Известно ли из Откровения, что Бог един? Утверждал единство Бога, мы не можем пользоваться просто нашими соображениями. Наши соображения очень просты – Бог – это самое совершенное Существо, следовательно, Оно не может иметь никаких ограничений, а следовательно, Оно может быть только одно; если бы было второе, то это было бы границей для Бога и т. д. Эти рассуждения можно встретить в философских системах. Но эти рассуждения для нас большого значения не имеют, даже если в них есть правда. Надо опираться и ссылаться на Божественное Откровение. По сути дела надо знать только те ссылки, которые есть в Катихизисе, но для разъяснения некоторых вопросов будем пользоваться не только Катихизисом. «Видите, видите, – говорит Господь, – Аз есмь, и нет Бога разве Мене» ( Втор.32:39 ). Или: «...никтоже Бог ин токмо Един. Аще бо и суть глаголемии бози или на небеси, или на земли: якоже суть бози мнози и господи мнози: но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него, и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем» ( 1Кор.8:4–6 ). В Символ веры о Единстве Бога взято именно отсюда. Непостижимость Божественного Существа Существо Божие не может быть постигнуто по разным причинам. Одна из них состоит в том, что Бог действительно Един, и у нас нет возможности сравнения Его ни с кем другим. С одной стороны, у нас нет такого умственного аппарата, с помощью которого мы могли бы постигнуть Существо Божие, с другой – мы творение Бога; творение не постигнет Творца. Мы ограничены, мы конечны, Бог – бесконечен. Катихизис говорит по этому поводу так: Существо Божие «выше всякого познания не только человеков, но и Ангелов». Бог «во свете живет неприступней, егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может» ( 1Тим.6:16 ). Однако Бог не есть неопределенная мистическая бездна, в которой ничего нельзя разобрать. Бог личный и живой. Учение Священного Писания о существе и существенных свойствах Божиих «Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный» (Кат.). Здесь, прежде всего, говорится о том, что Бог есть Дух. Это буквальные слова Господа Иисуса Христа: «Дух (есть) Бог» ( Ин.4:24 ) – (слав.), Бог – подлежащее, Дух – сказуемое. Это было сказано в разговоре с самарянкой. Она задала вопрос: «Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» ( Ин.4:20 ). Господь на это отвечает: «...поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; ...истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и истине, ...Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». ( Ин.4:20–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Кн. IV гл. 18 п. 4–5. Когда же Чаша, растворенная, и приготовленный хлеб принимают Слово Божие и делаются Евхаристией Тела и Крови Христа, от которых укрепляется и поддерживается существо нашей плоти, то как же они (все, вообще, гностики) говорят, что плоть не причастна дара Божия, т. е. жизни вечной, – плоть, которая питается Телом и Кровью Господа, и есть член Его? И святой Павел в послании к ефесянам говорит: потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф. 5:30 ); говоря это не о каком-либо духовном и невидимом человеке: ибо дух плоти и костей не имеет ( Лк. 24:39 ), но об устроении истинного человека, состоящего из плоти, нервов и костей, и эта плоть питается от чаши Его, которая есть Кровь Его, и растет от хлеба, который есть Тело Его. И как виноградное дерево, посаженное в землю, приносит плод в свое время, или пшеничное зерно, упавшее в землю и истлевшее, во многом числе восстает через Духа Божия, все содержащего, а потом, по премудрости Божией, идет на пользу человека и, принимая слово Божие, становится Евхаристией, которая есть Тело и Кровь Христовы; так и питаемые от нее тела наши, погребенные в земле и разложившиеся в ней, в свое время, восстанут, так как Слово Божие дарует им воскресение во славу Бога и Отца, Который это смертное облекает бессмертием и тленному даром дает нетление, потому что сила Божия совершается в немощи ( 2Кор. 12:9 ), дабы мы знали, что может (сделать) Бог... Пусть же они (еретики) или переменят свое мнение, или перестанут приносить названные (вещи), которыми они, как чужим и несовершенным произведением, скорее, наносят Богу оскорбление, чем воздают благодарность. Наше же учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему (Богу) то, что Ему принадлежит, последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо, как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей – земного и небесного, так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Наталия 12 июля 2018, 22:26 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев. Стариц, как матерей; молодых как сестер(1Тим.5). Катерина 12 июля 2018, 16:28 А почему именно бабулька? Известные мне лично люди, зараженные комплексом мессии, вполне нестарые, крепкие, где-то даже молодые тетки (не женщины, именно тетки) Катерина 12 июля 2018, 16:14 " Препятствие на пути к Богу есть насилие над душой, ее лишение самой нужной для нее пищи, ее недопущение в сродную среду. Так как недопущение души в сродную среду и насильственное удержание в среде несродной нарушает правду жизни, то оно и есть искажение жизни и грех. Почему и «вознегодовал» Господь даже на Своих учеников, когда они обнаружили такое непонимание правды жизни и непонимание глубокой правды естественного тяготения детской души к Богу. И ты лучше всякой игрушки, лучше баловства ребенка в пище, отвори ему окошечко в небо и дай его душе подышать Божией жизнью. " Так что вектор движения Светланы-Фотинии был в соответствии с Евангелием направлен строго вниз наискосок Катерина 12 июля 2018, 16:08 Ст. 13-14 " Приносили к Нему (Христу) детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие " Сщмч. Григорий (Лебедев):Когда душа ребенка, или «одного из малых сих, верующих в Меня» (Христа)(9:42) тянется ко Христу, а кто-либо (родные, друзья) будет препятствовать им, тогда препятствующий, конечно, грешит. Душа ребенка тянется к сродному, а сродное для нее — Бог и Божие Царство, потому что душа ребенка не искажена грехом, а Бог и Божие Царство и есть правда, не искаженная грехом. Ольга 12 июля 2018, 14:31 У Господа всегда прав тот, кто двигается ко спасению.Может быть я и не права, но из этого рассказа единственный такой человек-это Фотиния или, если угодно, Светлана. Наталия 12 июля 2018, 12:41 Простите бабульку. Все мы погрязли в своих грехах, каждый в своем. А мальчику на Руси давно бы розгами наподдавали за неучтивость.

http://pravoslavie.ru/114172.html

Непрестанное молитвенное призывание имени Иисуса Христа называется «умным деланием», или Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Сам Христос заповедал молиться во имя Его: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите» ( Ин.16:23-24 ). Святые Отцы предупреждают об опасности стремления к особым благодатным состояниям и духовным дарам во время молитвы. Единственное состояние, которое нужно возгревать в себе, – покаянное чувство своего недостоинства и ничтожества перед величием Бога, соединенное с жаждой богообщения. Плод молитвы – это полное преображение всего человека, его изменение к лучшему. Тема 41. О Молитве Господней О молитве Господней Есть общая христианская молитва и образец для всех молитв. Это – Молитва Господня. Молитва Господня – такая молитва, которой Сам Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим. Для удобства изучения Молитвы Господней её делят на Призывание Мы осмеливаемся называть Бога Отцом по благодати Крещения: «верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин. 1, 12–13 ). О первом прошении Имя Божие свято ( Лк. 1, 49 ). Оно святится в людях, когда мы, призывая имя Божие, живём праведно: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на Небесех» ( Мф. 5, 16 ). О втором прошении Здесь говорится о Царствии Божием, которое есть «правда и мир, и радость о Духе Святом» ( Рим. 14, 17 ). «Царствие Божие внутри вас» ( Лк. 17, 20–21 ). О третьем прошении Через прошение: Да будет воля Твоя следует просить Бога, чтобы всё в нашей жизни происходило так, как угодно Ему. Бог желает и дарует нам всякое благо, если мы не противимся этому. Он «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» ( Еф. 3, 20–21 ). О четвёртом прошени

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Но помимо формальной стороны, бытие Божие можно рассматривать и со стороны материальной. По этой стороне бытие Божие есть жизнь истинная, чистая, полносовершенная, какой только и свойственно в самом точном смысле наименование жизни 118 . Нужно заметить, что уже в Ветхом Завете понятие жизни берется в двух значениях. Прежде всего, оно употребляется здесь в общем смысле существования. Но наряду с этим общим существует и другое, более частное, понимание жизни. От общего оно тем отличается, что в него входит элемент идеальный. Это не вообще существование, какое представляет обычная действительность, а существование благополучное, жизнь благая. Причем самое это благополучие неизбежно мыслится не как естественное благо, а как благословение Божие. «Вот, Я сегодня предложил тебе, – говорил Израилю чрез Моисея Господь, – жизнь и добро, смерть и зло […] жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушаясь гласа Его, и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» ( Втор. 30:15,19–20 ). Слова эти относятся ко временам патриархальным, а между тем уже и в них довольно ясно выражена мысль, что источником истинной жизни может быть только Бог. Но ясная по своему основному направлению со стороны истинного своего содержания в совершенной полноте, эта жизнь открылась человеку не сразу. Человек может постигать истину только в меру своей восприемлемости. В подлинном своем виде истинная жизнь есть жизнь в Боге и сводится к живому духовному, религиозно-нравственному общению с Богом. До падения своего человек стоял на истинном пути к этому общению и в начатках этого общения. Падение его прежде всего сводится к прекращению этого общения, причем он сошел даже с самого пути к этому общению. Весь смысл земной истории человека состоит в приведении отторгнувшегося от Бога человечества вновь к Нему для жизни в Нем. Но так как человек есть существо свободно-разумное, то тогда только и может вступить в это общение, когда свободно сознает его необходимость для себя и признает в нем единственно истинное самоценное благо своего существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Что отроча сие будет 02.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Рождество Иоанна Предтечи Слово на Рождество святого Иоанна Предтечи Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Святой Иоанн Предтеча — единственный святой, кроме Божией Матери, день рождения которого празднует Церковь. У всех других день их небесного рождения — день смерти. Что возвещает нам Евангелие об этом событии? Слово Божие предельно просто, и то же время значительно: «Елисавете настало время родить, и она родила сына». «Захария и Елисавета были праведны пред Богом». И они были в нищете — у них не было детей. Это было тяжким испытанием в народе, где многочисленное потомство — благословение Божие и единственное подлинное богатство. И далее в Евангелии сказано: «И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею». Радость и веселие — один из признаков наступления времен Мессии. Глядя на то, как мы живем, видят ли люди, не знающие Бога, что радость — это свойство тех, кто любит Бога? Радость бывает тем большей, чем больше казалась она невозможной, чем дольше к ней шли. Христианская радость — не радость, которая дается легко. Эта радость одержанной победы над всем, что угрожает нашей жизни. Это радость, разделяемая близкими и друзьями. Умеем ли мы радоваться с другими? Умеем ли разделять с другими нашу радость? Это радость, исходящая от Бога, потому что «Господь сотворил милость сию» с нами. Это знамение любви, благодати, благоволения Божия, когда человек приходит в мир. Так ли это очевидно для нас? Не утратил ли современный мир главные жизненные ценности? Многие ли сознают на самом деле, что жить — это великая возможность обрести бесконечную блаженную вечность? Счастливы ли мы от одной только мысли, что мы вызваны из небытия к бытию? К вечному бытию. Милосердие Божие — воспринимаем ли мы, какой глубокий смысл заключен в этих словах для нас? Мы могли не родиться. Готовы ли мы предпочесть дар жизни этой пустоте, этому ничто? Но только вечная жизнь — истинна, и она есть тот дар Божий, та милость Божия, когда мы понимаем, что Бог любит нас. Все, что угрожает нашему существованию, все беды и скорби мира — временно, преходяще. То, что дается человеку, — с самого начала, когда он приходит в мир, — это Божия любовь, вечная любовь. В день рождества Предтечи все радовались явлению жизни новорожденного младенца — долгожданного, желанного, нечаянного.

http://moral.ru/что-отроча-сие-будет/

Писание свидетельствует, что ангелы, окружающие Престол Божий, непрестанно возвещают святость Божию, взывая, друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» ( Ис. 6:3 ). По изображению в Писании, свет святости наполняет все, что исходит от Бога или служит Богу: «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» ( Пс. 144:17 ). «Ибо Свят Господь, Бог наш» ( Пс. 98:9 ). б) Правосудие Божие есть другая сторона все праведности Божией. «И Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте...» ( Пс. 9:9 ). «Господь воздаст каждому по делам его, ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2и 11). Как согласовать Божественную любовь с правдой Божией, строго судящей за грехи и наказывающей виновного? По этому вопросу высказывались многие отцы. Они уподобляют гнев Божий гневу отца, который с целью вразумить непокорного сына прибегает к отеческим карательным мерам, сам в то же время скорбя, одновременно печалясь и о неразумности сына и сострадая ему в причиняемом ему огорчении. Потому-то всегда Божия правда есть и милосердие, и милосердие есть правда, по сказанному: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» ( Пс. 84:11 ). Святость и правда Божии тесно связаны между собой. Бог призывает всех к жизни вечной в Нем, в Его Царствии, а значит, в Его святости. Но в Царствие Божие не войдет нечто нечистое. Господь очищает нас Своими наказаниями, как действиями промыслительными, предупреждающими, исправительными, ради любви Своей к созданиям Своим. Ибо нам предстоит суд справедливости, суд для нас страшный: как можем мы войти в царство святости и света – и как могли бы мы там себя чувствовать – будучи нечистыми, темными и не имея в себе зародыша святости, не имея в себе никакой положительный духовной, нравственной ценности? Всемогущий – «Ибо Он сказал,– и сделалось; Он повелел, – и явилось» так выражается Псалмопевец о всемогуществе Божием ( Пс. 32:9 ). Бог есть Творец мира. Он Промыслитель мира. Он Вседержитель. Он есть «Един творящий чудеса!» ( Пс. 71:18 ). Если же Бог терпит зло и злых в мире, то не потому, что Он не может уничтожить зла, а потому, что Он даровал свободу духовным существам и направляет их к тому, чтобы они свободно по своей воле, отвергались от зла и обратились к добру. По поводу казуистических вопросов о том, чего Бог «не может» совершить, нужно ответить, что всемогущество Божие простирается на все то, что угодно Его мысли, Его благости, Его воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

По мусульманским законам принятие христианства карается смертной казнью, то есть любой мусульманин, принявший христианство, должен быть убит. Дело происходило в Турции, где христиан пытали, поэтому тот человек очень боялся. Его обвинили в принятии христианства, и он не знал, что сказать в оправдание. Ему дали время на раздумье, и он пошел для утешения в храм Божий, как обычно делают все христиане. Там он услышал Слово Божие: « Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным » ( Мф.10:32-33 ) . И когда пришли турки, он им сказал: я христианин. Даже на вопросы об имени и национальности он отвечал одно – христианин. Его пытали сорок дней непрерывно. После пыток привели снова на суд и спрашивают: «Теперь ислам примешь?» В ответ на этот вопрос он попросил развязать ему руку. Как только ему развязали руку, он наложил на себя крестное знамение. Ему отрубили голову, и он отошел на Небеса. Вот видите, как Слово Божие преобразило человека! И это не единственный пример. Не только Слово Божие, но и Предания Церкви, вся церковная жизнь преображает человека. Был случай, когда один фанатик, террорист, варвар во время набега мусульман на Византийскую Империю отстал от своей армии. Армия была огромная, но он остался один. Он считал, что Аллах требует от него убивать всех, особенно христиан и священников. Однажды он, желая убить священника, зашел в храм, где совершалась литургия. И тут увидел, что на Чашу сходит пламя с неба, и там, в этой Чаше, Сам Христос. Он упал на колени и просил прощения у Бога, рассказал священнику, кто он, принял Святое Крещение. Затем сказал, что он – нечестивец, столько душ загубил, поэтому недостоин на ногах ходить, как люди, а, как зверь, будет ходить на четвереньках. Так сильно было его покаяние. Это – действие Божией силы, которой до сих пор живет Церковь Православная. Так что Бог не замолчал, Бог говорит. Библию мы, православные христиане, должны читать каждый день.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

«Посетил меня Господь — я гриппом заболел» — зачем так лгать? Посещение Божие — это всегда приход Бога на помощь человеку 21 октября, 2018 Посещение Божие — это всегда приход Бога на помощь человеку Любая злобная сила, действующая на человека, ничего общего с посещением Божиим не имеет. Зачем человека наказывать — он сам себя накажет, отходя от Спасителя. Проповедь протоиерея Александра Абрамова в неделю 21- я по Пятидесятнице, память святых отцов VII Вселенского Собора. После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Лк. 7: 11—16 В этот воскресный день Господу угодно через Евангелие с нами разговаривать о том, каков Он и не каков Он. Мы слышим сегодня повествование о единственном сыне вдовицы из города Наина. И вот несколько важнейших слов, которые относятся к действию Спасителя по отношению к умершему юноше. Господь подходит к пределам Наина, видит умершего. И первое, что говорится о чувстве Спасителя в этот момент: «И сжалился Он над этой женщиной, помилосердствовал о ней». Он говорит вдове: не плачь . И без всякого промедления — следующее действие Спасителя. Он подходит ко одру и обращается к юноше: тебе говорю, встань ! И юноша восстает. И Христос отдает его матери. И вот теперь уже свидетельство окружающих людей: «Восстал великий в пророках, и посетил Бог народ Свой». Итак: помилосердствовал, не плачь, восстани, Бог посетил народ Свой. В отличие от нашего современного, очень искаженного и нездорового представления о посещении Божием как о посещении скорбями и наказанием, Евангелие понимает его абсолютно без превратностей. Посещение Божие — это прощение, исцеление, воскресение и спасение.

http://pravmir.ru/posetil-menya-gospod-y...

Поскольку важнейшим способом личностной, осознанной коммуникации является слово, то вполне понятно, что в христианстве слово благовествия (откровение Бога) и слово молитвы (ответ человека) являются существенными богослужебными элементами. Однако слово служит здесь не просто для передачи информации. Оно действительно есть со-общение, то есть глубинная причастность: Слово Христа открывает сущность Бога, позволяет нам стать участниками богослужебного диалога и литургического богообщения. Мы встречаемся со Христом не только вкушая Его Тело и Кровь, но и в откровении Его спасительного Слова – в чтении Священного Писания. Именно поэтому единственная книга, которая находится на престоле – это не служебник, типикон или минея, но Евангелие, видимым образом представляющее нам воплощенное Слово Божие, Господа нашего Иисуса Христа. В свою очередь, ответ Церкви, большинство наших молитвенных текстов либо взято из Библии (прежде всего это псалмы), либо вдохновлено ей. Неудивительно, что изначальное место формирования канона Нового Завета – это христианское богослужебное собрание. Хотя Христос, живое Слово Божие, не оставляет нам записанного слова, человеческое свидетельство о Нем – евангельские повествования и апостольские послания, возникающие для научения и наставления в вере христианских общин – изначально читались именно в их среде. Тем самым весь Новый Завет по своей сути представляет собой литургическую, богослужебную книгу. Однако слово Писания, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, проникающее до разделения души и духа» (Евр. 4,12) обращается и к каждому члену общины, нередко кардинальным образом изменяя жизнь людей. Характерен пример преподобного Антония Великого, который услышал в храме евангельское чтение «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19,21), ушел в пустыню и стал родоначальником отшельнического образа жизни. Евхаристия Слова Между Литургией Слова и Литургией Евхаристии существует теснейшая связь, неизвестная ни иудаизму, ни языческим религиям.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-06-16/7...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010