Ведь смотри, что он говорит: О том , что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам ( 1Ин.1:1–2 ). Вот же, ясно сказано, что Сущее от начала было видимо и переносило осязание. И действительно, Фома вскрикнул: Господь мой и Бог мой ( Ин.20:28 ), когда пальцами измерил ребро Его тела и отверстия от гвоздей. А божественный Лука говорит нам, что святые апостолы были очевидцами и служителями Слова (ср. Лк.1:2 ). Потому что бестелесный стал видим и неосязаемый – осязаем, не имея более 249 плоти от земли чуждым для Себя покровом, но сделав ее Своим собственным храмом, будучи познаваем вместе с ней 250 как Бог и Господь. Тебе известно и то, что написал божественный Павел: Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем; и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми ( Рим.14:7–9 ). Значит, твердо решено, что Он поистине обрел владычество и над живыми, и над мертвыми не по другой какой причине, (как) 251 по той, и только по той, что Он умер и был воскрешен. (В – Твердо решено. А – Тогда о Ком же, почтеннейший, мы говорим, что Он погрузился в смерть и снова ожил? В – Очевидно, что о Сыне. А – Ты хорошо сказал, что о Сыне, и, конечно, я похвалю тебя за это. Но хотел бы я узнать от тебя:) 252 смертно ли и удерживается ли тлением Слово от Бога Отца, или Оно, как жизнь, за пределами смерти и выше тления? ( В – Признаю последнее.) 253 А – Далее, как Он был причтен к мертвым (ср. Пс.87:5 )? Ведь Слово Само по Себе никак не может умереть. ( ) 254 В – Поскольку умерла Его плоть, то и о Нем сказано, что Он это претерпел. (А – В высшей степени верно и непогрешимо!) 255 Следовательно, не помимо плоти, но вместе с ней 256 и посредством ее увенчан славой владычества Тот, Кто по закону плоти и в природе такой, как наша, умер и воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Вознесите ныне ум ваш, образованные, носящие в себе образ Божий, к Сыну Божию, Единородному. Вы сразу узнаете Его через образ Божий, который в вас, и, узнав, возрадуетесь. Единородным Сыном Божиим Христос именуется потому, что Он есть Сын Единственный, от Бога Отца рожденный. Когда называете Всевышнего Отцом, тогда подтверждаете существование Сына. Не называют отцом или родителем бездетного. Того, кто не рождает. Так говорит Всевышний устами пророка Своего: «Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу?» ( Ис. 66, 9 ). Да не усомнится никто, что Господь – Родитель; да не усомнится никто в Сыне Божием, Единородном. Может ли быть что доброе на свете, что не в Господе и не от Господа? А рождение всегда благо. Потому рождение у Бога не как идея, но как реальность, реальность вечная, ибо Бог вечен. Господь – Свидетель. Сам Бог Отец свидетельствует о Сыне Своем, сначала через пророка, говоря: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» ( Пс. 2, 7 ). И это «днесь» Божие – вечно! А потом Сам возвестил о Нем на реке Иордане и горе Фаворе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» ( Мф. 17, 5 ). А Сам Господь Иисус Христос говорит о Себе: «Я Сын Божий» ( Ин. 10, 36 ). Так же как никто из земнородных не может назваться отцом, не имея сына, так не назовется и сыном, отвергая отца. Может ли быть бездетным родитель и сын без родителя? Об этом снова говорит вам тот, который возлежал у груди Господа: «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» ( 1Ин. 2, 23 ). Некий богатый человек имел сына единственного. И был тот человек весьма милостив: узнав, что в округе много сирот, он сжалился над ними, пошел и собрал их, и привел в свой дом. И сделал свой дом их домом, свое богатство – их богатством. И когда обращался к ним, говорил: чада мои! Так же как, обращаясь к сыну своему, говорил: чадо мое! В чем разница? Вам, образованным, нетрудно ее увидеть. Она очевидна: тот человек по естеству имел одного сына, а по милости назвался отцом всем сиротам, которых усыновил в доме своем. Родство по естеству и родство по дару усыновления – вот в чем разница.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вот слово «бара», которое у нас переводится как «сотворил» в этом слове есть корневая основа. Дело в том, что на аравийском языке слово «бар» означает сын. Таким образом, получается, что Бог творит мир ради праведных, которые являются начатком всех путей Господних на земле. Но творит мир своим Сыном - Им, через Него и для Него. То – есть, наиболее полно творение раскрывается в этой жизни, если мы осознаем, что мир создан Божественным Логосом и создан для Божественного Логоса. И когда мы служим Христу, мы наиболее полно раскрываем начатки того, что вложено в каждого из нас-«решид», из -  за чего Бог и создал человека. Святые отцы говорят, что человек был создан для Славы Божьей. И наиболее полно мы прославляем Бога как раз в Его Сыне - вот это надо всегда помнить, потому что наиболее полное знание о Боге мы получаем в Сыне. Сказано, что Бога никто никогда не видел и видеть не может. Единородный Сын явил нам характер Бога Отца, раскрыл подлинные намерения  относительно каждого из нас. Евангелие дает серьезную мотивацию для того, чтобы служить Богу и прославлению Его чудного имени. И что еще можно к этому прибавить? В Писании, уже во второй главе, сказано: и совершил Бог к 7 дню дела свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел своих. - Здесь надо исходить из того, что эта душа не искала крещения, потому что человек считал себя крещенным, считал, что исполнил всякую правду. Крещение  - это таинство, дверь, через которую мы входим в духовный мир и имеем доступ ко всем остальным таинствам церкви. Если бы, например, человек знал, что он некрещен и отказывался бы креститься, то эта ситуация была бы намного хуже. И в такой ситуации, что называется, родство обязывает. Вы, конечно, не можете молиться в храме за некрещеного человека. На нем вины нет, так как он считал себя крещенным. У него  не было всей информации. В день суда Господь ему не предъявит претензии, почему он не был крещен и не исполнил всякую правду. Но в своих домашних молитвах, особенно, когда будете читать Псалтырь за этого человека, вы делайте это с упованием, что он считал себя крещенным.

http://radonezh.ru/text/kak-zhe-zhiteli-...

Вторым условием вхождения в Царство в этой беседе названа вера в Сына Божия. Никодим приходит к Иисусу как к человеку, Господь говорит о Себе как о Сыне Божием. При этом прикровенно, с отсылкой к книге Чисел и образу медного змея, говорится о Сыне как о Мессии страдающем и возносимом на крест: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3: 14–15 ). Вера, как и необходимость нового рождения, не связана с представлениями о земном благополучии – верить нужно в Распятого. Отметим, что Господь, говоря о медном змее как о прообразе Его спасительных страданий, связывает события ветхозаветной истории и новозаветной, показывает достоинство и значение книг Ветхого Завета. Для нас после истории грехопадения и проклятия диавола именно с ним ассоциируется образ змея. Почему здесь Господь к Себе самому относит образ змеи? «Сличи, пожалуй, образ с истиною. Там подобие змия, имеющее вид змия, но не имеющее яда: так и здесь Господь – Человек, но – свободный от яда греха, пришедший в подобии плоти греха, то есть в подобии плоти, подлежащей греху, но Сам не есть плоть греха. Тогда – взирающие избегали телесной смерти, а мы – избегаем духовной. Тогда повешенный исцелял от ужаления змей, а ныне – Христос исцеляет язвы от дракона мысленного» 264 . «Через страдания, коих змей не мог испытывать по природе своей, было указано, что на Кресте пострадает Тот, Кто по Своей природе не умирает» 265 . Таким образом, сравнение со змием построено на подобии: медный змей как подобие змеи настоящей, а Господь пришел «в подобии плоти греховной» ( Рим. 8: 3 ). На протяжении всего служения Христова мысль о Мессии Страдающем внушала отторжение Его ученикам, она совсем не вязалась со сложившимися представлениями иудеев о Мессии. Но, часто говоря об этом, Господь приводил учеников к мысли о добровольности Его страданий. В беседе с Никодимом также дается объяснение, почему Мессия умрет. «Распятие совершилось не по немощи Распятого и не потому, что восторжествовали над Ним иуде и, а потому, что возлюбил Бог мир» 266 . «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3: 16 ). Эта одна фраза уже целое Евангелие и учение об Искуплении всего человеческого рода – не только иудеев, но и язычников. Господь возлюбил мир, а не один богоизбранный народ, и жизнь вечную получит всякий верующий, а не потомок Авраама по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Господь Иисус Христос , Который является Истиной, сказал: «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца» ( Ин. 5:23 ), и все патриархи и пророки знали о Сыне Божием, как сказано: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» ( Ин. 8:56 ). Как же можно сказать, что нечестивый народ, отвергающий Сына, имеет Отца? Разве может принять их Отец, видя, как они поносят Его Сына? «Никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11:27 ) – как же они могут Его знать, если отрицают Сына? Следовательно, мусульмане не поклоняются Богу Авраама и Моисея, Отцу нашего Господа Иисуса, так как отвергают знание о единородном Сыне Божием, хотя даже Ветхий Завет говорит об этом ( Пс. 109:3; 44:8 ). Одновременно с Никитой это мнение опровергает и Еводий Монах, в записи «мученичества 42 мучеников Аморейских» . Один из мучеников говорит мусульманам: «Ваше мнение о Боге ошибочно, так как вы, признавая имя Божие и Его величие, клевещете все-таки на Него, почитая Его виновником зла и добра, истины и лжи». Здесь уже используется иной аргумент, исходя из несостоятельности самого мусульманского учения о Боге и противоречия его учению христианскому. Константинопольский Собор 1180 г. Здесь нельзя обойти вниманием Собор, который был специально посвящен тому же вопросу, что и настоящая статья. Предысторию и деяния собора излагает в своей хронике византийский историк Никита Хониат . Как мы помним, в византийском чине оглашения приходящих от ислама стояла «анафема богу Мухаммеда, о котором он говорит, что он есть бог». Анафема была направлена на мусульманское представление о Боге и включала в себя 112 суру Корана из византийского перевода, сделанного в то же время, в котором слово samad («крепкий, вечный») переводилось как («цельнокованный»). Известно, что во время составления византийского перевода Корана выбранное переводчиком слово действительно соответствовало одному из основных смыслов арабского samad. Однако, с течением времени, и христиане перестали адекватно–понимать

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Господь Иисус Христос Сам неоднократно утверждал Свое Божественное достоинство 309 . На слова Симона Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живого...» – Он ответил: «Блажен ты, Симон... потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на Небесах» ( Мф. 16, 16–17 ). В Евангелии от Иоанна Христос говорит: «Я и Отец – одно» ( Ин. 10, 30 ). На вопрос первосвященников: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» – Он сказал: «Я» ( Мк. 14, 61,62 ). 2. Равенство первых Двух Ипостасей подтверждается равенством и единством Их сил и действии в мире. Ибо кто познал ум Господень? ( Рим. 11, 34 ) Никто из твари. Сын же дерзновенно учит о Своем всеведении: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» ( Ин. 10, 15 ); «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11, 27 ) 310 . Воля Сына едина с волей Отца, поэтому «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» ( Ин. 5, 19 ). Эта единая всемогущая воля Божия привела в бытие мир. Мы веруем в «Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли», и в Сына, «Имже вся быша», ибо Сыном создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... ( Кол. 1, 16 ) После сотворения мира Равнобожественные Ипостаси промышляют о нем. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», – учит Христос ( Ин. 5, 17 ). Единородный Сын неразлучно пребывает со Отцом и имеет единство жизни с Родителем: как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Ин. 5, 26 ). Святой евангелист Иоанн пишет о Сыне: «Возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин. 1, 2 ). Сын – такой же Источник Жизни, как и Отец, ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет ( Ин. 5, 21 ). Сын равен Отцу. Он являет в Себе всего Отца, поэтому видевший Сына видел Отца ( Ин. 14, 9 ). Все должны чтить Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его ( Ин. 5, 23 ). 3. Наряду с изречениями, подтверждающими Божество Второй Ипостаси, в Писании встречаются тексты, говорящие о подчиненности Сына Отцу. Последние изречения издревле использовали еретики, особенно ариане, чтобы опровергнуть Божество Сына и Его равенство с Отцом. Для правильного понимания этих текстов Писания следует иметь в виду, во-первых, что Сын Божий после Воплощения есть не только Бог, но и Сын Человеческий и, во-вторых, что по Своей Божественной Природе Сын происходит от Отца, Отец является Ипостасным Началом Сына. В согласии с вышесказанным, «уничижительные» высказывания Писания о Сыне можно разделить на две группы. Первые из них говорят о человечестве Спасителя и по Домостроительству принятой Им на Себя миссии, например: Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса ( Деян. 2, 36 ); (Сын), Которого Отец освятил и послал в мир ( Ин. 10, 36 ); (Христос) смирил Себя, быв послушным даже до смерти ( Флп. 2, 8 );

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

д) Христианин не чрез Причащение, а чрез слово Божие очищается от грехов: «Вы уже, говорит ученикам Христос, очищены чрез слово, которое Я проповедал вам“ ( Иоан. 15: 3 ). е) Причащается Христа тот, кто хранит повеления Его: «Общник (по-славянски, по-русски – причастник) я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои“ ( Псал.118: 63 ). Объяснения православного: а) В словах Евангелиста Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог“ под «Словом“ разумеется вовсе не слово Божие, не св. Писание, а Единородный Сын Божий; оттого и напечатано здесь ,,Слово“ с большой буквы, а не с малой, в отличие наименования Сына Божия от Его учения, то есть Св. Писания. Только о Слове – Сыне Божием можно сказать, что «Оно было в начале у Бога“ и что «все произошло чрез Него и без Него не начало быть ничего, что произошло“ (ст. 2–3), ибо Слово Божие, т. е. Св. Писание, появилось только при Моисее (ст. 17), и мир весь произошел не чрез Св. Писание, а чрез Сына Божия ( Еф. 3: 9 ), ибо не Писанием, а «Им, то есть Сыном Божиим, создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, и Он (Слово – Сын Божий) есть прежде всего, и все Им стоит“ ( Кол. 1: 16–17 ). Что у Евангелиста Иоанна под «Словом“ (с большой буквы) разумеется не учение или Св. Писание, а Сын Божий, принявший плоть человеческую и велевший нам причащаться Его Плоти, это ясно видно из 14 и 15 стихов той же 1 главы евангелия Иоанна: «И Слово стало плотию и обитало с нами (т. е. жило на земле; Оно теперь не живет уже плотию на земле, а сидит на небе одесную Бога Отца, писание же и теперь на земле существует), полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единороднаго от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня“. Вот о каком Слове товорит св. Иоанн в первой главе своего евангелия, – говорит о Сыне Божием, а не об Его учении. Сектанты писанное слово Божие принимают, а Тела и Крови живого Слова, то есть Сына Божия, не вкушают, ибо не исполняют того, что читают в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Далее Иисус Христос спас нас от проклятия. Как только прародителм наши послушались голоса змея обольстителя, они отпали от Бога и подпали под власть дьявола. Проклятие постигло затем за грехи весь род человеческий. Но Иисус Христос снял с нас это проклятие и принял его на Себя, по свидетельству Слова Божия: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою». – Слово Божие сравнивает греховное человечество с погибшею овцою, которую Спаситель, обретши, взял на рамена Свои и принес к Отцу Своему Небесному. Наглядное изображение погибающих во грехе людей представлено также и в притче о распутном сыне. Последний не захотел исполнить воли отца своего и пошел собственным греховным путем. Подобно этому и грешники во грехах своих отклоняются от Бога и идут собственным греховным путем, не желая исполнять воли Божией, и через то погибают и навлекают на себя проклятие. Но Сын Божий пришел в мир, чтобы спасти всех погибающих. Об этом свидетельствовал часто Он Сам. Так некогда Он говорил: «Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», и еще: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Значит, несомненно то, что Бог не хочет смерти грешника, но, чтобы он обратился и был жив. По учению Слова Божия Спаситель спас также нас от смерти. Объясним эту истину. Некогда Господь говорил одному из последователей Своих: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Это значило, что последователь сей должен был предоставить мертвым духовно погребать своих мертвецов телесных. Значит, в повелении Спасителя указываются двоякого рода мертвецы: духовные и телесные. Если теперь в притче о распутном сыне отец говорит: «сей сын мой был мертв, и ожил», то ясно, что здесь имеется в виду смерть духовная. В этой смерти пребывают все те, которые, подобно распутному сыну, пребывают во грехах. Следовательно, грех есть духовная смерть. Жизнь во грехах в Священном Писании не признается жизнью. Вот почему Спаситель, избавивши нас от грехов, через это самое избавил также нас и от духовной смерти. Ввиду этого и святые апостолы обращение грешников ко Христу называют воскресением из мертвых. Так в Послании к ефесянам (глава 5, стих 14) содержатся следующие слова: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». В духовной смерти не пребывает только тот, кто вместе с апостолом может сказать о себе: «уже не я живу, но живет во мне Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Далее Писание говорит о Содоме: “И пролил Господь… огонь от Господа с неба”(Быт. 19, 24.). Какой Господь и от какого Господа, кроме как Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, и Святой и Животворящий Дух, от Бога Отца Вседержителя? Далее, в книге Исход написано: “Сказал Господь Моисею: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Господне пред Тобою”(Ср.: Исх. 33, 19.). Будучи Сам Господом Богом, какого Господа Он призывает? Разумеешь ли, как таинственно Писание поучает благочестивому знанию об Отце и Сыне? И далее Писание говорит: “И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный”(Исх. 34, 5–6.). Немного ниже написано: “И пал Моисей и поклонился Богу, — то есть поклонился Сыну Божию, призывающему Отца, — и сказал… Да пойдет Владыка посреди нас”(Исх. 34, 8–9.). И потому еще известно, что у Бога Отца есть Бог Сын, что Исаия говорит: “Ты — Бог, и в Тебе есть Бог”(Ср.: Ис. 45, 14–15. В славянской Библии: “…ибо в Тебе Бог… Нет Бога кроме Тебя, ибо Ты — Бог”.). Давид говорит от лица Бога: “Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог”(Пс. 49, 7.). Немного ниже он говорит: “Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих…”(Пс. 49, 9.) И еще: “Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу…”(Пс. 49, 13–14.) Будучи сам Богом, какому еще Богу Он повелевает принести в жертву хвалу? Понимаешь ли, что Отец здесь объявляет о Сыне и Святом Духе и повелевает принести Им в жертву хвалу, а не кровь вола или козла? Здесь же Бог возвестил Новый Закон: в Ветхом Законе Он повелел приносить кровавые жертвы и всесожжения, здесь же говорит: “Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих…” — и повелевает принести в жертву хвалу, а не кровавую жертву. После пришествия Сына Божиего, упразднившего все жертвоприношения, все люди приносят Ему в жертву хвалу, как Он и повелел. И далее Бог говорит: “И воздай Всевышнему молитвы твои” . Сам Всевышний, какому Всевышнему повелевает воздать молитвы? Очевидно, что Святому Духу. Здесь Писание открывает истинное число Святой Троицы и возвещает Новый Закон; отсюда мы получаем понимание Святой Троицы, ибо Господь разделил: Он повелел приносить в жертву Сыну хвалу, воздавать молитвы Святому Духу. Далее Бог сказал: “Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня”(Пс. 49, 15.). Бог сказал это не затем, чтобы разделить действия Святой и Нераздельной Троицы, но чтобы впоследствии через пророков научить о числе Святой Троицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Далее ревнителей молитвы Иисусовой Варлаам обвинял в согласии с Богомилами, потому что они подобно этим еретикам, кроме молитвы Господней отвергающим другие молитвы, употребляют будто бы одну только Иисусову молитву, а другие признают излишними. Притом вместо того, чтобы вместе со всеми православными христианами в молитве Иисусовой говорить: Боже наш, афонские монахи говорят: Сыне Божий. Это изменение Боже наш на Сыне Божий сделано так же, говорил Варлаам, в подражание богомилам, которые Иисуса Христа называют только Сыном Божиим 26 . На все это мы встречаем такой ответ в соборных деяниях: «Таковы неплодные речи Варлаама. Но они противоречат свидетельству основания веры, верховного апостола Петра, и тому ублажению, которого Петр сподобился от Господа. Петр сказал Ему: Ты Христос, Сын Бога живаго. Господь же ответствовал ему: Блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах ( Мф.16:16–17 ). И в Символе веры мы говорим: веруем во единаго Бога Отца Вседержителя и в Сына Божия единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Не Богом ли мы исповедуем Христа, когда говорим, что веруем в Сына Божия?» Далее в доказательство, что в писаниях древних отцов нет ничего несогласного с учением о молитве Иисусовой и употреблением её на Афоне, приводятся свидетельства Златоуста и Диадоха (указанные выше). Вслед за этим в деяниях соборных говорится: «Монахи настаивали на том, что согласно с учением богоносных отцов эта молитва искони была занятием усладительным и божественным, и вместе желали привести другие свидетельства о сем из писаний свято-отеческих, как например изречение Иоанна Лествичника : «память Иисусова да соединится с дыханием твоим, и тогда ощутишь пользу безмолвия» . Но монахам не дал продолжать блаженной памяти государь. Он сказал: пусть кто-нибудь из зловерных когда и говорил это (т. е. в молитве Иисусовой называл Христа Сыном Божиим в неправом смысле), это не может служить обвинением против нас, если в добром смысле употребляем то, о чем они превратно мыслили.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010