Ион.1:13 . И начали люди грести, чтобы возвратиться к сушь, но не могли; потому что море прибывало и воздымалось против них. LXX: И усиливались люди возвратиться к земле, но не могли, потому что море прибывало и более поднималось против них. Пророк произнес приговор против себя; но они, узнав, что он почитает Бога, не осмеливались наложить руки на него; поэтому они усиливались возвратиться к суше и избежать опасности, чтобы не проливать крови, предпочитая погибнуть, нежели погубить. Какая перемена! Народ, служивший Богу, говорит: «распни, распни Его» ( Ин. 19, 6 ). А этим повелевается умертвить, море неистовствует, буря требует, и однако они, пренебрегая собственною опасностию, заботятся о спасении другого Поэтому LXX и выражаются παρεβιζοντο, то есть «желали пересилить» и победить природу, чтобы не причинить насилия пророку Божию. Гребли же эти люди, чтобы возвратиться к суше, потому, что, не зная тайны того, кто должен был пострадать, они думали, что корабль может спастись от опасности, между тем как низвержение Ионы в море должно было послужить к облегчению корабля. Ион.1:14 . И воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу этого человека, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, как восхотел. LXX: И воззвали они к Господу и сказали: Господи! да не погибнем мы за душу этого человека, и да не вменишь нам кровь праведную; ибо Ты, Господи, соделал, как восхотел. Велика вера корабельщиков: они сами находятся в опасности, и молятся о спасении (anima) другого. Ибо они знают, что хуже смерть грешника, нежели утрата жизни. «И да не вменишь нам, – говорят, – кровь невинную». Они призывают Господа в свидетели, чтобы не было им вменено все то, что они сделают, и как бы говорят: мы не желаем погубить пророка Твоего; но и он сам объявил о гневе Твоем, и буря об этом свидетельствует, потому что Ты, Господи, соделал, как восхотел, Твоя воля исполняется нашими руками. Слова корабельщиков не кажутся ли нам заявлением Пилата, который омывает руки свои и говорит «неповинен есмь от крове Человека сего " . ( Матф. 27, 24 )? Язычники не желают погубить Христа, свидетельствуют о невинной крови, а иудеи говорят: «кровь Его на нас и на чадех наших» ( Матф. 27, 25 ). Поэтому если они будут поднимать руки к небу, то не будут услышаны, ибо они полны крови. «Ибо Ты, Господи, соделал, как восхотел»: в том, что мы приняли его, что поднялась буря, что свирепствуют ветры, что море воздымает волны, что беглец уличается жребием, что он объявляет, как должно поступить, – во всем этом Твоя воля, Господи, ибо Ты соделал, как восхотел. Поэтому и Спаситель говорит в Псалме: «еже сотворити волю Твою, Господи, восхотех " ( Псал. 39, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

На кого указал жребий, того они заставляют, чтобы он сам объявил, почему поднялась такая буря или почему против них разразился сильный гнев Божий. «Открой нам», – говорят, – «за кого эта беда на нас», чем ты занимаешься, из какой страны, из какого народа ты происходишь и куда спешишь отправиться? Здесь заслуживает замечания также та краткость, которой мы обыкновенно удивлялись в словах Виргилия 4 : Он говорит им: что вас побудило, Юноши, в путь неизвестный пускаться? Куда вы стремитесь? Кто вы? Откуда? С войною ли, с миром ли прибыли вы к нам? Спрашивают о личности его, о стране, о цели путешествия и его городе, чтобы отсюда узнать и о причине бедствия. Ион.1:9 .  И он сказал им: я еврей, и боюсь Господа Бога небесного, сотворившего море и сушу. LXX: И он сказал им: я раб Господа, и почитаю Бога небесного, сотворившего море и сушу. Он не сказал: «я иудей», потому что отделение десяти колен от двух дало это наименование народу, но «я еврей», то есть περα’της переходящий как и Авраам, который мог сказать: «преселник аз есмь... и пришлец, якоже вси отцы мои» ( Псал. 38, 13 ), о чем в другом псалме написано: «преидоша от языка в язык и от царствия в люди ины» ( Псал. 104, 13 ), и Моисей говорит: «мимошед увижду видение великое сие» ( Исх. 3, 3 ). «И боюсь Господа Бога небесного»: не богов, которых вы призываете и которые не могут спасти, но Бога небесного, сотворившего море и сушу: море, по которому я убегаю, и сушу, с которой я бегу. И справедливо в отличие от моря называется не земля, а суша. Также в кратких словах указывается на Творца вселенной, который есть Господь и неба, и земли, и моря. Но возникает вопрос: чем подтверждается истинность слов: «боюсь Господа Бога небесного», когда он не исполняет повелений Его? Мы можем ответить, что и грешники боятся Бога, и рабам свойственно не любить, а бояться. Впрочем, в этом месте страх можно понимать в смысле почитания применительно к пониманию тех, которые слышали о Боге, но еще не знали Его. Ион.1:10 .  И устрашились люди страхом великим, и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежал от лица Господня, как он сам объявил им.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

и Я вас упокою ( Мф.11:28 ), – и долготерпит и ждет нашего обращения. И когда кто из нас, оставляя свои грешные дела, обращается к Богу с желанием служить Ему, то Господь скоро милует его и избавляет душу его от всякой скорби, от всякого зла. Как при отвращении лица от солнца происходит тень на нем и холод; чтобы согреть его и просветить нужно обратиться опять к солнцу, так и человеку стоит только душою обратиться к Богу, ибо те, которые взирают к Нему, просвещаются, и лица их не постыдятся ( Пс.33:6 ). Или еще сказано: будет всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется ( Иоил.2:3, 2 ). Примеров сему много есть в Писании. Вот Давид возвещает: сретил я скорбь и муку; но призвал имя Господне: Господи! Избавь душу мою; горько я стражду. И Господь сжалился надо мною, и подал мне чашу спасения; ибо благ и праведен Господь, внемлет всем призыващим Его. Вот Иона пророк: возопих, – говорит, – в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя ( Ион.2:3 ). Вот ниневитяне, которых вопль злобы доходил до небес, когда услышали от пророка: еще три дня, и Ниневия разрушится, – то возопиша, – сказано, – прилежно к Богу и Бог раскайся о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори ( Ион.3:10 ). Вот Езекия царь, когда услышал от пророка, что он должен скоро помереть, помолился Господеви, глаголя: помяни, Господи, како ходих пред Тобою сердцем истинным, и плакася плачем великим. И что же – услышах молитву его, Господь возвестил ему через пророка Исаию, и се прилагаю к летам твоим лет пятьнадесят ( Ис.38:1–5 ). Вот и злочестивый Ахав, услышав слово Илии пророка, что Господь наведет на него злая, испугался и заплакал; тогда Господь сказал Илии: видел ли еси, яко умилися Ахав от лица моего? Сего ради не наведу злая во днех его; но во днех сына его наведу зло на дом его ( 3Цар.21:29 ). Итак, дерзай и ты, грешник, и возопий к Богу, и избавит тя от насилия руки вражия ( Вар.4:21 ). Не бойся, мир тебе, мужайся и крепися ( Дан.10:19 ). В смятении моем я думал: отвержен я от очей Твоих, – так говорил Давид пред Богом, – но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к тебе ( Пс.30:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Нигде в святых книгах, ни у апостолов, ни у пророков, ни у святых отцов не говорится, что второе Христово пришествие будет тогда, когда минует тысяча лет или две после первого Его пришествия. Сам Господь наш Иисус Христос сказал в Святом Евангелии: «Никто не знает, ни Ангелы небесные... но только Отец» ( Мк. 13, 32 ). Согласно с этим писали и святые пророки и апостолы и святые отцы наши. Даже если бы Бог возвестил нам в Священном Писании или кто-либо из святых апостолов или пророков сказал, что пройдет тысяча или две тысячи лет после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и тогда будет второе пришествие, и если бы прошло то время, а второго пришествия не было бы – и тогда недопустимо рассуждать об этом и вопрошать Творца и Содетеля всяческих. Ибо человеколюбивому и душелюбивому Господу Богу Вседержителю свойственно терпеть наши грехопадения и не желать нашей погибели во грехах, но всех вести к покаянию. Так, о Ниневии Он говорил, что город погибнет, – и тот не погиб, но благочестие победило осуждение ( Ион. 1, 2 ; Ион. 3, 1–10 ). И о Езекии завещал и сказал ему для домашних его, что он умрет и не будет жить ( 4Цар. 20 ), – и он не умер. И об Ахаве сказал: «Наведу на тебя зло», – и не навел ( 3Цар. 21 ). Упоминая об этом, мы не говорим, что Господь лжет, но хотим показать, что преблагой Господь покоряется Своему человеколюбию. Ведь и ниневитяне, будучи варварами и не зная Священного Писания и страха Божия, не отчаивались о своем спасении и не говорили: «Бог повелел, Царь установил, и как может это быть иначе?» Но все пришли к покаянию и вскоре отвратились каждый от своего греховного пути и от неправды в делах своих, говоря: «Кто знает, может быть, Господь пожалеет, и внемлет мольбам, и отвратит свой гнев и ярость, и мы не погибнем». И увидел Бог по делам их, что они отвратились от своих греховных путей, и пожалел Господь о напастях, которые обещал им. Когда же прошли указанные три дня и Ниневия не погибла, они не вопрошали Господа, не стали говорить, что слово Его не сбылось. А мы, названные чадами Божиими, святым народом, нося Христово имя, вопрошаем и допытываемся, говоря: «Почему задерживается второе Христово пришествие, ведь уже пора ему быть?»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Блюдите, да не презрите единого от малых сих… Может быть, иногда вы идете в храм с беспокойной совестью и с некоторым страхом ради грехов своих: ведите с собой детей, поставьте их между собой и св. алтарем, в своей покаянной молитве укажите на них милосердному Спасителю – и Он послушает и помилует вас! Через детей вы приблизитесь к Богу, за детей получите от Него благословение : «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, – говорит Господь, – тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» ( Мк.9:36–37 ). Может быть, молитвы ваши исполняются потому только, что с вами молятся ваши дети, и не исполняются потому, что с вами не молятся ваши дети. Может быть, вы остаетесь в живых за непорочность детей, и только они детской рукой отражают стрелы небесного правосудия. Развращенному городу Ниневии была изречена погибель: «еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена» ( Ион.3:4 ). Но послушайте, что говорит Бог пророку Ионе о сем городе: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» ( Ион.4:11 ). Господь пощадил Ниневию ради невинных младенцев. Однажды иудеи страдали от неурожая и засухи, и Сам Бог указал между другими средствами одно – едва ли не сильнейшее: «Соберите отроков и грудных младенцев» ( Иоил.2:16 ), и потом пощадил Господь народ Свой и возвратил земле обилие и благословение ( Иоил.2:19 ) ради невинных молельщиков – младенцев. И в ваших руках это средство ко спасению! Пользуйтесь им для блага вашего временного и вечного; собирайте детей в храм для молитвы – и пощадит всех нас милосердый Господь. Даже в другую жизнь не страшно явиться тем родителям, у которых останутся дети, любящие храм Божий и проникнутые духом христианской молитвы, расставшись с родителями, дети чаще будут посещать храм, чаще припадать к жертвеннику на котором возносится бескровная жертва за живых и умерших, усерднее молить Христа Спасителя о спасении и упокоении почивших своих родителей – и молитва веры сыновней спасет души родительские.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   Наше спасение включает в себя, во-первых, то, что Христос умер за нас, а во-вторых, то, что Христос живет в нас (Ин 15:4, Ин 17:26, Кол 1:27), и мы, живущие во Христе, соединены с Ним в Его смерти и в Его жизни воскресения (Рим 6:3—10, Кол 2:12,20, Кол 3:1). Этот жизненно важный для нас союз, сформировавшийся в момент и в результате нашего нового рождения и поддерживаемый с Божьей стороны Духом, а с нашей стороны верой, предполагает, что мы находимся с Богом в отношениях завета, в смысле нашего вечного избрания во Христе (Еф 1:4—6). От начала было назначено, что Иисус станет нашим представителем перед Богом, нашим главой, и тем, кто понесет на Себе наш грех (1 Пет 1:18—20 ср. Мф 1:21), и мы были избраны для того, чтобы быть действенно призванными, подобными Его образу и прославленными Божьей силой (Рим 8:11,29—30).    Верующий спасен от греха и смерти, но для чего он спасен? Для того, чтобы и в земной жизни, и в вечности жить в любви к Богу, Отцу, Сыну и Духу, и к своим ближним. Источником любви к Богу является знание о Божьей искупительной любви к нам, а свидетельством любви к Богу является любовь к ближним (1 Ин 4:19—21). Цель Бога: сейчас и в будущем по-прежнему выражать во Христе Свою любовь к нам, а нашей целью должно быть неизменное выражение любви к трем Лицам единого Божества через поклонение и служение во Христе. Жизнь в любви и поклонении это наша надежда славы, наше спасение сейчас и наше счастье вовеки. Значение спасения     Главная тема христианского Евангелия спасение. Спасение это образное слово, употребляемое в разнообразных контекстах и передающее идею избавления от опасности или беды и достижения безопасности. Евангелие возвещает, что Бог, Который спас израильтян из Египта, Иону из чрева рыбы, псалмопевца от смерти и воинов от гибели в бушующем море (Исх 15:2, Ион 2:10, Пс 114:8, Деян 27:31), спасет всех верующих во Христа от греха и его последствий.    Точно так же, как эти земные избавления были целиком заслугой Бога и их нельзя причислить к тем случаям, когда люди спасают себя сами с Божьей помощью, так будет обстоять дело и со спасением от греха и смерти. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф 2:8). «У Господа спасение» (Ион 2:10). От чего же спасены верующие? От своего прежнего положения, когда они находились под Божьим гневом, под властью греха и под владычеством смерти (Рим 1:18, Рим 3:9, Рим 5:21); от своего естественного состояния, при котором ими управляли мир, плоть и дьявол (Ин 8:34, Рим 8:7—4, 1 Ин 5:19); от страхов, порождаемых грешной жизнью (Рим 8:15, 2 Тим 1:7, Евр 2:14—15), и от многих дурных привычек, которые были частью этой жизни (Еф 4:17—24, 1 Фес 4:3—8, Титу 2:11—3:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Кто знает, может быть Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» ( Ион.3:5, 6–9 ). «Так, в великом городе Ниневии, в неслыханном дотоле вопле слились голоса людей и животных... От страданий они уподобились мрачным теням, от строгого поста сделались подобными обгоревшим головням, от бдений растаяли кости их, остались только кожа и остов... В эти шесть седмиц и мертвым было спокойнее, нежели им, оставшимся в живых. Они были тоже мертвецы, только не погребенные. Весь город несет одно иго – покаяние...» (11, 98, 105). «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и не навел» на ниневитян истребления ( Ион.3:10 ). «Если бы, – пишет свт. Василий Великий , – с ниневитянами не постились и бессловесные, то им не избежать бы угрожавшего» бедствия. Великий проповедник покаяния – Предтеча и Креститель Иоанн, живя в пустыне, питался акридами 33 и диким медом... Киево-печерские подвижники благочестия, по словам профессора-хирурга Архиепископа Луки (Войно-Ясинецкого), «посмеивались над законами физиологии питания и жили по сто и более лет», питаясь просфорками, хлебом и водою. «Эти блаженные люди, изнуряющие плоть свою, держали ее в повиновении духу... Они знали, что дух властвует над плотью, что дух неизмеримо сильнее плоти, что все происходящее в теле нашем, направляется духом, живущим в нас» (Проповедь 3.XII.1949). «Известно, что иные деревья нужно подрезать, чтобы они приносили плоды; нам ведомы люди, которым в монастырской келье открываются бескрайние духовные горизонты, и эти люди, идя от ограничения к ограничению, достигают подлинной свободы» от оков плоти (105, 572–3). Они, оставаясь в плоти, становятся тогда способными возвышаться и приступать своим духом к Богу, Который есть Дух. «Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть» ( Прит.15:17 ). Языческое воззрение 34 ошибочно. Оно опровергается всем сонмом христианских мучеников и подвижников благочестия. «Дух человека переносит его немощи» ( Прит.18:15 ). «Сила Моя, – сказал Господь ап. Павлу, – совершается в немощи» ( 2Кор.12:9 ). Часто с нами бывает такое: болеет дух, а мы откармливаем свое тело и думаем, что как только оно разжиреет, то сейчас же и вселится в него «здоровый дух».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Первое указание на факт сошествия Иисуса Христа во ад, хотя и не вполне ясное, можно видеть в словах Самого Господа: как Иона был во чреве кита три дня и три ночи; так и Сын человеческий будет в сердце земли (ν τ καρδ τς γς) три дня и три ночи (Мф.12:40). Текст этого места может указывать и на пребывание во аде, и на трехдневное пребывание во гробе. ν τ καρδ τς γς не имеет для себя аналогичного выражения в Новом Завете, в Ветхом же можно указать на слова пр. Ионы во чреве кита: Ты вверг меня в глубину, в сердце моря – LXX καρδα θαλσσης – Ион.2:4 ). Но как в этом месте, так и в других – еврейское – не строго обозначает средину чего-либо, а указывает вообще на внутренность предмета 178 . По аналогии с приведенными примерами ν τ καρδ τςγς скорее может значить просто в земле, чем в средине земли. Но, с другой стороны, нельзя не обратить внимания на то, что Иона, молясь из чрева кита, говорит: из чрева преисподней ( ) я возопил ( Ион.2:3 ), сближая, таким образом, свое положение с пребыванием в мрачном шеоле. Это обстоятельство дает право и в словах Господа видеть пророчество о тридневном пребывании Его во аде, а не в могиле. Параллель была бы слишком слаба, если бы поглощение Ионы китом прообразовало только трехдневное пребывание во гробе тела Иисусова, а не то, что Иисус Христос, подобно всем людям, будет поглощен смертью, но чрез три дня разрушит ее узы. В последнем, должно полагать, и заключается сущность сравнения, которое проводится между пророком Ионоюи Иисусом Христом 179 . «Смерть поглотила краеугольный камень, говорит св. Иоанн Златоуст , но не могла переварить его и изрыгнула его вместе с остальною пищею» 180 . Поэтому, хотя по своему грамматическому выражению слова Господа и могли бы быть изъясняемы в смысле указания на Его тридневное погребение, но, в виду указанного сопоставления пребывания в сердце земли с пребыванием Ионы во чреве кита, они необходимо должны иметь более широкий смысл и включать в себе указание на пребывание Иисуса Христа в царстве смерти – аде. Это тем более возможно, что, по ветхозаветному воззрению, понятия могилы и царства мертвых настолько тесно примыкали друг к другу, что на первых порах обозначались одним словом – шеол. Другое более ясное место о сошествии Иисуса Христа во ад читаем в книге Деян.2:27, 31 . Апостол Петр, приводя слова псалма: ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь Святому Твоему увидеть тления ( Пс.15:10 ), прибавляет, что Давид говорит не о себе, потому что он и умер, и погребен, и гроб его у нас до сего дня ( Деян.2:29 ). Но, будучи пророком, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления ( Деян.2:30–31 ) 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

О возлюбленные братия! Говорить " боюсь Бога, " а на деле поступать против воли Божьей — значит не бояться, не уважать Бога, но пренебрегать Его святую волю — не покоряться, но дерзко противиться своему Создателю и Спасителю. Это подтверждается и поступками самого Ионы: его исповедь, — что он чтит и боится Бога, — не укротила моря, но бурные его воины бушевали сильнее, и сильнее, и наконец Иона брошен был в море, ради укрощения бури. Но прежде этого он перед всеми сознался в своей вине, говоря: " возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. " О дивный Иона! ты был любителем истины, и всем корабельщикам открыл ее относительно самого себя, говоря: знайте, что вся эта ветренная буря, этот шторм ветров, поднявший на море целые горы волн и все бедствия, от него претерпеваемые, произошли единственло от сопротивления собственной моей воли против воли Божественной: Бог приказал мне идти в Ниневию, но не в Фарсис. — Однако ожидает тебя учитель морский, который вскоре наставит тебя, научит той истине, что должно каждому того желать, чего желает Бог, и не желать того, чего не желает Бог: " Взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей " (Ион. 1:15), " и повелел Господь большому киту поглотить Иону " (Ион. 2:1). Таковы последствия упорного своеволия! Да послужит это и нам, братия, наукой о том, как принимать на себя благое и легкое бремя Божественной воли. Слушайте дальше, каким образом последовало вразумление наказанного Ионы, и как легко и скоро он покорился повелению Божьему. Он, заключенный в утробе живого морского зверя, как бы в темном каземате, и погруженный уже почти на дно ада, недоумевал, жив ли он, или мертв? И, как бы находясь во сне, воззвал он к Господу — когда душа его была уже близ кончины, тогда он вспомнил о Боге. Действительно, так бывает и с нами грешными: не скоро приходим мы в чувство; одна крайняя, угрожающая беда пробуждает в нас чувство, и мы тогда начинаем желать того, чего прежде и преступно не желали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

это были образы двух заветов. Один – с народом Иудейским, по закону в рабстве рождающий по подобию той Агари; ибо Агарь есть гора Синай в Аравии. Она служит подобием сего Иерусалима, поскольку он в порабощении находится и вместе с чадами своими рабствует римлянам. Вышний же Иерусалим свободен [есть], как Сарра, и выше всех властей и начальств. Он есть мать наша, Церковь святая, которую мы исповедуем. Не мы изобрели это учение, ибо Исаия предсказал о ней: возвеселись бесплодная нерождающая (ср.: Ис. 54:1 ), потому что много явилось детей Церкви неплодной, более, чем у Израиля, имеющего мужа. Вы же, братия, по Исааку обетования чада есте. Но как Измаил обижал (гнал) Исаака ( Быт. 21:9 ), так и мы теперь терпим преследования от них (Толкование на Послания божественного Павла. Послание к Галатам) 287 . Пророк Иона как прообраз Иисуса Христа  . Историю служения пророка Ионы использовал в Своей проповеди Господь наш Иисус Христос. Он говорил: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Мф. 12:40–41 ). Здесь показывается, что событие из жизни пророка Ионы (пребывание во чреве кита; Ион. 1–2 глл.) прообразует собой (по аналогии, что в тексте выражено через связь «как…, так и…») другое событие в будущем – трехдневное пребывание Христа во гробе. Этим показано структурное сходство в основных чертах. Хорошо видно, как при таком толковании сосуществуют исторический и прообразовательный смыслы текста – случай из жизни пророка не отрицается, признается бывшим в действительности, но в то же время важен не сам этот случай, а то, что сквозь него прообразуется – великое событие спасительного подвига Христова. Ясно видны различия между типосом и антитипосом, превосходство второго над первым, предшествование прообраза во времени. Евфимий Зигабен писал об этом отрывке: Христос… сказал: и вот, здесь больше Ионы, потому что Иона – раб, а Христос – Владыка; тот исшел из чрева китова, а Этот из ада; тот проповедовал против воли, а Этот – добровольно; тот был пришлец, а Этот – сродник по плоти; тот предсказал разрушение, а Этот – Царство Небесное; тот не совершил никакого знамения, а Этот – бесчисленное множество; о том никто не предсказал, а об Этом – все пророки. Кроме того, ниневитяне были язычники, а иудеи воспитаны на Божественных Писаниях; те ничего не слышали от Ионы, кроме сего: еще три дни, и Ниневия превратится ( Ион. 3:4 ), и тотчас поверили ему и покаялись, а эти слышали от Христа все сокровища высшего любомудрия, и не верили Ему. Можно, конечно, найти и много другого большего, что имел Христос (Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 12) 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010