(Hengst. Die Auth d. Pent. II, 262), заставляет признать этим писателем не Моисея, который не переходил за Иордан, а другое лицо, долго жившее в Ханаане. Против такого вывода сделаем первоначально следующее общее замечание. Ставши во главе народа и устремив его силы на приобретение Ханаанской земли, Моисей, если представлять его даже, сообразно с воззрениями большей части критиков, обыкновенным умным вождём, должен был, без сомнения, наперёд хорошо знать ту страну, в которую он вёл свой народ. Живейший интерес, какой имела для него ханаанская земля, как земля странствования его предков и будущее достояние его народа, побудил его, конечно, воспользоваться для этого всеми средствами. Между этими средствами, кроме преданий того народа, к которому он принадлежал по своему рождению, и сведений о соседней стране другого, – всей мудрости которого он был научен, – следует указать на продолжавшиеся во время пребывания Евреев в Египте близкие сношения и столкновения с палестинскими народами ( 1Пар. 4:22 ; 1Пар. 7:20–24 ), на долговременное пребывание Моисея у Мадианитян, бывших посредниками в торговле между Азией и Африкой, на сорокалетнее странствование по пустыне вблизи ханаанской земли, на более или менее продолжительное пребывание в Кадесе, на самой её границе, и на посольство соглядатаев которые прошли весь Ханаан от пустыни Син до Рехово (город на самом севере Палестины, недалеко от Лаис-Дана. Raumer. Palästina 3 Aufl, 122), т. е. от самой южной до северной границы. От этих соглядатаев, по всей вероятности, получены – заметим в частности – сведения о г. Вирсавии, лежавшем в долине es Seba, к югу от Хеврона, на пути в Египет и к Чермному морю (по Робинсону Кейль в Bibl. Commentar. Genesis und Exodus 1866. 182), равно как и о гробнице Рахили, находящейся, по описанию путешественников (Ibid. 238. Delitzsch в Commentar über die Genesis (S. 500) приводит следующие слова Граули: „направо, совершенно вблизи дороги, мы видели гробницу Рахили с её белым магометанским куполом, видневшимся из-за масличных дерев”) недалеко от Вифлеема, близ самой дороги из Хеврона в Иерусалим, по которой и шли именно соглядатаи, как есть основание думать: долиной Есхол, в которой они срезали виноградную ветвь ( Чис. 13:24 ), признаётся обыкновенно прекрасная и чрезвычайно плодородная долина близ Хеврона, в которой родится самый лучший в целой стране виноград, с самыми крупными кистями, и по которой проходит дорога из Хеврона к Иерусалиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

В числе их по указанию Библии два сына убийцы Сеннахерима Адрамелех и Шарецер, которые бегут в Армению. У Моисея Хоренского записано предание, по которому бежавшие в Армению сыны Сеннахерима имели многочисленное потомство, в числе которого были известные (и до ныне) роды Генуни, Арцруни и др. 155 . Глава IV. Кончина Езекии. Последние события, до кончины Езекии, о которых повествует 4 Книга Царств (гл. XX), суть: смертная болезнь Езекии, молитва его, его выздоровление, и прием послов вавилонских 156 . Мы полагаем, по соображении данных, почерпнутых из Библии, с летописями Ассирии, что эти события следуют непосредственно за 14-м годом Езекии, впродолжение которого он откупается от Сеннахерима, что и означено в летописях Ассирии. В это время Сеннахерим повидимому не царь еще, а наследник царя Саргона, который воюет против возмутившагося Вавилона. Мы полагаем, что Сеннахерим берет дань с Езекии и уходит, и, хотя облагает Иерусалим, но не берет его только потому, что в это время возмущение в Вавилоне становится на столько серьёзным, что Саргон отзывает армию с сыном своим из Палестины. Начинается в Вавилоне царствование Меродах Баладана, а Езекия, не имея еще сына, впадает в опасную болезнь. Уже после выздоровления его, через немного лет после отданной им в 14-й год своего царствования дани, прибывают к нему послы Меродах Баладана. Но в это время спокойствия и мира в стране и в сокровищнице царя успели уже накопиться богатства, так как богатая Палестина, по природе своей, была и транзитным местом для всех товаров, обмениваемых между Азией и Африкой. Очевидно с другой стороны, что Меродах Баладан ищет себе сообщников против Ассирии. События рассказаны в XX главе 4-й Книги Царств; в главах XXXVIII, I-XXXIX, 8 кн. Пр. Исаии; с присовокуплением кратких заметок в 2 Пар. XXXII, 24 и 31. Езекия заболевает болезнию (шехин), которая названа смертельною. Что ему суждено было умереть, это видно из слов Св. Писания ( 4Цар. 20:1 ), так как „пришел к нему Исаия пророк и сказал: так говорит Господь: сделай завещание ... ибо умрешь ты“. Не все согласны в том, чем заболел Езекия: Кей в Англ. Комм. Библии, судя по употребленному в тексте слову шехин (shechin), полагает, что это был тот нарыв, из которого развивалась неизлечимая болезнь проказа 157 . Мы решаемся однако сказать, что, судя по 4Цар. 20:7 и Ис. 38о нарыве, к которому пророк, (получив откровение Божие о продолжении жизни Езекии)-приказывает приложить пласт смокв,-мы думаем, что у Езекии в сгибе под плечем образовался чумный бубон, с прорывом которого больной выздоравливает.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Мы имеем в виду преимущественно распространение халдейских (еврейских) и арабских (измаильских) племен, из которых последние около этого времени владели передней Азией начиная с Палестины и, по известиям Бероза, основали в Вавилоне новое, вероятно обнимавшее и Ассирию или ее часть, царство» (1520–1274) 82 . Новые племена на сцене истории после изгнания гиксов: а) идумеи Движете диких орд бедуинов с юго-запада на северо-восток дало новую политическую физиогномию Палестине. Жившие здесь племена хеттеев и амореев должны были расступиться перед напором гонимых хищников и дать им место для нового жительства. И вот, на сирийском плоскогории являются новые племена: идумеи, поселившиеся на сеирских горах и стеснившие живших здесь хорреев, – филистимляне ( Втор. 11:23 ), поселившиеся на равнине Сефела, близ Средиземного моря, и стеснившие живших там аввеев, – моавитяне и аммонитяне, поселившиеся на северо-восток от Мертвого моря и стеснившие обитавших здесь прежде амореев ( Суд. 11 ). Последние направились в западную часть Палестины и стеснили хеттеев. Так как эти новые племена играли также немаловажную роль в политической и культурной жизни евреев: то и о них следует сказать несколько слов. Идумеи, по свидетельству Быт. 36:1–43 , происходили от Исава или Эдома, и населяли горы сеирские, местность, называемую у греков Γεβαληνη, ар. Джебел или эш-шера. Они делились на различные племена, из которых каждое имело своего главу (алуф). Феман, младший синь Исава, был одним из славнейших предводителей идумеев, и его потомки, феманиты, славились своею мудростью. Впрочем, обитатели гор и лежавших среди них долин отчасти различались между собой относительно управления. У первых долгое время было патриархальное управление, и правителями были старейшие в роде ( Быт. 36:29–30; 40–43 ), между тем у вторых были выборные цари, из которых некоторые упоминаются и в Библии ( Быт. 36:31–39 ). Из городов идумейских наиболее известны: Села или Петра, Боцра, Елаф или Еционгабер (приморский порт), Феман, Фунон, Дедан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

поиск:   разделы   рассылка Выступление Председателя Совета муфтиев России муфтия шейхя Равиля Гайнутдина на Всемирном саммите религиозных лидеров Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Ваше Святейшество! Ваши Святейшества , Высокопреосвященства , Ваши Превосходительства, важаемые муфтии! Уважаемые участники и гости Всемирного саммита религиозных лидеров! От имени мусульман России и Совета муфтиев России выражаю Вам свои самые добрые чувства и искренне желаю плодотворной работы и успеха гостям и участникам Всемирного саммита. Основной целью и приоритетной задачей нашего Саммита является развитие диалога между представителями разных народов, религиозных традиций, сохранение духовного и культурного многообразия человечества, развитие культуры взаимного уважения и добрососедства. Российская Федерация территориально расположена между Европой и Азией и исторически находится на перепутье великих цивилизаций. Именно поэтому России всегда отводится особое место в межцивилизационном взаимодействии, поскольку наша страна вобрала в себя черты как западной, так и восточной моделей цивилизации. Более того, большинство православных и большинство мусульман Европы проживает именно в России. Отношения между православием и исламом на протяжении тысячелетия были всегда дружественными и веротерпимыми, строились на основе благожелательного сотрудничества. Сегодня Европе и всему миру стоит внимательно изучить наш исторический опыт мирного добрососедства, поскольку новая волна мировых миграционных перемещений нашей эпохи способна создать проблемы непонимания и неприятия иных культур. Мы отмечаем, в условиях, когда наряду с угрозой распространения международного терроризма вырисовывается и другая угроза – опасность раскола мира по религиозному признаку. Сегодня нам важно не допустить нового противостояния – противостояния между религиями. Хочу особо подчеркнуть, что появление радикальных настроений и движений в разных странах мира являются результатом, большей частью, социальных и экономических проблем, возникших как из-за внутренних, так и внешних причин. Вовсе не религия вызывает терроризм и экстремизм. Религиозные чувства разжигаются до кипения только на фоне социальных и экономических проблем и неурядиц, и это происходит, как правило, в чьих-то конкретных политических интересах. Конфликтные ситуации, возникшие в Палестине, Ираке, Иране, Афганистане, лишь отражают общую неудовлетворенность тем, что наш мир имеет однополярный вектор развития.

http://religare.ru/2_31124.html

Ибо Персы в наказаниях были бесчеловечнее всех варваров; сдирали с людей самую кожу, и мучили продолжительными казнями, отсекая каждый член и т.п. Оттого-то и сказано царству сему: востани, яждь плоти многи – для означения его жестокости и безчеловечия. Три ребра во устеь его, говорит Пророк, потому что оно управляло тремя частями света: восточной, северной и южной. Кир, первый овладев Персидским царством, подчинил своей власти весь восток – до самого Гелеспонта; Камбиз, сын его, покорив Египет, подчинил себе и Эфиопию; а Дарий Истасп овладел Скифами-Номадами, случайно поселившимися в северной части. Посему-то Пророк и сказал: три ребра во устех его. В некоторых изданиях читается: крила; но нет в этом различия; ибо, как то, так и другое слово показывает каким образом царство Персидское владело тремя частями вселенной, и отовсюду собирало дань. Справедливо также говорит св. Даниил: во устех его, указывая этим на дань, которую все приносили сему царству. И поскольку оно со временем не совсем было уничтожено, но удержало некоторую часть прежней власти; то Пророк и не сказал, чтобы царство Персидское потерпело все те бедствия, какие понесло предшествовавшее ему царство, которое стало на ноги человеческие, и получило сердце человеческое; но сказал только: на стране единой ста. А на стране единой стало царство Персидское тогда, как, после владычества своего над тремя частями вселенной, было большей частью разграблено и удержало власть только над одной частью. Ибо, владея всей Азией и Ливией, оно лишилось сперва Египта и Эфиопии, затем потеряло власть над Палестиной, Финикией, Сирией и, наконец, над Азией и Понтом Евксинским; а удержало в своем владении только одну Персию, Ассирию и некоторые соседние небольшие страны. Сказав это о втором звере, святой Даниил продолжает: созади всю видех: и се зверь ин, аки рысь, томуже крыла четыре птичия над ним , и четыре главы зверю, и власть дадеся ему ( Дан.7:6 ). Этим он изобразил царство Македонское, которое в видении Навуходоносора представлялось под образом меди, и весьма прилично уподобил Александра рыси, по его скорости, быстроте и непостоянству.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

е. Средиземное. Очень трудно проникнуть в самое сердце Палестины, образуемое горами Ефремовыми, к западу от Иордана. Река, при впадении в Мертвое море, 1229 понижается до неслыханной глубины, до 393 метров под уровнем Средиземного моря; у берега этого последнего Кармил образует мыс и передовую, неприступную крепость. Лишь только переступают равнины Саронскую и Сефелахскую, гор и возвышенных стран уже более нет, а одна лишь обширная смесь стен, скал, глубоко изрытых оврагов, пещер и ущелий. Исаия точно описал свое отечество, изображая его, как виноградник, хорошо огражденный ( Ис.5:2 ). Она могла иметь удобные и важные сношения с чужими краями лишь морем; но Бог для того, чтобы отклонить Израиля от всякой попытки к морской торговле, предоставил навсегда берега во власть финикиян, хананеев и филистимлян, с которыми дети Иакова находились почти постоянно во вражде, так что имели с ними лишь очень немного внутренних сношений. Чрезвычайное плодородие Палестины позволяло, кроме того, ее жителям довольствоваться самими собою и жить в изолированности, которой требовала их миссия. Это положение Ханаанской земли в средине древнего мира давало ей важное политическое и торговое значение. Все великие нации, завоеватели древности, поочередно попирали ее почву: египтяне времен фараонов, ассирияне времен Сеннахерима, халдеи – Навуходоносора, греки – Александра Великого, римляне – Помпея и цезарей. Все великие пути сообщения древних народов, сухопутные и морские, соприкасались с Палестиной. В Писании часто идет речь о караванах, которые вели торговлю между Азией и Африкой и переходили необходимо Святую землю. Один великий торговый путь вел из Египта в Газу, другой – из Дамаска к финикийскому берегу, равниною Изреельскою. Римляне, сделавшись властителями этих стран, построили несколько новых путей. Морская торговля, между Азией с одной стороны и Африкой с другой, была сосредоточена в великих торговых городах Финикии прежде всего, затем в Александрии и в Антиохии. Палестина была, таким образом, как бы центром, из которого апостолы могли быстро переноситься во все пункты земного шара.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Еще выше митрополитов стояли патриархи, 498 или главы церковной олигархии, пять башен в здании католической иерархии Греко–римской империи. Эти патриархи, в официальном значении слова, уже зафиксированном ко времени Четвертого вселенского собора, были епископами четырех великих столиц империи – Рима, Александрии, Антиохии и Константинополя; к ним, в виде почетного исключения, прибавлялся епископ Иерусалима как глава древнейшей христианской общины, хотя преемственность этой должности была прервана при разрушении Святого города. Патриархи управляли одной или большим количеством диоцезов, двумя или большим количеством провинций или епархий 499 . Они рукополагали митрополитов, принимали окончательное решение в случае церковных споров, проводили вселенские соборы, издавали постановления соборов и церковные законы императоров, сочетали в своем лице высшую законодательную и исполнительную власть иерархии. Отношения между ними и митрополитами отдельных провинций были такими же, как отношения вселенских соборов и поместных. Они не образовывали совета, каждый действовал сам по себе, но в важных вопросах они советовались друг с другом и наделялись правом иметь легатов (apocrisiarii) при императорском дворе в Константинополе. В плане прав все они были равны, но размеры их епархий и их влияние было разным, так что среди них самих существовала система рангов. До основания Константинополя и до Никейского собора Рим занимал первое место, Александрия второе, Антиохия – третье в том, что касалось церковной и политической власти. Начиная с конца IV века этот порядок был нарушен, потому что Константинополь превратился во вторую столицу и занял место между Римом и Александрией, а также в число патриархий вошел Иерусалим, как пятая и самая незначительная патриархия. Иерусалимский патриарх управлял лишь тремя маленькими провинциями Палестины 500 ; Антиохийский – большей частью политического Восточного диоцеза, в который входили пятнадцать провинций – Сирия, Финикия, Киликия, Аравия, Месопотамия и т. д. 501 ; Александрийский патриарх – всем диоцезом Египта с девятью богатыми провинциями – Aegyptus prima и secunda, Верхняя и Нижняя Фиваида, Верхняя и Нижняя Ливия и т. д. 502 ; Константинопольский патриарх – тремя диоцезами, Понтом, Малой Азией и Фракией, куда входили двадцать восемь провинций, и в то же время всеми епископствами варваров 503 ; Римский патриарх постепенно распространил свое влияние на весь Запад, на две префектуры, Итальянскую и Галльскую, со всеми их диоцезами и провинциями 504 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Как в первых, т. е. в волхвах, так и в последних, т. е. Еллинах, – мы видим предшественников христиан из язычников во исполнение пророчества Ноя 1214 , ибо отныне народам из племени Иафетова передавалось от народа племени Симова религиозное развитие, и дано было «распространиться и вселиться в шатрах Симовых» 1215 . Некоторые думали, основываясь на сказании Евсевия, епископа Кесарии Палестинской 1216 , об Авгаре Едесском и о посылке им письма к Господу Иисусу, – что Эллины, желавшие видеть Господа, были именно посланные от царя Осроены. Но это основано только на том предположении, что так как греческая цивилизация овладела после Александра Македонского всей Азией, то Авгарь Едесский мог послать греков, находившихся при дворе его, к Господу. Но из Евсевия же Кесарийского (l. cit.) узнаем, что письмо царя Авгаря написано было не по-гречески, а по-сирийски, и что сам Евсевий (нашедший письмо в палате Едессы) перевел его на греческий язык. Мы оставляем в стороне разбор сего события, а хотим только указать, что нет достаточных оснований признавать Эллинов, пришедших на праздник в Иерусалим, посланными от царя Едессы. Мы напротив считаем их представителями исключительно греческой цивилизации, не входя в разбор неразрешимого вопроса, откуда именно они пришли в Иерусалим. Мы ставим другой вопрос: для чего бы язычникам Эллинам ходить в Иерусалим на поклонение в праздник? Мы полагаем, что несмотря на некоторые злобные мнения, высказываемые в древнем – и преимущественно римском мире – о культе Иудеев 1217 , храм Иерусалимский со времен еще Александра Македонского 1218 пользовался всемирным уважением и славою великой святости, не говоря уже об уважении, оказанном Киром и Дарием культу Бога Израилева 1219 . Еще вспомним, что и Соломон, при постройке первого храма в Иерусалиме, молился 1220 при освящении его, чтобы и иноплеменнику, молящемуся в храме сем, Бог даровал исполнение его молитвы. Посему в храме Соломона, как и в последующих храмах был особый двор или притвор язычников 1221 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Приведем интересующий нас отрывок из этого сочинения и проанализируем его. Вначале Евсевий устанавливает соответствие между разделенностью человеческого рода, множеством разных типов правления у людей, противоборством между ними и многобожием: « Все древние на земле народы жили раздельно, и весь человеческий род делился на эпархии, народоначалия, местоначалия, тирании и многоначалия, от этого противоборство и войны не прерывались, без опустошения полей и порабощения городов никогда не обходилось… И ты не погрешишь, если причиной этого признаешь многобожие». Далее он говорит о победе Христа над демонами, которые и поддерживали многобожие, и связывает эту победу с прекращением борьбы всех против всех и тем, что процвело «единое римское царство для всех» (βασιλεα μα τος πσιν ωμαων) (см. SC 16.2-4). При этом, в отличие от Оригена, Евсевий, как видно из дальнейшего, в плане историко-политическом делает в данном сочинении акцент не на моменте пришествия Христа, а на временах самого Константина. В самом деле многобожие в Римской империи еще долго господствовало и после Рождества Христова и Его победы над дьяволом и смертью на Кресте, хотя Империя (как принято было считать) к моменту Рождества уже существовала. Ориген поэтому подчеркивает, что установление мира и порядка ( PaxRomanum ) на большой территории земли способствовало беспрепятственному распространению христианства (т.е. он делает акцент на промыслительности появления единовластия к моменту появления христианства). Евсевий же расставляет акценты иначе. Он, конечно, знает историю, но при этом подчеркивает другую корреляцию. Правильно понять ее можно, если иметь в виду, что под «Римским царством» в данном случае он понимает прежде всего царство самого Константина , которого и считает настоящим царем (в отличие от тиранов, бывших язычниками ).   Евсевий еще и еще раз подчеркивает бывшую прежде разделенность человечества, причем, даже иудеи, которые служили Единому Богу, были разделены с другими народами и владели своим небольшим «наделом», каковым была Палестина (в этом отношении, заметим, ничем не отличающаяся от других стран): «В самом деле, до этого одни независимо владели Сирией, другие царствовали над Азией, иные над Македонией, те отделили себя и держали Египет, эти подобное сделали с Аравией.

http://bogoslov.ru/article/4507567

Петра великого города Антиохия имел две Финикии (Phoenices и Phoenices Libani) и Аравию, а престол иерусалимский имел три Палестины (Palaestina prima, Palaestina seconda и Palaestina salntaris)“. Соглашение это было утверждено собором (См. Деян. всел. соб. IV, 171–172). Собор халкидонский даже и вообще еще не употребляет титула: „патриарх“, относительно глав восточной иерархии, – этот титул установился за ними несколько позднее. Положение епископа иерусалимского, со времени I всел. собора и до халкидонского, т. е. в течение 125 лет, действительно было таково, что могло служить источником многих споров. Никейский собор 325 г. в виду исторических воспоминаний, связанных для христианства с городом Иерусалимом, признал за епископом его преимущества чести перед другими епископами, оставив его, однако, в подчинении не только епископу главного города диэцеза – антиохийскому, но, вероятно, и епископу главного города провинции – митрополиту кесарийскому (Hefele, I, 403 и сл.). 811 Кан. 28 халкид. соб. Впрочем и халкидонский собор признал лишь то, что силою вещей установилось в жизни, так как, по свидетельству церковного историка Феодорита кирского (V, 28), еще раньше халкид. собора Златоуст осуществлял права власти над Фракией, Понтом и Азией. 813 ) Римские епископы восставали в принципе против попытки производить власть их из значения города Рима, как столицы и императорской резиденции, основывая власть свою, равно как и власть епископов александрийского и антиохийского, на происхождении кафедры от апостола Петра. Поэтому, они отказывали в высших правах константинопольскому епископу, который не мог сослаться не только на происхождение от апостола Петра, но и вообще на апостольское происхождение своей кафедры, причем немаловажным аргументом для Рима служило и то обстоятельство, что I всел. собор поименно назвал только трех высших епископов христианства – римского, александрийского и антиохийского, а константинопольского даже вовсе и в виду не имел; следовательно всякие дальнейшие изменения в установленном этим собором строе в пользу константинопольского епископа, могли представляться нарушением канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010