Итоговый документ Третьей ежегодной всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России» 3 липня 2006 р. 11:11 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Матф. 6, 33) По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 28 июня по 1 июля 2006 года в Сергиевом Посаде и Сарове прошла Третья ежегодная всероссийская научно-богословская конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», посвященная трехсотлетней годовщине основания Саровской пустыни и обсуждавшая тему «Возрождение православных монастырей и будущее России». Конференция была организована Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского при участии Российской академии наук, Московских духовных академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Нижегородской епархии Русской Православной Церкви, Фонда «Фома Центр», Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ. С приветственными посланиями к участникам конференции обратились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, министр культуры и массовых коммуникаций России А.С. Соколов , руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В. Кириенко. В работе конференции приняли участие видные российские ученые, деятели образования и культуры, священнослужители, государственные и общественные деятели, журналисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Курска, Сергиева Посада, Сарова, Дивеева, Смоленской области. По итогам состоявшегося обсуждения участники конференции считают необходимым заявить следующее. Православные монастыри — зримое свидетельство того, что у Российской земли есть не только политическая, военная, культурная, но и священная история. Образ монастырской обители, источающей свет, радость и покой, остается одним из фундаментальных устоев нашего общенационального самоощущения и самопонимания, является и неотъемлемой частью образа России в мире. Сегодня, в отличие от недавних периодов нашей истории, каждый из нас имеет возможность не только изучать монастыри как культурное наследие, но и прикоснуться к живому опыту монашеской жизни. Возрождение монастырей дает нам надежду на возрождение России.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203313...

Состоялись годичный акт и открытие ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского университета 20 ноября, 2010. Редакция " Правмира " 18 ноября 2010 г., в день избрания на Московский Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, состоялся годичный акт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и открытие XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. 18 ноября 2010 г., в день избрания на Московский Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, состоялся годичный акт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и открытие XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. В этот день Божественную литургию в университетском храме в честь Живоначальной Троицы в Вишняковском переулке совершили председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил и председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в сослужении председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова, ректора вуза протоиерея Владимира Воробьева и клириков храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе при ПСТГУ. Вечером в конференц-зале 1-го Гуманитарного корпуса МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся торжественный акт Свято-Тихоновского университета. Протоиерей Владимир Воробьев рассказал о наиболее важных событиях в жизни вуза в 2010 году, одним из которых стало открытие студенческого городка со своей инфраструктурой — часовней, общежитием, учебным корпусом, библиотекой и столовой. Также значимым событием стало создание диссертационного совета на базе ПСТГУ и МГУ им. М.В. Ломоносова. Почетный гость актового дня архиепископ Верейский Евгений огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам торжественных мероприятий. Митрополит Горийский и Самтависский Андрей (Грузинская Православная Церковь) передал приветствие Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

http://pravmir.ru/sostoyalis-godichnyj-a...

Опубликован Итоговый документ IV ежегодной всероссийской научно-богословской конференции " Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России " Нижний Новгород, 9 августа 2007 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 28 июня по 1 июля 2007 года в Нижнем Новгороде и Сарове прошла Четвертая ежегодная всероссийская научно богословская конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», посвященная шестисотлетней годовщине со дня преставления преподобного Саввы Сторожевского, пятисотлетней годовщине со дня рождения святителя Филиппа, Митрополита Московского, игумена Соловецкого, и девяностолетней годовщине интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. В этом году конференция была посвящена теме «Православная Церковь и государство в исторической судьбе России», сообщает сайт " Фонд преподобного Серафима Саровского " . Конференция была организована Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского при участии Нижегородского государственного университета, Российской академии наук, Московских духовных академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российской академии государственной службы при Президенте России, Нижегородской епархии Русской Православной Церкви, Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ. С приветствиями к участникам конференции обратились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе А.В.Коновалов, министр культуры и массовых коммуникаций России А.С.Соколов, Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В.Кириенко, ректор Московских духовных академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений, ректор Нижегородского государственного университета Р.Г.Стронгин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. В работе конференции приняли участие видные российские ученые, деятели образования и культуры, священнослужители, государственные и общественные деятели, журналисты, а также авторы грантовых проектов и школьники из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Владикавказа, Саратова, Краснодара, Архангельска, Вологды, Саранска, Чебоксар, Сергиева Посада, Сарова, Дивеева, Звенигорода, Сходни, Королева, Жигулевска, Вольска, Ворсмы, Краснослободска, Электростали, Богородска, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Смоленской областей.

http://pravoslavie.ru/23479.html

ЦВ 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г. В Москве собрались богословы и преподаватели духовных школ C 20 по 24 января в Москве проходила XIX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Зимняя сессия форума посвящена 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Торжественное открытие конференции возглавил Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Перед началом первого пленарного заседания митрополит Кирилл посетил церковь Святителя Николая в Кузнецах, расположенную рядом с главным корпусом Свято-Тихоновского университета, и поклонился храмовым святыням. Затем в актовом зале началась работа зимней сессии XIX Ежегодной богословской конференции. Членами президиума первого пленарного заседания стали ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, епископ Женевский и Западноевропейский Михаил, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, начальница Марфо-Мариинской обители милосердия Наталья Молибога. Открывая форум, протоиерей Владимир Воробьев рассказал собравшимся об истории создания Свято-Тихоновского университета, а также поделился воспоминаниями о том, как в 1992 году прошла первая конференция — тогда чтения были посвящены памяти протоиерея Всеволода Шпиллера. В них принял участие Святейший Патриарх Алексий. В течение семнадцати лет по итогам работы каждой конференции выходит сборник докладов, прозвучавших на форуме. К настоящему времени число докладов достигло нескольких тысяч. В рамках Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета проходят тематические секции, круглые столы, объединяющие творческие усилия богословов, преподавателей и сотрудников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и других Православных Церквей, а также многих представителей гуманитарных наук из академических институтов, университетов, музеев, архивов, библиотек, специалистов по церковному искусству.

http://e-vestnik.ru/reports/sobr_bogoslo...

В Милане прошли мероприятия в честь 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон 15 сентября 2016 г. 12:03 В Милане (Италия) состоялась международная научно-богословская конференция на тему «Монашество в древнем мире и современном секулярном обществе», посвященная 1000-летию присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Мероприятие состоялось в рамках IX международных Амвросиевских чтений, ежегодно организуемых миланским православным приходом святителя Амвросия Медиоланского. В этом году конференция заседала в одной из старейших публичных библиотек Европы — Амброзиана (итал. Biblioteca Ambrosiana), открытой в 1609 году. В работе форума, посвященного русскому святогорскому монашеству, приняли участие ученые и духовенство из Италии, Франции, Швейцарии, Испании, России, Украины, Болгарии и других стран около — всего 100 человек. С приветственным словом на открытии конференции выступил руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний . Открывая форум, владыка Антоний передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Кирилла и отметил важность празднуемого в этом году 1000-летнего юбилея русского монашеского присутствия на Святой Горе Афон. Архиерей рассказал о торжествах, проходивших в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре в рамках празднования этого юбилея, а также подчеркнул актуальность конференции. В открытии конференции также принял участие председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви , ректор Полтавской духовной семинарии митрополит Полтавский и Миргородский Филипп , который передал присутствующим благословение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и огласил его приветственное слово. Директор отделения славистики Амброзианской академии в Милане, профессор, доктор библиотеки Амброзиана дон Франческо Браски рассказал о хранящихся в библиотеке многочисленных редких рукописях и старопечатных книгах, в прошлом вывезенных с Афона, а также показал старинный афонский пергаментный свиток, на котором записана Литургия святителя Василия Великого.

http://patriarchia.ru/db/text/4614999.ht...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Образование, наука, духовное просвещение См. также: Церковное образование и воспитание 2629–2744). 1069. Воробьев В., прот. Перспективы высшей православной школы//РЧ, 5-е. 1997. С. 57–67. 1070. Тихон (Емельянов), архиеп. Новосибирский и Бердский. Развитие образовательной деятельности Церкви на епархиальном уровне (из опыта работы в Новосибирской епархии)/Тихон, еп. Новосибирский и Бердский//РЧ, 4-е. 1996. С. 239–261. См. также 2764, 2765. Новые учебные заведения Православный Свято-Тихоновский богословский институт См. также: Ежегодная богословская конференция ПСТБИ 1093–1099). 1071. Воробьев В., прот., Постернак А. В., Хайлова О. И. Православный Свято-Тихоновский богословский институт//БСб. 1997. 1. С. 168–178. См. также 2451, 2628. Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея 1072. III Андреевские чтения: [В Доме-музее М. Цветаевой. ББИ, 12–13 дек. 1998 г.]//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 635. 1073. V Андреевские чтения [В Доме-музее М. Цветаевой. ББИ, 11–13 дек. 2000 г.]//Страницы. 2000. Т 5. 4. С. 635–636. 1074. Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея: [Издательская программа]//МБ. 1997. Вып. 4. С. 76–78. 1075. Иннокентий (Павлов), игум. Дерево узнается по плоду: Первый выпуск ББИ//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 472–475. 1076. Конференция ББИ [, посвящ. дню св. ап. Андрея. 13 дек. 1996 г.]//Страницы. 1996. 4. С. 157. 1077. Научно-методический семинар в ББИ//Страницы. 1996. 2. С. 155–156. 1078. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование»//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 317. 1079. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование». 1998//Страницы. 1998. Т 3. 4. С. 635. 1080. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование». 1999//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 316–317. 1081. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование» (осенний семестр 2000 г.)//Страницы. 2000. Т. 5. 4. С. 637. 1082. Презентация новых изданий ББИ//Страницы. 1999. Т. 4. 1. С. 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1964-1966 гг. А. Тиллиридис служил в национальной гвардии как связист пехоты, его военная служба проходила в тяжелых условиях в связи с обострением кипрской проблемы. В это время Пафосский митр. Геннадий рукоположил Тиллиридиса во чтеца. В 1966 г. он отправился в Лондон, чтобы продолжить образование в Музыкальном Тринити-колледже. Одновременно Тиллиридис работал санитаром. В Англии он стал духовным чадом архим. Софрония (Сахарова) , настоятеля мон-ря св. Иоанна Предтечи в Эссексе. Общение со старцем изменило жизнь Тиллиридиса. По благословению архим. Софрония в 1967 г. он поступил в Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского в Париже, по окончании к-рого в 1972 г. получил диплом лиценциата богословия с высшей оценкой. В 1970-1972 гг. Тиллиридис также изучал византинистику в Коллеж-де-Франс у проф. П. Лемерля и в Высшей практической школе у проф. Ж. Жуйара. Тиллиридис активно участвовал в ежегодных конференциях, а также др. видах деятельности рус. правосл. студентов. Он представлял Сергиевский богословский ин-т на генеральной ассамблее международной орг-ции правосл. молодежи «Синдесмос», проходившей в богословской школе Честного Креста в Бостоне (июль 1971). В эти годы Тиллиридис познакомился с рус. богословами П. Н. Евдокимовым , протопресвитерами А. Д. Шмеманом и И. Ф. Мейендорфом , а на генеральной ассамблее «Синдесмоса» - с иером. Кириллом (Гундяевым ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), еп. Димитрием (Тракателлисом; впосл. архиеп. Американский), греч. богословом П. Нелласом и др. Материальную поддержку Тиллиридису для завершения обучения оказал Кипрский архиеп. Макарий III . В сент. 1972 г. Тиллиридис поступил в Оксфордский ун-т, где под рук. свящ. Каллиста (Уэра ; впосл. епископ Диоклийский) специализировался в области церковной истории и получил степень магистра философии. Когда в 1974 г., после вторжения тур. войск на Кипр, архиеп. Макарий III находился в Лондоне, он отправил А. Тиллиридиса представлять Кипрскую Церковь на заседании Центрального комитета ВСЦ в Зап. Берлине (авг. 1974). Там Тиллиридис встретился с церковными деятелями, к-рые впосл. играли значительную роль в его жизни, напр. с буд. Александрийским патриархом Парфением III . Во время этого заседания он установил тесные контакты со многими представителями Поместных Церквей, в т. ч. с РПЦ, и по приглашению архим. Кирилла (Гундяева), с благословения Ленинградского митр. Никодима (Ротова), Тиллиридис в 1-й раз посетил СССР. В период обучения в аспирантуре в Оксфорде он вел исследовательскую работу в б-ках и архивах Греции, Великобритании, Франции, СССР, Италии и США.

http://pravenc.ru/text/2561402.html

диакон Михаил Асмус Содержание Николай Грамматик (конец XI – начало XII в.) Илия Критский (середина XII в.) Феодор Вальсамон (конец XII в.) Иоанн Векк (конец XIII в.) Номоканон 228 канонов вв.) После Симеона до Пидалиона (XV в. – начало XIX в.) Пётр Могила (начало XVII в.) После Могилы до новейшей науки (середина XVII–XIX вв.)     Настоящая статья представляет и дополненный текст доклада «Понимание поминальных частиц в истории», опубликованного в Материалах Ежегодной Богословской конференции ПСТБИ (М., 2001. С. 65–73). За помощь в доработке статьи автор благодарит диакона Михаила Желтова и М.М. Бернацкого, посвятивших обсуждению темы немало времени. В статье рассмотрены историческое происхождение и богословское значение поминальных частиц, изымаемых на проскомидии – в частности, вопрос о преложении их в Тело Христово. Автором приводятся тексты свидетельств по этому вопросу в период с конца XI до начала XIX в., сопровождаемые необходимыми комментариями. Современное трёхчастное строение Божественной литургии, включающее чин св. предложения (греч. πρϑεσις), или приношения (греч. προσκομιδ), литургию оглашенных и литургию верных, возникло не сразу. И если литургия оглашенных и литургия верных сопутствуют друг другу с самых древних времён, то о выделении приготовления Даров в особое священнодействие, хотя бы и не развитое, но уже предваряющее литургию оглашенных, источники сообщают лишь с VIII в. 1 Не может быть никаких сомнений в том, что само по себе принесение хлеба и вина для Евхаристии, необходимое для её совершения, имело место ещё в апостольский век, не отделявший поначалу Евхаристии от агапы. Однако, позднее возникновение и развитие чина св. предложения вынуждает исследователя-литургиста более пристально вглядываться как в историческую, так и в богословскую стороны его священнодействий. Наше внимание привлекла к себе только одна составляющая этих священнодействий – историческое происхождение и богословское значение поминальных частиц, которые изымаются из просфор в честь Божией Матери, чинов святых и всех православных христиан, живых и усопших, полагаются возле Агнца (также представляющего собой большую, но всё-таки часть агничной просфоры) на дискосе, вместе с ним приносятся на Великом входе для участия в анафоре, вместе возносятся как Тво твоихъ, вместе лежат при освящении Даров, наконец, вместе, хотя и не в одно время, погружаются в Чашу и потребляются как величайшая святыня в конце Божественной литургии, служа вещественным выражением того великого ходатайства, какое приносится Церковью в составе Евхаристической молитвы с верой в исключительную его уместность и действенность. В статье в историческом контексте рассматривается вопрос: прелагаются вместе с Агнцем поминальные частицы в Тело Христово или нет?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

XVI. Нехалкидонские восточные церкви от эпохи Крестовых походов до турецких завоеваний Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Papadakis; Runciman, The Great Church; Meyendorff, The Orthodox Church; Шмеман, Исторический путь; Дворкин А. Историческое развитие христологической доктрины Армянской церкви//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 1997. 1. Двести лет истории крестовых походов, конечно, затронули не только православных христиан. Латинские пришельцы селились в самой колыбели христианства. Ко времени их пришествия в регионе веками существовали многочисленные местные христианские Церкви. Вспомним, что большая часть исламской территории первоначально была христианской. Арабы и турки в глазах латинян были не только язычниками и неверными, но и оккупантами принадлежавших христианам земель. Завоевание Иерусалима европейцами в основе своей виделось возвращением утраченной христианской собственности. Накануне Первого Крестового похода нехалкидонское население Сирии состояло главным образом из армян, сирийских яковитов, ливанских маронитов и рассеянных групп несториан. За границами франкских государств находилось многочисленное население коптов в Египте и Несторианская церковь, широко распространенная по всей Персии и Центральной Азии. Можно не упоминать, что жизнь под арабским политическим господством сильно ослабила эти народы и конфессии. Правда, исламское общество позволяло им существовать. Ислам распространял определенную терпимость на христиан и иудеев, считая их «находящимися под защитой подданными», или «дхимми». Однако, несмотря на эту защиту, все немусульмане рассматривались как граждане второго сорта. Они страдали из-за неравенства перед законом, фанатизма толпы, различных видов психологического давления, унижений и оскорблений. Периодически они сталкивались с жестокими гонениями и насильственными обращениями в ислам. Так что положение христиан в исламских странах всегда было достаточно шатким, не говоря уже о том, что принадлежность к гражданам второго сорта создавала определенный «менталитет гетто».

http://sedmitza.ru/lib/text/434835/

Дмитрий Карпук Скачать epub pdf Доклад на Χ ежегодной научно-практической конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи», 5–6 ноября 2010 г., Казанская духовная семинария Едва ли хотя бы одна, претендующая на полноту, работа по истории цензуры в России в XIX веке обходится без упоминания монографии Алексея Никаноровича Котовича «Духовная цензура в России в XIX веке» 1 . Более того, исследователи русской церковной истории первой половины XIX века в своих исследованиях также не могут пройти мимо данной монографии, содержащей сведения не только о духовной цензуре, но и о положении вообще духовного просвещения и богословской науки в период правления императоров Александра I и Николая I 2 . Что же касается исследования жизненного пути и творчества почтенного историка духовной цензуры, подарившему научному миру весьма обстоятельную монографию, то его, к сожалению, до сих пор нет. Алексей Никанорович Котович – сын священника села Крупчиц, Кобринского уезда, Гродненской губернии, – родился 17 ноября 1879 года 3 . Первоначальное образование получил в Жировицком духовном училище, где обучался с 1890 по 1894 гг. С 1894 по 1900 гг. учился в Литовской духовной семинарии, по окончании которой, как лучший студент, был рекомендован семинарским правлением для поступления на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. После успешной сдачи вступительных экзаменов А.Н. Котович в сентябре 1900 года был принят в число студентов I курса академии на казенное содержание. Из академических наук, сверх общеобязательных, для изучения Алексей Никанорович предпочел специальные предметы исторической группы. Курсовое сочинение А.Н.Котович решил писать уже у тогда известного своими талантами и активной общественной деятельностью и.д.доцента Антона Владимировича Карташева . Что же касается самой темы «Положение духовной цензуры в России в первой половине 19-го в.», то, надо отметить, что это было далеко не первое обращение студентов и профессоров Санкт-Петербургской духовной академии к столь сложной, а главное опасной теме в условиях контроля и жесткой цензуры со стороны как правящего архиерея, так и Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010