Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь прп. Антония Великого [Дейр-эль-Каддис-Антван, Дейр-эль-Араб], расположен в р-не нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне, в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га (18 акров), является крупнейшим по территории мон-рем в Египте (за исключением мон-ря вмц. Екатерины на Синае). После смерти прп. Антония Великого на месте его подвигов в царствование имп. Юлиана Отступника (361-363) было устроено монашеское поселение, состоявшее из самых необходимых построек. В V в. здесь находили убежище монахи из мон-рей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Ок. 537 г. А. п. м. был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I , к-рый, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить егип. границу и построил крепость на Синае (совр. мон-рь вмц. Екатерины), а также расширил территории А. п. м. и мон-ря прп. Павла Фивейского. В VII и VIII вв. эти мон-ри населяли православные монахи ( мелькиты ). В XI в. многие из них погибли, тогда же мон-ри подверглись сильному разрушению. Пещера прп. Антония Великого в Восточной пустыни Пещера прп. Антония Великого в Восточной пустыни При копт. патриархе Иоанне VI (1189-1216) в А. п. м. уже жили копт. монахи-монофизиты. В XIII в. обитель переживала эпоху расцвета: была проведена значительная реконструкция, построена укрепленная стена. Игум. мон-ря Иоанн представлял Коптскую Церковь на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445). В 1484 г. мон-рь и его б-ка были разрушены во время бунта бедуинов, к-рые были заняты на подсобных работах. В нач. XVI в. копт. патриарх Гавриил VII послал 20 монахов из сир. мон-ря Дейр-эс-Суриани для помощи в восстановлении А. п. м. После реставрации здесь нек-рое время сосуществовали эфиоп. и егип. общины. В XVII в. мон-рь использовали капуцины для языковой подготовки своих миссионеров. Во 2-й пол. XVIII в. в мон-ре перестроили храм ап. Марка (1766), обновили стены (1783). На протяжении XVII-XIX вв. 12 монахов обители избирались на Александрийскую Патриаршую кафедру и в течение почти 300 лет определяли историю Коптской Церкви . В XVIII-XIX вв. мон-рь посетил целый ряд западноевроп. путешественников и ученых (напр., К. Сикар, И. С. Ассемани , Дж. Г. Уилкинсон), нек-рые оставили заметки о мон-ре. В 1850 г. здесь был архим. (затем епископ) Порфирий (Успенский) .

http://pravenc.ru/text/114046.html

Христос Пантократор. Фрагмент мозаики предалтарной арки базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. В 1702-1715 гг. по заказу папы Климента XI (1700-1721) базилика была отреставрирована. Новая орнаментальная декорация в стиле барокко выполнена по проекту архит. К. С. Фонтаны. Первоначально мраморные разные по форме и стилю капители заменены стуковыми и однотипными ионическими. На стенах клеристория между окнами появились живописные панно со сценами из Жития сщмч. Климента и сщмч. Игнатия Богоносца. В XVIII в. был сделан деревянный кессонированный потолок. Распятие с предстоящими Богоматерью и ап. Иоанном Богословом. Фрагмент мозаики центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Распятие с предстоящими Богоматерью и ап. Иоанном Богословом. Фрагмент мозаики центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Боковые капеллы верхней церкви относятся к XV-XIX вв. (вмц. Екатерины Александрийской (XV в.), св. Иоанна Крестителя (XVI в.), Богоматери Царицы св. Розария (1715), св. Доминика (XVIII в.), прп. Кирилла (1882)). Капелла вмц. Екатерины расписана фресками по заказу кард. Бранды Кастильони; их создание связывают с итал. художниками эпохи Кватроченто Мазолино и Мазаччо. Свт. Амвросий Медиоланский. Фрагмент мозаики центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Свт. Амвросий Медиоланский. Фрагмент мозаики центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. В XVIII в., во время обновления верхней церкви, были обнаружены и тогда же переписаны без изменения иконографии росписи в нижней части апсиды, над троном епископа (представление о них дают рисунки К. Фонтаны 1715 г., см.: Lond. Brit. Lib. Royal. 10345). В центр композиции помещен Христос, по сторонам от Него - разделенные пальмовыми деревьями изображения Богоматери и 11 апостолов в рост. Датировка первоначальной живописи затруднена из-за плохой сохранности красочной поверхности. Ллойд предполагал, что роспись относится к оригинальной декорации базилики нач. XII в. ( Lloyd. 1989. P. 43); Андалоро предлагает датировать ее кон. XIII в. (?) и условно относить ко времени правления кард. Джакомо Каэтани Томмасини (La Pittura Medievale a Roma: Atlante. 2006. P. 168, 170).

http://pravenc.ru/text/Климента сщмч ...

паломнические маршруты. В XIII в., пока Заиорданье было относительно густо заселенным и безопасным, мн. богомольцы следовали из Иерусалима через Иерихон к св. местам Иордана, пересекали реку и шли по плато над вост. берегом Мёртвого м. в К., а далее - на Синай и в Египет. Синайский монастырь вмц. Екатерины имел недвижимость в К., в т. ч. предположительно гостиницу для паломников. Возможно, именно там останавливался нем. странник Титмар, проходивший через К. на Синай в 1217 г. Свт. Савва I , архиеп. Сербский, во время 2-го путешествия на Св. землю (1235) отправился из Иерусалима в Каир также через К. (Путешествие св. Саввы, архиеп. Сербского: 1225-1237 гг./Ред.: архим. Леонид (Кавелин). СПб., 1884. С. 18. (ППС; Т. 2. Вып. 2)). Возможно, с паломничеством на Синай было связано появление в К. арм. церкви. В 1878 г. была открыта надпись 1257 г. о строительстве царем Киликийской Армении Гетумом в К. церкви св. Иакова (содержание надписи и ее аутентичность остаются спорными). Известен колофон 1329 г. о вкладе царем Левоном IV Библии в арм. церковь св. Георгия в К. Правосл. архиерейский престол в К. был восстановлен после ухода крестоносцев. «Греческий епископ» К. упоминается Титмаром в 1217 г. По синайскому преданию, в 1312 г. епископ К. Гавриил направил в монастырь вмц. Екатерины караван с рабочими и стройматериалами для ремонта храма; чудесным образом караван прибыл вскоре после того, как часть стены мон-ря рухнула от землетрясения. С помощью каракских каменщиков пролом был быстро заделан, и обитель спасена от разграбления бедуинами ( Порфирий (Успенский), архим. Синайский полуостров//ЖМНП. 1848. Ч. 60. Нояб. Отд. 2. С. 158). В айюбидско-мамлюкскую эпоху, когда Иерусалимский Патриархат переживал тяжелый кризис, его окраинные епархии, включая К., перешли под окормление Александрийского патриарха. С сер. XIV в. Иерусалимские патриархи добивались возвращения этих территорий в свою юрисдикцию. Окончательный отказ Александрийской кафедры от претензий на К., Шаубак, Газу и Синай был зафиксирован грамотой Александрийского патриарха свт.

http://pravenc.ru/text/1470395.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР Первоверховный апостол (пам. 29 июня, 16 янв.), миссионер; согласно христ. традиции, автор 2 Посланий, вошедших в состав канона НЗ. В Евангелиях Ап. Петр. Икона. VI в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Ап. Петр. Икона. VI в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В Евангелиях П.- наиболее часто упоминаемый из апостолов (в общей сложности под разными именами (П., Симон, Кифа) - 110 раз, из них 75 - у синоптиков и 35 - у Иоанна - Хенгель. 2012. С. 11). Линия взаимоотношений между Иисусом и П. проходит через все евангельские повествования - от первых рассказов о призвании учеников до истории отречения П. и прощения его воскресшим Иисусом. Раннехрист. источники единодушно свидетельствуют о том, что именно воспоминания П. легли в основу Евангелия от Марка ( Iren. Adv. haer. III 1. 1; Euseb. Hist. eccl. III 39. 15 (здесь цитата из Папия Иерапольского); VI 14. 5-7 (цитата из Климента Александрийского)). Папий Иерапольский и Ириней Лионский называют ап. Марка «переводчиком» (ρμηνευτς) П. Слово ρμηνευτς (ср. также: Hieron. In Matth. Praef.//PL. 26. Col. 18-20; блж. Иероним употребляет слово interpres в смысле «переводчик» или «толкователь») может означать, что П. плохо говорил на греческом и нуждался в переводчике, особенно в своих миссионерских путешествиях. Однако это совсем не обязательно: как уроженец преимущественно грекоязычной Вифсаиды , он мог владеть греческим с рождения (см.: Бокэм. 2011. С. 232). Возможно, авторы II в. имели в виду, что ап. Марк записал на греч. языке истории, к-рые П. рассказывал на арамейском (ср.: Там же. С. 249). Слово ρμηνευτς, кроме того, может значить «толкователь». (Подробнее об этом см. в статьях Евангелие , разд. «Происхождение»; Марк , апостол и евангелист.) Ириней считал, что Евангелие от Марка было написано после смерти П. ( Iren. Adv. haer. III 1. 1), к-рая произошла между 64 и 67 гг. Климент Александрийский, напротив, относил это Евангелие ко времени пребывания П. в Риме (ок. 45-65 гг.) (ср.: Euseb. Hist. eccl. VI 14. 5-7).

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Основное время К. проводил в К-поле, растрачивая доходы Синайского мон-ря на установление связей с влиятельными лицами и сановниками. Синаиты быстро разочаровались в К. из-за произвола и экономических злоупотреблений архиепископа и стали добиваться его смещения. Неугодных ему монахов К. сажал в тюрьму, отправлял на отдаленные подворья и даже в ссылку. Архиепископ оформил на себя пожизненное право пользования доходами с имений мон-ря в Бессарабии. Одни только учтенные растраты К. оценивались в колоссальную сумму - 58 383 австр. дуката (по др. подсчетам, 62 683 австр. дуката), что составляло на то время приблизительно 180 тыс. р. серебром; к этому следует прибавить многочисленные ценные вещи, предметы церковного обихода и документы, взятые им из ризниц монастыря вмц. Екатерины и Каирского подворья. В 1866 г. синаиты низложили архиепископа (6 июля - братия мон-ря вмц. Екатерины, 17 июля - насельники Джуванийского подворья), что было подтверждено соборными определениями синайского братства от 10 и 24 авг. и насельников Джувании от 3 окт. Однако за К. вступился К-польский патриарх Григорий VI , и синаиты были вынуждены прибегнуть к суду Иерусалимского патриарха, к-рый подтвердил низложение архиепископа (23-24 авг. 1867). Но К. заявил о своей неподсудности Иерусалимскому патриарху и апеллировал к К-польскому патриарху и Высокой Порте. В связи с неясностью статуса К. и нового архиепископа Каллистрата рус. посланник в К-поле гр. Н. П. Игнатьев распорядился не передавать ни тому ни другому поступавшие из России через генеральное консульство в Египте деньги для монастыря. Эти средства были задержаны в консульстве с янв. 1867 по авг. 1868 г. Григорий VI и покровительствовавшие К. сановники склонялись к тому, чтобы «синайское дело» было пересмотрено, и только направленное по просьбе Кирилла II Иерусалимского ходатайство Антиохийского и Александрийского патриархов к Фуад-паше о правомерности действий Иерусалимских патриарха и Синода заставило Высокую Порту признать низложение К. К-польская Патриархия была вынуждена смириться с таким исходом «синайского дела», но не признала справедливости решения суда над К. в Иерусалиме, а приняла его только «ради церковного мира».

http://pravenc.ru/text/1840415.html

Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной. Икона. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной. Икона. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Из библейского текста неясно, обозначало ли   кустарник вообще или к.-л. его конкретный вид; представление о том, что это был колючий кустарник, вошло в большинство переводов Библии на европ. языки. В библеистике XIX-XX вв. стремление точно определить вид данного растения было тесно связано с попытками дать феномену К. Н. рациональные объяснения, ни одно из к-рых не стало общепризнанным. В качестве естественных аналогов К. Н. предлагались различные дикорастущие растения Ближневосточного региона: ясенец белый (лат. Dictamnus albus) - кустарник из семейства рутовых, чьи листья в период цветения выделяют пары эфирных масел, способные вызвать ожог и воспламенить все растение в случае нахождения рядом открытого источника огня; колючая акация (Acacia Nilotica или Acacia Seyal), к-рая на арабском называется   омела белая (Loranthus acaciae), огненно-красные цветки к-рой могли вызвать ассоциацию с языками пламени ( Moldenke. 1952. P. 23). Также ряд библеистов отстаивают восходящее к переводу Вульгаты отождествление К. Н. с разноцветным ежевичным кустом (Rubus discolor - см., напр.: L ö w. 1928. Bd. 3. S. 175, 185 sq.) или же с др. его видом - «ежевикой кровавой» (Rubus sanguineus/Rubus sanctus - Hepper F. N. Illustrated Encyclopedia of Bible Plants. Leicester, 1992). Нек-рые ученые отстаивают т. зр., что явление прор. Моисею происходило в кустарнике из семейства бобовых - сенне александрийской (Senna alexandrina/Cassia senna; араб.   - Zohary M. Plants of the Bible. L.; N. Y., 1982. P. 140-141). Среди наиболее распространенных религиеведческих параллелей с К. Н. ряд исследователей находят схожие образы в егип. мифологии, где священный терновник   (Ziziphus spina Christi) является символом различных божеств, в т. ч. Амона-Ра, Софду или Хатхор ( Korpel. 1999. P. 860). Эта ассоциация близка к упоминанию в угаритских источниках «бога кустарника (?)» (       - Olmo Lete G., Sanmartin J. A Dictionary of the Ugaritic Language in the Alphabetic Tradition. Leiden; Boston, 2003. Vol. 1. P. 182).

http://pravenc.ru/text/2462265.html

Др. заботой К. было правильное распоряжение владениями и преумножение монастырской собственности. В т. ч. он отстроил подворье Джувания в Каире, достиг договоренности с Критским митрополитом относительно положения синайских подворий на этом острове, установил связи с Грузией. Архиепископ лично посещал монастырские подворья, расположенные в разных регионах, принимая необходимые меры для их устроения. В 1766 г. Синайский монастырь взял под покровительство обитель Иерусалим в Беотии. В 1767 г. было приобретено подворье в Афинах с храмом во имя великомучеников Феодоров (переименован в ц. вмц. Екатерины), в 1780 г.- Андромонастиро в Мессинии. Во время путешествия в Италию в 70-х гг. XVIII в. К. безуспешно добивался выплаты субсидий, предоставленных монастырю королями Испании, к-рые не поступали с 1700 г. В 1772 и 1777 гг. общины греч. купцов Калькутты и Бомбея пригласили синайских монахов для службы в построенных в этих городах храмах, которые посвятили Синайской обители. В 1786 г. синайское подворье в Киеве - киевский (Киево-Синайский) во имя вмц. Екатерины муж. мон-рь - получило статус архимандритии и в 1787 г. было переведено на территорию упраздненного киевского Петропавловского муж. мон-ря (прежнее подворье с церковью было также оставлено синаитам). Архиепископ сумел получить от османских властей ряд указов, подтверждавших права и привилегии обители, в частности освобождение монахов от уплаты хараджа (1764), право поднимать свой флаг на море, т. е. осуществлять беспошлинные морские перевозки (1778), и право наследования мон-рем имущества умерших иноков (1790). Александрийский патриарх Киприан (1766-1783) заявил синаитам о своем желании включить Синайскую архиепископию в юрисдикцию Александрийской Православной Церкви, но те воспротивились. Во время поездки в К-поль К. объявил Киприану волеизъявление собора монахов-синаитов, но тот не отказался от своего намерения (в т. ч. составил и распространял «Манифест»). Однако его действия не увенчались успехом. Несмотря на тяжелое финансовое положение Синайского мон-ря, были предприняты попытки по украшению и ремонту обители. Планы найма каменщиков в Дамаске и реконструкции обветшавших стен (1771), видимо, так и не реализовались. Однако в 1770 г. западная стена придела Неопалимой Купины была облицована изразцами на деньги митрополита Хомса, а в 1783 г. на средства, предоставленные одним из христ. шейхов Дамаска, паперть монастырского собора была выложена мрамором.

http://pravenc.ru/text/1840413.html

Литография. Кон. XIX в. Была построена в 1634 г. (зодчие Бажен Огурцов и Семейка Белый) к востоку от собора, у Кремлевской стены, служившей в качестве ограды со времен 1-го царя династии Романовых (в 1694 к храму была пристроена колокольня). Частая выдача ладана этому престолу, по сведениям Ладанных книг, зафиксирована в 7126-7127 (1617-1618) гг. А. И. Пшеничников считал, что церковь была возведена ранее ( Пшеничников. 1894. С. 89). В день именин патриарха Московского и всея Руси Филарета, 21 апр. 1626 г., к нему приходили с поздравлениями «из придела св. священномученика Феодора, иже в Пергии… черные попы Дементьян стоварищи» ( Холмогоровы. 1884. Стб. 285). Храм сильно пострадал в пожаре 1737 г. После перестройки храм накрыли 4-скатной крышей вместо завершения с «горкой кокошников». На акварелях и гравюрах кон. XVIII - нач. XIX в. небольшой прямоугольный объем ц. во имя прп. Михаила Малеина показан над проездной аркой св. врат, за ним поднимается колокольня, ярус звона к-рой имеет форму октагона. Придел во имя мч. Феодора Пергийского располагался с сев. стороны Малеинского храма, его небольшая главка видна на открытках нач. XX в. за Кремлевской стеной от Спасских ворот. В 1826 г. к Малеинской ц. была пристроена 2-этажная больница для престарелых инокинь, в 1877 г.- аптека. На колокольне, примыкавшей к этому храму, 9 колоколов, из к-рых 2 отмечены как древние, отлитые в 1556 и 1698 гг. В надписях на колоколах XVIII в. упоминаются не только государи, заказчики, мастера и настоятельницы, но и казначеи, так что подобные надписи могут служить дополнительным источником сведений по истории обители ( Пшеничников. 1894. С. 87-92). Церковь вмц. Екатерины и церковь прп. Михаила Малеина. Фотография. Кон. XIX в. Известен по Ладанным книгам с 1614 г. В 1626 г. он назван приделом «у великой старицы Марфы Ивановны». Вероятно, это был деревянный храм при трапезной. Каменное здание трапезной с ц. во имя вмц. Екатерины построили в 1686 г., 24 нояб., в день памяти Александрийской святой, церковь была освящена патриархом Московским и всея Руси Иоакимом в присутствии царя Иоанна Алексеевича и царевны Софии Алексеевны.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Стремясь взять на себя божественное наказание за свой народ (1 Цар 24. 17 сл.), Д. предстает ходатаем за его грехи, как и Христос пред Небесным Отцом, символизируя истинного пастыря, готового положить «за овец душу свою» (Ин. 10. 11) ( Суг. Alex. De adoratione et cultu in spiritu et veritate. III//PG. 68. Col. 285; Theodoret. Quaest. in Regn. II 45//PG. 80. Col. 665 sq.; Ioan. Chrysost. In Rom. 30. 3). Аллегорическую интерпретацию получают у св. отцов обстоятельства личной жизни Д. Его брак с Авигеей указывает на союз Христа с Церковью христиан из язычников, а брак с израильтянкой Мелхолой, к-рая была потом выдана за другого и вновь вернулась к Д.,- с Церковью иудейской, к-рой надлежит в конце мира вновь возвратиться к своему супругу - Христу ( Ambros. Mediol. Ep. 31. 5-8). Особое место в толкованиях отцов отводится истории отношений Д. с Вирсавией, где он предстает совершенным примером покаяния и смирения ( Iust. Martyr. Dial. 141; Cyr. Hieros. Catech. 2. 11; Ioan. Chrysost. In Psalm. 50. 2, 3; idem. In Rom. 13-124; Theod. Stud. Serm. catech. 72-Е; Clem. Rom. Ep. I ad Cor. XVIII). Помимо христологической интерпретации в лице Д. усматривается прообраз претерпевающей гонения и затем торжествующей Церкви Христовой (напр., Aug. In Ps. LIX 1). Непосредственно Д. были посвящены следующие работы: свт. Амвросия Медиоланского «О жалобе Иова и Давида» ( Ambros. Mediol. De interpel. Iob), «Об апологии Давида пророка» (De apol. David//PL. 14. Col. 891-960), св. Ипполита Римского «О Давиде и Голиафе» (De David et Goliath//CPG. N 1876), свт. Иоанна Златоуста «Три беседы о Давиде и Сауле» (De Davide et Saule homilia//PG. 54. Col. 675-708), свт. Василия Великого «Беседы на Давида» (Sermones in Davidem 15-17//CPG, N 6656. 14-17), а также отдельные главы в комментариях на книги Царств свт. Кирилла Александрийского, прп. Григория Великого, Оригена, Прокопия Газского, Ефрема Сирина и блж. Феодорита Кирского. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 560–565 гг. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 560–565 гг.

http://pravenc.ru/text/168470.html

Собор вмц. Екатерины и Александро-Невское общество трезвости (Луга) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Екатерининский собор построен в 1786; с 2001 при храме действует Александро-Невское общество трезвости. Престольный праздник: 7 декабря, день памяти вмц. Екатерины. Содержание История [ править править код ] Одним из первых и главнейших храмов города Луга является знаменитая Екатерининская церковь. Храм был выстроен в честь святой великомученицы Александрийской Екатерины, которая слыла небесной покровительницей Екатерины II. Императрица издала указ от 10 сентября 1779 года о начале работы экономической коллегии по вопросу возведения псковского наместничества в назначенном городе Луга в виде каменной соборной церкви; указом предписывалось выдать на должность правящего городского губернатора — генерал-поручика по фамилии Сиверса — шесть тысяч рублей, назначив дату исполнения заказа в два года, начиная с 1780 года. На сегодняшний день не только проект собора, но и сметы, к сожалению, так и не было обнаружено. Если исходить из сроков финансирования, то возведение церкви окончательно должно было закончиться в 1781 году, но строительство так и не завершили. Вскоре вопрос о строительстве храма в Луге снова был поднят. Власти приняли решение выстроить деревянный храм. От 30 сентября 1782 года в газетах были опубликованы объявления о торгах на возведение деревянного храма, но вскоре решили выбрать в качестве основного строительного материала камень. В 1784 году из казны было выделено почти 24 тысячи рублей, а в 1786 году каменная церковь была построена. Сведения об освящении храма не дошли до наших дней, как и имя архитектора. Известный лирик 19 века К.Случевский, путешествуя по северо-западной части России в 1877 году, написал исторический очерк, в котором он описывал Екатерининскую церковь в Луге. Поэта более всего поразил довольно скромный вид собора, несмотря на то, что он был самым главным в городе. Собор во имя великомученицы Екатерины — это каменная церковь, имеющая один престол. Что касается его внешнего вида, то он особенно схож с протестантским собором, по причине чего не совсем вписывался в общий ансамбль построек города. Храм выстроен на берегу реки, возвышаясь над городскими постройками в Луге. На плане 1841 года на фасадах здания представлены ризалиты, а на западном фасаде имелись четырехколонные портики с небольшой колокольней. Церковный портик имеет довольно внушительные формы с некоторым утолщением в нижней части.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_вмц._Ека...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010