Посему оставит человек отца своего и мать, прилепится к жене своей и будут двое — одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится мужа». ( Ефес. 5:22-33 ). Согласно этим словам апостола Павла брак должен быть подобием отношений Христа к Церкви. С одной стороны, мужья должны любить своих жен, как Христос возлюбил Церковь. А как Христос возлюбил Церковь? «Он предал Себя за нее», затем, «очистив ее» (в крещении), он «освящает» ее, заботится, чтобы сделать ее «славною, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна». Таковы должны быть и отношения мужа к жене. Муж, как имеющий по природе более сильную духовно-физическую организацию, обладающий большею рассудочностью, волевой энергией, физической силой, должен помочь своей жене (имеющей также свои природные преимущества: расположение к практическим занятиям, душевность и энергию пассивности) в достижении ею высших целей ее предназначения. Вместе с тем, Церковь есть как бы тело Христа, которое Он «питает» (как Хлеб жизни, Ин. 6:48 ) и «греет» (как добрый пастырь овечку). Соответственно и жены являются как бы телами своих мужей, как бы их составной частью. И как таковую муж должен любить свою жену, ибо «любящий свою жену любит самого себя». Любовь, чистая и единая в своей идеальности, проявляется, благодаря нашей греховности, в разных степенях. Ветхий Завет требовал: «Люби ближнего своего, как самого себя» ( Лев. 19:18 ), Новый Завет требует: люби ближнего своего больше, чем самого себя ( Ин. 15:13 ); умри за другого, если нужно, .чтобы тот жил. То же и в отношении брака: апостол Павел требует от мужа, чтобы он любил жену, по крайней мере, как самого себя, но не исключает возможности и новозаветной высоты любви, говоря: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Если же мужья должны любить своих жен больше самих себя, или, по крайней мере, как самих себя, и если заботы мужей о женах должны направляться к тому, чтобы, по образу Христа и Церкви, помогать женам духовно освящаться, очищаться от всякой скверны, порока и быть святыми и непорочными, тогда естественно обращение апостола Павла к женам, чтобы они «повиновались своим мужьям во всем», и в этом не будет никакого унижения для жен, ибо мужья при указанной апостолом Павлом постановке будут иметь в виду только пользу и преуспеяние горячо любимых ими жен, и больше ничего другого, и женам, естественно, остается лишь повиноваться мужьям, ибо это принесет пользу им самим.

http://azbyka.ru/semya/tajna-braka/

Свойство «церковность» указывает, что только Вселенская Православная Церковь обладает правомочностью и способностью признавать за Божественными истинами догматическое достоинство и авторитет, сохранять, формулировать, интерпретировать и раскрывать их для надлежащего восприятия верующими. Именно «церковность» придаёт человеческим убеждениям относительно догматов необходимую вескость. Приходится удивляться, с какой необычной лёгкостью этот признак отвергается инославными. Ведь такая правоспособность декларирована Православной Церковью не самой от себя, а дарована и возложена на неё Богом. В отличие от прочих религиозных Собраний Православная Церковь имеет удостоверение непогрешимости. Ведь она создана Господом Иисусом на камне истинной веры, является Богоучрежденной учительницей, в соответствии с обетованием: «на сем камне Я создам Церковь Мою» ( Мф.16:18 ). Она – одна и единая Невеста и Тело Христово, Матерь всех верующих; в мире нет и не может быть других истинных Церквей: «одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). Согласно предопределению Божию, Спаситель является её краеугольным основанием и неизменным Главой: «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» ( 1Кор.3:11 ). Бог «всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» ( Еф.1:22 ). В Кафолической Церкви пребывает Дух истины ( Ин.16:15 ), и сама она – «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Обязанность Церкви проповедовать догматы зафиксирована в Священном Евангелии: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ). Никто и ничто не сможет её совратить: «врата ада не одолеют её» ( Мф. 16:18 ). Справедливость требует сказать, что по мнению ряда инославных мыслителей, формулируя догматические определения на Вселенских Соборах, Православная Церковь вводила догматические новшества, чем нарушила прямое повеление Христа: «идите, научите все народы, ...уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ). Но это предвзятое утверждение не выдерживает даже элементарной, поверхностной критики. Ведь составленные и закрепленные на Вселенских Соборах уложения рождались не изобретательством человеческого гения, а в результате скрупулёзных исследований Священного Писания и Священного Предания. Само слово «орос», которым именовались соборные вероопределения, означает «граница», «предел». Стало быть, соборные оросы не преступали, а лишь очерчивали и утверждали границы, отделяющие догматы от заблуждений и лжи: «мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» ( 2Кор. 2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Тогда исполнятся все Божественные советы о мире: заблуждения, грех , смерть, ад будут побеждены навеки, христианская благодатная церковь прекратит свое существование, наступит славное Христово царство к вечной славе Бога. Святой Евангелист Инн Богослов говорит: «и ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему: и узрят лице Его, и имя Его будет на челах их... и будут царствовать во веки веков. ( Откр.22:3–5 ). Заключение О всех истинах православной христианской религии учит православная христианская Церковь так, как говорится о них в Священном Писании и Священном Предании. Это учение, несомненно, истинно, как и истинно Слово Божие. Каждый христианин должен всем своим сердцем веровать учению православной христианской Церкви, которая со своим учением и установлениями является единственным, исключительным делом Божественной мудрости, благости и всемогущества. Она есть единая истинная Церковь Христова, обещанная патриархам, предсказанная через пророков, основанная Сыном Божиим, распространенная по всему миру через Апостолов, обагренная Кровью мучеников, прославленная бесчисленными чудесами, она свята в своем учении, в своих действиях, во многих своих членах; она могущественна в своем влиянии на все стороны человеческой жизни; она несокрушима никакими человеческими силами – ни преследованиями, ни насилиями, ни лжеучениями, словом, никакими силами ада. Не должны ли мы всею душою любить православную христианскую Церковь ? Не должны ли быть верными чадами этой истинной христианской Церкви, которая нас освятила и укрепляет своими благодатными таинствами, просвещает Своим Божественным учением, ободряет и утешает нас своими небесными обетованиями. Что значат все коварные измышления различных лжеучителей, враждующих против истинной христианской Церкви, в сравнении с ее Божественным Христовым учением! В ней пребывает Сам Божественный ее Основатель, Вечная Истина, Иисус Христос. Поэтому, никто и ничто не должно нас отделить и удалить от православной христианской Церкви. Мы всегда должны помнить слова Основателя православной христианской Церкви: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим небесным». ( Мф.10:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

12 . Как примирить пребывание в Церкви многих пастырей со словами Иисуса Христа: Да будет едино стадо и един Пастырь ( Ин.10:16 )? Иисус Христос есть единый Пастырь небесный, Божественный, а земных пастырей может быть и должно быть много. Он единый Пастырь в том смысле, что только Он предал Себя за Церковь ( Еф.5:25 ) и приобрел ее Себе кровью Своею ( Деян.20:28 ). Земные же пастыри суть пастыри по избранию и посланничеству от Иисуса Христа ( Ин.15:16–18 ; Лк.10:1,3 ); для них Христос есть Пастыреначальник ( 1Петр.5:4 ). Примечание. Итак, Иисус Христос не предоставил верующих самим себе; но поручил их руководству пастырей, которые суть законные учители в Церкви, совершители таинств и начальники ( 1Тим.5:17 ; Деян.15:22 ). Отсюда два или три верующих, без законного пастыря, т. е. вне общения с епископом или пресвитером, не составляют Церкви ( Мф.18:20 ), равно не составляют Церкви и те общества, которые не имеют у себя законных пастырей, преемственно и непрерывно идущих от апостолов. 13 . Церковь Христова при множестве членов и различии народов, составляющих ее, есть единая Церковь : Я уже не в мире, но они в мире, а Я иду к Тебе. Отче святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин.17:11,20–21 ). Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф.4:4–6 ). Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:5 ). Примечание. Хотя существуют многие отдельные и самостоятельные церкви (Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская и Российская); но это – поместные церкви или части единой вселенской Церкви Христовой, такие же, как при апостолах были церкви: Коринфская, Ефесская ( Откр.2:1 ), Смирнская ( Откр.2:8 ), Пергамская ( Откр.2:12 ) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

92 И рече Господь Бог: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (рус.: И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими , потому что они плоть) ( Быт. 6, 3 ). 93 Содом и Гоморра – города, которые за ужасающее беззаконие своих жителей были уничтожены небесным огнем; на их месте образовалось Мертвое море. 96 Рус. пер.: Бесплодное, как пустыня, языческое собрание расцвело подобно лилии благодаря Рождеству Твоему, Господи, и составило Святую Церковь Твою, в которой утвердилось мое сердце (Ирмос воскресного канона на третьей песни. Глас 2-й). 98 Локоть (церк.-слав.) – мера длины, соответствующая длине руки от локтя до конца среднего пальца. 100 Приискренне (церк.-слав.) – равным образом, равно, точь-в-точь, подобно, также. Приискреннейший обозначает превосходную степень подобия. 107 Ср.: Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим, и повесивый неодержимо тяготеющую, на недвижимем Христе, камени заповедей Твоих, Церковь Твою утверди, едине Блаже и Человеколюбче (рус.: Повелением Твоим утвердивший ни на чем землю и повесивший ее, тяжелую, в воздухе без опоры, утверди, Христе, Церковь Твою на непоколебимом камне заповедей Твоих, единый Милосердый и Человеколюбец!) (ирмос воскресного канона, песнь третья, глас 5-й). 116 Ср. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского , песнь 7-я, тропарь Троичен: Троице простая, нераздельная, единосущная, и естество едино, Светове и Свет, и Свята Три, и едино свято поется Бог Троица, но воспой, прослави, Живот и Животы, душе, всех Бога (рус.: Бог Троица воспевается как Троица простая, нераздельная, единосущная, единая естеством, как Светы и Свет и – Три Святы и едино Лицо свято; но, душа, воспой, прослави Жизнь и Жизни – Бога всех). 120 Ср.: Двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним ( Мф. 20, 30–34 ). См. также: Мк. 10, 46–52 ; Лк. 18, 35–43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   Любовь Бога Троицы земною частью Церкви воплощается начально и менее полно, чем ее Небесной частью. Но в общем вся Вселенская Христова Церковь отображает четыре признака любви. Она, по словам православного Символа веры, а) едина, б) свята, в) соборна и г) апостольски благодатна.    а) Первое свойство жизни любви в церковном сочленении определяется понятием «единство». Церковь, по Символу веры, едина, потому что «все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом» (1Кор.12:13). Иисус Христос создал «в Себе Самом одного нового человека. Через Него имеем доступ к Отцу в одном Духе» (ср. Еф.2:15, 18). «Дом Его (Христа) — мы» (ср. Евр.3:6), образующие из себя одно существо во Христе и полное «единодушие» (Флп.2:2). Ощущение церковным организмом благодати в настроении самоотверженной любви и есть начало его единства. Оно образует церковное единство в Боге любви и соединяет членов Церкви «в один дух» (1Кор.1:10), «одно сердце» (Деян.4:32) и «одно тело» (1Кор.10:17). Единое существо любви у Ангелов и святых людей делает Церковь подобием Единого Существа Пресвятой Троицы. Эту мысль непререкаемо ясно выразил Спаситель в словах молитвы к Своему Отцу: «Отче Святый! — так взывает Он: Молю о верующих в Меня, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» (ср. Ин.17:11, 20—21, 23).    Приходящий в сердце христиан Дух производит одно сердце — всех соделывает блаженными, всех успокаивает в одном свете. То же следует сказать и о бесплотных Ангелах. В целом светоносною любовию составлена из Ангелов и людей единая паства. «Как мысленные чины Небесных Сил освещаются Богом по порядку и Божественное светолитие проникает из первого чиноначалия во второе, из этого в третье и так во все, сообразно с тем и святые, будучи освещаемы святыми Ангелами, делаются подобными им. Затем святые, которые являются из рода в род после святых, предшествовавших им, прицепляются к ним и, получая благодать Божию, осияваются подобно им. Все же последовательно составляют таким образом некую златую цепь. Каждый, будучи особым звеном этой цепи, соединяется с предыдущим посредством веры, добрых дел и любви. Цепь (эта), утверждаясь в Боге, неудоборазрываема». «Святая Любовь, проникая (в Церкви) всех, от первых до последних, всех с Собою сочетавает и единит... Она есть Бог, с Коим и последние бывают первыми, и первые, как последние».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Святые Таинства и святые добродетели своей обращенной ко Христу, христолюбивой силой соединяют с Господом Иисусом Христом всех членов Церкви из всех народов и времен, так что «все одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28; ср.: Кол.3:11, 15). Это единство верных зарождается с изначального таинства — со святого Крещения, продолжается и укрепляется через прочие святые таинства и достигает вершины в святой Евхаристии, осуществляющей самое совершенное единство верных с Владыкой Христом, а также их единство друг с другом (см. 1Кор.10:16-17, 12:12). Единая по всему своему Богочеловеческому существу, Церковь в то же время множественна по личностям. В этом она в какой-то степени являет в себе образ Пресвятой Троицы: единство в тройстве, тройство в единстве. И это благодаря тому, что второе Лицо Святой Троицы — Бог Слово — сделалось человеком и Собою уподобило [тем самым] Церковь Святой Троице. Собственно говоря, Церковь Господа Иисуса Христа — это благодатно-добродетельные образ и подобие Пресвятой Троицы на земле, всецело исполненные благодатных, Божественных сил отроичения и обогочеловечения. В Церкви исполняется Первосвященническая молитва Спасителя: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» (Ин.17:21-23). Таково Богочеловеческое единство веры, таково и Богочеловеческое единство Церкви; онтология веры, онтология Церкви: по всему и во всем они взаимозависимы, причем и то, и другое — всецело от Богочеловека, в Богочеловеке, по Богочеловеку.    Единство и единственность Богочеловеческой веры — вот основа, фундамент всей Христовой Церкви. А в этой вере всё и вся — Богочеловек, Господь Иисус Христос, Который Собою как Церковью навсегда сочетал небо с землей, Ангелов с людьми и, что важнее всего самого важного, — Бога с человеками. Исторически очевидно и несомненно то, что в Богочеловеческой вере содержатся все Богочеловеческие святые таинства и святые добродетели, совершающие наше облечение во Христа, наше обогочеловечивание, наше обожение, наше о-троичение и через всё это — наше спасение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А теперь к вопросу о религиозно смешанных браках. Можно ли венчать православных христиан с нехристианами? Оказывается, категорически нет! И здесь Православная Церковь оказывается куда категоричнее того же суннитского ханафитского масхаба: Не освящаются венчанием браки, заключённые между православными и нехристианами (Халк. 14). Это связано с попечением Церкви о христианском возрастании вступающих в брак. Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать " домашней Церковью " (Рим. 16:5; Флм. 1:2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьёзную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак " только в Господе " (1 Кор. 7:39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения. Однако при этом в церковном документе делается оговорка относительно тех христиан, кто уже вступил в светский брак с нехристианами. То есть как раз о тех самых религиозно смешанных семьях, чаще всего как раз таки с мусульманами. " В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: " Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим " (1 Кор. 7:12-14) " . Что это значит? Да только то, о чём сегодня много говорится в контексте скандального документа ДУМ РФ. Если религиозно смешанный брак государством уже заключён, как с ним быть? Расторгать? Разрушать семьи, делить детей? Разумеется, нет. Но христианам важно сохранять свою веру и стараться воспитать в ней своих детей. Сложно? Да не то слово! И именно поэтому религиозным людям брак заключать стоит только с единоверцами.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/12/zaigry...

В более широком смысле можно видеть в наложницах и царицах, преклоняющихся (VI, 9) перед «чистою голубицею», ветхозаветную церковь и множество народов с более или менее чистым культом Творца вселенной, которые «искали Бога» 667 и которые при шли к убеждению, что единая Царица и Невеста Вечнаго Жениха – есть чистая голубица Церковь Христианская. Об ней пророчески говорит и ст. 10-й: «кто эта блистающая как заря, прекрасная, как луна, светлая как солнце, грозная как полки со знаменами?» В прямом смысле по символической речи Песни Песней это прекрасная страна Палестина, освещаемая и оплодотворяемая солнечною теплотою; в другом значении это страна, населенная народом Израильским при благодетельном и мудром управлении Соломона красного солнышка. Но в высшем смысле это просветленная душа человеческая, спасенная Господом нашим Иисусом Христом, и это торжествующая Церковь Христова, радующаяся Жениху своему. И в VII-й главе все образы и сравнения, прилагаемые Женихом к Невесте, суть образы гигантские, могущие быть приложенными к земле, а не к смертной девушке. Живот твой как круглая чаша, наполненная вином; чрево твое ворох пшеницы, обставленный лилиями; шея твоя, как столп из слоновой кости; глаза твои озерки Есевонские; нос твой башня Ливанская; голова твоя, как гора Кармил; груди твои виноградные кисти; уста твои, как отличное вино; так описывается возлюбленная в стихах 3–10 главы VII-й. «Я принадлежу другу моему и ко мне желание его», восклицает невеста в полноте счастья (VII, 11). В стихах 12–14 этой же главы она хочет с Возлюбленным идти смотреть превосходные плоды произведения земли. Обилие этих плодов (в высшем смысле плоды благодати) указывает на брак солнца с землей и на высший таинственный брак: «Аз же глаголю о Христе и о Церкви» ( Eф. V, 32 ). Отдел этого высшего счастья, лета и осени земли и усовершенствования души человеческой заканчивается картиной успокоения: «Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня»; и восклицанием Жениха: «не будите и не тревожьте возлюбленной 668 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В результате церковные приход – христианские общины не только не стали основой посткоммунистического общества, но в результате манипуляций клириков, решивших «навсегда» закрепить свою власть, превратились в «симулякр христианства». Так Русская Православная Церковь вошла в свой третий (считая от Раскола и переворота 1917 года) - вероятно, наиболее страшный кризис – отражением которого стало происходящее на Украине. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе… ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф 6:19-21) Итак, слово о. П.Адельгейму, трагически погибшему в прошлом году от руки некоего психически неуравновешенного человека… Насколько это было «трагической случайностью» - судите сами: Светлой памяти отца Павла Адельгейма «СМЕРТЬ ПРИХОДАМ» - так церковный народ назвал Устав Прихода (далее УП), принятый 10. 10 2009 г. Священным Синодом без церковного обсуждения и рецепции. Его нельзя признать каноническим документом Православной Церкви. Устав противоречит Догмату о церкви и Федеральному Закону 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях». Учредительный документ устранил клир и народ от самоуправления, разрушил соборность общины и закрепил диктатуру епархиального архиерея. Декларируя верность церковному вероучению и законам РФ, Устав нарушает догматы, каноны и гражданские законы. Рассмотрим конкретные нарушения. ЧАСТЬ I. КАНОНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ В основе христианского богословия лежит догматический документ, принятый двумя Вселенскими Соборами в 325 и 381 г. Этот документ называют Символом Веры. Он излагает важнейшие догматы христианской веры. Среди догматов Символа Веры имеется догмат о Церкви. Его определяют четыре неизменных признака: единая, святая, соборная и апостольская Церковь. Упразднив один из признаков, мы разрушаем догмат. Нельзя упразднить соборность «в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3,15). Без соборности религиозная организация не будет «Церковью, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём», и потеряет «богатство славного наследия Его для святых» (Еф.1,18-23).

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=2259...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010