На базе Саратовской духовной семинарии состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых-теологов 11 июня 2020 г. 10:49 9-10 июня 2020 года на базе Саратовской православной духовной семинарии (СПДС) проходила V Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых-теологов «Актуальные вопросы православной теологии». Форум проходил в дистанционном видеоформате. Конференция ежегодно проводится совместными усилиями СПДС, отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии и Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Мероприятие является частью образовательного проекта «Молодежь. Общество. Будущее». Приветственный адрес  участникам конференции направил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры , президент Научно-образовательной теологической ассоциации митрополит Волоколамский Иларион . «С приходом христианства на Русь православная вера получила здесь защиту в период различных смут и уний. У нас зародилась своя богословская школа, традиции и опыт которой важны в контексте вызовов современности. Сегодня в России теология развивается как в духовных школах, так и в светском научно-образовательном пространстве. Ключевыми задачами для всех нас становится приобщение к ценнейшему опыту русского богословия и взаимное творческое, профессиональное общение между учеными, аспирантами, студентами, изучающими теологию», — говорится в приветственном слове. Работу конференции возглавил ректор Саратовской православной духовной семинарии митрополит Саратовский и Вольский Лонгин . « Саратовскую митрополию , Саратовскую православную духовную семинарию и Саратовский государственный научно-исследовательский университет связывает доброе плодотворное сотрудничество, цель которого — вновь открыть для наших современников глубину отечественной духовной традиции. В течение многих лет нами совместно проводятся конференции международного и межрегионального уровня, такие как Пименовские и Кирилло-Мефодиевские чтения, ежегодные образовательные олимпиады и творческие конкурсы для школьников. Именно благодаря такому тесному соработничеству научной и духовной школ у исследователей появляется возможность обращаться к гуманитарному знанию во всей его полноте: в научный оборот возвращается все богатство русской религиозной философии, исчезают белые пятна в области изучения классической литературы и русской истории. Это наглядный пример тому, что научное мировоззрение — не равно мировоззрению атеистическому, что наука не противоречит вере; что одна из важнейших задач современного вуза — не только передача молодому поколению суммы знаний, но приобщение его к традиционным для России духовным ценностям»,— отмечается в  приветствии  владыки Лонгина.

http://patriarchia.ru/db/text/5649843.ht...

Наблюдая через благочинных за исправным поведением вверенных им священнослужителей, главные священники производили духовный суд, ежегодно представляли в Святейший Синод отчёт о состоянии подведомственных церквей, под их постоянным надзором находилась также хозяйственная часть церквей. Свои административные распоряжения главные священники направляли в виде ордеров, что свидетельствовало о жёсткой дисциплине, укреплявшейся среди военного духовенства. Протоиереи М. И. Богословский и П. Е. Покровский. С 1865 по 1888 годы должность главного священника армии и флота поочерёдно занимали протоиереи Михаил Измайлович Богословский (1865–1871 гг.) и Пётр Евдокимович Покровский (1871–1888 гг.), а с 1888 года – Александр Алексеевич Желобовский (1888–1910 гг.). С 1865 года по 1871 год главным священником армии и флота являлся Богословский Михаил Измайлович, который родился в 1807 году в семье причётника во Владимире. Первоначальное образование получил во Владимирском духовном училище, потом в духовной семинарии. В 1827 году, т. е. в 20 лет поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию и окончил её в 1831 году первым магистром и с 7 ноября этого же года был назначен бакалавром академии по кафедре греческого языка. Через два года М. И. Богословский рукоположен во священники Благовещенской церкви на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, а в 1835 году назначен настоятелем Екатерининской церкви Императорского училища правоведения и, одновременно, законоучителем и преподавателем логики и психологии в училище. В это же время он продолжал занятия в духовной академии, где в 1839 году был избран членом академической конференции, с 7 февраля 1840 года назначен профессором богословия и в этом звании оставался до 1842 года. В 1844 году М. И. Богословский возведён в сан протоиерея. В 1856 году получил в училище правоведения звание заслуженного профессора, а в 1858 году за написанную Священную историю Ветхого Завета Св. Синод удостоил его степени доктора богословия. Он состоял почётным членом Санкт-Петербургской, Московской духовных академий, общества любителей духовного просвещения и участвовал во многих комиссиях по вопросам духовно-учебным и духовно-административным (по составлению программ и учебников для духовных семинарий, по пересмотру уставов духовных учебных заведений, по разработке узаконений о правах православного духовенства, по преобразованию церковного суда и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конференции  1. Доклад: «Энергии простоты или простота энергии? Парадигмы патристической философии на Востоке и на Западе» — Международная конференция: «Оппозиция Запад – Восток в культурных традициях христианского мира». Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 10-13 мая 2016 г.Доклад: «Аристотель и трансцендентальная онтология» — XVI Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 25-27 мая 2016 г. Санкт-Петербург.  2. Доклад: «Аристотель и трансцендентальная онтология» — XVI Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 25-27 мая 2016 г. Санкт-Петербург.  3. Доклад: «О влиянии онтологии Аристотеля на схоластическую теологию» — XXVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ, 26 ноября 2016 г.  4. Доклад: «Бог и предикаты (Часть 2)» — круглый стол: «Как должно говорить и писать о Боге согласно святым Отцам». Университет Дмитрия Пожарского, 18.02.2015.  5. Доклад: «Онто-тео-логия: pro et contra» — регулярный семинар сектора философии религии ИФ РАН Scientia de religione, 26.02.2015.  6. Доклад: «Предпосылки учения о трансценденталиях в античности: Доаристотелевский период» — XV Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 27-30 мая 2015 г. Санкт-Петербург.  7. Доклад: «Метафизика Исхода» и исход из метафизики: две парадигмы в патристической философии. — Конференция: «Метафизика в интеркультурном пространстве: история и современность», 18 декабря 2015г. Институт философии РАН.  8. Доклад: «Этика и преодоление онтологии». XXII Международные Рождественские образовательные чтения. 28 января 2014. Храм Христа Спасителя. Секция «Онтология нравственных начал».  9. Доклад: «Платон и онто-гено-логия». Универсум Платоновской мысли. Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций – II. Санкт-Петербургский Государственный Университет. Институт философии. 24-25 июня 2014 г.  10. Доклад: «Бытие и Единое у Платона». 2-я международная Платоновская конференция. РГГУ, 18-19 сентября 2014.  11. Доклад: «Бог и предикаты (Часть 1)». Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. 11 ноября — 2 декабря 2014.  12. Доклад: «Деконструкция генологии: Хайдеггер и неоплатонизм». 86-е заседание Научно-методологического семинара богословского факультета ПСТГУ. 29 марта 2013 г. 

http://bogoslov.ru/person/287368

В ПСТГУ пройдет XVII Ежегодная богословская конференция 6 января 2007 г. 11:49 22-24 января 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II пройдет зимняя сессия XVII Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . Данное научное мероприятие объединяет творческие усилия богословов, преподавателей и сотрудников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и других Православных Церквей, а также многих представителей гуманитарных наук академических институтов, университетов, музеев, архивов, библиотек, специалистов по церковному искусству. Главной целью и главным результатом конференции является достижение богословского и научного единства в осмыслении истин веры. В рамках конференции будет работать ряд секций: «История Русской Православная Церкви в ХХ века»; «Основные вехи 700-летних российско-грузинских государственно-церковных отношений»; «История Русской Церкви синодального периода»; «История миссий»; «Практическая миссиология»; «Культурология»; «Религиоведение. Проблемы религиоведения в современной России»; «Германская филология»; «Романская филология»; «Теория и история языка»; «Литературоведение, фольклор, текстология»; «История и литература Христианского Востока»; «Классическая филология»; «История и история педагогики»; «Духовно-нравственные ценности в российском образовании»; «Секция церковных художеств»; «Церковное пение». Планируется провести ряд круглых столов, посвященных актуальным проблемам современной гуманитарной науки и образования. Пленарное заседание, которое пройдет 22 января 2007 г. в конференц-зале 1-го гуманитарного корпуса МГУ, будет посвящено проблемам влияния Православия на культуру. Программу конференции можно найти на сайте www.pstgu.ru . За дополнительной информацией обращаться по адресу: Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23-Б, тел (495) 951-17-42, e-mail: nauka@pstbi.ru Тел.: 650-1178, 8-901-518-6066. E-mail: pressa@pstgu.ru . Патриархия.ru/ Пресс-служба Свято-Тихоновского университета Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/179019.htm...

Завершил первую секцию доклад профессора кафедры церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии М. В. Шкаровский, чей доклад был посвящен Ленинградской Духовной Академии в период антицерковных гонений 1958-1964 годах. Вторая половина пленарного заседания уже стала отходить от исторической тематики, уступая место богословской проблематике и вопросам библеистики. Иеромонах Амвросий (Мецегора) зачитал доклад профессора латинского языка и литературы в Университете Люмьер-Лион 2 Поля Маттеи, который подробно описывал взаимоотношения святителя Амвросия Медиоланского с императорами Магном Максимом и Валентинианом II. Профессор византийского богословия и философии Православного богословского факультета в Университете Прешова священник Вацлав Ежек посвятил свое выступление проблематике кризиса современной богословской мысли, который, по мнению докладчика, происходит вследствие редуцирования богословия до лингвистики и философских систем, что выделяет мистическое богословие в некую отдельную специализацию и в итоге не дает Богу возможности говорить непредсказуемым путем, загоняя Откровение в рамки человеческих рационалистических систем.      Итог выступления подвел ректор колледжа Капраника, профессор богословского факультета Папского Григорианского университета священник Эрменеджильдо Маникарди, который прочитал доклад на тему «Самоопределение Иисуса как «Сына Человеческого» в Евангелии от Марка». В рамках первого дня научно-богословской конференции в дар Академии передали живописные полотна и скульптуры проекта «Передвижная академия искусств», который осуществляет Центр фестивалей и международных программ под руководством Т. В. Шумовой. По договоренности с ректором Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, институт изготовит постаменты для скульптур, и поможет с расположением экспонатов в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии. Первый день конференции завершился концертом сводного хора Санкт-Петербургской Духовной Академии под руководством Р. Г. Гундяевой, который состоял из произведений П. И. Чайковского.

http://pravoslavie.ru/98689.html

Научно-практическое значение и новизна исследования. Диссертация является первым как в отечественной, так и в зарубежной науке монографическим исследованием, посвященным трактату «Apologeticus atque Antirrhetici», а также одной из немногих работ по византийскому иконоборчеству, в которых используется метод комплексного историко-филологического анализа (в их числе, в первую очередь, исследования Д. Е. Афиногенова и М.-Ф. Озепи 21 ). При этом впервые после открытия П. Александера (1958 г.) трактат рассматривается во всей полноте, т.е. с учетом всех четырех частей и опубликованного отдельно патристического флорилегия. В результате работы были достигнуты важные результаты, касающиеся как литературной природы рассматриваемого текста (композиционная организация, риторические приемы, средства формирования негативного образа противника, жанровое своеобразие и др.), так и ряда исторических и историко-философских вопросов: богословие иконоборцев первого и второго периодов, своеобразие учения Константина V, сохранение и искажение исторической памяти об иконоборчестве в поздневизантийский период. Выявленные в ходе исследования критерии, позволяющие провести границу между действительными фрагментами иконоборческого источника и их интерпретацией, в дальнейшем могут быть использованы при реконструкции иных византийских произведений, признанных еретическими и сохранившихся исключительно в составе опровержений. Апробация . Диссертация обсуждена на заседании кафедры византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ. Основные положения были представлены в виде докладов на научных конференциях: Ежегодная конференция молодых специалистов по византинистике и неоэллинистике (Москва, МГУ, 2004–2009), Международная конференция «Сон и реальность» (Санкт-Петербург, СПбГУ, октябрь 2008), XVIII Всероссийская научная сессия византинистов «Русь и Византия» (Москва, ИВИ РАН, октябрь 2008), XXI Чтения памяти В. Т. Пашуто (Москва, ИВИ РАН, 2009), XIII Чтения памяти И. М. Тронского (Санкт-Петербург, ИЛИ РАН, 2009), Международный конгресс медиевистов (International Medieval Congress, Leeds, Institute for Medieval Studies, 2009). Содержание диссертационной работы отражено в девяти публикациях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Biserica Ortodox Rus Site-ul oficial al Patriarhiei Moscovei tirile principale În Duminica Lsatului sec de brânz Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a svârit Dumnezeiasca Liturghie în Catedrala „Hristos Mântuitorul” În Duminica Întoarcerii Fiului Risipitor Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit Dumnezeiasca Liturghie la schitul „Sfântul Alexandru Nevski” De srbtoarea Întâmpinrii Domnului Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit Dumnezeiasca Liturghie în Catedrala „Hristos Mântuitorul” din Moscova În Duminica Vameului i a Fariseului Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit Dumnezeiasca Liturghie la schitul „Sfântul Alexandru Nevski” A avut loc consftuirea de lucru a Sanctitii Sale Patriarhul Chiril cu lociitorul Lavrei „Sfânta Treime” a Cuviosului Serghie episcopul de Serghiev-Posad i Dmitrov Foma Arhiva   Principal / tiina i educaia / Conferine i seminare La Academia Teologic din Kiev a avut loc ediia a III-a a conferinei anuale studeneti „tiina studeneasc în coala teologic " Versiune pentru tipar 13 martie 2012 12:50 12 марта 2012 года в Киевской духовной академии состоялась ежегодная студенческая конференции «Студенческая наука в духовной школе», посвященная в этом году 245-летию со дня рождения и 175-летию со дня смерти выдающегося церковного ученого митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова). В работе научного форума приняли участие представители церковных учебных заведений Украины, России и Румынии: Православного богословского факультета Бухарестского университета; Московской , Санкт-Петербургской и Киевской духовных академий; Белгородской, Волынской, Почаевской, Одесской, Ставропольской, Полтавской, Костромской, Новокузнецкой, Воронежской духовных семинарий и Черниговского духовного училища. Открывая пленарное заседание, ректор Киевской духовной академии и семинарии, председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви архиепископ Бориспольский Антоний пожелал всем участникам плодотворной работы, подчеркнув, что количество представителей духовных школ из разных стран на конференции с каждым годом увеличивается.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2073491...

Ректорам семинарий рекомендовано по возможности привлекать к преподавательской деятельности ученых и специалистов из светских учебных заведений, а также вести совместную деятельность с институтами повышения квалификации и педагогическими вузами по подготовке педагогических кадров.   6. Организация ректорских совещаний и научно-практических конференций 6.1 Ректорское совещание 16 апреля 2002 г. под председательством Святейшего Патриарха в Москве прошло совещание ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Ректорское совещание было созвано для обсуждения проблем, стоящих перед духовными школами в связи с перспективой государственной аккредитации духовных школ на основе стандарта «теология», и выработки рекомендаций по их решению. Важнейшей на совещании была тема о государственном признании духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Многие ректоры духовных учебных заведений отмечали, что вопрос об аккредитации — это вопрос в значительной степени о будущем Церкви как в смысле существенного повышения образования священнослужителей, так и в отношении перспективы церковного свидетельства в современном обществе. Помимо общих вопросов о совершенствовании духовного образования участники совещания обсудили тему взаимодействия со светской системой высшего и среднего образования, в связи с процессом открытия во многих российских вузах теологических факультетов, отделений и кафедр. Было принято решение об активизации участия представителей духовных школ в Координационном совете Министерства образования Российской Федерации и Русской Православной Церкви. 6.2 Научно-практические конференции и семинары С 2001 года Учебный комитет ежегодно проводит в Московской духовной академии научно-практическую конференцию студентов и молодых ученых богословских учебных заведений Русской Православной Церкви. Цель конференции — рассмотрение проблем и вопросов, стоящих перед православным образованием и наукой, в контексте повышения уровня преподавания, активизации взаимоотношений между Церковью и обществом, религией и культурой, богословием и светской наукой, поиска новых форм богословского образования и развития сотрудничества между церковными и светскими учебными заведениями.

http://patriarchia.ru/db/text/425443.htm...

Соответственным образом уездные училища предваряли собой семинарии, кроме того, они призваны были и вообще дать возможность получить образование при наименьших издержках. Приходские школы должны были принести в деревню единообразное, методически правильное преподавание, заботясь о том, чтобы юношество находилось под всеобщим, единообразным и основанным на твердых правилах надзором. Как финансовые отчеты школ, так и средства, выделявшиеся для них комиссией, должны были проходить последовательно все соответствующие промежуточные инстанции. Каждая из четырех академий, непосредственно подчиненных комиссии, управляла учебным округом, к которому было приписано определенное число епархий со всеми их школами. Семинарии были теснейшим образом связаны с академиями, которым они непосредственно подчинялись. Окончившие семинарию могли продолжить образование только в «своей» академии, а преподавательский состав семинарий пополнялся исключительно за счет выпускников соответствующей академии. Такой порядок предусматривался еще Уставом 1798 г. Каждая из 36 существовавших в 1808 г. епархий должна была иметь одну семинарию, 10 уездных училищ и до 30 приходских школ. Ввиду того что в разных концах огромной империи цены, а соответственно и расходы на содержание учебных заведений сильно разнились, все епархии с их семинариями при распределении штатов были разделены на три категории. По новому Уставу академии представляли собой центры богословской науки и в то же время — богословские учебные заведения. Во главе академии стояла конференция, состоявшая из действительных членов и, в духе характерного для эпохи Александра I меценатства, из некоторого числа почетных членов, а также членов-корреспондентов. Последние кооптировались действительными членами и могли принадлежать как к духовному так и к светскому сословию. Действительными членами конференции являлись епархиальный архиерей, ректор академии, известное число профессоров и до десяти духовных лиц, отличающихся образованием и трудолюбием. В обязанности конференции входила организация ежегодного торжественного собрания по поводу годовщины создания Комиссии духовных училищ, а также рабочих заседаний для проведения публичных экзаменов выпускников академии, для присуждения званий действительного студента и ученых степеней кандидата, магистра или доктора богословия.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

15 См.: Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 1: Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Со­бора. М., 2012. Кн. 1. С. 242–243. 16 См.: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 9. М., 2000. С. 111. 17 Общительная (интронизационная) грамота Его Святейшества, Святейшего Тихона, Па­триарха Московского и всея России, Его Святейшеству, Святейшему Герману пятому, Архи­епископу Константинополя, Нового Рима и Вселенскому Патриарху//Церковные ведомо­сти. 1918. 15 (28) июня. 21–22. С. 144–146. 18 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 133. 19 См.: Леонов С.В. Репрессии против Русской Православной Церкви в период Октябрьской революции: некоторые проблемы историографии//XXIII Ежегодная Богословская конфе­ренция ПСТГУ. М., 2013. С. 183. 20 См.: Гидулянов П. В. Отделение церкви от государства в СССР: Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верховного Суда РСФСР и других социали­стических республик. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1926. С. 615–616. 22 Цит. по: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 1. М., 1954. С. 420–421. 30 Λουκαρς . Κωνσταντινοπολ κντρον ’Ορθοδοξας//’Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1920. 31 κτ. Αρ. 43. Σ. 400. 31 Λουκαρς . Κωνσταντινοπολ κντρον ’Ορθοδοξας//’Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1920. 31 κτ. Αρ. 43. Σ. 400. 32 Λονκαρς . Ποιον τ ρλον το μλλοντος Οικουμενικο Πατριαρχεου//Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1920. 21 νοεμ. Αρ. 46. Σ. 428–429. 35 Подробнее см.: Милякова Л. Б. Вопрос о признании автокефалии Православной Церкви на Украине Константинопольским Патриархатом в период С. Петлюры//XVI Ежегодная Бо­гословская конференция ПСТГУ: В 2 т. М., 2006. Т. 1. С. 114–116. 36 Переписка святителя Тихона Патриарха всероссийского и митрополита Евлогия (Георгиевского): 1921–1922 гг./Публ. и предисл. Н. Ю. Лазаревой//Ученые записки РПУ. Вып. 6: Церковная история XX века и обновленческая смута. М., 2000. С. 109.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010