Митрополит Иларион: Единая вера и единая Церковь — общая ценность для русского и украинского народов Мы помним, что русский народ получил свое крещение не в Волге, не в Оке, а в Днепре, что именно в Киеве взошла заря русского Православия 8 апреля, 2014 Мы помним, что русский народ получил свое крещение не в Волге, не в Оке, а в Днепре, что именно в Киеве взошла заря русского Православия 6 апреля 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, стала депутат Государственной Думы Российской Федерации, председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции И.А. Яровая. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о свободе и безопасности. У меня в гостях — депутат Государственной Думы Российской Федерации, председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Здравствуйте, Ирина Анатольевна! И. Яровая: Здравствуйте, Владыка! Спасибо за приглашение к разговору. Человека всегда волнуют две важнейшие темы: личная свобода и функциональные возможности, что определяют перспективу, возможность самореализации, взаимодействия и вместе с тем безопасности, потому что безопасность — это то, что предполагает охранение человеческой жизни, а значит и охранение условий для жизненной перспективы и самореализации. Думаю, в этих двух понятиях есть внутренняя логика, но вместе с тем и некое внутреннее противоречие, ибо стремясь к безграничной свободе, человек может нарушить основы безопасности тех, кто рядом. Поэтому свобода — это всегда самоограничение и понимание того, что соблюдение естественных прав предопределяет безопасность и свободу других. Как мне кажется, задача государства и задача религии состоит в том, чтобы, формируя сознание человека, максимально развивать то чувство ответственности за безопасность и свободу других, понимая, что все это взаимосвязано. Как Вы полагаете? Митрополит Иларион: Я абсолютно с Вами согласен и хотел бы отметить, что у нашего Патриарха есть книга, которая называется «Свобода и ответственность» — в ней он развивает эту тематику и говорит о том, что понятие свободы не может трактоваться как вседозволенность. Свобода должна быть ограничена не только законом, не только правами других людей, но и чувством ответственности за свои поступки, за свою жизнь и жизнь окружающих. Конечно, в христианской перспективе понятие «свобода» приобретает совершенно иное звучание, чем, например, в светском лексиконе, когда в него вкладывают смысл исключительно безграничных возможностей, действий, демократии и так далее. Апостол Павел говорит: «К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5:13), и эти слова не о демократических свободах, а о призвании христианина к тому, чтобы освободиться от греха, от дурных наклонностей и привычек.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-edi...

поиск:   разделы   рассылка Аркадий Малер Эксцесс некомпетентности Статья господина Бударагина " РПЦ против... " на сайте Взгляд.ру – абсолютно уникальна. Уникальность ее состоит в том, что на эту статью нельзя не реагировать, причем громко и недвусмысленно, и желательно всем православным авторам, поверх всех возможных внутренних разногласий. Но при этом, любая, хоть сколько-нибудь обстоятельная реакция на эту статью заведомо не достойна её и ставит реагирующего в позицию академического ученого, пишущего диссертацию по поводу подметной листовки. Конечно, любой православный публицист, как и автор этих строк, может сейчас начать писать в ответ километровую статью со ссылками на Библию и святых отцов, с цитатами из недавно принятых церковных документов и философскими аллюзиями, в робкой надежде на то, что хоть кто-то со стороны и сам господин Бударагин поймут неправоту его статьи, но здесь совсем не тот случай. Когда имеет смысл обстоятельно реагировать на какую-либо " критику Церкви " ? Во-первых, когда она поднимает серьезные вопросы, на которые нельзя не ответить, и таких случаев очень много. Во-вторых, когда эта критика исходит от авторитетного в определенных сферах человека, каким, например, был покойный академик Гинзбург, даже если сама критика ничтожно глупа. В данном случае господин Бударагин – совсем не академик Гинзбург, а его критика именно ничтожно глупа, и поэтому писать в ответ на нее очередную километровую отповедь нет никакого смысла. Но почему же тогда не только желательно, но и необходимо все-таки дать публичную оценку этой статьи? Только потому, что она написана редактором сайта ведущей партии страны " Единая Россия " , за которую голосуют миллионы православных людей, и голосуют не столько даже в силу объективных преимуществ этой партии, сколько по остаточному принципу, поскольку не хотят жить ни при коммунизме, ни при нацизме, ни при агрессивном либерализме, и поэтому выбирают нечто более-менее усреднено-приличное. Более того, " Единая Россия " , а точнее – власть предшествующего и нынешнего президентов, достаточно плодотворно сотрудничает с Русской Православной Церковью. А по-другому и быть не должно, поскольку и Путин, и Медведев, и многие другие представители политической элиты – сами же являются православными. При этом, при всем уважении к " Единой России " , позволю себе заметить, что её реальный авторитет в реальном российском обществе несопоставим с авторитетом Православной Церкви. Да по-другому и быть не может, если вспомнить о социальном назначении и историческом масштабе каждой из них. Ведь не Православная Церковь заинтересована в поддержке " Единой России " , а " Единая Россия " – в поддержке Православной Церкви. Для тех, кто сомневается, достаточно напомнить, что значит выйти из партии и что значит выйти из Церкви.

http://religare.ru/2_84569.html

Русская и Сербская Церкви: единая вера и похожие беды РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_108193.html 08 января 2016 Дмитрий Бабич Русская и Сербская Церкви: единая вера и похожие беды Интересный факт: нет такой крупной проблемы, беспокоящей ныне верующих Русской Православной Церкви, с которой не сталкивалась бы и Сербская Православная Церковь (СПЦ). Раскольнические " церкви " Возьмем, например, агрессивные действия раскольников на канонических территориях, волею судеб оказавшихся в последние годы за государственной границей. Если сердца русских верующих ранит захват зданий УПЦ МП в Ровно других украинских городах, а подход одесского губернатора Саакашвили под " благословение " ряженого " патриарха " Филарета Денисенко воспринимается как издевательство над обрядом, то Сербской церкви приходится противостоять попыткам вытеснить ее из Черногории, где пронатовский премьер Мило Джуканович пытается заменить ее подконтрольной ему так называемой " Черногорской православной церковью " (пока что, подобно УПЦ КП, никем не признанной). Добавьте сюда попытку так называемой " европейской православной церкви в Хорватии " канонизировать покойного кардинала Алоизия Степинаца (1898-1963) – человека, в 1941 году сразу после гитлеровской оккупации поддержавшего пронацистский режим усташей в Хорватии. Разрушение святынь Уничтожение православных церквей и святынь в зонах боевых действий и при захвате территорий антихристианскими режимами – и эта проблема, знакомая РПЦ по Донбассу, Сербской Православной Церкви известна не понаслышке. Здесь самая больная тема – это край Косово, где, по данным сербского правительства, со времени захвата этой территории силами НАТО в 1999 году уничтожено 174 религиозных объекта СПЦ, потеряны более 10 тысяч икон и богослужебных предметов, разорено 256 православных кладбищ. Именно поэтому святейший Патриарх СПЦ Ириней – самый последовательный сторонник непризнания косовского режима в сегодняшней Сербии. И если нынешнее белградское правительство тихой сапой ведет дело к признанию независимости Косово де-факто взамен за обещания (в неопределенно далекой перспективе) членства Сербии в ЕС, то Ириней твердо стоит на своей позиции: хорошие отношения с косовскими албанцами, диалог с ними и с ЕС – да, а вот признание государства под названием " Косова " и забвение всех ужасов при его создании – нет.

http://religare.ru/2_108193_1_21.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Основные принципы отношения РПЦ к инославию Документ, принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. «Основные принципы отношения РПЦ к инославию» это не частные мнения богословов по «экуменическому вопросу», а официальная позиция Священноначалия Русской Церкви, которой «клирикам и мирянам Русской Православной Церкви [надлежит] руководствоваться […] при участии в контактах с инославными». «1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).» «2.1. Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия. 2.2. Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, «искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные».» Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений 1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о «вере, однажды преданной святым» (Иуд. 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Скачать epub pdf ЦЕРКОВЬ «Верую... во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» ( Ин. 17, 21–23 ). Есть только Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь , которая утверждена Кровию и учением Христа, апостолов, святых отцов и мучеников, и врата адовы не одолеют ее. Святитель Димитрий Ростовский ( 113, 84 ). Как один Бог и один Господь, так и истинное достоинство выражается единством во образ Единого Начала. Итак, единая Церковь , которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется единством природе Единого. Мы называем древнюю кафолическую Церковь единой по ее существу, по понятию о ней, по ее началу и превосходству. Святитель Климент Александрийский ( 113, 439 ). Епископство одно, и каждый из священнослужителей может сделаться его участником. Церковь также одна, хотя члены ее с распространением веры сделались очень многочисленны: как лучей много, но солнце одно; ветвей на дереве много, а дерево одно, разросшееся от корня; или хотя из одного источника течет много потоков и образуется обильный разлив воды, но в начале сохраняется единство. Отними луч солнца от его начала – он не может существовать сам по себе; отломи ветвь от дерева – отломленная уже не может расти; пресеки ручей, текущий из источника, он иссохнет. Равным образом Церковь , сияющая светом Господним, хотя по всей земле распространяет свои лучи, но однако светило, разливающее всюду свой свет, одно, и единство тела этим не нарушается. Обремененные плодами ветви свои она распростирает по всей земле, потоки ее текут по широкому пространству; при всем том постоянно пребывает один источник, одно начало, одна мать, обильная духовным плодотворением. Священномученик Киприан Карфагенский ( 113, 439 ). Поскольку название церкви употребляется в различных смыслах... и так как по праву и поистине можно назвать церковью лукавые сборища еретиков, то есть маркионитов, манихеев и других, то Символ веры в предосторожность теперь и учит тебя так: «Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », чтобы ты этих скверных сборищ избегал, а пребывал в Святой Вселенской Церкви, в которой ты и возродился... Не спрашивай просто: где Церковь ? но: где Вселенская Церковь? Ибо это, собственно, и есть имя Святой и всеобщей нашей Матери Церкви, невесты Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия ( 113, 440 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Святая Соборная и Апостольская Церковь есть Церковь Е д и н а я 1 , есть цельный мистический организм – Тело Христово. Господь наш Иисус Христос , воплотившись на земле “от Духа Свята и Марии Девы” и восприняв в Свою Божественную Ипостась человеческое естество во всей его полноте, искупил Своею смертью грехи всего человеческого рода, воскресил, вознес и посадил с Собою одесную Бога и Отца, обновил, обожил всю человеческую природу. Обновленная, безгрешная и обоженная человеческая природа, пребывающая во Христе и получающая от Него новую жизнь, и есть Единая Церковь . Единство Церкви, по замечанию протоиерея Сергия Булгакова , “есть аксиома учения о Церкви, которая самоочевидна всякому христианину” 2 . И это понято. Если Церковь есть Тело Христово, “исполнение Исполняющего всяческая во всех” ( Еф.1:23 ), “составляемо и счиневаемо приличне, всяцем осязанием подаяния” ( Еф.4:16 ), то по своему существу она неделима. “Еда разделися Христос?” – спрашивает св. ап. Павел ( 1Кор.1:13 ). Христос неделим, неделима и Церковь – Его Тело. Церковь , по слову апостольскому, есть также “столп и утверждение истины” ( 1Тим.3:15 ), т. е. опора, защита истины. Как таковая, она может и должна быть только единой. Истина может и должна быть только единой. Все прочее, хотя бы и в малой мере не согласное с ней, будет или ошибкой, или ложью. Если, согласно аксиоме, кратчайшее расстояние между двумя точками есть прямая линия, то всякая иная линия будет ломаной, или кривой. Так и Церковь Христова, хранящая и ограждающая единую истину, есть в подлинном смысле единая, указующая кратчайший, прямой путь в Царствие Божие. Сам Основатель Церкви – Господь наш Иисус Христос , предлагая учение о Церкви, говорил о ее единстве. “ Созижду Церковь Мою” (а не церкви), – предсказывал Он Своим ученикам ( Мф.16:18 ). Он Сам говорил, об одном овчем дворе и об одном стаде ( Ин.10:16 ); дал единый Хлеб жизни ( Ин. 6:33 ); молился о том, чтобы все были едино ( Ин.17:21 ). Точно так же и апостолы неоднократно указывали на единство Церкви ( Рим.12:5 ; Гал.3:28 ; Еф.1:10 и др.) и выставляли основание этого единства. Так, апостол Павел, сравнивая Церковь со сотроением Божии, отмечает, что основанием этого здания является только Христос: “Основания бо инаго никтоже может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос ” ( 1Кор.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Рассмотрев православное учение о происхождении и цели существования Церкви, мы подходим к вопросу: в чем же состоят существенные свойства истинной Церкви? Учение об этих свойствах в Символе веры излагается так: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », то есть Церковь есть единая, святая, соборная и апостольская. Свойство апостоличности Церкви указывает на ее историческую сторону: она насаждалась и укреплялась святыми апостолами ( Откр.21:14 ); а первые три свойства относятся к сущности ее, онтологичны; в них и апостоличность находит свою подлинность. I часть Церковь есть единая. Если, по учению слова Божия, Церковь есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ), то есть, защита и фундамент, опора истины, то она, естественно, может и должна быть только одна. Ведь, и по требованию человеческой логики, истина может быть только одна, и все, хотя бы в малейшей степени не согласное с нею, есть уже неправильность, ошибка, ложь. Так, 2х2=4 есть истина, и всякое утверждение о том, что 2х2 есть не 4, а какое-то другое число, будет уже неправильно. Если, по аксиоме, прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками, то всякая другая линия, хотя бы в самомалейшей части не совпадающая с прямой линией, будет уже не кратчайшим расстоянием между двумя точками, а будет или кривой, или ломаной, но не прямой линией. Так и Церковь Христова: если истина Христова одна, и она вверена Церкви, которая есть ограждение истины, то, следовательно, и Церковь может быть только одна. Так учил о Церкви Своей Сам Господь. Он говорил не о многих церквах, а только об одной Своей Церкви «Создам Церковь Мою» ( Мф.16:18 ), говорил об одном Царстве Своем: «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» ( Мф.13:24 ), «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» ( Мф.13:47 ), об одном стаде и об одном дворе овчем: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). Спаситель молил Отца Небесного о всех верующих: «Да будут все едино» ( Ин.17:21 ). Он повелел проповедовать одно учение ( Мф.28:19,20 ), установил одно крещение и одно причащение ( 1Кор.1:13, 10:17 ; Еф.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Серпухов. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь построена в 1670 году. Музеефицирована и открыта в 1987 году. В храме устроен придел во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Троицкая церковь типологически принадлежит к московским посадским храмам второй половины XVII в. Бесстолпный двусветный четверик храма, перекрытый лотковым сводом, увенчан пятью миниатюрными главами на тонких шеях. Поздняя четырехскатная кровля, по всей видимости, скрывает несколько ярусов кокошников, один из которых опоясывает верх четверика. Фасады храма украшают пучки угловых колонок и характерные для московского зодчества оконные наличники с килевидными очельями. В 1714 г. в трапезной был освящён придел во имя св. Василия Блаженного. В середине XIX века перестроены апсида и трапезная с добавлением придела во имя Боголюбской иконы Божией Матери. С западной стороны к зданию примыкает стройная шатровая колокольня на квадратном основании, стилистически и хронологически единая с церковью. Построена до 1714 г. Известно, что в 1714 г. освящался придел Василия Блаженного, а сама церковь к этому времени уже существовала. Церковь построена в стиле московских посадских храмов XVII века. Бесстолпный двусветный четверик храма, перекрытый лотковым сводом, увенчан пятью миниатюрными главами на тонких шеях. Поздняя четырехскатная кровля, по всей видимости, скрывает несколько ярусов кокошников, один из которых опоясывает верх четверика. Фасады храма украшают пучки угловых колонок и характерные для московского зодчества оконные наличники с килевидными очельями. В 1714 г. в трапезной был освящен придел во имя св. Василия Блаженного. В середине XIX в. перестроены апсида и трапезная с добавлением придела во имя Боголюбской иконы Божией Матери. С западной стороны к зданию примыкает стройная шатровая колокольня на квадратном основании, стилистически и хронологически единая с церковью. Храм бездействовал с 1930-х гг. Священник Троицкой церкви протоиерей Иоанн Калин арестован в 1937 г.

http://sobory.ru/article/?object=00304

Скачать epub pdf (По А. С. Хомякову) Верую во едину святую, соборную и апостольскую Церковь , – возвещает символ нашей веры. Но как может быть едина Церковь , когда так много самых разнообразных обществ и организаций, взаимно друг друга исключающих, претендуют на это название? Когда мы знаем Православную, Католическую, Лютеранскую, Англиканскую, Армянскую и другие церкви? Потому, ответим мы, что только одна из этих Церквей имеет полное право действительно называться Церковью , все же прочие именуются церквами лишь по своей на то претензии, или по принятому, но не имеющему за собой основанию обычаю, вроде того, как в письмах именуют того, к кому пишут, «милостивым государем», а себя – «покорным слугой», хотя оба выражения ни мало не соответствуют действительности. Церковью по настоящему может быть только одна, потому что с Церковью неразрывно звание носительницы полной и совершенной истины, а полная и совершенная истина может быть только одна. Если в вещах важных и точных высказывается два или несколько различных мнений, правым может быть только одно, а все прочие – неправильны. Но и сама Православная Церковь может ли быть едина, если в Ней мы видим отдельные Церкви: Русскую, Греческую, Сербскую, Болгарскую, Румынскую? Все эти поместные Церкви составляют одну Православную Церковь . Они суть даже не части Церкви, потому что Церковь – полнота Истины, не дробима на части, но лишь местные, обусловленные характером народа или государства, отдельные выявления одной и той же Церкви. Своеобразие каждой поместной Церкви может быть очень велико, но единство будет оставаться ненарушенным, даже не затронутым, если не нарушена, не затронута церковная истина. Воздух по всей земле совершенно одинаков и повсюду одинаково животворящ, пока не нарушен его химический состав. Но картины, которые через воздух совершаются, поля, которые он овевает, степень его влажности – очень разнообразны, но разнообразие это происходит не от воздуха, а от особенностей местностей, которые животворит воздух. Так и Церковь , повсюду единая, разнообразно проявляется в русском, греческом и других православных народах. Но все эти народы принадлежат одной Церкви, пока исповедуют одну, едино истинную веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

15 ответов председателя Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимира Легойды публицисту Валерию Панюшкину . 1. Вы правда думаете, что мы — единая Церковь? Если вы — прихожанин церкви Косьмы и Дамиана, пойдете ли вы исповедоваться к игумену Сергию Рыбко? И наоборот, пойдете ли вы из храма Сошествия Святого Духа в храм Косьмы и Дамиана? Уважаемый Валерий! Если прихожанин считает, что не может пойти исповедаться и причаститься в другой храм только потому, что ему не нравится, каких личных или политических взглядов придерживается батюшка, то такой прихожанин просто не до конца понимает, что такое исповедь, причастие и Церковь. И тогда не так важно, прихожанином какого храма он формально является. А Церковь, конечно, одна: Единая Святая Соборная и Апостольская, как мы исповедуем на каждой Литургии. И основана она Христом. К Нему-то мы и приходим. Если же речь идет о возможности посещать именно тот приход, настоятель которого тебе по-человечески ближе, то в чем проблема? Один батюшка может иметь два высших светских образования, и человеку из академической среды проще найти общий язык с ним. Другой, например, обладает опытом музыкального творчества, собирает вокруг себя молодежь, которая увлекается именно музыкой. В этом нет ничего дурного. 2. Вы, правда, думаете, что церковь открыта для всех? Да? А храм Христа Спасителя на Пасху? Похоже, здесь смешение понятий. Автор имеет в виду конкретный храм или Церковь вообще? Церковь открыл Христос, и никто закрыть ее не может до скончания века. Пытались и в римские времена, и в советские годы. Не получилось и не получится. А вход в конкретный храм может быть ограничен по самым разным причинам. Включая и кафедральный собор Москвы — храм Христа Спасителя. В конце концов, хотя бы потому, что этот храм, как любой другой, не безразмерен. 3. Почему мы такие мрачные? Почему мы никогда не шутим? Не про Бога, а про себя хотя бы? Можно ведь и про атеистов пошутить, они, правда, обидятся, но, может быть, можно как-то по-доброму? Почему у нас постные лица даже на Масленицу? Вы знаете хоть одного православного комика?

http://pravoslavie.ru/57015.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010