного зодчества «Витославлицы», где и находится в настоящее время. В соседней деревне Заручевье, которая к настоящему времени слилась с деревней Высокий Остров, под горой стояла часовня, рядом с которой бил чистейший родник. Волна безбожия не миновала и храмы деревни Высокий Остров. Смоленский храм в конце 1930-х гг. был закрыт, а священник храма о. Николай Озеров в 1937 г. был арестован и вскоре расстрелян. Вплоть до 1992 г. в церкви находились ремонтные мастерские совхоза «Куйбышевский». Ненадлежащее использование помещения храма привело к значительным разрушениям и утратам в его облике - были разрушены балюстрады, разобрана колокольня, частично заложены окна, разграблено внутреннее убранство. С западной и южной стороны церкви были сделаны проёмы для въезда тракторов. После 1993 г., когда храм был вновь передан верующим, началось постепенное его восстановление. Ктитором (старостой) храма с 1993 по 2006 г. служил уроженец этих мест (родился в поселке Торбино Окуловского района), подвижник православной трезвости, основатель клуба «Бодрствование», первый председатель Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви Владимир Алексеевич Михайлов (1939-2006).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/31/sp...

Закрыть itemscope itemtype="" > Цареубийство. Расследование продолжается... 30.11.2019 1097 Время на чтение 6 минут Источник: Портал Культура Заметным событием в длительной дискуссии о тайнах гибели Николая II, его супруги и детей стал документальный фильм «Цареубийство. Следствие длиною в век». Премьера этой серьезной киноработы Елены Чавчавадзе и режиссера Галины Огурной состоялась в ночь на 25 ноября на канале «Россия 1». О том какие старые новые факты и смыслы содержит фильм, «Культуре» рассказала журналист, сценарист, заслуженный деятель искусств РФ Елена ЧАВЧАВАДЗЕ. Чавчавадзе: Во-первых, я хочу поблагодарить тех «ночных» наших зрителей, которые сумели дождаться конца эфира Владимира Рудольфовича Соловьева, за их маленький подвиг. Когда-то на телевидении нарушение программы передач даже на несколько минут было немыслимо, но сегодня есть те, кому, похоже, все позволено... Тем не менее сегодня уже известно, что фильм увидело очень много людей. культура: Тема гибели царской семьи с годами, кажется, лишь прибавляет остроты, а вопрос с «екатеринбургскими останками» продолжает будоражить общество противоречивыми мнениями, нераскрытой тайной. Приоткрывает ли Ваш фильм ее завесу? Чавчавадзе: У нас не было и не могло по определению быть задачи что-то «окончательно» доказать. Поставили себе задачу восстановить ход главных событий. В первой части фильма мы отдаем дань «белому» следователю Соколову — можно сказать, возлагаем венок на могилу Николая Алексеевича. Тем более что 2019 год — это столетие начала его следствия. Далеко не все знают, например, что самые первые розыски по следам преступления в июле-августе 1918-го провели следователи Алексей Павлович Наметкин и Иван Александрович Сергеев после того, как в Екатеринбург вошли войска Сибирской армии: добровольческие офицерские и казачьи отряды вместе с частями чехословацкого корпуса. Именно Наметкин и Сергеев установили сам факт убийства, а Николай Соколов в феврале 1919 года спустя более чем полгода по приказу Верховного правителя адмирала Колчака начал новое следствие, прежде всего проверив собранные ими факты. Первыми же свидетельства злодеяния нашли местные крестьяне в кострище на Ганиной Яме. Они показали их позже поручику Андрею Шереметевскому, который скрывался от красногвардейских отрядов неподалеку в деревне Коптяки. И тот идентифицировал их принадлежность царской семье, сдав потом коменданту Екатеринбурга генерал-майору Владимиру Голицыну. Позже Соколов передал эти ценные свидетельства сестре царя Ксении Александровне, а та — в возведенный в 1950-м храм-памятник во имя Иова Многострадального в Брюсселе.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/30/careub...

Закрыть К вопросу о так называемой «костной мозоли» на черепе императора Тема о «екатеринбургских останках» 17.11.2017 1787 Время на чтение 6 минут Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Решил написать Вам после публикации интервью с Петром Сарандинаки . Я, Никитин Сергей Алексеевич (Пётр неоднократно упоминает моё имя в интервью), судебно-медицинский эксперт Московского Бюро суд.-мед. экспертизы, стаж работы по специальности 44 года. В «Царском деле» - с августа 1991 г. Тогда мне довелось определить останки Николая II (скелет 4), которому с июля 1991-го и даже ранее (с 1979 г.) известные эксперты приписали останки 1 (горничной Демидовой). Не буду называть их фамилии. Эта ошибка (мне тогда не поверили) привела к тому, что в в 1992 г. в Екатеринбург прибыл известный американский судебный антрополог Вильям Мейплз, который подтвердил, что останки 4 это, действительно, останки Императора, но ошибся с останками под 6, определив их как останки одной из дочерей: Марии или Татьяны. На самом деле это были останки Анастасии. И я понимаю причину этой ошибки. Дело в том, что Мейплз - антрополог. Причём антрополог отличный! Но не признававший ни метод реконструкции лица по черепу (М.М. Герасимов, СССР ), ни сравнение черепа и фотографии предполагаемого лица методом фотоналожения (Ю.М. Кубицкий, СССР). В чём-то его можно сравнить с Т.Д. Лысенко, остановившем на многие годы развитие генетики в нашей стране. От Петра Сарандинаки знаю о том, что сейчас американские судебные антропологи очень хотят, чтобы я обучил их и реконструкции и фотоналожению, но... В 1994 г. мной была проведена экспертиза, связанная с восстановлением портретов по обнаруженным черепам. В одном из интервью Денис Пежемский высказался о том, что сделать это было невозможно из-за существенных утрат в лицевых отделах черепов, но он не знал, что перед реконструкцией портретов я произвёл тщательную реконструкцию самих черепов! Денис, будучи очень хорошим антропологом, не является пока специалистом в области реконструкции лица по черепу, но это поправимо, могу ему помочь.

http://ruskline.ru/analitika/2017/11/18/...

Закрыть Преподобномучениче Киприане, моли Бога о нас! В соборе святых новомучеников Алтайских прославлен преподобномученик Киприан (Нелидов), 16 июня на месте его мученической кончины отслужена Божественная Литургия 20.06.2017 663 Время на чтение 3 минуты В далекие тридцатые годы основной рабочей силой многочисленных «ударных строек Советского Союза» были заключенные. Не стал исключением и Чуйский тракт в Горном Алтае. Здесь на строительстве дороги трудились узники седьмого отделения Сибирских лагерей. На каждые несколько десятков километров создавались временные концентрационные лагеря, так называемые «командировки», рассчитанные на десятки или сотни человек. Каждая «командировка» представляла собой территорию, обнесенную высоким забором с колючей проволокой и вышками по периметру, за которым располагались бараки на 200–300 заключенных, дом для охраны, склад, баня и другие хозяйственные постройки… Одна из таких «командировок» в Онгудайском районе, по воспоминаниям бывшей заключенной монахини Екатерины (Чичериной) называлось «Коркучи». Большинство заключенных, в том числе и женщины, трудились на выравнивании дорожного полотна. Работали кирками, лопатами, на тележках возили грунт. Особенно трудно приходилось на работах по пробивке скальных бомов: Кор-Кечу, Яломан, Белый Бом. Это делалось вручную. Находясь в корзинах, подвешенных на отвесном склоне, заключенные работали зубилом и молотком. Объем пород, раздробленных таким образом, превышал сто тысяч кубометров. После пробивки бома вручную укладывались подпорные стенки. На это, только на бомах Кор-Кечу и Яломан, ушло 24 тысячи кубометров грунта. Одним из узников лагеря «Коркучи» был иеромонах Киприан, в миру Константин Алексеевич Нелидов. Он родился в 1901 году. Отслужив с 1920 по 1924 годы в армии рядовым, он полностью посвятил себя служению Церкви. В 1925 году он принял монашество, священство и стал секретарем митрополита Сергия (Старогородского). Отец Киприан был арестован в Москве весной 1933 года. Проходил он по одному делу с епископом Варнавой (Беляевым) за попытку создания тайного монастыря. Оба были осуждены на три года лагерей и отправлены на Алтай «спасать» план строительства магистрали всесоюзного значения.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/20/pr...

Иван Михайлович Михайло Михайлович Иван больший Фёдорович Иван меньший Фёдорович Кузьма Савич Михайло Савич Никита Савич Иван Савич Александр Никитич Алексей Никитич Марья Макарьевна, за Радищевым Феоктист Фёдорович Иван Павлович Фёдор Павлович Иван Степанович Елизарий Александрович Фёдор Александрович Василий Александрович Улан Александрович Фёдор Яковлевич хорхора старший Фёдор Яковлевич хорхора младший Яков Яковлевич Бурдук Яковлевич КОЛЕНО XIII: Доримедонт Григорьевич Михайло Иванович Матвей Иванович, женат на NN Семёновне Бедринской Андрей Иванович Логин Иванович Семён Михайлович Юрий Иванович † 1730 Иван Иванович Алексей Иванович Семён Иванович Семён Александрович Василий Александрович Мирон Алексеевич Гликерия Макарьевна, за Михайлом Гавриловичем Карабановым Евдокия Макарьевна, за Челищевым Василиса Макарьевна, за Алексеем Кириловичем Кутузовым Григорий Феоктистович Кирьяк Феоктистович Алексей Иванович Матвей Елизарьевич Андрей Фёдорович Матвей Фёдорович Фирс Фёдорович Алексей Ульянович Андрей Яковлевич Сусло Бурдукович Семён Бурдукович Яков Бурдукович КОЛЕНО XIV: Илларион Матвеевич, генерал-поручик; женат на Беклемишевой Иван Логинович старший, адмирал 1-го класса, кавалер святого Андрея и святого Владимира 1-й степени; рождение 1 сентября 1729 † 12 апреля 1801; женат на Евдокие Ильинишне Бибиковой, рождение 11 апреля 1743 † 9 марта 1807 Иван Логинович средний Иван Логинович младший Пётр Васильевич КОЛЕНО XV: Князь Михайло Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский, фельдмаршал и кавалер всех российских орденов первых степеней; рождение 5 сентября 1745 † 16 апреля 1813; женат на Екатерине Ильинишне Бибиковой, рождение 5 ноября 1754 † 23 июля 1824 Семён Илларионович, майор Анна Илларионовна, рождение 20 августа 1746 † 29 ноября 1813; за Ушаковым Дарья Илларионовна Павел Иванович, сенатор; рождение 1 ноября 1767 † 18..; женат на княжне Елене Ивановне Долгоруковой Логин Иванович, генерал-лейтенант, рождение 13 января 1769 † 22 марта 1846; женат на Надежде Никитишне Коведяевой, рождение 1776 † 10 декабря 1848

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Иоанн Феофилович (17.02.1926, Нёйи-сюр-Сен, Франция - 22.07.1992, Монреаль, Канада), протопр., богослов, патролог, византинист, церковный историк. Род. в семье рус. эмигрантов. Отец, Феофил Феофилович Мейендорф, принадлежал к старинному роду остзейских баронов, прибалт. немцев-аристократов, переселившихся из Швеции на территорию совр. Эстонии в допетровские времена и получивших российское подданство при Петре I Алексеевиче . Мать, Екатерина Николаевна, дочь церковного деятеля русского зарубежья Н. И. Шидловского. Родители М. вместе со старшими детьми после Октябрьской революции 1917 г. эмигрировали сначала в Финляндию, затем в Данию (2 года жили в Копенгагене) и во Францию, обосновавшись в Париже (1921). В эмиграции отец стал художником-портретистом. Среднее образование М. получил во Франции (одновременно с франц. школой посещал русскую правосл. приходскую школу). Был чтецом и иподиаконом при митр. Евлогии (Георгиевском) в соборе св. Александра Невского в Париже. Окончил Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского (1949) и историко-филологический фак-т Сорбонны, где в 1958 г. получил докторскую степень за диссертацию о богословии свт. Григория Паламы ; оставлен при Свято-Сергиевском ин-те профессором церковной истории. В эти годы М. регулярно печатал в ж. «Православная мысль» статьи, посвященные проблемам экклезиологии . Большое влияние оказала на него «евхаристическая экклезиология» протопр. Николая Афанасьева . С этого же времени началось его активное участие в экуменическом движении. В 1953 г. М. был одним из основателей Всемирного братства правосл. молодежи «Синдесмос» , в том же году был избран его секретарем, в 1954-1964 гг. являлся президентом «Синдесмоса». В 1959 г. (вскоре после возведения в сан иерея) переехал в США, где стал профессором Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке . Одновременно работал в центре визант. исследований Гарвардского ун-та Дамбартон-Окс . С 1967 г. преподавал в Фордемском ун-те, а также читал лекции в Колумбийском ун-те и Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. Был президентом Правосл. богословского об-ва Америки, президентом Американской патристической ассоциации, членом Исполнительного комитета США по византийским исследованиям, членом-корреспондентом Британской Академии наук, почетным док-ром Ун-та Нотр-Дам, ЛДА. Вместе с протопр. Александром Шмеманом был активным участником процесса предоставления Североамериканской митрополии статуса автокефалии, повлекшего за собой ее преобразование в Православную Церковь в Америке, в к-рой М. был председателем Отдела внешних сношений и членом митрополичьего совета. Являлся редактором газ. «The Orthodox Church».

http://pravenc.ru/text/Мейендорфа.html

Истомино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты " Каменный храм известен с начала восемнадцатого века и непосредственно связан со многими русскими аристократическими родами, оставившими след в истории, такими например, как Хитрово и Толстые, и всегда поддерживался в хорошем состоянии, благодаря постоянным пожертвование местных купцов и состоятельных людей. Можно сказать, что само это место, неописуемой красоты, с широкой речной панорамой, открывающейся с пригорка, на котором стоит церковь, вписано в историю России разными фактами, с ними связанными. Несмотря на все это, Успенскую церковь не миновала общая участь, и в 1974 году она была закрыта и разорена. С большой долей вероятности, на месте нынешнего каменного храма до восемнадцатого века стояла деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Первые найденные документы датированы 1725 годом. История донесла до нас даже имя человека, пожертвовавшего средства на строительство церкви в селе Истомино. Это Иван Петрович Толстой. Петр Андреевич Толстой, родоначальник, начинал службу стольником у царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра Первого. Тогда он не имел почти ни гроша в кармане , как говорится, ничего за душой, а в этом 1725 году дослужился до чина верховного маршала. Такая карьера сама по себе была почти невероятным , очень редким явлением в то время. Царь Петр Первый очень высоко ценил Толстого как своего сподвижника в деле государственного устроения и делал ему царские подарки: в течениеслужбы – сенатором, дипломатом, начальником тайной канцелярии, получил 1695 крестьянских дворов с землями. Царская милость, можно сказать, переходила Толстым по наследству: сын Петра Андреевича Иван Толстой тоже получал в дар от царя награды, почести и земли. Толстые поддерживали жену Петра Первого, как будущую царицу, поэтому Толстой получил титул графа от Екатерины Алексеевны в самый день коронации 7 мая 1725 года. Известно, что диплом на графское достоинство был дарован Петру Андреевичу позже – 30 августа 1725 года. Видимо, в знак благодарности, благодарения Богу за этот титул Толстой и возвел храм Успения пресвятой Богородицы с приделом во имя Чудотворца Николая Мирликийского. Соответственно, в храме престольный праздник отмечается 28 августа, в день Успения Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=09653

История Русской Америки, как принято считать, началась с середины XVII века, когда кочи Семена Дежнева и Федора Алексеева открыли пролив, разделяющий Азию и Америку. Однако собственно Америку русские обнаружили лишь в 1732 году, когда экспедиция под руководством военного геодезиста Михаила Гвоздева на боте «Святой Гавриил» подошла к американской земле. Через 9 лет, в 1741 году, во время второй Камчатской экспедиции, Аляски достигли корабли Витуса Беринга и Алексея Гвоздева, которые обследовали значительную часть северо-западного побережья Америки и острова Алеутской гряды. По праву первооткрывателей Аляска вскоре была признана русским владением в Северной Америке, однако большого интереса российские власти к новым землям не проявили. Тем временем, в 1780-е годы на берег Аляски высадились первые русские поселенцы и занялись ее изучением. Освоение Америки связано в первую очередь с именем купца Григория Шелихова - «российского Колумба», как называл его Г.Р.Державин. При нем на Аляске основалось около 160 русских поселенцев и зародилось название нового края - «Русская Америка». В царствование Екатерины Великой, в 1794 году на Аляске была открыта православная миссия, а при Павле I освоение новых земель приобрело более организованный характер в связи с учреждением Русско-Американской компании (1797 г.) под руководством Николая Резанова, которой было дано право открывать и завоевывать новые земли в Америке. В 1798 г. русскими поселенцами был основан Новоархангельск (ныне г. Ситка в Канаде), а в годы царствования Императора Александра I стараниями «русского конкистадора» купца Александра Баранова, назначенного главным правителем края (1802 г.), наши владения в Америке распространились на юге до Калифорнии (Форт Росс к северу от Сан-Франциско). В 1821 году Император Александр I издал указ запрещавший плавание в Тихом океане иностранных судов севернее 51° с.ш., тем самым дав понять, что Берингово море является внутренним морем России. К середине XIX века общая площадь американских территорий, освоенных русскими, достигла 10% территории современных США.

http://ruskline.ru/history/2014/03/31/ut...

Калуга. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Кафедральный собор во имя Живоначальныя Троицы начал строиться в Калуге в 1786 году по личному приказу императрицы Екатерины Второй. Проект составил известный и талантливый архитектор И.Д. Ясныгин. Собор (бесстолпный) был заложен в центре площади, в окружении зданий Присутственных мест. Это сооружение возводилось до весны 1811 года по проекту И.Д. Ясныгина и под его руководством. Через год, на Пасхальной неделе, храм был освящен. Собор представлен в стиле русского классицизма, он удивительно красив и оригинален. Ныне Кафедральный Собор в честь Живоначальной Троицы обретает статус «Сердца Калуги». В октябре 2004 года митрополитом Калужским и Боровским Владыкой Климентом большим чином был освящен один из боковых северных приделов собора. Как и в прежние времена, престол алтаря решили освятить в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Первое известие о Калужском соборе восходит к 1610 г. По некоторым данным, этот деревянный собор был сожжен запорожцами в 1618 году, второй был выстроен боярином Романовым. Со временем этот храм пришел в ветхость, и около 1687 г. был построен новый каменный. Через сто лет и этот храм обветшал, и с 1786 г. начато построение теперешнего собора. Но работы были остановлены до 1804 года. В 1808 г. работы подходили к концу и собор был окончен в 1811 году. Такая задержка в строении была из-за купола. Губернский архитектор Иван Денисович Ясныгин решил возвести первый в России купол в 24 аршина в диаметре без всякий побочных укреплений. Эта смелая идея встретила сопротивление со стороны архитектора Захарова. Однако идея Ясныгина воплотилась, т.к. купол сооружен именно в этом виде. Троицкий собор имеет два придела: Тихвинской иконы Божьей Матери и Калужской иконы Божьей Матери. В Соборе имеется Царское место с образом Марии Магдалины. Оно устроено в память того, что здесь 2 мая 1826 года стояла на литургии Императрица Мария Федоровна, бывшая в Калуге для встречи возвращавшейся из Крыма Императрицы Елизаветы Алексеевны. До революции в соборе хранились 11 знамен калужского ополчения, отличившихся в войну 1812 года. Кроме того, хранилось знамя Азовского пехотного полка, установленное в 1866 году в память о подвиге калужанина, унтер-офицера Азовского пехотного полка С.А. Старичкова, спасшего это знамя в Аустерлицком сражении 1805 года. 

http://sobory.ru/article/?object=01578

Карташев занимает особое и видное место среди вождей русского религиозного возрождения XX века. Он был единственным из них, кто вышел из крестьянской среды, не принадлежал к ордену интеллигенции и сыграл значительную роль в государственной жизни России, будучи последним прокурором Синода. В его же заслугу входит упразднение этого поста и созыв Всероссийского Собора 1917–1918 гг. Антон Владимирович Карташев родился 11 июля 1875 года в Кыштыме на Урале. Его дед был крепостным рабочим на горном заводе, который благодаря своим способностям и упорному труду стал управителем завода. Отец, родившийся в 1845 году, оставался крепостным до 16 лет. После освобождения он быстро пошел в гору, стал волостным писарем, земским гласным и кончил жизнь членом земской управы. Семья переехала в Екатеринбург, стала горожанами. Карташевы были туляки, вывезенные на Урал для работы в рудниках. Они принадлежали к тем крепким, даровитым русским людям, которых не могло сломить даже крепостное право. На них созидалось российское государство. Это они строили восхитительные деревянные церкви русского севера, ценили и заказывали высокохудожественные иконы, понимали и свято хранили ту московскую культуру, которую загнал в подполье царь-маньяк Петр Алексеевич. Однако Карташевы не были старообрядцами. Они упорно хотели “выйти в люди”, понимали ценность образования, вместе с тем они не отрывались от родной почвы, оставаясь патриархальной, православной семьей, чтившей Царя-Освободителя и преданной монархии. Юный Карташев, как и его предки, был зачарован красотой церковных служб. В возрасте 8 лет он был посвящен в стихарь и до конца своей жизни оставался исключительным знатоком православного богослужения и всегда пел на клиросе. В 1894 году он блестяще окончил Пермскую семинарию и был отправлен на казенный счет в Петербургскую духовную академию. В 1899 году он был оставлен при Академии для подготовки к профессорскому званию при кафедре по русской церковной истории. Через год на него было возложено все бремя преподавания по этому предмету. Он нес его до 1905 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010